Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организационно-экономического механизма управления качеством продукции: на примере предприятий хлебопекарной промышленности Приморского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследованы принципы управления качеством продукции как единство общих, общесистемных и специальных правил, лежащих в основе общей методологии управления качеством. Раскрыт механизм действия специальных принципов управления качеством, закрепленных в стандартах ИСО 9000:2000, применительно к управлению качеством хлебобулочной продукции. На основе теоретического анализа научных фактов, тенденций… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
    • 1. 1. Экономическая сущность категории качества продукции и ее влияние на экономические показатели деятельности предприятия
    • 1. 2. Эволюция теории и практики управления качеством продукции на зарубежных и отечественных предприятиях
    • 1. 3. Исследование особенностей функционирования хлебопекарной промышленности Приморского края
    • 1. 4. Анализ факторов, влияющих на качество продукции, и выявление тенденций его изменения на предприятиях хлебопекарной промышленности Приморского края
  • ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
    • 2. 1. Исследование принципов управления качеством
    • 2. 2. Методы планирования и стимулирования повышения качества продукции
    • 2. 3. Методические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма управления качеством продукции
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ И РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ «ПРОГРАММ КАЧЕСТВА»
    • 3. 1. Пути повышения качества продукции и се конкурентоспособности
    • 3. 2. Комплексная целевая программа повышения качества продукции
    • 3. 3. Усиление мотивации и стимулирования персонала за повышение качества продукции
    • 3. 4. Оценка эффективности мероприятий, но повышению качества продукции

Совершенствование организационно-экономического механизма управления качеством продукции: на примере предприятий хлебопекарной промышленности Приморского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационной работы. В настоящее время высокое качество продукции является одним из главных факторов успеха предприятий пищевых отраслей, обеспечения их конкурентоспособности и экономической эффективности.

Повышение качества продукции представляет собой многоплановую проблему, связанную с качеством сырья, материалов, техническим состоянием оборудования, квалификацией кадров и другими факторами, которые в разной степени влияют на качество готовой продукции и требуют комплексного, системного подхода к их регулированию. По данным проведенных исследований потери от брака и низкого качества по указанным причинам на предприятиях хлебопекарной промышленности Приморского края достигают 2,5−3%, которые сопровождаются убытками на устранение брака, исчисляемыми миллионами рублей.

Действующие в настоящее время методические документы и механизм управления качеством устарел и не решает всех организационно-экономических проблем развития хлебопекарной отрасли в соответствии с ее специфически сложившимися производственными отношениями и особенностями формирования рынка хлебобулочной продукции. Многочисленные публикации по данной проблематике отражают лишь отдельные аспекты организации и развития отраслей хлебобулочного производства, недостаточное внимание уделено реализации системного, комплексного подхода в современных условиях. При этом высокий уровень качества хлебобулочной продукции невозможно обеспечить ценой единичных, разовых усилий отдельных исполнителей, подразделений, руководителей.

Поэтому исследование данной проблемы и выработка практических рекомендаций по разработке и обоснованию организационно-экономических мероприятий и механизма управления качеством направлено на повышение качества хлебобулочной продукции и отвечает современным требованиям науки и практики.

Актуальность обозначенной проблемы обусловлена тем, что на предприятиях исследуемой отрасли управление качеством осуществляется не комплексно, выборочно, без должной увязки всех функций системы управления качеством, в условиях слабого учета влияния на качество основных организационно-технических факторов, а также экономических, административных, правовых рычагов организационно-экономического механизма управления качеством. Комплексное решение этих вопросов в хлебопекарной промышленности позволит повысить качество и конкурентоспособность продукции.

Степень разработанности проблемы. Основоположниками разработки вопросов управления качеством принято считать ведущих зарубежных ученых: Э. Деминга, Дж. Джурана, К. Исикаву, Г. Доджа, В. Шухарта, А. Фейгенбаума, Ф. Тейлора и др. Среди отечественных ученых весомый вклад в развитие теории и методологии управления качеством внесли В. П. Адлер, Г. Г. Азгальдов, В. Г. Версан, A.B. Гличев, В. А. Огвоздин, — О. В. Глудкин, В. А. Лапидус, Д. С. Львов, М. З. Свиткин, В. М. Мишин, Д. К. Шевченко, А. И. Чупилин, Ю. Н. Фихман, И. И. Мазур, В. И. Сиськов и др. Всестороннее изучение трудов зарубежных и отечественных ученых показало, что в данных работах рассматриваются методические, методологические и организационные вопросы повышения качества продукции и управления им. Однако ощущается недостаток системных разработок, которые адекватно отражали бы современные организационно-экономические условия производства качественной продукции в хлебопекарной отрасли. Ряд вопросов данной проблемы исследован недостаточно полно, а именно: вопросы методических подходов к формированию механизма управления качеством хлебобулочной продукции, методы расчета эффективности планируемых мероприятий по повышению качества, улучшение реализаций программ качества и др. Все вышесказанное обуславливает актуальность, теоретическую и практическую значимость настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью. диссертационного исследования является разработка методологических подходов • к совершенствованию организационно-экономического механизма управления качеством на предприятиях хлебопекарной промышленности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— исследовать экономическую сущность категории качества продукции и теоретически обобщить различные подходы к управлению качеством на зарубежных и отечественных предприятиях;

— провести оценку современного состояния управления качеством продукции на предприятиях хлебопекарной промышленности Приморского края и выявить особенности функционирования данных предприятий;

— сделать анализ факторов, влияющих на качество хлебобулочной продукции, и выявить основные тенденции его изменения в исследуемой отрасли;

— исследовать систему действующих принципов управления качеством продукции и разработать методы комплексного планирования, мотивации и стимулирования повышения качества продукции;

— предложить методические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма управления качеством продукции;

— определить основные направления повышения качества хлебобулочной продукции и ее конкурентоспособности на основе комплексного целевого подхода;

— выявить резервы усиления мотивации и стимулирования персонала за повышение качества продукции;

— обосновать и усовершенствовать методы оценки эффективности мероприятий по повышению качества продукции на базе статистических методов управления им.

Объект исследования. Объектом исследования в работе является современное состояние управления качеством продукции на крупнейших хлебопекарных предприятиях Приморского края: ОАО «Владхлеб» и ООО «Хлебный дом».

Предмет исследования. Предметом исследования являются организационно-экономические и методологические аспекты формирования механизма управления качеством хлебобулочной продукции и направления его совершенствования в современных условиях.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой исследования послужили труды известных зарубежных и отечественных ученых, законодательные и нормативные акты международного и федерального уровней по вопросам создания систем управления качеством на предприятияхисточники энциклопедического характера, периодическая литература по вопросам управления качеством.

Методологической основой исследования являются методы сравнительного и факторного анализа, наблюдение, аналогия, исторический и абстрактно-логический методы, экспертное прогнозирование и экономико-математическое моделирование. Анализ статистических данных произведен с использованием методов группировки, сравнения и обобщения.

Информационной базой исследования явились планово-отчетные и статистические данные хлебопекарных предприятий Приморского края, Территориального органа государственной статистики по Приморскому краю, информационные ресурсы сети Интернет, а также результаты специальных исследований автора на анализируемых предприятиях.

Наиболее существенные результаты, полученные автором:

— исследованы и обобщены научные подходы и методы управления качеством в рамках отечественного и зарубежного опыта управления и определены предпосылки их совершенствования;

— исследованы факторы, влияющие • на качество продукции, и установлены тенденции их изменения на хлебопекарных предприятиях.

Приморского края с использованием экономико-математических методов оценки их влияния на уровень качества;

— обобщены общие, общесистемные и специальные принципы управления качеством, уточнены и дополнены специфические принципы управления качеством хлебобулочной продукции, которые использованы для разработки организационно-экономического механизма управления качеством;

— исследованы существующие методы планирования повышения качества продукции и определены основные планово-оценочные показатели повышения качества;

— изучены научные подходы к разработке организационно-экономического механизма управления качеством и определены основные направления его совершенствования;

— сформулированы основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности;

— исследовано содержание комплексного целевого подхода к планированию повышения качества, на основе чего разработана комплексная целевая программа повышения качества продукции, обеспечивающая связь целей и задач управления с ресурсами и конечными результатами;

— изучены и обобщены методические подходы к усилению мотивации и стимулирования повышения качества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях:

1) исследованы факторы, влияющие на качество хлебобулочной продукции, и установлены тенденции их изменения на хлебопекарных предприятиях с использованием экономико-математических методов оценки их влияния на уровень качества;

2) уточнены и дополнены специфические принципы управления качеством хлебобулочной продукции, которые использованы для разработки организационно-экономического механизма управления качеством;

3) предложены методы планирования повышения качества продукции и определены основные планово-оценочные показатели повышения качества;

4) разработан организационно-экономический механизм управления качеством в хлебопекарной промышленности и определены основные принципы его функционирования;

5) разработана комплексная целевая программа повышения качества продукции, обеспечивающая связь целей и задач управления с ресурсами и конечными результатами;

6) предложены методические подходы к усилению мотивации и стимулирования повышения качества и механизм мотивации производственного персонала, в котором уточнены и дополнены структура потребностей и блок регулирования мотивационного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных в работе результатов и рекомендаций для совершенствования управления качеством хлебобулочной продукции на предприятиях Приморского края, что позволит повысить качество их продукции в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Практическую значимость имеют разработанные в диссертации рекомендации по планированию и стимулированию повышения качества на основе тесной увязки стратегического и текущего планирования в соответствии с разработанной целевой стратегией управления производствомпо применению комплексной целевой программы повышения качества продукции, разработанной на основе анализа факторов, влияющих на качествопо использованию рассчитанной автором экономико-математической модели зависимости уровня качества от определяющих его факторов в оценке степени их влияния и получении прогнозной величины уровня качества, которая может стать основой для его планирования.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора по теме работы, в докладах и выступлениях на международных и всероссийских научнопрактических конференциях и симпозиумах. По результатам исследования опубликовано 8 печатных работ общим объемом 2,58 п.л., в том числе авторский объем 2,48 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 154 источников. Работа изложена на 217 страницах машинописного текста, содержит 19 таблиц, 25 рисунков, 8 приложений.

Результаты исследования лают основание полагать, что вследствие наличия «узких мест» в работе оборудования и уровне материально-технической базы возникают периодические перебои технологического процесса, связанные с остановкой печей, нехваткой пара в печи, нарушениями временного режима выпечки, что вызывает такие дефекты хлеба как подрывы, боковые разрывы, отсутствие глянца, подгорелость корки и др.

Кроме этого, проведенное анкетирование работников исследуемых предприятий (см. приложение 1) обнаружило факты аварийных остановок оборудования из-за его изношенности. Все вышеперечисленное свидетельствует о необходимости постепенной замены имеющегося оборудования вследствие его физического и морального износа.

Целесообразность проведения данного мероприятия • подтверждает динамика снижения потерь от данного фактора с 2003 г., обусловленная техническим перевооружением производства в конце 2002 г. Тем не менее на конец рассматриваемого периода (2005 г.) уровень потерь от данного фактора остается высок — 31,8%, что требует принятия соответствующих мер.

На необходимость повышения уровня материально-технической базы производства указывает также динамика показателей эффективности использования основных фондов исследуемых предприятий, приведенных в приложении 3. Так, коэффициенты износа основных средств на конец 2005 г. на предприятиях составляют почти 38%, причем за период с 2001 г. по 2005 г. наблюдается рост данных коэффициентов, что говорит об ухудшении состояния материально-технической базы производства и, как следствие, снижении производительности труда и качества выпускаемой продукции.

Коэффициенты прироста основных фондов на предприятиях невысоки, отрицательной тенденцией является снижение показателей поступления основных средств в 2005 г. по сравнению с предыдущим периодом, в то время как анализ факторов, влияющих на качество продукции, показывает необходимость обратного — скорейшей замены оборудования на более новое и прогрессивное, что позволит повысить качество продукции и ее конкурентоспособность.

Таким образом, проведенный анализ показал, что исследуемые предприятия недостаточное внимание уделяют своевременному обновлению изношенного и устаревшего оборудования, его систематическому осмотру и ремонту, подналадке, регулированию работы оборудования, что влечет появление дефектов хлебопродукции.

Для совершенствования состояния данного фактора считаем целесообразным внедрить на предприятиях следующие мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы производства:

1) ввести систему ежемесячных профилактических осмотров оборудования с целью выявления неполадок и своевременного их устранения для обеспечения бесперебойности технологического цикла;

2) ввести практику еженедельного освидетельствования производственного оборудования и регулирования его работы;

3) усилить внимание к систематической смазке, подналадке оборудования;

4) систематически проводить качественный ремонт оборудования для восстановления утраченных вследствие физического износа качеств;

5) проводить ежегодное обновление 10−12% морально устаревшего оборудования, как это принято в международной практике, для повышения прогрессивности материально-технической базы. Указанные мероприятия в совокупности позволят обеспечить бесперебойность технологического процесса, а также приведут к повышению уровня прогрессивности материально-технической базы производства в целом и росту качества производимой продукции.

2. Совершенствование контроля качества.

Как отмечалось ранее (см. рис. 5), данный фактор оказывает непосредственное влияние на качество конечной продукции и косвенное — на другие факторы. Одна из основных выявленных нами закономерностей управления качеством хлебобулочной продукции заключается в зависимости качества от непрерывности и комплексности контроля во всех направленияхвходного контроля качества сырья, контроля хода технологического процесса производства, контроля готовой продукции и1 контроля обращения продукции после выпуска ее из производства.

Анализ процесса осуществления контроля на исследуемых предприятиях (см. приложение 1) показал, что в ОАО «Владхлеб» и ООО «Хлебный дом» применяются следующие виды контроля: входной контроль сырья (технохимический, бактериологический), согласованный с органами надзораконтроль технологического процесса производства в соответствии с.

Программой производственного контроля по выполнению требований нормативно-технической документации (ГОСТ, ТУ, СанПиН) — контроль готовой продукции, а также контроль возвратов из торговой сети на возможность их промышленной переработки.

При имеющихся методах и приемах контроля необходимо отметить следующие недоработки в организации контроля качества продукции.

Во-первых, разработанная предприятием Программа производственного контроля направлена в основном на соблюдение требований безопасности хлебобулочной продукции в процессе, ее производства, хранения, транспортировки и реализации, но не отражает организацию методов выборочного контроля качества изготовления изделий, по которым можно было бы судить о качестве всей выпускаемой партии.

Во-вторых, имеющиеся на предприятиях графики исследования полуфабрикатов и готовой продукции содержат указание на контроль двух образцов готовой продукции ежедневно без обоснования такого объема выборки. Вместе с тем исследования каждодневной выработки продукции показали, что колебания объемов производства составляют от 5 до 30% (в зависимости от дня недели и месяца), что обязательно должно учитываться при определении объема выборочной совокупности, подвергаемой проверке.

И, наконец, внутренние документы по вопросам проведения отбора образцов продукции для контроля ее качественных показателей отражают правила приемки, методы отбора и определения органолептических и физико-химических показателей хлеба, контролируемого при его поступлении в торговую сеть, то есть уже после выпуска изделий из производства. Подобные же документы, описывающие аналогичные процедуры непосредственно при выпуске продукции из производства, отсутствуют на предприятиях.

Все вышесказанное обуславливает необходимость введения на исследуемых предприятиях статистических методов контроля качества продукции по основным органолептическим и физико-химическим показателям при сдаче ее производственными подразделениями на склад или непосредственно торговому агенту.

Статистический метод контроля основан на использовании выборочной проверки, при которой контролируется не каждая единица продукции, а только отобранная выборка, что позволяет экономить временные и денежные ресурсы на осуществление процесса контроля.

Среди всех статистических методов контроля считаем целесообразным проводить статистический приемочный контроль по альтернативному признаку, который имеет результатом два взаимоисключающих исхода испытаний: отнесение продукции к годной или дефектной. Решение о том, принимать или браковать изделие, должно приниматься в процессе контроля без предварительного разделения его результатов по группам, видам продукции в зависимости от степени соответствия требованиям нормативных документов, а также характера и тяжести дефектов и брака.

Для внедрения статистического контроля качества и обработки его данных необходимо составлять план контроля качества, в котором отражаются следующие данные: объем выборки п — (в % от всей партии — генеральной совокупности), методы проведения контроля и принципы принятия решения о годности продукции в зависимости от величин приемочного и браковочного числа [68, 72, 110].

В качестве схемы проведения такого контроля рекомендуется применять многоступенчатый план контроля [72], при котором в выборке численностью П (изделий определяется количество дефектной продукции Шр Затем проводят первую ступень контроля, по результатам которой устанавливают: если число дефектных изделий Ш] в составе выборки не превышает приемочного числа С] (гп] < С]), то партию продукции принимают как годнуюесли Ш] окажется больше браковочного числа с^ (гп] > с^), партию бракуют. В том случае, когда число фактически дефектных изделий попадает в интервал между приемочным и браковочным числом (С| < Ш] < с1|), то должно приниматься решение об отборе повторной выборки объемом Пг изделий, в которой определяется Шг дефектных, и проводится вторая ступень контроля. При выполнении условия, когда общее число дефектных изделий в двух выборках меньше или равно второму приемочному числу ((Ш1 + Шг) < С2) партию необходимо принимать как годную, при превышении второго браковочного числа ((гп1 + Шг)? с^) партию необходимо браковать как дефектную. Если суммарное число дефектных изделий в двух выборках попадает в интервал (с2 < п1 + ш2 < с^), то необходимо принимать решение об отборе следующей, третьей выборки большего объема и применять к ней аналогичные процедуры контроля. На последней ступени контроля, если суммарное число дефектных изделий во всех выборках не превышает конечного приемочного числа, то партия должна быть принята, в ином случае — забракована. Схема последовательного применения многоступенчатого выборочного контроля по альтернативному признаку приведена на рис. 19.

Рис. 19. Блок-схема многоступенчатого приемочного контроля качества продукции.

Для устранения влияния колебаний размеров ежедневной выработки на объективность контроля необходимо устанавливать приемочное число (приемочный уровень качества), размер выборки, подлежащей контролю, и браковочное число в процентах от объема произведенной и предъявленной к сдаче продукции.

Большую роль в повышении достоверности и эффективности статистического контроля играет научно обоснованное определение объема выборки, так как произвольное установление, без учета изменения выработки приводит к ошибкам и просачиванию брака в генеральной совокупности, что не гарантирует точного определения уровня качества продукции.

В практике проведения статистического контроля объем выборки задается в ГОСТ 18 321–78 и другой нормативно-технической документацией в зависимости от объемов партии, принятой степени контроля, величины приемочного и браковочного уровней качества. Если заданный объем выборки не обеспечивает точное выявление дефектов, то считаем необходимым увеличить объем выборки в плане контроля и. производить замеры чаще, через одинаковые промежутки времени вплоть до перехода на сплошной контроль. Также при многоступенчатом контроле качества считаем необходимым ужесточать требования к выборке в 1,2−1,5 раза путем увеличения приемочного числа на эту же величину.

По результатам выборочной оценки и анализа качества должны приниматься меры по регулированию технологического процесса производства, его приостановлению и устранению негативных факторов, вызывающих брак, что позволит обеспечить циклично регулируемый процесс изготовления хлеба, обеспечивающий регулярное и комплексное воздействие на технологический процесс на основании статистических методов контроля качества.

3. Повышение качества сырья.

Состояние данного фактора играет первостепенное значение в обеспечении высокого качества хлеба и хлебобулочных изделий, так как качество сырья (муки) на 70−80% определяет характеристики конечной продукции (см. приложение 1). На исследуемых предприятиях ОАО «Владхлеб» и ООО «Хлебный дом» уровень влияния данного фактора на дефектность продукции составляет в среднем.7,7% за 2001;2005 гг. (см. табл. 8), вместе с тем за 2005 г. число случаев брака и дефектов из-за невысокого качества муки возросло в 3 раза по сравнению с предыдущим периодом и достигло 12%, что говорит о недостаточном внимании предприятий к своим поставщикам, к изучению скрытых свойств муки, проявляющихся в процессе изготовления хлеба и обуславливающих брак в производстве, а также снижении эффективности входного контроля сырья.

Для устранения существующих проблем и их недопущения в будущем, руководствуясь принципом взаимовыгодного партнерства с поставщиками, нами предлагается использовать методику комплексной оценки поставщиков сырья для хлебопекарных предприятий, позволяющую из множества потенциальных поставщиков отобрать наиболее надежных для установления прочных длительных хозяйственных связей с ними.

Следует отметить, что системы оценки поставщиков в российских условиях имели место и находили применение, в основном, на предприятиях машиностроения [65], на предприятиях же пищевой промышленности такие методики, как правило, не применяются. Предлагаемая нами методика разработана с учетом накопленного опыта в данном направлении и ориентирована на хлебопекарные предприятия, отражает их специфику, а также особенности отдаленного географического положения Приморского края. Использование комплексной оценки поставщиков позволит снизить влияние исследуемого фактора на уровень дефектности продукции, а также устранить случайные незапланированные поставки сырья от неблагонадежных поставщиков.

Данная методика предполагает бальную оценку факторов, влияющих на надежность поставщиков, по различным показателям, в комплексе охватывающим все стороны процесса поставки и качественные характеристики сырья. Содержание различных показателей, раскрывающих влияние факторов надежности поставщика, представлено в табл. 12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило реализовать поставленную в диссертации цель и решить сформулированные задачи на основе изучения теоретических основ и практического опыта управления качеством хлебобулочной продукции. По результатам исследования автором были получены следующие выводы.

1. В условиях рыночных отношений и роста конкуренции предприятий обеспечение высокого качества продукции и управление им становятся приоритетными проблемами для хлебопекарных предприятий. В результате исследования сущности категории качества автором было отмечено, что по своему содержанию оно представляет собой многоаспектную социально-экономическую категорию, состоящую из совокупности взаимосвязанных характеристик объекта и отражающую его способность удовлетворять определенные потребности общества и иметь доступную для всеобщего потребления цену.

Качество характеризуется технической стороной, формируемой в процессе производства, и экономической стороной, проявляющейся на этапе потребления, которые тесно связаны между собой. При этом качество является центральным фактором конкурентоспособности и оказывает существенное влияние на такие показатели как эффективность производства, цены, прибыль, рост спроса и удовлетворение потребностей общества.

2. Хлебопекарная отрасль Приморского края представлена в основном крупными и средними предприятиями, дающими большую часть краевого производства хлеба и хлебобулочных изделий, сосредоточенных в крупных городах. За последние годы в крае происходит снижение выработки хлеба и хлебобулочных изделий, что вызвано сокращением численности населения, а также появлением большого числа мини-пекарен, не учитываемых органами краевой статистики, но создающих конкуренцию крупным предприятиям. Существенным недостатком развития отрасли является низкий уровень использования производственных мощностей хлебопекарными предприятиями, что отражается на качестве производимой продукции. Вопросам повышения качества своей продукции уделяют внимание в основном крупные предприятия, сертификат на системы качества по стандартам ИСО 9000:2001 имеет только одно хлебопекарное предприятие в крае (ООО «Хлебный дом»).

3. По результатам анализа уровня качества крупнейших предприятий отрасли были выявлены и систематизированы основные факторы, оказывающее решающее влияние на качество продукции, а также обобщены причины, обуславливающие проявление основных факторов. Проведенный факторный анализ позволил выявить следующие основные закономерности управления качеством, которые следует учитывать при формировании общей методологии управления качеством:

— соответствие качества продукции техническому уровню производства и состоянию материально-технической базы, ее прогрессивности и технической готовности (исправности);

— зависимость качества продукции от уровня организации труда, производства и управления им;

— взаимосвязь качества продукции с качеством' выполнения работ по ее изготовлению, с качеством сырья и материалов;

— обеспечение непрерывности и комплексности контроля качества во всех направлениях как основы для его повышения.

4. Исследованы принципы управления качеством продукции как единство общих, общесистемных и специальных правил, лежащих в основе общей методологии управления качеством. Раскрыт механизм действия специальных принципов управления качеством, закрепленных в стандартах ИСО 9000:2000, применительно к управлению качеством хлебобулочной продукции. На основе теоретического анализа научных фактов, тенденций и закономерностей управления, их обобщения и систематизации, а также анализа экономических отношений, действующих в хлебопекарной отрасли Приморского края, автором были дополнены и сформулированы следующие специфические принципы управления качеством хлебобулочной продукции: принцип сочетания интересов потребителя и производителя в повышении качества продукциипринцип соответствия качества продукции уровню материально-технической базы производствапринцип надежности системы управления качеством.

5. Проблема планирования повышения качества хлебобулочной продукции недостаточно изучена в экономической литературе. Поэтому в диссертации предложен методический подход к планированию повышения качества на основе увязки текущего и стратегического планирования в соответствии с целевой стратегией управления производством, формирования плана по качеству по предложенной форме с учетом выделения и идентификации бизнес-процессов предприятия, а также повышения эффективности планируемых мероприятий путем стимулирования их реализации.

6. Для эффективного управления качеством хлебобулочной продукции в диссертации разработан организационно-экономический механизм управления качеством, функционирующий в соответствии с целевой стратегией системы управления качеством и являющийся ее центральным звеном. В соответствии с предложенными ранее подходами разработана модель комплексного подхода к управлению качеством хлебобулочной продукции, в которой в отличие от имеющихся систем управления акцент сделан на управление бизнес-процессами и факторами, влияющими на качество продукции.

Для создания оптимальной структуры и обоснования функций органа управления качеством в работе предложено закрепление функций управления качеством за различными подразделениями предприятия, обеспечивающими качество, что позволит реализовать принцип вовлечения персонала в решение проблем качества и обеспечить комплексный подход к управлению им.

7. Исследование деятельности анализируемых предприятий позволило разработать пути повышения качества хлебобулочной продукции и ее конкурентоспособности, которые охватывают следующие направления:

— повышение уровня материально-технической базы производства;

— совершенствование контроля качества на базе внедрения статистических методов управления им;

— повышение качества сырья за счет внедрения предложенной методики комплексной оценки поставщиков;

— совершенствование организации производства и труда путем внедрения предложенной схемы производственного контроля на всех стадиях формирования качества и закрепления контрольных функций за производственными работниками;

— повышение квалификации кадров и качества труда работников на основе применения механизма мотивации персонала;

— совершенствование маркетинговой политики предприятия.

Все предложенные рекомендации нашли отражение в разработанной автором комплексной целевой программе повышения качества продукции, которая является эффективным средством реализации механизма управления качеством и увязки целей, задач, функций управления с ресурсами и конечными результатами.

8. Исследования автора показали, что на анализируемых предприятиях находят недостаточное применение методы мотивации и стимулирования работников за повышение качества продукции. Для' устранения данных пробелов автором был разработан механизм мотивации повышения качества продукции, в котором уточнена и дополнена по сравнению с известными теориями мотивации структура потребностей и блок регулирования мотивационного процесса. Для приведения в действие механизма мотивации были выделены основные мотиваторы в зависимости от этапов трудовой карьеры работников, а также предложена новая система стимулирования труда.

9. Для оценки эффективности мероприятий в области качества была предложена регрессионная модель, отражающая зависимость уровня качества от основных факторов, влияющих на него. Проведенные расчеты коэффициентов регрессии позволили получить реальную адекватную модель зависимости, которую рекомендуется использовать в качестве инструмента оценки эффективности внедряемых мероприятий на этапе планирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГОСТ 15 467–79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения // www.stq.ru.
  2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 // www.consultant.ru.
  3. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Закон РФ от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ // www.consultant.ru.
  4. О техническом регулировании: Закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // www.consultant.ru.
  5. Агапцов С. А, Мордвинцев А. И., Фомин • П.А., Шаховская J1.C. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. www.smartcat.ru. — 85 с.
  6. В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. -М.: Наука, 1990. -216 с.
  7. Ю.П. Управление качеством: статистический подход. М.: Издательство «Знание», 1979. — 49 с.
  8. Ю.П., Хунузиди Е. И., Шпер B.JI. Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта-Деминга // Методы менеджмента качества. 2005. № 3. С. 29−36.
  9. Г. Г. Количественная оценка качества продукции -квалиметрия (некоторые актуальные проблемы). М.: Издательство «Знание», 1986.- 116 с.
  10. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982. — 256 с.
  11. П.Амиров Ю. Д. Задачи оценки качества продукции на стадиях ее жизненного цикла // Справочник. Инженерный журнал. 2000. № 10. С 45−48.
  12. Ю.Д. Системный анализ качества продукции // Справочник. Инженерный журнал. 2001. № 2. С. 40−42.
  13. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. 272 с.
  14. В.Н., Саулин А. Д. Целеполагание и мотивация в управлении производством. Л.: ЛФЭИ, 1988. — 80 с.
  15. В.М. Инновационная стратегия фирмы. М.: Издательство РЭА, 1995.- 165 с.
  16. Т.К., Пашук З. Н. Хлеб и хлебобулочные изделия (технология приготовления, рецептура, выпечка): Справочное пособие. Минск: ООО «Попурри», 1997.-320 с.
  17. В.В. Проблемы повышения качества и конкурентоспособности продукции в современных условиях // Справочник. Инженерный журнал. 2000. № 3. С. 45−48.
  18. Л.Е., Протасьев В. Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2005.-212 с.
  19. Е.В., Барашков С. А. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг. 2002. № 4. С. 29−34.
  20. А.Ю., Шевченко Д. К. Совершенствование механизма управления по результатам на предприятиях рыбной промышленности: Монография. Владивосток: ТИНРО-центр, 2006. — 186 с.
  21. Ю.В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Издательство стандартов, 1991. — 216 с.
  22. Ю.А. От контроля качества к его обеспечению // Инженер. 2002. № 5. С. 16−18.
  23. Д. Экономное производство и «Шесть сигм» // Стандарты и качество. 2004. № 10. С. 82−83.
  24. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Фирма «Гардарика», 1996. — 245 с.
  25. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. О. П. Глудкина. М.: «Радио и связь», 1999. — 600 с.
  26. Т. Идеализированный проект и TQM. Практическое планирование // Все о качестве. 2004. №. 1. С. 29−66.
  27. Е.Б., Шкарина Т. Ю., Гаффоров Ж. С., Кулеш М. М. Управление качеством. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001. — 228 с.
  28. В.И. Управление качеством. 2-е изд. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003.-400 с.
  29. A.B. Основы управления качеством продукции. 2-е изд., пер. и доп. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. — 424 с.
  30. A.B. Удвоение ВВП и фактор качества // Стандарты и качество.2004. № 5. С. 66−68.
  31. П.А., Копнов В. А., Зотов Ф. П. Практические аспекты планирования качества // Методы менеджмента качества. 2006. № 6. С. 22−27.
  32. Э.Г. Роль первого лица в системах менеджмента качества // Стандарты и качество. 2005. № 3. С. 70−73.
  33. O.A., Мирошников В. В., Захаров A.B. Бизнес-процесс-V ориентированная система менеджмента качества // Справочник. Инженерныйжурнал. 2001. № 8. С. 37−41.
  34. А.Г. Методика обеспечения качества изделий при минимальных издержках производства // Экономика и производство. 2003. № 1. С 41−43.
  35. O.A. Методологические проблемы науки управления производством. М.: Наука, 1970. — 132 с.
  36. Э. Выход из кризиса. Тверь: Изд-во ПРАЙМ, 1994. — 498 с.
  37. Е.С. Методы оценки удовлетворенности потребителей // Методы менеджмента качества. 2006. № 4. С. 26−30.
  38. Европейская организация качества (EOQ): вместе на пути к успеху // Европейское качество. 2003. № 3. С. 4−17.
  39. Европейский и российский опыт управления качеством // Управление качеством. 2004. № 5. С. 41−44.
  40. Г. С., Давыдова Е. В., Латышев М. П. Системный анализ в технологии муки и крупы // Хлебопродукты. 2001. № 6. С. 16−18.
  41. C.B., Пчелинцев С. О. Рынок хлебобулочных изделий в России: состояние и перспективы развития // Хлебопродукты. 2006. № 6. С. 2−3.
  42. В.В. СМК и человеческий фактор // Методы менеджмента качества. 2006. № 3. С. 24−26.
  43. К. Японские методы управления качеством: сокращ. перевод с англ. М.: Издательство «Экономика», 1988. — 215 с.
  44. Итоги работы пищевой и перерабатывающей промышленности России за январь-март 2005 г. // Пищевая промышленность. 2005. № 5. С. 70−71.
  45. Ю.Б. Построение системы менеджмента организации: 1 система, 2 слоя, 3 шага, 5 граней, 8 принципов. // Стандарты и качество. 2006. № 4. С. 70−75.
  46. В.Г. Итоги работы пищевой и перерабатывающей промышленности в 2004 г., проблемы, перспективы // Пищеваяпромышленность. 2005. № 2. С. 6−15.
  47. Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития / Под ред. Т. Конти, Ё. Кондо, Г. Ватсона / Пер. с англ. А. Раскина. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. -280 с.
  48. Ким Д.С., Ларсен М. Д. Применение статистических методов при разработке продукции // Все о качестве. 2003. № 4. С. 2−22.
  49. В.М. Конкурентоспособность продовольственных товаров // Пищевая промышленность. 2005. № 1. С. 10−11.
  50. А.И. Построение системы менеджмента качества производственного объединения // Экономика и производство. 2003. № 2. С. 4346.
  51. И.В. К вопросу о государственном регулировании качества продовольствия // Маркетинг. 2001. № 1. С. 82−87.
  52. Конарева JLA. Счастливая звезда доктора Джурана // Стандарты и качество. 2005. № 1. С .80−86.
  53. Конарева J1.A. Теория доктора Деминга // Стандарты и качество. 2002. № 11. С. 46−50.
  54. Т. Самооценка в организациях: Пер. с англ. И. Н. Рыбакова при участии Г. Е. Герасимовой / Научное редактирование В. А. Лапидус и М. Е. Серов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. — 328 с.
  55. Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг // Управление качеством. 2004. № 1. С.24−30.
  56. Е.П. Производство без потерь. Система методов // Методы менеджмента качества. 2005. № 2. С. 41:43.
  57. В.В. Методы оценки конкурентоспособности продукции и производства // Стандарты и качество. 2006. № 6. С. 62−64.
  58. Л.С., Старовойтова З. П. Решение прикладных задач в пакете Excel: Учебное пособие. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2004. — 91 с.
  59. Ю.Л. Продукты питания: на первом плане безопасность // Стандарты и качество. 2003. № 3. С. 43−45.
  60. Краткий обзор современных методов управления качеством // Управление качеством. 2005. № 4. С. 30−32.
  61. Г. Д. Зарубежный опыт 'управления качеством. М.: Издательство стандартов, 1992. — 140 с.
  62. Е.В. Развитие целевой функции качества продукта // Пищевая промышленность. 2005. № 2. С. 61−62.
  63. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000. -247 с.
  64. И.С., Тульчинский Г. Л. Логика целевого управления. -Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1988.-208 с.
  65. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. -М.: ОАО «Типография «Новости», 2002. 432 с.
  66. В.А. Звезды качества // Стандарты и качество. 1997. № 7. С. 47.53.
  67. В.А. Управление качеством как высшая форма проявления регулярного менеджмента // Управление качеством. 2005. № 2. С. 18−22.
  68. В.А., Розно М. И., Глазунов A.B. и др. Статистический контроль качества продукции на основе принципа распределения приоритетов. М.: Финансы и статистика, 1991. — 224 с. г
  69. В.В., Лихачева Е. В. Математические методы в социологии: Учебное пособие. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2005. — 86 с.
  70. Д.С. Качество и эффективность производства. М.: «Знание», 1974.-64 с.
  71. Д.С., Седов В. И., Сиськов В. И. Стандарт и качество (экономический аспект проблемы). 2-е изд., доп. и пер. — М.: Издательство стандартов, 1975. — 368 с.
  72. М.Д., Рыбин A.B. Управление качеством в отраслях t пищевой промышленности. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и1. К», 2006.-192 с.
  73. И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компаний. М.: Высшая школа, 2000. — 587 с.
  74. И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством. 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2005. -400 с.
  75. Е.Д. Организационная культура: зарубежный опыт // ЭКО. 2002. № 40. С. 113−129.
  76. Е.И., Рябова Т. Ф. Направления обеспечения 11 продовольственной безопасности в области зерна и хлебопродуктов // Пищеваяпромышленность. 2005. № 3. С. 32−33.
  77. Е.И., Рябова Т. Ф. Направления обеспечения продовольственной безопасности в области зерна и хлебопродуктов // Пищевая промышленность. 2005. № 4. С. 48−49.
  78. Д.В., Белокоровин Э. А. Удовлетворение потребителя по-японски // Управление качеством. 2005. № 3. С. 10−14.
  79. С.П. Система управления качеством в условиях рынка // ЭКО. 2000. № 3. С. 117−124.
  80. БО.Мерил П. Лидирующая роль руководства в стандартах ИСО серии 9000:2000 // Все о качестве. 2004. № 1. С. 7−20.
  81. A.A. Диаграмма Парето: дополнительные возможности и экономический подход // Экономика и производство. 2003. № 1. С. 44−49.
  82. В.М. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 463с.
  83. А.И. Менеджмент качества. Донецк, 2000. — 155 с.
  84. А.Д. Управление качеством. М.: Дрофа, 2004. — 720 с.
  85. E.H., Резникова H.A. Система сбалансированных показателей: интегрированный менеджмент // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 3. С. 46−53.
  86. Организация работ по качеству на предприятии /, Сер. «Все о качестве. Зарубежный опыт». Вып. 4. М.: НТК «Трек», 2003. — 21 с.
  87. П., Холп JI. Что такое «Шесть сигм»? Революционный метод управления качеством / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 158 с.
  88. В.И. Программно-целевое планирование промышленного комплекса: Монография. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1989. — 119 с.
  89. Е.А. Дальневосточное качество // Стандарты и качество. 2005. № 1.С. 80−81.
  90. М.Д., Балаева О. Н. Подходы к управлению качеством услуг: фокус на потребителе // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 2. С. 90−100.
  91. Приморский край: Статистический ежегодник. Владивосток: Приморскстат, 2006. — 289 с.
  92. Производство промышленной продукции в натуральном выражении. 2004 год (статистический бюллетень). Владивосток: Приморскстат, 2004. — 52 с.
  93. Промышленность Приморского края (статистический сборник). -у Владивосток: Приморскстат, 2005. 108 с.
  94. Добыча полезных ископаемых. Обрабатывающие производства. Электроэнергетика: Стат. сборник. Владивосток: Приморскстат, 2006. — 115 с.
  95. Рай Е. Дорога, ведущая к качеству // Управление качеством. 2005. № 2. С. 9−13.
  96. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2005. — 480 с.
  97. K.M., Чайка В. А. Механизм непрерывного улучшения в российских компаниях// Стандарты и качество. 2006. № 1. С. 80−85.
  98. К.В. Японский след в стратегическом управлениизатратами: таргет-костинг // Управление качеством. 2005. № 2. С. 9−13.
  99. В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2006. -250 с.
  100. Решение проблем качества рабочими группами. // Методы менеджмента качества. 2005. № 6. С. 18−23.
  101. Российский бизнес под знаком качества // Управление качеством. 2005. № 3. С. 30−37.
  102. JI.B. Растущие требования к качеству продукции на мировом рынке // Юридический бюллетень предпринимателя. 1997. № 5. С. 9095.
  103. В.Г. Основы теории формирования и совершенствования систем показателей внутрифирменного планирования: Монография. -Владивосток: Издательство «Дальнаука», 2002. 296 с.
  104. М.В. Статистические методы в управлении процессами организации // Методы менеджмента качества. 2005. № 2. С. 50−51.
  105. М.К. Разработка целевых программ в управлении персоналом // Деньги и кредит. 2005. № 12. С. 41−43.
  106. М.З. Анализ факторов, влияющих на качество изготовления продукции. М., 1976. — 20 с.
  107. М.З. Практические аспекты внедрения стандартов ИСО серии 9000:2000 // Стандарты и качество. 2003. № 1. С. 60−65.
  108. М.З. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации // Стандарты и качество. 2002. № 3. С. 7477.
  109. М.З. От менеджмента качества к качеству менеджмента и бизнеса: миф или реальность? // Стандарты и качество. 2004. № 1. С. 74−79.
  110. М.З., Мацута В. Д., Рахлин K.M. Менеджмент качества и обеспечение качества продукции на основе международных стандартов ИСО. -СПб: Изд-во Санкт-Петербургской картонной фабрики, 1999.-403 с.
  111. Системы менеджмента качества. Принципы и словарь: Международный стандарт ИСО 9000: 2000 // www.iso.ru.
  112. Системы менеджмента качества! Требования: Международный стандарт ИСО 9001: 2000 // www.iso.ru.
  113. Системы качества. Руководство по разработке, реализации и совершенствованию: Международный стандарт ИСО 9004: 2000 // www.iso.ru.
  114. Системы менеджмента в пищевой промышленности: стандарт ИСО 22 000 // Ежеквартальное приложение к журналу «Стандарты и качество». 2005. № 2. С. 33−35.
  115. .А. Комплексная программа производства товаров. М.: Экономика, 1988.-206 с.
  116. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000. г. // Методы менеджмента качества. № 1.2004. С 4−8.
  117. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. P.A. Шмойловой. -3-е изд., перераб. М.: Финансы и статистика, 2000. — 560 с.
  118. C.B. Хлеб это живой организм.// Владивосток. 2005. 4 марта. С. 20.
  119. Управление качеством / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. — 199 с. t 126. Управление качеством продукции / Под ред. проф. Н. И. Новицкого.- 3-е изд. М.: ООО «Новое знание», 2004. — 367 с.
  120. JI.B., Малевинский Ю. А. Интеграция и стандартизация процессно-ориентированных систем менеджмента // Методы менеджмента качества. 2004. № 12. С. 20−22.
  121. А. Контроль качества продукции: сокращ. перевод с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. A.B. Гличев. М.: Экономика, 1986. — 471 с.
  122. A.M., Фанталов И. О., Леонидов К. В. Рекомендации по составлению Руководства по качеству // Методы менеджмента качества. 2005. № 5. С. 27−30.
  123. Д. Управление качеством в американских корпорациях: сокращ. перевод с англ. / Авт. вступ. ст. и науч. ред. JI.A. Конарева. М.: Экономика, 1990. — 272 с.
  124. Т.Б. Технология хлебопекарного производства. М.: Профобриздат, 2001. — 432 с.
  125. П.К., Чмиль П. Т., Шевченко Д. К., Устюшенко К. В. Современные методы управления производственной и инновационнойIдеятельностью: Монография. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. — 157 с.
  126. Н.Т. Хлебопекарная промышленность России в 1980—1990 годы // Пищевая промышленность. 2004. № 5. С. 48−49.
  127. А.И. Управление качеством. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 156 с.
  128. А.Д. 5 потребностей, 8 принципов, 10 заповедей // Стандарты и качество. 2002. № 2. С. 54−59.
  129. А.Д. О концепции системы менеджмента предприятия на it основе международных стандартов // Стандарты и качество. 2004. № 11. С. 3443.
  130. Д.К., Бондаренко A.B., Кайко A.M., Хоменко Н. Е. Планирование хозяйственной деятельности предприятий. Владивосток: Дальрыбвтуз, 2004. — 315 с.
  131. Д.К., Груздев В. В. Организация и управление качеством: Монография. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1998. — 221 с.
  132. Д.К., Чмиль П. Т. Основы управления инновационной деятельностью в рыбной промышленности: Монография. Владивосток:1. Дальрыбвтуз, 2000. 123 с.
  133. H.A. Как измерить характеристики процессов СМК // Методы менеджмента качества. 2005. № 2. С. 14−17.
  134. Е.В. Тотальное управление качеством. М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 256 с.
  135. Экономика хлебопекарного производства: Повышение эффективности / Под ред. В. И. Комарова и O.K. Филатова. М.: Агропромиздат, 1990. — 158 с.
  136. Экономический механизм управления развитием промышленных предприятий / И. В. Алексеев, Л. П. Белонога и др. Львов: Свит, 1991. — 156 с.
  137. Экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий. Качество и безопасность: Учебно-справ. пособие / Под ред. В. М. Поздняковского. -Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. 278 с. 1. Публикации автора
  138. Ю.Е., Шевченко Д. К. Влияние качества продукции на ее конкурентоспособность и эффективность производства // Научные труды Дальрыбвтуза. Выпуск 17. Владивосток, 2005. С. 115−119.
  139. Ю.Е. Анализ факторов, влияющих на качество продукции, и выявление закономерностей управления им // Научные труды Дальрыбвтуза. Выпуск 18. Владивосток, 2006. С. 229−236.
  140. Ю.Е. Организационно-экономический механизм управления качеством продукции хлебопекарной промышленности // Пищевая промышленность. № 8 М., 2006. С. 56−60.
  141. Ю.Е. Принципы управления качеством хлебобулочной продукции // Омский научный вестник. № 3 (36). Омск, 2006. С. 201−203.
  142. Ю.Е. Мотивация персонала за повышение качества хлебобулочной продукции // Пищевая промышленность. № 11. М., 2006. С. 44−45. 0,25 п.л.
  143. Ю.Е. Подходы к планированию повышения качества продукции на предприятиях хлебопекарной промышленности // Инновации в науке и образовании 2006: Труды IV международной научной конференции. -Калининград, 2006. С. 170−172. 0,2 п.л.
Заполнить форму текущей работой