Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование модели стратегического анализа в целях оценки финансового состояния предприятий пищевой промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цслыо диссертационного исследования является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций по формированию системы стратегического анализа предприятий пищевой промышленности. В соответствии с поставленной целыо исследования определены следующие задачи: теоретически обосновать основы формирования финансовой стратегии на предприятииопределить элементный состав… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формировании финансовой стратегии
  • 9. организации
    • 1. 1. Сущность и особенности формирования финансовой стратегии организации
    • 1. 2. Анализ и принципы финансовой стратегии предприятий пищевой промышленности в рыночной системе хозяйствования
    • 1. 3. Стратегический анализ в системе управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий пищевой промышленности
  • 2. Стратегический анализ финансового состоянии нрсдириитий пищевой промышленности в современных условиях управлении
    • 2. 1. Применение методов стратегического анализа внутреннего потенциала для предприятий пищевой промышленности
    • 2. 2. Методика построения стратегической карты групп конкурентов па основе ранжирования стратегического потенциала
    • 2. 3. Методические основы проведения анализа стратегии па основе нормативной структуры показателей
  • 3. Методика проведении целевой стратегической диагностики
    • 3. 1. Стратегический анализ финансового состояния предприятия
    • 3. 2. Стратегический анализ повышения рыночной доли продукции предприятий пищевой промышленности
    • 3. 3. Стратегический анализ организации и производства нового вида продукции

Формирование модели стратегического анализа в целях оценки финансового состояния предприятий пищевой промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследовании. Пшценая промышленность — одна из основных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих население страны продуктами питания. В условиях большой неопределенности.

• внешней среды — характерном признаке отечественной экономики — высокие коммерческие риски предприятий могут быть снижены с помощью применения эффективных технологий планирования, учета и контроля финансовых потоков и результатов.

Следует отмстить, что процесс создания финансовой стратегии и ее анализа в российских условиях носит всё ещё инновационный характер и является недостаточно изученным как в практической реальности, так и в научной экономической литературе. Как правило, в научных источниках можно встретить описание только отдельно взятых этапов её формирования или рассмотрение отдельных элементов стратегии, но структурированный, обобщенный подход к её созданию и реализации отсутствует.

• Для успешного развития предприятия важно не только определить цели, но и выбрать, отраженный в наборе взаимосвязанных стратегии, образ действий, который гарантирует наиболее эффективный путь их достижения. Главным этапом при постановке долгосрочных целей и выработке эффективной стратегии является стратегический анализ, что должно дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей, применительно к состоянию (и потребностям) внешней среды, в которой работает компания.

Стратегический анализ следует рассматривать как информационно-аналитическое обеспечение процессов принятия и реализации стратегических решений. Значение стратегического анализа сводится к систематизации, сравнению, классификации, обработке, агрегированию.

• учетных данных, показателей стратегического плана и данных о среде функционирования предприятия для принятия стратегических решений.

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью совершенствовать процесс формирования и анализ стратегии в системе управления, наполнением их новым содержанием, адекватным новым экономическим реальностям.

Несомненный интерес на современном этапе развития рыночных отношений в России представляет исследование зарубежного опыта организации и методологии стратегического анализа. Новшества учетной мысли, несомненно, могут и должны быть использованы в практике организации и анализа стратегий предприятия. Однако, необходима его адаптация к российским условиям. Этот вопрос и требует подробной научной и методической проработки.

Основные аспекты теории стратегического анализа широко рассматривались и обсуждались в работах видных российских экономистов Лукасевича И. Я., Салимжанова И. К., Слепова В. Д., Лукина В. П. Попоной JI.B.

Теории п практике стратегического анализа посвятили свои работы зарубежные ученые: Р. Акофф, И. Ансофф, Бланк H.A., К. Боумэн, Винокуров В. А., Градов А. П., Друкер П. Ф., Б. Карлоф, У. Кинг, Д. Клпланд, Клсйнер Г. Б и другие.

Недостаточная разработанность теоретических п практических аспектов по вышеизложенным вопросам требуют дальнейших исследований, что н предопределило выбор темы и направлений ее разработки.

Цслыо диссертационного исследования является разработка теоретических положений, методических основ и практических рекомендаций по формированию системы стратегического анализа предприятий пищевой промышленности. В соответствии с поставленной целыо исследования определены следующие задачи: теоретически обосновать основы формирования финансовой стратегии на предприятииопределить элементный состав финансовой стратегии в целях управления деятельностью предприятияопределить этапы формирования финансовой стратегии на российских предприятиях пищевой промышленности с учетом отраслевой специфики;

• ¦ определить роль и значение кластерного анализа стратегии в целях опенки ее эффективностиразработать методику проведения анализа стратегии на основе нормативной структуры показателей обоснован" необходимость применения методики стратегического анализа финансового состояния на предприятиях пищевой промышленности.

Областью исследовании являются критерии и методы оценки финансовой устойчивости предприятий и корпораций, исследование внутренних и внешних факторов, влияющих на финансовую устойчивость (3.3 паспорта специальности 08.00.10 ВАК) — финансовая стратегия.

• корпораций (3.12 паспорта специальности 08.00.10 ВАК).

Предметом исследования являются теоретические, методические п практические положения и закономерности, связанные с формированием стратегии и ее оценкой.

Объектом исследования выбраны финансово-хозяйственная деятельность предприятий пищевой промышленности, состояние стратегического потенциала что обусловлено той ролыо, которую они играют в экономическом развитии страны.

Теоретической и методологической базой исследования явились труды выдающихся российских и зарубежных ученых по проблемам финансовой политики, стратегии, стратегического анализа, международные.

• стандарты бухгалтерского учета и аудита, статистические материалы, обследования.

В процессе диссертационного исследования использовались данные финансового, управленческого и налогового учета ряда предприятии пищевой промышленности, организации, а также материалы научных публикации. При этом использовались методы: графический, системный,.

• детализации, сопоставления, группировок, факторный, моделирования и др.

Научили новизна диссертационного исследовании состоит в разработке и теоретическом обосновании направлений развития стратегического анализа на предприятиях пищевой промышленности. Научная новизна подтверждена следующими результатами: теоретически обоснованы сущность и особенности формирования финансовой стратегии, что позволит усовершенствовать модель общей концепции развития предприятия, в целях разработки наиболее эффективной методики оценки учета результатов деятельности организации (3.12 паспорта специальности 08.00.10 ВАК) — сформирован состав финансовой стратегии предприятия пищевой промышленности, включающий блоки управления активами и инвестициями, формирования финансовых ресурсов и управления финансовыми рисками и предотвращения банкротства (3.12 паспорта.

• специальности 08.00.10 ВАК) — выделены взаимосвязанные этапы разработки финансовой стратегии с учетом отраслевой специфики предприятий пищевой промышленности, позволяющих повысить финансовые возможности организации (3.12 паспорта специальности 08.00.10 ВАК) — предложена методика кластерного анализа в целях оценки уровня развития стратегического потенциала предприятия для укрепления конкурентной позиции (3.3 паспорта специальности 08.00.10 ВАК) — обоснована необходимость применения методики анализа стратегии на основе нормативных показателей, позволяющем" ! выявит!" внешние и внутренние факторы, определяющие значения фактической структуры показателей и установить степень их влияния (3.3 паспорта специальности 08.00.10 ВАК) — разработана и предложена к внедрению модель системного стратегического анализа, позволяющая оцепить результативность стратегий и необходимость разработки, корректировочных мер (3.3.

Ф паспорта специальности 08.00.10 ВАК);

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций, но стратегическому анализу финансового состояния предприятий пищевой промышленности. Практический вклад сводится к решению и внедрению: разработки структуры финансовой стратегии предприятияметодики кластерного анализа стратегии в системе управления предприятиемметодики стратегического анализа финансового состояния предприятия.

Основные результаты диссертационного исследования внедрены п успешно используются на предприятиях пищевой промышленности Росс и й с ко й Фед е ра ци и.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на международных, межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях: «Обеспечение устойчивого экономического и социального развития России.» (г. Воронеж, 2004 г.), «Система учета, анализа и аудита в едином информационном пространстве» (г. Орел, 2004 г.), «Формирование учетио-апалитнческой системы, финансового менеджмента и контроля для прогнозирования и планирования налогообложения» (г. Орел, 2004 г.).

Разработанные практические рекомендации и методические указания внедрены на ряде предприятий пищевой промышленности центральною региона России. Результаты диссертационной работы используются в учебном процессе при изучении дисциплин «Финансы», «Финансы и кредит».

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ общим объемом 4,5 п.л.

Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, список используемой литературы содержит 178 наименований. Диссертация изложена на 202 страницах машинописного текста, содержит рисунков -17, таблиц -25, приложений — 20.

Результаты исследования позволяют более широко ставить задачи при использовании аналитических методов в системе стратегического управления предприя тием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшей задачей любого экономического субъекта является разработка стратегии осуществления его финансово-экономической.

• деятельности. Финансовая стратегия организации представляет собой концепцию долгосрочного развития финансов организации. 11а сегодняшний день в большинстве крупных предприятий разрабатываются стратегии долго-и среднесрочного развития, но, тем не менее, финансовой стратегии как таковой уделяется недостаточное внимание.

Следует отметить, что процесс создания финансовой стратегии в российских условиях носит всё ещё инновационный характер н является недостаточно изученным как в практической реальности, так и в научной экономической литературе. Как правило, в научных источниках можно встретить описание только отдельно взятых этапов её формирования или рассмотрение отдельных элементов стратегии, но структурированный,.

• обобщенный подход к её созданию и реализации отсутствует.

Системный и ситуационный подходы предполагает оценку и анализ внешней и внутренней среды предприятия, а также использование аналитических методов в процессе реализации стратегии в единой системе показателей, что является необходимым при принятии стратегического решения и затрагивает проблемы интеграции традиционных методов управления в единый процесс стратегического управления. Проведенное исследование позволило детально изучить методические основы стратегического анализа.

Исследование позволило дать научно-обоснованное определение понятия «стратегическая диагностика», выявить ее роль и место среди.

• традиционных методов стратегического анализа, детально изучить возможности применения стратегической диагностики в целях управления.

По результатам проведенного исследования, выводы, предложения и рекомендации сводятся к следующему:

По нашему мнению, стратегический анализ следует рассматривать как информационно-аналитическое обеспечение процессов принятия и реализации стратегических решений. Значение стратегического анализа сводится к систематизации, сравнению, классификации, обработке, агрегированию учетных данных, показателей стратегического плана и данных о среде функционирования предприятия для принятия стратегических решений.

Стратегический анализ как инструмент планирования направлен на информационно-аналитическое обеспечение процессов разработки стратегических целей, стратегий и формирования стратегического плана. Анализ носит периодический характер, оценивая неуправляемые показатели внешней среды предприятия, соотнося их с внутренними, управляемыми показателями.

Стратегический анализ как инструмент контроля за реализацией стратегии предприятия, направлен на информационно-аналитическое обеспечение процессов выявления стратегических проблем, оценку достижения целей и реализации стратегических планов, оценку эффективности реализуемых стратегий и затрат. При этом стратегический анализ проводится непрерывно и оперирует внутренними управляемыми показателями, соотнося их с контролируемыми показателями внешней среды.

Исследование, сравнительный анализ и применение в деятельности предприятий методы стратегического анализа:

— внешней среды (PEST-анализ, SWOT-апалнз, матрица возможностей п угроз, метод Мескома, карта стратегических групп конкурентов, матрица «Еврокип», модели SCP, 5 сил отрасли Портера, конкурентный профиль, бенчмаркинг, концепция QFD);

— потенциала предприятия (SWN-подход, SWOT-аиализ, цепочка ценностей, системаМсКтсеу, диаграмма Омаэ, кривая опыта, ЖЦТ, «GAP»,.

PDS", подход «Майсигмы», модель «7С», профиль среды, PIMS, модель Альтмаиа, Конана и Гольдера, Du Pont) — позволили сделать следующий вывод, что на выбор метода стратегического анализа в современных условиях влияют следующие факторы:

• - недостаточная проработанность методологической базы стратегического анализа,.

— отсутствие и нехватка необходимой достоверной и актуальной информации, практическая сложность и трудоемкость применения методов,.

— отсутствие на предприятиях специальной службы (отдела), занимающейся проведением стратегических аналитических процедур,.

— ограниченное применение и использование информационных технологий при проведении стратегических аналитических процедур.

— сложность оценки эффективности методов стратегического анализа.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики показал, что совершенствование методов стратегического анализа должно проводиться по.

• направлениям:

— системности — как элемента стратегического управления;

— комплексности — возможности применения в разрезе всех подразделений хозяйственной деятельности;

— оперативности и доступности — методики стратегического анализа должны быть достаточно простыми и удобными для использования, доступными для работ! ш ков и ред и ри яти я;

— достоверности — методики должны базироваться на доступной и качественно-надежной информации;

— открытости результатов стратегического анализа для менеджеров всех уровней управления;

• - использование методов на всех уровнях агрегирования внутренней информации, как по вертикали, так и по горизонтали.

По нашему мнению, таким направлением является стратегическая диагностика, которая представляет собой способ организации стратегического контроля на основе систем показателей, позволяющих как выявлять стратегические проблемы в деятельности предприятия, гак и контролировать процессы реализации корректирующих мероприятий.

• Посредством стратегического анализа выявляются факторы, повлиявшие па возникновение проблемы, определяется степень их влияния, и оцениваются возможности предприятия по устранению проблемы с возможным перечнем корректирующих мероприятий.

В качестве метода построения стратегических карт конкурентов предложен кластерный анализ, позволяющий построить научно обоснованные классификации, выявить внутренние связи между единицами наблюдаемой совокупности.

Результирующим показателем стал стратегический потенциал предприятия, промежуточными показателями которого стали показатели маркетинговой, финансовой, производственной деятельности,.

• инвестиционной активности, трудового потенциала и уровня менеджмента.

Исследуемые 15 предприятий пищевой промышленности центрального региона Российской Федерации объединены в четыре группы конкурентов. Согласно полученным данным об уровне развития стратегического потенциала каждого предприятия можно разрабатывать конкурентные стратегии, направленные на повышение стратегического потенциала с целыо укрепления конкурентной позиции.

Разработана методика оценки и анализа стратегии предприятия, основанная па построении нормативной структуры показателей. Нормативная структура показателей отражает требования эффективного развития предприятия, упрочения его позиций на рынке, качество выбранной.

• и реализуемой стратегии. Степень соответствия нормативного и фактического ряда показателей можно оценить с помощью коэффициента ранговой корреляции.

К достоинствам данного метода можно отнести простоту использования, небольшое количество показателей, возможность проводить стратегическую диагностику, метод указывает на резервы производства, акцентируя внимание на нерациональность используемых ресурсов, используются показатели рыночной деятельности предприятия.

Предложена и апробирована методика стратегического анализа в разрезе следующих направлений:

— стратегический анализ финансового состояния предприятия на основе построения дерева показателей п их качественной оценки;

— стратегический анализ повышения рыночной доли предприятия па основе определения безубыточности продаж по группам изделий и построения сценарного прогноза продаж;

— стратегический анализ организации нового производства па основе определения цены собственного производства и оценки финансовых возможностей предприятия в период возврата заемных средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами /Пер.с англ. Н. В. Гринберг. М.: Инфра-М, 2002.- 328с.
  2. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Учебник -4-е изд. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1997. -416с.
  3. Г. Овладение политикой планирования. Пер. с англ. Под. Ред. М. Каланторовой. М.: 1994, — 304 с.
  4. И. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт: Как занять и удержать лидерские позиции в своем секторе рынка. М.: Эксмо, 2002.-400с.
  5. Бизнес-диагностика промышленных предприятий. Под ред. Соломепиикова В. А., Гренбэк Г. В., Маркова В. Д. и др,-Повоспбирвк:ПГУ, 1996.
  6. H.H. Стратегический учет собственности предприятия. -Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 320с.
  7. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколова. M.:I01 II ITH, 1997.
  8. А., Кондратьев В. и др. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя. Москва ЗАО «Журнал Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2002, 656 с.
  9. Бутник-Сиверский А.Б., Сайфуллин P.A., Рейляп Я. Р. и др. Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединении М.: Финансы и статистика, 1982.- 200 с.
  10. Ю.Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии.-М.: Центр экономики и маркетинга, 1996−160с.
  11. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие /В. В.Царев.-СПб:Питер, 2002.-496с.
  12. Д. М. Организация и управление.-3-е изд., перераб.-М.:МГТУ, 1998.-332с.
  13. И.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995,.
  14. М.М. Функциональная диагностика в управлении деятельностью предприятия. Автореф. Дис. Докт. Экой. Наук. Санкт-Петербург, 1999.- 40с.
  15. Дж., Маркова В., Перкинс Д. Стратегия бизнеса. 2-е изд.-Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, Canterbury Business School, 1996.
  16. Е.П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. М., «Экономика», 1977, с. 135.
  17. И.Б. Стратегический менеджмент организации. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001 .-208с.
  18. Гусев 10.В. Стратегическое управление. 4.1. НГАЭиУ. Новосибирск, 1995.- 119 с.
  19. Деиисов АЛО., Жданов С. А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002. -416 с.
  20. П. Менеджмент: стратегия и тактика /Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского, — СПб: Питер, 1999.- 560с.
  21. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Фиипресс, 2001.-240с.
  22. Инвестиционный анализ: Учебное пособие для вузов: /Богатин Ю.В., Шваидар В. А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 286 с.
  23. Л.Ю., Тимохов М. С., Черников В. В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. М.: АЭФП, 1995.
  24. . Деловая стратегия: Пер. с англ./ Науч. Ред. И авт. Послесл. В. А. Приписной. М.: Экономика, 1991.- 239 с.
  25. Э. Анализ сложных систем. М., «Советское радио», 1969.
  26. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Издательство «Прогресс», 1982 г.
  27. Г. Б., Тамбовцев B.JI., Качалов P.M. Предприятие в• нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. -М.: Экономика, 1997.288с.
  28. Д., Кинг В. Системный анализ и нелевое планирование. М.: Сов. Радио, 1974 г.
  29. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 176 с.
  30. В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры/ В. В. Ковалев.- М.: Финансы и статистика, 2002.-560с.
  31. Конкуренция. Учебное пособие. /Портер Майкл, Э. М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.- 495 с.
  32. Т. Стратегия и структура японских корпораций. М.: Прогресс,• 1987 г.
  33. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практически основы построения контроллинга в организациях / A.M. Кармииский, II.И. Оленев, А. Г. Примак, С. Г. Фалько. М.: Финансы и статистика, 1998. -256с.
  34. Контроллинг как инструмент управления предприятием /ILM. Ананькина, C.B. Данилочкин, Н. Г. Даиилочкииа, и др.- Под ред. П. Г. Данилочкиной. М.: Аудит: Юнити, 1998.-279с.
  35. Концепция менеджмента: Учебное пособие /Коротков Э. M. М.: Инжиииринго — Консалтинговая Компания «ДеКа», 1996.-304с
  36. Ф. Маркетинг менеджмент СПб.: Питер Ком, 1998.- 896 с.• 39. Крейнина М. И. Анализ финансового состояния и инвестиционнойпривлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле. М.: АО «ДИС», МВ-Цситр, 1994.
  37. М.М. США: системным подход в управлении. Практика промышленных корпораций. М.: Издательство «Паука», 1974 г., 216 с.
  38. , Г., Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т1, 2. М.: Прогресс, 1981.
  39. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Паука, 1996.- 589 с.
  40. .И. Сравнительный экономический анализ в машиностроении. — М.: Статистика, 1979.- 254 стр.
  41. Э. Контроллинг как система мышления и управления / Пер. с нем. Ю. Г. Жукова, С.П. Зайцева- Под ред. С. А. Николаевой. М.: Финансы и статистика, 1993.-96с.
  42. Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих. Издательство «Финансы и статистика», 1992.—208 стр.
  43. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент : Курс лекций. М.: ИНФРА — М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.-288с.
  44. Дж. Эффективный стратег: важные навыки, необходимые всем менеджерам: Пер. с англ. / Дж. Маурик. М.: ИНФРА-М., 20()2.-208с.
  45. А.Н. Стратегическое управление деятельностью предприятий в условиях развития рыночных отношений. //Казанский государственный технический университет, 1995.- 163 с.
  46. М.Х. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. /Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.-М.: Дело, 1993.- 702 с.
  47. Методика финансового анализа: Учебное и практическое пособие /А. Д. Шеремет, P.C. Сайфулин, Е. В. Негашев.- 3- е изд., перераб. и дои.-М.:ИНФРА-М, 2002.-208с.
  48. Многомерный статистический анализ в экономике: Учебное Пособие для вузов /Сошникова JI.A., Тамашевнч В. П., Уебе Г., Шефер М. /Под ред. Проф. В. Н. Тамашевнча. М.: ЮНИТН- ДАНА, 1999. — 589 С.
  49. Изд.дом «Бизнес-пресса», 2000.-326с 60. Основы стратегического управления: Учебное пособие /Забелин П.В., Моисеева И. К- М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1997.- 195 с.
  50. A.II. Стратегическое планирование развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993
  51. Г1ланкетт Л., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений.• М.: Экономика, 1984.
  52. М. Конкуренция: Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.-495 с.
  53. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие: /Гительмап Л.Д. -М.: Дело, 1999.-496 с.
  54. Промышленность Республики Татарстан в 2001 году: Статистический сборник. Госкомстат Республики Татарстан Казань: Издательский Центр Госкомстата РТ, 2002. — 190с.
  55. Промышленность России: Статистический сборник / Госкомстат России.-М., 1996.-425 с.
  56. Промышленность ССС: Статистический сборник / Госкомстат СССР. -М.: Информационно-издательский центр Госкомстата СССР, 1990. -242 с.
  57. Разработка управленческого решения: Учебник /Литвак Б. Г. 3-е изд., испр.-М.:Дело, 2002.- 392с
  58. П.А., Голубков Е. П., Пекарский Л. С. Системный подход в перспективном планировании. М.: «Экономика», 1975.
  59. Я.Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.- 206 с.
  60. С. Менеджмент: Пер. с англ./С.П.Роббинс, М.Коултер.-6-е изд.-М.: Вильяме, 2002.- 880с.
  61. Т. Аналитическое планирование, 1991 г.
  62. Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс/ Г. В. Савицкая.-М:И11ФРА-М, 2001.- 288с.
  63. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. И доп. Мн.: «Экоперспектива», 1998.- 498 с.
  64. Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. М.: Экономика, 1996.
  65. В.II. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. -М.: Дело, 1999.-336с.
  66. М.Р. Экономическое обоснование инвестиционныхпроектов. Казань: Изд-во КФЭИ, 1995. — 128 с.
  67. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебное пособие /С.А. Валуев, В. Н. Волкова, А. П. Градов и др. /Под общ. ред. С. А. Валуева, В. И. Волковой.- JI.: Политехника, 1991.-398 с.
  68. Системный подход к управлению: Учебное пособие/ О. П. Жариков,
  69. B.И. Королевская, С. И. Хохлов /Под ред. В. А. Персиаиова.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-62с
  70. Справочник директора предприятия. М.: ИНФРА-М, 1996.
  71. А.Р., Тулин И. В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: Опыт развития и новые явления. М.: Наука, 1990 г.
  72. Дж. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM) /
  73. C.Джордж, А. Ваймерскирх. СПб: Виктория плюс, 2002.-256с
  74. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие /13.П. Родионова, П. В. Федоркова, A.M. Чекмеиев.- М.: Инфра-М, 2002.-90с.
  75. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Глушаков В.В.- Ми.: Экоперсиектива, 2001.-167с.
  76. Стратегический менеджмент: Учебное пособие /В.Н. Родионова, Н. В. Федоркова, А. I I. Чекмеиев.- М. :Инфра-М, 2002.-90с.
  77. Стратегический менеджмент: Учебное пособие /Л.Г. Зайцев, М. И. Соколова -М: Юрист, 2002.- 416с.
  78. Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов / Люкшипов A.M. М: ЮНИТИ- ДАНА, 2000. — 375 с.
  79. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. /НЛО. Круглова, М. И. Круглов.- М.:РДЛ, 2003.- 464с.
  80. Стратегическое планирование. /Под ред. Уткина Э. А. -М: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.- 440с.
  81. Стратегическое управление: Учебник /О. С.Виханский.-2-e изд., перераб. и доп.- M.: Гардарики, 2002.-296 с.
  82. B.IO. Учетио-аналитические аспекты стратегического контроллинга: Дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. Паук: 08.00.12 /КФЭИ. Казань, 1997. — 222 с.
  83. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие для втузов: /Гмурмаи В. Е. Изд. 5-с, нерераб. и дои. М., «Выс. школа», 1977.-479 с.
  84. Теория экономического анализа: Учебное пособие /М.И. Баканов,
  85. A.Д.Шеремет.-4-е изд., дон. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2000.-416с.
  86. A.A., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии /Пер. с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576с.
  87. Л., Кренндель Е. Структурные особенности рынка мебели. // Маркетинг, стр. 61−65.
  88. И. И. Стратегическое управление. М.: Приор, 2002.- 288с.
  89. Уорд Кит. Стратегический управленческий учет /Пер. с англ. Е. Осмоловского. М.: Олимп-Бизнес, 2002.-448с.
  90. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены: Учебное пособие/ И. В. Афонин. М.: Дашков и К, 2002.-380с.
  91. Управленне зарубежной промышленной фирмой: Курс лекций / Лунев
  92. B.Л. /НГАЭиУ.- Новосибирск, 1995. 110 с.
  93. Управленне по результатам: Пер. с фин. /Т.Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, Й. X. Ииссинен- Общ. ред. и предпсл. Я. А. Лейманна.- М.: Издател1>ская группа «Прогресс», «Универс», 1993.320 с.
  94. Бизнес школа «Интел-Синтез», 1998.
  95. А.П. Организация и управление: системный анализ. -Казань: Изд-во КГУ, 1996.-280с
  96. Философский словарь. / Под ред. Фролова И. Т. 6-е изд., перераб. И доп. — М.: Полит. Издат, 1991 г. — 560 с.
  97. Финансовый менеджмент. Российская практика: Учебник /Стоянова Е.С.- 2-е изд.-М.:Перспектива, 1995.-194с
  98. Хан Д. ПиК. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. /Под ред. И с предисл. А. А. Туркача, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800с.• 108. Хасби Д. Стратегический менеджмент. М: Контур, 1998.-200с.
  99. Д. Стратегия и планирование. Пер. с англ. Под ред. Л. А. Трофимовой. СПб. Питер, 2001. — 384 с.
  100. И. П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание.-М.: Рос.экопом.акад., 1998.-156с.
  101. М., Стенфилд Р. Методы принятия решений. Пер. с англ. Под ред. Елисеевой H.H. М.: Банки и биржи, 1994.
  102. Шапиро, Н.Г., Ольдерогге- Под общ.ред. И. И. Мазура.-М.: Высшая школа, 2003.-555с
  103. Юдаиов АЛО. Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во «АКАЛИС», 1996.-272 с.
  104. С.А. Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях //Экономика и математические методы. 1977.-Т. XIII.-Вып. 5.-С. 968−985.
  105. О.В., Николаева O.E. Система сбалансированных показателей комплексный подход в управленческом учете. //Аудит и• финансовый анализ. 2002. № 3. С. 88−104.
  106. И.З., Версан, В.Г. О выборе системы управления //Методы менеджмента качества. 2003.-N 2.-С.10−12.
  107. В. Стратегический анализ инвестиций в реальные активы предприятий. // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 5. С. 103−107.
  108. В., Клейменов Маркетинговая пеночка ценностей и конкурентное преимуществе компании. //Проблемы теории и практики управления.- 1998. N 5, — С.85−90.
  109. В., Сгрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия. //Маркетинг. С. 42−50.• 125. Бородин А. И. Финансовая диагностика предприятия //Дайджест
  110. Финансы. 2003. -№ 4. -С. 9−10. 126. Булгакова JI.II. Экономическая диагностика предприятий приинвестиционном кредитовании //Финансы и кредит. 2001. — № 15. — С. 59−73.
  111. В., Шэффер У. Па пути к активному управлению с номощыо показателен. //Проблемы теории и практики управления, 2000, № 5, стр. 107−111.
  112. Ю., Гельдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного управления на предприятии. //Проблемы теории и практики управления. 1998. № 2. С. 105−110.
  113. E.H. Диагностика финансовой устойчивости субъектов хозяйствования //Аудитор. 2002. № 12. — С. 37−39.
  114. Е.И. Экономико- математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии //Менеджмент в России и за рубежом. -2002. -N 5.-С.68−79.
  115. Е.Т., Новиков Д. Г., Захаров A.M. Анализ конкурентоспособности продукции. // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 3 (29). С. 136−141.
  116. В. н др. Методы стратегического управления развитиемпредприятия в режиме реального времени. //Рынок ценных бумаг. -1999. № 24 (159). С.57−60.
  117. В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия. / Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1.
  118. Д. А. Бухгалтерская отчетность как источник информации при стратегическом анализе деятельности коммерческой организации. // Аудитор.- 2001. № 4.С. 37−54.
  119. H.H., Кротова М. В. Методы анализа стратегий развитиякомпании ОАО «Газпром» //Проблемы прогнозпрованпя.-2003.- N 1.-С.36−57.
  120. И. Перпектпвы мебельной промышленности в России. // Рынок ценных бумаг.—2000. № 5 (164). С. 42−46.
  121. К.Б. Предпосылки разделения бюджета предприятия на оперативный и стратегический. //Маркетинг. Производство. Сбыт. Сборник научных трудов. -Казань, Новое знание. -2002. -С. 136−138.
  122. Д.Б. Механизм оценки состояния системы стратегического управления предприятием. //Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 2, стр. 41−45.
  123. Д.Б. Семь граней стратегического управления предприятием //Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 5, стр. 39.
  124. П. Актуальные проблемы стратегического развития российской экономики //Проблемы теории и практики управления. -2003.-N 1.-С. 15−21.
  125. Д. Эволюция показателей стратегии развития предприятия //Управление компанией. 2003 .-Ы 2.- С.66−76.
  126. Пригожи" А. Организационная диагностика //Маркетинг, 1997, № 4 стр. 98−105.
  127. .Б. И ДР. Статистическое соизмерение объективных условий производства // Вопросы построения и применения статистических моделей экономических показателей предприятия. Т. II. Новосибирск: Наука, 1971. Стр. 3−126.
  128. Е.С. Новые инструменты обоснования стратегии маркетинга и позиционирования товара на рынке //Актуальные проблемы становления рыночных отношений. Сборник научных трудов. Казань, КГФЭИ, 2002.-С.130−139.
  129. О. Диагностика предприятия //Рынок цепных бумаг.1999. № 9.-C. 11−16.
  130. Andrews K. The Concern of Corporate Strategy, Irwin, Homewood Illinois, 1987.
  131. Argenti J. Systematic Corporate Planning, Sunbury on — Thames: Nelson, 1974.
  132. Boyd D., A Methodology for Analyzing Group, Stanford Res. Inst., Menlo Park, Calif., May 1970.
  133. Daveni R. I Iypercompetition, New York Free Press, 1994.
  134. Homburg C. Strategisches Controlling in der Praxis an Biespiel eines Maschinenbauunternehmens // Controlling Berater, 1991. — № 3, s 133 152.
  135. Mintzberg I I., Quinn J., Ghoshal S. The strategic process. European Edition, 1995.
  136. Praxis- Handbuch Unternehmensfuhrimg.- Munchen: Verlag Wirtschaft, Recht und Steuern, 1990.
  137. Schiaifer R.O., Analysis of Decisions Under Uncertainly, McGraw -Hill, New York, 1967.
  138. Stalman V. Umweitorientierte Material wirtsch: d. Optimierungskonzept fur Ressorcen, Recycling, Redite. Wiesbaden: Gabler, 1988.
  139. Система формирования финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности предприятия впредставлении И.А. Бланка
Заполнить форму текущей работой