Оперный текст как феномен интерпретации
Диссертация
Исходя из вышесказанного, анализ воплощения оперного произведения на сцене или киноэкране представляет для исследователя жанра особый интерес. Это относится и к переосмыслению опер, по праву считающихся классическими, и к постановкам произведений, не являющихся широко известными. Изучение оперного произведения не только в рамках традиционного музыковедческого «анализа по партитуре», но… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Оперный текст
- 1. Текст как универсальная форма коммуникации
- §-2.Некоторые аспекты структуры и функционирования оперного текста
- §-3.Постановочная традиция и редукция до мифа. Проблема знака
- Глава II. «Дон Жуан» Моцарта: пути «присвоения текста»
- 1. Либретто и музыкальная драматургия (обзор некоторых интерпретаций)
- 2. Три постановки «Дон Жуана» Моцарта: пути «присвоения текста»
- Глава III. «Забытые оперы» на современной сцене
- 1. «Мефистофель» А. Бойто
- 1. 1. Постановка Р. Карсена
- 2. «Демон» А. Рубинштейна
- 2. 1. Постановка театра «Новая опера»
- 2. 2. К проблеме актуализации «забытых опер»
- 1. «Мефистофель» А. Бойто
- 1. Стилистические влияния. Композиция и музыкальная драматургия
- 2. Фильм-опера Ф. Дзеффирелли
- 3. Спектакль «Новой израильской оперной труппы»
Список литературы
- Акопян 1995: Акопян JI. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995.
- Акопян 1997 1: Акопян JI. Теория музыки в поисках научности: методология и философия структурного слышания в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная Академия. 1997, № 2.
- Акопян 1997 II: Акопян Л. «Структурное слышание»: угасающее направление музыкальной науки? //Искусство XX века: уходящая эпоха? Сб. статей. Т. 2. Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки. Н. Новгород, 1997.
- Акопян 1999: О точках соприкосновения между теоретическим музыкознанием и глубинной психологией. Муз. академия, 1999, № 1.
- Арановский 1974: Арановский М. Мышления, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М., 1974.
- Арановский 1998: Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М., 1998.
- Аркадьев 1992: Аркадьев М. Временные структуры новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования). М., 1992. 168 с.
- Аркадьев 1995: Аркадьев М. «Пиковая дама», миф о царе Эдипе и легенда о докторе Фаусте (опыт интертекстуального анализа) // Логос. 1995, № 1.
- Арто 1993: Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.
- Арто 1992: Арто А. Театр жестокости (первый манифест) // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М.: ГИТИС, 1992.
- Асафьев 1970: Асафьев Б. Симфонические этюды. Л., 1970.
- Асафьев 1971: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971. Кн. 1−2.
- Асафьев 1979: Асафьев Б. Русская музыка. XIX и начало XX века. Л., 1979.
- Баренбойм I: Баренбойм Л. А. Г. Рубинштейн. Л.: ГМИ, 1962. т. I.
- Баренбойм II: Баренбойм Л. А. Г. Рубинштейн. Л., 1962. т. II.
- Барсова: Барсова И. Опыт этимологического анализа. К постановке вопроса // Советская музыка. 1985, № 9.
- Барт 1992: Барт Р. Дидро, Брехт, Эйзенштейн. // Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М., 1992.
- Барт 1994: Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.
- Барт 2001: Барт P. S/Z. М., 2001.
- Барт 2003: Барт Р. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М., 2003.
- Бахтин 1994: Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского. М., 1994.
- Бахтин 1986: Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
- Бахтин 1990: Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
- Бентли: Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.
- Березкин: Березкин В. Искусство сценографии мирового театра. М., 1997. В 2-х т.
- Березовчук: Березовчук Л. Опера как синтетический жанр (предварительные заметки о психологических предпосылках принципа дополнительности и его роли вмузыкальном театре) // Музыкальный театр: Сб. науч. тр./Росс. нн-т истории искусств. СПб., 1991. Выи 6.
- Берковский 2001: Берковский Н. Романтизм в Германии. СПб., 2001.
- Бонфельд: Бонфельд М. Музыка как речь и как мышление. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1993.
- Брук 1976: Брук П. Пустое пространство. М., 1976.
- Брук 1996: Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью. СПб, М., 1996.
- Бушуева: Бушуева С. Полвека итальянского театра. Л., 1978.
- Бялик: Бялик М. Оперный театр и композитор (к постановке проблемы) // Отражения музыкального театра. Сб. ст. и материалов к юбилею Л. Г. Данько. СПб, 2001. Кн. 2.
- Валькова: Валькова В. Музыкальный тематизм мышление -культура. Н. Новгород, 1992.
- Власов: Власов Ю. Кто вы, Дон Джованни? Сов. музыка, 1991. №№ 8−9.
- Волошин: Волошин М. Театр и сновидение // Маски. 1912−1913. № 5.
- Габай: Габай Ю. Романтический миф о художнике и проблема психологии музыкального романтизма // Проблемымузыкального романтизма. Сб. науч. трудов ЛГИТМиК. Л., 1987.
- Гадамер: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
- Ганзбург: Ганзбург Г. О либреттологии //Советская музыка. 1990. № 2.
- Гаспаров: Гаспаров Б. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.
- Гете: Гете И. В. Избранные произведения в 2-х т. Т. II. М., 1985.
- Гликман: Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. Л., 1989.
- Гозенпуд 1971: Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века (18 571 872). Л., 1971.
- Гозенпуд 1973: Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века (18 731 889). Л., 1973.
- Горович: Горович Б. Оперный театр. Л., 1984.
- Гофман: Гофман Т.-А. Дон Жуан. Муз. жизнь, 1998, № 9.
- Гроув: Музыкальный словарь Гроува. Пер. с англ., редакция и дополнения Л. О. Акопяна. М., 2001.
- Губанова: Губанова И. К проблеме театрального знака // Альманах «Академические тетради», № 7. Теория театра: сб. ст. М., 2000.
- Данилевич: Данилевич Л. Джакомо Пуччини. М., 1969.
- Дебюсси: Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М., 1964.
- Дербенева: Дербенева А. «Руслан и Людмила» Глинки. Проблема сценической интерпретации. Муз. академия, 2000, № 1.
- Деррида: Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.
- Дианова: Дианова В. Диалогическая природа театрального творчества // Метологические проблемы современного искусствознания: Межвузовский сб. науч. тр. ЛГИТМиК. Л., 1980. Вып. 3.
- Друскин: Друскин М. Вступительная статья // Французская музыка второй половины XIX века. М., 1938.
- Дулат-Алеев: Дулат-Алеев В. Р. Текст национальной культуры. Новоевропейская традиция в татарской музыке. Казань, 1999.
- Дъячкова: Дъячкова JI. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Сб. тр. РАМ им Гнесиных. Вып. 129. М., 1994.
- Евреинов: Евреинов Н. Театр для себя. Пг., б/г.
- Егорова: Егорова О. Дон Жуан и Лепорелло. К проблеме Homo ludens II Из педагогического опыта Казанской консерватории. Казань, 1996.
- Журавлева: Журавлева О. Опера малой формы в итальянском музыкальном театре конца XIX — первой трети XX века. Автореф.. канд. дисс. Л., 1985.
- Закс, Мугинштейн: Закс Л., Мугинштейн М. К теоретической поэтике оперной драмы // Музыкальный театр. Сб. науч. тр. Росс, ин-та иск-в. СПб, 1991.
- Захаров: Захаров Ю. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1999.
- Захарова: Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII — первой половины XVIII веков. М., 1983.
- Иванов 1912: Иванов М. История музыкального развития России. Т.2. СПб, 1912.
- Иванов 1976: Иванов Вяч. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.
- Ильин 1996: Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
- Ильин 1998: Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа.- Москва, 1998.
- Ильин 2000: Ильин И. Анна Юберсфельд и французская школа театральной семиологии // Альманах «Академические тетради», № 7. Теория театра: сб. ст. М., 2000.
- Иоффе: Иоффе И. Мистерия и опера. Л., 1937.
- Келдыш: Келдыш Ю. История русской музыки. М., Л., 1947. Ч. II.
- Кессиди: Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу (становление греческой философии). М., 1972.
- Кириллина 1991: Кириллина Л. Моцарт и Гете: к проблеме взаимодействия венского и веймарского классицизма // Муз. театр: сб. науч. трудов Росс, ин-та иск-в. СПб., 1991.
- Кириллина 1992: Кириллина Л. Орфизм и опера. Муз. академия, 1992. № 4.
- Кириллина 1993: Кириллина Л. Художник и модель («Каменный гость» Бертати Гаццаниги и «Дон Жуан» Да Понте — Моцарта) // Проблемы творчества Моцарта. Сб. науч. тр. Мгк им. П. И. Чайковского. Сб. 5. М., 1993.
- Кириллина 1996: Классический стиль в музыке XVIII начала XIX веков. Самосознание эпохи и музыкальная практика. М., 1996.
- Кириллина 1997: Кириллина Л. Драма — опера роман. Муз. академия, 1997. № 3.
- Климовицкий: Климовицкий А. «Лейтмотив судьбы» Вагнера в Пятой симфонии Чайковского и некоторые проблемы интертекстуальности. Муз. академия, 1998, № 3−4.
- Кнабе 1989: Кнабе Г. Диалектика повседневности // Вопросы философии, 1989. № 5.
- Кнабе 1999: Кнабе Г. Проблема постмодерна и фильм Питера Гринауэя «Брюхо архитектора» // Искусство XX века: уходящая эпоха: Сб. ст. Т. II. Н. Новгород, 1999.
- Ковшары Ковшарь И. Проблемы истории и теории массовых музыкальных празднеств Нового времени. Автореферат дисс. доктора иск. М., 2002.
- Конен: Конен В. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии). М., 1974.
- Корабелъникова: Корабельникова Л. Рубинштейн А. Г. // История русской музыки: В 10-ти т./ Ю. В. Келдыш, Л. 3. Корабельникова, Т. В. Корженьянц, Е. М. Левашев, М. Д. Сабинина. Т. 7, ч. 1. М., 1994.
- Корн: Корн И. Проблемы театральности оперы. Автореф. дисс. доктора иск. Вильнюс, 1986.
- Кречмар: Кречмар Г. История оперы. Л., 1925.
- Лайнсдорф: Лайнсдорф Э. В защиту композитора. М., 1988.
- Левашова: Левашова О. Пуччини и его современники. М., 1980.
- Ливанова: Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. ML, 1940.
- Лиотар 1998: Лиотар Ж. Ф. Состояние постмодерна. М., Спб., 1998.
- Лобанова: Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994.
- Лотман 1970: Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.
- Лотман 1980: Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр, 1980. № 1.
- Лотман 1989: Лотман Ю. Язык театра. Театр, 1989. № 3.
- Лотман 1992: Лотман Ю. Избранные статьи: В 3-х томах. Т. 1. Таллинн, 1992.
- Лотман 2000: Лотман Ю. М.: Семиосфера. СПб, 2000.
- Луцкер: Луцкер П. Оперное творчество Моцарта зрелого периода в его отношении к художественно-эстетическим принципам эпохи Просвещения. Автореф. дисс.. канд. иск. М., 1990.
- Луцкер, Сусидко: Луцкер П., Сусидко И. Итальянская опера XVIII века. Часть I: Под знаком Аркадии. М., 1998.
- Лэш: Лэш С. Постмодернизм как культурная парадигма // Контексты современности. Актуальные проблемы общества и культуры в современной социальной науке / Сост. и общ. ред. С. Ерофеев. Вып. 1. Казань, 1995.
- Максимов: Максимов В. Театральные концепции модернизма и система Антонена Арто. Автореф. дисс. доктора иск. СПб., 2001.
- Малкиель: Малкиель М. Вагнер на сцене Мариинского театра — взгляд в историю. Муз. академия, 1997, № 3.
- Мамардашвили: Мамардашвили М. Время и пространство театральности. Театр, 1989, № 4.
- Манн: Манн Т. Новеллы. Л., 1984.
- Манъковская: Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000 г.
- Медушевский: Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект И Советская музыка. 1979, № 3.
- Мейерхольд: Мейерхольд В. О театре. СПб, 1913.
- Мелетинский 1976: Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.
- Мелетинский 1994: Мелетинский Е. Аналитическая психология и проблема происхождения архетип ических сюжетов // Бессознательное: Сб. ст. Новочеркасск, 1994.
- Михайлов 1986: Михайлов А. Гете, «Фауст», Поэзия // Гёте И. В. Фауст. Лирика. М., 1986.
- Михайлов 1997: Михайлов А. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи / А. Михайлов. Языки культуры. Учебное пособие по культурологии. М., 1997.
- Моцарт: Моцарт В. А. Письма / Пер. с нем., франц., итал., лат. — М., 2000.
- Мукаржовский: Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М., 1994.
- Назайкинский: Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
- Нет: Нет В. Чарлз Сандерс Пирс // Критика и семиотика. 2001.Вып. ¾.
- Нилова: Нилова Т. Типология сценических ситуаций в русской классической опере. Методика морфологического анализа. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1993.
- Новоселова: Новоселова Е. Опера Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» в контексте жанра французской лирической оперы / Дипл. работа, науч. рук. Раку М. Казань, 1994.
- Ногайбаева-Брайтмен: Ногайбаева-Брайтмен Е. Опера на экране: принципы воплощения / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Магнитогорск, 1992.
- Остроумова: Остроумова К. Некоторые наблюдения над коммуникативной сущностью оперы // Музыкальный театр XIX—XX вв.еков: вопросы эволюции. Ростов-на-Дону, 1999.
- Пави 1991: Пави П. Словарь театра. М., 1991.
- Пави 1992: Пави П. Игра театрального авангарда и семиологии. // Как всегда об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М., 1992.
- Парфенов: Парфенов А. Театральность «Гамлета» // Шекспировские Чтения / Под редакцией А. Аникста. М., 1981.
- Пирс: Пирс Ч. С. Избранные философские произведения. М., 2000.
- Покровский 1973: Покровский Б. Об оперной режиссуре. М., 1973.
- Покровский 1979: Покровский Б. Размышления об опере. М., 1979.
- Поляков: Поляков М. Театр и его знаковая система // Альманах «Академические тетради», № 7. Теория театра: сб. ст. М., 2000.
- Порфиръева: Порфирьева А. Магия оперы // Музыкальный театр. Проблемы музыкознания/ Росс, ин-т истории искусств. Вып. 6. СПб, 1991.
- Почепцов: Почепцов Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М., 1998.
- Пятигорский: Пятигорский А. Избранные труды. М., 1996.
- Раку 1993: Раку М. «Авторское слово» в оперной драматургии. Автореф. дисс. канд. иск. М., 1993.
- Раку 1999: Раку М. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа. Муз. академия, 1999, № 2.
- Раку 2000: Раку М. О присвоении дискурса и рождении социальной утопии из духа музыки (Бернард Шоу как «совершенный вагнерианец») // НЛО, 2000, № 46.
- Реформатский: Реформатский А. Введение в языковедение. М., 1967.
- Рикёр: Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
- Римский-Корсакое: Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1955.
- Риффатер: Риффатерр М. Истина в диэгесисе (глава из книги «Истина вымысла») // НЛО, 1997. № 27.
- Ротбаум: Ротбаум Л. Опера и ее сценическое воплощение. Записки режиссера. М., 1980.
- Румянцев: Румянцев П. Станиславский и опера. М., 1969.
- Сагарадзе: Сагарадзе Е. «Понимание», «смысл», «интерпретация» как категории философской герменевтики и их преломление в музыкознании второй половины XX века // Приношение музыки XX века: Сб. статей Уральской консерватории. Екатеринбург, 2003.
- Семиотика: Семиотика / Сост., вст. ст. и общ. ред. Ю. Степанова. М., 1983.
- Серебрякова: Серебрякова Е. «Китеж»: откровение Откровения // Советская музыка. 1994, № 9.
- Серов: Серов А. Моцартов «Дон Жуан» и его панегиристы / Серов А. Статьи о музыке. Вып. 1. М., 1984.
- Соловцова: Соловцова А. Джузеппе Верди. М., 1986.
- Стасов: Стасов В. Искусство XIX века / Сочинения. Т. 3. М., 1952.
- Стрелер: Стрелер Дж. Театр для людей. М., 1984.
- Сусидко: Сусидко И. Опера seria: генезис и поэтика жанра. Автореф. дисс. доктора иск. М., 2000.
- Таштамирова: Таиггамирова Л. Вагнеризм в национальных школах конца XIX начала XX веков. Очерки / Дипл. работа, науч. рук. Раку М. Казань, 1994.
- Тиба: Тиба Д. Введение в интертекстуальный анализ музыки. М., 2002.
- Товстоногов 1964 Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1964.
- Товстоногов 1984: Товстоногов Г. Зеркало сцены. Тт. 1−2. Л., 1984.
- Торадзе 1960: Торадзе Г. Р. Леонкавалло и его опера «Паяцы». М., 1960.
- Улыбышев: Улыбышев А. Новая биография Моцарта: В 3 томах. М., 1890−1892.
- Фельзенштейн: Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М., 1984.
- Ферман: Ферман В. Оперный театр. Статьи и исследования. М., 1967.
- Фуко: Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности. — М., 1996.
- Херц: Херц И. Дон Жуан и блаженные острова. Сов. музыка, 1991, № 12.
- Хохловкина: Хохловкина А. Западноевропейская опера. М., 1967.
- Цукер 1993: Цукер А. Моцарт Прокофьев. Традиция и судьба // Моцарт — XX век: Межвузовский сб. ст. / Ростовская консерватория. Ростов-на Дону, 1993.
- Цукер 1998: Цукер А. Романтизм и музыкальное искусство // Музыкальный мир романтизма: от прошлого к будущему: Материалы научных конференций / Ростовская консерватория. Ростов-на-Дону, 1998.
- Цунекий: Цунский Н. В. Театральная герменевтика и анализ театрального текста. // Общественные науки и современность, 2000, № 3.
- Черная: Черная Е. Моцарт и австрийский музыкальный театр. М., 1963.
- Чешихин: Чешихин И. История русской оперы. СПб, 1905.
- Чигарееа 1975: Чигарева Е. О тематической драматургии Моцарта в опере «Дон Жуан» // Вопросы оперной драматургии: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. Ю. И. Тюлина. М., 1975.
- Чигарева 1998: Чигарева Е. Моцарт в контексте культуры его времени: художественная индивидуальность, семантика. Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1998.
- Чигарева 2001: Чигарева Е. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. М., 2000.
- Чичерин: Чичерин Г. Моцарт. Исследовательский этюд. JL, 1973.
- Шаляпин'. Шаляпин Ф. Маска и душа. М., 1990.
- Шейн: Шейн С. «Демон» А. Г. Рубинштейна. М., 1953.
- Шоу: Шоу Б. О музыке и музыкантах. М., 1965.
- Шпет: Шпет Г. Театр как искусство. Вопросы философии, 1988. № 11.
- Штейнберг: Штейнберг А. У истоков русской мысли о музыке. Сов. музыка, 1971, № 8.
- Шюц: Шюц А. Моцарт и философы. Вестник Европы. 2002, № 4.
- Эйнштейн: Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М., 1977.
- Эко 1989: Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // У. Эко. Имя розы. М., 1989.
- Эко 2004: Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М., 2004.
- Энгель: Энгель Ю. В опере. М., 1911.
- Энциклопедия постмодернизма: Постмодернизм. Энциклопедия.— М., 2001.
- Эфрос: Эфрос А. Профессия: режиссер. М., 1979.
- Юберсфелъд: Юберсфельд А. Из книги «Школа зрителя (Читать театр 2)» // Как всегда — об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М., 1992.
- Ют 19 981: Юнг К. Г. Бог и бессознательное. М., 1998. Юнг 1998II: Юнг К. Г. Психология коллективного бессознательного. М., 1998.
- Ямпольский: Ямпольский М. Память Тиресия. Интертекстуальность икинематограф. М., 1993. Bloom: Bloom Н. The Anxiety of Influence. New York, 1973. Bonds: Bonds M. After Beethoven. Cambridge, 1996.
- Analysis. 1991, Vol. 10/1−2. Rijfaterre 1972: Riffaterre M. Semiotique intertextuelle: l’interpretant. —