Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тенденции развития эффективного государства как актора современных международных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сохранение геополитической роли России как мирового культурно-цивилизационного и военно-силового «медиатора» выступает одним из главных средств предотвращения сползания мира к геополитическому хаосу. В этом состоит глобальная геостратегическая миссия России, что также подтверждает ее статус мировой державы. В настоящее время такая миссия является потенциальной, поскольку реальные глобализационные… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава I. Переход к эффективному управлению как реакция на глобальные процы
    • 1. Контуры глобального порядка и мо гдава в нем
    • 2. Геополитичая роль Рии в екте модернизацииЗ
    • 3. Проблемы эффективности и легитимности глобального регулирования как проекция эффективного гдава во внешний мир
  • Глава II. Проблемы интегрированного управления новыми рисками в кризисных условиях
    • 1. Политичие причины зарождения и развития р-менеджмента
    • 2. Америкаая и риаяецифика управления рами в овиях криз: политичое измерение
    • 3. Антикризисные возможности электронного правительства в условиях формирования глобального информационного общва
  • Глава III. Мобилизация внутренних рв как факторвершевования внешнеполитичой деятельни Риой Федерации
    • 1. Проблемы интегритета в аспекте формирования эффективного государства. с
    • 2. Федерализм как внешнеполитичий рРиой Федерации
    • 3. Культура как индикатор эффективного государства и условие оптимизации международныхязей Рии

Тенденции развития эффективного государства как актора современных международных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Глобализация стала одной из наиболее влиятельных тенденций мирового развития, определяющих ход современной истории. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, ни одно действие, ни один процесс в обществеэкономический, политический, юридический, социальный и т. д. — нельзя рассматривать вне глобального контекста. Выступая 14 сентября 2009 г. на международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность», Д. А. Медведев подчеркнул, что «мы все чаще видим, как проблемы, возникающие на территории одного или нескольких государств, приобретают глобальный характер, причем происходит это моментально, а некомпетентность или просто иногда нежелание решать собственные проблемы наносят ущерб не только своей стране, но и огромному количеству других стран. Неэффективность государственных институтов порождает международные конфликты"1.

Российская Федерация испытывает мощное воздействие на свою внешнюю и внутреннюю политику глобальных процессов. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН Россия несет особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Эту же ответственность она несет по своему ядерному статусу. Россия входит также в «Группу восьми» и «Группу двадцати» экономически развитых государств, является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы и ОБСЕ. Особое место занимают организации, созданные в постсоветское время в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Россия поддерживает дипломатические отношения почти со 180 странами мира.

1 www.kremlin.ru.

На международной арене Россия, столкнувшись с серьезными вызовами и проблемами, смогла на многие из них достойно ответить, сохранить, а где-то укрепить свои позиции. Формируется структура многополярного мира. Эту концепцию признали и поддержали многие влиятельные страны — Китай, Индия, государства Латинской Америки. Франция, Германия, Великобритания и другие европейские союзники США.

Существенный сдвиг, закрепившийся в основе внешней политики Российской Федерации, заключается в ее четкой нацеленности на отстаивание национальных интересов. Российской внешней политике свойственны такие черты, как сбалансированность, преемственность, многовекторность и ответственность. Геополитические интересы всегда определяются историческими обстоятельствами. Поэтому российскую внешнюю политику отличает забота не только о современном позитивном международном имидже государства, но и ответственность за то, чтобы не было фальсификации истории страны, ее самых трагических страниц, связанных с событиями Второй мировой войны.

Также важно учитывать, что в глобализируемом мире у России не может не быть глобальных интересов. А глобальные интересы — это всегда интересы планетарного масштаба, которые появляются тогда, когда государство выдвигает проект мирового масштаба. Особенностью всех таких проектов является то, что они демонстрируют эффективность государства. Выдвигая проект общемирового масштаба, государство провозглашает, что оно располагает адекватными идеальными и материальными ресурсами для его реализации и способно эти ресурсы мобилизовать. В результате такой политики создается привлекательная для многих других стран модель развития. В XX веке Советский Союз, занимая одну шестую часть суши, геополитически был вынужден играть глобальную роль в мировой политике. Российская Федерация, потерявшая в сравнении с ним почти половину населения, значительную.

часть территории и не менее двух третей ВВП, не может претендовать на такой же глобальный охват геополитических интересов. Однако это не означает, что Россия не в состоянии предложить миру собственный глобальный проект. Этот проект должен учитывать то кардинальное изменение баланса сил, которое произошло после холодной войны. А это предполагает и коренную трансформацию всей геополитической структуры современного мира. Поэтому естественно ожидать переосмысления традиционно понимаемой категории «гегемония» в международных отношениях. А вслед за этим и переформатирования миропорядка.

Сейчас наблюдается углубленность в теоретические дискуссии о характере моделей постимпериализма и неоимпериализма, которые вряд ли применимы к современной России. Эти дискуссии не учитывают изменений, произошедших в Российской Федерации. Они не отражают, по большому счету, и те глубочайшие трансформации, которые претерпело мироустройство в целом. А эти изменения определяют необходимость обеспечения управляемости в новых, глобальных, масштабах1. Но только эффективное государство в состоянии предложить реальный проект обеспечения управляемости в таких масштабах. В этой связи представляется актуальным проанализировать тенденции развития государства как актора международных отношений и в данном ракурсе рассмотреть возможности повышения эффективности внешней политики России.

Степень научной разработанности проблемы. При изучении вопросов внешнеполитической деятельности современного государства нельзя было обойти вниманием труды, во-первых, раскрывающие особенности формируемого миропорядка, специфику глобальных.

1 См.: Рыхтик М. И. В чем актуальность проблематики внешней политики? / Внешняя политика: вопросы теории и практики. Материалы научного семинара / Науч. ред. П. А. Цыганков. М., 2009. С. 21. процессов, а, во-вторых, сущность и роль государства, как ведущего участника международных отношений. И по первой, и по второй группе вопросов имеется обширная отечественная и зарубежная научная литература. Специфика системы международных отношений, различных векторов мировой политики в условиях глобализации раскрывается в работах Е. П. Бажанова, У. Бека, М. М. Лебедевой, А. И. Уткина, П. А. Цыганкова, А. Этциони и других авторов 1. Тема государства как участника международных отношений также раскрывается в трудах таких исследователей, как А. С. Блинов, А. Д. Богатуров, Дж. Най, Б. Рассет, X. Стар, А. Уолферс, М. А. Чешков, Дж. Фрэнкел. Обзор зарубежных исследований эффективности внешней политики государства представлен в статье А.В. Журавлева3.

Истоки разработки внешнеполитической деятельности такого государства, которое можно считать эффективным государством, уходят в весьма далекие времена. В связи с широтой историографической базы проблемы следует отметить работы, где эта проблема имеет либо теоретическое значение, либо рассматривается в ключе новейших.

1 См.: Бажанов Е. П. Актуальные проблемы международных отношений. Т.1−3. М., 2002; Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма — ответы на глобализацию. М, 2001; Лебедева М. М. Мировая политика. М., 2003; Лебедева М. М. и др. Современные глобальные проблемы мировой политики. М., 2009; Современная мировая политика. Прикладной анализ / Отв. ред. А. Д. Богатуров. М., 2009; Современные международные отношения / Под ред. А. В. Торкунова. М., 2000; Уткин А. И. Мировой порядок XXI века. М, 2001; Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2003; Этциони А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М, 2004.

2 См.: Блинов А. С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М., 2003; Богатуров А. Д. Государство и бизнес в конгломеративном обществе // Международные процессы. 2008. Т.6 № 1, январь-апрельНай Дж.С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. М.- Новосибирск, 2006; Чешков М. А. Государственность как атрибут цивилизации: кризис, угасание или возрождение? // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1- Frankel J. International Relations in the Changing World. OxfordN.Y., 1979; Rassett В., Starr H. World Politics. Menu for Choice. San Francisco, 1981; Wolfers A. Discord and Collaboration. Baltimore, 1962.

3 См.: Журавлев А. В. Параметры эффективности внешней политики в зарубежной библиографии //Международные процессы. 2006. Т.4. № 3. международных политических реалий. Для понимания сущности эффективного государства необходимо решить ряд вопросов, найти ответы на которые помогают размышления о том, при каких условиях политическая власть легитимна, а при каких — нетчто лежит в основании законности политического порядкав чем заключается различие между законом и правомчто такое политическая справедливость и др. Для ответа на них требуется обращение к выдающимся представителям общественной мысли прошлого и настоящего. Такой диалог с И. Бентамом, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ж.-Ж.Руссо, Д. Юмом, И. Кантом, Дж. Миллем К. Марксом, В. Парето, Дж. Ролзом, Ч. Тэйлором, М. Уолцером представлен в книге И. Шапиро «Моральные основания политики"1.

Также целесообразно включить в историографический обзор книгу «Великое заблуждение» Р. Нормана Энджелла, английского публициста, лауреата Нобелевской премии мира 1933 г. Эта книга, написанная еще в 1911 г., заложила основы теории, получившей по имени автора название «норман-энджелизм"2. Согласно этой теории, военная и политическая власть не приносят нации никакой коммерческой выгоды, экономически невозможно одной нации покорить или уничтожить богатство другой или одной нации нажиться за счет подчинения другой. Другими словами, в условиях экономической взаимозависимости война, обогащая агрессора, угрожает как победителям, так и побежденным. В условиях глобализации и роста взаимозависимости понимание такого результата военных действий становится основой для формирования императива принятия внешнеполитических решений.

1 См.: Шапиро И. Моральные основания политики (The Moral Foundations of Politics). M., 2009.

2 См.: Норман Энджелл P. Великое заблуждение. Очерк о мнимых выгодах военной мощи наций (The Great Illusion: A Study of the Relation of Military Power to National Advantage). M., 2009.

Активизация процессов глобализации, появление новых «нетрадиционных акторов» породили утверждения об утрате государствами ведущей роли в современном мироустройстве. Однако государства демонстрируют высокую способность адаптироваться к новым вызовам, оставаясь объектами требований и со стороны населения, и со стороны международных структур. В третьем выпуске, подготовленной ИНИОН РАН «Политической науки» представлены работы западных и российских ученых, в которых выявляются основные тенденции трансформации государства на современном этапе и их роли в современном мире1.

Книга известного политического деятеля Е. М. Примакова содержит Л объективный анализ места и роли России в современном мире. В частности, анализируются острые проблемы, разделяющие Россию и США, показано, как видится из Москвы американская внешнеполитическая стратегия, кто действительно является ее инициаторами. Е. М. Примаков показывает, что Россия далека от того, чтобы утверждать свое значение в мировых делах через конфронтацию с кем бы то ни было. Но лишь политической близорукостью можно объяснить готовность некоторых политиков на Западе списать Россию из числа великих держав, недооценивать ее потенциал, динамику, перспективы развития. Примаков считает, что внутренний курс, которым пошла Россия в XXI веке, при всех своих сложностях и отдельных просчетах способствует ее высокому месту в мировой экономике и международных отношениях. Подробно рассматриваются проблемы мироустройства после окончания холодной войны, возможности нового идеологического раздела мира, дается критический анализ практики экспорта демократии. Особое внимание уделено вопросам, связанным с.

1 См.: Политическая наука. Государства в политическом пространстве современности. Вып. 3. Серия: Политология. Антология. М., 2007.

2 См.: Примаков Е. М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. М., 2009. распространением международного терроризма, а также конфликтам — в Ираке, Косово, «пятидневной войне» в Южной Осетии.

Необходимо отметить новые исследования известного российского специалиста по внешней политике России С. В. Кортунова1. В книге «Становление национальной идентичности. Какая Россия нужна миру» исследуются проблемы кризиса национальной идентичности в условиях глобализации. Автор уделяет внимание процессам, размывающим национальную идентичность большинства государств мира, включая Россию, показывает взаимосвязь идентичности и модернизации при необходимости сохранения национального культурного ядра как важнейшего условия ее конкурентоспособности. На основе анализа исторического опыта России, ее цивилизационных особенностей, в том числе специфики национального самосознания, С. В. Кортунов рассматривает значение религиозного (православного) фактора в становлении российской государственности. Его же монография «Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности» дает представление не только о наиболее важных проблемах внешней политики России, разворачивающихся в условиях противоречивых процессов глобализации, о состоянии и перспективах современной мировой политики и международных отношений. В этой работе С. В. Кортунов обстоятельно останавливается на особенностях становления нового мирового порядка и месте России в нем, что позволяет автору предложить оптимальную стратегию внешней политики Российской Федерации.

Издание «Россия в современной системе обеспечения глобальной стабильности. Политика и восприятие» посвящено анализу роли России.

1 См.: Кортунов С. В. Становление национальной идентичности. Какая Россия нужна миру. М., 2009; Кортунов С. В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М., 2009. в обеспечении системы глобальной стабильности 1. Авторы рассматривают политико-психологические составляющие современной международной стабильности, процесс восприятия российской внешней политики общественным мнением США, стран Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Южной Азии. Такой подход позволяет проанализировать процесс конструирования «образа России» в общественном сознании других государств и выявить соответствие этого «образа» ее месту и роли в современной системе международных отношений. Особенно интересен подход к вопросам самовосприятия России в системе международных отношений.

Образ России представлен и в книге Э. Я. Баталова, В. Ю. Журавлевой, К. В. Хозинской «» Рычащий медведь" на «диком Востоке». Образы современной России в работах американских авторов. 1992;2007 гг.", где представлен комплексный анализ образов постсоветской России, формировавшихся в США в отмеченный период и получивших распространение далеко за пределами Соединенных Штатов2.

Не менее интересен анализ внешнеполитической роли государства с точки зрения той структуры, которую принято относить к прообразу мирового правительства. Такими известными политиками, как К. Ватанабэ, Р. Лайн, С. Тэлбот был подготовлен второй доклад для Трехсторонней комиссии3. В нем подводится итог развития России после выхода первого доклада в 1995 г., когда, по мнению авторов, страна пребывала в состоянии «политического и экономического хаоса» и «невысокой степени уважения во внешнем мире». В докладе рассматриваются ключевые события в прошлом и изменения облика.

1 См.: Россия в современной системе обеспечения глобальной стабильности. Политика и восприятие. М., 2008.

2 См.: Баталов Э. Я, Журавлева В. Ю., Хозинская К. В. «Рычащий медведь» на «диком Востоке». Образы современной России в работах американских авторов. 1992;2007 гг. М., 2009.

3 См.: Ватанабэ К., Лайн Р., Тэлбот С. Взаимодействие с Россией. Следующая фаза. (Engaging with Russia. The Next Phase). M., 2007.

России, которые подводят авторов к выводу об отсутствии в стране баланса между порядком и демократией.

В современных условиях оценка риска является теоретической базой для принятия решений в политике и экономике. Глобальные изменения в политике, социальной сфере, экономике, свидетелями, которых мы являемся, повышает вероятность непредвиденных событий, то есть увеличивает степень риска вообще и политического риска в частности. Анализ рисков помогает снизить уровень неопределенности, а, следовательно, способствует принятию более взвешенных решений. Поэтому особый интерес представила работа А. В. Соколова «Политический риск от теории к практике», в которой раскрывается операционализация прикладных моделей анализа и прогнозирования политических рисков применительно к специфике политической ситуации в России1. И хотя использование предложенной модели не устраняет риск, но позволяет снизить его остроту и предотвращает многие негативные последствия, с которыми сталкивается современное государство, активно вовлеченное в мировую политику.

К сожалению, проблематика эффективного государства почти не находит отражения в научных статьях. Имеется лишь небольшое количество работ, в которых рассматривается его роль в глобальном контексте2. Практически не получила отражения данная тема и в диссертационных исследованиях.

В то же время данные вопросы не обойдены вниманием исследователей и практиков. Например, проблема эффективного государства является одной из ведущих тем научно-исследовательской деятельности Российской академии государственной службы при.

1 См.: Соколов А. В. Политический риск от теории к практике. М., 2009.

2 См.: Федоров Е. Эффективное государство в глобальном мире // Стратегия России. 2008. № 2, февральЭнтин M.JI. Эффективное государство [Электронный ресурс] / [2007]. http://www.recep.ru/ru/group-eurf-docs.php7subaction.

Президенте Российской Федерации1. В апреле 2006 г. Администрацией Президента РФ и РАГС в рамках Года России в Китае была проведена Международная научно-практическая конференция «Эффективное государство и его роль в развитии российско-китайского сотрудничества».

Сохранение за государством ведущей роли в международных отношениях, что проявилось в период мирового экономического кризиса, необходимость проведения последовательной и прагматичной внешней политики России, отвечающей национальным интересам страны и тесно связанной с проблемами внутренней модернизации, делают актуальным изучение проблемы эффективности государства как важнейшего внешнеполитического фактора.

Объект исследования — международные отношения, развивающиеся в условиях современных глобальных трансформаций, ведущими участниками которых остаются государства.

Предмет диссертации — политические механизмы и средства осуществления международных связей Российской Федерации, формируемые в результате политики повышения эффективности государства.

Рабочая гипотеза диссертации заключается в том, что на современном этапе мирового развития, когда фактически завершен переход от биполярного мира к комплексному миру, но окончательно не оформленному как многополярный, ускоряется процесс деформации структуры межгосударственных отношений. И для придания долговременной динамики международным отношениям необходимо, чтобы государства, как суверенные акторы, отвечали новым требованиям, выраженным в формуле «эффективного государства». Это.

1 Егоров В. К. Эффективное государство: проблемы, дискуссии и решения. Актовая лекция Президента-ректора 11 ноября 2002 г. в РАГС при Президенте РФ // www.garant.ru/. ./common/sudref/vstuplenie2/ относится ко всем странам, но в первую очередь тем, которые, как и Российская Федерация, прошли стадию активных политических, социальных и экономических трансформаций и находятся на начальном этапе инновационных преобразований.

Целью диссертации стало выявление взаимосвязи и взаимозависимости между формированием эффективного государства и повышением внешнеполитической активности Российской Федерации.

Данная цель предполагает необходимость решения следующих научных задач:

• доказать двойственный характер влияния глобализации на выработку и реализацию стратегии эффективного государства;

• выявить особенности современной геополитической роли Российской Федерации;

• обозначить специфику таких факторов формирования миропорядка начала XXI века, как эффективность и легитимность глобального регулирования, и показать его влияние на внешнюю политику государств;

• раскрыть возможности национальных и международных политических механизмов управления новыми рисками в кризисных условиях;

• дать оценку антикризисным инструментам, имеющимся у электронного правительства в связи с вхождением в глобальное информационное общество;

• проанализировать причины усиления внимания к проблеме территориальной целостности государства как имманентной характеристики эффективного государства;

• обосновать значение федерализма в комплексе внешнеполитических ресурсов Российской Федерации;

• доказать закономерность расширения сферы внешнеполитического партнерства России за счет развития межпарламентских связей- • показать возрастающую роль культуры и международного культурного сотрудничества, отражающих национально-культурную идентичность и выступающих в качестве индикаторов эффективного государства.

Теоретическая база исследования была сформирована на основе работ отечественных и зарубежных исследователей, в которых анализируется вопрос о роли государств и негосударственных участников международных отношений в определении содержания и характера современных международных отношений.

Методологическую основу исследования составили системный и структурно-функциональный подходы. Основные аспекты проблемы эффективного государства рассмотрены с позиций междисциплинарного подхода. Также применяется статистический метод обработки информации. Репрезентативность и достоверность результатов исследования обеспечиваются использованием общенаучных и специальных методов, в том числе анализа, синтеза, моделирования, сравнительного анализа, экстраполяции, контент-анализа и других.

Эмпирическая основа диссертации представлена несколькими группами источников. В первую группу включены не только международные договоры, документы международных организаций, но и доклады этих институтов. Так, еще в конце 90-х годов в докладе Всемирного банка «Государство в меняющемся мире» указывалось, что «эффективное государство жизненно необходимо для предоставления товаров и услуг, а также для создания правил и институтов, позволяющих рынкам процветать, а людям вести более здоровую и счастливую жизнь. Без этого невозможно устойчивое развитие, как в экономической, так и в социальной сфере"1. В настоящее время в публикациях Всемирного.

1 Государство в меняющемся мире. Доклад Всемирного банка. М., 1997. С. 6. банка проблемы эффективного управления тесно связываются с идеями инклюзивного развития1. Так, «Доклад о росте» появился в результате двух лет исследований и дискуссий, проводившихся под руководством опытных политических деятелей, бизнесменов и ученых — нобелевских лауреатов, которые выслушали мнения разных лидеров о множестве проблем — от макроэкономической политики до урбанизации.

Ко второй группе источников относятся документы внешней политики Российской Федерации, прежде всего, Концепции внешней политики (2000, 2008) и Стратегия национальной безопасности до 2020 г. (2009).

В третью группу источников вошли материалы печатных и электронных СМИ, а также статистическая информация, свидетельствующая о глубине проникновения современного экономического кризиса в жизнь разных стран.

Хронологические рамки исследования — охватывают период развития международных отношений, начавшийся после холодной войны, однако, основное внимание сосредоточено на последних нескольких годах, когда обозначились признаки нового мирового финансово-экономического кризиса и выявилась необходимость поиска новых политических механизмов по преодолению его последствий, что на национальном уровне требует повышения эффективности управления. И только опираясь на эффективные управленческие рычаги, государство в состоянии отставать свои национальные интересы на международной арене в сложных условиях расширения пространства рисков и вызовов.

Результаты, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в том, что в диссертации последовательно осуществлен комплексный подход к рассмотрению проблем эффективного государства.

1 См.: Доклад о росте. Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития / Пер. с англ. Публикации Всемирного банка. М., 2009. в глобализируемом мире, позволяющий выявить взаимосвязь широкого круга политических, социально-экономических и духовных проблем российского общества с вопросами мирового развития в целом в условиях сохранения прежних и появления новых рисков и вызовов безопасности, в частности. При этом:

• в диссертации дан сравнительный анализ позиций участников научной дискуссии по вопросу о влиянии глобальных процессов на разработку стратегий эффективного управления;

• автором проанализирована эффективность основных политических средств модернизации мирового сообщества и государства в условиях глобализации;

• диссертантом выявлены особенности геополитической роли Российской Федерации в начале XXI столетия и доказывается необходимость разработки проекта общества для повышения этой роли;

• проведен анализ эффективности и легитимности управления на различных уровнях — от национального до глобального — и доказано, что на настоящем этапе мирового общественного развития возникает потребность дополнения принципов эффективности и легитимности принципом инклюзивности 1, означающим непосредственную включенность человека в управленческий процесс;

• на основании развернутого анализа политических причин совершенствования риск-менеджмента автором представлено сравнение различных моделей интегрированного управления рисками в условиях современного мирового экономического кризиса;

• с учетом вхождения человечества в стадию глобального информационного общества выявлены антикризисные возможности.

1 от англ. inclusive — включающий, содержащий, без дискриминации. электронного правительства и показаны сложности формирования такого правительства в России;

• раскрыта закономерность усиления внимания к проблемам территориальной целостности и национального самоопределения как важнейших условий мобилизации внутренних ресурсов, в частности, вытекающих из природы федеративного государства, для совершенствования внешнеполитической деятельности Российской Федерации;

• обозначены причины актуальности поиска и утверждения геополитической и национально-культурной идентичности в условиях глобальных трансформаций.

Положения, выносимые автором на защиту:

1. Сохраняющаяся фрагментация мироустройства по-разному проявляется в каждой сфере общественной жизни. В частности, аморфность глобального социума обнаруживается в его неспособности проявлять единую политическую волю, что подтверждает сохранение разрыва в динамике развития глобального политического и социального пространств. В рамках отдельного государства степень такой фрагментации оказывается несравнимо ниже, чем в глобальном или региональном масштабах. И именно в этом заключается ресурс развития эффективного государства, сохранения его ключевой роли в международных отношениях, несмотря на появление значительного числа новых негосударственных акторов.

2. Глобальные трансформации приводят к наполнению новым содержанием термина «великие державы», который ранее означал принадлежность к наиболее мощным государствам, обладающим большим, чем другие страны военно-политическим и экономическим потенциалом, т. е. источниками, возможностями, средствами, запасами, которые могут быть использованы для решения какой-либо принципиальной геополитической задачи. В современных условиях к таковым должны быть отнесены государства, оказывающие ключевое влияние на систему международных и международно-правовых отношений в определенной, значимой в конкретный момент для мирового сообщества, области, что может служить основанием для построения многополюсного, мультилатерального мира.

3. Для реализации стратегии эффективного государства во внешнеполитической сфере не меньше, чем во внутриполитической области, требуется разработка и реализация проекта общества, который в отличие от национальной идеи обладает характеристикой определенности, открывающей путь к консолидации общества, политической и социальной стабильности. Актуальность такого проекта особенно очевидна в период глобального кризиса, протекание которого способствует формированию в различных слоях населения ощущений неопределенности мирового развития, осложняет работу институтов гражданского общества и затрудняет их связи с государством.

4. Усиление взаимосвязи и взаимопроникновения характеристик, присущих глобальным политическому и экономическому пространствам, приводит к изменению представлений о сущности политических рисков, которые нельзя более связывать только с войнами, революциями, восстаниями, сменой власти и другими политическими событиями, имеющими, как правило, катастрофический характер и требующими длительного времени для стабилизации внутриполитической ситуации и налаживания международного сотрудничества. В современных условиях политическим рискам свойственна трансграничность причин возникновения как в национально-территориальном, так и в проблемном плане, что проявилось в результате обвального влияния кризиса в США на мировые экономические и политические реалии, но что также позволило выйти на новый уровень международного взаимодействия по вопросам антикризисного управления.

5. В начале третьего тысячелетия, как и в период формирования национальных государств, когда происходило наполнение конкретным содержанием понятия «суверенитет», важен принцип территориальной целостности государства. Однако территориальный фактор приобретает не свойственную ему ранее динамику, дающую возможность отражать логику развития отдельной территории как в рамках границ суверенного государства, так и в пределах интегрирующегося пространства, а также в глобальном пространстве. Это отвечает диалектическому единству принципов барьерности и контактности границ государственной территории, а также отражает такой императив эффективного управления, который основан на общности интегритетов личности и государства.

6. В многообразии трактовок геокультуры в ракурсе внешней политики эффективного государства необходимо выделить компонент, связанный с политикой, касающейся сохранения национального культурного пространства, защитой культурных норм и ценностей, свойственных любому государству и являющихся индикаторами определенной культурно-цивилизационной идентичности. Можно отметить глубокую связь между политикой и практикой включения институтов гражданского общества в дело сохранения такого наследия, выраженного не только в виде памятников культуры, но и национальных ландшафтов, и наиболее распространенным названием организационных форм этого движения — траст, — отражающим принцип доверия — истории, обществу, государству. Это позволяет включить принцип доверия в число отличительных принципов построения и функционирования эффективного государства.

Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении теоретических подходов к анализу проблем структуры современных международных отношений, в выявлении факта сохранения ключевой роли государства в этой структуре при условии его эффективности во внутриполитической сфере и в международной области, что служит гарантией нахождения оптимальных путей выхода из кризисов, имеющих глобальный характер.

Практическая значимость исследования вытекает из его актуальности. Материалы диссертации могут найти применение в деятельности федеральных, региональных и местных органов власти в осуществлении ими внешней политики, международных и внешнеэкономических связей, деятельности по обеспечению национальной безопасности России, преодолению последствий кризиса. Положения и выводы исследования могут быть использованы в учебном процессе в ходе подготовки и переподготовки специалистов по международным отношениям.

Апробация диссертации имеет разноплановый характер. Так, автор получил возможность выразить идеи, заложенные в исследовании во время работы членом Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания РФ, кроме того, обсуждение положений диссертации происходило в период обучения в аспирантуре на кафедре национальных и федеративных отношений РАГС. Также основные положения получили отражение в публикациях автора и его выступлениях на научных мероприятиях.

Структура исследования отвечает цели и задачам диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (девяти параграфов) заключения и списка использованных источников литературы.

Заключение

.

В процессе осмысления особенностей и тенденций развития международной жизни и мировой политики необходимо стремится к учету совокупности обстоятельств, определяющих тот или иной поворот событий, те или иные решения, принимаемые как национальном уровне, так и в форматах глобального управления. В условиях глобализации, с ее преимуществами и одновременно рисками, усиливающейся межгосударственной интеграции, активного взаимодействия негосударственных участников международных отношений все большее число факторов стабильного развития приобретает международный характер. Среди них — международная торговля, промышленное производство и кооперация, защита окружающей среды, социально-бытовые условия жизни населения, трудовые отношения, здравоохранение, образование, культура и другие вопросы.

Забота об их поддержании может быть отнесена к компетенции международных организаций, государств, а может — и к компетенции регионов, что свидетельствует о расширении состава участников международных отношений. Регионы включаются в международную экономическую кооперацию, объединяются в межрегиональные ассоциации, опираясь на принцип субсидиарности, поддерживают разнообразие собственных интересов, среди которых не только экономические, но и зачастую — этнокультурные, выходящие за масштабы одного государства.

Таким образом, международная деятельность представляет систему взаимосвязанных многоуровневых процессов, в которых участвуют государственные и политические институты, коммерческие предприятия и некоммерческие организации и объединения, общественные и политические деятели, социальные группы, преследующие собственные цели и реализующие различные формы деятельности для их достижения.

При этом международная деятельность подвержена влиянию исключительно разнородных факторов, от последствий глобализации до субъективных характеристик отдельных политических лидеров. Также политические, экономические или социальные группы разных стран могут иметь различные приоритеты и цели при осуществлении международной деятельности, а их общие интересы в одних областях могут и существенно отличающиеся от интересов в других сферах.

Несмотря на очевидную активность, отражающую новую роль и реальную силу многих негосударственных акторов, государство остается ведущим субъектом международных отношений. Но для того, чтобы отстаивать свои геополитические интересы государство должно заботься об эффективности предпринимаемых усилий не только во внешней сфере, но и во внутренней политике. Термин «эффективное государство» в последнее время стал весьма распространенным, хотя наполнение его содержания далеко не закончено.

Эффективным государство может с полным правом называться только тогда, когда оно само строго и последовательно придерживается установленных им самим правилкогда оно может обеспечить, чтобы и регионы, местные власти, бизнес-сообщества, корпорации, политические и другие общественные объединения, группы интересов и частные лица неукоснительно следовали этим правилам. Важно, что в условиях глобализации все перечисленные структуры и объединения становятся участниками международных отношений. Для того чтобы быть эффективным во внешнеполитической сфере, в полном объеме справляться с возложенными на него обязанностями по регулированию экономики и управлению обществом и его обслуживанию, государство должно быть эффективным и в плане внутренней организации и функционирования. Для этого нужно, чтобы оно было рационально устроено, справлялось с регулятивными функциями, обладало высоко профессиональным корпусом государственных служащих. Суверенитет государства в международных делах требует, чтобы участие негосударственных акторов в международном сотрудничестве носило взаимосвязанный и непротиворечивый характер. Отсюда необходимо, чтобы государство четко определяло высшие приоритеты, принципы и ценности, которым подчиняется и внутренняя политика, и внешнеполитическая деятельность.

Такие приоритеты, принципы и ценности лежат в основе формируемого государством проекта общества. Имея проект общества, государство может эффективно заботиться о своих гражданах, где бы они ни находились. На создание такого проекта должны настроиться не только властные структуры, представители экспертного сообщества, но и само население. Только тогда проект может стать притягательным и одновременно реалистичным.

Проект общества учитывает требования уникальности и инноваций, которые вытекают также из особенностей глобального пространства, его разнообразия, предполагающего наличие множества идентичностей. Это, как и самобытность культур оказывается функционально необходимым компонентом не только современных обществ, но и проекта общества, который формулируется с учетом глобальных реалий.

Сохранение геополитической роли России как мирового культурно-цивилизационного и военно-силового «медиатора» выступает одним из главных средств предотвращения сползания мира к геополитическому хаосу. В этом состоит глобальная геостратегическая миссия России, что также подтверждает ее статус мировой державы. В настоящее время такая миссия является потенциальной, поскольку реальные глобализационные экономические, финансовые и информационные потоки сегодня по-прежнему идут в обход России. Создать свою экономическую зону свободной торговли на постсоветском пространстве Россия до сих пор не смогла. Российская Федерация не является и не собирается становиться членом Евросоюза, который производит почти четверть мирового ВВП. Она не является равноправным членом АТЭС, который с учетом США производит половину мирового ВВП. А доля России в мировом ВВП не многим превышает 2,5%х. Между тем именно через эти региональные объединения идут основные процессы глобализации и консолидации мирового рынка.

В то же время позиционирование России как великой державы с глобальными интересами выступает важным элементом в системе самоидентификации российских граждан. В национальном самосознании одной из основополагающих национальных ценностей остается идеал «величия России». Остается высоким уровень ожиданий, связанных с сильным государством, имеющим глобальное влияние во внешней среде, и частично недоверие по отношению к властным структурам объясняется нереализованностью подобных ожиданий именно из-за слабости внешней политики. Любое унижение России, особенно от ближайших союзников, означает попытку поставить под сомнение ее высокий геополитический статус.

В этом можно видеть одну из причин того, проблема глобальных трансформаций и их влияния на повседневную жизнь российских граждан остается на периферии российского массового сознания, для которого актуальнее решить вопросы, расположенные на шкале «прошлое — настоящее», чем на шкале «настоящее — настоящее». Естественно, это вызвано сохраняющейся необходимостью освобождения от представлений советской эпохи, постижением особенностей возможностей демократического и правового государства, обязанностей его гражданина. Но такой вектор интереса имеет и международный контекст, связанный с попытками фальсификации истории России, ее роли в решении важнейших мировых проблем.

1 Кортунов С. В. Внешнеполитические интересы России: глобальное измерение // http://www.wpec.ru/text/200 804 140 821.htm. прошлого. Но чем активнее страна будет вовлекаться в глобальные процессы, тем большее число граждан окажется перед необходимостью концентрации интересов на проблемах собственной геополитической и геокультурной идентификации, тем быстрее сформируется потребность в участии в структурах гражданского общества, которые ставят такие же задачи, и тем выше будут требования к государству.

Выделяя тенденции развития эффективного государства как актора международных отношений, следует отметить закономерное усиление воздействия глобальных процессов на формирование стратегии такого государства. Основными признаками эффективного государства помимо легитимности органов власти, его конструктивной социально-экономической политики и политики безопасности, оказываются:

• наличие проекта общества как основы взаимодействия государства и гражданского общества на длительную перспективу;

• высокие возможности реализации инклюзивного управления, а также интегрированного управления новыми рисками, связанными с глобальной взаимозависимостью;

• необходимая для оперативного реагирования на эти риски информационно-коммуникационная среда;

• широкое использование преимуществ федералистского устройства не только во взаимодействии центра и регионов, но и в активизации международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации;

• утверждение цивилизационной и геополитической идентичности и с ее учетом формирование устойчивого позитивного международного имиджа страны, который отражает доверие граждан внешней политике государства.

Лишь в качестве эффективного государства Российская Федерация может быть неотъемлемой частью единого международного сообщества и достойным партнером в ряду мировых держав. Будучи таким государством, Россия обретет новые возможности принимать активное участие в разработке эффективных способов реагирования на угрозы глобальной и региональной безопасности, возникшие в начале XXI века и исходящие как от негосударственных и транснациональных структур, так и от некоторых национальных государств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Документыа) Международные документы
  2. Государство в меняющемся мире. Доклад Всемирного банка. М.: Весь мир, 1997.
  3. Договор о коллективной безопасности (Ташкент, 15 мая 1992 г.) // Российская газета. 1992. 23 мая.
  4. Доклад о росте. Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития / Пер. с англ. публикации Всемирного банка. М.: Весь мир, 2009.
  5. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хельсинки, 30 июля-августа 1975 г. М., 1975.
  6. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. / http://www.un.org/russian/documen/convents/lawsea.pdf.
  7. Меморандум о сотрудничестве по охране внешних государственных границ (Ашгабат, 24 декабря 1993 г.) (прекратил действие) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1993 г. № 5.
  8. Соглашение о сотрудничестве государств участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах (Бишкек, 9 октября 1992 г.) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 10.
  9. Стратегическая концепция НАТО (одобрена 23−24 апреля 1999 г.) // Независимое военное обозрение. 1999. № 16.
  10. Окинавская Хартия глобального информационного общества // www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html.
  11. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // www.un.org.б) Документы Российской Федерации
  12. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  13. Концепция внешней политики Российской Федерации //www.mid.ru.
  14. Концепция внешней политики Российской Федерации / Международная жизнь. 2000. № 9−10.
  15. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // www.kremlin.ru/text/docs/2009/05/216 229.shtm.
  16. ФЦП: Программа «Электронная Россия» (2002−2010 годы) // fcp.vpk.ru/. ./Fcp/ViewFcp/View/2006/134.
  17. Монографии, сборники статей, учебные издания
  18. Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000.
  19. Р.Г. Федералогия: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004. http://www.piter.com/attachment.php?barcode=978 594 723 576&at=exc&n=0.
  20. С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  21. С.Н. Территориальные режимы и территориальные споры. М., 2001.
  22. Е.П. Приоритеты России в меняющемся мире. М., ДА МИД России. 2000.
  23. Е.П. Современный мир. М.: Известия. 2004.
  24. Е.П. Эволюция российской внешней политики (1991 — 1999 гг.). М.: ДА МИД России. 1999.
  25. Баталов Э. Я, Журавлева В. Ю., Хозинская К. В. «Рычащий медведь» на «диком Востоке». Образы современной России в работах американских авторов. 1992−2007 гг. М.: РОССПЭН, 2009.
  26. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001.
  27. Бжезинский 36. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.
  28. А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося миропорядка. М.: МАКС Пресс, 2003.
  29. А., Косолапов Н., Хрусталев М. Очерки теории и методологии политического анализа. М.: Международные отношения, 2002.
  30. К., Лайн Р., Тэлбот С. Взаимодействие с Россией (Следующая фаза. Engaging with Russia. The Next Phase). M.: Московская школа политических исследований, 2007.
  31. М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. М., 2007.
  32. Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в современном международном праве. Ростов-н/Д, 1981.
  33. Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. М.: РАГС, • 2007.
  34. Глобализация: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова и B.C. Буянова. М.: РАГС, 2008.
  35. Глобализация: многостороннее измерение / Под общ. ред. В. А. Михайлова и B.C. Буянова. М.: РАГС, 2004.
  36. Глобализация: Россия и ВТО / Под общ. ред. В. А. Михайлова, В. И. Кушлина, B.C. Буянова. М.: РАГС, 2005.
  37. В.В. Введение в кризисологию. Финансовая кризисология. Антикризисное управление. М., 2008.
  38. В.В. Риски инновационной и инвестиционной деятельности в условиях глобализации. Железнодорожный (МО), 2006.
  39. А.Т., Ковалев Б. Д. Даниил Бернулли, 1700−1782. М., 1981.
  40. А. Дипломатическая история Европы. В 2-х тт. Т. 1. М., 1994.
  41. П. Современность. Мир с двадцатых по девяностые годы. М.: Анубис, 1995.
  42. Дипломатия ресурсов. Сырьевые ресурсы и система международных отношений двадцатого века. М.: Навона, 2008.
  43. Доверительное управление культурным и природным наследием в России: прецеденты, аргументы, документы / Отв. ред. А. П. Кудрявцев, Ю. Л. Мазуров. М.: Центр Наследия, 2005.
  44. Д.В. Политика и территория. Основы политического регионоведения. Саранск, 2000.
  45. А.Г. Геополитика постмодерна. Времена новых империй: Очерки геополитики XXI века. СПб.: Амфора, 2007.
  46. А.Г. Основы геополитики // http://grachev62.narod.ru/dugin/chapt05.htm.
  47. В. Новая Россия в новой Евразии: проблемы комплексного обеспечения безопасности. М., 1998.
  48. М.В. Россия в системе международных отношений XIX в. М.: РОССПЭН, 1996.
  49. Л.Г. Россия и мир в новом тысячелетии: геополитические проблемы. М., 2000.
  50. И.Ф. Философия геополитики. СПб.: Петрополис, 2007.
  51. Г. Дипломатия. М.: Ладомир, 1997.
  52. .М. Государственная территория: Вопросы теории и практики международного права. М., 1974.
  53. А., Хазин М. Закат империи доллара и конец Pax Americana, М.: Издательство «Вече», 2003.
  54. С.В. Внешнеполитические интересы России: глобальное измерение // http://www.wpec.ru/text/2 008 041 4082l.htm.
  55. С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М.: Аспект-пресс, 2009.
  56. С.В. Становление национальной идентичности. Какая Россия нужна миру. М.: Высшая школа экономики (Государственный университет), 2009.
  57. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я. СПб, 1999.
  58. М.М. Мировая политика. М.: Аспект-пресс, 2003.
  59. М.М. Современные глобальные проблемы мировой политики. М.: Аспект-пресс, 2009.
  60. Ю.М. Путь к эффективному государству. План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М. б.и., 2002.
  61. B.C. Государство в условиях глобализации. Учеб. Пособие. М.: Университет, 2007.
  62. Д.А. Национальные приоритеты. Статьи и выступления. М.: Европа, 2008.
  63. Мировая политика: теории, методология, прикладной анализ. М., 2005.
  64. Мировые процессы, политические конфликты и безопасность / Редкол.: Л. И. Никовская и др. Российская ассоциация политической науки. М.: РОССПЭН, 2007.
  65. А. Влияние морской силы на историю: 1660−1783. М.- СПб., 2002.
  66. Най Дж.С. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. Новосибирск-М.: Фонд социо-прогностических исследований «Тренды», 2006.
  67. Норман Энджелл Р. Великое заблуждение. Очерк о мнимых выгодах военной мощи наций (The Great Illusion: A Study of the Relation of Military Power to National Advantage). M.: Социум, 2009.
  68. Л.П. Будет ли в России «экономическое чудо»? Мировой опыт рыночных реформ. М., 1999.
  69. В.В. Международные связи субъектов Российской Федерации: учебное пособие. Орел: Изд-во ОРАГГС, 2006.
  70. Политическая наука. Государства в политическом пространстве современности. Вып. 3. Серия: Политология. Антология. М.: ИНИОН РАН, 2007.
  71. Е.Г. Современная Россия: политические отношения и политические институты. М.: Изд-во МГИМО-Университет, 2006.
  72. Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. М.: Российская газета, 2009.
  73. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения / Л. М. Гришин, В. Н. Губченко, В. А. Дмитриев и др. М, 2001.
  74. Публичное пространство, гражданское общество и власть. Опыт развития и взаимодействия / Редкол.: А. Ю. Сунгуров (отв. ред.) Российская ассоциация политической науки. М.: РОССПЭН, 2008.
  75. Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. Новосибирск, 2000.
  76. Россия в новом веке: внешнеполитическое измерение: сб. материалов заседаний Экспертного совета Комитета Совета Федерации по международным делам, 2006 г. / Под общ. ред. А. А. Коробейникова. М.: Изд. Совета Федерации, 2007.
  77. Россия в современной системе обеспечения глобальной стабильности. Политика и восприятие. М.: ЛКИ, 2008.
  78. А.И. Информационная глобализация и Россия: вызовы и возможности. М.: Издательский дом «Парад», 2005.
  79. Современная мировая политика. Прикладной анализ / Отв. ред. А. Д. Богатуров. М.: Аспект-Пресс, 2009.
  80. Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А. В. Торкунова. М.: РОССПЭН, 2000.
  81. А.В. Политический риск от теории к практике. М.: Поколение, 2009.
  82. Е.В. Талейран. М., 1992.
  83. Ю. Сто лет криминалистики. М., 1974.
  84. A.M. Право государственной собственности на землю в Советском Союзе. М., 1958.
  85. Н.А. Международное право: основные термины и понятия. М.5 1996.
  86. А.И. Мировой порядок XXI века. М.: Алгоритм, 2001.
  87. П. А. Политическая социология международных отношений // http://www.gumer.info/bibliotekBuks/Polit/cugan/08.php.
  88. П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2003.
  89. Р. Государство как Форма жизни. М.: Энциклопедия, 2008.
  90. .Н. Курс государственной науки. Ч. 1. М., 1894.
  91. Ф.И. Основы теории государственного управления. М., 2003.
  92. И. Моральные основания политики (The Moral Foundations of Politics). M.: КДУ, 2009.
  93. П.А. Социальные изменения. Теории модернизации старые и новые // http://lib.socio.msu.ru/l/library?e.
  94. Э. Из прошлого. Между двумя войнами. 1914 1936. М., 1958.
  95. А. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М.: Ладомир, 2004.
  96. В.И. Геополитические вызовы России: современное транспортное измерение. М.: Ленард, 2007.
  97. Allen R.C. The British Industrial Revolution in Global Perspective. Cambridge, 2009.
  98. Aron R. Repubhque unpenale. Les Etats-Unis dans le monde. 19 451 972. P., 1973.
  99. Bull H. The Anarchical Society: A Study of Order in World Politics. Basingstoke: Macmillan, 1977.
  100. Dudley L. The World and the Sword: How Techniques of Information and Violence Have Shaped Our World. Oxford, 1991.
  101. Frankel J. International Relations in the Changing World. Oxford- N.Y., 1979.
  102. Knight F.H. Risk, Uncertainty and Profit. Chicago, 1921.
  103. Lacoste Y. Questions de la Geopolitique. P., 1988.
  104. Lipset S.M. Political Man: The Social Bases of Politics. N.Y., 1960.
  105. Locke. J. Two Treatises on Government. Cambridge, 1960.
  106. Naisbitt J. Global Paradox. N.Y., 1994.
  107. Rassett В., Starr H. World Politics. Menu for Choice. San Francisco, 1981.
  108. Spykmen N. Geography of Peace. N.Y., 1944.
  109. Strange S. Rival States, Rival Firms: Competition for World Market Share. London, 1991.
  110. Waters M. Globalization. London, N.Y., 1996.
  111. Watson A. The Evolution of International Society. London, 1992
  112. Wight M. Systems of States. Leicester, 1977.
  113. Wolfers A. Discord and Collaboration. Baltimore, 1962.
  114. Статьи в научных и периодических изданиях
  115. Л.И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения // Эволюционная экономика и «мэйнстрим»: Доклады и выступления участников международного симпозиума, г. Пущино, 29 мая — 1 июня 1998 г.
  116. И.В. Задумывались ли Вы когда-нибудь над вопросом «Откуда берутся деньги?» // http/ www.economics.kiev.ua.
  117. Т.А. После «холодной войны»: поиск новой парадигмы «однополюсного мира» // Диалог цивилизаций: Восток Запад. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1997.
  118. А.Г. Внешнеполитический консенсус в России // Независимая газета. 1997, 14 марта.
  119. Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / Антология. Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Прогресс, 1986.
  120. А.П. «Электронное правительство» и компетентность госслужащих // http://www.rags.ru/akadem/all/19−2002/19−2002−139.
  121. А.Д. Плюралистическая однополюсность и интересы России. Свободная мысль. 1996. № 1.
  122. А.Д. Государство и бизнес в конгломеративном обществе // Международные процессы. 2008. Т.6 № 1, январь-апрель.
  123. А.А. Информационная сущность геополитики // Космополис. 2008. № 3.
  124. М.А. «Электронное правительство» в XXI веке // http://www.pr-news.su/publicat/n67/6−78.
  125. И.В. Глобализация в мировой экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 3.
  126. Всемирный банк представил экономический отчет по РФ // БИКИ. 2008. № 139 (9385). 4 декабря.
  127. Глобальный кризис, его российское преломление и реакция федеральных властей (размышления и оценки М. Ершова, С. Глазьева, Р. Гринберга и О. Дмитриевой) // Российский экономический журнал. 2008. № 9−10.
  128. В.В. Геополитический риск как экономическая категория в условиях глобализации // Вестник университета. ГУУ. 2007. № 2(20), март.
  129. И.В. Отечественная культура и фортирование имиджа РФ // http://www.ni-journal.ru/archive/2008/n52008/84eb8f98/73dbafd2/
  130. В.Н. Координация внешнеполитической деятельности субъектов РФ // Дипломатический вестник. 2003 http://www.mid.ru/dipvest.nsf/19c2fdee616fl2e54325688e00486a45/9518f0 2dleee567fc3256e.
  131. Г. Г. Российские архетипы и современность // Вестник РОПЦ. 1996. № 2.
  132. Ю.В. Лидерства никто не отменял // www/evrazia.org.
  133. В.К. Эффективное государство: проблемы, дискуссии и решения. Актовая лекция Президент-ректора 11 ноября 2002 г. в РАГС при Президенте РФ//www.garant.ru/. ./common/sudref/vstuplenie2/
  134. А. Параметры эффективности внешней политики в зарубежной библиографии // Международные процессы. 2006. Т.4. № 3.
  135. А.А. Не однополюсность, но глобальная система управления //Космополис. М., 1997.
  136. Н. Внешняя политика: поединок эгоистов // Ведомости. 2009. 25 мая.
  137. Н. Как это будет по-русски. Интервью с президентом РСПП А. Шохиным // Итоги. 2009. № 8 (662).
  138. М. Постиндустриальный мир и процессы глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.
  139. Н.А. Легитимность в международных отношениях: эволюция и современное состояние проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 2.
  140. Кохэн P.O. Me жду народные отношения: вчера и сегодня / Политическая наука: Новые направления / Под ред. Р. Гудина и Х. Д. Клингеманна. М., 1999.
  141. B.C. Эффективное государство государство судей? Или право как средство построения эффективного государства // Закон и право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. № 12.
  142. В.М. Современные теории международных отношений // Международная жизнь. 1998. № 1.
  143. С.В. Лицом к лицу с Америкой: между неконфронтацией и конвергенцией // Профиль. 2008. № 38.
  144. В.В. Проблемы российской модернизации и искушение глобальным развитием // http/www.politstudies.ru/intercoft.
  145. В.В. Трансформация политических ценностей российских избирателей // Политическая наука. Динамика политического сознания и поведения. Сб. науч. тр. ИНИОН РАН. 2002. № 2.
  146. В.В., Пантин В. И. Геоэкономическая политика: предмет и понятия (К постановке проблемы) // Полис. 1999. № 4.
  147. X. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4.
  148. А.Д. Россия вперед! // www.kremlin.ru. 2009. 10 сентября.
  149. Т.Н. Сохранение культурного и природного наследия как главная черта культурной политики стран Европейского региона: Италия // http://tourism.mosgu.ru/ofakultete/kafedra/cultural/Nayka/mironova.htm.
  150. И.Д. Международная деятельность субъектов РФ // Казанский федералист. 2002. № 3.
  151. И.Р. Региональная идентичность и международное сотрудничество регионов // Известия вузов. Поволжский регион. 2008. № 4.
  152. В. Сибирский вагон для китайского экспресса // Российская газета. 2006. 25 апреля.
  153. Окажем помощь миллиардерам // Известия. 2009. 18 февраля
  154. Т.В. Проблема «дна» кризиса для разных стран, пределы возможного падения // http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/8/Podsvetova/
  155. А. Экономически эффективное государство: американский опыт" // Вопросы экономики. 1998. № 3.
  156. А. Кризис стал возмездием за алчность мировой элиты // Известия. 2009. 27 февраля.
  157. Премьер-министр: Сербия поддерживает территориальную целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана / ИА Тренд. 2007. 10 июня.
  158. С.М. Контуры новой российской стратегии // НГ-Сценарии. 1998. № 3.
  159. В.А. Право и международные отношения. Принцип самоопределения и территориальная целостность государств // Дипломатический вестник. 2000. № 9.
  160. М.И. В чем актуальность проблематики внешней политики? / Внешняя политика: вопросы теории и практики. Материалы научного семинара / Науч. ред. П. А. Цыганков. М., 2009.
  161. Е.В. Ипотечный кризис в США последствия чрезмерной либерализации кредитного сектора // Инвестиционный гид // http://www.investgid.ru.
  162. М.А. Международные общества хозяйствующих субъектов Внешняя политика нового века // Pro et contra. 2003. Vol. 8. № 2.
  163. Ю.А. Глобализация и культура: Глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире / Моск. лингв, ун-т. М., 1999.
  164. А.В. Региональные и сепаратистские движения в странах Северной Европы // http://www.apn.ru/publications/articlel 9821 .htm.
  165. И.П. Вопросы территории в государственном праве // Известия Академии Наук СССР. 1947. № 4.
  166. Е. Эффективное государство в глобальном мире // Стратегия России. 2008. № 2, февраль.
  167. Н. Неопределенное будущее мира // www.washproflle.org/ru/node/7873. 21.07.2008.
  168. M.JI. «Тупик &bdquo-догоняющего» развития" и «Возвращение &bdquo-Красного» проекта" // Крепость Россия: прощание с либерализмом: Сб. статей. М.: Яуза, Эксмо, 2005.
  169. К.Г. Социальные корни идейно-политической дифференциации российского общества // Полис. 1998. № 3.
  170. М.А. Государственность как атрибут цивилизации: кризис, угасание или возрождение? // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 1.
  171. А.В. Взаимодействие культур и проблема идентичности // Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27−28 мая 2004 г.). Материалы выступлений / Под общ. ред. И. И. Ивановой. Бишкек, 2004.
  172. M.JI. Эффективное государство Электронный ресурс. / [2007]. http://www.recep.ru/ru/group-eurf-docs.php7subaction.
  173. Эффективное государство в глобальном мире Аналитическийдоклад ЦСКП. Центр Социально-консервативной политики // www.vsesmi.ru/news/1 403 959.
  174. Anholt S. Editorial // Place Branding. Henry Stewart Publications/ Vol. 1,4, 2005.
  175. Keohane R. Theory of World Politics: Structural Realism and Beyond // Political Science: the State of a Discipline. Washington, 1983.
  176. Robertson R. Mapping the global condition: globalization as central concept // Theory, culture and society. London, New Delhi, 1990. Vol. 7. № 3−4.
  177. Robertson R., Knondker H. Discourses of globalization: Preliminary considerations //International sociology. London, 1999. Vol. 13. № 1.1. Диссертации
  178. M.B. Государство в современных международных отношениях (эволюция понятия «суверенитет»): Дисс. .канд. полит, наук. М., 2008.
  179. А.А. Политические и этические проблемы нового мирового порядка в современной политической науке: Дисс. .д-ра полит, наук. М., 1998.
  180. Е.Я. Конституционно-правовой механизм осуществления внешней политики Российской Федерации: Дисс.. юрид. Наук. М., 2004.1. Справочные издания
  181. Дипломатический словарь: В 3-х т. М., 1984.1. Периодические изданияа) Газеты184. Независимая газета.185. Российская газета.186. Washington Post. б) Журналы
  182. Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки.188. Власть.189. Дипломатический вестник.
  183. Дипломатический ежегодник.191. Европа.192. Коммерсантъ-Власть193. Компас. ИТАР-ТАСС.194. Космополис.195. Международные процессы.
  184. Мировая экономика и международные отношения.197. Обозреватель Observer.198. Полис.199. Политический журнал200. Профиль.
  185. Россия в глобальной политике.
  186. Центральная Азия и Кавказ.203. Foreign Affairs.204. Pro et Contra.205. World Politics.1. Интернет-ресурсы
  187. Институт развития свободы информации // http://www.svobodainfo.org/info/.
  188. Министерство иностранных дел Российской Федерации -www.mid.ru.
  189. Клуб мировой политической экономики www.wpec.ru/text.
  190. Президент Российской Федерации, официальный сайт -www.kremlin.ru.
  191. Российское информационное агентство www.rian.ru.
  192. Центр экономического развития www. u-econom.avo.ru.
  193. Электронный сайт финансовых новостей www.finam.ru.
Заполнить форму текущей работой