Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века: Опыт типологического исследования
Диссертация
Для разработки данной темы основополагающее значение имели труды по философии (А.Лосев), эстетике (М.Бахтин, Ю. Лотман, Е. Назайкинский, А. Сохор). На формирование концепции оказали влияние работы выдающихся учёных-мыслителей И. Ильина и П. Флоренского, посвящённые вопросам христианской культуры и искусства, а также учёных-медиевистов М. Бражникова, Н.Успенского. Освоить проблематику духовного… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая Образно-смысловые универсалии
- 1. Сфера скорби
- 2. Сфера хваления
- 3. Сфера нравственного поучения
- Глава вторая. Композиционно-драматургические типы
- 1. Монотематический тип
- 2. Политематический тип
- 3. Обрядовый тип
- 4. Сюжетно-повествовательный тип
Список литературы
- Аверинцев С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. -М.: Наука, 1975. — С.371−397.
- Алфеев И. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. М., 1996.-208с.
- Анатолий (Михайловский) архиепископ О молитве Иисусовой. -Ростов-на-Дону «Феникс», 2005. 160с.
- Андреева Н. Драматургия как ключевая категории теории содержания музыкального произведения // Вопросы музыкальной драматургии. Сб. трудов (межвузовский). Екатеринбург, 1991. — С.4−23.
- Антонова О. Искусство и православие. М.: Московский рабочий, 1983.-94с.
- Антонова О. Кузнецова 3. Музыкальное искусство и религия. -Томск: Изд. ТУ, 1986. 194с.
- Аннотация к премьере сочинения В. Довганя «Из Триоди постной» на фестивале современной отечественной музыки «Московская осень-98″.
- Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник: Сб. Вып. 6. М., 1987.-С.5−44.
- Аркадьев М. Размышления о молодом композиторе // Сов. Музыка. 1989. № 12. -С.38−42.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс: В 2 кн. Л.: Музыка, 1971.-316с.
- Асафьев Б. О хоровом искусстве. Сб. ст. / Сост. и коммент. А. Павлова-Артенина. Л.: Музыка, 1980. — 216с.
- Асмус М.В., Асмус Н. С. Диакон Сергий Зосимович Трубачёв и его духовно-музыкальное наследие // IX Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского инта, 1−3 февр. 1999 г.: Материалы. М., 1999. — С.244−247.
- ХЪ.Бамебина П. О некоторых принципах создания духовных произведений Владимира Рубина // Из наследия отечественных композиторов XX века. Материалы творческих собраний молодых исследователей в союзе московских композиторов. Вып. 1. М., 2004. — С.142−157.
- Батюк И. Современная хоровая музыка: теория и исполнение. М.: Московская госуд. Консерватория, 1999. — 192с.
- Бевз С. Особенности стиля А. Шнитке в хоровых сочинениях 70−80-х годах // А. Шнитке посвящается. Из собрания „Шнитке центра“. Вып. 1.-М., 1999.-С. 109−128.
- Бекетова Н. Проблема веры в отечественной культуре как проблема свободы // Музыкальное искусство и религия: Материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. — С.80−91.
- Белоненко А. Хоровая „Теодицея“ Свиридова // Полного собрания сочинений Г. В. Свиридова. Двадцать первый том М., 2001. — С.1−44.
- Бердяев Н. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1. С.77−144.
- Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда. 1989.-607с.
- Бершадская Т. Гармония как элемент музыкальной системы. СПб.: Музыка, 1997.- 192с.
- Беседы с А. Шнитке / Сост. А. Ивашкин. М.: РИК „Культура“ 1994. -304с.
- Бобровский В. К вопросу о драматургии музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М.: Музыка, 1971.-С. 26−64.
- Бобровский В. О драматургии скрябинских сочинений // Статьи и исследования Ред.-сост. Скурко Е., Чигарева Е. М., 1990. — С. 148 158.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.-332с.
- Бражников М. Древнерусская теория музыки. Л.: Музыка, 1972. -423с.
- Бражников М. Статьи о древнерусской музыки. Л.: Музыка, 1975. — 120с.
- Броннер М. Творчество становится духовной потребностью // Муз. академия. 1997. № 3. С.62−63.
- Букова Н. Владимир Генин „Плач по Андрею Боголюбскому, великому князю Владимирскому“ (анализ VII части „Убиение князя Андрея“). Дипломный реферат. Саратов: СГК, 2001. — 36с.
- Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви. ~М.: Терра, 1991.-413с.
- Бычков В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. — 199с.
- Бычков В. Духовно-эстетические основы русской иконы. -М.: Науч.-изд. Центр „Ладомир“, 1995. 331с.
- Бычков В. Эстетическое сознание Древней Руси. М.: Знание, 1988. -61с.
- Бычков Ю. К вопросу о природе и типологии музыкального содержания // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы I Российской науч.- практ. конфер. Москва-Уфа, 2002. — С. 7−24.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Кн. 1. М.: Музыка, 1972.- 150с.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово. Кн. 2 Интонация. Кн. 3. Композиция-М.: Музыка, 1978. -368с.
- Ъ9.Вениамин (Новик) игумен Актуальные проблемы российского православного церковного сознания // Вопр. философии. 1999. № 2. -С.128−141.
- Ветелев Алексей протоирей Таинство Покаяния // Московская Патриархия. 2003. № 3. С.56−63
- Владимирцева Н. Христианские мотивы в хоровой музыке современных российских композиторов // Художественное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества. Сб. науч. трудов. Саратов, Изд.-во Саратовского педагогич. института, 2000. — С.85−94.
- Владышевская Т. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки. Сб. Вып.2, М., 1976. -С.40−61.
- Владышевская Т. Русская церковная музыка: Автореф. дис. докт. искусствоведения. М., 1993. — 48с.
- Всенощное бдение. Приволжское книжное изд-во. Малое предприятие „Гонецъ-Николай“, 1992. — 37с.
- Всенощное бдение. Литургия. Изд. II. М.: Московская Патриархия, 1982.-96с.
- Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Т.
- Московская духовная академия, Сергиев Посад, 1998. 592с.
- Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Т.
- Московская духовная академия, Сергиев Посад, 1998. 640с.
- Гилярова В. Евангельская тема „Семь слов Спасителя на кресте“ в христианской культуре // Интерпретация музыкальных произведений в контексте культуры: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 129. М., 1994. — С.84−114.
- Гоголь Н. Размышления о Божественной литургии. — Брест, 1994. -47с.
- Григорьева Г. Армянская интонация в Концерте для хора А.Шнитке // А. Шнитке посвящается. Из собрания „Шнитке-центра“. Вып. 2, -М., 2001. С.142−149.
- Григорьева Г. Владимир Рябов: полистилистика или единый стиль? // Сов. музыка. № 9. 1989. С. 20−26.
- Григорьева Г. Истинно русский композитор: о музыке Н. Сидельникова // Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. Вып. 2. -М., 1996. С.75−89.
- Григорьева Г. Русская хоровая музыка 1970−80-х годов. М.: Музыка. 1991.-80с.
- Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. -М.: Советский композитор 1989. -208с.
- Губин В. Проблема веры в религиозной философии С.Л. Франка // Русская философия и духовная культура современности. Тез. к республ. науч.-теорет. конференции. Кн. 1. Иркутск, 1991. — С.42−43.
- Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций // Муз. академия. 1993. № 4. С.7−13.
- Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций: Статья 2-я // Муз. академия. 1994. № 1. -С. 18−25.
- Гуляницкая Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных сочинений // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сборник статей, исследований, интервью / Ред.-сост. Ю. И. Паисов. М.: Композитор. Вып. 1, 1999. — С. 117−149.
- Гуляницкая Н. „Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века“. М.: „Языки славянской культуры“, 2002. — 432с.
- Гуляницкая Н. „Россия воспряни!“: (Музыка С. Трубачева) // Муз. академия. 1999. № 3. — С.76−83.
- Гуляницкая Н. Творим ли мы духовную культуру? // Христианская культура: прошлое и настоящее. К 2000-ю Рождества Христова. М., 2004. — С.131−143.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. М.: „Русский язык“, 1981.вв.Дедюхин Б. Сердца сокрушенные: беседы, интервью, очерки о русской православной церкви. Саратов: Приволжское кн. изд.-во, 1990.-413с.
- Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники: Сборник статей. М.: Советский композитор, 1986.-207с.
- Диденко Н. Музыка речь духовная. // Музыкальное искусство и религия: Материалы конф. / РАМ. — М., 1994. — С.67−79.
- Дмитриевский А., проф. Историческое, догматическое и таинственное разъяснение на Литургии. М., Из. Отдел Московского Патриархата, 1993. — 427с.
- Долинская Е. О русской музыке последней трети XX века. Учебное пособие. Магнитогорск, МаГК, 2000. — 158с.
- Дружкин Ю. Глядя из 90-х. (заметки о творчестве Е. Подгайца) // Муз. академия. 1993. № 3. С. 35−39.73 .Друкт А. О традициях русской натурально-ладовой гармонии в музыке Г. В. Свиридова // Муз. современник. Вып. V. 1984. С. 90 108.
- Дьячкова Л. Гармония в музыке XX века. М.: Музыка, 1994. -143 с.
- Ершова Е. Черты формообразования в современной музыке. М., 1987.-71с.
- Жукова О. Православная традиция русской культуры: учение об образе // Музыкальный Миллениум: искусство истории история искусства. Сб. науч. статей. — Петрозаводск: „Периодика“, 2000. -С.32−38.
- Зив Н. Кирилл Волков // Музыка России. Вып. 9. М.: Советский композитор, 1978.-С. 121−130.
- Иванов В. Херувимская песнь в отечественной духовной музыке // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. Науч.-практ. конф.: Тез. докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова. Ростов-на-Дону, 1990. — С.92−94.
- Из истории духовной музыки: Межвузовский сборник науч. трудов. -Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 1992. 125с.
- Иларион (Керченский) епископ Проповедь. Тайная Вечеря // Московская Патриархия. 2002. № 4. С.65−67.
- Ильин И. Основы христианской культуры // Собрание сочинений. Том первый. М., 1993. — С. 285−330.
- Иоанн митрополит Русская симфония. Очерки русской историософии. СПб., 2004. — 494с.
- Ы.Ипатов А. Православие и русская культура. М.: Советская Россия, 1985.- 128с.
- Искусство XX века. Диалог эпох и поколений. Н.-Новгород: ГК им. М. И. Глинки, 1999. т. 2. -230с.
- Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. Изд. Отдел Московской Патриархата, 1993.-427с.
- История современной отечественной музыки. Вып. 3, ред.-сост. Е. Б. Долинская -М., 2001.-653с.
- История хоровой музыки. Петрозаводск. 1989. Вып. 2. — 95с.
- Казанцева Л. Система семантических функций музыкально-тематического материала // Выразительные средства музыки. Межвузовский сборник. Красноярск, 1988. — С.27−42.
- Калашникова И Духовно-музыкальные произведения русских композиторов в контексте телевещания 80−90-х годов // Христианская культура: прошлое и настоящее. К 2000-ю Рождества Христова. М., 2004. — С. 115−122.
- Калистратов В. Тевосян А. Взирай с прилежанием // Муз. академия. 1994. № 4. — С. 16−22.
- Канон Великий. Творение преподобного Андрея Критского. М.: „Артос-Медиа“, 2003. — 111с.
- Каретников Н. Готовность к бытию // Муз. жизнь. 1995. № 4. С.34−35.
- Каретников Н. Мистерия апостола Павла: (Посвящается протоирею А. Меню) // Муз. академия. 1994. № 5. С.7−12.
- Катунян М. „Плач Иеремии“: сакральное слово и неоканонический стиль Владимира Мартынова // Слово и музыка: Памяти А. В. Михайлова. Материалы науч. конф. / Ред.-сост.: Чигарева Е., Царёва Е., Петров Д. М., 2002. — С.341−351.
- Киприан (Керн), архимандрит Евхаристия (История и богословское толкование). М.: Изд-во Храма Свв. бесср. Косма и Дамиана на Маросейке, 1999. — 334с.
- Киприан (Керн), архимандрит Литургика (гимнография и эоротология). -М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000. 151с.
- Ковалёв А. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII—XX вв.еков. Специфика жанра и организация цикла. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2004. — 35с.
- Кожаева С. Православный религиозно-эстетический канон и его воплощение в богослужебной певческой практике // Русская музыка в контексте мировой художественной культуры. Волгоград-Саратов, 2002. — С.80−87.
- Кокорева М. Константное в синтезе музыки и слова // Из прошлого и настоящего отечественной музыкальной культуры. Вып. 5, Сб. 2. -М., 1993. С.235−251.
- Конен В. Ассоциативное и специфическое // Сов. Музыка. 1966. № 12. С.10−19.
- Коробова А. Ноуменальное и феноменальное в музыкальном произведении и жанрово-коммуникативный опыт культовой музыки // Музыкальное искусство и религия: Материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. — С. 189−198.
- Когимина И. Русская духовная музыка: История. Стили. Жанры. Кн. 1.-М.:Владос, 2001.-220с.
- Красников Н. Православная этика: прошлое и настоящее. М.: Политиздат, 1981. — 96с.
- Красовицкая Л. Литургика. М., Свято-Тихоновский Богословский институт, 1992. — 202с.
- Кривопалова В. Три стороны музыкального содержания в „Концерте для хора“ А.Шнитке // Взгляд в XX век: Из прошлого в будущее. Музыка без границ. Материалы II региональной науч-практ. конфер. Кемерово Кузбассвузиздат, 2002. — С.61−64.
- Кручинина А. Древнерусские ключи к творчеству Свиридова // Музыкальный мир Свиридова: Сб. ст. -М., 1990. С. 124−133.
- Крылова А. Специфика претворения жанров духовной музыки в современной композиторской практике // Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. Науч.-практ. конф.: Тез. докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова. -Ростов-на-Дону, 1990. 141−143с.
- Кустовский Е. Музыка в храме: (Беседа) / Вёл Ю. Бочаров // Муз. жизнь. 1988 № 14.-С.З.
- Лаврентьева И. Вокальные формы в курсе анализа музыкальных произведений. М., 1978. — 80с.
- Jlucmoea Н. Хоровая музыка // История музыки народов СССР. -М., 1974. т. 5.ч. 1. -С.295−319.
- Лихачёв Д. Великое наследие. М.: Современник, 1975. — 367с.
- Лихачёв Д. Себе и потомкам//Правда, 1979, 1 октября.
- Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: История и современность. -М.: Сов. Композитор, 1990. 312с.
- Лозовая И. Церковная культура благословенно консервативна // Муз. академия. 1997. № 1.-С.21−29.
- Лосев А. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 472с.
- Лосев А. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. -М.: Правда, 1990. С.195−394.
- Лосев А. Художественный канон как проблема стиля // Вопросы эстетики. 1964. № 6. С. 351−399.
- Лотман Ю. Статьи по семиотике искусства (Серия „Мир искусств“) / Р. Г. Григорьева, Пред. С. М. Даниэля. СПб.: Академический проект, 2002. — 544с.
- Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М.: Музыка, 1967.-751с.
- Маркова Л. Теология в эпоху постмодернизма // Вопр. философии. 1999. № 2. С.109−127.
- Мартынов В. „Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом.“ // Сов. музыка. 1991. № 6. С.37−44.
- Мартынов В. История богослужебного пения: Учеб. пособие М.: РИО Федеральных архивов- Русские огни, 1994. — 240с.
- Мартынов В. Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М.: Прогресс-Традиция, Русский путь, 2000. -224с.
- Матфей (Мормылъ), архим. „На чужом основании никогда ничего не строил“: Беседа / Вёл Н. Денисов // Муз. академия. 1999. № 1. С 11−21.
- Медушевский В. Духовно-нравственный анализ музыки. Пособие для студентов (и педагогов) педвузов. М., 2001 (рукопись).
- Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-262с.
- Медушевский В. Музыкальное мышление и логос жизни // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. статей. Киев: Муз. Украйна, 1989. — С. 18−28.
- Медушевский В. Музыковедение: проблема духовности // Сов. музыка. 1988. № 5.-С.6−15.
- Медушевский В. О церковной и светской музыке // Музыкальное искусство и религия: Материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. -М., 1994. С.20−45.
- Медушевский В. Русская музыка: духовные истоки своеобразия // Культура. Религия. Церковь: Всерос. науч. конф.: Материалы / Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 1992, (Ч. 1−2).-С. 14−20.
- Ментюков А. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке XX века. Опыт типологического анализа. М.: Музыка, 1986. -87с.
- Менъ А. Культура и духовное возрождение. М.: Искусство, 1992. -495с.
- Менъ А. Читая Апокалипсис. Беседы об Откровении Иоанна Богослова. М., 2000. — 263с.
- Митрохин Л. Религия и культура. М.: ИФ РАН, 2000. — 318с.
- Михайлов М. Стиль в музыке. Л.: Музыка, 1981.- 264с.
- Музыка из бывшего СССР. Сб. статей. М.: Композитор, 1994. Вып. 1. — 297с.
- Музыкальная эстетика Западноевропейского Средневековья и Возрождения. М.: Музыка, 1966. — 574с.
- Музыкальная культура православного мира: Традиции, теория, практика: Междунар. науч. конф. 1991−1994 гг.: материалы / РАМ. -М., 1994.-287с.
- Музыкальная культура христианского мира: Материалы Международной науч. конф. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовской гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 2001. — 500с.
- Музыкальное искусство XX века. Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции. Науч. труды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. М., 1992. Вып. 2. -172с.
- Музыкальное покаяние (Из беседы В. Колосовой с А. Шнитке) // Сов. Культура. 1989. 11 февраля.
- Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. -319с.
- Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383с.
- Назайкинский Е. Проблемы комплексного изучения музыкального произведения // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978. -с.3−13.
- Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М.: Русская православная церковь, Изд.-во Моск. патриархии, 2001. — 814с.
- Нестъев И. О Свиридове // Книга о Свиридове. М.: Советский композитор, 1983. — С. 113−118.
- Нефёдов Г. Таинства и обряды православной церкви. М.: Паломник, 2002. — 319с.
- Никитина Л. Советская музыка. История и современность. — М.: Музыка, 1991.-278с.
- Никольский И. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. -448с.
- Обиходные песнопения панихиды и отпевания. М.: Православный центр „Живоносный источник“, 1997. — 32с.
- Овсянникова И. Сакрализация личности в символическом пространстве православного храмового пения // Музыкальное искусство и культура: наблюдение, анализ, рекомендации. Сб. статей. -Новосибирск „Трина“, 1996. С. 146−156.
- Орлова Е. Церковное, религиозное, духовное // Сов. музыка. 1991. № 5. С.20−23.
- Отечественная культура XX века и духовная музыка: Всесоюз. науч.-практ. конф.: тезисы докл. / Отв. ред. Т. В. Франтова Ростов-на-Дону, 1990.-215с.
- О церковном пении (сборник статей). Сост. О. В. Лада. М.: „Лодья“, 2001.- 159с.
- О часе смертном: Христианское отношение к смерти. Брест, 1994.-71с.
- Очеретовская Н. Содержание и форма в музыке. Л.: Музыка, 1985.- 112с.
- Паисов Ю. Беседы с композиторами // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сб. ст., исслед., интервью. Вып. 1.-М., 1999, -С.190−233.
- Паисов Ю. Возрождение духовной традиции // Сов. музыка. 1989, № 12. С.32−38.
- Паисов Ю. Воскрешение идеала // Муз. академия. 1993. № 4. -С.152−154.
- Паисов Ю. Мотивы христианской духовности в современной музыке России // Традиционные жанры русской духовной музыки и современность: Сборник статей, исследований, интервью. / Ред.-сос. Ю. И. Паисов. -М.: Композитор Вып. 1, 1999. С.150−189.
- Паисов Ю. Новый жанр советской музыки (заметки о хоровом концерте 70−80-х годов) // Муз. современник. 1987. Вып. 6. С.201−242.
- Паисов Ю. Новый синтез традиций в современном русском хоровом искусстве // Новая жизнь традиций советской музыки. М.: Сов. композитор, 1989. — С.115−156.
- Паисов Ю. От Большого зала до „салона“ в стенах Синодального // Муз. академия. 1995. № 3. — С. 57−63.
- Паисов Ю. Современная русская хоровая музыка (1945−1980): Очерки истории и теории. М.: Сов. Композитор, 1991. — 280с.
- Парфентьевы Н.В. и Н.П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX века // Челяб. гос. ун.-т. Челябинск, 2000. -153с.
- Парфентьевы Н.В. и Н.П. Русская духовная музыка XX века // История современной отечественной музыки (1960−1990). М., 2001. Вып. 3. — С.398−452.
- Погодин Ю. Песнопения Всенощного бдения. Дипломный реферат. Саратов, 1991. — 36с.
- Половинкин А. Православная духовная культура. М., 2003.
- Полякова Л. Неизреченное чудо // Муз. академия. 1993 № 4. С. З-6.
- Полъдяева Е. Апокриф или послание? О творчестве Алемдара Караманова // Муз. академия. 1996. № 2. С.1−15.
- Потёмкина Н. Проблемы изучения полного курса современного церковного обихода (на примере московской традиции): Автореф. дис. канд. искусствоведения. -М., 1999. -22с.
- Предисловие к партитуре В. Мартынова „Плач Иеремии“. М., 1996.
- Протопопов В. Музыка русской литургии: Проблема цикличности. М.: Композитор, 1990. — 200с.
- Птица К. О музыке и музыкантах. Сборник статей. М.: Мистикос. Логинов, 1994.-438с.
- Раабен Л. О духовном ренессансе в русском музыке 1960−80-х годов. СПб.: „Бланка“, „Бояныч“, 1998. — 352с.
- Рабинович В. В жанре исповеди // Музыкальное искусство и религия: Материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. М., 1994. -С.44−66.
- Рахманова М. „Величит душа моя Господа“ // Муз. академия, 1992, № 2. С.14−19.
- Рахманова М. Памяти Великого архидиакона // Муз. академия.1993. № 3. (Обзор фестиваля православного певческого искусства 1-го междунар. праздника диаконского искусства им. Архидиак. Константина Розова). — С. 109−115.
- Рахманова М. Русская духовная музыка XX века // Русская музыка и XX век. М., ГИИ, 1996. — С.371−406.
- Рахманова М. Красилин М. Музей или храм?: (Беседа) // Муз. академия. 1993. № 1. С.74−80.
- Рашковский Е. С высоты Востока. М., 1993. — 111с.
- Рожкова Т. Искусство быть понятым (о творчестве Алексея Ларина) // Муз. академия. 1996. № 2. С. 16−19.
- Рожкова Т. Современное духовно-музыкальное творчество русской православной традиции (период после 1988 года). Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2004. — 25с.
- Розеншилъд К. Музыкальное искусство и религия. М.6 Музыка, 1964.- 189с.
- Романов JI. Музыкальное искусство и православие. Л.: ГИМ РИА, 1989.-120с.
- Рубин В. Тевосян А.: „Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?“ // Муз. академия. 1995. № 1. — С.26−36.
- Рудник О. Образы Рождества в музыке XX века // Христианская культура: прошлое и настоящее. К 2000-ю Рождества Христова. М., 2004. — С.97−103.
- Рукова С. Беседы о церковном пении. М.: Изд-во Московской Патриархии, РОПО „Древо добра“, 1999. — 236с.
- Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1: Синодальный хор и училище церковного пения // С. Зверева, Н. Кабанова, А. Наумов, М.Рахманова. М.: Языки русской культуры, 1998.-688с.
- Русская музыка и XX век / Ред.-сост. М.Арановский. М., 1997. -874с.
- Русская философия и духовная культура современности. Тез. к респуб. науч.-практ. конференц. Кн. 1. Иркутск, 1991. — 125с.
- Ручьевская Е. Юрий Фалик. Монографический очерк. Л.: Сов. Композитор, 1981.- 104с.
- Рязанцева Л. О преломлении традиций старинных отечественных хоровых жанров в русской музыке 70−80-х годов XX века: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1994. — 17с.
- Савва схиигумен Бисер духовный. М.: Трифонов Печенгский монастырь „Ковчег“, 2004. — 926с.
- Савва схиигумен О Божественной Литургии. СПб., Изд-во „Сатисъ“ Держава, 2004. 237с.
- Свешников Вл. протоирей Содержание христианского этического творчества// Московская Патриархия. 2003. № 9. С.70−76.
- Свиридов Г. Музыка как судьба. — М.: Молодая гвардия, 2002. -798с.
- Селиванов Ф. Стихи духовные. Состав., вступ. статья, подготовка текстов и комментарий. М., 1991. — С.3−26.
- Селицкий А. Испытание свободой: русская духовная музыка через тысячу лет после принятия христианства // Искусство на рубеже веков. Ростов-на-Дону: РГК, Изд-во „Гефест“, 1999. — С.343−356.
- Селицкий А. Н. Каретников: „Я писал для Господа и для себя“ // Муз. академия. 1996. № 3−4. С.33−44.
- Селицкий А. Николай Каретников. Выбор судьбы. Ростов-на-Дону, 1997.-368с.
- Сергиевские чтения 1: Науч. тр. МГТС. Сб. 4: О русской музыке / Ред.-сост. Ю. Н. Холопов. — М., 1993. — 145с.
- Серегина Н. Виды взаимодействия искусства и религии в современных условиях // Культура. Религия. Церковь: Всерос. науч. конф.: Материалы / Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки, (Ч. 1−2).-Новосибирск, 1992. С.10−16.
- Серегина Н. Древнее в современном // Современные проблемы советской музыки. Сб. статей. Л.: Советский композитор, 1983. -С.102−118.
- Серегина Н. Музыкальная эстетика Древней Руси (по памятникам философской мысли) // Вопросы теории и эстетики музыки. М., 1974. Вып.13. — С.58−78.
- Сергеев В. Русские православные праздники. Вып.1. М., 1991. -47с.
- Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М.: Музгиз, 1958.-330с.
- Скребков С. Художественные принципы музыкальных стилей. -М.: Музыка, 1973. -446с.
- Службы Страстей Христовых. Последование богослужений Великой Пятницы и Утреня Великой Субботы. М., Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. — 200с.
- Смирнова И. Русские страсти // Муз. жизнь. 1998. № 9. С. 17.
- Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. М.: Музыка, 1992. — 228с.
- Соколов О. О проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Сборник. Горький: Волго-Вятское книжное изд.-во, 1977. — С.12−58.
- Сохор А. Друзья-соперники // Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып. 3. -Л.: Сов. композитор, 1981. С.57−66.
- Сохор А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы // Вопросы социологии и эстетики музыки. Вып. 3. JL: Сов. композитор, 1983.-С. 129−142.
- Степанова И. „Грядёт ли седьмая печать?“ // Из прошлого и настоящего современной отечественной музыки. М., 1991. — С.44−59.
- Степанова И. Кантатно-ораториальное и хоровое творчество. // История современной отечественной музыки (1960−1990). Вып. 3. -М., 2001. С.218−364.
- Степанова И. Полемические заметки о современной русской духовной музыке // Отечественная музыкальная культура XX века: К итогам и перспективам: Науч.-публицист, сб. / Отв. ред. и сост. М.Е.Тараканов- МГК. М., 1993. — С. 144−152.
- Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. -М., 1999.-285с.
- Сыстерова Н. Претворение традиций русской Панихиды в „Братском поминовении“ А.Кастальского: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Магнитогорск, 2004. — 24с.
- Тевосян А. История одного посвящения // Муз. академия. М., 1997 № 1. В. Кикта. Литургия св. Иоанна Златоуста памяти великого певчего (И.С.Козловского). — С.48−51.
- Тевосян А. Откровение и благословение Алемдара Караманова // Муз. жизнь. 1990. № 17. С.8−9.
- Тевосян А. „Песнь восхождения“ // Муз. академия. 1999. № 4. -С.15−21.
- Тевосян А. „Светлое Воскресение“ // Муз. жизнь. 1991. № 4. -С.14.
- Тевосян А. Современные проблемы хорового искусства (1965−1995 гг.): Автореф. дис. канд. искусствоведения в виде научного доклада. -М., 1995.-50с.
- Тевосян А. Такое трудное „согласие“ // Муз. академия. 1992. № 3. С.120−123.
- Тевосян А. Храмовое действо и европейский концерт в историко-литургическом контексте XX века // Церковное пение в историколитургическом контексте Восток-Запад. Гимнология Вып. 3. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — С.381−392.
- Типология и классификация в социологических исследованиях. -М.: Изд.-во Наука, 1982. 296с.
- Типология основных элементов традиционной культуры. М.: Изд.-во Наука, 1984. — 263с.
- Толковая Псалтирь с подстрочным комментарием и краткой историей. М.: Фавор — XXI, 2003. — 466с.
- Трубачёв С. Музыка богослужения в восприятии священника Павла Флоренского // Московская Патриархия. 1983, № 5. С.74−78.
- Трубачёв С. Музыка и символ в творческом преломлении П.А.Флоренского // Муз. академия. 1999. № 3. С.83−88.
- Трубачёв С. Музыкальный мир П. А. Флоренского//Сов. музыка. 1988. № 8. С.81−89.
- Трубачёв С. Музыкальный мир П. А. Флоренского // Сов. музыка. 1988. № 9. С.99−102.
- Трубачёв С. Песнопения панихиды в русской музыке // Московская Патриархия. 1985. № 12. С.64−77.
- Уайт Е. Конфликты веков. Том 2. Пророки и цари. М.: „Источник жизни“, 2002. — 526с.
- Угринович Д. Искусство и религия. М.: Политиздат, 1983. — 288с.
- Улъянич В. О композиторском творчестве (Опыт размышления) // Христианская культура: прошлое и настоящее. К 2000-ю Рождества Христова. М., 2004. — С. 105−114.
- Урванцева О. Место духовной музыки в современной жизни. // Состояние и перспективы развития научно-технического потенциала Южно-Уральского региона: Межгос. науч.-тех. конф.: Материалы. -Магнитогорск, 1994. С.77−78.
- Успенский Н., проф. Древнерусское певческое искусство. М.: Сов. композитор, 1971. — 619с.
- Федосик В. В сладкогласии песнопений Литургии. Минск: Наука и техника, 1985. — 68с.
- Федотов Г. Святые Древней Руси. Ростов-на-Дону „Феникс“, 1999.-384с.
- Федотов Г. Стихи духовные. М.: „Прогресс“ Гнозис, 1991. -120с.
- Филадельф иеромонах Заступница усердная. Слово о деяниях Пресвятой Богородицы. М.: „Русский Духовный центр“, 1992. -208с.
- Флоренский П. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1994−2000.
- Флоренский П. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Лепта, 2002. — 809с.
- Фома Хопко проповедник Основы православия. Минск: „Полифакт“, 1991. — 3 3 8с.
- Фомина 3. Человеческая духовность: бытие и ценности. Саратов, 1997.-249с.
- Фортунато М., прот. „Богослужение должно быть живым“ / (Беседу вёл Н.Г.Денисов)//Муз. академия. 1999. № 4. С.151−157.
- Франк С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -510с.
- Франс Ш. Лемэр Музыка XX века в России и в республиках бывшего Советского Союза. СПб.: Гиперион, 2003. — 355с.
- Франтова С. Религиозное начало в современном композиторском творчестве // Музыкальное искусство и религия: Материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. -М., 1994. С. 174−179.
- Холопова В. Композитор Альфред Шнитке. М.: Аркаим, 2003. -243с.
- Холопова В. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. СПб. Изд.-во „Лань“, 2000. — 319с.
- Холопова В. Путь по центру. Композитор Родион Щедрин. М.: „Композитор“, 2000. — 319с.
- Холопова В. Форма музыкальных произведений. СПб. Изд-во „Лань“, 2001.-490с.
- Христианская культура: прошлое и настоящее (К 2000-ю Рождества Христова) /Сб. статей по материалам научных конференций / Сост., вст. ст. Н. С. Гуляницкой. М.: РАМ им. Гнесиных, 2004. — 143с.
- Христианство. Словарь. М.:Изд-во „Республика“, 1994. — 557с.
- Ценова В. Новая религиозность русской музыки и духовные сочинения Эдисона Денисова // Музыка XX века. Московский форум. Материалы междун.-х научн. конфер. Сб. 25. -М., 1999. С. 128−141.
- Чернушенко В. А. Хоровая культура России на современном этапе // Невские хоровые ассамблеи. Матер. Веер. Науч.-практ. конф.
- Прошлое и настоящее русской хоровой культуры». — М., 1984. — С.22−29.
- Чигарёва Е. Альфред Шнитке. Хоровой концерт на стихи Г. Нарекаци: к проблеме медитативной концепции // Музыкальное искусство и религия: Материалы конференции / РАМ им. Гнесиных. -М., 1994. С.104−117.
- Чигарёва Е. «Ощущение бесконечно продолжающейся жизни.» // Сов. музыка, 1991, № 9. С.13−19.
- Шнитке А. Жизнь делает нас мудрее // Известие. 1989, 19 апреля.
- Шульгин Д. Годы неизвестности А. Шнитке. Беседа с композитором. -М.: «Деловая лига», 1993. 112с.
- Щенникова Т. Литургия св. Иоанна Златоуста к проблеме структурно-семантического единства. Дипломный реферат. -Саратов: СГК, 1991.- 120с.
- Энтелис Н. Долог путь сомнений, трудно обретается вера: Хоровой триптих Владислава Успенского // Муз. академия. 1995, № 4−5. С.34−37.
- Юдин А. Русская народная духовная культура. М., 1999. — 316с.
- Якобсон К. Сонористические средства выразительности в хоровой музыке советских композиторов // Выразительные средства музыки. -Красноярск, 1988.-С. 175−191.
- Яковлев Е. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1977.-224с.
- Gelineau J., The Liturgy Today and Tomorrow. London. 1978.
- Jeffery, P., Chant Liturgy and Culture. Washington DC, 1992.
- Rankin, S. and Hiley, editors, Vusic in the Mtdieval Liturgy, Oxford, 1993.
- Ware, Т., the Orthodox Church, Harmondsworth, 1993.1. НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ
- Пример № 1. Г. Свиридов «Предательство Иуды» тт. 11−18.1. ГвЙаЙЕ1 ¿-и 1 ??^