Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативные стратегии и тактики в современном газетном дискурсе: отклики на террористический акт

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета. Материалы диссертационного исследования использовались в практике преподавания элективных курсов «Корпоративное издание как инструмент внутреннего PR», «Стратегии и тактики рекламы и бизнес-коммуникации… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ И ТАКТИК ГАЗЕТНОГО ДИСКУРСА
    • 1. 1. Понятие речевого воздействия
    • 1. 2. Коммуникативные стратегии и тактики
    • 1. 3. Прагматика и стилистика СМИ: основы исследования
      • 1. 3. 1. Периодические издания: типология интенций
      • 1. 3. 2. Эффекты СМИ
      • 1. 3. 3. Адресат СМИ как объект воздействия
    • 1. 4. Стилистические особенности языка СМИ и фактор адресата
      • 1. 4. 1. Модель газеты как фактор, определяющий речевую организацию периодического издания
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕСКОММУНИКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В МАТЕРИАЛАХ О ТЕРРОРИЗМЕ
    • 2. 1. Коммуникативная стратегия создания психологического напряжения
    • 2. 2. Коммуникативная стратегия героизации
    • 2. 3. Стратегия дискредитации
    • 2. 4. Стратегия антидискредитации
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПРИ ОПИСАНИИ ТЕРАКТОВ
    • 3. 1. Стратегия пробуждения сочувствия к заложникам
    • 3. 2. Стратегия формирования национального духа
    • 3. 3. Стратегия нейтрализации шокового состояния
    • 3. 4. Стратегия стимулирования рассуждения
  • Выводы

Коммуникативные стратегии и тактики в современном газетном дискурсе: отклики на террористический акт (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обращение различных областей знаний к проблеме воздействия «чужого» слова на сознание человека обусловлено активным стремлением человечества сохранить свое «я». Ежедневно большинство людей, вследствие информационного голода, охотно верят всему, что им преподносят масс-медиа. Без разбору глотая информацию, человек начинает подчиняться тому, что лежит в сфере интересов воздействующей стороны. Задача психологов, лингвистов, социологов — открыть ему глаза: показать, что далеко не каждой информации стоит верить, научить читателя/слушателя/зрителя понимать сущность коммуникативных стратегий и тактик, оказывающих воздействие на его мыслительную деятельность и поведение.

Проблема воздействия на сознание и эмоции давно является предметом исследования лингвистов, философов, социологов. В XXI веке вопрос изучения факторов, оказывающих влияние на решение и выбор, приобрел особую значимость. Человек ежедневно впускает в свое сознание «чужое» слово, которое изменяет его жизненные установки, корректирует систему ценностей.

Наша работа выполнена в русле прагмалингвистики — отрасли прагматики, рассматривающей функционирование языковых знаков в речевой коммуникации во взаимосвязи с интерактивностью ее субъектов, их особенностями, интенциями, реакциями, самой ситуацией общения.

В последние годы наметилась тенденция описания коммуникативных стратегий и тактик в разных дискурсах. Это свидетельствует о том, что уже сформирована определенная теоретическая база, позволяющая перейти к созданию общей типологии стратегий и выявлению особенностей реализации той или иной стратегии [Сухих 1986, Верещагин 1992, Борисова 1996, Зарец-кая 1998, Иссерс 1999, Кузнецов, Цыкунов 2001, Попова 2002, Филинский 2002, Зигманн 2003, Миронова 2003, Олянич 2003, Руженцева 2004, Докучаева 2005, Паршина 2005, Комарова 2006]. На наш взгляд, это перспективная f область, поскольку подобные исследования позволят со временем уточнить, скорректировать и восполнить лакуны в теории коммуникации.

Актуальность настоящего исследования определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются:

— интерес исследователей к проблеме воздействующей силы единиц языка и речи;

— внимание к проблемам текстовых реализаций языковых единиц;

— возрастающая роль средств массовой информации в формировании картины мира индивида и нации;

— тенденциозность, субъективизм и манипулятивный характер передаваемой СМИ информации;

— непростая политическая ситуация в стране, при которой теракты являются частотным способом демонстрации несогласия этнических групп с политическим курсом России.

Объект исследования — стратегии и тактики влияния в газетном дискурсе при описании теракта и событий после него.

Предметом исследования является текстовое воплощение коммуникативных стратегий и тактик, их роль в формировании системы ценностей адресата, авторская специфика их текстовой реализации при описании теракта и событий после него.

Диссертационное исследование построено на материалах публикаций печатных СМИ России. Для нас представляли интерес общенациональные издания с массовыми тиражами: «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Труд». Корпус выборки составил 502 текста. Публикации отбирались методом тематической выборки (публикации о терактах: сентябрь 2001, октябрь — ноябрь 2002, сентябрь 2004).

Цель диссертационной работы — выявить, систематизировать и охарактеризовать коммуникативные стратегии и тактики влияния, используемые при трансляции сообщений о теракте.

Цель работы реализована в системе конкретных задач: Охарактеризовать концепции ряда периодических изданий.

S Выявить зависимость между концепцией газеты и выбором коммуникативных стратегий и тактик. Установить типы потребителей информации (охарактеризовать адресата сообщений).

S Систематизировать перлокутивные эффекты воздействия СМИ. Определить оптимальную теоретическую базу, терминологический инструментарий и методику исследования коммуникативных стратегий и тактик, используемых СМИ.

S Создать типологию стратегий и тактик, релевантных для публикаций о теракте. Определить основные и вспомогательные коммуникативные стратегии, используемые при описании террористических событий.

S Охарактеризовать речевые стратегии и тактики как конкретные способы создания точки зрения на событие, выявить виды трансляции авторской позиции.

Методологической базой диссертации явились исследования специфики газетного текста как текста особого рода [Белошедов 1996, Георгиев 1979, Гуревич 2003, Добросклонская 2005, Костомаров 1971, Лазарева 1993, 2004, Майданова 1997, Сметанина 2002]- общих механизмов воздействия [За-рецкая 1998, 2002, Карасик 2002, Киселева 1971, Леонтьев 1997, Мельник 2002, Михальская 1996, Стернин 2001, Тарасов 1986, Федорова 1991, Шейгал.

2000, Шейнов 2002]- проблем когнитивной лингвистики [Баранов1997, Демь-янков 1994, Красных 2003, Кубрякова 1994, 1992, 1999, Лакофф 1988, 1996, Лакофф, Джонсон 1987, Паршин 1996, Селиванова 2002, Стернин 2001, Степанов 2001, Стернин 2001, Сухих 1990, Чудинов 2001]. К методологической базе исследования относятся также работы по теории манипуляции [Борисов.

2001, Войтасек 1981, Грачев, Гриндер, Ллойд 2001, Доценко 1996, Кара.

Мурза 2000, Мануковский 2003, Мельник 2002, Михальская 2001, Филинский 2002]- труды по риторическим средствам воздействия [Блакар 1987, Борисова 1996, Водак 2000, Дейк 1989, Иссерс 2006, Караулов 1987, Клюев 1999, Кузнецов, Цыкунов 2001, Огилви 1983, Паршина 2005, Попова 2002, Почепцов 1999, Руженцева 2004, Чудинов 1996, Ширяев 1996, Шпильман 2006]- исследования взаимодействия автора и адресата (читателя) [Басовская 2005, Винокур 1989, 1993, Шерковин 1983, Шиллер 1980].

Основные методы исследования, использованные в работе — лин-гвостилистический и прагмалингвистический анализ. При обобщении, систематизации, классификации и интерпретации результатов наблюдений применялся описательный метод. Были использованы элементы контекстуального метода, а также общенаучные методы наблюдения, обобщения и сопоставления языковых фактов.

Теоретическая значимость диссертации заключается в выявлении специфических закономерностей речевого воздействия в публикациях о терактах. С учетом общей типологии адресатов периодических изданий охарактеризован адресат текстов о теракте, создана типология эффектов воздействия публицистических текстов, исследована зависимость между моделью издания и спектром стратегий и тактик, реализуемых в текстах газеты.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые охарактеризованы коммуникативные стратегии и тактики, реализуемые в публицистических тестах о теракте. Рассмотрена роль модели издания при трансляции террористических событий. Предложена типология коммуникативных стратегий, описаны способы передачи авторской точки зрения, приемы, реализуемые в рамках стратегий и оказывающие воздействие на сознание читателя в трагической ситуации. Определена роль креолизованных текстов при описании терактов.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования полученных теоретических данных и практических результатов при разработке лекционных и практических занятий по курсам «Риторика», «Теория и практика массовой коммуникации», а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ студентами, специализирующимися в сфере филологии, связей с общественностью, журналистики. На основе работы могут быть сформулированы некоторые практические рекомендации по созданию текстов в рамках антикризисного PRa.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры риторики и межкультурной коммуникации Уральского государственного педагогического университета. Материалы диссертационного исследования использовались в практике преподавания элективных курсов «Корпоративное издание как инструмент внутреннего PR», «Стратегии и тактики рекламы и бизнес-коммуникации», «Политическая лингвистика» студентам факультета русского языка и литературы и Института социального образования Уральского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации отражены в докладах на международных и региональных конференциях: на федеральной научной конференции «Лингвистика XXI века» (Екатеринбург, 2004), на межвузовской научно-практической конференции студентов и соискателей «Философия и наука» (Екатеринбург, 2005), на федеральной конференции «Власть и гражданское общество в современной России: проблемы, роль и место молодежи» (Екатеринбург, 2005), на межвузовской конференции «Риторика и лингвокультурология» (Екатеринбург, 2005), «Язык. Система. Личность» (Екатеринбург, 2006), на международной конференции «Современное открытое образовательное пространство: проблемы и перспективы» (Екатеринбург, 2007). Результаты работы были изложены в опубликованных статьях и тезисах:

1. Антонова, Ю. А. Коммуникативные тактики и речевые приемы при описании теракта (на примере событий в Беслане в сентябре 2004 г.) / Ю. А. Антонова // ИзвестияУрГПУ. Лингвистика. Выпуск 15./ Урал. гос. пед. ун-тОтв. ред. Чудинов А. П. — Екатеринбург, 2005. — С.55−60.

2. Антонова, Ю. А. Нравственные проблемы современности. Этика СМИ / Ю. А. Антонова // Философия и наука: Материалы 1V всероссийской научно-практической конференции аспирантов и соискателей «Философия и наука», 11 мая 2005 г./Ур.гос.пед.ун-тЕкатеринбург, 2005. — С. 11−14.

3. Антонова, Ю. А. Роль прецедентных феноменов при трансляции теракта СМИ / Ю. А. Антонова // Linguistica Juvenis: Сборник научных трудов молодых ученых. Выпуск 5. Дискурс и текст./ Екатеринбург, 2005. — С.3−8.

4. Антонова, Ю. А. Жанр интервью в газетном дискурсе / Ю. А. Антонова // ИзвестияУрГПУ. Лингвистика. Выпуск 18./ Урал. гос. пед. ун-тОтв. ред. Чудинов А. П. — Екатеринбург, 2006. — С.5−10.

5. Антонова, Ю. А. Воздействие креолизованного текста на сознание читателя (на примере публикаций о террористических актах) / Ю. А. Антонова // Linguistica Juvenis: Сборник научных трудов молодых ученых. Выпуск 7. Язык и культура./ Екатеринбург, 2006. — С. 10−16.

6. Антонова, Ю. А. Коммуникативная стратегия создания психологического напряжения в публицистических текстах о террористических актах / Ю. А. Антонова // Linguistica Juvenis: Лингвокультурология. Дискурс. Лин-гвометодика: Сборник научных трудов молодых ученых. Выпуск 9. Екатеринбург, 2007.-С. 9−18.

7. Антонова, Ю. А. Тактики и приемы коммуникативной стратегии создания психологического напряжения, реализуемые на уровне заголовка публицистического текста / Ю. А. Антонова // Современное открытое образовательное пространство: проблемы и перспективы: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 27−29 марта 2007 г. / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». — Екатеринбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т" — Уральское изд-во, 2007. — С. 251- 253.

8. Антонова, Ю. А. Коммуникативная стратегия героизации в публицистических текстах о террористических актах / Ю. А. Антонова // Вестник.

Поморского университета. Гуманитарные и социальные науки, № 4. Архангельск, 2007.-С. 69−73.

Положения, выносимые на защиту.

1. Понимая под целью СМИ такую форму реализации мотива сознательной деятельности адресанта, которая характеризуется предвосхищением в сознании адресата результата деятельности автора текста, считаем, что для периодических изданий, описывающих теракт и события после него, определяющей целью является воздействие.

2. Адресатом текстов о террористическом акте является охарактеризованный массовый читатель. Информационный прессинг со стороны СМИ программирует мнения.

3. Коммуникативные стратегии, используемые при описании теракта и событий после него, могут быть разделены на основные (в процессе коммуникативного взаимодействия последние являются наиболее значимыми с точки зрения иерархии мотивов и целей) и вспомогательные (способствуют эффективной организации диалогового взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата).

4. Каждая коммуникативная стратегия в тексте реализуется посредством целого спектра коммуникативных тактикнекоторые тактики могут использоваться в рамках различных коммуникативных стратегий. Конкретные ходы и приемы позволяют воплотить авторскую точку зрения.

5. Креолизованные тексты играют особую роль при реализации определенных коммуникативный стратегий и тактик — они нагнетают атмосферу ужаса, запугивают читателя.

Структура диссертации определяется ее задачами и отражает основные этапы и логику развития исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического раздела.

Выводы.

1. Проанализировав тексты о терактах и событиях после него, мы убедились, что вспомогательные стратегии способствуют эффективной организации диалогового взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата.

2. Стратегия пробуждения сочувствия по отношению к заложникам имеет цель — развитие в читателе чувства жалости, сострадания по отношению к заложникам, мотив — формирование в читателе эмпатии. Цель данной стратегии реализуется посредством нагнетания отрицательных эмоций: автор намеренно сгущает краски, создавая в сознании читателя страшную картину прошлого. Используя натуралистическую деталь, журналист рисует образы измученных заложников, при помощи креолизованных текстов иллюстрирует ситуацию. Выбирая жанр прямого репортажа, оказывается в «одной плоскости с заложником»: позволяет читателю «собственными глазами» увидеть ужас происходящего. Данная стратегия реализуется в текстах не всех периодических изданий, а только тех, которые предпочитают представлять теракт как шоу. Главный принцип данной стратегии: вынести личное горе и боль заложников и их семей на всеобщее обозрение. Данная стратегия, безусловно, способствует поднятию рейтинга издания, но балансирует на грани журналистской профессиональной этики.

3. Стратегия формирования национального духа имеет цель не просто сформировать у читателей национальный дух, но и способствовать воспитанию граждан-патриотов, готовых бороться за государственные интересы. Мотив стратегии — сплочение нации для борьбы с общим врагом — терроризмом. Стратегия формирования национального духа построена на применении аргументов «к человеку». Данную стратегию в текстах реализуют абсолютно все рассматриваемые периодические издания и добиваются своей цели — пробуждения патриотических настроений — при помощи нагнетания эмоций и формирования в сознании читателя образа врага (терроризма) и героя-спасителя (Президента РФ). Преподнося теракт как «голливудский фильм-апокалипсис», авторы внушают читателю идею «хэппи-энда», который, по их мнению, безусловно, ждет Россию, если она объединится перед лицом врага и поможет лидеру. Идиллическая картинка, создаваемая при помощи восторженного тона автора, внушает читателю чувство гордости за страну, которая сможет победить терроризм.

4. Цель коммуникативной стратегии нейтрализации шокового состояния — успокоить читателя, убедить его в том, что повтор теракта невозможен. Данная стратегия добивается вывода населения из депрессивного состояния, предотвращает массовые волнения на почве паники. Все тексты, реализующие данную стратегию, носят, скорее, «рецептурный» характер: специалисты в различных областях дают советы читателям, как противостоять депрессивному настроению, как действовать в случае теракта и т. п. Общая позитивно-оптимистическая тональность публикаций вселяет в читателя уверенность в том, что «все под контролем». Адресат начинает верить в светлое будущее. Журналист путем сравнения сложившейся террористической ситуации в разных странах убеждает читателя в том, что «у нас лучше, чем у других». Часто публикации напоминают аутотренинг, где автор постоянно повторяет, что «все будет хорошо», внушая тем самым читателю уверенность в завтрашнем дне.

5. Стратегия стимулирования рассуждения направлена на пробуждение читателя-аналитика. Мотив стратегии кроется в желании активизировать гражданскую позицию читателя, принудить его к участию в жизни страны. Публикации, реализующие данную стратегию, по композиции напоминают доказательство теоремы. Автор, ведя за собой умного читателя, представляет ему факты, демонстрирует, используя логику, их взаимосвязь, приходит к определенным выводам, а иногда оставляет это право читателю. Журналист создает образ будущего и представляет читателю несколько вариантов развития событий, порой намеренно сгущая краски или идеализируя образы некоторых политиков. В текстах, реализующий данную стратегию, большую роль играет оппозиция «свои"-"чужие», которая помогает поляризовать участников событий. Журналист не только знакомит читателя с мнениями авторитетных людей, автор сталкивает их позиции и предлагает читателю самому определить, кто же из них прав. Иногда публикация напоминает расследование дела, но «сыщиком» в них является тандем автора и читателя: используя дедуктивные и индуктивные методы, журналист «раскрывает дело». Часто данные статьи носят скандальный характер, т.к. иногда рассуждения автора становятся чересчур «вольными» (особенно это касается материалов «Комсомольской правды»). Ведя диалог с читателем, автор достигает поставленной цели — заставляет читателя осмыслить происходящее в парадигме времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Активную роль в формировании личного и общественного мнения играют средства массовой информации. Периодические издания, являясь общедоступным источником информации, формируют т.н. «вторую реальность»: человек не имеет прямого доступа к информации, поэтому его мнение о другом лице или событии складывается под воздействием того, КАК газеты преподносят информацию об объекте. Обращение к текстам, транслирующим теракт и события после него, обусловлено высоким прагмалингвистическим потенциалом данных публикаций. СМИ, зачастую нарушая общепринятые этические нормы, оказывают существенное влияние на систему ценностей адресата.

В связи с этим большое значение приобретает целевая установка периодических изданий. Понимая под целью СМИ такую форму реализации мотива сознательной деятельности адресанта, которая характеризуется предвосхищением в сознании адресата результата деятельности автора текста, мы считаем, что для периодических изданий, описывающих теракт и события после него, определяющей целью является воздействие. Основной прагматической целью СМИ является достижение перлокутивного эффекта в следующих его разновидностях: эффект «падающих капель», эффект «новизны», эффект «суггестии», эффект «Рассемона», эффект «мы и они», эффект «маятника», эффект «стереотипизации». Все типы эффектов реализуют широко понимаемую прагматическую целеустановку СМИ — в максимальной степени приблизить образ мира, сложившийся в сознании адресанта, к образу мира адресата.

Речевое воздействие реализуется посредством коммуникативных стратегий и тактик. Несмотря на то, что стратегии и тактики являются предметом лингвистических исследований уже не первое десятилетие, до сих пор они представляют открытый список, т.к. отражают все расширяющееся многообразие процессов социального взаимодействия.

Важнейшее звено в схеме коммуникативного акта — охарактеризованный массовый адресат информации (читатель периодического издания). Именно на нем лежит функция интерпретатора, декодирующего текст, — он создает собственную версию события.

Исследование показывает, что авторы публикаций сознательно или интуитивно в текстах, освещающих террористические события, реализовали несколько коммуникативных стратегий, каждая из которых воплощается посредством определенных коммуникативных тактик. Все стратегии с функциональной точки зрения могут быть разделены на основные (в процессе коммуникативного взаимодействия последние являются наиболее значимыми с точки зрения иерархии мотивов и целей) и вспомогательные (способствуют эффективной организации диалогового взаимодействия, оптимальному воздействию на адресата). Фактором, помогающим отнести ту или иную коммуникативную стратегию к определенному типу, служит количество текстов, реализующих стратегию: основные стратегии имеют значительное количественное превосходство.

Основными стратегиями являются: Стратегия создания психологического напряжения на то, чтобы запугать и посеять панику среди мирного населения, результатом воздействия является конструирование в сознании читателя образа террориста-врага, образа тяжелого прошлого, образа переживающего автора — итогом проецирования этих образов является ощущение со-участия в трагических событиях. Данная стратегия реализуется при помощи следующих коммуникативных тактик: тактики «передачи слова другому», тактики намека, тактики наклеивания ярлыков, тактики создания образа врага, тактики создания образа тяжелого прошлого, тактики надевания маски, тактики выхватывания «фактиков», тактики иллюстрирования. Большинство из перечисленных тактик строится на эмоциональной аргументации: эмоционально заряженная лексика позволяет читателю «заразиться» ужасом заложников.

S Стратегия героизации возвеличивает в глазах читателя «спасителей»: отряд специального назначения, медиков и актеров. Данная стратегия реализуется при помощи следующих коммуникативных тактик: тактики подчеркивания высоких морально-этических качеств, тактики «я/он — профессионал», тактики создания «образа защитника», тактики иллюстрирования, тактики похвалы. Риторический пафос публикаций, реализующих данную стратегию, передается читателю, в сознании которого рисуются образы настоящих Героев. Ведущая роль в реализации стратегии героизации отводится эмоциональной аргументации: материалы — это искренние слова благодарности спасенных людей, и потому они находят отклик в сердцах читателей.

S Стратегия дискредитации (как разновидность выражения антипатии) направлена на изменение мнение адресата о политиках (в том числе и Президенте) и журналистах, нивелирование их образов в сознании читателя. Данная стратегия воплощается при помощи тактик обвинения, «передачи слова» анонимному информатору, совместного рассуждения, намека, разоблачения, оскорбления, «передачи слова» авторитетному лицу, «корреспондент — лучший друг террориста», сравнения с образцом. В рамках стратегии в равной степени используются, как эмоциональные, так и логические аргументы. Большинство публикаций имеет резко обличающий характер, который иногда превращается в сарказм, дополняемый резкими выраженными в форме инвективы оценками. Данная стратегия при трансляции теракта и событий после него является одной из самый ярких стратегий: большинство публикаций имеет скандальный характер, что, безусловно, положительно сказывается на рейтинге изданий, использующих данную стратегию.

S Стратегия антидискредитации имеет целью восстановление потерянного, как правило, в результате удачной реализации «игры на понижение» имиджа политика, чиновника, спецназовца и чеченской нации (как нации, которая породила террористов). Данная стратегия реализуется посредством целого спектра тактик: «от противного», оправдания, передачи «защитного слова» авторитетному лицу, отрицания, «групповой идентичности», позиционирования Чечни как государства с «разломом», где есть «те, кто с нами», и «те, кто против нас», указания на виновников разжигания национальной розни, развенчания лживого источника. Публикации, реализующие данную стратегию, помогают возобновить доверительное отношение между агентами коммуникации. В основе публикаций, направленных на восстановление имиджа политиков, лежит логическая аргументация, а возродить доверие к чеченской нации, напротив, помогают эмоциональные доводы.

Вспомогательными стратегиями являются: Стратегия пробуждения сочувствия по отношению к заложникам помогает развить в читателе чувства жалости, сострадания по отношению к людям, оказавшимся в трагической ситуации террора. Данная стратегия воплощается при помощи тактики нагнетания отрицательных эмоций, детального портрета, тактики эффекта соучастия, иллюстрирования. Главную роль при реализации стратегии пробуждения сочувствия играют натуралистическая деталь и эмоционально-оценочные слова. Личная боль заложников становится общественным достоянием, именно поэтому мы считаем, что данная стратегия выходит за рамки этики.

S Стратегия формирования национального духа способствует воспитанию граждан-патриотов, готовых бороться за государственные интересы, демонстрирует необходимость сплочения нации для борьбы с общим врагом — терроризмом. Стратегия реализуется при помощи следующих тактик: «терактэто вызов всей стране», нагнетание эмоций, создание образа сильного лидера, который смог бы возглавить борьбу с терроризмом, а также тактики под условным названием «теракт — это голливудский фильм-апокалипсис». В целом, данная стратегия построена на применении аргументов «к человеку». Привлекательной для читателя эту стратегию делает логика ее строения: теракт рассматривается как вызов, война. Практически в каждой публикации автор подчеркивает необходимость мщения, а для этого нужен сильный лидер, который способен поднять нацию и повести ее за собой — это Президент.

В рамках данной стратегии теракт представляется как «голливудский фильм-катастрофа», обязательными составляющими которого являются «хеппи-энд» истории и апофеоз нации.

S Стратегия нейтрализации шокового состояния призвана успокоить читателя, убедить его в том, что повтор теракта невозможен, внушить, что подобная беда его не коснется. Стратегия воплощается при помощи тактики «советы специалиста», тактики «все под контролем», тактики «лучше, чем у других», тактики «все будет хорошо». Для того чтобы вывести население из депрессивного состояния, в котором оно пребывает после террористического события, СМИ применяют тактики, построенные на использовании как эмоциональных, так и рационалистических аргументов. Оптимистический настрой публикаций, который создается при помощи восторженной тональности, передается и читателю.

S Стратегия стимулирования рассуждения направлена на пробуждение «умного» читателя, стимулирование его мыслительной деятельности, заставляет постигнуть происходящее в парадигме времени. Данная стратегия реализуется в текстах при помощи тактики совместного рассуждения, создания образа будущего, поляризации, столкновения мнений, «публичного» анализа. Рисуя читателю разные варианты будущего, поляризуя мир на «своих"-"чужих», проходя вместе с пытливым читателем по пути рассуждений, автор не принуждает адресата принять его точку зрения, а оставляет право выбора позиции за читателем.

Анализ креолизованных текстов позволил сделать вывод об особой роли изобразительного ряда при реализации той или иной стратегии — креоли-зация текста способствует увеличению его суггестивного потенциала. Крео-лизованный текст в системе публикаций о терактах выполняет следующие функции: привлекает внимание адресата (аттрактивная функция), выражает чувства адресанта и воздействует на эмоции адресата (экспрессивная функция), частично воспроизводит вербальную информацию в виде наглядных, чувственно воспринимаемых образов (иллюстративная функция), выступает в качестве наглядного подтверждения переданной автором информации (аргументирующая функция).

Зависимость выбора и реализации коммуникативных стратегий от концепции периодического издания, не вызывает, на наш взгляд, сомнения. В целом выбранные для анализа периодические издания представляются максимально приближенными к уровню фоновых знаний и особенностям восприятия информации именно массовым, охарактеризованным читателем. Но можно отметить специфические черты рассматриваемых газет: материалы в «Аргументах и фактах» и «Комсомольской правде» носят эпатирующий характер, о событиях рассказывается «живым языком», а в качестве основных аргументов используются аргументы «к человеку». В свою очередь, адресат «Труда» и «Российской газеты» требует от изданий больше аргументов «к делу», объективных комментариев и аналитических материалов.

Попытаемся определить некоторые перспективы дальнейшего исследования: изучение жанрового своеобразия текстов, описывающих терактисследование особенностей расположения материалов в рамках газетной полосы, функциональной нагрузки композицииизучение коммуникативных стратегий и тактик, используемых при описании теракта, в Интернет-, теле и радио-дискурсах, их сопоставлениеисследование коммуникативных стратегий и тактик в рамках жанра обращения Президента к народуразработка дидактических основ обучения коммуникативным стратегиям и тактикам в средней и высшей школеразработка курса «Коммуникативные стратегии и тактики как инструменты антикризисного PR».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р. Создание эффекта рекламы / Р. Акта. М, 2003.
  2. , М.А. Текстовая реминисценция как единица интертекстуальности / М. А. Алексеенко // Массовая культура на рубеже XX -XXI веков: Человек и его дискурс. Сборник научных трудов. М., 2003.-С. 228−240.
  3. , Т.А. Этика : курс лекций. М.: РУДН, 2002.
  4. , Е.Е. Креолизованные тексты тексты XXI века? / Т. А. Анисимова. — Воронеж, ЦЧКИ, 1999.
  5. , Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Т. А. Анисимова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 128 с.
  6. , Р.Г. Сила и насилие слова / Р. Г. Апресян // Человек. 1997. -№ 5.-С. 15−19.
  7. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. / Аристотель. А., 1984.- Т. З: Поэтика.
  8. Арнольд, Н. PR: 13 нож в спину российской рекламы / Н. Арнольд. -М.: Наука, 1997.
  9. , Л.М. Социально-этические проблемы теории личности / Л. М. Архангельский. М.: Наука, 1974.
  10. Ю.Атаян, Э. Р. Коммуникация и раскрытие потенций языкового сознания / Э. Р. Атаян. Ереван, 1981.
  11. П.Бакиров, А. НЛП: роли, которые играют люди / А. Бакиров. СПб.: Питер, 2002.
  12. , А.Н. Введение в прикладную лингвистику: учеб. пособие. -М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  13. З.Баранов, Г. С. Роль метафоры в теории познания и репрезентации социальной реальности (философский анализ): дис.. д-ра философ, наук / .С. Баранов. Новосибирск, 1994. — 340 с.
  14. , Е.Н. Власть языка: возможности и опасности речевого воздействия / Е. Н. Басовская // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2005. Т. 17. — С. 17−25.
  15. , М.М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин. М., 1979.
  16. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М, 1990.
  17. , B.JI. Аудитория и модель периодического издания / B.JI. Белошедов // Российская журналистика от «Колокола» до «Спид-инфо». К 60-летию факультета журналистики УрГУ: Сборник / Редактор-составитель Л. М. Макушин. Екатеринбург, 1996. С. 60−62.
  18. , А.Н. Публицистический стиль / А. Н. Беззубов, Н. Г. Бойкова, В. И. Коньков.-СП, 1997.
  19. , М.Б. Прагматический «принцип приоритета» и его отражение в грамматике языка / М. Б. Бергельсон, А. Е. Кибрик // Изв. АН СССР / Сер. лит. и яз.-М., 1981.- Т.40, № 4.- С.343−352.
  20. P.M. Язык как инструмент социальной власти / P.M. Блакар // Язык и моделирование социального взаимодействия. М.: Прогресс, 1987. С.88−125.
  21. , Б.Л. Технологии рекламы и PR / Б. Л. Борисов. М, 2001.
  22. , И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге / И. Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры.- Екатеринбург: Арго, 1996. С. 21−48.
  23. , Е.В. Лингвопрагматический статус рекламы и ее коммуникативных стратегий / Е. В. Булкина. Режим доступа: www.lingva.volsu.ru/kafperevod/works
  24. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. СПб.: Пите", 2000. — 352 с.
  25. Введенская, J1.A. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / J1.A. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Катаева. Ростов-на-Дону, 2001.
  26. Введенская, Л. А Русский язык и культура речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов-на-Дону, 2000.
  27. , Е.М. Речевые тактики «призыва к откровенности» / Е. М. Верещагин // Вопросы языкознания/ 1992. — № 6. — С. 77−84.
  28. , С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи / С. И. Виноградов. М, 1996.
  29. , Т.Г. К характеристике говорящего. Интенция и реакция / Т. Г. Винокур.-М, 1989.
  30. , Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Т. Г. Винокур. М, 1993. — 170 с. 31 .Водак, Р. Язык. Дискурс. Политика / Р. Водак. Волгоград: Перемена, 1997.
  31. , Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасек. -М., 1981.
  32. , А.А. Филология и риторика массовой информации/ А. А. Волков // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследовании / Изд-во Московского университета, 2003. С.50−66.
  33. , М.Н. Язык СМИ основное средство воздействия на массовое сознание / М. Н. Володина // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования / Изд-во Московского университета, 2003. — С. 9−32.
  34. , Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М, 1992.
  35. , М. В. Критический дискурс анализ в современной зарубежной лингвистике / М. В. Гаврилова. — СПб, 2002.
  36. Гак, В. Г. Языковые преобразования / ВГ. Гак. М., 1998. — С. 646.
  37. , И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. М, 1981. — 139 с.
  38. , Д. Режиссура газеты / Д.Георгиев. М.: Мысль, 1979. — 216 с.
  39. , Ж. Что такое психология? / Ж. Годфруа. М, 1992.
  40. , О .Я. Речевая коммуникация / О .Я. Гойхман. М., 2001.
  41. , Б.Н. Основы культуры речи / Б. Н. Гойхман. МД980. — 335 с.
  42. , JI.B. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста: автореферат дис.. канд. филол. Наук / Л. В. Головина.-М., 1986.
  43. , В.Н. Проблемная статья в газете / В. Н. Голубев // Газетные жанры. Свердловск, 1976.
  44. , Е.В. Газета в аспекте речевого воздействия на личность: дис.. канд. филол. Наук / Е. В. Горина. Екатеринбург, 2004. — 247с.
  45. , М. Недопустимые потери. Люди не намерены оправдывать террористов / М. Горшков // «Российская газета». 2006. — 26 мая — С. 9.
  46. , Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.16. М.: Прогресс, 1985.
  47. Грачев, Г. Манипулирование личностью: Организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г. Грачев, И.Мельник. Самара, 2002.
  48. , Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество: монография. -Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1996, 214 с.
  49. , Л.П., Реклама: испытание человеколюбием / Л. П. Гримак, Г. С. Кордобовский // Человек. 1999. — № 6. — С. 98−107.
  50. , М. НЛП в педагогике /М. Гриндер, Л. Ллойд М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  51. , Л. И. Россия в зеркале немецкой прессы: путь к взаимопониманию народов? / Л. И. Гришаева // XXI век: мир без войны и насилия?!: материалы международной конференции /Под ред. Н. П. Тимофеевой. Воронеж, 2002. — С. 99−124.
  52. , О.А. Актуализация концепта Америка в современном русском языке (на материале публицистических текстов). Дис.. канд. филол. Наук / О. А. Гришина. Кемерово, 2004.
  53. , Д.Б. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний / Д. Б. Гудков, И. В. Захаренко, В. В. Красных, Д. В. Багаева // Вестник МГУ, Сер.9. Филология 1997, № 4.
  54. , Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков.-М., 1999. С.-83.
  55. , С.М. Газета вчера, сегодня, завтра. // http://evartist.narod.ru/textl 0/03 .htm
  56. И. В., Жаркой Г. В., Каменева О. М., Краснова Т. И., Лазарева Э. А., Майданова Л. М., Сметанина С. И., Тертычный А. А., Тюлькина Л. В., Хамзина Г. К. Аргументация в публицистическом тексте (жанро-во-стилистический аспект), Екатеринбург, 1992.
  57. , В.А. Вербальные средства создания автоимиджа в политическом дискурсе (на материале русской и английской биографической прозы): дис. канд. филол. Наук / В. А. Даулетова. Краснодар, 2004.
  58. , Т.А. Ван. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. ван Дейк. М., 1989.-312 с.
  59. , В.В. Непрямая коммуникация и ее жанры / В. В. Дементьев. Саратов, 2000.
  60. , В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: Учебное пособие / Отв. ред. М. Н. Володина. М.: Изд-во Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2003. — С.116−133.
  61. А., Дрюниани. Креативные стратегии в рекламе. СП, 2001.
  62. , О.В. Авторская метафора в сфере политики. 1999// http://arctogaia.krasu.ru
  63. , О.Л. Ярлык в парламентской речи // Культура парламентской речи. М., 1994. С.-92.
  64. , Т.Г. Теория и методы медиа-лингвистики. М., 2001. С.-27.
  65. , Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи). М., 2005. — 288 с.
  66. , М.Р. Речевые стратегии и тактики в политическом мониторинге. Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т- Екатеринбург, 2005. Т. 16. С. — 249.
  67. , Е.Л. Психология манипуляции. М., 1996. — 334.
  68. , А.В. Властные элиты: социологический анализ. 2002// http://:elis.pstu.ac.ru/dukast.html
  69. , Н.В. Шокирующая медийная информация как часть информационного поля. // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 25—26 мая 2004 г.
  70. , Е.Г. Власть и массовая коммуникация. М, 1993.
  71. , Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. -М., 1998.-480 с.
  72. , Е.Н. Деловое общение. М., 2002.
  73. , А. СМИ способствуют увеличению числа людей, психологически пострадавших от терактов // http://www.tatmedia.ru
  74. , Е.А., Китайгородская М. В., Розанова Н. Н. Языковая игра// Русская разговорная речь. М., 1983. С. — 197.79.3олотова, Г. А., Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Филолог, ф-т МГУ, 1998.
  75. , И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М, 1996.
  76. , С.Н. Интервью в журналистском творчестве. СПб., 2003.
  77. , О.С. Паша «Мерседес», или речевая стратегия дискредитации // Вестник Омского университета. — 1997, Вып. 2. — С. 51−54.
  78. , О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 4-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2006. 288 с.
  79. , О.С. Коммуникативный успех как прогнозируемая категория" // Культурно-речевая ситуация в современной России, Екатеринбург, 2000 С. — 293−294. .
  80. , О.С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу // httpV/www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1996-i 1/а071 /article.html
  81. , М.С. Философская теория ценности. Спб., 1996. С. — 54.
  82. , И. Жанры журналистики // www.mediasprut.ru
  83. , Е.Ю. О семиотике СМК (на основе концепции У. Эко) // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. Издательство Московского университета, 2004. С. 84−96.
  84. , O.JI. Текст и коммуникация. М, 1990.
  85. , О. JI. Лингвистика на пороге XXI века // Лингвистические маргиналии. М., 1996.
  86. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.
  87. , В.И. Социальный статус человека в лингвистическом аспекте // «Я», «субъект», «индивид» в парадигмах современного языкознания: Сб. научно-аналитических статей. М., 1992. — С. 42−85.
  88. , В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сб. науч. тр. — Волгоград: Перемена, 2000. С. 5−19.
  89. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. — 264 с.
  90. , М.Ж. О средствах речевой адресации в современных газетных текстах // http://www.rusnauka.com/TIP/All/Filologv/19.html
  91. , А.В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама. Ростов-на-Дону, 2000.
  92. , Л.А. Язык как средство воздействия. Л.: ЛГПИ, 1971. -С. 39−57.
  93. , Н.И. Адресант и адресат: диссонанс вместо гармонии // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. № 1. 2004. С. 79−81.
  94. , Н.И. Образ врага (о военной риторике в мирное время) // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. 2-е изд., испр. -М.: Флинта: Наука, 2007. С. 144−162.
  95. , Е.В. Риторика.- М., 1999.
  96. , И.М. Лингво-прагматический аспект анализа языка СМИ // http://evartist.narod.ru/textl2/08.htm
  97. , Р.Х., Нельсон Р. П. Как издавать новости? М, 1983.
  98. , Л.И. Отражение позиции государственной власти в современных СМИ и их влияние на формирование мировосприятия личности (на материале СМИ США и России) // Власть и речь в СМИ: Научные доклады Саратов: Изд-во Сара тун-та, 2005. С. 74- 80.
  99. , С.Г. Основы журналистики. М., 2001.
  100. , В.К. СМИ и дерационализация общественного сознания.// www.auditorium.ru
  101. , В. Г. Основы PR. СП, 2003.
  102. , В.Г. Русский язык на газетной полосе: некоторые особенности языка современной газетной публицистики. М., 1971.
  103. , В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М.: Гардарики, 2005. — 287 с.
  104. , В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: ИТДК «Гнозис», 2002. С. — 177.
  105. , Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения// М-во высш. и сред. спец. образовния РСФСР. Л.: изд-во ЛГУ, 1990. — 206 с.
  106. , Л. П. Эвфемизмы в современной русской речи/русистика. Берлин, 1994, № 1−2, С. 28−49.
  107. , Е.С., Цурикова Л. В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. Учебное пособие. Издательство Московского университета, 2004. С. 126−159.
  108. М., Цыкунов И.: Как позволить другим делать по-вашему: речевые и поведенческие стратегии журналиста.- М, 2001.
  109. , Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург-Омск, 1999.
  110. , А. Буржуазная массовая культура. — М., 1985. — С. 36.
  111. Культура русской речи / Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. -М. 1998.
  112. , Н.А. Агитационный дискурс: в поисках жанров влияния // Культурно-речевая ситуация в современной России, Екатеринбург, 2000. УрГУ. С. 216−233.
  113. , В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988. С.-93.
  114. , Э.А. Заголовок в газете: Учеб. пособие для студентов-журналистов.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2004. 96 с.
  115. , Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. — 168 с.
  116. , Е.М. Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики, приемы // Культура русской речи. М., 2003.
  117. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990.
  118. , Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
  119. , У.Р., Рассел Дж. Т. Реклама: развитие, основы и функции. -СП., 2004.
  120. , А.А. Психолингвистика. М., 1997. — 278 с.
  121. , Ю.М. Асимметрия и диалог// Избр. Статьи: в 3-х т. Т. 1. -Талин, 1992. С.-307−308.
  122. , Л.М. Модели газетного номера с точки зрения речевой агрессии // Речевая агрессия и гуманизация общения в СМИ. -Екатеринбург: УрГУ, 1997. С. 13−19.
  123. , Д. Социальная психология. СПб., 1999. — 68 с.
  124. , В.Д. Журналистская картина мира: проблема адекватности отражения действительности // СМИ в современном мире. Тез. науч. практ. конф. СПб.: ф-т журналистики СПбГУ, 1997. С. 1819.
  125. , М.В. Манипулятивная коммуникация дискурса современных СМИ. // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т- Екатеринбург, 2003. Т. 11. С. -129.
  126. , Л.А. Речевое воздействие газетных заголовков (на материалах крымской прессы). http://www.ccssu.crimea.ua/internet/Education/culture/03/part2/mankova.ht ml
  127. , Л.В. Словарь по социологии. М, 2002.
  128. , В.А. Введение в лингвокультурологию. М.: Наследие, «1997. С. 171
  129. , В.А. Лингвокультурология: Учеб. пособие. М.: Аса-demia, 2001. С. — 208.
  130. , Т.В., Борисов И. Н. Основы стилистики, культуры речи и риторики. Екатеринбург, 1995.
  131. , Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.
  132. , Е.В. Рекламная коммуникация.- М., 2004. 280 с.
  133. , Г. С., Тепляшина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2004. С. — 125−126.
  134. , П.О. Стратегия редукционизма в современном политическом дискурсе: когнитивно-прагматический аспект: автореф. дис. кан. филол. наук. Екатеринбург, 2003. — 24 с.
  135. , А.К. Язык российских СМИ как манипулирующая система //Язык средств массовой информации. 2001. С. 24.
  136. , А.К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.
  137. , А.К. Русский Сократ: лекции по сравнительно-исторической риторике. М.: Изд. центр «Academia», 1996.
  138. , И.Л. Пределы информационной свободы в российском киберпространстве как смягчить столкновение интересов государства, гражданского общества, независимой науки? http://morozov.vlz.ru/vstp.htm
  139. , Л. Журы-Муры. Медиакиллеры и медиамородеры. http://leo-mosk.narod.ru/works/05 02 02 conf. htm
  140. , М. Средства речевого воздействия в языке СМИ // Русский Журнал/Политика, 27.03.03. http://www.russ.ru/politics/20 030 127-apelsin.html
  141. , Е.А. О критериях выделения прецедентных феноменов в политических текстах. Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества, Т. 13. С. 166.
  142. , А.А. О ситуации постмодерна в дискурсивном пространстве СМИ: к проблеме экологии массовой коммуникации. М., 2005.
  143. , Р.С. Психология: Общие основы психологии. М.: Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. — 688 с.
  144. , Д. Тайны рекламного двора. Советы старого рекламиста. М.: Финстатинформ, 1994.
  145. , С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н. Ю. Шведовой. -20 изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. 750 с.
  146. , С. Стратегия в PR.- СП, 2003.
  147. , А.В. Презентационные коммуникативные стратегии в политическом дискурсе //Современная политическая лингвистика: Материалы международной научной конференции. Екатеринбург, октябрь 2003 г. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. С. 126.
  148. , И. СМИ являются катализаторами терактов // http://www.c-asia.org
  149. , А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности, — СП, 1999.
  150. , О.Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России // Власть и речь в СМИ: Научные доклады Саратов: Изд-во Сара тун-та, 2005. С 24−37.
  151. , Ю.Ю. Политические коммуникации: Учеб. Пособие для студентов вузов- под ред. А. И. Соловьева. М.: -.: Аспект пресс, 2004.-332 с.
  152. , Е.А. Некоторые особенности направления этногерме-невтики // Этногерменевтика: фрагменты языковой картины мира. -Кемерово, 1999. Вып.З. — С. 70−75.
  153. , О.В., Виноградов С. И. Средства массовой информации и культура речи // Культура русской речи. М., 2001.
  154. , О. В. Семантическое пространство видеовербального текста. Автореф. дисс.. канд. филол. наук.- М., 1997.
  155. Политические коммуникации: Учеб. пособие для студентов вузов / Петрунин Ю. Ю. и др.- под ред. А. И. Соловьева. М.: Аспект Пресс, 2004.-332 с.
  156. , Е.С. Структура манипулятивного воздействия в рекламном тексте // Известия Уральского государственного университета. -Екатеринбург, 2002. № 24. — С. 276−288.
  157. , Т.И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002. — (Филологические исследования). — 220 с.
  158. , В.Г. Коммуникативные стратегии XX века.- М., 1999.
  159. , В.Г. Теория коммуникаций.- М., 2001. 349 с.
  160. , В.Г. Коммуникативные технологии XX века.- СП, 2002.
  161. , В.Г. Связи с общественностью.- М, 2004.
  162. , Е.И. Информация и этика.//Вестник Моск. Ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2004.№ 1. С. 5 23.
  163. , Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998.
  164. , В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995.
  165. Расторгуева, Г. В. Художественный текст как объект когнитологии
  166. Когнитивная семантика: Материалы II Междунар. шк.-семинара по когнитивной лингвистике, 11−14 сентября. 2000: В. 2 ч. 4.1. Тамбов: Изд-во Тамб. Ун-та, 2000. — 243 с. — с. 184−186.
  167. , JI. Модели СМИ. http://media.utrnn.ru/ Н→> braryviewbook. php?chapternum=20&bid=70
  168. Риторика. Автор-составитель Кузнецов И.Н.- М, 2000.
  169. , Ю.В. Теория риторики.- М., 1999.
  170. Роль языка в средствах массовой коммуникации.- МД986. 256 с.
  171. , А.А. Системный анализ регулятивных средств диалогического общения.- М, 1990.
  172. , В.П. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
  173. , Н.Б. «Страсти по выхухоли», или дискредитирующие тактики в современном газетно-журнальном политическом дискурсе // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т-- Екатеринбург, 2003. Т. 11. С. 156.
  174. , Н.Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе/ Монография, — Екатеринбург, 2004. -294.
  175. Русский язык сегодня (под ред. Крысина Л.П.).- М, 2000.
  176. Рязанова-Кларк, Л. Элементы таблоидного стиля в языке российской посткоммунистической прессы (на материале криминальной хроники) // Russistik. 1999. №½.
  177. Самое главное в PR / У. Аги, Г. Кэмерон, Ф. Олт, Д. Уилкокс. -СП.: 2004.-558 с.
  178. , М.Ю. Этика 11 сентября: за и против.- Киев, 2004. www.auditorium.ru
  179. , Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
  180. Семиотика. Поэтика / Р. Барт / пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 616 с.
  181. , Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации.- Киев, 2002.
  182. , А.П. Языковое насилие в современной российской прессе // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения.- Красноярск-Ачинск, 1997. С. 10−15.
  183. , З.С. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие / З. С. Смелкова, Л. В. Ассуирова, М. Р. Савова, О. А. Сальникова. 4-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2оо6. — 320 с.
  184. , С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века).- СПб., 2002.
  185. Советский энциклопедический словарь. Изд. 2-е. М., 1983, 940 с.
  186. Современный словарь иностранных слов.- М, 1992.
  187. , Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия.- М., 1990
  188. , И.А. Введение в речевое воздействие, — Воронеж, 2001.252 с.
  189. , И.А. Социальные факторы и публицистический дискурс/Массовая культура на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Человек и его дискурс.* М., 2003. С. 100.
  190. , С.А. Речевые интеракции и стратегии // Языковое общение и его единицы. Калинин, 1986. С. 71−77.
  191. , П.С. Универсальная энциклопедия. 1000 способов убеждения. Висагинас: Альфа, 2001. — 672.
  192. , Ю. Этика и СМИ. О доверии к печатному слову.// Аналитика, 17.07.04.
  193. , Е.Ф. Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы.-М., 1986.
  194. , В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц.-М., 1986.
  195. , В. Лживая правда журналистики // ЛГ. N 3−4. 2004.
  196. , Е.В. О типах речевой культуры в современных центральных газетах // Власть и речь в СМИ: Научные доклады Саратов: Изд-во Саратун-та, 2005. С. 105- 133.
  197. , Д. Н. Основные положения теории установки // Экспериментальные основы установки. Тбилиси, 1961. — 158 с.
  198. , Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения // Вопросы языкознания, 1991, № 6. С. 46−55.
  199. , О.А. Реклама: новые технологии в России.- М, 2001.
  200. , А.А. Стратегии манипуляции в политическом дискурсе // Языковые подсистемы: стабильность и динамика. Тверь, 2002.
  201. , P.M. Психолингвистика. М., 2001.
  202. , П. Речевая стратегия не- и позиция говорящего в языке второй половины XX века // Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества / Урал. гос. пед. ун-т-- Екатеринбург, 2006. Т. 19. С.-304.
  203. , Н.М. Концептуальная область «неживая природа» как источник метафорической экспансии в дискурсе российских средств массовой информации (2000 2004 гг.) дис.. канд. филол. наук. -Екатеринбург, 2005 — 218 с.
  204. , А.П. Практическая риторика.- Ек., 2000. 91 с.
  205. , А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991−2000). Екатеринбург, 2001.
  206. , А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие / А. П. Чудинов. М.: Флинта: Наука, 2006. — 256 с.
  207. , А.Н., Бочаров М.П.: Связи с общественностью: теория и практика.- М, 2003.
  208. , М. П. Согласие, несогласие и уклонение в аспекте речевого общения (на материале текстов немецких политических интервью). Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Пятигорск, 2005.
  209. A.M., Юрьева Н. М. Психолингвистическое исследование семантики и грамматики. М., 1992.
  210. , В.И. Проблема эмотивного текста //Шахновский В.И., Сорокин Ю. А., Томашева И. В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэколо-гия). Волгоград, 1998.
  211. , И.С. Об историческом развитии когнитивных и прагматических аспектов дискурса.- Харьков, 2000.
  212. , Е.И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.
  213. , В.П. Риторика. Мн.: Амалфея, 2000. — 592 с.
  214. , Ю.Я. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., Мысль, 1973.
  215. , Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. -М, 1996.
  216. , Г. Манипуляторы сознанием: пер. с англ. М.: Прогресс, 1980.-326 с.
  217. , М.И. Журналист и его произведение. М., 1998. — № 6.
  218. , М.В. Коммуникативная стратегия «речевая маска» (на материале произведений А. и Б. Стругацких).Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Новосибирск, 2006. 23 с.
  219. , Ш. СМИ и терроризм: необходима четкая стратегия. Израиль, 2004 // www.auditorium.ru
  220. Эко, У. Пять эссе на темы этики, — Спб., 1998. С. 49.
  221. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. М.: «Петрополис», 1998. — 432 с.
  222. , Д.Б. Психология игры. М, 1987.
  223. Энциклопедия «Кругосвет"// www.krugosvet.ru
  224. Энциклопедия методов пропаганды // http://psyfactor.org/propaganda.htm.
  225. Энциклопедия. Языкознание. Русский язык Т. 10. / Глав.ред. М. Д. Аксенова. -М., 2000.
  226. , И.И. Основы информациологии. М.: Международное издательство «Информациология" — «Высшая школа», 2000. — С. 361.
  227. , Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. — 195.
  228. Chilton P.A. Politics and Language // The Encyclopedia of Language and Linguistics / Ed. R.E. Asher. Oxford- New York: Pergamon Press, 1994. P.3214−3221
  229. Gronbeck B.E. The Presidency in the Age of Secondary Orality // Beyond the Rhetorical Presidency. College Station: Texas A&M Univ. Press> 1996. P.-39.
  230. Halliday M. Explorations in the Functions of Language. L., 1973. P. -17.
  231. J. J., Fodor Т. А. The structure of a semantic theory // Language. -Vol. 39, 1963.
  232. Larson Ch. Persuasion: Perception and Responsibility. Belmont, California: Wadsnorth Publishing Company, 1995. — 164 p.
  233. Laux, Lothar. «Wir, die wir gut sind». Die Selbstdarstellung von Politikern zwischen Glorifizierung und Glaubwiirdigkeit / Lothar Laux, Astrid Schiitz. -Miinchen: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1996. -223 S.
  234. Lerchner G. Werner H.-C. Stilistik und Poetologie: Thesen // Stilistik und Poetologie. Halle (Saale), 1985. — S. 5−12.
  235. Linden Peter. Wie Texte wirken. In: Medium-Magazin//Der Osterrei-chische Journalist (Hgg.): Journalisten-Werkstatt Bd. 3, Salzburg/Freilassing, 1997. P. 2.
  236. Nordenstreng K. Ethics and Professional Codes in Jounalism: New Rules for the 20th Centure// Zassoursky, Yassen & Vartanova, Elena, Changing Media and Communications. Moscow: Faculty of Journalism/ Publisher 1С AR, 1998.
  237. Ogilvy D. Ogilvy on Advertising. Vintage Books, 1983
  238. Reiss N. Speech act taxonomy as a tool for ethnographic description. Amsterdam, Philadelphia, 1985. — IX, P. 153.
  239. Wilkinson P. The Media and Terrorism? Terrorism and Political Violence? Jg.9, Nr.2,1997,51−64.
  240. R., Seldak M. 'We demand that Foreigners Adapt to our LifeStyle': Political Discourse on Immigration Laws in Austria and the United Kingdom // Combating Racial Descrimination. Oxford, 2000. — P. 217 237.
  241. Yule G. Pragmatics. Oxford UP, 1996.
Заполнить форму текущей работой