Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Философия как фактор формирования отечественной образовательной традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

C. М. Соловьева, (влияние философской системы «всеединства» которого на развитие педагогических концепций проанализировано Е. И. ГлуховойЗ), ' Ф. М. Достоевского (П. Б. Бондарев и др.), JL Н. Толстого (И. Г. и Н. В. Геращенко, А. Я. Кожурин, А. А. Кудишина и др.), К. Д. Ушинского (В. Ю. Вельский и др.), мыслителей первой половины XIX в. (3. Ю. Желнина, JL И. Рудаков и др.). Наблюдается интерес… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Философия и становление светской образованности в России
    • 1. 1. Православно-патриархальное воспитание в Древней Руси
    • 1. 2. Латинская образованность и русская школа
    • XVII. — начала XVIII века
      • 1. 3. Идеи европейского Просвещения и формирование системы отечественного образования в XVIII веке
  • Глава 2. Образование как предмет русской философской мысли и образовательная практика XIX века
    • 2. 1. Самосознание русской философской мысли и проблема национального просвещения в первой трети XIX века
    • 2. 2. Идеология официальной народности и поляризация общественно-философской мысли: спор о путях отечественной образованности
    • 2. 3. Образовательная практика второй половины XIX века и предпосылки формирования философии образования в России

Философия как фактор формирования отечественной образовательной традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Актуальность темы диссертационного исследования определена необходимостью выявления содержания и роли философских и философско-антропологических идей в формировании отечественной образовательной традиции. Сфера образования непосредственно связана с философской рефлексией, поскольку именно в образовании наиболее полно проявляются философские предпосылки главных аспектов человеческого бытия: мировоззрения, познания, нравственных и эстетических ориентаций и стратегий социализации. Игнорирование общественным сознанием философских оснований существующей модели образования не означает их отсутствие — более того, именно непонимание природы философских оснований провоцирует кризис общества и образования.

Философия как институализированное знание является одной из социокультурных сил, участвующих в формировании образовательной традициипо значимости ее влияние может быть менее заметно, чем влияние религии, власти, экономики, политики, и более опосредовано. Однако именно философия может показать взаимную соотнесенность этих факторов через включение их в универсальный смысловой контекст.

Актуальность темы

диссертации особенно значима в современной ситуации — необходимо осмысление опыта философской рефлексии образовательных вопросов, накопленного в XIX веке, ведь именно эта эпоха отмечена коренной перестройкой общественного сознания, радикальными преобразованиями в социальной жизни России, а так же реализацией конструктивных образовательных проектов.

Такое исследование предполагает, с одной стороны, формирование единого дискурсивного пространства, в котором могут быть сопоставлены позиции и стратегии философии образования, а с другой — осмысление диалектической взаимосвязи между социально-философской теорией и практикой образования. Реформирование социальной образовательной практики требует комплексного философского понимания широкой перспективы процессов изменений в сфере образования. Для этого необходимо рассмотреть проблемы формирования отечественной образованности через взаимодействие основных философских и образовательных концепций и парадигм.

Появление предпосылок философии образования в России представляет значительный научный интерес как еще недостаточно изученная историко-философская проблема. Основанием обращения к вопросам взаимодействия философии и педагогики в русской традиции и залогом плодотворности такого исследования является специфический характер существования русской философской мысли, с присущим ей дидактизмом и просвещенческой направленностью.

Цель исследования — выявление содержания и определение роли философских и философско-антропологических идей в формировании отечественной образовательной традиции. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования: выявление основных форм и этапов сопряженной эволюции философских и образовательных идей в отечественной духовной культуреопределение философско-мировоззренческих и философско-антропологических предпосылок формирования опыта отечественной образовательной традицииизучение истории и особенностей институализации философии как важнейшего элемента образовательной стратегии отечественной школывыявление тенденции изменения роли философии в определении содержания и цели образования под влиянием конкретно-исторических условий в жизни обществауяснение сущности теоретических и социально-практических предпосылок формирования отечественной философии образования.

Объектом исследования является роль философии в становлении образовательной традиции в Россиипредметом исследования — влияние философских идей, концепций и предпосылок на образовательную теорию и практику в России, начиная с эпохи Древней Руси до конца XIX века.

Рабочая гипотеза данного исследования состоит в утверждении, согласно которому философское знание было определяющим самостоятельным фактором, влияющим на становление образовательной традиции в России и содержательно фундирующим отечественный образовательный дискурс.

Теоретико-методологические основания диссертации.

Проблематика исследования философии как фактора формирования образовательной традиции предполагает применение комплексной методологии. Последовательно применен принцип диалектического соотношения логического и исторического. Проведен социально-философский анализ становления отечественной образовательной традиции. Историко-философский подход использован при рассмотрении отечественной философии в ее развитии. Герменевтический метод применен при интерпретации текстов российских мыслителей для реконструкции философского осмысления феномена образования.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование влияния философии на развитие и формирование отечественной образовательной системы выступает одной из проблем философии образования, которая, пройдя предварительные этапы развития (в философско-образовательных исследованиях А. Н. Леонтьева, Э. В. Ильенкова, С. JI. Рубинштейна, Г. П. Щедровицкогов философском обосновании образовательных программ Г. С. Батищева, В. С. Библера, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Н. И. Непомнящего, Э. Г. Юдинав развитии проблемного обучения в работах Т. В. Кудрявцева, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина и др.) в 90-е гг. оформляется в особую область знания.

Анализ методологической функции философии, специфика ее реализации в теории образования, определение предметного поля философии образования и перспективы ее развития связаны с исследованиями Н. Г. Алексеева, Д. К. Бурлаки, А. П. Валицкой, Б. С. Гершунского, А. А. Грякалова, О. В. Долженко, Б. А. Ерунова, Ю. И. Ефимова, М. Г. Заборской, С. Г. Кара-Мурзы, Г. Б. Корнетова, А. А. Королькова, Н. С. Ладыжец, М. Л. Лезгиной, В. М. Межуева, А. Н. Муравьева, Н. В. Наливайко, А. П. Огурцова, В. И. Паршикова, В. В. Платонова, И. Б. Романенко, Н. С. Розова, В. М. Розина, В. И. Стрельченко и др.

Комплексные вопросы философии образования становятся предметом обсуждения на страницах многих журналов («Вопросы философии», «Вопросы психологии», «Педагогика», «Человек», «Вестник образования», «Высшее образование в России», «Мир образования», «Наука и школа», «Образование в Сибири», «Российское образование», «Философские исследования», «Школа мысли. Альманах гуманитарного знания», «Alma mater», «Credo new» и др.), в средствах массовой информации. Активно и зачастую на высоком научном уровне дискуссии ведутся в российской сети интернетвыделяются самостоятельные секции философии образования.

Закономерным следствием введения в российских вузах самостоятельного учебного курса «Философия и история образования» стало появление многочисленных учебных пособий (И. Н. Андреевой, Г. Л. Ильина, Р. Б. Квеско, Л. И. Конева, Г. М. Коджаспировой, А. Л. Михащенко, Л. А. Степашко и др.) кратко излагающих философско-педагогические воззрения отечественных и европейских мыслителей.

С оформлением философии образования в самостоятельную область знания, начинает изучаться ее предыстория. Педагогическая интерпретации отечественного философского наследия наиболее последовательно обосновывается в работах исследователей Екатеринбурга и Барнаула (С. А. Ан, Б. В. Емельянов, Т. А. Гололобова, Л. Н. Голубева, Н. Д. Наумов,.

Т. А. Петрунина), которые называют педагогику «формой бытия русской.

1 2 философии" или «исторической формой ее существования» .

В современных исследованиях, посвященных отечественной традиции философии образования, преимущественное внимание уделяется наследию представителей русского религиозного ренессанса конца XIX-начала XX веков и мыслителям русского зарубежья. На данный момент лучше всего изучены педагогические идеи С. И. Гессена, В. В. Зеньковского,.

И. А. Ильина, Н. А. Бердяева, В. В. Розанова в работах С. А. Ан,.

М. В. Богуславского, В. И. Додонова, Н. Н. Забелиной, В. М. Кларина,.

B. М. Мальцевой и др.

Постепенно в поле научных интересов включается образовательная проблематика в творчестве отечественных философов более раннего периода. Начато плодотворное изучение философско-педагогических взглядов П. Д. Юркевича (Т. В. Бухалова, А. А. Никольская и др.),.

C. М. Соловьева, (влияние философской системы «всеединства» которого на развитие педагогических концепций проанализировано Е. И. ГлуховойЗ), ' Ф. М. Достоевского (П. Б. Бондарев и др.), JL Н. Толстого (И. Г. и Н. В. Геращенко, А. Я. Кожурин, А. А. Кудишина и др.), К. Д. Ушинского (В. Ю. Вельский и др.), мыслителей первой половины XIX в. (3. Ю. Желнина, JL И. Рудаков и др.). Наблюдается интерес и к славянофильской традиции: появляются статьи, посвященные противопоставлению И. В. Киреевским европейской и русской образованностив интеллектуальной биографии другого основателя славянофильства известный исследователь русской религиозной философии JI. Е. Шапошников выделяет главу «Педагогические воззрения А. С. Хомякова"4.

1 Гололобова Т. А., Емельянов Б. В., Наумов Н. Д. Русская философия как педагогика (вторая половина XIX — начало XX в.). Екатеринбург, 1999. С. 3. Ан С. А., ГолубеваЛ. Н. Педагогика как форма существования русской философии. Барнаул, 1996.

2 Наумов Н. Д. Философские основания педагогических теорий в России в XX в. Автореф. дис. д.филос.н. Екатеринбург, 2004. С. 34.

3 Глухова Е. М. Философско-педагогическая концепция B.C. Соловьева в контексте его философской системы «всеединства»: Дис. канд. пед. наук. М., 1998.

Шапошников Л .Е. А. С. Хомяков: человек и мыслитель. Н. Новгород, 2004. С. 97−117.

Такое предпочтительное внимание к религиозно-философской линии развития отечественной мысли в современных исследованиях связано с политико-идеологическими изменениями эпохи перестройки, реабилитацией и публикацией работ философов-идеалистов, поиске в православной традиции мировоззренческой основы для построения нового общества и обоснования гуманистической парадигмы образования. Этим же объясняется некоторая непопулярность мыслителей «противоположного лагеря».

В советский период было исследовано педагогическое наследие В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, И. П. Огарева, Д. И. Писарева, Н. Г. Чернышевского, Н. В. Шелгунова, которое ждет еще своего переосмысления с позиции современности.

Показательно, что никакие политические изменения не «пошатнули» устойчивого научного интереса к творчеству К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова и самого популярного философа-педагога — JI. Н. Толстого, деятельности и трудам которого посвящено огромное количество исследований.

В последние годы вышли в свет обобщающие монографии, которые рассматривают развитие философского осмысления образования на протяжении длительного периода российской истории, Среди них хотелось бы выделить исследования Е. Ф. Быковской («Мысль и школа: Философские исследования образования в России», Новосибирск, 2003), В. А. Кравцова («Философия образования в истории русской мысли», М., 2002), Н. В. Крыловой («Антропологические традиции в отечественной философии образования», СПб., 2001), К. В. Султанова («Идея поликультурного образования в русской традиции», СПб., 2004). Самой «всеохватывающей» является работа А. А. и П. А. Гагаевых «Русские философско-педагогические учения XVIII—XX вв.» (М., 2002), но изложение в ней взглядов многочисленных представителей отечественной «философии педагогики», в соответствии с избранным авторами «принципом персоналий"5, носит зачастую характер краткой словарной статьи.

Некоторые высказывания на тему философских основ педагогических теорий, а также анализ педагогической деятельности отдельных философов содержаться в фундаментальных трудах по истории педагогики М. И. Демкова, П. Ф. Каптерева, А. П. Медведкова, JI. И. Модзалевского и др.

Наконец, наблюдения и исследования по проблеме взаимосвязи философии и образования, русской образованности содержаться в оригинальных трудах отечественных философов и деятелей русской культуры XIX века, таких как К. С. Аксаков, Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Н. М. Карамзин, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев, В. Ф. Одоевский, В. С. Печерин, В. В. Розанов, Ю. Ф. Самарин, С. С. Уваров, А. С. Хомяков, Б. Н. Чичерин, П. Д. Юркевич и многих других.

В отдельную группу исследований можно выделить ставшие уже классическими истории русской философии Н. А. Бердяева, Е. А. Боброва, А. И. Введенского, В. В. Зеньковского, Э. JI. Радлова, Г. П. Флоровского, Г. Г. Шпета, Б. В. Яковенко, в которых рассмотрен феномен русской философии и затрагиваются некоторые аспекты взаимодействия философии и отечественной образовательной практики.

Особенности русской философской мысли в определенные периоды развития отечественного просвещения изучены Т. В. Артемьевой,.

A. И. Бродским, Ю. Ю. Булычевым, М. Н. Громовым, А. Ф. Замалеевым, 3. А. Каменским, М. С. Киселевой, Н. С. Козловым, Ю. В. Манном,.

B. С. Никоненко, А. М. Соколовым, Т. В. Чумаковой, С. М. Флегонтовой, П. С. Шкуриновым и др.

Институализация отечественной философии, история ее развития как учебной дисциплины исследована в работах А. И. Абрамова, В. В. Аржанухина, Т. В. Артемьевой, Б. В. Емельянова, Н. И. Безлепкина,.

5 ГагаевА. А., ГагаевП. А. Русские философско-педагогические учения XVIII—XX вв. М., 2002. С. 85.

Е. А. Овчинниковой, А. В. Панибратцева. В. С. Румянцева и др. Принципиальным для историко-философских разработок в этом направлении стал выход в свет обобщающего исследования В. Ф. Пустарнакова по истории университетской философии с первой четверти XVIII века до 1917 г. 6.

Для данного диссертационного исследования большое значение имел богатый эмпирический материал представленный в многочисленных работах историко-культурологического характера и исследованиях истории отечественного образования, на основе которого можно было делать принципиальные обобщения, а также позиции и выводы авторов этих трудов (А. Ю. Андреев, С. А. Белокуров, Е. Е. Голубинский, В. Я. Гросул, В. М. Живов, П. П. Знаменский, Г. С. Итенберг, В. К. Кантор, А. В. Карташев, В. О. Ключевский, И. В. Кондаков, А. С. Лаппо-Данилевский, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, П. М. Милюков, А. М. Панченко, С. В. Рождественский, П. Н. Сакулин, С. М. Соловьев, М. И. Сухомлинов, Б. А. Успенский, К. В. Харламович и др.).

Оценивая современный уровень разработки проблемы, можно сделать вывод о том, в настоящее время наиболее актуальной проблемой в рассматриваемом контексте является выявление принципиальной роли философии в формировании отечественной образовательной традиции. Это должно стать предметом специального изучения. Недостаточно изученными остаются предпосылки формирования философии образования в России и философское осмысление феномена образования в наследии русских мыслителей первой половины XIX века. Исследования институализации философии как учебной дисциплины, посвящены в первую очередь академической философии и мало внимания уделяют особенностям философской пропедевтики в средних учебных заведениях России.

Источниковая база исследования. Основными источниками диссертации стали, прежде всего, труды представителей отечественной.

6 Пустарнаков В. Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные философской, общественной и педагогической мысли, посвященные вопросам образования и воспитания. Позиции русских мыслителей до I XIX века были проанализированы преимущественно на основе авторских текстов, опубликованных в сборниках и антологиях. Философско-образовательные концепции, сложившиеся в России в XIX в., изучены диссертантом на материале трудов И. С. и К. С. Аксаковых, К. Д. Кавелина, И. В. Киреевского, П. JI. Лаврова, Н. И. Надеждина, В. Ф. Одоевского, Д. И. Писарева, Л. Н. Толстого, Б. Н. Чичерина и других отечественным мыслителей.

Другая группа источников, представленная материалами по истории отечественного образования конца XVIII—XIX вв.еков (правительственные постановления и распоряжения относительно народного просвещения, ^ объявления о преподаваемых учениях, образовательные проекты, учебные пособия и др.), была привлечена для прояснения стратегий власти в области образования, выявления философских оснований образовательной практики и особенностей бытования философии как самостоятельной учебной дисциплины в русской школе.

Научная новизна исследования заключается в тематическом изучении влияния философии как самобытной сферы духовной культуры на русскую образовательную традицию. Принципиальные положения, отражающие новизну исследования, формулируются в следующих пунктах:

1. Установлено, что характерной чертой русской духовной культуры является сопряженная эволюция форм становления философского знания и образовательных идей.

2. Показано, что отечественную образовательную традицию характеризует I единство нравственного и эстетического начал в понимании цели образования.

3. Выявлены «формы присутствия» философии в отечественной образовательной традиции: философская рефлексия вопросов образования и просвещенияфилософское обоснование педагогических теорий и практикифилософия как элемент нравственного-религиозного дискурсафилософия как самостоятельная учебная дисциплина в средней и высшей школефилософия как элемент культуры повседневности (обыденное понимание образованности, любительское философствование).

4. Установлено, что этапы институализации философии как учебной дисциплины соответствуют периодам становления светской образованности.

5. Установлено, что изменение содержания образовательных программ было обусловлено изменением представлений о статусе философии в конкретный исторический период.

6. Показано, что во второй половине XIX века за счет появления образовательных проектов, имеющих философское обоснование, развития педагогической теории и актуализации образовательной проблематики в философском дискурсе, возникают предпосылки формирования отечественной философии образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сопряженная эволюция философских и образовательных идей формирует своеобразие и определяет этапы отечественной образовательной традиции.

2. В ранний период развития русской философско-образовательной мысли (XII-XVI вв.) ее источником является интуиция, которая заключается в единстве эстетического и нравственного чувства целого, явленного в слове и образе.

3. В русской образовательной традиции философия оказывает влияние не только в форме академической дисциплины, но и в других формах (элемент нравственного-религиозного дискурса, философское обоснование педагогической практики, элемент культуры повседневности, философская рефлексии вопросов образования).

4. Институализация философии в русской секулярной культуре связана с пониманием философского знания как преимущественно «латинского» (XVII в.) и «европейского» (XVIII в.).

5. Социальный статус и понятие философии менялись на всем протяжении становления отечественной образовательной традиции в зависимости от социо-культурных особенностей различных исторических периодов, следствием чего являлось содержательное изменения образовательных программ.

6. Литературоцентрированное обращение философской мысли XIX века к проблеме национального образования обусловлено традиционной нравственно-эстетической направленностью русской духовной культуры.

7. В течение XIX века русская философская мысль разработала проблемное поле для обсуждения вопросов образования, на котором был реализован ряд философско-педагогических проектов (Яснополянская школа Л. Н. Толстого, классическая гимназия М. Н. Каткова, «хождения в народ» народников) и сформировалась объективная потребность в философии образования.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования. Исследование посвящено решению актуальной теоретической проблемы влияния философии на формирование отечественного образования. Автор впервые последовательно прослеживает взаимоотношения философии и образовательной практики в отечественной истории и формулирует ряд выводов, выявляющих особенности формирования отечественного философско-образовательного дискурса.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в возможности применения выводов исследования в курсах истории русской философии и культуры, истории отечественного образования, социальной философии, а также в других гуманитарных дисциплинах. Прикладная значимость данной работы обусловлена возможностью использования ее результатов в ходе реформы существующей системы образования с учетом отечественной образовательной традиции.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены на российских и международных конференциях, в том числе: на 10-й и 11-й международных конференциях молодых ученых СПбГУна международных конференциях «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 2001, 2003, 2006), на III Российском философском конгрессе (Москва, 2002). Результаты исследования были использованы при подготовке спецкурса «Проект просвещения в русской философии XIX века». Опубликован ряд статей по темам, освещающим определенные аспекты основной проблематики исследования.

Работа была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена 8 декабря 2006 г.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка источников и использованной литературы.

Заключение

.

В диссертационном исследовании было проанализировано становление отечественной образовательной традиции во взаимосвязи с развитием философского знания, что позволило сформулировать выводы, состоящие в следующих положениях:

1. Сопряженная эволюция философских и образовательных идей задает своеобразие отечественной образовательной традиции и определяет исторические этапы ее формирования.

2. В ранний период развития русской философско-образовательной мысли (XII-XVI вв.) формируются основополагающие философско-мировоззренческие и философско-антропологические предпосылки опыта отечественного образования, характеризующиеся единением нравственного и эстетического принципов формирования личности.

3. Институализация философии в отечественной культуре связана с пониманием ее как рационального научного знания, являющегося элементом западной образованности («латинской» (XVII в.) и «европейской» (XVIII в.)), а также необходимым моментом становления светского образования в России и включения ее в общеевропейский культурный контекст.

4. Изменения социального статуса философии были непосредственно связаны с конкретно историческими условиями определенного периода (направлением государственной политики, общественной оценкой событий в Европе, популярностью тех или иных философских течений и др.), следствием чего являлось изменение содержания образовательных программ.

5. Характерная для отечественной образовательной традиции интуиция нравственно-эстетической целостности сказалась на особом отношении к литературному слову и определила философско-педагогические стратегии преобразования российской действительности в XIX в. 6. Усвоение отечественной мыслью XIX в. категориального аппарата европейской философии и интерпретация проблем национальной образованности в историософком контексте в сочетании с социально-политическими условиями и реализацией ряда философско-педагогических проектов второй половины XIX в. явились предпосылкой формирования философии образования как самостоятельной научной дисциплины в России.

Подводя общий итог работы, можно утверждать, что вне зависимости от форм присутствия философии в русской образовательной традиции (имманентных или институализированных) философия является значимым фактором становления отечественного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.С. Отчего так не легко живется в России? М.: «РОССПЭН», 2002. — 1008с. — (Сер. «Из истории отечественной философской мысли»).
  2. К.С. Полное собрание сочинений. Том 1. М., 1861.
  3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв./Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митбров. М.: Педагогика, 1985. -363с.
  4. Антология педагогической мысли России XVIII в./Сост. И. А. Соловков. -М.: Педагогика, 1985. 480с.
  5. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560с.
  6. А.Т. Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожой и ея детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей. Ч. I. М.: Тип. Императ. Московского ун-та, 1776.
  7. А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков / Вступ. статья и прим. А. В. Гулыги. М.: Современник, 1986. — 767 с. (Сер. «Память»)
  8. Ю.Вук М. Которому из двух классических языков следовало бы отдать предпочтение в классических гимназиях? // Гимназия. 1898. Вып.1.с.1−40.
  9. П.Вяземский П. А. Записные книжки/Сост., вступ. ст., коммент. Д. П. Ивинского. М.: Русская книга, 1992. — 384с. — (Русские дневники).
  10. И.Гоголь Н. В. Избранные статьи/Пред, и сост. И. Золотусского. М.: Современник, 1980.- 332с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»).
  11. И.Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 6. Духовная проза- Критика- Публицистика / Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. -М.: Русская книга, 1994. 560с.
  12. Т.Н. Грановский и его переписка. Том 2. Изд. первое. М.: Товарищ. Тип. А. И. Мамонтова, 1897. — 497с.
  13. И.И. Возможна ли у нас германская философия? // Москвитянин. 1841. Часть 2. № 4, отд. «Науки». С. 385−401.
  14. И.И. Начальные основания Логики. Для благородных воспитанников Университетского Пансиона. М.: Университет, типогр., 1821.
  15. Ф.М. Полное собр. соч. в 30 тт. Т. 19. Статьи и заметки. 1861 г.-Л.: Наука, 1979.-359с.
  16. К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры/Сост., вступ. статья В. К. Кантора. М.: Правда, 1989, — 655с. — (Сер. «Из истории отечественной философской мысли»).
  17. К.Д. Собр. соч. в 4 т. Т. И. Публицистика. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича. 1898. — XXXI, 1258 стб.
  18. Н.М. Избранные статьи и письма /Составл., вступит, ст. и крммент. А. Ф. Смирнова. М.: Современник, 1982. — 351 с. (Б-ка «Любителям российской словесности»)
  19. И.В. Избранные статьи/Сост., вступ. статья и коммент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. — 383с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»).
  20. И. В. Критика и эстетика. Сост., вступ. статья и прим. Ю. В. Манна. М.: Искусство, 1979. — 439с. — (История эстетики в памятниках и документах)
  21. В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3. -М.: Мысль, 1993.558 с.
  22. В.О. Собрание сочинений в 9 т. Т. VII. Специальные курсы / Под. ред. В.Л. Янина- Послесл. и коммент. Р. А. Киреевой. М.: Мысль, 1989.-508 с.
  23. В.О. Собрание сочинений в 9 т. Т. IX. Материалы разных лет / Под. ред. В.Л. Янина- Послесл. и коммент. Р. А. Киреевой. М.: Мысль, 1990.-525 с.
  24. П.Н. Воспоминание о Тимофее Николаевиче Грановском (посвящено ученикам его) // Грановский Т. Н. Избранные сочинения/Ред. В. А. Соколова. М.: Изд-во В. В. Думкова, 1905. с. XVI-XXVI.
  25. А.П. Наставление воспитанникам//Вече: Альманах русской философии и культуры. Вып. 2. СПб., 1995. с. 42−46.
  26. В. Начальные основания философии (Учебные записки). По проф. Кудрявцеву и др. применительно для духовных семинарий, составлено преподавателем Литовской дух. семинарии. Вильна: Тип. М. Б. Жирмунского, 1891. — 347с.
  27. П. Л. Знание и сила // Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах. Т. II. 1873−1874. М.: Изд-во всесоюзного общества политкаторжан, 1934. С. 67−123.
  28. К. Н. Записки отшельника / Сост., вступ. ст., примеч.
  29. B. Кочеткова. М.: Русская книга, 1992. — 544 с.
  30. Материалы для истории учебных реформ в России XVIII XIX вв. / Сост.
  31. C. В. Рождественский. СПб., 1910. — 395с.
  32. Н.И. Сочинения в двух томах. T. I: Эстетика. T. II: Философия / Под. ред. З. А. Каменского. СПб.: Издательство РХГИ, 2000. — 976 с.
  33. А. О чтении древних писателей в гимназиях // Гимназия. 1898. Вып.5.
  34. А.В. Дневник. В трех томах. Том 1. 1826−1857. М.: Худлит, 1955.-543 с.
  35. А.П. О назначении гимназий в системе народного образования и об учебном их курсе. СПб.: Тип., Морского Министерства, 1860. — 48с.
  36. Объявление о преподаваемых учениях в гимназии императорского Московского Университета с 17 августа 1803 по 28 июня 1804. М.: Университет, тип., 1803.- 12с.
  37. М. Обзор философских учений для духовных семинарий, составленный преподавателем вифанской духовной семинарии. М., 1879.
  38. B.C. Замогильные записки (Apologia pro vita mea) // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: (Мемуары современников). -М.: Изд-во МГУ, 1989, с. 148−312.
  39. М.П. Об ученом сословии и историческом его значении // Речи, произнесенные в торжественном собрании Императорского Московского университета июля 5 дня 1834 г. -М.: Университет, тип., 1834. С.5−28.
  40. М.П. Слово о назначении университетов вообще и в особенности русских // Речи и стихи, произнесенные в торжественном собрании Императорского Московского университета июня 26дня 1830 г. М.: Университет, тип., 1830. С. 109−128.
  41. А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.VII. М.: Наука, 1976.
  42. В.В. Сумерки просвещения/Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. — 624с.
  43. Ф. В. Ох, Французы!/Сост., вступ. ст., примеч. Г. Д. Овчинникова. М.: Русская книга (Советская Россия), 1992. — 336с.
  44. Русская беседа. 1856. Кн. 1−4.
  45. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. В 2-х т.Т.2. / Сост., вступит, статья и примеч. З. А. Каменского. М.: Искусство, 1974. 647с.
  46. Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям ведомства Министерства Народного Просвещения. СПб., 1874.
  47. С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. XVIII. Работы разных лет/Отв. Ред. И.Д. Ковальченко- коммент. Н. И. Цимбаева. М.: Мысль, 1995. -717с. ?
  48. М.М. Руководство к познанию законов. СПб.: Наука, 2002. -680с. — (Сер. «Русская государственная мысль»)
  49. П.В. Значение преподавания философских наук в системе семинарского образования // Богословский Вестник Московской Духовной Академии М., 1898, Том 1. Март, отд. 3, с. 416−444.
  50. Д.А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782г. СПб.: Тип. Имп. Анадемии Наук, 1883. — 100с.
  51. JI. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. — 544 с. — (Сер. «Педагогическая библиотека»)
  52. Н.И. Россия и русские / Пер. и вступ. статья С. В. Житомирской, комм. А. Р. Курилкина. М.: ОГИ, 2001. — 744с.
  53. С.С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 18 331 843. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1864.
  54. С.С. Речь президента Императорской Академии Наук, попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, в торжественном собрании Главного Педагогического Института 22 марта 1818 г. СПБ.: Тип. департамента народного просвещения. — 1818.
  55. Учение славянофилов. Передовые статьи газеты «Молва». 1857 // Русский Вестник. 1900. № 11. с. 371−409.
  56. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. I. / Сост. С. Ф. Егоров. -М, 1988.-416 с.
  57. Е.М. Материалы для истории просвещения в России. 4.1. M.JI. Магницкий. Спб., 1865.
  58. А.С. О старом и новом: Статьи и очерки/Вступ. статья и коммент. Б. Ф. Егорова. М.: Современник, 1988. — 462с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»)
  59. А.С. Полное собрание сочинений. Изд. 4. Том. I. М., 1911.-404с.
  60. Хомяков А. С Сочинения в двух томах. Том 1. Работы по историософии/Вступ. статья, сост. и коммент. В. А. Кошелева. М.: Медиум, 1994. — 590с. — (Сер. «Из истории отечественной философской мысли»),
  61. Н. Г. Сочинения в 2 т. Т. II. М.: Мысль, 1987. 687 с.
  62. .Н. О народности в науке. Часть I // Русский Вестник. 1856. Т. 3. Май: книга первая. Отд. «Современная летопись», с.62−71.
  63. .Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. — 656с. — (Сер. «Русская государственная мысль»)
  64. С.П. Взгляд русского на современное образование Европы // Москвитянин. 1841. Часть I. № 1−2. Отд. «Науки», с. 219−296.
  65. П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. — 670с. -(Сер. «Из истории отечественной философской мысли»),
  66. Л. Курс философии для гимназий Российской империи. СПб., 1815−1817.
  67. И. История гимназического образования в России (XVIII-XIX вв.). СПб.: Изд-е О. Богдановой, 1912.
  68. Е.В. Время Петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. — 496 с. -(Историческая библиотека «Хроника трех столетий: Петербург Петроград — Ленинград»)
  69. А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М.: Языки русской культуры, 2000. -312с. — (Сер. «Studia historica»).
  70. А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII -первой половины XIX века. М.: Знак, 2005. — 432с. — (Сер. «Studia historica»).
  71. В.В. Философское образование в России в XVIII в. // Философские науки. 1987, N 2. с. 49−59.
  72. Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб.: Алетейя, 1997.-319 с.
  73. Т.В. «Кафедральная философия в России». Истоки и традиция // Сфинкс. Петербургский философский журнал. 1994. № 2. с.7−46.
  74. Т. В., Микешин М. И. Христиан Вольф и русское вольфианство // Философские науки 1990 № 1. с.64−75
  75. Н.И. Философия языка в России: К истории русской лингвофилософии. СПб.: «Искусство — СПБ», 2001. — 392с.
  76. Н.И., Качарава В. Б., Солонин Ю. Н. Академический университет и начало преподавания философии в России // Вече: Альманах русской философии и культуры. Вып. 12. СПб., 1999. с. 17−41.
  77. А.Г. О чтении философских сочинений Цицерона в гимназии // Гермес, 1908, № 1 с. 25−26, № 2 с. 218−220.
  78. С.А., Зерцалов А. Н. О немецких школах в Москве в I четверти XVIII в. (1701−1715гг.). (Изд-е Имп. Общества Истории и Древностей Российских при Моск. Ун-те.) М.: Тип. Штаба Моск. Военного округа, 1907-XLI, 244с.
  79. В.Ю. Принцип народности в системе социально-философских воззрений К.Д.Ушинского. М.: Московский университет МВД России, 2002.-161 с.
  80. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. с.43−272.
  81. В.В. Другое начало. СПб.: «Наука», 2003. — 430 с. (Сер. «Слово о сущем» Т. 47)
  82. Бим-Бад. Б. М. Педагогическая антропология. М.: Изд-во УРАО, 2002 -208с.
  83. Е.А. Философия в России. Материалы, исследования и заметки. Вып. 1−6.-Казань, 1899−1902.
  84. М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика. 2000. № 4. С. 6370
  85. В.Я. Активное народничество семидесятых годов. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1912.
  86. П.Е. Образ «другого» в русской культуре и мифологема Империи // Вече: Альманах русской философии и культуры. Вып. 4. СПб, 1995. С. 5−29.
  87. Е.Ф. Мысль и школа: Философские исследования образования в России. Новосибирск: УрГУ, 2003. — 140с. — (Серия1. Школа мысли")
  88. В раздумьях о России (XIX век). М.: Археогр. центр, 1996. 441с.
  89. А.П. Образование в России: стратегия Выбора. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 128 с.
  90. А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3. С. 15−19.
  91. Введенский А. И Судьбы философии в России//Введенский А.И., Лосев
  92. A.Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии/Сост., вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991, с. 26−67.
  93. С.А. Собрание сочинений. Т. III. «Передовой боец славянофильства». СПб.: Прометей, 1912.
  94. Ц. Х. Граф С.С. Уваров и его время/Пер. с англ. Н. Л. Лужецкой. СПб., «Академический проект», 1999. — 350с. — (Серия «Современная западная русистика», т.22)
  95. А.А., Гагаев П. А. Русские философско-педагогические учения XVIII—XX вв.. М.: «ТИД „Русское слово — РС“, 2002. — 464с.
  96. П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике // Педагогика. 2001. № 1. С. 58−63.
  97. М. О. Избранное. Том. 3. Образы прошлого. Москва -Иерусалим: Университетская книга, Gesharim, 2000. 704 с. — (Российские Пропилеи)
  98. ГессенС. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Сост. П. В. Алексеев. М.: „Школа-Пресс“, 1995. — 448с.
  99. Т.А., Емельянов Б. В., Наумов Н. Д. Русская философия как педагогика (вторая половина XIX начало XX в.): Учеб. Пособие. -Екатеринбург: УрГУ, 1999. — 116 с.
  100. Е.Е. История русской церкви. Т. I. М.: Университетская типография, 1900.-968 с.
  101. В. Я. Русское общество XVIII—XIX вв.еков: Традиции и новации /
  102. B.Я. Гросул- Ин-т российской истории. М.: Наука, 2003, — 517с.
  103. В. Я., Итенберг Г. С., Твардовская В. А., ШациллоК. Ф., Эймонтова Р. Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 440с.
  104. А.А. Метафизика и транспедагогика Петербурга//Петербург на философской карте мира. Выпуск 2/Санкт-Петербургский научныйцентр Российской академии наук. СПб., 2003. — (Серия „Петербург в европейском пространстве науки и культуры“) с.90−98.
  105. И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) — Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. 399 с.
  106. М.И. История русской педагогики. Часть I. Древнерусская педагогия (X-XVII вв.)/Издание журнала „Гимназия“. Ревель, 1895. -325с.
  107. М.И. История русской педагогики. Часть II. Новая русская педагогия (XVIII век). СПб., 1897.
  108. М.И. История русской педагогики. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век) М., 1909. — 532с.
  109. В.М. Язык и культура в России XVIII века. М.: Школа „Языки русской культуры“, 1996. — 591с. (Сер. „Язык. Семиотика. Культура“).
  110. . В. Борьба эстетических идей в России середины XIX века (1848−1861). Д.: Искусство, 1982. 269 с.
  111. А. А. Главная особенность русской истории философии // Вече: Альманах русской философии и культуры. Выпуск 6. СПб., 1996. с.36−60.
  112. В.В. Драматическая история кириллицы. Великий петровский перелом. Электронная версия http://www.paratype.ru/e-zine/issue04/peterl/peterlc.htm#7
  113. М.Г. Философия образования: типологический подход. -СПб.: Санкт-Петербургский государственный ун-т педагогического мастерства, 2003. 382с.
  114. А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. JI. „Наука“, 1987.
  115. В.В. История русской философии в 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 544 с.
  116. В.В. Русские мыслители и Европа/Сост. П.В. Алексеева- Подгот. Текста и примеч. Р.К. Медведевой- Вступ. ст. В. Н. Жукова и М. А. Маслина. М.: Республика, 2005. — 368с. — (Сер. „Мыслители XX века“),
  117. П. П. Духовные школы в России до реформы 1808 года. -Казань: 1881.
  118. . С. Российская интеллигенция и Запад: Век XIX. Очерки. -М.: Наука, 1999.-233 с.
  119. Н. И. Об одной идеологической формуле николаевской эпохи // Контекст-1989. М.: Наука, 1989, с.5−41
  120. Каменский 3. А. Н. И. Надеждин: Очерк философских и эстетических взглядов (1828−1836). М.: Искусство, 1984. — 208с.
  121. Каменский 3. А. Русская философия начала XIX в. и Шеллинг. М.: Наука, 1980.-323 с.
  122. Каменский 3. А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. СПб.: РХГИ, 2003. — 536с.
  123. Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалистическая школа). М.: Мысль, 1971. — 396с.
  124. В. К. Русская классика, или Бытие России. М.: РОССПЭН, 2005. — 768с. — (Серия „Российские Пропилеи“)
  125. П. Ф. История русской педагогики / Пред. Н.В. Бордовской- послесл. В. П. Борисенкова. СПб.: Алетейя, 2004. — 560с. — (Серия „Библиотека русской педагогики“)
  126. КарташевА. В. Очерки по истории русской церкви. Том I, II. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. М.: Наука, 1991. — Том I, 704с.- Том II, 576с.
  127. Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. М.: Изд-во МГОПУ, 1998. — 302с.
  128. М.С. Древнерусские книжники и власть // Вопросы философии. 1998, № 7.
  129. М.С. Учение книжное: Текст и контекст древнерусской книжности. -М.: „Индрик“, 2000. 256 с.
  130. КожуринА. Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2005. — 184с.
  131. КожуринА. Я., Кучина JI. И. Проблемы науки и образования в социальной философии JI. Н. Толстого // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2004. № 3. С. 113−125.
  132. А.Я., Кучина Л. И. Феномен человека в культуре русского просвещения // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансовю 2006. № 4 (48). С. 124.
  133. Н. Нечто о древних языках. Киев: Тип. Имп. Ун-та св.Владимира., 1913.-29с.
  134. А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. М.: Модест Колеров, 2003. — 304с. — (Серия: „Исследования по истории русской мысли“, т.9)
  135. А. А. Курс русской истории XIX века/Вступ. ст. А. А. Левандовского. М.: Высш.шк., 1993 — 446 с. — (Серия: „Историческое наследие“),
  136. А. А. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.-576с.
  137. В. А. Философия образования в истории русской мысли: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 230с.
  138. Н. В. Антропологические традиции в отечественной философии образования. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. — 168с.
  139. А.А. Философия образования Л. Н. Толстого/Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., 2000. — 18с.
  140. И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть. Эстетика Киевской Руси. М.: Мол. гвардия, 1990. 301 с.
  141. Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII XVIII вв. — М.: Наука, 1990. — 293с.
  142. Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб.: Наука. 1991. — 371 с.
  143. Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. — 559с. (Библиотека философа)
  144. П. Сухопутный Шляхетный кадетский корпус (ныне 1-й кадетский корпус) при графе Минихе с 1732 по 1741 г. Исторический очерк. СПб.: Книгопечат. Шмитд, 1907. — 188с.
  145. А. И. Академические гимназии при Московском Университете // Педагогика. 2002. № 4.С. 69−75.
  146. В. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899. -(Издание общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. Выпуск III)
  147. Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. М.: Наука, 1976. — (Сер. „Из истории мировой культуры“)
  148. Н.И. Судьба книги Самуила Пуфендорфа „О должностях человека и гражданина“ в России // Немцы в России: российско-немецкий диалог. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 187−198.
  149. Ю.В. Русская философская эстетика. М.: МАЛП, 1998. — 381с.
  150. Ю.Д., Тишкин Г. Ф. Отечеству на пользу, а россиянам на славу: Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII -начале XIX в. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1988. — 232с.
  151. П.Н. Очерки по истории русской культуры в Зт. Т.2, ч.2. М.: „Прогресс-Культура“, 1994 — 496с.
  152. А. Н. Образование и воспитание с точки зрения классической философии // Философия образования и творчество/Сост., пред. В. И. Стрельченко. СПб.: РХГИ, 2002, с. 269−285.
  153. B.C. Русская философия накануне Петровских преобразований. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1996. -216с.
  154. Е. А., Чумакова Т. В. Проблемы взаимодействия России и Запада в области просвещения (XV XIX вв.) // Русская и европейская философия: пути схождения. — Электронная версия: http://anthropology.ru/ru/texts/ovchinn/ruseur03.html
  155. Е. А. Философия лицейских профессоров // Петербург на философской карте мира/Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук. СПб., 2002. — (Серия „Петербург в европейском пространстве науки и культуры“) с.58−65.
  156. Е. А., Чумакова Т. В. Философия в Санкт-Петербургском университете в 1819—1850 гг.. // Вече: Альманах русской философии и культуры. Вып. 12. СПб., 1999. с.41−65.
  157. А. В. Просвещение разума. Становление академической науки в России. СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. — 624с.
  158. А. В. Взлет и падение И.Б. Шада, или О превратностях судьбы одного немецкого фихтеанца на русской службе // История философии/РАН. Ин-т философии- Отв. ред. A.M. Руткевич. М., 1999. -N4. с.106−125
  159. А. В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (I четв. XVIII в.)/РАН. Ин-т философии М., 1997 — 152с.
  160. А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. -СПб.: Юна, 1999.- 520с.
  161. В. И. Философия образования в России как объект комплексного исследования. Автореф. дис.. д. философ, н. Барнаул, 2002.-34с.
  162. Т.А. Философско-антропологические основания российской педагогики XIX начала XX в. Дис. на соиск. учен. степ, д.филос.н. Екатеринбург, 2004. — 250 с.
  163. Н. С. Между „мрачным субъектом“ и „светлой личностью“.
  164. Понятия персональное&trade- в истории русской мысли. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/plotl.html
  165. А.А. Слово и миф. М.: „Правда“, 1989. 624 с. — (Сер. „Из истории отечественной философской мысли“).
  166. В.Ф. Еще раз о сущности философии русского просвещения 1860-х гг. и впервые о его кризисе//История философии /РАН. Ин-т философии- Отв. ред. A.M. Руткевич. М., 1999. — N 4, с.57−89.
  167. В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб.: Изд-во РХГИ, 2003. — 919с.
  168. В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа/РАН. Ин-т философии. М., 2002. — 341с.
  169. Э.Л. Очерк истории русской философии//Введенский А.И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии/Сост., вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991, с. 96−217.
  170. С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII XIX вв. Том I. — СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. -680,48с.
  171. И. Б. Образовательные парадигмы в истории философии. Дисс. на соиск. д.филос.н. СПб., 2003.-400 с.
  172. И.Б. Философия образования в русской культуре XIX века // Философия детства и социокультурное творчество: Материалы X Международной конференции „Ребенок в современном мире. Культура и детство“. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003, с. 58−65
  173. С.И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000.-368с.
  174. Л.И. Петр Чаадаев // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 7. 1996. с. 108−211.
  175. Л.И. Проблема народного образования в России в посланиях А. С. Пушкина и П. Я. Чаадаева императору Николаю I // Философия образования и творчество / Сост., пред. В. И. Стрельченко. СПб.: РХГИ, 2002. С. 285−299.
  176. B.C. Ртищевская школа // Вопросы истории. 1983, N5. с. 179 184.
  177. Русская философия: философия как специальность в России. Вып. 1. -М.: Изд-во РАН, 1992. 304с.
  178. П.А. Русская культура IX—XX вв.. Опыт осмысления. СПБ.: Паритет, 2005. — 704 с.
  179. В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв.. М., 1982.
  180. Г. И. Академия наук и развитие образования в России в XVIII веке//Вестник Российской академии наук. Том 70, (2000), № 7, с. 635−644.
  181. Л. А. Философия и история образования. М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 1999. — 272с.
  182. Ф.А. Чаемая Россия/Сост. и послесловие А. А. Ермичева. -СПб.: РХГИ, 1999. 480с. — (Сер. „Из архива русской эмиграции“)
  183. В. И. Проблема антропологического синтеза и перспективы философии образования//Философский век. Альманах. Вып
  184. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции, 19−21 декабря 2002 г., Санкт-Петербург. Часть З/Отв. Ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. с. 109−119.
  185. Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм/Сост. В. Н. Жукова и А. П, Полякова- Вступ. ст. и примеч. В. Н. Жукова. М.: Республика, 1997. — 527с. — (Мыслители XX века).
  186. К. В. Идея поликультурного образования в русской традиции. 2-е изд. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. -260с.
  187. А. Д. Столетняя дискуссия: Западничество и самобытность в русской философии/РАН. Ин-т философии. М., 1998. — 198с.
  188. К. А. Образовательная ценность латинского языка перед судом современной педагогической науки. СПб.-М.: Изд. тов-ва М. О. Вольфа, 1914.-25 с.
  189. . А. Избранные труды. Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2 изд., испр. и доп. М.: Школа „Языки русской культуры“, 1996. — 608 с.
  190. Г. П. Святые Древней Руси/Пред. Д. С. Лихачева и А.В. Меня- коммент. С. С. Бычкова. М.: Моск. рабочий, 1990. — 269с.
  191. Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам)/Вступ. ст. Н.И. Толстого- подготовка текста и комм.
  192. A.Л.Топоркова. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. — 192с. — (Традиционная духовная культура славян. Из истории изучения).
  193. Г. П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х тт./Сост., вступ. ст., прим. Бойкова
  194. B.Ф.-СПб.: София.-Том1,1991,-352с.-ТомII, 1992, -350с.
  195. А.Н. О наказаниях по законодательству Петра Великого в связи с реформою. Историко-юридическое исследование. М.: Университет. Типограф., 1891. -X, 469 с.
  196. М.М. Судьбы русской философии. Очерки Часть I, II. -СПб., 1904.
  197. Философия Фихте в России. СПб.: РХГИ, 2000. — 368с.
  198. Философия Шеллинга в России. СПб.: РХГИ, 1998. — 528 с.
  199. Философский век. Альманах. Вып. 3. Христиан Вольф и русское вольфианство / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1998.-393 с.
  200. Философский век. Альманах. Вып 6. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение / Отв. Ред. М. Ф. Харламович, М. И, Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1998. -304 с.
  201. С.М. Джон Локк и русская школа // Философия образования и творчество/Сост., пред. В. И. Стрельченко. СПб.: РХГИ, 2002, с. 258−269.
  202. Г. В. Из прошлого русской мысли. М.: „Аграф“, 1998. -432с. — (Путь к очевидности).
  203. Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. — 602с.
  204. И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — 242с.
  205. С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Вехи. Их глубины. М.: 1991. С. 167−200.
  206. К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. T.I. Казань: Изд-во книж. маг. М. А. Голубева, 1914.-XXIV, 876, LXVI.
  207. Т.В. К вопросу о древнерусской образованности // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия
  208. Symposium». Вып. 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.403−406.
  209. Т.В. Образ человека в культуре Древней Руси (опыт философско-антропологического анализа). Автореф. на соиск. докт. филос. наук. СПб., 2002. Электронная версия: http://www.countries.ru/library/sophia/obrazch.htm
  210. JI.E. А.С. Хомяков: человек и мыслитель: Монография. -Н.Новгород: Изд-во НГПУ и Нижегородского гуманитарного центра, 2004.-180с.
  211. С.О. Общественное самосознание российского благородного сословия, XVII первая треть XIX века/С.О. Шмидт- Ин-т славяноведения. — М.: Наука, 2002. — 365с.
  212. Г. Г. Очерк развития русской философии//ВВеденский А.И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии/Сост., вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991, с. 217−591.
  213. Эпоха Николая I / Под ред. М. О. Гершензона. М.: Образование, 1910. — 190с.
  214. . В. История русской философии: Пер. с чеш./Обш.ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. М.: Республика, 2003. — 510с.
  215. .В. Мощь философии. Спб.: Наука, 2000. — 975с. — (Сер. «Слово о Сущем»)
  216. О.А. А.П. Куницын: невостребованное наследие//Вече: Альманах русской философии и культуры. Выпуск 2. СПб., 1995. с. 25−42.
Заполнить форму текущей работой