Философия как фактор формирования отечественной образовательной традиции
Диссертация
C. М. Соловьева, (влияние философской системы «всеединства» которого на развитие педагогических концепций проанализировано Е. И. ГлуховойЗ), ' Ф. М. Достоевского (П. Б. Бондарев и др.), JL Н. Толстого (И. Г. и Н. В. Геращенко, А. Я. Кожурин, А. А. Кудишина и др.), К. Д. Ушинского (В. Ю. Вельский и др.), мыслителей первой половины XIX в. (3. Ю. Желнина, JL И. Рудаков и др.). Наблюдается интерес… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философия и становление светской образованности в России
- 1. 1. Православно-патриархальное воспитание в Древней Руси
- 1. 2. Латинская образованность и русская школа
- XVII. — начала XVIII века
- 1. 3. Идеи европейского Просвещения и формирование системы отечественного образования в XVIII веке
- 2. 1. Самосознание русской философской мысли и проблема национального просвещения в первой трети XIX века
- 2. 2. Идеология официальной народности и поляризация общественно-философской мысли: спор о путях отечественной образованности
- 2. 3. Образовательная практика второй половины XIX века и предпосылки формирования философии образования в России
Список литературы
- Аксаков И.С. Отчего так не легко живется в России? М.: «РОССПЭН», 2002. — 1008с. — (Сер. «Из истории отечественной философской мысли»).
- Аксаков К.С. Полное собрание сочинений. Том 1. М., 1861.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв./Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митбров. М.: Педагогика, 1985. -363с.
- Антология педагогической мысли России XVIII в./Сост. И. А. Соловков. -М.: Педагогика, 1985. 480с.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560с.
- Болотов А.Т. Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожой и ея детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей. Ч. I. М.: Тип. Императ. Московского ун-та, 1776.
- Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков / Вступ. статья и прим. А. В. Гулыги. М.: Современник, 1986. — 767 с. (Сер. «Память»)
- Ю.Вук М. Которому из двух классических языков следовало бы отдать предпочтение в классических гимназиях? // Гимназия. 1898. Вып.1.с.1−40.
- П.Вяземский П. А. Записные книжки/Сост., вступ. ст., коммент. Д. П. Ивинского. М.: Русская книга, 1992. — 384с. — (Русские дневники).
- И.Гоголь Н. В. Избранные статьи/Пред, и сост. И. Золотусского. М.: Современник, 1980.- 332с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»).
- И.Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 6. Духовная проза- Критика- Публицистика / Сост. и коммент. В. А. Воропаева, И. А. Виноградова. -М.: Русская книга, 1994. 560с.
- Т.Н. Грановский и его переписка. Том 2. Изд. первое. М.: Товарищ. Тип. А. И. Мамонтова, 1897. — 497с.
- Давыдов И.И. Возможна ли у нас германская философия? // Москвитянин. 1841. Часть 2. № 4, отд. «Науки». С. 385−401.
- Давыдов И.И. Начальные основания Логики. Для благородных воспитанников Университетского Пансиона. М.: Университет, типогр., 1821.
- Достоевский Ф.М. Полное собр. соч. в 30 тт. Т. 19. Статьи и заметки. 1861 г.-Л.: Наука, 1979.-359с.
- Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры/Сост., вступ. статья В. К. Кантора. М.: Правда, 1989, — 655с. — (Сер. «Из истории отечественной философской мысли»).
- Кавелин К.Д. Собр. соч. в 4 т. Т. И. Публицистика. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича. 1898. — XXXI, 1258 стб.
- Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма /Составл., вступит, ст. и крммент. А. Ф. Смирнова. М.: Современник, 1982. — 351 с. (Б-ка «Любителям российской словесности»)
- Киреевский И.В. Избранные статьи/Сост., вступ. статья и коммент. В. Котельникова. М.: Современник, 1984. — 383с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»).
- Киреевский И. В. Критика и эстетика. Сост., вступ. статья и прим. Ю. В. Манна. М.: Искусство, 1979. — 439с. — (История эстетики в памятниках и документах)
- Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 3. -М.: Мысль, 1993.558 с.
- Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 т. Т. VII. Специальные курсы / Под. ред. В.Л. Янина- Послесл. и коммент. Р. А. Киреевой. М.: Мысль, 1989.-508 с.
- Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 т. Т. IX. Материалы разных лет / Под. ред. В.Л. Янина- Послесл. и коммент. Р. А. Киреевой. М.: Мысль, 1990.-525 с.
- Кудрявцев П.Н. Воспоминание о Тимофее Николаевиче Грановском (посвящено ученикам его) // Грановский Т. Н. Избранные сочинения/Ред. В. А. Соколова. М.: Изд-во В. В. Думкова, 1905. с. XVI-XXVI.
- Куницын А.П. Наставление воспитанникам//Вече: Альманах русской философии и культуры. Вып. 2. СПб., 1995. с. 42−46.
- Лавров В. Начальные основания философии (Учебные записки). По проф. Кудрявцеву и др. применительно для духовных семинарий, составлено преподавателем Литовской дух. семинарии. Вильна: Тип. М. Б. Жирмунского, 1891. — 347с.
- Лавров П. Л. Знание и сила // Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах. Т. II. 1873−1874. М.: Изд-во всесоюзного общества политкаторжан, 1934. С. 67−123.
- Леонтьев К. Н. Записки отшельника / Сост., вступ. ст., примеч.
- B. Кочеткова. М.: Русская книга, 1992. — 544 с.
- Материалы для истории учебных реформ в России XVIII XIX вв. / Сост.
- C. В. Рождественский. СПб., 1910. — 395с.
- Надеждин Н.И. Сочинения в двух томах. T. I: Эстетика. T. II: Философия / Под. ред. З. А. Каменского. СПб.: Издательство РХГИ, 2000. — 976 с.
- Нейфельдт А. О чтении древних писателей в гимназиях // Гимназия. 1898. Вып.5.
- Никитенко А.В. Дневник. В трех томах. Том 1. 1826−1857. М.: Худлит, 1955.-543 с.
- Николаи А.П. О назначении гимназий в системе народного образования и об учебном их курсе. СПб.: Тип., Морского Министерства, 1860. — 48с.
- Объявление о преподаваемых учениях в гимназии императорского Московского Университета с 17 августа 1803 по 28 июня 1804. М.: Университет, тип., 1803.- 12с.
- Остроумов М. Обзор философских учений для духовных семинарий, составленный преподавателем вифанской духовной семинарии. М., 1879.
- Печерин B.C. Замогильные записки (Apologia pro vita mea) // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: (Мемуары современников). -М.: Изд-во МГУ, 1989, с. 148−312.
- Погодин М.П. Об ученом сословии и историческом его значении // Речи, произнесенные в торжественном собрании Императорского Московского университета июля 5 дня 1834 г. -М.: Университет, тип., 1834. С.5−28.
- Погодин М.П. Слово о назначении университетов вообще и в особенности русских // Речи и стихи, произнесенные в торжественном собрании Императорского Московского университета июня 26дня 1830 г. М.: Университет, тип., 1830. С. 109−128.
- Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-ти томах. Т.VII. М.: Наука, 1976.
- Розанов В.В. Сумерки просвещения/Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. — 624с.
- Ростопчин Ф. В. Ох, Французы!/Сост., вступ. ст., примеч. Г. Д. Овчинникова. М.: Русская книга (Советская Россия), 1992. — 336с.
- Русская беседа. 1856. Кн. 1−4.
- Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. В 2-х т.Т.2. / Сост., вступит, статья и примеч. З. А. Каменского. М.: Искусство, 1974. 647с.
- Сборник постановлений и распоряжений по гимназиям и прогимназиям ведомства Министерства Народного Просвещения. СПб., 1874.
- Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. XVIII. Работы разных лет/Отв. Ред. И.Д. Ковальченко- коммент. Н. И. Цимбаева. М.: Мысль, 1995. -717с. ?
- Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. СПб.: Наука, 2002. -680с. — (Сер. «Русская государственная мысль»)
- Тихомиров П.В. Значение преподавания философских наук в системе семинарского образования // Богословский Вестник Московской Духовной Академии М., 1898, Том 1. Март, отд. 3, с. 416−444.
- Толстой Д.А. Взгляд на учебную часть в России в XVIII столетии до 1782г. СПб.: Тип. Имп. Анадемии Наук, 1883. — 100с.
- Толстой JI. Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. — 544 с. — (Сер. «Педагогическая библиотека»)
- Тургенев Н.И. Россия и русские / Пер. и вступ. статья С. В. Житомирской, комм. А. Р. Курилкина. М.: ОГИ, 2001. — 744с.
- Уваров С.С. Десятилетие Министерства народного просвещения. 18 331 843. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1864.
- Уваров С.С. Речь президента Императорской Академии Наук, попечителя Санкт-Петербургского учебного округа, в торжественном собрании Главного Педагогического Института 22 марта 1818 г. СПБ.: Тип. департамента народного просвещения. — 1818.
- Учение славянофилов. Передовые статьи газеты «Молва». 1857 // Русский Вестник. 1900. № 11. с. 371−409.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. I. / Сост. С. Ф. Егоров. -М, 1988.-416 с.
- Феоктистов Е.М. Материалы для истории просвещения в России. 4.1. M.JI. Магницкий. Спб., 1865.
- Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки/Вступ. статья и коммент. Б. Ф. Егорова. М.: Современник, 1988. — 462с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»)
- Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Изд. 4. Том. I. М., 1911.-404с.
- Хомяков А. С Сочинения в двух томах. Том 1. Работы по историософии/Вступ. статья, сост. и коммент. В. А. Кошелева. М.: Медиум, 1994. — 590с. — (Сер. «Из истории отечественной философской мысли»),
- Чернышевский Н. Г. Сочинения в 2 т. Т. II. М.: Мысль, 1987. 687 с.
- Чичерин Б.Н. О народности в науке. Часть I // Русский Вестник. 1856. Т. 3. Май: книга первая. Отд. «Современная летопись», с.62−71.
- Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. — 656с. — (Сер. «Русская государственная мысль»)
- Шевырев С.П. Взгляд русского на современное образование Европы // Москвитянин. 1841. Часть I. № 1−2. Отд. «Науки», с. 219−296.
- Юркевич П.Д. Философские произведения. М.: Правда, 1990. — 670с. -(Сер. «Из истории отечественной философской мысли»),
- Якоби Л. Курс философии для гимназий Российской империи. СПб., 1815−1817.
- Алешинцев И. История гимназического образования в России (XVIII-XIX вв.). СПб.: Изд-е О. Богдановой, 1912.
- Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л.: Лениздат, 1989. — 496 с. -(Историческая библиотека «Хроника трех столетий: Петербург Петроград — Ленинград»)
- Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М.: Языки русской культуры, 2000. -312с. — (Сер. «Studia historica»).
- Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII -первой половины XIX века. М.: Знак, 2005. — 432с. — (Сер. «Studia historica»).
- Аржанухин В.В. Философское образование в России в XVIII в. // Философские науки. 1987, N 2. с. 49−59.
- Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб.: Алетейя, 1997.-319 с.
- Артемьева Т.В. «Кафедральная философия в России». Истоки и традиция // Сфинкс. Петербургский философский журнал. 1994. № 2. с.7−46.
- Атремьева Т. В., Микешин М. И. Христиан Вольф и русское вольфианство // Философские науки 1990 № 1. с.64−75
- Безлепкин Н.И. Философия языка в России: К истории русской лингвофилософии. СПб.: «Искусство — СПБ», 2001. — 392с.
- Безлепкин Н.И., Качарава В. Б., Солонин Ю. Н. Академический университет и начало преподавания философии в России // Вече: Альманах русской философии и культуры. Вып. 12. СПб., 1999. с. 17−41.
- Бекштрем А.Г. О чтении философских сочинений Цицерона в гимназии // Гермес, 1908, № 1 с. 25−26, № 2 с. 218−220.
- Белокуров С.А., Зерцалов А. Н. О немецких школах в Москве в I четверти XVIII в. (1701−1715гг.). (Изд-е Имп. Общества Истории и Древностей Российских при Моск. Ун-те.) М.: Тип. Штаба Моск. Военного округа, 1907-XLI, 244с.
- Бельский В.Ю. Принцип народности в системе социально-философских воззрений К.Д.Ушинского. М.: Московский университет МВД России, 2002.-161 с.
- Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. с.43−272.
- Бибихин В.В. Другое начало. СПб.: «Наука», 2003. — 430 с. (Сер. «Слово о сущем» Т. 47)
- Бим-Бад. Б. М. Педагогическая антропология. М.: Изд-во УРАО, 2002 -208с.
- Бобров Е.А. Философия в России. Материалы, исследования и заметки. Вып. 1−6.-Казань, 1899−1902.
- Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX века // Педагогика. 2000. № 4. С. 6370
- Богучарский В.Я. Активное народничество семидесятых годов. М.: Изд-во М. и С. Сабашниковых, 1912.
- Бухаркин П.Е. Образ «другого» в русской культуре и мифологема Империи // Вече: Альманах русской философии и культуры. Вып. 4. СПб, 1995. С. 5−29.
- Быковская Е.Ф. Мысль и школа: Философские исследования образования в России. Новосибирск: УрГУ, 2003. — 140с. — (Серия1. Школа мысли")
- В раздумьях о России (XIX век). М.: Археогр. центр, 1996. 441с.
- Валицкая А.П. Образование в России: стратегия Выбора. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — 128 с.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1997. № 3. С. 15−19.
- Введенский А. И Судьбы философии в России//Введенский А.И., Лосев
- A.Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии/Сост., вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991, с. 26−67.
- Венгеров С.А. Собрание сочинений. Т. III. «Передовой боец славянофильства». СПб.: Прометей, 1912.
- Виттекер Ц. Х. Граф С.С. Уваров и его время/Пер. с англ. Н. Л. Лужецкой. СПб., «Академический проект», 1999. — 350с. — (Серия «Современная западная русистика», т.22)
- Гагаев А.А., Гагаев П. А. Русские философско-педагогические учения XVIII—XX вв.. М.: «ТИД „Русское слово — РС“, 2002. — 464с.
- Гагаев П.А. Западники и славянофилы в отечественной педагогике // Педагогика. 2001. № 1. С. 58−63.
- Гершензон М. О. Избранное. Том. 3. Образы прошлого. Москва -Иерусалим: Университетская книга, Gesharim, 2000. 704 с. — (Российские Пропилеи)
- ГессенС. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/Сост. П. В. Алексеев. М.: „Школа-Пресс“, 1995. — 448с.
- Гололобова Т.А., Емельянов Б. В., Наумов Н. Д. Русская философия как педагогика (вторая половина XIX начало XX в.): Учеб. Пособие. -Екатеринбург: УрГУ, 1999. — 116 с.
- Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I. М.: Университетская типография, 1900.-968 с.
- Гросул В. Я. Русское общество XVIII—XIX вв.еков: Традиции и новации /
- B.Я. Гросул- Ин-т российской истории. М.: Наука, 2003, — 517с.
- Гросул В. Я., Итенберг Г. С., Твардовская В. А., ШациллоК. Ф., Эймонтова Р. Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 440с.
- Грякалов А.А. Метафизика и транспедагогика Петербурга//Петербург на философской карте мира. Выпуск 2/Санкт-Петербургский научныйцентр Российской академии наук. СПб., 2003. — (Серия „Петербург в европейском пространстве науки и культуры“) с.90−98.
- Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) — Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1998. 399 с.
- Демков М.И. История русской педагогики. Часть I. Древнерусская педагогия (X-XVII вв.)/Издание журнала „Гимназия“. Ревель, 1895. -325с.
- Демков М.И. История русской педагогики. Часть II. Новая русская педагогия (XVIII век). СПб., 1897.
- Демков М.И. История русской педагогики. Часть III. Новая русская педагогия (XIX век) М., 1909. — 532с.
- Живов В.М. Язык и культура в России XVIII века. М.: Школа „Языки русской культуры“, 1996. — 591с. (Сер. „Язык. Семиотика. Культура“).
- Егоров Б. В. Борьба эстетических идей в России середины XIX века (1848−1861). Д.: Искусство, 1982. 269 с.
- Ермичев А. А. Главная особенность русской истории философии // Вече: Альманах русской философии и культуры. Выпуск 6. СПб., 1996. с.36−60.
- Ефимов В.В. Драматическая история кириллицы. Великий петровский перелом. Электронная версия http://www.paratype.ru/e-zine/issue04/peterl/peterlc.htm#7
- Заборская М.Г. Философия образования: типологический подход. -СПб.: Санкт-Петербургский государственный ун-т педагогического мастерства, 2003. 382с.
- Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси. JI. „Наука“, 1987.
- Зеньковский В.В. История русской философии в 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 544 с.
- Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа/Сост. П.В. Алексеева- Подгот. Текста и примеч. Р.К. Медведевой- Вступ. ст. В. Н. Жукова и М. А. Маслина. М.: Республика, 2005. — 368с. — (Сер. „Мыслители XX века“),
- Знаменский П. П. Духовные школы в России до реформы 1808 года. -Казань: 1881.
- Итенберг Б. С. Российская интеллигенция и Запад: Век XIX. Очерки. -М.: Наука, 1999.-233 с.
- Казаков Н. И. Об одной идеологической формуле николаевской эпохи // Контекст-1989. М.: Наука, 1989, с.5−41
- Каменский 3. А. Н. И. Надеждин: Очерк философских и эстетических взглядов (1828−1836). М.: Искусство, 1984. — 208с.
- Каменский 3. А. Русская философия начала XIX в. и Шеллинг. М.: Наука, 1980.-323 с.
- Каменский 3. А. Философия славянофилов. Иван Киреевский и Алексей Хомяков. СПб.: РХГИ, 2003. — 536с.
- Каменский 3. А. Философские идеи русского Просвещения (деистическо-материалистическая школа). М.: Мысль, 1971. — 396с.
- Кантор В. К. Русская классика, или Бытие России. М.: РОССПЭН, 2005. — 768с. — (Серия „Российские Пропилеи“)
- Каптерев П. Ф. История русской педагогики / Пред. Н.В. Бордовской- послесл. В. П. Борисенкова. СПб.: Алетейя, 2004. — 560с. — (Серия „Библиотека русской педагогики“)
- КарташевА. В. Очерки по истории русской церкви. Том I, II. Репринтное воспроизведение. YMCA-PRESS. Париж. 1959. М.: Наука, 1991. — Том I, 704с.- Том II, 576с.
- Коджаспирова Г. М. История и философия образования в таблицах и схемах. М.: Изд-во МГОПУ, 1998. — 302с.
- Киселева М.С. Древнерусские книжники и власть // Вопросы философии. 1998, № 7.
- Киселева М.С. Учение книжное: Текст и контекст древнерусской книжности. -М.: „Индрик“, 2000. 256 с.
- КожуринА. Я. Проблема человека в философии русского консерватизма. СПб.: Изд-во Политех, ун-та, 2005. — 184с.
- КожуринА. Я., Кучина JI. И. Проблемы науки и образования в социальной философии JI. Н. Толстого // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2004. № 3. С. 113−125.
- Кожурин А.Я., Кучина Л. И. Феномен человека в культуре русского просвещения // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансовю 2006. № 4 (48). С. 124.
- Козловский Н. Нечто о древних языках. Киев: Тип. Имп. Ун-та св.Владимира., 1913.-29с.
- Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. М.: Модест Колеров, 2003. — 304с. — (Серия: „Исследования по истории русской мысли“, т.9)
- Корнилов А. А. Курс русской истории XIX века/Вступ. ст. А. А. Левандовского. М.: Высш.шк., 1993 — 446 с. — (Серия: „Историческое наследие“),
- Корольков А. А. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998.-576с.
- Кравцов В. А. Философия образования в истории русской мысли: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2002. — 230с.
- Крылова Н. В. Антропологические традиции в отечественной философии образования. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001. — 168с.
- Кудишина А.А. Философия образования Л. Н. Толстого/Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., 2000. — 18с.
- Кузьмичев И.К. Лада, или повесть о том, как родилась идея прекрасного и откуда Русская красота стала есть. Эстетика Киевской Руси. М.: Мол. гвардия, 1990. 301 с.
- Лаппо-Данилевский А. С. История русской общественной мысли и культуры XVII XVIII вв. — М.: Наука, 1990. — 293с.
- Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб.: Наука. 1991. — 371 с.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991. — 559с. (Библиотека философа)
- Лузанов П. Сухопутный Шляхетный кадетский корпус (ныне 1-й кадетский корпус) при графе Минихе с 1732 по 1741 г. Исторический очерк. СПб.: Книгопечат. Шмитд, 1907. — 188с.
- Любжин А. И. Академические гимназии при Московском Университете // Педагогика. 2002. № 4.С. 69−75.
- Лясковский В. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899. -(Издание общества ревнителей русского исторического просвещения в память императора Александра III. Выпуск III)
- Маймин Е. А. Русская философская поэзия. Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. М.: Наука, 1976. — (Сер. „Из истории мировой культуры“)
- Малышева Н.И. Судьба книги Самуила Пуфендорфа „О должностях человека и гражданина“ в России // Немцы в России: российско-немецкий диалог. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. С. 187−198.
- Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М.: МАЛП, 1998. — 381с.
- Марголис Ю.Д., Тишкин Г. Ф. Отечеству на пользу, а россиянам на славу: Из истории университетского образования в Петербурге в XVIII -начале XIX в. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1988. — 232с.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры в Зт. Т.2, ч.2. М.: „Прогресс-Культура“, 1994 — 496с.
- Муравьев А. Н. Образование и воспитание с точки зрения классической философии // Философия образования и творчество/Сост., пред. В. И. Стрельченко. СПб.: РХГИ, 2002, с. 269−285.
- Никоненко B.C. Русская философия накануне Петровских преобразований. СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 1996. -216с.
- Овчинникова Е. А., Чумакова Т. В. Проблемы взаимодействия России и Запада в области просвещения (XV XIX вв.) // Русская и европейская философия: пути схождения. — Электронная версия: http://anthropology.ru/ru/texts/ovchinn/ruseur03.html
- Овчинникова Е. А. Философия лицейских профессоров // Петербург на философской карте мира/Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук. СПб., 2002. — (Серия „Петербург в европейском пространстве науки и культуры“) с.58−65.
- Овчинникова Е. А., Чумакова Т. В. Философия в Санкт-Петербургском университете в 1819—1850 гг.. // Вече: Альманах русской философии и культуры. Вып. 12. СПб., 1999. с.41−65.
- Панибратцев А. В. Просвещение разума. Становление академической науки в России. СПб.: Изд-во РХГИ, 2002. — 624с.
- Панибратцев А. В. Взлет и падение И.Б. Шада, или О превратностях судьбы одного немецкого фихтеанца на русской службе // История философии/РАН. Ин-т философии- Отв. ред. A.M. Руткевич. М., 1999. -N4. с.106−125
- Панибратцев А. В. Философия в Московской славяно-греко-латинской академии (I четв. XVIII в.)/РАН. Ин-т философии М., 1997 — 152с.
- Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. -СПб.: Юна, 1999.- 520с.
- Паршников В. И. Философия образования в России как объект комплексного исследования. Автореф. дис.. д. философ, н. Барнаул, 2002.-34с.
- Петрунина Т.А. Философско-антропологические основания российской педагогики XIX начала XX в. Дис. на соиск. учен. степ, д.филос.н. Екатеринбург, 2004. — 250 с.
- Плотников Н. С. Между „мрачным субъектом“ и „светлой личностью“.
- Понятия персональное&trade- в истории русской мысли. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/76/plotl.html
- Потебня А.А. Слово и миф. М.: „Правда“, 1989. 624 с. — (Сер. „Из истории отечественной философской мысли“).
- Пустарнаков В.Ф. Еще раз о сущности философии русского просвещения 1860-х гг. и впервые о его кризисе//История философии /РАН. Ин-т философии- Отв. ред. A.M. Руткевич. М., 1999. — N 4, с.57−89.
- Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб.: Изд-во РХГИ, 2003. — 919с.
- Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа/РАН. Ин-т философии. М., 2002. — 341с.
- Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии//Введенский А.И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии/Сост., вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991, с. 96−217.
- Рождественский С.В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII XIX вв. Том I. — СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. -680,48с.
- Романенко И. Б. Образовательные парадигмы в истории философии. Дисс. на соиск. д.филос.н. СПб., 2003.-400 с.
- Романенко И.Б. Философия образования в русской культуре XIX века // Философия детства и социокультурное творчество: Материалы X Международной конференции „Ребенок в современном мире. Культура и детство“. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003, с. 58−65
- Романовский С.И. Нетерпение мысли, или Исторический портрет радикальной русской интеллигенции. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2000.-368с.
- Рудаков Л.И. Петр Чаадаев // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 7. 1996. с. 108−211.
- Рудаков Л.И. Проблема народного образования в России в посланиях А. С. Пушкина и П. Я. Чаадаева императору Николаю I // Философия образования и творчество / Сост., пред. В. И. Стрельченко. СПб.: РХГИ, 2002. С. 285−299.
- Румянцев B.C. Ртищевская школа // Вопросы истории. 1983, N5. с. 179 184.
- Русская философия: философия как специальность в России. Вып. 1. -М.: Изд-во РАН, 1992. 304с.
- Сапронов П.А. Русская культура IX—XX вв.. Опыт осмысления. СПБ.: Паритет, 2005. — 704 с.
- Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв.. М., 1982.
- Смагина Г. И. Академия наук и развитие образования в России в XVIII веке//Вестник Российской академии наук. Том 70, (2000), № 7, с. 635−644.
- Степашко Л. А. Философия и история образования. М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта, 1999. — 272с.
- Степун Ф.А. Чаемая Россия/Сост. и послесловие А. А. Ермичева. -СПб.: РХГИ, 1999. 480с. — (Сер. „Из архива русской эмиграции“)
- Стрельченко В. И. Проблема антропологического синтеза и перспективы философии образования//Философский век. Альманах. Вып
- Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции, 19−21 декабря 2002 г., Санкт-Петербург. Часть З/Отв. Ред. Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. с. 109−119.
- Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм/Сост. В. Н. Жукова и А. П, Полякова- Вступ. ст. и примеч. В. Н. Жукова. М.: Республика, 1997. — 527с. — (Мыслители XX века).
- Султанов К. В. Идея поликультурного образования в русской традиции. 2-е изд. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2004. -260с.
- Сухов А. Д. Столетняя дискуссия: Западничество и самобытность в русской философии/РАН. Ин-т философии. М., 1998. — 198с.
- Тюлелиев К. А. Образовательная ценность латинского языка перед судом современной педагогической науки. СПб.-М.: Изд. тов-ва М. О. Вольфа, 1914.-25 с.
- Успенский Б. А. Избранные труды. Т. I. Семиотика истории. Семиотика культуры. 2 изд., испр. и доп. М.: Школа „Языки русской культуры“, 1996. — 608 с.
- Федотов Г. П. Святые Древней Руси/Пред. Д. С. Лихачева и А.В. Меня- коммент. С. С. Бычкова. М.: Моск. рабочий, 1990. — 269с.
- Федотов Г. П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам)/Вступ. ст. Н.И. Толстого- подготовка текста и комм.
- A.Л.Топоркова. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. — 192с. — (Традиционная духовная культура славян. Из истории изучения).
- Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Избранные статьи по философии русской истории и культуры: В 2-х тт./Сост., вступ. ст., прим. Бойкова
- B.Ф.-СПб.: София.-Том1,1991,-352с.-ТомII, 1992, -350с.
- Филиппов А.Н. О наказаниях по законодательству Петра Великого в связи с реформою. Историко-юридическое исследование. М.: Университет. Типограф., 1891. -X, 469 с.
- Филиппов М.М. Судьбы русской философии. Очерки Часть I, II. -СПб., 1904.
- Философия Фихте в России. СПб.: РХГИ, 2000. — 368с.
- Философия Шеллинга в России. СПб.: РХГИ, 1998. — 528 с.
- Философский век. Альманах. Вып. 3. Христиан Вольф и русское вольфианство / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1998.-393 с.
- Философский век. Альманах. Вып 6. Россия в николаевское время: наука, политика, просвещение / Отв. Ред. М. Ф. Харламович, М. И, Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 1998. -304 с.
- Флегонтова С.М. Джон Локк и русская школа // Философия образования и творчество/Сост., пред. В. И. Стрельченко. СПб.: РХГИ, 2002, с. 258−269.
- Флоровский Г. В. Из прошлого русской мысли. М.: „Аграф“, 1998. -432с. — (Путь к очевидности).
- Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. — 602с.
- Фомичева И.Г. Философия образования: некоторые подходы к проблеме. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. — 242с.
- Франк С.Л. Этика нигилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) // Вехи. Их глубины. М.: 1991. С. 167−200.
- Харламович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. T.I. Казань: Изд-во книж. маг. М. А. Голубева, 1914.-XXIV, 876, LXVI.
- Чумакова Т.В. К вопросу о древнерусской образованности // Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия
- Symposium». Вып. 23. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.403−406.
- Чумакова Т.В. Образ человека в культуре Древней Руси (опыт философско-антропологического анализа). Автореф. на соиск. докт. филос. наук. СПб., 2002. Электронная версия: http://www.countries.ru/library/sophia/obrazch.htm
- Шапошников JI.E. А.С. Хомяков: человек и мыслитель: Монография. -Н.Новгород: Изд-во НГПУ и Нижегородского гуманитарного центра, 2004.-180с.
- Шмидт С.О. Общественное самосознание российского благородного сословия, XVII первая треть XIX века/С.О. Шмидт- Ин-т славяноведения. — М.: Наука, 2002. — 365с.
- Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии//ВВеденский А.И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г.: Очерки истории русской философии/Сост., вступ. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991, с. 217−591.
- Эпоха Николая I / Под ред. М. О. Гершензона. М.: Образование, 1910. — 190с.
- Яковенко Б. В. История русской философии: Пер. с чеш./Обш.ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. М.: Республика, 2003. — 510с.
- Яковенко Б.В. Мощь философии. Спб.: Наука, 2000. — 975с. — (Сер. «Слово о Сущем»)
- Яценко О.А. А.П. Куницын: невостребованное наследие//Вече: Альманах русской философии и культуры. Выпуск 2. СПб., 1995. с. 25−42.