Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование организационных и экономических методов управления производственно-техническим обслуживанием (на примере предприятий единичного и мелкосерийного производства)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фактически сложившаяся система инфорлащаднного обеспече ния ПТО не соответствует усложнившемуся производству и принцшам оптимальной организации информационной системы в условиях инте грированной системы обработки данных. Ее характерными недостатка ми являются: дублирование информации, рассредоточенность и не связность показателей между собой, большой объем перерабатывае мой информации при низкой… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ
  • 1. Значение и факторы развития производственнотехнического обслуживания в условиях научнотехнического прогресса
    • 1. 2. Сущность и методы исследования производственнотехнического обслуживания как организационноэкономической системы
  • 1. 3 Использование программно-целевого подхода к организации управления производственнотехническим обслуживанием
  • 2. ИССЛЕДОВАНШ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТШШ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХШ Ч^ЕСКШ ОБСЛУЖИВАНИЕМ
  • 2. Анализ организационно-функциональной структуры управления производственно-техническим обслуживанием 57,
    • 2. 2. Анализ информационно-технического обеспечения внутризаводского обслуживания
    • 2. 3. Оценка структуры управления обслуживающими подразделениями предприятия
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТБХНИЧЕСКШЛ ОБСЛУЖИВАНИЕМ
  • 3. Оптшлизация организационно-функциональной структуры управления производственнотехническим обслуживанием
    • 3. 2. Организационные основы внедрения программно-целевого метода управления производственно-техническим обслуживанием
    • 3. 3. Оценка эффективности системы управления внутризаводским обслуживанием с использованием матричного метода

Совершенствование организационных и экономических методов управления производственно-техническим обслуживанием (на примере предприятий единичного и мелкосерийного производства) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года првД1усмотреяо обеспечить дальнейший рост благосостояния советских людей на основе устойчивого, поступательного развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования производственного потенциала, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы /7,с.139/.Эффективность изготовления продукции высокого качества с минимальными затратами зависит не только от совершенной организации основных производственных процессов, но и от рациональной, организации производственно-технического обслуживания (ПТО) Организация и состояние обслуживания производства оказывают существенное влияние на экономику каждого предприятия, объединения, отрасли. На машиностроительных предприятиях, как правило, существует целый комплекс специальных подразделений (инструментальных, ремонтных, транспортно-складских, энергетических), основной задачей которых является обеспечение нормального и бесперебойного хода производственного процесса при минимально возможных затратах. В данной сфере производства заняты значительные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Численность рабочих, занятых ^ Под «производственно-техническим обслуживанием» понимается колшлекс работ и услуг, обеспечивающих функционирование производства, осуществляемых подразделениями самих предприятий, а также специализированными отраслевыми и межотраслевыми предприятиями /115, с. 1 /, обслуживанием производства составляет от I I до 13 млн. человек" то есть от 40 до Ь0% всех рабочик промышленности и имеет дальнейшую тенденцию к возрастанию /34/. Это обусловлено как усилением значимости процессов обслуживания в условиях дальнейшего ускорения научно-технического прогресса, последовательного перехода к механизированным и автоматизированным системам процессов и машин, так и его низким организационно-техническим уровнем. Уровень выполняемых услуг в настоящее время заглетно отстает от потребностей производства, сохраняются диспропорции в развитии основного и обслуживающего производства, которые являются следствием распыленности и невысокого уровня специализации и концентрации ремонтного, инструментального, транспортного и других видов обслуживания. В данной сфере производства высока доля ручного труда, низок уровень механизации и автоматизации, а также регламентации производственных процессов, что не соответствует запросам современного высокомеханизированного производства и возможностям научно-технического прогресса. Уровень механизации транспортно-складского, ремонтного и инструментального обслуживания составляет 35−40^.Трудоемкость и фондоемкость этих служб значительно превышает уровни, достигнутые в индустриально развитых странах. Расчеты, выполненные Институтом экономики АН СССР показывают, что в США за 15 лет (с середины 50-х до начала 70-х гг .) удельный вес обт служивающих рабочих остался практически неизменным при резком увеличении и" усложнении основных производственных фондов. В 70-х годах доля обслуживающих рабочих в промышленности США составила 33^, в том числе ремонтных — 9%. Затраты труда на единицу работ, выполняемых обслуживающими службами за 15 лет сократились на 25^/34,0.20/ .На серьезные недостатки в сфере производственно-технического обслуживания неоднократно обращалось вяшание на ХХ1У, ХХУ, XX7I съездах КПСС: «…Не меньше теряется на том, что далеко не все министерства и ведомства щгт на активное развитие специализации, на перераспределение средств в пользу межотраслевых производств, на создание специальных заводов по производству инструмента и оснастки, ун1фицированяых узлов и деталей. Сверх всякой меры распылена ремонтная база. Такие тенденции приводят к значительной растрате всех видов ресурсов» /6,с.45/. Так, например,' затраты на оснащение составляют 8−15^ себестоимости изделий. Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования — свыше 10^ себестоимости продукции /13,23/.Вопросы совершенствования производственно-технического обслуживания находятся в центре внимания многих ученых и практических работников. Большой вклад в решение проблем повышения эффективности ПТО внесли Акбердин Р. З., Борисов Ю. Б., Власов Б. В., Думлер А., Карпов Л. Д., Кореяченко P.M., Консон, А. С, Летенко В. А., Макаренко М. В., Мильнер Б.3., 0йнер К.Ф., Покропивный Ф., Семенов В. М., Стариков I.E., Татур К., Тобиас Д. А., Туровец О. Г., Хейнман А., Хмельницкая З. Б., Якобас В. А. и другие. За последние годы заметно возросли масштабы и глубина исследований проблем производственно-технического обслуживания, которые рассматриваются авторами в основном в двух аспектах: в направлении дальнейшего повышения уровня концентрации и специализации на всех уровнях народного хозяйствав направлении совершенствования внутризаводского обслуживания и его отдельных служб. Проблемы, связанные с определением оптш^ального уровня концентрации и специализации обслуживания на различных уровнях народного хозяйства, достаточно полно освещены в экономической литературе. Что касается второго направления, то несмотря на то, что перечень эконоглической литературы, посвященной вопросам совершенствования внутризаводского обслуживания достаточно представителен, до настоящего времени имеется немного работ., посвященных комплексному системному подходу к его совершенствованию. Если проблемы выбора оптимальных организационно-производственных структур и других производственных параметров производственно-технического обслунсиваяия (технической подготовки, форм организации производства, форм организации труда и оплаты рабочих и т. д.) в определенной мере разработаны и продолжают изучаться экономистагли, то проблемы организации его управления, построения оптимальных структур управления во взаимосвязи всех ее элементов не получили достаточного освещения в литературе. Внутризаводское обслуживание — сложная многозвенная структура, включающая совокупность производственных и управленческих подразделений. От эффективности функционирования каждого из звеньев, их четкой взаимосвязи зависит в целом эффективность всей системы производственно-технического обслуживания. Следовательно, многогранную проблему повышения его эффективности необходимо решать комплексно, воздействуя на все составляющие как системы производства, так и системы управления. Однако в настоящее время вопросы оптимизации структуры управления, информационного обеспечения, организации труда и оплаты июкенерно-технических работников ремонтно-энергетических, транспортных, инструментальных служб и других подразделений ПТО являются малоизученными. В связи с этим к числу важных проблем относится разработка методического подхода к исследованию и совершенствованию систе1>лы управления производственно-техническим обслуживанием на комплексной основе и практических рекомендаций, позволяющих обеспечить эффективное функционирование всех структурных подразделений ПТО. Особенно актуальны эти вопросы для обслуживающих подразделений предприятий единичного и мелкосерийного производства. Значительная номенклатура изделий и услуг производственно-технического обслуживания, высокая степень стохастичности обслуживающих процессов, значительное влияние случайных факторов, присущих обслуживанию этого типа производства, предъявляют повышенные требования к организации его управления. Вместе с тем исследования показывают, что на предприятиях единичного и мелкосерийного производства часто функционируют неэффективные структуры управления службами, отсутствует организация четкого взаимодействия обслуживающих служб с другими подразделениями предприятия, недостаточно эффективно применяется вычислительная техника. Шлоисследовательность проблем комплексного системного подхода к управлению производственно-техническим обслуживанием и актуальность вопросов совершенствования организации его управления, особенно в условиях единичного и мелкосерийного типа производства, определили выбор темы исследования. Целью диссертационной работы является разработка теоретических основ, методических и практических рекомендаций по созданию организационно-экономического механизма системы управления производственно-техническим обслуживанием на комплексной программноцелевой основе. Под организационно-экономическим механизмом понимается совокупность экономических и организационных методов и средств, позволяющих без изменения сложившейся линейно-функциональной структуры управления обеспечить эффективное функционирование элементов производства и управления производственно-техническим обслуживанием в ш. единстве. В соответствии с целью были поставлены и сделана попытка решить следующие задачи: выявить роль и направления развития производственно-технического обслуживания в условиях ускорения научно-технического прогрессаисследовать организационно-экономическую сущность внутризаводского обслуживания как системы, определить объект и субъект управления производственно-технического обслуживания в соответствии с принципами системного подхода и экономической кибернетикиразработать методический подход и осзгщеотвить последовательный анализ существующей системы управления обслуживающими подразделениямина основе методического подхода и систелшого анализа организации управления ПТО разработать практические рекомендации по ее совершенствованию. Решение указанных задач и составляет предмет защиты. Объект исследования. В качестве объекта исследования были выбраны обслуживающие подразделения предприятий единичного и мелкосерийного производства отраслей машиностроения: ПО «Уралгидромаш», в его составе три предприятия: Уральский завод гидромашин (УЗШ), Свердловский насосный завод (CHS), Катайский насосный завод (КНЗ), Целиноградский насосный завод (ЦНЗ) — Свердловский инструментальный завод (СИЗ), ПО «Пневмостроймашина», Свердловский завод коммунального машиностроения (КОШАШ).Это обусловлено тем, что данный тип производства является наиболее распространенным в машиностроении Среднего Урала, а проблемы организации управления производственно-техническим обслуживанием применительно к условиям единичного и мелкосерийного производства малоисследованными. Вместе с тем на исследуемых предприятиях наблюдается большое многообразие известных форм организации ПТО, обусловленное особенностями выпускаемой продукции и структуры парка оборудования, что представляет определенный интерес при исследовании их влияния на организацию управления обслуживанием производства. Используя единые теоретические разработки и методы исследования для всех служб производственно-технического обслуживания, отдельные положения теории и практики наиболее подробно продемон-, стрированы на примере ремонтных служб. Это обусловлено все возI' растающей значиглостью данной службы в обеспечении бесперебойного и экономичного протекания основного производственного процесса, а также тем, что несмотря на большое количество исследований, посвященных ремонтному обслуживанию, вопросы совершенствования организации его управления остаются недостаточно освещенными в экономической литературе. Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды классиков марксизма-ленинизма, решения съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, постановления партии и правительства по вопросам совершенствования хозяйственного механизма. В работе использованы труды советских и зарубежных экономистов в области теории системных исследований, экономики производственно-технического обслуживания, нормативная и справочная литература, материалы хоздоговорной научно-исследовательской работы, проводимой при згчастии автора в качестве ответственного исполнителя. В процессе исследования применены известные методы системных исследований: неформальные, формально-логические, графические, количественные, моделирования, а также методы фотографии, самофотографии и хронометражных наблюдений. Научная новизна исследования заключается в следующем: дано определение системы управления производственно-техничеII ским обслуживанием и ее элементов с позиций системного подхода и экономической кибернетикиобосновано место систеш управления внутризаводским обслуживанием в иерархии систем и уточнен механизм формирования его целейразработана концептуальная модель управления обслуживанием (на примере ремонтной службы), являющаяся инструментом’анализа и совершенствования системы управления производственно-техническим обслуживанием на комплексной целевой основеразработана логическая схема системного анализа субъекта управления внутризаводского обслу^^^иванияпредложена методика, позволяющая оценить структуру управления ПТО и степень ее готовности к внедрению АСУразработана модель оптимизации организационно-функциональной структуры управления производственно-техническим обслуживаниемобоснованы организационные основы внедрения программно-целе^Бого управления обслуживающими службамипредложен метод комплексной оценки эффективности системы управления внутризаводского обслуживания. Практическая ценность. Результаты выполненного исследования являются основой для совершенствования системы управления обслуживанием предприятий на комплексной целевой основе и позволяют: более оптимально распределить задачи межщг исполнителями, более тесно взашлоувязать функции отдельных управленческих подразделений, подчинить их функционирование реализации конечной цели обслуживанияс учетом поставленных целей разрабатывать обоснованные и взаимосвязанные мероприятия по его совершенствованиюосуществлять наиболее простую и правильную постановку задач по планированию, учету и анализу на основе матричных расчетовсоздать. 12 основы, ед1адой информационной системы производственно-технического обслуживания и подготовить аппарата управления к внедрению автоматизированной система управленияснизить трудоемкость управленческих работ и повысить эффективность управления обслуживанием предприятия. Полученные результаты могут быть использованы в производственных объединениях и предприятиях машшостроения. Реализация и апробация работы. Результаты исследований и практические рекомендации обсуждались на техническом совете ПО «Уралгидромаш» и Свердловского инструментального завода, они использованы в практической работе ремонтных и транспортных служб, а также при обосновании целесообразности внедрения АСУ в производственно-техническое обслуживание. Результаты диссертации были использованы при разработке стандарта службы главного механика и хоздоговорной научно-исследовательской темы «Комплексная система повышения эффективности управления производственно-технического обслуживания», выполненной по заказу ПО «Уралгидромаш». В результате внедрения практичесш-зх рекомендаций был получен экономический эффект в размере 63,7 т .р .Основные положения диссертации докладывались: на Всесоюзной научной конференции «Научная организация труда и управления производством Б свете решений ХКУ1 съезда КПСС» (Свврдловск, 1981) — на зональной научно-практической конференции «Комплексная система управления эффективностью производства» (Челябинск, I98I) — на республиканской научно-практической конференции «Совершенствование планирования в инструментальных и ремонтных цехах (Ижевск, 1983) — на областной научно-технической конференции молодых ученых и специалистов «Актуальные проблеглы совершенствования общественных отношений и хозяйственного механизма (Свердловск, 1983).По результатам выполненных исследований опубликовано 7 печатных работ общим объемом 0,8. п.л.Объем и структура работ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения общим объемом 154 страницы машинописного текста, II приложении. Содержит 10 рисунков и 24 таблицы.

Список литературы

включает 125 наименований.

Принципиальной основой современного экономического развития является дальнейшее повышение эффективности производства и со вершенствование всех сторон хозяйственного механизма. На ноябрь ском (1982 г .) Пленуме ЦК КПСС била подчеркнута необходшлость «создать такие условия — экономические и организационные —, кото рые стшлулировали бы качественный, производительный труд, инициа тиву и предприимчивость» / 8, с .З/ .Одним из важнейших направлений, которое может в относитель, но короткий срок дать Э!|фект с меньшими капитальными вложения!^ 1И является совершенствование технического обслуживания производст ва. Создание высокоэффективной системы производственно-техниче ского обслуживания зависит от решения целого ряда проблем на всех уровнях народного хозяйства. Вместе с тем совершенствование внут ризаводского обслуживания является по-прежнему валснейшим направ лением повышения его эффективности, поскольку вследствие низкого уровня централизации обслуживающих: работ значительная их доля сосредоточена на промышленных предприятиях. Дальнейшее развитие процессов обслуживания и ликвидация сложившихся диспропорций между основным и обслуживающим производством могут быть обеспече ны путем внедрения конструктивных организационно-экономических методов управления. Это обусловлено тем, что возрастающие объеглы работ и затрат на обслуживание производства усложняют и увеличи вают объем работ по управлению обслуживающими подразделениями, предъявляют особые требования к квалификации управленческих кадров. Исследования показывают, что если в элементах объекта управления ПТО (предметах труда, технике, технологии) за послед нее десятилетие произошли некоторые существенные изменения, то элементы субъекта управления ПТО (структура и методы управления, информационно-техническое обеспечение и организация труда управ ленческих работников) остались неизменными. Это не может не вли ять на эффективность обслуживания производства, в конечном счете, на эффективность всего предприятия. В связи с этим диссертационная работа посвящена одной из ак туальных проблем — повышению эффективности производственно-техни- ;

ческого обслуживания за счет совершенствования его систелш управ ления, внедрения прогрессивных средств и методов управления, позво ляющих без изменения сложившейся организационно-производственной структуры, обеспечить эффективное функционирование всех элементов производства и управления ПТО. Решение проблемы осуществлялось с пртленением современных методов исследования и оптимизации ор ганизационных и информационных систем, а также прогрессивных ме тодов оценки эффективности производственных подразделений. В теоретической части работы исходным пунктом исследования проблемы послужил марксистско-ленинский анализ общественного раз деления труда, который позволил проследить эволюцию обслуживающего производства, обосновать его роль в процессе кругооборота произ водственных фондов и определить факторы развития в условиях науч но-технического прогресса. Теоретическое исследование проблемы позволило сделать следующие выводы:

1. Дальнейший процесс развития разделения труда, обуславли вающий дифференциацию и интеграцию функцШ'! основных и обслуживаю щих рабочих в условиях высокомеханизированного и автоматизирован ного производства, не устраняет проблемы совершенствования орга низации управления ПТО на уровне предприятия.2. Наблюдаемый на современном этапе процесс специализации и кооперации ремонтной, инструментальной, энергетической, транспорт.. 149 ной и других обслуживающих слтб объективно формирует целостное подразделение и соответствующую подсистеглу управления предприятия • систему управления производственно-техническигл обслуживанием.3. Совершенствование управления ПТО является важным фактором повышения эффективности движения производственных фондов и уско рения научно-технического прогресса.4. Решение проблемы совершенствования системы управления внутризаводским обслуживанием требует комплексного системного под хода к ее рассмотрению. Изучение, работ ученых-экономистов позволило сделать аргумен тированные выводы о степени разработанности теории системных ис следований применительно к внутризаводскому обслуживанию. Сложив шееся положение в науке и практике обусловило необходиг-ЮСть раз работки методического подхода к исследованию и совершенствованию системы управления производственно-техническшл обслунсиванием. В связи с этим Б методической части работы: определена сущность и содержание системы управления ПТО с кибернетических позиций, рассмотрены основные элементы объекта и субъекта управления ПТО, показана их взаимосвязь и взаимообуслов ленность, доказана необходимость комплексного системного подхода к совершенствованию всех элементов системы внутризаводского обслу жЕшанияразработана система целей управления ПТО (на примере ремонто обслуживания), которая явилась концептуальной моделью управления. Она послужила основой проведения системного анализа управления ПТО, ввявления организационной и информационной обеспеченности реализации его конечной цели, а также инструментом оптимизации организационно-функциональной структура на программно-целевой ос нове. обоснована методика системного анализа существующей системы управления обслуживающими подразделениями, охватывающая исследова нием все основные элементы субъекта управления: организационно функциональную структуру, информационно-техническое обеспечение, технологию принятия управленческих решений, организацию труда инженерно-технических работников ПТОразработана методика общей форлализованной оценки структуры управления внутризаводским обслуживанием и определения степени ее готовности к внедрению АСУ. В исследовательской части работы на базе разработанного мето дического подхода проведен анализ существующей системы управле ния ПТО на ряде предприятий единичного и мелкосерийного производ ства и сделаны следующие выводы:

1. Эффективность организационно-функциональной структуры управления в значительной степени определяется уровнем прогрес сивности принятой организационно-производственной структуры ПТО. Централизованным формам обслуживания соответствует более высокий уровень концентрации управления, который создает предпосылки для внедрения полного хозрасчета, повышения качества и оперативности управления за счет экономически обоснованного внедренрм АСУ ПТО.

2. Организационно-функциональные структуры управления ПТО характеризуются большим количеством неупорядоченных функциональ ных взаиглосвязей с другими подразделениями предприятия, отсутст вием четкой специализации как в производстве, так и в управлении обслуживанием. Функциональные службы (ОШ, ОГЭ, ОИК) выполняют довольно широкий круг технических, снабженческих и других задач.3. Отсутствие некоторых важнейших управленческих функций (экономического анализа, прогнозирования развития внутризаводско го ПТО), неполнота выполнения других, нечеткое определение ответственности исполнителей, нерегламентированность управления ПТО значительно снижают его эффективность.4. Отсутствие прогрессивной нормативной и организационно методической базы, а также прогрессивннх средств вычислительной техники обусловливает значительные трудозатраты и низкое качест во разрабатываемых задач по планированию, учету и анализу ПТО.

5. Фактически сложившаяся система инфорлащаднного обеспече ния ПТО не соответствует усложнившемуся производству и принцшам оптимальной организации информационной системы в условиях инте грированной системы обработки данных. Ее характерными недостатка ми являются: дублирование информации, рассредоточенность и не связность показателей между собой, большой объем перерабатывае мой информации при низкой ее инфорглационной ценности, отсутствие унифицированной документации, технических средств сбора и обра ботки информации. Процесс оптимизации информационного обеспече ния ПТО связан с совершенствованием всего механизма управления на комплексной целевой основе, а также с внедрением средств ав томатизации управления.6. В настоящее время на предприятиях единичного и мелкосе рийного производства Среднего Урала структура управления внутри заводским обслуживанием характеризуется низким организационно экономическим уровнем и является неподготовленной к внедрению автоматизированной систедш управления. Это связано с низкшл уров нем централизации выполнения отдельных функций, низкш уровнем их интеграции, не оптимальностью инфорглационной системы и низким уровнем организованности системы управления ПТО. Результаты системного анализа ПТО, научные концепции в об ласти программно-целевого управления объектами, преломление их применительно к условиям внутризаводского обслуживания единичного и мелкосерийного типов производства послужили основой рекоменда ций, предложенных в практической части диссертации, С учетом су ществующего уровня управления внутризаводским обслуживанием и в целях ускорения его совершенствования использована относительно простая, экономичная и легко внедряемая система методов и средств. Предлагаемые методы логически взаимосвязаны и представляют основы организационно-экономического механизма управления ПТО на комп лексной целевой основе:

1. Содержанием оптимизации организационно-функциональной структуры управления ПТО явилось выявление функций, их анализ, распределение конкретных задач по выполнению функций между струк турными подразделениями. Использование разработанной экономико математической модели позволило оптимально распределить функции внутри системы, исключить их дублирование, обеспечить необходтлую оперативность, экономичность и высокое качество принятия управлен ческих решений по планированию, организации, анализу, контрол1э и стимулированию обслуживающих подразделений.2. Исследования показали, что помимо четкой функциональной специализации структурных подразделений, необходимо проводить де тальное проектирование механизма их реализации, иначе возникают трудности взаимодействия служб управления, часть функций может оказаться не обеспеченной. Внедрение предлагаемых организационно экономических методов управления ПТО на программно-целевой осно ве позволило без изменения существующей организационной структуры управления обеспечить координацию и сбалансированность функции отдельных подразделений и специалистов, занятых управлением ПТО на основе разработанной концептуальной модели управленияподго товить аппарат управления к внедрению АСУ за счет повышения сте пени регламентации и агрегирования функций планирования, учета и анализа.3. Использование матричного метода для оценки эффективности системы управления ПТО и его отдельных служб позволило логически завершить разработку основ организационно-экономического механиз ма управления ПТО. Этот метод наиболее адекватно отражает меха низм измерения эффект^шности, его использование является базой для создания основ единой информационной систегш, обслуживающей все функции и организационные звенья управления ПТО в соответст вии с принципами интегрированной обработки данных. Матрицы позво ляют осуществить правильную и простую постановку задач по плани рованию, учету и анализу, значительно снизить трудоемкость управ ленческих работ за счет ликвидации непроизводительных затрат на переписывание, передачу одних и тех же сведенш из одних подраз делений в другие. Матричные расчеты удобны для использования в вычислительных системах, в дальнейшем позволят обеспечить связь подразделении системы управления ПТО с интегрированной системой обработки данных предприятия. В целом предлагаемый подход к организации систе^ лы управления внутризаводскигл обслуживанием позволит лшшидировать изолирован ность отдельных мероприятий по совершенствованию ПТО, придать управлению обслуживанием более четкую организованность и целена правленность на достижение его конечной цели. Наибольший объем исследований в работе проведен по ремонтным службам. Приводивлые результаты исследований по другим службам подтвердили правильность выводов и универсальность предложенного подхода к анализу и совершенствованию организации управления все ми обслуживающими подразделениями предприятия. Экспериментальные исследования и апробация методических и практических рекомендаций были проведены на примере ремонтных служб ПО «Уралгидромаш», Свердловского инструментального завода. Отдельные положения диссертации использованы ПО «Уралгидромаш» в практической деятельности при совершенствовании системы органи зации управления ремонтной и транспортной службой предприятия. Экономический эффект от внедрения рекомендаций составил 63,7 т .р .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы ХХУ съезда КПСС. — М. Политиздат, 1976. — 256 с.
  2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М. Политиздат, I98I. — 223 с.
  3. Материалы ноябрьского (1982 г .) Пленума ЦК КПСС. — Komiyнист, 1982, № 17.
  4. Материалы июньского (1983 г .) Пленума ЦК КПСС. — Коммунист, 1983, 1^ 9.
  5. Автоматизированная система управления. 2 тома/Под ред.О. В. Козловой. — М. гМысль, 1972. — 125 с.
  6. А.П., Аникин Б. А. Эффективная организация и управление инструментальным хозяйством предприятия. — М.:Экономика, 1.8I. — 128 с.
  7. В.Е. Факторный индексный анализ. — М.:Статистика, 1977. — 199 с.
  8. Р.З. Сравнительный экономический анализ резервовремонтного обслуживания. — В кн.:Вопросы совершенствования основного и вспомогательного производства.- Свердловск, 1970. — 100 с. 156^ ^
  9. Американские буржуазные теории управления. Критическийанализ/ Под ред.З. Б. Мильнера, А. М. Чижова. — М.:Мысль, 1978. — 366 с.
  10. П.К. Теория функциональной системы. — Успехи физиологических наук, 1970, T. I, В I, с.19−54.
  11. В.Г. Общество: системность, познание и управление.- М. Политиздат, I98I. — 432 с.
  12. . Станкостроительная и инструментальная промышленность в XI пятилетке. — Плановое хозяйство, 1982, Ш 5, с. З16. '
  13. Т. Резервы экономии рабочей силы. — Вопросы экономики, 1980, Г&- 5, с.51−63.
  14. .А., Черняк В. И. Эффективность управления: наука ипрактика. — М.:Наука, I98I. — 144 с.
  15. Ю.С. Планово-предупредительный ремонт оборудованияв промышленности СССР. — М. гМашгиз, 1949. — 83 с.
  16. Ю.С. Организация ремонта и технического обслуживания.- М.:Машиностроение, 1978. -359 с.
  17. Л.А., Гальперин С Б . К проблеме определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления. — В сб.:Актуальные вопросы совершенствования управления: Научные труды Н И Ш и Н Госплана СССР. М, 1982, с.32−42.
  18. Бритченко С В. Совершенствование информационных потоков вуправлении предприятием. — М.:Статистика, 1980. — 162 с.
  19. Р. Матричная модель финансовых ресурсов отрасли.Экономические науки, 1982, Ш 4, с.67−77.
  20. П. Экономические рычаги и эффективность производетва.Вопросы экономики, 1978, № 10, с.28−38. '" 157 —,
  21. В.Г., Коломнин А. Г. Использование информационногомоделирования в процессе разработки и внедрения КСШ1. Стандарты и качество, 1977, Ш 10, с.39−45.
  22. Н.Г., Кизшюв Б. В. Системный подход к разработкекомплексной системы управления эффективностью производства. — Б сб.:Совершенствование организации и эффективность управления производственными комплексами. — Свердловск, 1980, с.21−26.
  23. .В. Выбор рациональных форм организации производства. — М.:Машиностроение, 1979. — 240 с.
  24. Вспомогательные, но не второстепенные: Межведомственные проблеглы (круглый стол «ЭКО»). — Экономика и организация промышленного производства, 1979, Ш 10, с.20−81.
  25. А. Основные фонды: воспроизводство, обновление, техническое перевооружение.- Экономические науки, 1982, Ш 6, с. 35. /' 1 5 8 • - /
  26. . Рабочий инструмент и эффективность производства.- Вопросы экономики,' 1982, !fl, с.40−49.
  27. В.Е. Оценка эффективности ремонтного производства.В кн.:Обслуживание машиностроительного производства: Материалы семинара. — М., 1968, с.66−67.
  28. В.М. Введение в АСУ. — Киев: Твхника, 1974. — 319 с.
  29. А., Гулеватыи В. Г. Эффективность использованияинформационно-вычислительного потенциала. — Киев.:Общество «Знание» УССР, 1982. — 19 с.
  30. ГОСТ 245 250–80. Управление производственным объединением ипромышленным предприятием. Май, 1980.
  31. О.А. Методологические проблемы науки управления производством. — М.:Наука, 1970. — 295 с.
  32. В.Ж., Головина А. Н. Управление использованием основных производственных фондов. — В кн.:Ко1у1Плвксная система управления эффективностью производства: Тезисы докладов научнопрактической конференции. Челябинск, I98I, с. 32.
  33. Единая система планово-предупредительного ремонта и рациональ! ной эксплуатации технологического оборудования машиностроир 159 тельных предприятий. Изд.6-е, — М.:Машиностроение, 1967. 584 с.
  34. А. Внутризаводской хозрасчет. -М.:Химия, 1973.215 с.
  35. К. Совершенствование планирования и стимулированияНТП.- Вопросы экономики, 1980, Л 5, с.32−42.
  36. И.О. Моделирование информационных процессов в системахуправления предприятиями. — М.:Статистика, 1974. — 128 с.
  37. А.А., Чайкин Б. И. Количественная оценка организационных структур управления производством в черной металлургии. — В сб.:Повышение эффективности промышленного производства. Свердловск, 1976, с.17−22.
  38. В.Г., Рыжвнко Н. С. Об оценке деятельности ремонтныхслужб предприятий. — Стандарты и качество, 1982, № I, с. 60.
  39. B.C. Управление основными фондами, — Л.:Изд-во ЛГУ, 1977. — 134 с.
  40. Л.Д. Экономический анализ вспомогательного производства. — М.:Экономика, 1967. — 159 с.
  41. Д., Облонская И. Социально-экономические проблемытруда на этапе развитого социализма. — Плановое хозяйство, 1980, il 2, с.90−100.
  42. И.Г. Проблемы научно-технического прогресса на предприятии. — Свердловск: Сред.-Уральск.кн.изд-во, 1975. — 190 с.
  43. Р.Н., Мельникова К. И., Кривоборец Б. И. Эффективностьработы ремонтной службы предприятия. — Киев.:Техника, 1976.159 с.
  44. Р.Н. Хозрасчет и оценка работы ремонтной слрсбы.Плановое хозяйство, 1966, № 9, с.67−80.
  45. B.C. Организация, механизация и экономика заводг 160 ского транспорта. — М.:Машиностроение, 1973.
  46. А.С. Экономика ремонта машин.- Л.:Машиностроение, 1970. — 216 с.
  47. Р.А. Организация экономического управления напредприятии (теория и практика внутрипроизводственного хозрасчета). — Пермь.:Пермс.гос.ун-т, 1974. — 69 с.
  48. О.В. Совершенствование управления промышленным производством. — М.:Экономика, 1973. — 271 с.
  49. О.В., Ленская Я. За дальнейшее совершенствованиесистемы управления экономикой. — М. гМысль, I97I. — 101 с.
  50. Комплексная система повышения эффективности управления производственно-техническим обслуживанием (ПТО) завода: отчет/ СИНХ, научн. руководитель З. Б. Хмельницкая — № гр 1 820 074 942. -Свердловск, I98I. — 125 с.
  51. Р.Г., Скрипка А. Г. Основы кибернетики. — М.: Экономика, 1974. — 279 с.
  52. Кривоборец Б.И. .Мельникова К. И. Определение экономическойэффективности работы ремонтной службы предприятия. — Технология и организация производства, 1975, J^ I, с.12−15.
  53. Г. Исследование сложных систем по частям (диалоптика).М., 1972, с.13−15., 67. Ленская. Я. Кругооборот и оборот общественных фондов в СССР. — М.:Мысль, 1967. — 284 с. ''. , 161
  54. Я., Сидрров В. Н. Эффективность и время производства. — М.:Экономика, 1980. — 119 с.
  55. В.А. Организация ремонтной службы на заводе. — М.:Экономика, 1966. — 48 с.
  56. В.А., Туровец О. Г. Организация машиностроительногопроизводства. Теория и практика. — М.:Машиностроение, 1982. — 208 с.
  57. В.Б. Информация в АСУП. — М.:Статистика, 1978.208 с.
  58. В.Б. Автоматизированная система обработки экономической информации на предприятиях. — М.:Экономика, I98I. 184 с.
  59. B.S. Процессы планирования в экономике. Информационный аспект. — М.:Экономика, I97I. — 390 с
  60. Макаренко М. В, Анализ эффективности вспомогательного производства. — М.:Финансы, 1977, с.14−20.
  61. Малахов Н. М, О критериях оценки эффективности ремонтногопроизводства. — В сб.:Совершенствование хозяйственного механизма в XI пятилетке. — М.:НИИП и Н Госплана СССР, 1982, с. 135−143.
  62. У.И. К методологии построения показателей эффективности производства. — В кн.: Методологические проблемы изучения экономической эффективности производства. — Таллин: Таллинский политехи. ин-т, 1978, с.20−40.
  63. У.И. О матричном методе анализа экономической эффективности общественного производства. — Экономика и математические методы, т. ХУШ, вып.1, 1982, с.138−140.
  64. Методические основы количественной оценки уровня организациипроизводства, труда и управления на предприятии. — М.:НИИтруда,. 1973. — 81 с.
  65. Методические рекомендации по совершенствованию организацииремонтных работ и технического обслуживания оборудования.М., 1974. — 118 с.
  66. Методика определения экономической эффективности АСУ предприятиями и производственными объединениями. — М.:Статистика, 1979. — 62 с.
  67. .З. Организационные структуры управления производством. — М.:Экономика, 1975. — 319 с.
  68. .З. Методы анализа и формирования организационныхструктур управления: Опыт системного исследования. — Б сб.: Системные исследования: Ежегодник. — М.:Наука, 1980. — 319 с.
  69. А.А., Ефимов В. П. Об анализе системы управления и информации. — Экономшш и математические методы, 1966, 1^ 3, с.351−353.
  70. Научно-технический прогресс и экономика социализма/Под ред.А. Н. Гатовского. — М.:Экономика, 1978. — 280 с.
  71. Народное хозяйство СССР I922-I982 гг. Юбилейный статистический ежегодник ЦСУ СССР. — 162 с.
  72. А. С, Синяков Ю.В. Управление энергетикой предприятий. — М.:Энергия, 1979. — 294 с.
  73. Обще отраслевые руководящие методические матершлы по созданию АСУП в 2-х частях. — М.:Статистика, 1977. — 264 с.
  74. Общеотраслевые научно-методические рекомендации по формированию организационных структур управления объединениями и предприятиями. — М., 1978. — 232 с. 163 «'
  75. К.Ф. Анализ организации вспомогательных работ. — М.:Машиностроение, 1973. — 64 с.
  76. Организация управления проглышленным производством /Под ред.О. В. Козловой, Е.Каменицера. М., 1980. — 399 с.
  77. Организация и планирование энергохозяйств промышленныхпредприятий. — Л.:Энергия, 1977. 183 с.
  78. В.Ф. Учет и хозрасчет вспомогательного производетва.М.:Фшансы,'1973 — III с.
  79. А.С. Основы организации управления промышленным производством. — М. гЭкономика, 1969. — 216 с.
  80. P.M., Волостных В. В. Управление повышением эффективности производства в отрасли. — М. гЭкономика, 1979. — 240 с.
  81. Ф. Эффективность ремонта машин. — Киев.:Техника, 1975. — 258 с.
  82. .А., Пекарский Л. Системный подход в перспективном планировании. — М.:Экономика, 1975. — 271 с.
  83. И. Эффективность труда в XI пятилетке. — Вопросыэкономики, 1982, № I, с.3−12.
  84. М., Гриценко П. Развитие централизованного ремонтамашин и оборудования. — Экономика Советской Украины, I98I, № 10, с.43−45.
  85. Самойленко С И. Системы обработки информации. — М.:Наука, 1975. — 253 с.
  86. К.Н. Рационализация труда рабочих на внутризаводских перевозках. — Машиностроитель, 1980, Ь 3, с.15−19.
  87. Р.Л. Целостный подход к адаптивной организациипроизводства. — Стандарты и качество, 1980, ^ 8, с.15−18.
  88. В.Н. Эффективность технического обслуживания. — Челябинск: Ккно-ур. кн. из д-во, 1974. — 213 с.
  89. Д.И. Инструмент: успеть за ростом потребителей. Экономика и организация промышленного производства, 1982, № I, с.10−16.
  90. Се^ ляшкин Ф. И. Совершенствование процессов принятия решений.- М.:Экономика, I98I. — 48 с.
  91. В.К., Остапенко В. В. и др. Амортизационный фондв условиях интенсификации производства. — М.:Финансы, 1975. — 91 с.
  92. И.М. По-новому хозяйствовать — по-новому считать.- KoivMyHHCT, 1980, Ш 14, с.35−38.
  93. Система матричных моделей технико-экономического управленияна предприятии. — М.:Наука, 1977. — 190 с.
  94. В., Черноволеяко И. Ремонтные службы предприятий.Плановое хозяйство, 1972, 1Ь 5, с.136−143. И З. Управление НИОКР /Под ред.В. А. Трапезникова. — М.:Экономика, 1979. — 224 с.
  95. Т.О. ИнтенсЕфикация и эффективность в условияхразвитого социализма. — М.:Наука, 1978. — 352 с.
  96. З.Б. Некоторые вопросы оптимизации внутризаводского производственно-технического обслуживания: Автореф. Дисс.канд.экон.наук.- Саратов: Саратовскш экон. институт, 1973. — 27 с. г 165
  97. З.Б., Дубровский В. Ж. Анализ эффективности ремонтного производства. — В сб.:Совершенствование организации и эффективность управления производственно-хозяйственными комплексами.^ Свердловск, I98I, с.48−57.
  98. З.Б., Матвеева Л. Ф. Совершенствование системыуправления основными производственными фондами. — В сб.: Совершенствование организации и эффективность управления производственно-хозяйственными комплексами. Свердловск, 1982, с.7−15.
  99. З.Б., Головина А. Н. Планирование — функция управления ремонтным обслуживанием. — В кн.: Совершенствование планирования в инструментальных и ремонтных цехах: Тезисы докладов респуб. научно-практической конференции. Ижевск, 1983, с.38−39.
  100. В.А. Планирование от нуля — новая система управленияи финансового планирования на капиталистических фирмах. В сб.:Современные методы развития систем управления (на примере США). — М.: ВНИИСИ, 1980, вып.12.
  101. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой.- М.:Экономика, 1975. — 191 с.
  102. В. Оптимизация обслуживания рабочих мест в единичном и мелкосерийном производстве. — Социалистический труд, 1983, В 2, с.27−28.
  103. Экономическая информация: Методологические проблеш.М.У Статистика, 1974. — 226 с.
  104. Экономический анализ вспомогательных производств. — М.:Экономика, 1982. — 223 с.
  105. В.А. Экономика ремонта машин. — М., 1970. — 121 с,
Заполнить форму текущей работой