Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана модель развития социальной активности студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа и определены условия ее эффективного функционирования: модернизация содержания и структуры дополнительного образования как системы, направленной на формирование социальной активности студентов педагогического колледжареализация многоуровневой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические предпосылки формирования педагогической культуры студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа
    • 1. 1. Теоретический анализ проблемы формирования педагогической культуры студентов педколледжа в философской, социологической и психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Моделирование процесса формирования педагогической культуры студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа
    • 1. 3. Педагогические условия формирования педагогической культуры студентов
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию педагогической культуры студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа
    • 2. 1. Оценочно-критериальный инструментарий диагностики степени сформированности педагогической культуры студентов
    • 2. 2. Реализация педагогических условий формирования педагогической культуры студентов
    • 2. 3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Концепция Модернизации Российского образования на период до 2010 года определяет основную цель профессионального образования как подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного, компетентного, ответственного и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному, профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В Законах и нормативных документах Министерства образования Российской Федерации (Закон «Об образовании» (1996г.), Закон «О дополнительном образовании» (2001г.), Федеральная целевая программа развития образования на 2006;2010гг., Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (2001г.)) подчеркивается, что система дополнительного образования способствует духовно-нравственному воспитанию, интеллектуальному творческому развитию молодежи, повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного общества.

Дополнительное образование, как часть социокультурного пространства, способствует формированию педагогической культуры студентов, путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ. Несмотря на достигнутые результаты, на практике проблема формирования педагогической культуры студента в условиях дополнительного образования недостаточно теоретически обоснована и практически апробирована.

Конкретные исследования в период сер. XX — начало XXI вв. были направлены, в основном, на поиск педагогически эффективных средств формирования педагогической культуры личности на различных этапах профессиональной подготовки. Различным аспектам формирования педагогической культуры посвящены следующие работы, так, например, исследованию проблемы формирования педагогической культуры как процесса, в ходе которого студент реализует свои потенциальные возможности, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе посвящены работы М. С. Кагана, В. В. Москаленко, Б. Д. Парыгина и др.

В качестве составляющей процесса формирования личности, в ходе которого образуются основные личностные качества, проявляющиеся в социокультурной деятельности, регулируемой целевой структурой общества, педагогическая культура изучалась зарубежными учеными Т. Парсонс, Дж.Г.Мид, И. Гоффман, Р. Тернер, У. М. Уэнтворд, И. Таллмен, Н. Смелзмер, У. Бронфенбреннер и др.

Механизмы формирования педагогической культуры, условия эффективности организации данного процесса определяются в работах Л. В. Байбородовой, Б. З. Вульфова, Р. А. Литвак, А. В. Мудрика, М. И. Рожкова, Е. М. Харлановой и др.

Одним из факторов формирования педагогической культуры является социокультурная деятельность системы дополнительного образования детей и молодежи (А.К.Бруднов, В. А. Горский, Е. Б. Евладова, А. П. Марков и др.). Как добровольный свободный творческий процесс познания и самоосознания, принципы дополнительного образования рассматривают Г. Н. Попова, Н. Ф. Родионова, Л. А. Николаева и др.- различные подходы к выявлению функций дополнительного образования прослеживаются в работах А. Г. Асмолова, М. Б. Коваль, Л. Ю. Кругловой, Л. А. Николаева, И. И. Фришман, Н. И. Фуникова и др. Отдельные вопросы проблемы нашли отражение в работах В. И. Дубинского, М. Ю. Карелиной, М. В. Никитина, О. А. Поповой и др.

Эти работы способствуют обобщению накопленных знаний и опыта по исследуемой проблеме. Однако такому важному аспекту проблемы как формирование педагогической культуры студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования уделяется недостаточно внимания, как в теоретических изысканиях, так и в практической деятельности.

Анализ научной литературы и практики функционирования системы дополнительного образования показал, что в педагогических учебных заведениях, готовящих специалистов со средним специальным образованием, концептуальные идеи по формированию педагогической культуры студента, структура этого процесса, его механизмы, критерии, уровни его успешности, педагогические условия эффективности его реализации имеют недостаточное научное обоснование.

Этим объясняются объективные противоречия между: -потребностями общества в высокой степени педагогической культуры студенчества, как социально-демографической группы, быстро осваивающей новые технологии и демократические отношения, и недостаточным уровнем ее у студентов, что ведет к профессиональному инфантилизму;

— необходимостью организации социокультурной деятельности в системе дополнительного образования педагогических колледжей, направленной на формирование педагогической культуры, и уровнем методической разработанности этой проблемы;

— возрастающей потребностью общества в формировании педагогической культуры студентов педагогических учебных заведений и слабой разработанностью сущностных характеристик. системы дополнительного образования педагогического колледжа.

Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема которого состоит в определении сущности педагогической культуры студентов средствами социокультурной деятельности системы дополнительного образования и обеспечение эффективности данного процесса.

Таким образом, поиск возможных путей разрешения данных противоречий и определил выбор темы нашего исследования «Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования».

Цель исследования: разработать, обосновать и экспериментально проверить модель формирования педагогической культуры студентов педагогического колледжа в социокультурной деятельности системы дополнительного образования и совокупность педагогических условий ее успешного функционирования.

Объект исследования: профессиональная подготовка студентов в педагогическом колледже.

Предмет исследования: формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа.

Гипотеза исследования успешность формирования педагогической кулыуры студентов средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования педагогического колледжа будет эффективной, если будет разработана модель формирования педагогической культуры студентов педагогического колледжа средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования и определен комплекс педагогических условий, включающий: а) модернизацию содержания и структуры дополнительного образования как системы, направленной на формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжаб) реализацию многоуровневой программы «Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа в социокультурной деятельности в системе дополнительного образования" — в) формирование установки на самореализацию студентов педагогического колледжа в процессе социокультурной деятельности в системе дополнительного образования.

Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы уточнить и обосновать содержание всей совокупности понятий, составляющих понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблемы.

2. Разработать и апробировать модель формирования педагогической культуры студентов педколледжа средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования.

3. Выявить и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность функционирования модели развития педагогической культуры студентов педагогического колледжа, средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования.

4. Разработать критериально-оценочный аппарат уровня сформированности педагогической культуры студентов педагогического колледжа.

В процессе исследования нами использовались следующие виды источников:

— исследования в области истории профессионального образования и в области сравнительной педагогики, в которых содержится информация о современном состоянии и тенденциях развития теории и практики профессионального образования в России;

— теоретические и практико-ориентированные исследования в области психолого-педагогических наук, отражающие структурно-системный, социокультурный, культурологический, личностно-оринтированный подходы в профессиональном образовании;

— современные нормативные и программно-методические материалы в области подготовки квалифицированных кадров;

— материалы и тезисы научно-практических конференций, семинаров, а также публикации научной и научно-популярной периодической печати по проблематике исследования, а также материалы, опубликованные на образовательных сайтах сети Интернет.

Методологической основой исследования являются: теория познания, системный подход в познании общественных явленийпедагогические исследования в области личностно-ориентированного образованиятеории непрерывного образования, развития профессионального образования. Основными методологическими принципами исследования выступали: принцип развитияпринцип историзма в педагогических исследованияхпринцип системности в изучении явлений объективной реальностифундаментальные работы в области философии, образования и методологии психолого-педагогической науки (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Г. Г. Гранатов, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский,.

B.В. Краевский, И. Я. Лернер, А. В. Петровский, В. В, Сериков, М. Н. Скаткин, Г. П. Щедровицкий).

Теоретическая база исследования включает в себя следующие общепризнанные в современной науке теории и концепции:

— структурно-системный подход к образовательной деятельности (В.Г.Афанасьев, В. А. Беликов, В. В. Гузеев, И. Я. Лернер Г. Н.Сериков, Т. И. Шамова и др.);

— социокультурный подход, определяющий специфику педагогической деятельности в системе дополнительного образования (А.С.Ахиезер, М. Е. Дуранов, А. И. Ракитов, В. В. Сафонова и др.);

— личностно ориентированный подход (Е.В.Бондаревская, И. А. Зимняя,.

C.В.Панюкова, И. С. Якиманская и др.);

— культурологический подход (В.С.Библер, Э. К. Гусейнов, Б. С. Гершунский, Л. Н. Коган и др.);

— теории отечественных и зарубежных исследователей, в которых анализируются различные аспекты процесса социальной активности личности (Л.П.Буева, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Дж.Г.Мид, А. В. Мудрик, и др.);

— психолого-педагогическая теория деятельности как формы активного отношения к окружающему миру (А.А.Бодалев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, и ДР-).

В ходе работы нами использовался комплекс методов исследования, позволивший адекватно разрешить поставленные задачи, а именно: изучение и анализ указанных выше литературных источников различных видовтеоретический анализ: историко-педагогический, сравнительно-сопоставительный, факторныйизучение практики деятельности учебных заведений среднего специального образованияметод моделированияопытно-экспериментальная работа и соответствующие ей методы анализа полученных эмпирических данных (методы педагогического наблюдения, анкетирования, педагогической. экспертизы, статистические методы обработки полученных данных).

Экспериментальная база исследования. В опытно-экспериментальной работе приняли участие 680 студентов и 110 педагогов педагогического колледжа № 1 г. Челябинска, социально-гуманитарных, педагогических колледжей г. Рудного, г. Костаная Республики Казахстан.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования определили логику, этапизацию и методы изыскания. Исследование проводилось с 2001 по 2006 гг. в три основных этапа.

На первом этапе (2001;2002гг.) была определена научная проблема и получено функциональное представление об объекте исследованиясформулированы исходные теоретические позиции и гипотеза, намечены задачи исследования, разработана модель формирования педагогической культуры студентов педколледжа в социокультурной деятельности системы дополнительного образования. Был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого выявлен исходный уровень педагогической культуры студентов педагогического колледжа.

Второй этап (2002 — 2004 гг.) включает в себя проверку гипотезы, уточнение этапов и проведение формирующего эксперимента, в процессе которого исследовался разработанный комплекс педагогических условий, обеспечивающий успешность функционирования модели формирования педагогической культуры студентов педколледжа в социокультурной деятельности системы дополнительного образования.

На третьем этапе (2004 — 2006 гг.) осуществлялась проверка достоверности полученных в ходе формирующего эксперимента данных и обработка их методами математической статистики. Разрабатывались и внедрялись методические рекомендации по формированию педагогической культуры студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа. Проводилось оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе:

1) Уточнено и обосновано содержание всей совокупности понятий, составляющих понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблемы: а) «педагогическая культура», которое рассматривается, как интегративное качество личности будущего специалиста, обеспечивающее эффективность педагогической деятельности и включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты (аксиологический, технологический и личностно-творческий) — б) «формирование педагогической культуры студентов педколледжа» рассматривается, как процесс и результат количественных и качественных изменений личности, способствующих осознанному взаимодействию с социальной средой по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами профессионального развития.

2) Разработана и апробирована структурно-функциональная модель формирования педагогической культуры студентов средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования педколледжа, которая включает в себя два блока: системныйвзаимосвязанные подсистемы целеполагания, содержания и результата, и функциональный (воспитывающая, адаптационная, формирующая функции), а также взаимодействие трех систем: социальной среды, системы дополнительного образования и внутренней среды развития личности.

3) Разработаны и внедрены в практику критериально-уровневые характеристики педагогической культуры студентов педагогического колледжа, которые включают в себя три уровня: адаптационный, поисковый и креативный, а также характеристику показателей (критериев) каждого уровня.

4) Разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования педагогической культуры студентов педколледжа (модернизация содержания и структуры дополнительного образования как системы, направленной на формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжареализация многоуровневой программы «Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа" — формирование установки на самореализацию студентов педагогического колледжа в процессе социокультурной деятельности системы дополнительного образования).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе:

— уточненные в ходе научно-исследовательской работы понятия «педагогическая культура» и «формирование педагогической культуры студентов педколледжа», могут быть взяты за основу при рассмотрении культурологического аспекта формирования и развития личности на любом возрастном этапе;

— выявленные особенности системы дополнительного образования, как открытой, развивающейся системы, включающей в себя нормативный, содержательный, организационный и функциональный компоненты раскрывают новые возможности данной системы для формирования педагогической культуры, развития личности и обогащают систему знаний о социальной среде и ее возможностей для образовательного процесса.

В целом, полученные результаты заметно дополняют имеющиеся в педагогической науке представления об особенностях формирования педагогической культуры студентов средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования и могут служить основой для дальнейших теоретических и практико-ориентированных исследований в данной области.

Практическая значимость связана с возможностью использования в практике формирования педагогической культуры студентов педколлежда следующих результатов исследования:

— разработанный диагностический инструментарий определения критериев и уровней сформированности педагогической культуры студентов педколледжа позволяет определить исходные возможности и перспективы развития индивидуально каждого студента в процессе своей профессиональной подготовки и отразить динамику исследуемого процесса;

— выявленные педагогические условия, способствуют оптимальному функционированию и развитию как системы профессионального и дополнительного образования вообще, так и повышению уровня педагогической культуры студентов педколледжа, в частности, и позволяют эффективно формировать педагогическую культуру, как профессионально значимый компонент личности будущего педагога и совершенствовать образовательный процесс в учебных учреждениях подобного уровня;

— определены эффективные организационные формы и виды деятельности в системе дополнительного образования студентов педколледжа, что позволяет повысить педагогическую эффективность образовательного процесса;

— выявленные и обоснованные требования, предъявляемые к структурно-функциональной модели, могут стать основой для разработки аналогичных моделей для различных типов учебных заведений.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание уточненных понятий, составляющих понятийно-терминологический аппарат исследуемой проблемы: «педагогическая культура, «формирование педагогической культуры студентов педколледжа».

2. Структурно-функциональная модель формирования педагогической культуры студентов средствами социокультурной деятельности в системе дополнительного образования педколледжа.

3. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели формирования педагогической культуры студентов педагогического колледжа.

4. Критериально-оценочный аппарат уровня сформированности педагогической культуры студентов педагогического колледжа.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наукприменением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки обследованных студентов, повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данныхвнедрением результатов исследования в образовательную практику педагогических колледжей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: путём публикаций результатов исследования в научной и методической печати, через внедрение разработанного методического пособия по формированию педагогической культуры студентов педагогического колледжа в условиях дополнительного образования, в практике педагогических колледжей, отчётов на заседаниях кафедры иностранных языков Кустанайского педагогического колледжа, Кустанайского Гуманитарного Института, кафедры педагогики и психологии ЧГАКИзаседаниях научно-исследовательской лаборатории Костанайского Гуманитарного Института с участием преподавателей педагогического колледжа г. Костаная, Торгайского педагогического колледжа, г. Аркалык, социально-гуманитарного колледжа г. Рудного Республики Казахстан.- результаты исследования излагались и были одобрены на международных, республиканских, региональных научных и научно-практических конференциях («Актуальные проблемы высшего образования и науки в XXI веке» (г. Караганда, 2002г), «Новые образовательные технологии как фактор устойчивого развития экономики» (г. Шымкент 2003г), «Научно-методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов» в ЧГАКИ (г. Челябинск, 2003 г.), «Воспитание и развитие личности в системе непрерывного образования» (г. Астана, 2004), посредством работы в качестве преподавателя кафедры «Иностранных языков» КПК и КГИво внедрении комплекса педагогических условий социальной активности в практическую деятельность педагогического колледжа.

Выводы по II главе.

В результате проведенного эксперимента были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.

1. Констатирующий эксперимент показал, что формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа в системе профессиональной подготовки осуществляется недостаточно эффективно, что обусловило необходимость разработки модели данного процесса и педагогических условий ее эффективного функционирования.

2. Экспериментальное исследование уровня сформированности педагогической культуры студентов осуществлялось посредством методов системно-структурного и уровневого анализа, интеграция которых основана на выявлении уровня сформированности исследуемого личностного качества по основным его компонентам.

3. В основу разработки оценочно-критериального инструментария положены следующие методологические принципы: адекватности и репрезентативности, обеспечивающие получение надежной и достоверной информации об уровне сформированности педагогической культуры студентов педагогического колледжа.

4. Основными критериями сформированности педагогической культуры студентов являются: педагогическая направленность, педагогическая компетентностьпрофессионально важные качества. Различная степень их проявления характеризует уровни сформированности педагогической культуры у студентов педагогического колледжа: низкий, средний, высокий.

5. В основу организации и проведения экспериментальной работы положены принципы целостности, объективности и эффективности, которые в своей совокупности позволили получить объективные данные о протекании процесса формирования педагогической культуры студентов педагогического колледжа.

6. Проведенный эксперимент показал, что модель формирования педагогической культуры студентов педагогического колледжа эффективна.

7. Комплекс педагогических условий: оптимизация программно-содержательного обеспечения образовательного процессаразвитие профессионально-рефлексивных качеств будущих специалистовмониторинг уровней педагогической культуры студентов педагогического колледжа является необходимым и достаточным. Комплексная реализация педагогических условий повышает степень воздействия, оказываемого каждым из них в отдельности на исследуемое явление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое осмысление проблемы развития социальной активности представляет научный интерес не только в связи с высокой социальной востребованностью ее в современном обществе, но и потому, что она представляет собой своеобразный педагогический контекст разработки основных положений социокультурного развития личности будущего специалиста.

С точки зрения системного и культурологического подходов, мы определяем социальную активность как устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию личности и социума в соответствии с задачами общественного развития.

Важнейшей задачей учебного заведения становится создание условий для формирования социальной активности личности будущих учителей, одним из путей ее решения является включение студентов в социокультурную деятельность системы дополнительного образования.

В соответствии с проблемой нашего исследования, мы уточнили понятие дополнительное образование, которое рассматриваем как процесс развития, обучения на основе дополнительных образовательных программ с целью создания благоприятных условий для адаптации и формирования социальной активности.

В исследовании разработана многоуровневая модель развития социальной активности студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа.

Мы выявили и обосновали комплекс педагогических условий, который является необходимым и достаточным для эффективного функционирования модели развития социальной активности студентов в социокультурной деятельности дополнительного образования педагогического колледжа.

В результате были сделаны следующие выводы:

1. Развитие социальной активности студентов педколледжа неотделимо от проблем образования, так как способствует адаптации личности к преобразованиям, происходящим в экономике, культуре, обществе, развивает самостоятельность и чувство ответственности, способствует самореализации личности в изменяющихся условиях.

2. В результате теоретического анализа выявлены основные направления решения проблемы развития социальной активности студентов педагогического колледжа в социокультурной деятельности системы дополнительного образования.

Мы уточнили понятие «социальная активность студентов педагогического колледжа в социокультурной деятельности системы дополнительного образования», которое рассматриваем, как устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющееся в процессе внутренней (психической) и внешней (практической) деятельности по преобразованию личности и социума в соответствии с задачами общественного развития.

3.Системный подход позволил выявить единство компонентов социальной активности: мотивационно-ценностный, содержательно-творческий и рефлексивно-оценочный. Культурологический подход определяет личностно-смысловое развитие студентов, поддерживает индивидуальность, каждой личности, превращает её из пассивного объекта воздействия культуры в субъекта социокультурного творчества.

4. Мы уточнили особенности системы дополнительного образования как средства развития социальной активности студентов педагогического колледжа. В ходе проведённого теоретического анализа нами были выделены компоненты системы дополнительного образования: целевойсодержательныйорганизационныйфункциональныйнормативный.

5. Разработана модель развития социальной активности студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа и определены условия ее эффективного функционирования: модернизация содержания и структуры дополнительного образования как системы, направленной на формирование социальной активности студентов педагогического колледжареализация многоуровневой программы «Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа средствами социокультурной деятельности" — формирование установки на самореализацию студентов педагогического колледжа в процессе социокультурной деятельности системы дополнительного образования.

6. Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение развития социальной активности студентов в социокультурной деятельности системы дополнительного образования педагогического колледжа.

На наш взгляд, вышеперечисленные педагогические условия взаимно дополняют друг друга, они необходимы и достаточны для эффективного функционирования модели формирования педагогической культуры студентов педагогического колледжа средствами социокультурной деятельности, образуют комплекс и будут способствовать повышению социальной активности студентов.

Определяя перспективу исследования, мы считаем наиболее приоритетными следующие направления: поиск, определение и внедрение новых методов и условий формирования педагогической культуры студентовстимулирование выхода студентов в рефлексивную позициюподготовка педагогов системы дополнительного образования к взаимодействию со студентами в социокультурной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи: Монография / К. Г. Колтаков, И. И. Москвичев, В.В. Рыков- Бийск. гос. пед. институт, — Бийск: БиГПИ, 1997. — 79с.
  2. Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения: Автореф. Дис. д-ра пед.наук. Екатеринбург, 1997.-40 с.
  3. А.Н., Казаков В. А., Пидкаситый П. И. и др. Организация самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации обучения: Учеб. пособ. для слушателей ФПК. Киев, 1993. — 132 с.
  4. С.С. Самоорганизация личности в процессе обучения. //Педагогика. 1993. — № 5. — С. 49−52.
  5. .Г. Человек как предмет познания //Избранные психологические труды. В 2 т., т.1. -М., 1980. 336с.
  6. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  7. В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994. — 247 с.
  8. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. -М.: Экономика, 1991. -416 с.
  9. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. Т.1. -СПб.: Универсальная книга, 1997. — 728 с.
  10. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М-.МГИК, 1992.-237 с.
  11. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд. МГУ, 1984.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы. М.: Просвещение, 1988. — 480 с.
  13. В.А. Духовная культура личности. М.: Наука, 1986. — 231 с.
  14. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб.науч. тр. / Под ред. О. С. Газмана. -М.: АПН СССР, 1989. 149 с.
  15. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  16. А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. — М.: Владос, 1999. 176 с.
  17. В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.
  18. А.С. Проблемы и принципы организации воспитательной работы в педагогическом вузе // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 105−112.
  19. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М., 1996.-324 с.
  20. В.А. Теоретико-методические основы формирования и развития педагогической культуры. Дис. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1996. — 274с.
  21. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995−336 с.
  22. Н.А. Смысл творчества. .: Изд-во «Правда», 1989. — 581 с.
  23. B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  24. .П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 1993. № 2. С. 17−24.
  25. И.В., Садовский В. Н., Юдин Б. Г. Философский принцип системности и системный подход //Вопросы философии. 1978.-№ 8. — С. 39−52.
  26. В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория — практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1993. — С. 153−176.
  27. А.А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М.: Междунар. пед. акад., 1995.-324 с.
  28. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.-С. 371−374.
  29. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
  30. Н.В., Реан А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб., 2000. -299 с.
  31. Г. В. Психология делового общения. М.: Юнити-Дана, 2000. -199с.
  32. Л.П. Культура, культурология и образование // Вопросы философии. 1994. — № 2.
  33. А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: «Феникс», 2001. — 208 с.
  34. Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование: Пер. с англ. / Под ред. С. Андреаса. — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- 1992. — 248 с.
  35. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. — 197 с.
  36. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учеб. пособие. М.: Изд- во «Ось-89», 1999. — 176 с.
  37. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. инст-тов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев и др.- Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. 165 с.
  38. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  39. И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы. // Педагогика, 2002., № 3. С. 3 -7.
  40. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  41. Т.И. Три лика культуры. М., 1986. — 450 с.
  42. А.А. Педагогический аспект формирования политической культуры студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук / Гос. пед. ин-т Ростов-на-Дону, 1991. — 20 с.
  43. Н. О культурологической подготовке студентов в контексте времени // Высшее образование в России. -1995. № 4. — С. 13−17.
  44. Гегель. Философия права. M.-JL, 1934. — Т. 7.
  45. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  46. И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика. 2000. -№ 5, С. 20−23.
  47. Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. // Способности и интересы. М., 1962. — С. 63−72.
  48. А.Б. Познакомьтесь с математическим моделированием М: Знание, 1991.- 160 с.
  49. В. Опережающее образование — основы мировоззрения в XXI веке // Обозреватель. 1997. — № 9. — С. 64−67.
  50. А.Г. Основные факторы взаимодействия школы с внешней средой // Проблемы формирования профессиональной направленности молодежи / Под ред проф. А. Я. Найна, проф. А. Г. Гостева. Вып 6. — Челябинск: Урал ГАФК, 1998. 89 с.
  51. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. — М.: Педагогика, 1977. 135 с.
  52. Г. Г. Метод дополнительности в педагогическом мышлении: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1993. — 398 с.
  53. М. Исправление школьного конвейера. М: НПО «Прагма», 1991.-227 с.
  54. Ю.В. Проектирование и программирование развитияобразования. М.: Московская академия развития образования, 1996. — 548с.
  55. В.В. Системные основания образовательной технологии. М.: Знание, 1995.- 135 с.
  56. Гуманитарные дисциплины и становление личности студента //Высшее образование в России. 1997. — № 4. — С. 17−21.
  57. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. -М.: Школа, 1993. 184 с.
  58. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону: изд-во Ростовского университета, 1979. — 263 с.
  59. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. — 544 с.
  60. Данилов-Данильян В.И., Рыбкин А. А. Моделирование: системно-методологический аспект / Системные исследования. М., 1982. — С. 182−209.
  61. А.Н. Культура в педагогике и педагогика в культуре // Школьные технологии. 2004, № 3. С. 43 49.
  62. А.А. Состояние напряженности в педагогической практике и пути её регулирования // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. — Л., 1973. С. 65−75.
  63. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993. 153 с.
  64. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: ЛГУ, 1979. 224 с.
  65. В.А. Соотношение системного и деятельностного подходов в научном познании // Вопросы методологии науки. Томск: ТГУД994. — С. 14−19.
  66. С.А. Генезис научно-педагогического сознания. Дис. д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 2000 430 с.
  67. .И. Эмоциональная направленность личности. М., 1979.
  68. .И. Эмоция как ценность. М., Политиздат, 1978. — 272с.
  69. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность иисследовательский подход к ней: Монография. Челябинск, ЧГАЕСИ, 2002.-276 с.
  70. М.Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск, МГПИ, 1996. — 315с., с. 302.
  71. М.Н., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. 2-е изд. пе-рераб. и доп. Минск: изд-во БГУ, 1981. — 383 с.
  72. Л.П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1998. — 18 с.
  73. Л.В. Развитие информационной потребности у студентов младших курсов вуза: Автореф.дис. .канд.пед.наук. Магнитогорск, 2003. — 23с.
  74. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  75. Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: Новая школа, 1992.- 60 с.
  76. В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. — М.: Обр. центр «Педагогический поиск», 1998. 170с.
  77. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-метод. пособие. — Екатеринбург, 1999. 244 с.
  78. Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1997. 244 с.
  79. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону. :Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.
  80. К. Эмоции человека. М.: Изд — во МГУ, 1980. — 165 с.
  81. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под рук. А. А. Бодалева и др. -М., 1980.-Т. 1.-232 е.- Т. 2.-288 с.
  82. B.C. О повышении системности в педагогической подготовкестудентов к работе в школе // Современные задачи общеобразовательной школы и проблем подготовки педагогических кадров: Сб. научн. тр.: АПН СССР НИИ общ. педагогики. М., 1978. — С. 24−36.
  83. И.И. Обучение студентов деятельности учения // Формирование учебной деятельности студентов. М., 1989. — С. 35−68
  84. Инновационное образование: парадигма, принципы реализации, структура научного обеспечения // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С 13−28.
  85. И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. М.- Белгород: МПГУ, 1993.-219 с.
  86. И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: Учеб. пособие. М.- Белгород: Изд-во БГУ, 1999.-244 с.
  87. М.С. Системный подход и гуманитарное значение: Избр. ст. — JL: Изд-во ЛГУ, 1991.-383 с.
  88. М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
  89. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  90. М.С. К вопросу о понимании культуры. // Философские науки-1989. № 5 -С. 36−41.
  91. М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.-328с.
  92. Какой быть новой педагогике? / Сост. А. Я. Найн, А. Г. Гостев. -Челябинск: ЮУКН, 1993. 273 с.
  93. Я.А. Великая дидактика // Хрестоматия по истории педагогики. М., 1935. — Т. 1.
  94. А.П. Культурология. М.: Владос, 2003. — 753 с.
  95. С.Ф. Техника обратной связи. Мастер общения. СПб.: Питер, 2002. 192 с.(Сер. «Сам себе психолог»).
  96. Н.Ф. Психологический анализ эмоционального компонента педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1989. — 135 с.
  97. Н.В. Пути преодоления и предупреждения педагогической запущенности школьников в условиях всеобщего среднего образования. Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1982. — 198 с.
  98. JI.E. История культуры стран Европы и Америки 1870−1917. — М.: Высшая школа, 1987. 304 с.
  99. Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: Дис. канд. психол. наук. JL, 1987. — 177 с.
  100. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л.:Изд-во ЛГУ, 1973. — 152с.
  101. Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд- во Моск. ун- та, 1984. — С. 93−102.
  102. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игр, дискуссий: Анализ зарубежного опыта.- Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995. 176 с.
  103. Е.А. Психология профессионального самоопределения -Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 1996 512 с.
  104. Т.Е. Диагностика воспитанности школьников: Метод, рек. для студентов педагогических вузов, учителей школ. — Магнитогорск: МГПИ, 1996.-42 с.
  105. Т.Е. Педагогическая диагностика: Учеб.пособие. -Магнитогорск: Лаборатория проблем непрерывного образования, 2000. 126с.
  106. Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001. — 228 с.
  107. Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессиональной творческой самообразовательной деятельности. Дис. канд. пед. наук. —1. Челябинск, 1995.- 185 с.
  108. А.Г. Личность и её направленность. М.: Просвещение, 1966 — 288с.
  109. В.И. Мотивы поведения и деятельности. / Отв. ред. А.А. Бодалев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1988. — 102 с.
  110. Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1993. — 437 с.
  111. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  112. И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб.: СПбГУПМ, 1999. — 242 с.
  113. Я.Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977. 215 с.
  114. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 157 с.
  115. Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.: Новая школа, 1993.-140 с.
  116. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980.- 125 с.
  117. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  118. Ю.А. Методика экспресс-диагностики педагогической направленности учителя (МЭДПНАУ) //Психологическая наука и образование. 1997. № 2. — С. 75−80.
  119. .Б. Психологическая поддержка студентов и преподавателей вуза как реализация гуманистических целей высшего образования // Высш. Школа России-91 / Под ред. В. Д. Шадрикова. М., 1993. С. 56−66.
  120. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994. — 165 с.
  121. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1997. — 218 с.
  122. Ю.С., Третьякова В. П. Грамматика общения. JL, 1990. -123с.
  123. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  124. Крэйг Г. Психология развития. СПб.: Издательство «Питер» 2000. -992с.
  125. Е.А. Теоретические основы проектирование и применения личностно-развивающих педагогических средств: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Волгоград: 2000. — 41 с.
  126. Т.В. Система проблемного обучения // Проблемное и программированное обучение / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина. -М.: Советская Россия, 1973. С. 10−29.
  127. Ф.А. Культура делового общения. М.: Юнити, 2003. — 187с.
  128. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. 144 с.
  129. Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л.: Изд-во ЛГУ. 1980. — 172 с.
  130. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−57.
  131. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под научной ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998. — 462 с.
  132. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.:Просвещение, 1985.-127 с.
  133. З.Н. Формирование и развитие профессиональной устойчивости учителя. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1993. — 30 с.
  134. Н.В., Решетько B.C. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества. (Опыт, критерии измерения, прогнозирование): ВЗч., ч.2.-Минск, «Адукация i выхаживание», 1996. — 96 с.
  135. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
  136. И.С. Игровое моделирование: Методология и практика: Сб. ст.- Новосибирск: Наука, 1987. 228 с.
  137. Д.В. Дидактическое конструирование индивидуально-ориентированной технологии обучения студентов педагогическим дисциплинам (в условиях университета). Автореф. дис.канд. пед. наук — Курган, 2000. 22 с.
  138. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  139. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1989. — 47 с.
  140. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  141. Р.А. Понятийно-терминологическое исследование проблемы социализации молодежи // Ученые записки Оренбургского государственного педагогического университета. Т.1: Педагогика / Под ред. В. Г. Рындак и др. -Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. С. 206 — 223.
  142. Р.А. Состояние проблемы развития культуры студентов вуза / Вестник института культуры детства. Челябинск: ЧГАКИ, 2004. — С. 54 — 76.
  143. Р.А. Цель воспитания в контексте модернизации высшего педагогического образования / Сб. материалов Всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования» Шадринск: ШГПИ, 2004. — С. 353 — 373.
  144. .Т. Основные категории педагогики. // Педагогика. № 1, 1999.-С. 10−19.
  145. Лучшие психологические тесты /Отв. ред. А. Ф. Кудряшов — Петрозаводск, 1992. 318 с.
  146. Майоров А. И, Сахарчук А. Б., Сотов А. Б. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. — СПб, 1992.
  147. И.А. Деловое общение: Учеб. пособие. — М.:
  148. Академический Проект, 2003. 224 с.
  149. С.П. Основы культурологиия / УРАО. 2-е изд., доп. — М.: Изд-во РОУ, 1996.-272 с.
  150. Г. И. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 208 с.
  151. А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  152. Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М., 1994. — 155 с.
  153. А. Самоактуализация: Пер. с англ. // Психология личности: Тексты. М., 1982. — 234 с.
  154. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
  155. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. — М.: Педагогика, 1978. 253 с.
  156. В.М. Предмет теории культуры // Проблемы теории культуры. -М., 1977.-67 с.
  157. А.В. Политические стереотипы студенчества // Социологические исследования. 1992. — № 8. — С. 4−8.
  158. В.А. Рефлексия и ее роль в преодолении профессиональных затруднений педагога. Автореф.дис.канд.пед. наук.-Екатеринбург, 1996—21с.
  159. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -215 с.
  160. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Мысль, 1991.-С. 91−105.
  161. О.Н. Воспитательное влияние личности учителя на педагогически запущенных школьников: Дис.канд. пед. наук. М, 1985. — 185 с.
  162. Моделирование педагогических ситуаций: Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Подред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. — 120 с.
  163. В.М., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов. //Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 134−140.
  164. А.В. Коммуникативная культура личности / Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. науч. тр. / АПН СССР.-М., 1989.-38 с.
  165. К. Психология ответственности./ Под ред. В. Е. Семенова. -Л., Наука, 1983.-240 с.
  166. В.М. Педагогическая техника и мастерство учителя. // Отв. ред. Сластенин В. А. Кишинев: «Штиинца», 1991. — 198 с.
  167. В.К. Англо-русский словарь. -М.: Рус. яз., 1992. 842 с.
  168. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии, 1957. № 5. С. 192−194.
  169. А .Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1999. -328 с.
  170. А .Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
  171. Н.Н. Деятельностный подход как основа системного построения модели специалиста // Содержание подготовки специалистов с высшим и средним образ. / Под ред. Н. Н. Нечаева. М.: Изд-во НИИ ВШ, 1988. С. 7−20.
  172. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 304 с.
  173. Е.Ю. Теория и практика подготовки будущего учителя к управлению дифференциацией образования: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 285 с.
  174. П.Н. Теоретические основы опережающего профессионального образования. Автореф. дис. д-ра пед. наук.1. Екатеринбург, 1997. 46 с.
  175. Общая психодиагностика // Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: МГУ, 1987.-208 с.
  176. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / Российская АН- Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АЗЪ, 1994. — 928 с.
  177. Основы вузовской педагогики // Под ред Н. В. Кузьминой. Л., 1972. -311с.
  178. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
  179. В.И. Основы композиции танца: экспериментальный учебник для ст-ов вузов, колледжей и училищ культуры и искусства. — Челябинск: ЧГАКИ, 2001.- 120 с.
  180. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  181. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., Российское педагогическое агенство, 1995. — 638 с.
  182. Педагогический словарь: В 2-х т. /Отв. ред. И. А. Каиров. М.: Изд-во АПН, 1960. — Т. 1, — 1960.-774 с.
  183. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б.М. Бим-Бад -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 528 с.
  184. B.C. Профессиональное воспитание учащихся. Курс лекций. / Науч. ред. И. П. Кузьмин. СПб: Изд-во ВИПКИПР, 1994. — 87 с.
  185. В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.1. Ростов н/Д, 1996. 512 с.
  186. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. — М., 2000. 249 с.
  187. П.И., Фридман JI.M., Гарунов М. Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы М., 1999. — 354с.
  188. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255 с.
  189. О.Н. Подготовка будущих учителей к применению содержания спец. предметов в педагогической практике. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Волгоград, 1991. — 19 с.
  190. O.JI. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): Автореф. дис. д-ра пед. наук. Хабаровск, 1999. — 184 с.
  191. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. / Под ред. И. Я. Лернера. М., 1972. — 239 с.
  192. К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2000. 184 с.
  193. Профессиональная культура и тенденции развития общества // Материалы межвузовской научно-практической конференции. /Гл. ред. Проф. Литвиненко Л. Л. Интернет, 2003.
  194. А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-педагогических тренингов. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 140 с.
  195. Психокоррекция: Теория и практика / Под ред. Ю. С. Шевченко. М.: НПЦ «Коррекция». — 1995. — 222 с.
  196. Психологические основы педагогической практики студентов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. /Под ред. проф. А. С. Чернышева. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 144 с.
  197. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина и др.- под общей ред. Ю. Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 640с.
  198. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.ГЛрошевского. М., 1990. — 494 с.
  199. Психологический словарь / Редкол.: В. В. Давыдов и др. М.: Педагогика, 1983.-447 с.
  200. Р.С. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 24 с.
  201. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-179 с.
  202. Реформа образования в России и государственная политика в сфере образования // Вестник образования. М.: 1992. — № 10. — С. 2−32.
  203. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Изд-во «Феникс». Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
  204. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. — М., 1989. -328 с.
  205. И.И. Экспериментальные умения учителя // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя: Межвуз. сб. науч. тр. Горький, 1989. — С. 49−53.
  206. .В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. — 22 с.
  207. ИВ. Формирование эмоциональной культуры будущего учителя. Дисс. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2003. — 198 с.
  208. Н.В. Игры в школе и дома. М.: Владос, 1997. — 226 с.
  209. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. — М.: Народное образование, 1998. 255 с.
  210. П.В. К вопросу о структуре педагогической культуры. / Наука. Издание Костанайского инженерно — экономического университета, — № 1 -2004. — С. 52−57.
  211. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Социально психологический центр, 1996. — 350 с.
  212. Н.Г. Развитие гуманитарной культуры будущего учителя как основа его профессионализма: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1996.- 18 с.
  213. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пос. для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК.-М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
  214. Современный философский словарь / Под ред. д.ф.н., проф. В. Е. Кемерова, М., 1996. — 608 с.
  215. Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая.-М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 34 с.
  216. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пос. для студентов, преподавателей, аспирантов. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-368 с.
  217. Социология / Под ред. Ю. Г. Волкова. М.: Гардарики, 2002. — 512с.
  218. Т.Г. Эмоциональность как профессионально важное качествоучителя: Дис. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1997. — 160 с.
  219. В. Образование как феномен культуры. Alma-Mater. — 1996. -№ 1.- С. 21−28.
  220. Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 228 с.
  221. П.И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами. М.: Издательский центр «Академия», 2003. -368 с.
  222. Х.Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров. // Педагогика № 1, 1998. С. 66−72.
  223. В.К. Творчество в системе образования. М.: Изд. «Прометей», 1995.-221с.
  224. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.- 1987. — 590 с.
  225. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  226. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис, Х. Варнеке, И. И. Ильясов и др.- Под ред.В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. -239 с.
  227. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  228. А.В. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности. Дисс. к.п.н.- Челябинск, 1996.-200 с.
  229. А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 186 с.
  230. Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителя вусловиях инновационных школ: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1995. — 168 с.
  231. В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М., 1982.
  232. И.А. Проблема саморазвития и культура личности // Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: Монография / Под ред. проф. И. Ф. Исаева. Белгород: Изд-во БГУ, 1999.-С. 21−29.
  233. Н.Н. Человеческая субъективность и культура // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1997. — 287 с.
  234. ТТТитттов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. — М. Педагогическое общество России, 1999. 320 с.
  235. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении М., 1999 — 294с.
  236. В.А. Проблемы методологии научного познания. — М.: Высшая школа, 1978.-269 с.
  237. Г. П. Избранные труды. М.: Школа Культурной Политики, 1995. — 800с.
  238. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., Просвещение, 1979. — 160 с.
  239. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-176 с.
  240. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М.: «Добросвет», «Книжный дом «Университет», 1998 596 с.
  241. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1994. — 154 с.
Заполнить форму текущей работой