Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предпринимательская деятельность: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Специфика перехода России к рынку также наложила отпечаток на развитие предпринимательства. Либерализация цен, легализация свободной торговли предшествовали началу широкомасштабной приватизации. Фактически это означало разрешение на торговлю, а затем выкуп государственной собственности, происходивший не всегда законными методами. Все это привело к тому, что в результате экономических реформ… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Деятельность как философская категория
    • 2. Предпринимательская деятельность как предмет осмысления западноевропейской философской мысли
    • 3. Обоснование предпринимательской деятельности в русской философии и культуре
  • ГЛАВА 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
  • СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
    • 1. Социокультурные предпосылки предпринимательской деятельности
    • 2. Духовно-нравственные основания предпринимательской деятельности
    • 3. Ценностное измерение предпринимательской деятельности в современной России

Предпринимательская деятельность: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время в российском обществе уже сформирован и активно действует довольно многочисленный слой, избравший способом своего существования предпринимательскую деятельность. Интерес ученых и общественности к предпринимательству сегодня не случаен. Развитие динамичной конкуренции, превалирование инновационного типа экономического роста, разработка социально-экономических программ в большинстве развитых стран, развитие частной инициативы и поощрение предприимчивости вызвали к жизни необходимость переосмысления подходов к направленности деловой активности и оценкам ее эффективности.

В настоящее время огромное влияние на осуществление предпринимательской деятельности оказывает такое новое явление как глобализация. Глобализация экономики представляет собой качественно новый этап в развитии процессов интернационализации хозяйственной жизни. Снятие ограничений для свободного движения капитала, превращение мирового финансового рынка в самостоятельную и самодовлеющую сферу не могут не оказывать влияния на функционирование различных форм предпринимательства и изменение его социальной роли.

В условиях глобализации меняются не только формы концентрации и централизации капитала, методы конкурентной борьбы, способы регулирования социально-трудовых отношений, но и мотивы предпринимательской деятельности. Во многом этот процесс является закономерным и объективным. Однако опыт большинства развитых стран, в том числе и России, подтверждает, что если не регулировать процессы глобализации и не оказывать воздействие на развитие форм и методов предпринимательской деятельности, то это может привести к ряду негативных тенденций.

Предпринимательская деятельность, её социально-философское осмысление связаны с исследованием человека как носителя и одновременно творца экономических, социокультурных и нравственных отношений, что является чрезвычайно важным для преодоления экономического и духовного кризиса, поскольку в настоящее время формирование экономического и нравственного сознания способствует преодолению фрагментарности, расколотости мира и становлению его целостности.

Подлинным творцом экономической и духовной жизни выступает человек, деятельность которого осмысленна и целенаправленна. «Человек экономический» составляет в этом плане предмет социально-философского анализа, основанием существования которого выступает предпринимательская деятельность.

Актуальность настоящего диссертационного исследования обусловлена также необходимостью осмысления предпринимательской деятельности как феномена социального бытия. Данный феномен требует своего раскрытия в плане выявления сущностных характеристик человека, увлечённого экономической и культурной деятельностью.

Степень научной разработанности проблемы. Место и роль предпринимательской деятельности в социальном развитии являются предметом углубленного и разностороннего научного исследования. Значительный интерес к социокультурным характеристикам предпринимательской деятельности проявляется в зарубежной литературе, в первую очередь, в трудах таких классиков, как М. Вебер, Й. Шумпетер, В. Зомбарт1 и другие.

Однако проблема сущности человека (в том числе и человека экономического) разрабатывается на всём протяжении истории философской.

1 См.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. с. 61−272- Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994; Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982 и др. мысли. При этом рождаются весьма различные концепции человека и его природы. Впервые «предпринимательское бытие» становится предметом философского исследования в эпоху античной Греции. В трудах Аристотеля и Платона1 было выявлено социально-онтологическое основание социально-экономической жизни человека как «микрокосма», совпадающего по • существу с «макрокосмом», выстроенного по принципу «мирового», космического порядка, что позволяет нам глубже осознать сами перспективы дальнейшего социально-философского осмысления экономической, культурной проблематики.

В период патристики, исследуя проблему человека, Августин Блаженный, Василий Великий, Иоанн Златоуст стремились «вынести» экономическую и социальную жизнь за границы собственного бытия человека, причём как низменное и нечто греховное (чувственное). Однако на всём протяжении позднего Средневековья постепенно происходит некая • переоценка «земной жизни» человека. В сочинениях Фомы Аквинского3 обосновывается необходимость исследования «социально-экономического», что не могло не породить у западноевропейских мыслителей интерес к анализу экономической проблематики человеческого бытия.

В Новое время авторы вновь и вновь обращаются к духу историзма. Рассмотрение социального бытия в экономической жизни становится одной из актуальных проблем социальной науки. Данная проблема оказывается в центре внимания экономистов, философов, социологов, антропологов.

Так, неизбежность экономической конкуренции оправдывалась' разумным эгоизмом и экономической культурой человека (И. Бентам, А.

1 См.: Аристотель. Политика. — М.: ACT, 2010. — 393 е.- Платон. Собрание сочинений в 4 т.: Т. 3. — М.: Мысль, 1994. — 654 с.

2 См.: Августин Аврелий. Исповедь. — М.: ДАРЪ, 2007. — 571 с.

3 См.: Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. -М.: Культурная революция, Респ., 2010. — 678 с.

Смит1 и др.), в то время как противники конкурентного духа (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон, Ш. Фурье) полагали, что культура есть, прежде всего, искусственная культура, деформирующая такую враждебную человеку черту, как альтруизм.

Проблеме экономической, предпринимательской активности уделяли внимание представители немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В.Ф. Гегель) и классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо4). К. Маркс5 исследовал эвристический потенциал английской экономической школы, но сегодня мы, тем не менее, призваны обратиться к идеям М. Вебера, в трудах которого достаточно отчётливым образом дан анализ предпринимательского «духа».

Фундаментальные труды по указанной нами проблематике принадлежат М. Веберу6.

1 Бентам И.

Введение

в основания нравственности и законодательства. — М.: РОССПЭН, 1998. — 415 е.- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов /Пер. с англ.-М.: ЭКСМО, 2009.-960с.

2 См.: Оуэн Р. Избранные сочинения: В 2-х тт./ Пер. с англ.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1950; Прудон П. Ж. Что такое собственность?. — М.: Республика, 1998. — 366 е.- Фурье Ш. Избр. соч./ Пер. с франц. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951;1954.

3 См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. — М.: Мысль, 1990. 525 е.- Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч. в 6 т. — М., 1965. — Т.4, ч.1. Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство. — М., 1923. — 198 е.- Фихте И. Г. Сочинения. — СПб.: Наука, 2008. -751 с.

4 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов /Пер. с англ. — М.: ЭКСМО, 2009. — 960 е.- Антология экономической классики: В 2 т. — М.: Ключ, 1993. — Т. 1.-474 с.

5 См.: Маркс К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — М., 1963 — 1966. — ТТ. 2326- Маркс К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.46. 4.1. С.49−508.

6 См.: Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдовапредисл. П. П. Гайденко. — М.: Прогресс, 1990. — 808 е.- Вебер М.

С конца 60-х годов XX века в отечественной науке появляются. философские и политико-экономические труды, в которых человек рассматривается как активный элемент экономической системы. Во многом это связано с началом публикации на русском языке ряда рукописей К. Маркса, не входивших в научный аппарат советских учёных, хотя уже осваивавшихся ранее философами, как в нашей стране, так и за рубежом. Среди таких трудов следует отметить работы В.Я. Ельмеева1, выполненные на стыке философии и экономики, а также труды Г. С. Батищева, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили, В.И. Толстых2 и других.

Идея деятельности как нравственной силы человека развивается в ¦ трудах многих отечественных теоретиков таких, как A.C. Арсеньев, Л. П. Буева, П. С. Гуревич, В. И. Филатов и др.

Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. с. 61−272. -<

1 См.: Ельмеев В. Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб.: СПбГУ, 1999; Ельмеев В. Я. Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб.: СПбГУ, 2007; Ельмеев В. Я., Тарандо Е. Е. Общественные блага и социализация собственности // Социологические исследования. —1999. — № 1. — С. 41−48.

2 См.: Батищев Г. С.

Введение

в диалектику творчества. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. — 464 е.- Принципы материалистической диалектики как теории познания / С. Н. Мареев, Э.

B. Ильенков, А. Г. Новохатько и др.- Редкол.: В. А. Лекторский (отв. ред.) и др. — М.: Наука, 1984. — 304 е.- Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах К. Маркса// Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.: «Прогресс», «Культура», 1992. —.

C. 249−269 и др.

3 Буева Л. П. Общественный прогресс и гуманизм. — М.: Знание, 1985. — 64 е.- Буева Л. П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие: (Филос. заметки). — М.: Знание, 1988. — 63 с.-Гуревич П. С. Философия человека. — М.: ИФРАН, 1999. -Ч. 2. — 2001. — 206 е.- Филатов В. И. Проблема духовности как целостности человека и основания его субъектности//Становление человека как субъекта социального творчества. Омск, 1997; Филатов В. И. Проблема онтологических оснований целостности человека// Электронный.

В последние годы в России были опубликованы интересные исследования философов, экономистов, социологов, посвящённые онтологическим проблемам экономической жизни. B.C. Автономов1 анализирует модели «экономического человека» в различных социо-гуманитарных науках, В. В. Радаев, В. А. Семенов, В. М. Соколинский применяют психологические подходы к человеку в его экономическом бытиив работах Т. И. Заславской, Р. И. Капелюшникова, В. К. Королева и других исследователей3 раскрывается специфика российского менталитета, культуры в контексте влияния на «экономического» человека.

Объектом исследования философских наук «человек экономический» стал в середине 90-х годов прошлого столетия в работах В. Бакштановского, В. Е. Кемерова, Г. В. Мокроносова, Ю. В. Согомонова, Г. А. Тульчинского4. Место человека в современном массовом обществе анализируется в работах представителей постмодернизма Ж. Бодрийяра, Р. Рорти и других. Однако, в этих исследованиях, прежде всего, выясняется социальный и недостаточно раскрывается социально-антропологический аспект предпринимательского, экономического бытия. ресурс. Режим доступа: URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/filatovproblema (дата обращения: 08.02.2011).

1 См.: Автономов B.C. Рыночное поведение: рациональный и этические аспекты // Мировая экономика и международные отношения. — 1999.-№ 12, — С.6−13.

2 См.: Радаев В. В. На изломе социальных структур: Становление нового российского предпринимательства. М.: Наука, 1993 и др.

3 См.: Заславская Т. И. Бизнес — слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. — 1999. — № 23- Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. Новосибирск, 1991; Капелюшников Р. И. Записка об отечественном человеческом капитале. — Москва: ГУ ВШЭ, 2008. — 55 с. и др.

4 См.: Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Этика предпринимательства // Вести РАН, М., 1993.-С.981−987- Кемеров В. Е. Концепция радикальной социальности // Философские науки. № 7. 1999. С. 3−13- Тульчинский Г., Векслер А. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. — МоскваСанкт-Петербург: Вершина, 2006. — 335 с. и др.

Существующий международный опыт развития предпринимательской деятельности инициирует мировую экономическую мысль, обобщение феномена предпринимательства в контексте бытия человека со всеми его компонентами. Начиная с понятия «справедливость», «духовная деятельность», активизирует понятия «предпринимательская этика» и «ценности предпринимательства».

С переходом России к формированию рыночных отношений значительный интерес представляют труды отечественных учёных: Л. И. Абалкина, B.C. Автономова, А. И. Агеева, O.A. Беленковой, А .Я. Лившица, В. В. Радаева, Г. П. Черникова, В. М. Яковлева, С.М. Янгировой1 и др.

Философско-концептуальное осмысление вышеназванных понятий, трансформация их в экономические теории, которые выражают содержание реального духа предпринимательства, было постепенным и шло вслед за развитием потребностей экономической практики хозяйствования. Однако, социально-философское осмысление предпринимательской деятельности все еще имеет фрагментарный характер и требует дальнейшего исследования.

В качестве объекта исследования выступает деятельность как специфическая форма общественно-исторической жизни людей.

Предметом исследования является предпринимательская деятельность.

1 См.: Абалкин JL Система ценностей в российской экономической мысли // Вопросы экономики. 1998. № 9- Агеев А. И. Предпринимательство и культура. М., 1992Агеев А.И., Кузин Д. В. Проблемы восприимчивости советской экономики к результатам НТП: сопоставление с мировым опытом / Ин-т экономики АН СССР. — М: ИЭ, 1989. — 35 е.- Беленкова O.A. С. Н. Булгаков: Синтез свободы и необходимости в хозяйственной деятельности // Религия в ценностных измерениях. -Уфа., 2000; Черников Г. П. Предприниматель — кто он? Из опыта рос. и зарубеж. предпринимательства. — М.: Междунар. отношения, 1992. — 209 е.- Яковлев В. М. Конструктивное предпринимательство. — М.: Три JI, 1994. — 232 е.- Янгирова С. М. Конкуренция как социально-философская проблема // Человек. Общество. Образование. — Уфа, 2005 и др.

Цель работы — социально-философский анализ предпринимательской деятельности.

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования решаются следующие задачи:

— проанализировать содержание и методологическое значение категории «деятельность»;

— проанализировать основные подходы к изучению предпринимательской деятельности в западной философской мысли;

— выявить специфику анализа предпринимательской деятельности отечественными мыслителями;

— проанализировать социокультурные предпосылки предпринимательской деятельности;

— исследовать духовно-нравственные основания предпринимательской деятельности;

— исследовать ценности современного российского предпринимательства.

Методологической основой диссертационного исследования является синтез деятельностного и социокультурного подходов. Применяются также диалектические принципы единства общего и особенного, исторического и логического, общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения, восхождения от абстрактного к конкретному.

Теоретической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных философов, экономистов, культурологов. В анализе экономических и социальных ситуаций сохраняют свое значение классические подходы К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера, а также труды по философии хозяйства С. Н. Булгакова.

Научная новизна диссертации раскрывается в следующих положениях:

• обоснована актуальность деятельностного подхода как методологии философского познания предпринимательства;

• доказано, что в западноевропейской философской мысли индустриальной эпохи формируется многомерная модель предпринимательской деятельности, включающая в себя экономические, социальные, этические параметры;

• выявлена специфика понимания предпринимательской деятельности в русской философской и экономической мысли как детерминируемой духовно-нравственными качествами субъектов деятельности;

• выявлены такие особенности ценностной компоненты предпринимательской деятельности в современной России, как высокая активность в сфере политического протестаготовность «обойти» закон, применять нелегальные, «серые» схемыготовность к применению насилия в целях защиты своих интересовсклонность к риску, зачастую неоправданному, и принятию неожиданных решений.

Теоретическая значимость диссертации. Результаты исследования позволяют расширить понимание предпринимательской деятельности как категории социальной философии, акцентировать духовное содержание экономической жизни человека.

Теоретический и методологический опыт, обретённый сегодня, позволяет составить обоснованные и взвешенные прогнозы динамики российских процессов, основу политики минимизации социальных рисков и, по возможности, эффективной нейтрализации негативных последствий части из них. В этом отношении фундаментальное исследование предпринимательской деятельности выступает теоретической предпосылкой преодоления социальных рисков во всех сферах развития общества.

Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть полезны при разработке государственных программ развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, а также использованы при разработке общего курса философии, курсов философской и социальной антропологии, а также при подготовке специальных курсов, в частности, по философии предпринимательства, по социальной психологии, по философским вопросам экономики и др.

Апробация работы. Концепция предпринимательской активности, положенная в основу диссертационного исследования, её основные идеи и фрагменты были представлены на научных конференциях в Новосибирске, Оренбурге, Магнитогорске, Уфе (2007;2010). Результаты данного исследования опубликованы в 4 работах (в том числе в одной статье, опубликованной в журналах, рекомендованных ВАК РФ). Общий объем публикаций составляет 1,6 п.л.

Структура работы. Сформулированные выше цель и задачи определили логику изложения материала и структуру диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, по три параграфа каждая, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отсутствие условий предпринимательской деятельности в советский период заметно усилило традиционно-эталонные стереотипы общественного сознания: привело равенство к бедности, государственной опеке, недоверие к инновациям, нежелание рисковать, неверие в собственные силы. Все это проецировало отрицательное отношение к «деловым людям».

Специфика перехода России к рынку также наложила отпечаток на развитие предпринимательства. Либерализация цен, легализация свободной торговли предшествовали началу широкомасштабной приватизации. Фактически это означало разрешение на торговлю, а затем выкуп государственной собственности, происходивший не всегда законными методами. Все это привело к тому, что в результате экономических реформ предпринимательство в России оказалось в тесной взаимосвязи с властными структурами. А это поставило предпринимателей в зависимость от политических и экономических решений государства, что влечет за собой неоднозначную оценку массовым сознанием предпринимательской деятельности вообще. Наше исследование направлено на прояснение ряда спорных вопросов, касающихся сущности предпринимательской деятельности, специфики ее в России и ее духовно-нравственных, ценностных оснований.

С помощью системно-деятельного подхода были разработаны теоретико-методологические основания для классификации предпринимательской деятельности и ее «категоризации». Проведенный анализ литературы по предпринимательской деятельности позволил выявить тенденцию теоретико-методологического сближения философского и экономического знания в изучении предпринимательской деятельности. Теоретическая и практическая результативность «теории и практики предпринимательской деятельности» зависит не только от способа описания содержания и элементов предпринимательской деятельности, но и от того, насколько «предпринимательская деятельность» как объект исследования согласуется со всей системой связи конкретного социокультурного пространства. Поэтому предпринимательская деятельность должна изучаться не только как вид экономической деятельности, но и как способ бытия предпринимателя, проявленный через различное отношение к миру и различия в развертывании самого механизма предпринимательской деятельности.

Построение исследований, используемые методы, а также сами результаты и сфера их применения зависят от того, каким образом ученый отвечает на вопрос о сущности предпринимательства, о его природе. Анализ философской и общественно-экономической мысли Запада и России, проведенный в первой главе, позволяет высказать предположение о существовании двух ответов на этот вопрос. Часть исследователей исходят из понимания предпринимательства как особой формы деятельности человека или, уже, формы его экономической активности. При этом одни исследователи, и мы с ними солидарны, относят ее возникновение к древнейшим временам, полагая, что предпринимательство появляется и развивается вместе с возникновением и развитием рыночной экономики. Другие ученые считают предпринимательство порождением капитализма, заявившего о себе в Европе в ХУ-ХУП веках.

Другой подход к сущности предпринимательства предлагает понимать его как особое состояние ума человека или менталитета общества. При этом подчеркивается значительное влияние, которое оказывают на предпринимательство привычки, обычаи, традиции, религиозные догмы и этические нормы. Каждый человек носит в себе модели мышления, чувствования и потенциальных действий, которым он обучается в течение жизни, но одновременно он способен действовать по пути, который является новым, творческим, разрушительным или неожиданным.

Одной из важнейших проблем является вопрос о том, правомерно ли изучать предпринимательство исключительно как экономический феномен, свободный от каких бы то ни было культурных (или иных) влияний. Классическая либеральная традиция рассматривает экономические феномены как нечто автономное и независимое, существующее, так сказать, в чистом виде. Недостатки такого подхода были вскрыты многими учеными. М. Вебер настаивал на существовании широкого социокультурного базиса предпринимательства, без учета которого нельзя говорить о полноценности исследований предпринимательства. Российская социально-экономическая мысль XIXначала XX веков подчеркивала роль неэкономических факторов в экономике и предпринимательстве, настаивая на том, что культура и экономика едины в своем развитии и находятся в постоянной взаимосвязи. С. Н. Булгаков вообще полагал, что хозяйство — это и есть культура, а в экономике ведущая роль принадлежит творческой личности. Следует особо выделить, что русская философская и экономическая мысль основное внимание уделяла духовно-нравственной составляющей предпринимательской деятельности, ценностным аспектам экономической жизни.

В отличие от западной, российская общественная и экономическая мысль XIXначала XX веков представляет собой самобытную альтернативу господствующей в западной мысли методологии экономического либерализма. Народное хозяйство как взаимосвязанный организм, а не как механическая сумма отдельных экономических единиц — вот тот методологический принцип, который отстаивали и из которого исходили в своих работах российские исследователи этого периода. Русская мысль сосредоточила внимание на анализе таких явлений, как народное хозяйство, хозяйственная деятельность, взаимоотношения владельцев предприятий и рабочих, взаимосвязь различных экономических категорий (таких как труд, богатство, хозяйственная деятельность и др.) с духовной, нравственной сферой общества. Особый концептуальный подход при анализе народного хозяйства позволил российским мыслителям шире взглянуть на предпринимательскую деятельность.

Современная западная экономическая мысль также демонстрирует осознание того факта, что предпринимательство не является чисто экономическим феноменом.

Предпринимательство представляет собой многоаспектное явление, что дает исследователям возможность рассматривать его в различных ракурсахэкономическом, социальном, политико-правовом, историческом, психологическом, этическом и культурном. Понятно, что исследователи-неэкономисты придерживаются, как правило, какой-либо трактовки предпринимательства, разработанной в рамках экономической теории. Этот факт сам по себе таит опасность «притягивания за уши» определений предпринимательства, которые, вполне адекватные задачам исследований в рамках экономической науки, не могут в полной мере отвечать специфике исследований из других областей гуманитарного знания. Таким образом, представляется оправданной выработка более широкой в концептуальном плане теории предпринимательства, в орбиту которой, помимо экономического, вошли бы и иные аспекты этого сложного явления.

Вероятно, самыми глубокими границами для исследователя при изучении предпринимательства являются две оппозиции, которые мы бы назвали «методологическим пространством» предпринимательства: «единичность — множественность» (предпринимательство как уникальный продукт рыночной экономики или предпринимательство как явление существовало во все времена, видоизменяясь на различных этапах развития человеческой истории) — «уникальность-универсальность» предпринимательство как продукт западноевропейской цивилизации XVI—XVII вв.еков или предпринимательство — это универсальное явление, которое обретает специфическую культурно-историческую окраску в зависимости от места своего действия).

Развертывая концепции предпринимательской деятельности, философия корректирует ее нормативные основания, методологически сочетая проверенные историей перспективные модели бизнеса с теоретическим анализом новых онтологических основ предпринимательства в условиях глобализации социума. Учитывая объективную тенденцию символизации общественной жизни, философия выстраивает перспективную направленность своих исследований: изучается изменения в элементах и механизме предпринимательской деятельности, содержание экзистенциально-экономических характеристик субъектов предпринимательства. Особое внимание философия уделяет анализу символических концептов в динамике бизнеса: природе социального капитала, социокультурному смыслу символических ценностей — прибыль, успех, риск, богатство, деньги, имидж, их бытию в виртуальной реальности. Дать теоретико-методологическое объяснение этим процессам, по мнению многих экономистов, может только философия. Особенно значимым для развития предпринимательской деятельности в плане исторической перспективы является использование прикладной составляющей философии. Использование прикладных возможностей философии может двигаться по взаимосвязанным направлениям: 1) разработка эффективных форм адаптации предпринимательской деятельности к двойственному характеру виртуальной реальности- 2) использование философского инструментария для развития конструктивных моделей бизнеса- 3) включение элементов философствования в образовательные программы для бизнес-структур с целью формирования интеллектуальных предпосылок для стратегического мышления- 4) работа практического философа с предпринимателями с профилактической целью преодолеть квазиценностное, суррогатное отношение к миру.

В условиях глобализации происходят структурные изменения в самом механизме предпринимательства, обнаруживается наличие деструктивного ресурса в динамике индивидуального и коллективного бизнесаисследование этих процессов представляет собой перспективное направление социальной философии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. лет русского предпринимательства: Из истории купеч. родов / Сост., вступ. ст., с. 3−32, примеч. О. Платонова. М.: Современник, 1995. — 478 с.
  2. Л. Система ценностей в российской экономической мысли (О книге «Русские экономисты (XIX нач. XX в.») //Вопросы экономики. 1998. № 9.С. 148−152.
  3. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1994. 334 с.
  4. К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. С. 7−37.
  5. Августин Аврелий. Исповедь. — М.: ДАРЪ, 2007. — 571 с.
  6. B.C. Рыночное поведение: рациональный и этические аспекты //Мировая экономика и международные отношения. — 1999.-№ 12.- С.6−13.
  7. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб, 1998.
  8. А.И., Кузин Д. В. Проблемы восприимчивости советской экономики к результатам НТП: сопоставление с мировым опытом / Ин-т экономики АН СССР. М: ИЭ, 1989. — 35 с.
  9. А.И. Предпринимательство и культура. М., 1992.
  10. Ю.Адольфи Р. Бессилие великих проектов? К вопросу о сложном соотношении силового государства и политической культуры // Вестник ВЭГУ: Научный журнал. № 23/24. Философия. Социология. Политология. -Уфа: Восточный университет, 2005. С. 78−86.
  11. А. П. Риск в предпринимательстве. СПб., 1992. — 362с.
  12. А.И. Социально-экономическая эволюция России / А.И. Амосов- Ин-т экономики. М.: Наука, 2004. — 183 с.
  13. Н.Андрусенко В. А. Социальный страх (опыт философского анализа). -Оренбург: Оренбургский университет, 1995.
  14. С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль, 1988.-255 с.
  15. Античный мир и его судьбы в последующие века. М., 1995.
  16. Антология экономической классики: В 2 т. / Составление И. А. Столярова.- М.: Ключ, 1993. Т. 1: В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. М.: Эконов: Ключ. -474 с.
  17. Антропологические конфигурации современной философии: Материалы научной конференции 3−4 декабря 2004 года. — М.: Современные тетради, 2004.-299 с.
  18. Аристотель. Политика. -М.: ACT, 2010. 393 с.
  19. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 385 с.
  20. В.Г. Человек в управлении обществом.- М.: Политиздат, 1977.382 с.
  21. A.C. Проблема субъекта: человек-субъект// Вопросы философии.- 2007. № 12. С.3−15.
  22. A.C. Российская цивилизация: специфика массовых решений //Философские науки.- 2004.- № 6.- С.5−32.
  23. И.К. Избранные труды. М.: Наука, 1999. 300 с.
  24. В.И., Согомонов Ю. В. Этика предпринимательства // Вести РАН, М., 1993.-С.981−987.
  25. Д. Дж. Стохастические модели социальных процессов. — М.: Прогресс, 1985.-287 с.
  26. B.C. Социальная жизнь общества. Вопросы методологии. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 184 с.
  27. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. — 464 с.
  28. Бауман 3. Индивидуализированное общество /Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос. — 2002.
  29. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: 2000. — 230с.
  30. A.A. Очерки социологии предпринимательства. М.: Прогресс, 1999. -392 с.
  31. O.A. Роль социокультурного фактора в развитии технологической сферы социума // Социальные технологии: сущность, виды и роль в современном обществе: Материалы межвузовской научно-практической конференции .- Уфа., 2000. -С.10−12.
  32. Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования /Д.Белл / Пер с англ. М.: ACADEMIA, 1999. — 956 с.
  33. И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998.-415 с.
  34. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Academia-Центр».-1995 .-323 с.
  35. H.A. О назначении человека. М.:Наука, 1993.- 324 с.
  36. H.A. Философия свободы. М.: Моск. филиал «Интерпартнер-МКС», СП «МКС Плюс», 1990. — 288с.
  37. .В., Тросников В. Н., Урсул А. Д. Информация как научное и метанаучное понятие: Послесловие. М.: 1973. — 256 с.
  38. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1995
  39. Э. Тюбингенское введение в философию / Пер. с нем. Т. Ю. Быстровой, С. Е. Вершинина, Д. И. Криушова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997.-400 с.
  40. A.A. Институциональные условия и факторы модернизации российской экономики / A.A. Блохин. — М.: МАКС-пресс, 2002. 298 с.
  41. A.A. Тектология: всеобщая организационная наука. В 2-х т. М.: Экономика, 1989.
  42. Бруннер Карл. Представление о человеке и концепция социума: два подхода к пониманию общества // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Мир человека. 1993.- Т.1, вып. 3.- С.51−72.
  43. Л.П. Общественный прогресс и гуманизм. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  44. Л.П. Человеческий фактор: новое мышление и новое действие: (Филос. заметки). М.: Знание, 1988. — 63 с.
  45. С. Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. — 412 с.
  46. Н. Основания политической экономии. Киев: Унив.тип., 1870. -136 с.
  47. Бурдье Пьер. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993 — 336 с.
  48. А.В. Предпринимательство. В 2 кн. Кн.1. -М.: Фирма «Интерпракс», 1994. 253 с.
  49. А.В. Предпринимательство. В 2 кн. Кн.2. -М.: Фирма «Интерпракс», 1994. 206 с.
  50. O.K., Умеркаев Ф. Г. Цивилизационные проблемы России. Уфа: Изд-во БашГУ, 2002. — 240 с.
  51. JI. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989. -475 с.
  52. И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого.— СПб.: Университетская книга, 2001.— 416с.
  53. Н.П. Информация, деятельность, мировоззрение. Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. — 144 с.
  54. М. Избранные произведения: пер. с нем./ Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова- предисл. П. П. Гайденко. -М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  55. М. Протестантская этика и дух капитализма //М. Вебер Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. с. 61−272.
  56. X. Предприниматель: Пер. с нем. Мн., Эридан, 1992 59с.
  57. В.И., Логинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. 1995. № 8. С. 62−68.
  58. В.В. Предпринимательство как феномен бытия «человека экономического»: опыт онтологического анализа. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Магнитогорск, 2010. — 23 с.
  59. В. Свобода воли // Избранное: Дух и история. Пер. с нем. — М.: Юрист, 1995. — 687 с.
  60. В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия. М.: Наука, 1993.-105 с.
  61. В.А. Институциональные проблемы российских реформ. -М.: Диалог-МГУ, 1998.- 156 с.
  62. В.В. Эволюционная парадигма и институциональная трансформация экономики. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 2004.- 186 с.
  63. Ю.Л. Человеческая активность и её генезис // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы третьего Российского Философского конгресса (16−20 сентября 2002 г.). В 3 т.: Т. 3. Ростов на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2002.
  64. Всеобщая комплексная концепция системной жизнедеятельности природы, общества, бизнеса, человека. М.: Мир книги, 2002.
  65. Е.Т. Государство и эволюция. М.: Евразия, 1995. — 206 с.
  66. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. — М.: Политиздат, 1991. — 367 с.
  67. .С., Мусин Г. Х. Биосоциальная система: опыт потребностного подхода. Уфа. 2000. — 280с.
  68. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Часть I. Наука логики // Гегель. Энциклопедия. Т.1. М.: Мысль, 1974.
  69. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.- 525 с.
  70. В.Я. «Transition» по-русски: концепции переходного периода и политическая трансформация в России (1989−1996) // Общественные науки и современность. 1997. — № 4. — С.64−81.
  71. Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. С. 103−122.
  72. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь.-М.: Издательство «Весь мир», 2004. 120с.
  73. Д. фон. Метафизика коммуникации. СПб.: Алетейя, 2000. -373 с.
  74. П. Г. Риски в современном бизнесе. М.: Алане, 1994.- 240с.
  75. JI., Малеева Т. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики.- 2001.-№.1.-С. 45.
  76. П.С. Философия человека. М.: ИФРАН, 1999. Ч. 2. — 2001. 206 с.
  77. A.A. Введение в этику. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  78. A.A., Дубко Е. Л. Этика. М.: Гардарики, 2000. -496 с.
  79. Дж. Экономические корни и цели общества М.: 1976. 302 с.
  80. В.В. Теория деятельности и социальная практика //Вопросы. философии.-1996.-№ 5 .-С.52−62.
  81. М.В. Потребности как проблема философии // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1984. -№ 2.
  82. У. Прагматизм // Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.- 431 с.
  83. З.Л. К вопросу о полисемантизме предпринимательства в экономической теории. Владикавказ, 1996. Деп. рук. ИНИОН.
  84. П.Ф. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы. М., 1992.
  85. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.-572 с.
  86. В.Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества. СПб.: СПбГУ, 1999.
  87. В.Я., Тарандо Е. Е. Общественные блага и социализация собственности // Социологические исследования. -1999. № 1. — С. 41−48.
  88. В.Я. Социальная экономия труда: общие основы политической экономии. СПб.: СПбГУ, 2007.
  89. Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. М.: Культурная революция, Респ., 2010. — 678 с.
  90. Т.А. Экономическое поведение предпринимателей в современной России. Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. Ломоносова. 2006. № 2.
  91. В. В. Расколотая цивилизация М.: 1999. 222 с.
  92. В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа,' противоречия, перспективы. М., 2000. — 304с.
  93. В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии // Вопросы философии. М., 1998. № 9.
  94. История предпринимательства в России. Кн.2: Вторая половина XIX-начало XX в. /Ин-т Рос. истории РАН. М.: РОССПЭН, 2000. 576 с.
  95. История российского предпринимательства: Справ.-информ. пособие для преподавателей и учащихся. Тюмень, 1994, 48 с.
  96. История экономических учений / Под ред В. Автономова, О. Ананьина, НМакашевой. М., 2000.
  97. М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  98. И. Критика чистого разума. Соч. в 6 т. Т.З. М., 1964.
  99. В.К. Стихия и цивилизация: два фактора «российской судьбы» // Вопросы философии. 1994. — № 5. — С. 27−46.
  100. Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале.- Москва: ГУ ВШЭ, 2008. 55 с.
  101. Е.В. Социально-философская концепция успеха. Авт-т дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2009. — 18 с.
  102. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.'- М.: ГУ ВЩЭ. 2000. — 608 с.
  103. М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы, социологический аспект / Изд-во Саратовского ун-та. — Саратов, 1974. 186 с.
  104. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег (1936): Пер. с англ. -М.: 1978.
  105. В.Е. Концепция радикальной социальности // Философские науки. № 7. 1999.-С. 3−13.
  106. И.М., Капустин Б. Г. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994. — № 1. С. 68 -92.
  107. Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.-523 с.
  108. В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс// Ин-т Открытое общество. М.: Магистр, 1997. — 168 с.
  109. Я.И. Наша экономическая культура сегодня // Об-во и экономика. М.: 1999. — №½. — С. 28−40.
  110. А.Д., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство: очерки истории. М., 1998.
  111. Купечество в России, XV- первая половина XIX веков. М., 1997.
  112. А.Б. Информационная обусловленность развития современных социохозяйственных систем // Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций.- Уфа: РУМНЦРАН, 2006.-С. 167. С. 170.
  113. А.Б. Философия предпринимательства.- Уфа: «Китап», 2007.-224с.
  114. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. — № 5. — С.3−19.
  115. Ю.А. Социальные рамки экономического действия // Мотивация экономического поведения: Сб. тр. / ВНИИСИ, М. 1980. Вып. 11. С. 79−85.
  116. О.Л. Феномен экономической культуры // Российский экономический журнал. 1999. — № 9. — с. 88−95.
  117. Либерализм в России. М.: Институт философии РАН, 1996. — 451с.
  118. Ф. Национальная система политической экономии. СПб., 1891.
  119. В.Г. Культура предпринимательства. М.: Инфра-М, 2002. 218 с.
  120. М.К. Анализ сознания в работах К. Маркса// Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.: «Прогресс», «Культура», 1992. С. 249−269.
  121. К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. — 700с.
  122. Э.С. Вопросы системного рассмотрения культуры и человеческой деятельности // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. — М., 1972.
  123. К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.46.- Ч. 1. С.49−508.
  124. К. Капитал. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1963 -1966.-ТТ. 23−26.
  125. С.Д., Павлова O.K. История: Российское предпринимательство. СПб., 1996
  126. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. -М.: Социум, 2008. -882 с.
  127. Мизес Людвиг фон. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность.- М.:"Дело", 1993.- 240 с.
  128. А.Н. История политической экономии: Филос., ист. и теорет. начала экономии XIX в. Юрьев: тип. К. Маттисена, 1909. — VIII, 638 с.
  129. Г., Чистяков И. Социальные аспекты рынка труда // Общество и экономика. 1999. № 9.
  130. М.О. Место протестантской этики в концепции капитализма М.Вебера // Социс. 1998. № 7.
  131. Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль, 1996. № 1.
  132. M. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. M. 1996.
  133. Ф. Понятие риска и неопределенности // Thesis. 1994. Вып. 5. С. 16−29.
  134. Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С. 5−22.
  135. И.А. На путях к информационному обществу. Ростов на Дону: Изд-во ДГТУ.- 392 с.
  136. А.И. Момент истины. Заметки на полях постсовременной истории // Дружба народов. М.: 2002, № 4.
  137. А. Переходный период закончился. Что дальше? //Вопросы философии.-2000.-№ 6.
  138. С.К. История российского предпринимательства. М.- 2001.
  139. Л. Структуры человеческой деятельности. М.: Знание, 1983.189 с.
  140. Ниринг Скотт. Свобода: обещание и угроза. (Критика культа свободы). — Пер. с анг. М.: Прогресс.- 1966. — 192 с.
  141. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли / Отв. ред. М. А. Абрамов. М.: Наука, 1995. — 463 с.
  142. А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 г.) // Вопросы экономики. 1999. № 12.
  143. В.И. Философия бизнеса в обществах переходного типа.- Мн.: Экономпресс, 2004.-275с.
  144. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс: Сб./Пер. с исп. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 509с.
  145. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М.: Искусство. 1991.-586с.
  146. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма М.: Изд-во МГУ, 1994.- 368 с.
  147. Р. Избранные сочинения: В 2-х тт./ Пер. с англ.- М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1950.
  148. Т. О структуре социального действия. М.:Академ.проект, 2002.-880 с.
  149. Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1997. -546 с.
  150. Ю.Ю., Борисов В. К. Этика бизнеса. М.: Дело, 2001. 280 с.
  151. А. Человеческие качества. — М.: 1990.- 203 с.
  152. Д.И. Основания политической экономии. Киев: типо-лит. т-ва П. Н. Кушнерева и К0, Киевск. отд-ние, 1899. 176 с.
  153. В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. — М.: 1982.
  154. С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). — Уфа: Изд-во БашГУ, 1998. 210с.
  155. К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / Пер. с англ. СПб.: Алетейя. — 2002.
  156. И.Т. Книга о скудости и богатстве. Со вступ. ст. Ю. М. Осипова, коммент. Б. Б. Кафенгауза и послесл. М. Н. Погодина. М.: Наука, 2003. 253 с.
  157. Предпринимательство в конце XX века / А. А. Дынкин, А. Р. Стерлин, И. В. Тулин и др. М., Наука, 1992.- 312 с.
  158. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. М. 1998.
  159. Принципы материалистической диалектики как теории познания / С. Н. Мареев, Э. В. Ильенков, А. Г. Новохатько и др.- Редкол.: В. А. Лекторский (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1984. — 304 с.
  160. П. Ж. Что такое собственность?. — М.: Республика, 1998. — 366 с.
  161. В.В. На изломе социальных структур: Становление нового российского предпринимательства. М.: Наука, 1993. 269 с.
  162. .А. Предпринимательство и риск. М., Знание, 1992. 61с.
  163. А. И. Наш путь к информационному обществу // Теория и практика общественно-научной информации. М.: ИНИОН, 1989. 212 с.
  164. П.А. Общественное сознание: Курс лекций. М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2002. — 273 с.
  165. Д. Сочинения. М., 1951. Т. 1.
  166. И.Д. Античная наука. М., 1980.
  167. В.В. Собрание сочинений. Русская государственность и общество (Статьи 1906−1907 гг.) /По общ.ред.А. Н. Николюкина. М.: Республика, 2003. — 527 с.
  168. Роль благотворительности в деятельности банков. -М.: Терра-М, 1994. -283 с.
  169. В.М. Экономика с культурологической точки зрения // Общественные науки и современность. 2002.
  170. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В. С. Степин. М.: Наука, 2007. -640 с.
  171. Г. И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. — № 8. — С.69 — 72.
  172. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: «Инфра-М».-186 с.
  173. Русские экономисты (XIX нач. XX в.) / Ин-т экономики РАН. — М., 1998.-275 с.
  174. В.Т. Экономическое развитие России. Реформы и российское хозяйство в XIX—XX вв. СПб.: Наука. — 1998.
  175. Е.И. Общество потребления в странах Запада// Вопросы философии. 2007. № 10. — С.53−63.
  176. JI.A. Нравственные письма к Луцилию.- Переиздание. Кемеровское кн. Изд-во, 1986. 464 с.
  177. В.И. Философия российской двухполюсной социально-экономической системы целостного и гармоничного развития общества. М., 1999.
  178. Н.Л. Образ умного человека // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. С. 112−130.
  179. А. Исследование о природе и причинах богатства народов /пер. с англ., предисл. B.C. Афанасьева. М.: ЭКСМО, 2009. — 960 с.
  180. В.Г. Предпринимательство как особый вид деятельности // Социс. 1994. № 2.
  181. Н.Э. Экономический риск в деятельности коммерческих банков: методы оценки и практика регулирования. М: Знание, 1991. — 536с.
  182. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия.-Сочинения, Т.1, М.: Мысль, 1993.- 321 с.
  183. B.C. Сочинения. В 2-х т.: Т. 1. М.: Мысль, 1988. — 892 с.
  184. B.C. Сочинения. В 2-х т.: Т. 2. М.: Мысль, 1988. — 822 с.
  185. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  186. Дж. Алхимия финансов. М.: ИНФРА, 1998.-294 с.
  187. O.A. Предпринимательство и предприниматели в российской истории. Пенза, 2000
  188. Сэй Ж.-Б. Трактат по политической экономии. Бастия Ф. Экономические софизмы. Экономические гармонии. М., 2000.
  189. З.А. Идеи свободомыслия в истории культуры. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.
  190. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
  191. О.В. Ценностные ориентации русского предпринимательства (экономико-социологический анализ). М., 1998
  192. Э. Третья волна. М.: ACT, 1999.— 784. с.
  193. Э. Шок будущего: Пер. с англ. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-557с.
  194. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты (материалы «круглого стола») //Вопросы философии. 1992. № 1.
  195. Туган-Барановский М. И. Основы политической экономии / Авт. предисл. д. э. н., проф. Г. Н. Сорвина. -М.: РОСППЭН, 1998. 662 с.
  196. Г., Векслер А. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. Москва- Санкт-Петербург: Вершина, 2006. — 335 с.
  197. А. Возвращение человека действующего. М.: Научный мир. -1998.- 204 с.
  198. А.Р. Избранные экономические произведения. М., 1961.
  199. JI. Экономическая структура высоких культур // Антология исследований культуры. T.I. Интерпретация культуры. СПб., 1997
  200. А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М.: 2000. -203 с.
  201. В.Г. Модернизация «другой» Европы.- М.: ИФ РАН, 1 997 255 с.
  202. В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. — М.: Наука, 1992.-152 с.
  203. В.И. Проблема духовности как целостности человека и основания его субъектности//Становление человека как субъекта социального творчества. Омск, 1997.
  204. В.И. Проблема онтологических оснований целостности ¦ человека // URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/filatovproblema
  205. Философия Канта и современный идеализм. М.: Мысль, 1974. — 469 с.
  206. Философия права Гегеля и современность. М.: Наука, 1977. — 151 с.
  207. Философия Фихте в России. СПб.: РХГИ, 2000. — 368 с.
  208. Философия Шеллинга в России. СПб.: Изд-во Рус. ист. гуманит. инта, 1998.-528 с.
  209. И.Г. Сочинения. Санкт-Петербург: Наука, 2008. — 751 с.
  210. C.JI. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.-511 с.
  211. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./ Общ.ред. П. С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.- 256 с.
  212. Э. Иметь или быть? М.: ACT, 1990. — 314 с.
  213. Ш. Избр. соч./ Пер. с франц. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 19 511 954.
  214. Ю. Будущее человеческой природы / Пер. с нем. М.: Изд-во «Весь мир», 2002. — 144 с.
  215. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика. 1989. № 12.-С. 26−39.
  216. Ф.А. Дорога к рабству: Пер. с англ.-М.: Экономика, 1992. -176 с.
  217. А. Человек рынка // Общественные науки и современность. 1992. № 5. С. 31.
  218. В. Философия и экология. М.: Издательская фирма АО Kami, 1994.- 188 с.
  219. Е. П. История предпринимательства и меценатства в России М., 1998.
  220. Г. П. Предприниматель кто он? Из опыта рос. и зарубеж. предпринимательства. — М.: Междунар. отношения, 1992. — 209 с.
  221. Н.Г. Идеология труда в России // Социс. 1994. № 8−9.
  222. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. — 663 с.
  223. К. Новая философия бизнеса в 3-х т.- М.: Наука, 1998.
  224. A.K. Курс политической экономии или Изложение начал, обусловливающих народное благоденствие. СПб., 1815.237. -Шубкин В. Н. Страхи в России // Социологический журнал. 1997. № 3. С.56−86.о
  225. И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.287 с.
  226. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд.Т.21.- С.23−178.
  227. Этика бизнеса (к определению предмета): Науч.-аналит.обзор /РАН ИНИОН. М., 1994. -54 с.
  228. Н.С. Очерки по философии в США. XX век. М.: «Эдиториал УРСС», 1999.-304 с.
  229. В. М. Конструктивное предпринимательство. М.: Три Л, 1994.-232 с.
  230. С.М. Конкуренция как социально-философская проблема // Человек. Общество. Образование: межвуз. сб. ст. / Башк. гос. ун-т- редкол.: Д. М. Азаматов и др. Уфа, 2005 .- С. 89−91.
  231. И.И. Экономическое значение честности. (Забытый фактор производства). М.: Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1912. 27 с.
  232. И.И. Избранные труды /сост. М.Г.Покидченко- под ред. М. Г. Покидченко, Е. Н. Калмычковой. Москва: Наука, 2005. — 436 с.
  233. Hegel G.W.F. Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im ¦ Grundrisse (1830). Neu herausgegeben von F. Nicolin und O. Poggeler. — Akademie-Verlag — Berlin, 1966. — 506 s.
  234. Mills C.W. White Collar: The American Middle Classes. New York. Oxford. Galaxy Book. 1956.-P. 3−59.
  235. Odiorne G. The Management Theory Jungle and the Existential Manager // Academy of Management Journal. 1966., V.9, № 2, P. 111−116.
  236. Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung / M. Frank. Frankfurt a.M., 1993.-596 s.
  237. Schelling F.W.J. Philosophie der Offenbarung 1841/42. Herausgegeben und ¦ eingeleitet von Manfred Frank. — Suhrkamp Verlag Frankfurt am Main, 1977.
  238. Schelling F.W.J. Samtliche Werke. Bd. 1−14. — Stuttgart, 1956.
  239. Shellingiana rariora, hrsg. von X. Tilliette. Torina, 1974. — S. 570−674.
  240. Weber M. Die Protestantische Ethik. Bd. 1. Munchen — Hamburg, 1965.
  241. Weber M. Gesamtausgabe. Abt. I. B. 15: Zur Politik im Weltkrueg. Schiften und Reden 1914−1918. Tubingen, 1984.
  242. William James, Pragmatism. Camblidge: Harvard University Press, 1975.
  243. Xavier Tilliette. Schelling. Une Philosophie en devenir. 2 Bde., Paris, 1970.
Заполнить форму текущей работой