Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология информационной интеграции процессов методической поддержки автоматизированного проектирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Невозможность подготовки, опережающей внедрение САПР и соответствующей профессиональным целям и уровню подготовки конкретного проектировщика, снижает эффективность методической поддержки и отдаляет возврат инвестиций в приобретение и внедрение САПР. Это определяет актуальность поиска новых форм методической поддержки АП, учитывающих потребности опережения и персонапизации. С учетом этих… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
  • Анализ существующих форм методической поддержки
  • Подготовка проектировщиков в вузах
  • Подготовка проектировщиков на базе учебных центров
  • Самостоятельная подготовка проектировщиков
  • Перспективы методической Web — поддержки САПР
  • Анализ технологий Web-обучения
  • Модели и методы формализации целей подготовки
  • Модели структурирования программ подготовки
  • Модели и методы персональной адаптации программ
  • Выводы. ш 2. АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ WEB — ПОДДЕРЖКИ

Технология информационной интеграции процессов методической поддержки автоматизированного проектирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Технологии реализации интегрированной информационной модели.

Реляционные СУБД.79.

Объектно-ориентированные базы данных.81.

Документоориентированные базы данных.83.

Объектно-дедуктивные базы данных.85.

XML — технологии.88.

•.

Серверы приложений систем Web — обучения.91.

Сценарная логика.93.

Проблема поддержки транзакций.95.

Средства поддержки объектного подхода в сценарных языках.100.

Технологии XML-обмена.102.

Рабочее место клиента Web — обучения.104.

Выводы.113.

3. РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ф МОДЕЛИ WEB — ПОДДЕРЖКИ.116 f Введение.116.

Разработка модели целей методической поддержки.117.

Требования к спецификации целей.117.

Реализация модели целей в ИИМ.122.

128 130 140.

Разработка модели структуры программы подготовки.145.

Концептуальная модель структуры.145.

Визуальная модель структуры.154.

Разработка модели пользователя.155.

Ф Разработка модели прав доступа.161 4.

Разработка модели предметных знаний.

Концептуальная онтология предметных знаний.

Модель оценки результатов подготовки.

Визуальная модель предметных знаний. Л.

Выводы.167.

4. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОЙ WEB — ПОДДЕРЖКИ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ.170.

Введение

170.

Метод целеориентированиого синтеза программ подготовки.171.

Построение «внешней» модели программы.172.

Агрегирование учебных целей структурой программ подготовки. 180.

Метод апостериорного анализа качества ИП МАП.188.

Метод персональнной адаптации программ подготовки.193.

Проектирование модели адаптации учебного материала.194.

Интерпретация каскадной модели адаптации учебного материала. 197.

Выводы.199.

5. РАЗРАБОТКА ОБЪЕКТНО — ЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ СЦЕНАРИЕВ МЕТОДИЧЕСКОЙ WEB — ПОДДЕРЖКИ.202.

Введение

202.

Проблемы интеграции объектной и логической моделей программирования.205.

Проблемы интеграции логических программ с реляционными базами данных.208.

Задачи реализации объектно — логической модели.211.

Разработка объектно-логической модели сценариев.212.

Интерфейсы взаимодействия OJIMC и базы данных.216.

Интерфейс обеспечения перманентности.216.

Интерфейс множественной обработки данных.220.

Поддержка транзакций в OJIMC.229.

Разработка машины вывода и лингвистических средств OJIMC 232.

Анализ стандартной вычислительной модели логической программы.

Представление реляционных данных в машине вывода OJ1MC.238.

Реализация компонентов объектного подхода.257.

Архитектура сервера OJIMC.260.

Выводы.263.

6. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНТЕГРАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ.266 ф Введение.266.

Разработка архитектуры системы ИП МАП.269.

Архитектура процессов жизненного цикла.269.

Программно-аппаратная архитектура.270.

Проектирование внешней модели программы ИП МАП.278.

Проектирование внутренней модели программы ИП МАП.286.

Проектирование внутренней модели программы методом конверсии.

Проектирование внутренней модели в среде АРМ разработчика. 288.

Инструменты управление процессами ИП МАП.298.

Инструменты оценки профессиональных качеств.298.

Инструменты адаптации программ Web — поддержки.305.

Конкурентные преимущества технологии ИП МАП.310.

Выводы.314.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

317.

ЛИТЕРАТУРА

320.

ПРИЛОЖЕНИЯ.342.

Приложение 1. Акты внедрения.342.

Приложение 2. Реляционное представление ИИМ.358.

Приложение 3. Управление правами разработчиков в ГИПЕРТЕСТ .361.

Приложение 4. Встроенные предикаты OJIMC.364.

Приложение 5. Спецификация контролирующего материала ИП МАП в стандарте IMS Global Learning.367.

Язык запросов для выполнения операций обмена учебноконтролирующим материалом.370.

Сценарий выполнения XPath — запроса.373.

• Введение.

Актуальность темы

Современные САПР объектов энергетики обеспечивают высокий уровень автоматизации проектирования, способствуют повышению качества проектов за счет уменьшения количества ошибок, вызванных дублированием данных и использованием неадекватно упрощенных моделей. Вместе с тем, внедрение САПР влечет за собой глубокую реструктуризацию проектных работ. Технологическая революция последних лет в области информатики существенно изменила принципы проектирования как таковые. Эти обстоятельства, а также высокая стоимость САПР делают недопустимыми увеличение сроков внедрения и неэффективную эксплуатацию ® новой технологии, обусловленную неквалифицированными действиями проектировщиков. Поэтому внедрение и эксплуатация САПР требует методической поддержки, устанавливающей состав, правила отбора и применения средств автоматизации проектирования.

Потребности в методическом обеспечении процессов автоматизированного проектирования (АП) в настоящее время покрываются подготовкой проектировщиков на базе учебных специальностей вузов, специализированных учебных центров, а также различными формами самоподготовки. Однако ф эти формы поддержки не удовлетворяют имеющийся спрос ни в количественном, ни в качественном отношениях. Учебные планы подготовки студентов энергетических специальностей вузов не предусматривают изучения технологий проектирования в полном объеме, что осложняет восприятие возможностей и преимуществ автоматизации. Стоимость методической поддержки, предоставляемой специализированными учебными центрами, сопоставима со стоимостью «легких» САПР, что вынуждает заказчика ограничивать объем методической поддержки и совмещать ее во времени с закупкой.

• соответствующей САПР. В результате большая часть эксплуатационного персонапа оказывается неподготовленной к использованию новой технологии. Кроме того, имеется риск закупки САПР в конфигурации, которая не отвечает потребностям проектирования. Наконец, разброс стартового уровня профессиональной подготовки проектировщиков часто делает методическую поддержку на базе специализированных центров неэффективной. Самоподготовка пользователей на базе методических материалов поставщика САПР не привязана по времени к моменту начала внедрения системы и при этом условно бесплатна. Однако, как показывает практика, оптимистичные сроки самоподготовки — не менее 2−3 месяцев для «средних» и «легких» САПР. При этом многие преимущества САПР оказываются невостребованными. Освоение «тяжелых» САПР методом самоподготовки практически нереально.

Невозможность подготовки, опережающей внедрение САПР и соответствующей профессиональным целям и уровню подготовки конкретного проектировщика, снижает эффективность методической поддержки и отдаляет возврат инвестиций в приобретение и внедрение САПР. Это определяет актуальность поиска новых форм методической поддержки АП, учитывающих потребности опережения и персонапизации. С учетом этих требований наиболее перспективным является использование дистанционной формы поддержки. Во-первых, она обеспечивает «открытость», понимаемую как возможность доступа к методическим материалам вне зависимости от места и времени их востребования, Во-вторых, стоимость дистанционной методической поддержки в несколько раз ниже стоимости очной. Кроме того, дистанционная форма создает предпосылки для доступа к методическим материалам по принципу информационного портала, предоставляющего интегрированные ресурсы в соответствии с персональными потребностями и уровнем подготовки.

Теоретический фундамент Интернет-обучения сформирован трудами таких ученых, как А. А. Андреев [68], A.M. Бершадский [72], П. Л. Брусиловский [5−9], В. П. Демкин [83,90], Ж. Н. Зайцева [96], А. Д. Иванников [198], В .А. Каймин [102], Ю. В. Копыленко [109], В. М. Курейчик [112], Я. Е. Львович [119], И. П. Норенков [126,128,126], В. Н. Нуждин [193], О. П. Околелов [130], Ю. М. Порховник [170], А. А. Поляков [169], Н. А. Селезнева [186], А. В. Соловов [189,190], В. П. Тихомиров [99]. В них, в частности, содержатся положения о необходимости целевого планирования и персонализации материала программ дистанционного обучения. Впервые идея целевого планирования ресурсов на основе информационной интеграции процессов жизненного цикла (ЖЦ) была практически воплощена в технологиях CALS/ИПИ1, которые успешно применяются в сфере промышленной логистики. Однако принципы информационной интеграции не нашли своего отражения в сфере дистанционного обучения и профессиональной подготовки в силу специфики этой сферы деятельности (отсутствие прямого контакта поставщика и потребителя, необходимость квалифицированного участия потребителя в процессе подготовки). Поэтому проблема дистанционной методической поддержки АП далека от окончательного разрешения, что делает актуальной задачу разработки технологий, реализующих концепции ИПИ и удовлетворяющих требованиям целевого планирования и персональной адаптации материалов методической поддержки.

Целью работы является разработка технологии информационной поддержки методологии автоматизированного проектирования (ИП МАП) в виде комплекса моделей, методов, архитектурных, организационных и инструментальных решений, практическое использование которых позволит сократить непроизводительные затраты на профессиональную подготовку проектиров.

1 Computer-aided Acquisition and Lifecycle Support / Информационная поддержка изделия щиков и повысить ее качество за счет целевого планирования и персональной адаптации методических материалов.

Научная новизна результатов работы заключается в следующем.

1. Разработана технология ИП МАП, которая отличается наличием единой информационной базы, интегрирующей процессы: анализа целей и задач методической поддержкисинтеза структуры информационных ресурсовперсонализованного предоставления этих ресурсов проектировщикам.

2. Предложена и реализована информационная основа технологии ИП МАП — интегрированная информационная модель методической поддержки (ИИМ). Архитектурное решение ИИМ отличается наличием взаимосвязи четырех базовых подмоделей: «пользователи», «цели», «содержание» и «форма» методической поддержки. Учет взаимосвязей между целями поддержки, ее содержанием, формами визуального предоставления и уровнем профессиональной подготовки проектировщиков позволяет ставить задачи целевого планирования и персональной адаптации методического материала.

3. Разработана операционная модель ИП МАП, представляющая собой комплекс методов синтеза модульной структуры ресурсов поддержки, адаптивной компоновки визуального представления методического материала и апостериорного анализа результатов. Отличие операционной модели заключается в том, что она обеспечивает трансформацию целей проектирования в структуры ИИМ и адаптивные формы реализации методической поддержки в соответствии с принципами системного подхода.

4. Разработан метод синтеза модульной структуры информационных ресурсов ИП МАП, включающий последовательные этапы декомпозиции целей методической поддержки и их агрегирования модулями ресурсов. Результатом декомпозиции является внешняя модель структуры, входами которой служат оценки стартового уровня подготовки проектировщика, а выходамицели методической поддержки. Алгоритм агрегирования представляет собой оригинальную интерпретацию метода резолюций Робинсона для доказательства существования модульной структуры, покрывающей подмножество целей внешней модели в условиях ограничений, определяемых уровнем начальной подготовки проектировщиков.

5. Разработан метод персональной адаптации визуального представления информационных ресурсов методической поддержки. Отличие метода заключается в реализации каскадной процедуры фильтрации элементов И/ИЛИ модели визуального материала в функции кластеризованных оценок профессиональных качеств проектировщика.

6. Разработаны модель и метод интерпретации сценариев динамической компоновки методического материала. Их отличием является совместное использование объектной и логической парадигм представления знаний. Это обеспечивает повышение эффективности алгоритмов адаптации за счет исключения промежуточных операций сохранения / восстановления персонального контекста методической поддержки.

Практическая ценность результатов работы.

1. Применение технологии ИП МАП, реализованной в виде программно-информационного комплекса ГИПЕРТЕСТ, позволяет повысить качество методической поддержки благодаря целевому планированию и персональной адаптации содержания программ поддержки в соответствии с текущими оценками профессиональных качеств проектировщика. Технология ИП МАП позволяет сократить затраты на подготовку проектировщиков за счет опережающего анализа покрытия потребностей проектирования возможностями САПР и более эффективного использования возможностей других форм методической поддержки.

2. Информационная интеграция и комплексная автоматизация процессов ИП МАП обеспечивает целевое использование методического материала, а глубокое структурирование этого материала способствует сокращению затрат на методическую поддержку за счет возможности повторного использования модулей информационных ресурсов. Наличие единой информационной базы в виде ИИМ устраняет необходимость информационного согласования процессов ЖЦ, исключает непроизводительный повторный ввод данных, а также обеспечивает возможности для параллельной разработки программ методической поддержки.

3. Методы декомпозиции целей проектирования, их последующего агрегирования модулями методического материала и динамической компоновки этого материала в соответствии с уровнем профессиональных качеств проектировщика позволяют повысить эффективность методической поддержки, что подтверждается приведенной в работе оценкой влияния адаптационных механизмов на качество результатов подготовки.

4. Пакет методов управления процессами ИП МАП, включающий метод персональной адаптации материала и метод апостериорного анализа его качества, позволяет реализовать в рамках предложенной технологии принцип непрерывного усовершенствования программ методической поддержки.

5. Открытость архитектуры ИП МАП, выражающаяся в наличии специфицированных интерфейсов подключения внешних информационных и операционных ресурсов, позволяет расширять базовую функциональность инструментальных средств технологии.

Реализация результатов работы. Диссертационная работа выполнялась при поддержке следующих федеральных программ:

1. «Технические университеты России», раздел 2.3 «Интеллектуальные информационные технологии»;

2. «Инновации в высшей школе и введение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот», подпрограмма «Активизация инновационной деятельности в научно-технической сфере»;

3. «Качество и безопасность технологий продукции, образовательных услуг и объектов», раздел «CALS-технологии в образовательной и научно-технической сферах»;

4. «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развитие ее потенциала», подпрограмма «307. Развитие региональной инфраструктуры научно-инновационной деятельности высшей школы в образовательной и научно-технической сферах»;

5. «Научные исследования высшей школы по приоритетным направлениям науки и техники», подпрограмма «210.01. Инструментальные средства информационной поддержки жизненного цикла продукции»;

6. «Развитие научного потенциала высшей школы», подпрограмма «Прикладные исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники», раздел научно-технической подпрограммы «Прикладные исследования», направление работ «Энергетика».

Разработанная технология ИП МАП в виде инструментального комплекса средств анализа, разработки и сопровождения программ дистанционного обучения ГИПЕРТЕСТ, а также ее продукты и компоненты используются рядом проектных, промышленных и образовательных организаций в стране и за рубежом. В их числе:

•Институт «Мосэнергопроект»: программы Web-поддержки пользователей САПР систем АСУТП ElectriCS 3D, AutomatiCS;

•Учебный центр Стиплер Графике, г. Москва: комплекс программ опережающей подготовки и входного контроля знаний пользователей Автокад- • ОАО «Станкосистема», г. Иваново: комплекс программ Web-поддержки автоматизации функционального проектирования САУ;

•ОАО «Мосэнергомонтаж»: комплекс электронных учебников для переподготовки инженеров пуско-наладки тепломеханического оборудования;

•ОАО «Пермэнерго», г. Пермь: Web-учебник «Котельные установки ТЭС и промпредприятий»;

•Нанкинский электроэнергетический институт (КНР): компьютерный учебник по ТОЭ («Переходные процессы в цепях с сосредоточенными параметрами», «Переходные процессы в нелинейных электрических цепях») — •ОАО «Ивэнерго»: комплекс Web-учебников по маркетингу и менеджменту- •ОАО «Ивтелеком», ОАО «Зарубежэнергопроект»: объектно-дедуктивная модель логики;

•ОАО «Лукойл-Коми»: подсистема профильного тестирования в составе комплекса ГИПЕРТЕСТ;

•ИГЭУ: используется в составе учебно-методических комплексов различных дисциплин.

Достоверность и обоснованность полученных в работе результатов. Достоверность результатов обеспечивается тем, что автор использует общепризнанные модели и методы общей теории систем, искусственного интеллекта, теории сетей Петри, методов статистического анализа данных и математического аппарата логики предикатов. Обоснованность результатов подтверждает практика их успешного использования в проектных, образовательных и промышленных организациях.

Апробация работы. Основные научные и практические результаты диссертационной работы были представлены и одобрены на международных, всероссийских и региональных конференциях и семинарах: •Международная научно-техническая конференция «Состояние и перспективы развития электротехнологии (Бенардосовские чтения)» .- Иваново, 1991, 1992, 1994, 1996,2001 гг., •Международная научно-техническая конференция «Современное состояние, проблемы и перспективы развития Российской экономики» (Кондратьевские чтения). — Иваново, 1996, 2000 гг.,.

•Региональная научно-методическая конференция «Проблемы дистанционного обучения». — Иваново, ИГХТУ, 2000, •Международная электронная конференция «Современные проблемы информатизации в непромышленной сфере и экономике». — Воронеж, ВЭПИ, 2000,.

•IV международный конгресс «Конструкторско-технологическая информатика — 2000». Москва, СТАНКИН, •ASEE annual conference, 22−25 June 2003, Nashville, Tennessee. USA, •Международная конференция-форум «Применение ИПИ (CALS)-технологий для повышения качества и конкурентоспособности наукоемкой продукции», Москва, 2003,.

•Международный научно-практический семинар «Стратегия развития высшей школы и управление качеством образования». — Иваново, 2003, •VII, IX, X Международная научно-техническая конференция «Информационная среда вуза», Иваново, ИГАСА, 2000;2003.

Программы подготовки пользователей, созданные по технологии ИП МАП, используются в ИГЭУ на кафедрах Систем управления, Тепловых электрических станций, Атомных станций, Электропривода, Электроники и микропроцессорных систем. Разработанные в составе технологии ИП МАП методы объектно-логического моделирования предметных знаний внедрены в учебный процесс ИГЭУ на кафедре программного обеспечения компьютерных систем (дисциплины «Логическое программирование» и «Искусственный интеллект»).

Инструментальная среда разработки программ дистанционного обучения ГИПЕРТЕСТ и созданный в ее среде продукт Web-учебник «Котельные установки ТЭС и промпредприятий» зарегистрированы в Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатент), (свидетельства об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 001 611 279, Москва, 27.09.2001, № 2 003 610 112. — Москва, 08.01.2003.).

Публикации. Содержание основных положений диссертации отражают 65 печатных работ, в том числе 4 учебных и методических пособия, одно из них с грифом УМО, 11 статей в журналах, рекомендованных ВАК, 27 статей в прочих журналах и сборниках трудов, в том числе 1 — в зарубежном, 23 тезиса докладов на конференциях.

Выводы.

1. Разработан комплекс инструментальных средств ГИПЕРТЕСТ, реализующий модели и методы технологии ИП МАП. Его практическое использование обеспечивает достижение основной цели работы — сокращение затрат на разработку и реализацию Web — поддержки, которое достигается за счет комплексной автоматизации процессов и повторного использования информационных ресурсов ее ЖЦ, а также повышение качества Web — поддержки за счет интеграции процессов управления качества в структуру ЖЦ.

2. В рамках комплекса ГИПЕРТЕСТ реализована архитектура управления процессами ЖЦ, основанная на концепции дефектов качества — несоответствия представлений различных субъектов ЖЦ о качестве Web — поддержки. Отличительной особенностью архитектуры является наличие двух контуров управления (внешнего контура планирования и внутреннего контура реализации плана качества), что позволяет реализовать целевое планирование и персональную адаптацию программ ИП МАП.

3. Программно-аппаратная архитектура ГИПЕРТЕСТ обеспечивает выполнение требований операционной и информационной открытости. Операционную открытость технологии обеспечивает концепция внешних серверов, реализованная в виде протокола взаимодействия сервера приложений ГИПЕРТЕСТ с другими серверами. Информационную открытость технологии обеспечивает сервер XML-обмена, обеспечивающий импорт и экспорт учебно-контролирующего материала в стандарте IMS Global Learning. Открытость архитектуры способствует сокращению затрат на поддержку процессов ЖЦ Web — поддержки за счет разделяемого и повторного использования ресурсов.

4. Разработаны инструментальные средства поддержки ЖЦ программ Webподдержки, которые можно сгруппировать по функциональному признаку следующим образом.

4.1. Подсистема администрирования ИИМ: обеспечивает распределение прав доступа к методическим материалам на этапах анализа, проектирования и эксплуатации ГИПЕРТЕСТ, реализована в виде двух приложений: локального (администрирование анализа и проектирования) и удаленного (администрирование эксплуатации).

4.2. Подсистема разработки внешней модели. Решает задачи целевого планирования ресурсов ИП МАП методами декомпозиционного анализа целей и агрегативного синтеза.

4.3. Подсистема разработки внутренней модели. Представлена тремя независимыми приложениями: системой автоматизированного синтеза, интерактивной средой разработки и пакетным конвертором. Система синтеза автоматизирует проектирование модульной структуры программ Web — поддержки. Среда разработки обеспечивает полнофункциональное проектирование программ. Конвертор предназначен для создания «быстрого прототипа» программ Web — поддержки путем семантической разметки и автоматического преобразования входного документа MS Word.

4.4. Подсистема Web — поддержки. Реализована в виде сценариев объектно — логической модели. Обеспечивает авторизованный доступ проектировщиков к программам Web — поддержки, контроль результатов и их персональную адаптацию.

5. На основе анализа методических, организационных и программно-аппаратных компонентов технологии ИП МАП определены ее конкурентные преимущества, состоящие в следующем:

5.1. информационная интеграция процессов ЖЦ обеспечивает возможность управления качеством ИП МАП в функции профессиональных целей подготовки пользователей САПР с учетом их отраслевой и организационной специфики, а также персональных характеристик пользователя, что недостижимо в рамках функционально-ориентированных технологий;

5.2. модельное представление комплекса профессиональных качеств пользователя позволяет сместить акценты управления процессов Web — поддержки с коррекции дефектов качества на их предупреждение;

5.3. разделение концептуального и визуального аспектов проектирования программ Web-поддержки, архитектурные решения, обеспечивающие операционную и информационную открытость технологии снижают затраты на создание программ за счет возможности повторного использования компонентов ИИМ.

Заключение

.

1. Разработана технология информационной поддержки методологии автоматизированного проектирования (ИП МАП): комплекс моделей, методов, архитектурных, организационных и инструментальных решений, охватывающих этапы анализа, проектирования и реализации процессов поддержки и обеспечивающих целевое планирование и персональную адаптацию информационных ресурсов поддержки.

2. Предложена и реализована интегрированная информационная модель, составляющая основу ИП МАП и объединяющая формализованное описание пользователей, целей, структуры и содержания методической поддержки.

• Модель целей подготовки позволяет формально определить эталонный уровень подготовки в терминах навыков выполнения проектных процедур средствами САПР в заданном нормативном окружении и приоритеты задач методической поддержки, обеспечивающих достижение заданных целей.

• Модель структуры программ методической поддержки в виде раскрашенной сети Петри позволяет формализовать процедуру конструирования структуры программы, удовлетворяющей заданному набору учебных целей, и обеспечивает возможность повторного использования ее элементов.

• И/ИЛИ модель визуализации методического материала позволяет в компактной форме представить множество необходимых для персональной настройки вариантов отображения методического материала.

• Профильная модель пользователя, группирующая множество оценок его профессиональных качеств, позволяет формально определить меру фактического достижения эталонных требований к уровню подготовки. Она составляет информационную основу для принятия решения о персональной адаптации материала методической поддержки.

3. Разработан комплекс методов ИП МАП, обеспечивающих:

• повышение качества методической поддержки за счет целевого планирования и персональной адаптации ее информационных ресурсов, смещающей акценты управления с коррекции дефектов на их профилактику;

• снижение трудозатрат на разработку программ методической поддержки САПР за счет автоматизации синтеза программ из типовых модулей.

4. Реализованы архитектурные решения ИП МАП, которые обеспечивают такие ключевые характеристики, как персональная адаптация методического материала, информационная и операционная открытость технологии.

• Архитектура сервера приложений на базе объектно-логической модели сценариев, благодаря рациональному сочетанию качеств объектного и логического подходов, обеспечивает поддержку персонального контекста, что составляет основу эффективной реализации сценариев поддержки.

• Наличие сервера XML-обмена обеспечивает сокращение затрат на разработку программ за счет возможности импорта и экспорта удаленных информационных ресурсов методической поддержки.

• Наличие спецификации подключения внешних серверов уменьшает трудозатраты на предметную специализацию методического обеспечения за счет унификации доступа к операционным ресурсам САПР и инженерных сред.

5. Реализованная в ИП МАП концепция управления качеством методической поддержки обеспечивает возможность непрерывного совершенствования и оперативной персональной адаптации методических материалов благодаря наличию двух контуров управления. Внешний контур определяет содержание методического материала в функции профессиональных целей. Внутренний контур выполняет адаптацию методического материала в функции оценок профессиональных качеств проектировщика в рамках определенного внешним контуром содержания программы.

6. Реализованная в ИП МАП концепция управления правами доступа способствует сокращению сроков разработки методического обеспечения за счет распределения функций (разработка модульной структуры, концептуальное проектирование, дизайн) между отдельными разработчиками при автоматическом контроле целостности ИИМ.

7. Перечисленные выше особенности технологии ИП МАП обеспечили ряд конкурентных преимуществ, свидетельством чего стало внедрение этой технологии, реализованной в виде инструментального комплекса ГИПЕРТЕСТ, а также использование отдельных ее элементов и продуктов рядом проектных организаций и вузов энергетического профиля в России и за рубежом. Практика эксплуатации ГИПЕРТЕСТ показала, что внедрение технологии ИП МАП позволило, благодаря опережающей подготовке, исключить непроизводительные затраты на очное обучение проектировщиков, а также повысить качество методической поддержки за счет целевого планирования и персональной адаптации ее ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Alexander Kosorukoff, Evgeny Panteleev. Synthesis of static situative structures. Mathematical model (http://citeseer.ist.psu.edu/kosorukoff93synthesis, 1993).
  2. Andreichicov A. V., Andreichicova O.N. Intelligent software based on AHP. // Proceedings of the fifth International Symposium on the Analytic Hierarchy Process (ISAHP'99) August 12−14, 1999, Kobe, Japan. P. 393−398.
  3. Angus Duff. Learning Styles Measurement the Revised Approaches to Studying Inventory (RASI). (http://www.uwe.ac.uk/bbs/trr/Issue3/Is3-l 5. htm, 2000).
  4. R.M. Felder and L.K. Silverman, «Learning and Teaching Styles in Engineering Education,» Engr. Education, 78(7), 674−681 (1988).
  5. Brusilovsky P. Adaptive Educational Systems on the World Wide Web: A Review of Available Technologies (http://citeseer.ist.psu.edu/414 613.html).
  6. Brusilovsky, P., Schwarz, E., and Weber, G. (1996b). A tool for developing adaptive electronic textbooks on WWW. Proceedings of WebNet'96, World Conference on the Web Society. Charlottesville: AACE. P. 64−69.
  7. Brusilovsky, P.L. Intelligent Tutor, Environment and Manual for Introductory Programming // Educational and Training Technology International. 1992. -Vol. 29 (1).-P.26−34.
  8. C.Groeneboer, D. Stockley, T. Calvert. Virtual-U A Collaborative model for online learning environments // Proc. of the 2nd International Conference on Computer Support for Collaborative Learning, Toronto, Ontario, December 1997. -P.1267−1272.
  9. Curtis A., Carver, Jr., Richard A. Howard, William D. Lane. Enhancing Student Learning Through Hypermedia Courseware and Incorporation of Student Learning Styles // IEEE Transactions on Education. 1999. — Vol. 42, No. 1. -P.33−38.
  10. Cyrus Shahabi, Amir M. Zakresh, Jafar Adibi, Vishal Shah. Knowledge Discovery from Web-Page Navigation. // IEEE. 1997. №. 6. — P. 20−29.
  11. D. Yashin, D. Everhart. Blackboard Learning System (Release 6) Product Overview White Paper I I Blackboard Inc. 2002. — 14 p.
  12. Bloom’s Taxonomy // OfficePort (http://www.officeport.com/edu/blooms.htm, 2002).
  13. X. Универсальный Dynamic HTML. Питер. — 2001. — 204 с.
  14. Edward D. Lemaire. Distance Education Technology for Prosthetic CAD/CAM Instruction // Journal of Prosthetics and Orthotics. 1993. — Vol. 5, № 3.-P. 82−87.
  15. Glenn H. Mazur. QFD for Sevice Industries: From Voice of Customer to Task Deployment / The Fifth Symposium on Quality Function Deployment. Novi. Michigan, June 1993.
  16. H. Gamboa, A. Fred Designing Intellignt Tutoring Systems: a Bayesian Approach // ICEIS 2001 Artificial Intelligence and Decision Support Systems. -P.452−458.
  17. Holland J.H. Genetic Algorithms // Scientific American, 267(1), 1992. -P.44−50.
  18. Learning Objects Metadata // IEEE Learning Technology Standards Committee (http://ltsc.ieee.org/wgl2/).
  19. IMS Content Packaging Specification // IMS Global Learning Consortium (http://www.imsglobal.org/content/packaging/, 2005).
  20. IMS Question & Test Interoperability Best Practice & Implementation Guide. Version 1.01 Final Specification // IMS Global Learning Consortium (http://www.imsproiect.org/question/qtbestl 01 .html, 2000).
  21. ISO: Международные стандарты. Часть 1: Управление качеством продукции. М.: ИНСАР — Лтд., 1992. — 172 с.
  22. Jacob Chen, Joseph С. Chen. QFD-based Technical Textbook Evaluation -Procedure and Case Study // Journal of Industrial Technology, Vol. 18, #1 November 2001 to January 2002.
  23. Kay, J. And Kummerfeld, R.J. An individualised course for the С programming language (http://archive.ncsa.uiuc.edu/SDG/IT94/Proceedings/Educ/kummerfeld/kummerfel d. htmh 1994).
  24. Kim EE. A Conversation with Lariy Wall // Dr. Dobb's Journal. 1998. -vol. 23 #2
  25. Learning Style Inventory (http://www.clat.psu.edu/Gems/Other/LSI/LSI.htm).
  26. Learning Styles and the 4MAT System: A Cycle of Learning // Living Lab Curriculum (http://volcano.und.nodak.edu/vwdocs/msh/llc/is/4mat.html).
  27. Learning Styles // ISD Development (http://www.nwlink.com/~donclark/hrd/learning/styles.html. 2000).
  28. Lin, F., Danielson, R., and Herrgott, S. Adaptive interaction through WWW. In: Carlson, P., and Makedon, F., eds., Proceedings of ED-TELEKOM 96 World Conference on Educational Telecommunications. Charlottesville, VA: AACE. (1996).-P. 173−178.
  29. MMPI. Описание. История создания. Значения шкал (http://razvlekon.hl.ru/mmpi.htm)
  30. Okazaki, Y., Watanabe, K., and Kondo, H.: An Implementation of an intelligent tutoring system (ITS) on the World-Wide Web (WWW). Educational Technology Research 19,1 (1996). P.35−44
  31. Osmar R. Zai’ane, Jun Leo. Towards Evaluation Learners' Behaviour in a Web Based Distance Learning Environment // IEEE. — 2001, No. 2. — P. 357−360.
  32. Козырев A. ParallelGraphics оптимизирует Интернет (http://internet.ru/index.php?itemid=4278).
  33. Perry J. Direct Animation and Structured Graphics Control // Web Developer' Journalhttp://www.webdevelopersiournal.com/articles/directx/directanimationsgc.html, 2005).
  34. Prolog-H- toolkit // Logic Programming Associates (http://www.lpa.co.uk/ppp.htm).
  35. R. Alan Whitehurst, Cristopher L. Powell, Jason S. Izatt. Utilising the Student Model in Distance Learning // Information Technologies in Computer Science Education, Dublin, Ireland. 1998. — P. 254−256.
  36. R. Statachopoulou, G.D. Magoulas, M. Grigoriadou Neural Network-based Fuzzy Modeling of the Student in Intelligent Tutoring Systems // IEEE. 1999. -№ 6.-P.3517−3591.
  37. Raymond Papp. Student Learning Styles & Distance Learning // Proceedings of the 16th Annual Conference of the International Academy for Information Management. P. 14−20.
  38. Robert Cooley, Bamshad Mobasher, Jaideep Srivastava Web Mining: Information and Pattern Discovery on the World Wide Web // in: International Conference on Tools with Artificial Intelligence, pages 558−567, Newport Beach, CA, 1997
  39. Robert Green. CAD Management 2001: Future Imperfect? (http://cadence.advanstar.com/2001/0101 /vpointO 101 .html. 2001).
  40. Sharable Content Object Reference Model (SCORM) Overview // Advanced distributed learning (http://www.adlnet.org/. 2004).
  41. Shlomo Wafa, Moti Frank. Engineering Curriculum versus Industry Needs -A Case Study // IEEE Transactions on Education. Vol. 43. — № 3. — pp. 349 — 352.
  42. Weber, G., Specht, M.: «User modeling and adaptive navigation support in WWW-based tutoring systems" — In Jameson, A., Paris, C., & Tasso, C. (Eds.), User Modeling, Springer-Verlag, Wien (1997) 289−300.
  43. Stephan Fischer. Course and Exercise Sequencing Using Metadata in Adaptive Hypermedia Learning Systems I I ACM Journal of Educational Resources in Computing.-Spring2001.-Vol. l.-No. 1. Article#3.-21 p.
  44. The Four Learning Styles // Web Version of the Learning Styles Survey (http://www.metamath.com/lsweb/fourls.htm).
  45. Lima J. The UEDK: A VLSI CAD/EDA Learning-by-example Platform (http://www.eda.org/edps/edp01/PAPERS/lima.pdf).
  46. Timothy O’Leary. On-Line Learning Environments in Architectural and Construction Educationhttp://www.ascilite.org.au/conferences/perth97/papers/Q'learv/0'learv.html. 1997).
  47. Valarie A. ZeithamI, A. Parasuraman, and Leonard L. Beny, Delivering Quality Service: Balancing Customer Perceptions and Expectations. (New York: The Free Press, 1990). P. 26.
  48. W. Nejdl, M. Wolpers KBS Hyperbook a Data — Driven Information System on the Web. (http://citeseer.ist.psu.edu/nejdl98kbs.html, 1998).
  49. What Work Requires of Schools A SCANS Report for America 2000? The Secretary’s Comission on Achieving Necessary Skills. Washington, DC: U.S. Department of Labor. — Washington, June 1991.
  50. W3C. XML Path Language (XPath) (http://www.w3 .org/TR/xpath, 1999).
  51. Y. Akao, Quality Function Deployment QFD: Integrating Customer Requirements into Product Design, Productivity Press.- Cambridge, MA, 1990.
  52. Yankovskaya A. Ye., Gedike A.I. Theoretical Base, Realisation and Application of the Intelligent System EXAPRAS. Proceedings of the East-West Conference on Artificial Intelligence «EWAIC'93. From Theory to Practice». Moscow, ¦1993.-P. 248−252.
  53. А. Крючков. Новая технология подготовки инженеров? (http ://www. in formika.ru/text/inftech/publ ic/sprut/, 1997).
  54. C.B., Кречман Д.JI., Кузьмина Е. А. Система управления обучением eLearning Server 3000 v2.0 // Educational Technology and Society, #6(4), 2003.-c. 177−185
  55. P. Планирование будущего корпорации: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1985.-325 с.
  56. Александр Тучков. AutoCAD в INTERNET: лиха беда начало! (http://www.esg.spb.ni/win/Article/A int. htm).
  57. Алексей Чернобровцев. Дистанционный дебют Cognitive (http://www.osp.ru/cw/2001 /25/0190.htm. 2001).
  58. А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» (http://www.e-ioe.ru/sod/97/4 97/st096.html. 1997).
  59. А.В., Андрейчикова О. Н., Джабер Ф. Ф. Автоматизированное принятие решений в иерархических системах. // Программные продукты и системы. 1993. № 3. — С. 23−29.
  60. Анита Карее. Защита Java и ActiveX (http://www.osp.ru/lan/1998/03/90.htm, 1998).
  61. A.M., Кревский И. Г. Дистанционное образование: региональный аспект // Дистанционное образование. 1998. — № 1. — С. 37−41.
  62. В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем. Монография / Беспалько В.П.- Воронежский гос. ун-т. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та. — 1977. — 304 с.
  63. Р. Природа и эволюция сценарных языков (http://www.osp.ru/pcworld/2001/11/144.htm, 2001).
  64. Буре P. XML и базы данных // Открытые системы. 2000. № 10. -С.62−69.
  65. Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. — 576 с.
  66. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход.-М., 1991.-207 с.
  67. В., Долженков А. Семантическое сравнение реляционных и XML-языков (http://www.osp.ru/os/2001/02/060.htm. 2001).
  68. Виктор Гартфельдер, Юрий Кузнецов. Кадровая стратегия. Промышленность и вузы (http://www.sapr.ru/Article.asp?id==3786. 2002).
  69. Е. К, Кривошеев А. О. Вопросы применения информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. 1998. № 2. — С. 32−36.
  70. Владимир Богданов, Александр Прохоров. Системы дистанционного образования // Компьютер Пресс. 2001. № 8. — С. 138−142.
  71. Владимир Максимов, Вадим Пьянов. Ученье — свет (http://www.sapr.ru/Article.asp7idH368. 2001).
  72. В.М., Демкин В. П., Кистенев Ю. В., Нечаев И. А. Автоматизация учебного процесса в системе дистанционного образования средствами «Lotus Notes». «Электронная кафедра» // Дистанционное образование. 1991. № 1. — с. 7−11.
  73. ГИПЕРТЕСТ: инструментальная среда разработки и сопровождения программ дистанционного обучения: Учебное пособие / Пантелеев Е. Р. и др. Иваново: ИГЭУ, 2003. — 100 с.
  74. Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с англ. J1. И. Хайрусовой. М., «Прогресс», 1976, 496 с.
  75. Грибов Д.Е. Macromedia Flash 4. Интерактивная веб-анимация: М.: ДМК, 2000. — 672 с.
  76. Гринёв М. XML технологии: унифицированный доступ к разнородным данным (http://www.setevoi.ru/cgi-bin/text.pl/magazines/ 2001/ 6/60, 2001).
  77. Д.Чэппел. Технологии ActiveX и OLE / Пер. с англ. М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd», 1997. — 320 с.
  78. К. Руководство по реляционной СУБД DB2. М.: Финансы и статистика, 1998. — 320 с.
  79. В.П., Вымятнин В. М., Нежурина М. И. Распределенный банк знаний для подготовки дипломированных специалистов // Информационные технологии в проектировании и производстве. 1997. — № 3. — С. 11−15.
  80. Джон Уделл. Апплеты и сервлеты (http://www.osp.ru/cw/2000/45/049 0.htm. 2005).
  81. С.Б. Технологии Интернет-программирования. СПб.: БХВ -Петербург, 2001.-480 с.
  82. Елена Гавердовская. ActiveX против CORBA (http://www.osp.ru/cw/1996/43/47.htm. 1996).
  83. Н. Технологии IBM. 4.2 Lotus Domino и Notes // КомпьютерПресс.-2001. № 10.-С. 162−165.
  84. А.П. Избранные труды / Отв. ред. И.В. Поттосин- Рос. акад. наук. Сиб. отд-ние. Ин-т систем информатики. Новосибирск: Наука, 1994. -416 с.
  85. .Н., Кисляков А. В., Ларин Д. А. Применение генетических алгоритмов при разработке электронных курсов обучения (http://www.mesi.ru/e-ioe/sod/sod 3 01 .html, 2001).
  86. И.Г., Резонтов К. В., Радзевич Д. С. Возможности сетевой оболочки ОРОКС для поддержки процесса дистанционного обучения через Интернет (http://ito.edu.ru/2001 /ito/III/1 /III-1 -15.html. 2001).
  87. Игорь Ефремов, Алексей Трофимов, Юрий Коломиец. Новые инженерные кадры новой России (http://www.sapr.ru/Article.asp?id=3884,2002).
  88. Интернет-образование: не миф, а реальность XXI века.// Ж. Н. Зайцева, Ю. Б. Рубин, Л. Г. Титарев, В. П. Тихомиров и. Под общей редакцией Тихомирова В. П. Изд-во МЭСИ, М.: 2000. — 189 с.
  89. Информационные технологии как ключевой элемент при подготовке нового поколения инженеров-строителей / Александр Альхименко, Александр Болыиев, Александр Тучков, Игорь Фертман (http://www.sapr.ru/Article.asp?id=3987. 2002).
  90. В.И., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе: Единая методическая система института: теория и практика. -М.: Высшая школа, 1987. 143 с.
  91. В.А., Балафанов Е. К. О разработке международных стандартов в области дистанционного образования // Дистанционное образование. 1997. № 4.-с. 11−15
  92. Кватрани Т. Rational Rose 2000 и UML. Визуальное моделирование // ДМК. 2001. — 176 с.
  93. Ким Вон. Технологии объектно-ориентированных баз данных (http://www.osp.ru/os/1994/04/30.htm, 1994).
  94. Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения: Пер. с англ. / Под ред. И. Ф. Шахнова. М.: Радио и связь, 1981.-560 с.
  95. А.Р., Буренин С. В. Алгоритмы и программы функционального проектирования систем управления электромеханическими объектами: Учебное пособие / Иван. гос. энерг. ун-т. Иваново, 1997. — 140 с.
  96. П.В. Среда дистанционного обучения Learning Space 5.0 готовое решение для учебных заведений (http://ito.edu.rU/2002/III/2/III-2−257.html, 2002).
  97. Концепция информатизации сферы образования российской Федерации // Бюллетень «Проблемы информатизации высшей школы». 1998. № 3−4 (13−14).-322 с.
  98. Ю.В., Позднеев Б. М. О развитии дистанционного обучения в системе вузов учебно-методического объединения по подготовке кадров для автоматизированного машиностроительного производства (http://www.e-ioe.ru/sod/97/1 97/st048.html, 1997).
  99. В.Ф., Никологорский В. В., Фомичев А. А. САПР автоматизированной обучающей системы для подготовки оперативного персонала АЭС // Изв. Вузов. Дцерная энергетика. 1994. № 2−3. С. 132−136.
  100. В.Е. Сети Петри. М.: Наука, 1984. -158 с.
  101. В. М., Зинченко JI. А. Эволюционная адаптация интерактивных средств открытого образования (http://www.e-ioe.ru, 2001).
  102. В.А., Дунаев С. Б., Коровкин С. Д. Спецификация и форматы обмена данными в разнородных информационных системах на базе XML-технологий // CIT Forum (08.04.2005)
  103. М.А. РЕФАЛ на деревьях как машина логического вывода в интеллектуальной обучающей системе. // Материалы международной научно-практической Интернет-конференции «Информационные технологии в науке и образовании». Шахты, 2001. — С. 80−82.
  104. Леонид Черняк. Серверы корпоративных приложений — ОС для корпоративных информационных систем? (http://www.osp.ru/os/2001 /01 /048.htm, 2005).
  105. С. С++ для начинающих. Т. 1,2: Пер. с англ. М.: Унитех- Рязань: Гэллион, 1993. -304с.: ил.
  106. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б. А. Аникина. М.: ИНФРА-М, 1999.-327 с.
  107. Логическое программирование: Учебное пособие / Е. Р. Пантелеев, Д. А. Куликов. Иваново: ИГЭУ, 2000. — 80 с.
  108. Я.Е., Рындин А. А., Долгих Д. В. Автоматизация проектирования компонентов дистанционного обучения и диагностика качества знаний специалистов для сети ИНТЕРНЕТ // Дистанционное образование. 1998. № 3. — С.26−29
  109. М., Мако Д., Такахара Я. Теория иерархических многоуровневых систем. -М.: Мир, 1973. 343 с.
  110. В.Е., Жуков В. П. Сравнительный анализ и оптимизация структуры учебного процесса на основе математических моделей // Всероссийская НМК «Самостоятельная работа студентов в условиях современной информационной среды». Н. Новгород, 1998. — С.41−42.
  111. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, ГРФМЛ, 1981.-488 с.
  112. А. А. Логический анализ функциональных диаграмм в процессе интерактивного проектирования информационных систем. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук. Москва, 1998.
  113. Наталия Дубова. Всё про промежуточное ПО (http://www.osp.ru/os/! 999/07−08/02.htm. 1999).
  114. И.П. Системные вопросы дистанционного обучения // Информационные технологии. 2000. № 3. — С. 17−21.
  115. И. П. Стандартизация в области компьютерных образовательных технологий // Информационные технологии. 2003. № 1. — С. 36−40.
  116. В.Н., Пантелеев Е. Р., Кроль Т. Я. Управление качеством в высшем образовании: методы и компьютерные средства анализа альтернатив// Качество. Инновации. Образование. 2003. № 4. — С. 71−78.
  117. О.П. Дистанционное обучение: сущность, дидактические особенности, технологии (http://www.e-ioe.ru, 1999).
  118. Открытые системы: концепция или реальность // в кн. «Стандартизация в информационных технологиях», Карл Ф. Каргил (http://www.osp.ru/os/l 993/04/1 .htm, 1993).
  119. Пантелеев Е.Р. CALS единая модель обеспечения жизненного цикла изделий // Тез. Докладов междунар. НТК «Состояние и перспективы развития электротехнологий» (10 Бенардосовские чтения). 6−8 июня 2001 г. — В 2-х т. -Т. 1. — Иваново, ИГЭУ. — С.ЗО.
  120. Е.Р. и др. Автоматизированная информационная библиотечная система // Вестник ИГЭУ, вып.2. Иваново: ИГЭУ, 2001. — С.57−60.
  121. Е.Р. и др. ГИПЕРТЕСТ: инструментальная среда разработки программ дистанционного обучения и профильного тестирования // VII Международная научно-техническая конференция «Информационная среда вуза». Иваново, ИГАСА, 2000. — С.27−30.
  122. Е.Р. и др. Инструментальная среда разработки программ дистанционного обучения ГИПЕРТЕСТ // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 001 611 279. М.: РОСПАТЕНТ, 27.09.2001.
  123. Е.Р. и др. Разработка и сопровождение учебно-контролирующих программ для Интернета в инструментальной среде ГИПЕРТЕСТ// Программные продукты и системы. 2001. № 3. С. 41−44.
  124. Е.Р. и др. Реализация распределенного проектирования в САПР AutomatiCS на базе технологии XML // CAD master #4(14), 2002 г. -С.50−51
  125. Е.Р. и др. Среда разработки программ дистанционного обучения и профильного тестирования ГИПЕРТЕСТ: инструментальные средства // Информационные технологии. 2001. № 8. — С. 34−40.
  126. Е.Р. и др. Технология разработки и технического сопровождения дистанционных персонифицированных программ переподготовки руководителей в среде ГИПЕРТЕСТ // Отчет о НИР. № гос. per. 1 200 300 079. Инв. № 2 960 003 535. Иваново, 2002 г. — 150 с.
  127. Е.Р. и др. Управление качеством услуг дистанционного образования в среде ГИПЕРТЕСТ // Информационные технологии. 2002. № 3. -С. 32−37.
  128. Е.Р. Метамодель распределения ресурсов в задаче проектирования учебного расписания вуза // Информационные технологии. 1999. № 7. — С. 45−49.
  129. Е.Р. Среда разработки программ дистанционного обучения и профильного тестирования ГИПЕРТЕСТ: логистическая модель и архитектура // Информационные технологии. 2001. № 5. — С 30−36.
  130. Е.Р., Аблязизов Э. Т. Принципы разработки открытой информационной библиотечной системы вуза // Тез. докладов региональной научно-методической конференции «Проблемы дистанционного обучения». -Иваново: ИГХТУ, 2000. С. 3.
  131. Е.Р., Беляев Р. Ю. Автоматизация проектирования расписания учебных занятий // Известия Вузов. Технология текстильной промышленности. 1999. № 4. — С.129−132.
  132. Е.Р., Кокин В. М. Объектно-ориентированное программирование: Методические указания. Иваново: ИвГУ, 1997. — 32 с.
  133. Е.Р., Косоруков A.JL, Свешников П. В. Оболочка информационно-поисковой системы синтеза статических ситуативных структур // Тез. докладов межрег. НТК «Состояние и перспективы развития электротехнологии». Иваново, 1992. — С. 43−44
  134. Е.Р., Кроль Т. Я., Аль-Хавамдех М.Б. Методы формализации результатов обучения в системе оценки качества подготовки инженеров // Межвуз.сб.науч.трудов «Образовательные технологии», вып. 11. Воронеж, 2003.-С. 119−123.
  135. Е.Р., Кроль Т. Я., Куликов Д. А. Объектно-дедуктивная модель бизнес-логики в среде быстрой разработки информационно-управляющих систем RADHyC // Информационные технологии. 2000. № 9. — С. 34−37.
  136. Е.Р., Куликов Д. А. Порождение альтернативных вариантов распределения ресурсов в задачах принятия решений // Информационные технологии. 1998. № 8. — С. 19−24.
  137. Е.Р., Куликов Д. А. Решение динамической модели оптимального планирования производства методом итераций в среде порождения альтернатив // Известия Вузов. Технология текстильной промышленности. -1999. № 4.-С. 3−6.
  138. Е.Р., Малков И. В. Системы дистанционного образования. Аналитический обзор // Образовательные технологии. / Межвуз. сб. научных трудов. Вып.7. Воронеж: ВГПУ, 2001. — С. 178−184.
  139. Е.Р., Малков И. В. Технология дистанционного обучения и профильного тестирования в инструментальной среде ГИПЕРТЕСТ // VII Международная научно-техническая конференция «Информационная среда вуза». Иваново: ИГАСА, 2000. — С.30−33.
  140. Е.Р., Пекунов В. В., Первовский М. А. Распределенная компонентная модель тестов в СДО ГИПЕРТЕСТ // Информационные технологии. 2004. № 8. — С. 41−46.
  141. Е.Р., Пекунов В. В., Шмелева И. А. Разработка XML-сервера для обмена материалами дистанционного обучения // IX Международная научно-техническая конференция «Информационная среда вуза». Иваново: ИГАСА, 2002. -С.71−73.
  142. Е.Р., Пекунов В. В., Юдельсон М. В. Концепция прав доступа в сетевой среде разработки программ дистанционного обучения ГИПЕРТЕСТ // Образовательные технологии. / Межвуз. сб. научных трудов. Вып.7. Воронеж: ВГПУ, 2001. — С. 184−187.
  143. Е.Р., Терехов А. И. Автоматизация проектирования модульной структуры учебных дисциплин // Труды V Международной электронной конференции «Современные проблемы информатизации в технике и технологиях». Воронеж: ВЭПИ, 2000. — С.124−125.
  144. Е.Р. Структуры и алгоритмы обработки данных. Уч. пособие. Иваново: ГОУ ВПО ИГЭУ, 2005. — 96 с.
  145. В.В. Система профильного тестирования ПРОФТЕСТ: средства автоматизации разработки тестов и тестирования // Вестник научно-промышленного общества. — М.: «АЛЕВ-В», 2003. — Вып.6. — С.32−37.
  146. В.А. Интеллектуальные обучающие системы: архитектура и методы реализации (обзор) // Техническая кибернетика. 1993. № 2. — С. 164 189.
  147. B.JI., Кроль Т. Я. САПР электроприводов металлорежущих станков с элементами интеллектуальной помощи // Электромеханика. Известия ВУЗов, № 4,1992. С. 98−100
  148. С.А. Математическое моделирование управляемого развития научных способностей // Известия АН. Теория и системы управления. 2000, № 3. — С. 100−106.
  149. А.А. Стратегия развития дистанционного инженерного образования. Материалы Шестой международной конференции по дистанционному образованию. МЭСИ. -М., 1998. С.355−362.
  150. Ю.М. Активные методы в дистанционном обучении // Дистанционное образование. 1997. — № 1. — с. 16−18
  151. В.Г. Система инженерных и научных расчетов MATLAB 5.Х: в 2-х томах. Том 1. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1999. — 366 с.
  152. Правила устройства электроустановок / Минэнерго СССР. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Энергоатомиздат, 1986. — 648 с.
  153. Прэ/сиялковский В. Новые одежды знакомых СУБД: объектная реальность, данная нам // СУБД. 1997. № 4. — С. 88.
  154. Д. С., Комиссарова Е. В. Обучение системам автоматизированного проектирования: опыт сотрудничества фирмы, работающей на рынке САПР, и вуза. // САПР и графика. 1999. № 10. — С. 23−28.
  155. Применение отечественных программных продуктов в учебном процессе / Моисеева И. С., Голдина Н. Н., Белозерцев А. С., Шахов С. В. // САПР и графика. 2000. № 9. — С. 42−47.
  156. Проблема программно-целевого планирования и управления / Г. С. Поспелов, В. Л. Вен, В. М. Солодов, В. В. Шафранский, А. И. Эрлих. М.: Наука, 1980.-278 с.
  157. Программирование для Microsoft .NET/Пер. с англ. М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2003. — 704 с.
  158. Прометей: Дизайнер курсов (http://www.prorneteus.ru/products/cdesignA.
  159. Прометей: Тест-система (http://www.prometeus.ru/products/test/).
  160. Психологический практикум // Психологический словарь (http://psi.webzone.ru/test/test.htm, 2002).
  161. Т., Геркен Т. РНР4: разработка Web-приложений. Библиотека программиста. СПб: Питер, 2001. — 384 с.
  162. Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам / Пер. с англ. М.: Наука, ГРФМЛ, 1986. — 496 с.
  163. А.Н., Торопцов B.C., Григорович Д. Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. М.: 10НИТИ-ДАНА, 2000. — 303 с.
  164. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1993. 320 с.
  165. А.Г. и др. Автоматизированная раскладка кабелей в среде ElectriCS 3D // CAD master. 2002. № 3. с. 28−31.
  166. Н.А., Субетто А. И. Теоретико-методологические основы качества высшего образования (научный доклад) (http://trinitas.ru/rus/doc/0012/001 а/120 115.htm, 2003).
  167. WebCT (http://www.webct.com).
  168. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Уч. пособие для слушателей ФПК. М.: Аспект Пресс, 1995.-271 с.
  169. А.В. Информационные технологии обучения в профессиональной подготовке // Высшее образование в России. 1995. № 2. С. 31−36.
  170. А.В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения. Самара: СГАУ, 1995.-140 с.
  171. Е.С., Кукукина И. Г. Оценка привлекательности инвестиционных проектов: Учебное пособие / Под ред. Кукукиной И. Г. Иваново: «Иваново», 1997.- 108 с.
  172. М. Объектно-реляционные системы баз данных // Открытые системы. 1994. № 4. — С. 34−39.
  173. Стратегия и тактика управления качеством образования: Ме-тод.пособие / В. Н. Нуждин, Г. Г. Кадамцева, Е. Р. Пантелеев, А. И. Тихонов / Иван.гос.энерг.ун-т. Иваново, 2003.-252 с.
  174. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  175. Л. Тридцать два часа, или Преподавательские истории (http://www.sapr.ru/contents.asp?IDN=8&IDY=2000, 2000).
  176. Технология проектирования тепловых электростанций и методы ее компьютеризации / Н. Б. Ильичев, Б. М. Ларин, А. В. Мошкарин и др. / Под ред. В. Н. Нуждина, А. В. Мошкарина. М.: Энергоатомиздат, 1997. — 234 с.
  177. Технология системного моделирования / Е. Ф. Аврамчук, А. А. Вавилов, С. В. Емельянов и др. / Под общ. ред. С. В. Емельянова и др. М.: Машиностроение- Берлин: Техник, 1988. — 520 с.
  178. А.Н., Иванников А.Д Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 1994. № 3. — С. 3−10.
  179. Тотальное управление качеством: Практическое руководство. Часть 1 //
  180. B.Н. Нуждин, Г. Г. Кадамцева, Н. А. Дударева, JI.B. Пшеничная. Иваново: ИГЭУ, 1999.- 108 с. •
  181. Э.Х. Концептуальное программирование. М.: Наука, ГРФМЛ, 1984.-256 с.
  182. У сков B.JI., Шереметов Л. Б. Современные подходы к созданию системы обучения на базе Интернет // Информационные технологии. 2001. № 9.1. C. 44−48.
  183. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем./ Под ред. и с предисл. А. А. Турчака, Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  184. К. Введение в логическое программирование: Пер. с англ. М.: Мир, 1988.-348 с.
  185. Е.С. Технология автоматизированного проектирования технической структуры систем управления тепловых электростанций: Автореф дисс.. докт. техн. наук. Иваново, 2000. 34 с.
  186. С., Готлоб Г., Танка JI. Логическое программирование и базы данных: Пер. с англ. М.: Мир, 1992. — 352 с.
  187. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. — 320 с.
  188. Язык Пролог в пятом поколении ЭВМ: Сб. статей 1983−1986 гг.: Пер. с англ. / сост. Н. И. Ильинский. М.: Мир, 1988. — 501 с.
  189. В.Б. О применимости дистанционных образовательных технологий для получения высшего образования по техническим специальностям (http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2002/016.pdf. 2002).
Заполнить форму текущей работой