Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задуманные как утилитарно-развлекательные, сервисы социальных сетей (в первую очередь, блог-платформы) по мере завоевания популярности всё чаще использовались для публикации рассказов очевидцев важнейших событий, комментирования сообщений СМИ, обсуждения острых проблем и т. д. Привлекательными для авторов являлись лёгкость размещения информации любого типа, а также отсутствие материальных затрат… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
    • 1. 1. Место сервисов социальных сетей в системе средств массовой информации
    • 1. 2. Роли пользователей сервисов социальных сетей в процессе сбора, обработки, публикации и распространения информации
    • 1. 3. Средства публикации в интернет-сервисах социальных сетей
  • ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
    • 2. 1. Обзор существующих классификаций интернет-сервисов социальных сетей
    • 2. 2. Классификация интернет-сервисов социальных сетей на основании их структурно-функциональной организации

Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Глобальная сеть Интернет прочно вошла в жизнь современного общества, превратившись из средства связи между компьютерами во всемирную коммуникационную среду. На сегодняшний день Интернет — предоставляет рядовому пользователю широчайшие возможности коммуникации, получения и передачи информации практически любого типа. Этому способствует как усовершенствование технологий передачи информации между удалёнными компьютерами и другими электронными устройствами, так и развитие служб Интернета, и в первую очередь — World Wide Web (именно эту службу зачастую подразумевают, говоря об Интернете). По мере того, как получал всё большее распространение широкополосный доступ к Интернету, доля мультимедийной информации, размещаемой в Сети, возрастала. Развитие технологий беспроводного доступа в Интернет (как через сети сотовой связи, так и через сети Wi-Fi и WiMAX) обеспечило пользователям возможность ещё более оперативной публикации, даже в отсутствие настольного компьютера. В свою очередь, развитие веб-технологий привело к появлению динамически обновляемых веб-сайтов, что подготовило почву для развития веб-сервисов, основная часть контента которых размещается не администрацией сайта, а рядовыми пользователями.

Комплекс технологических, экономических и социальных изменений, затронувших Интернет в первые годы XXI века, привёл к формированию нового поколения веб-сайтов, которое было названо американским исследователем Тимом О’Рейли «Вебом 2.0», а также новой бизнес-модели. Согласно ей, основная масса контента подготавливается и размещается на сайте самими его посетителями на добровольной основесредний пользователь такого сервиса является как членом аудитории, так и автором. К поколению «Веба 2.0» относятся и интернет-сервисы социальных сетей, ощутимый рост популярности которых начался в 2003;2005 гг. и продолжается по сей день.

Первоначальным предназначением сервисов социальных сетей (далееССС) было установление связей между пользователями, а также публикация информации. Однако информация, публикуемая пользователями в социальных сетях, в достаточно короткие сроки вышла за рамки личностно-ориентированной. Например, в освещении терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года пользователи социальных сетей приняли активнейшее участие. В настоящее время практически каждое общественно значимое событие находит отклик в публикациях, размещаемых в социальных сетях. Это явление получило у западных исследователей название «гражданская журналистика».

Интернет-сервисы социальных сетей дают возможность очевидцам значительных событий освещать их параллельно с профессиональными журналистами. Тем самым «гражданские журналисты» имеют возможность предоставлять аудитории более широкую и детализированную картину произошедшего события, чем традиционные СМИ, за счёт массовости его освещения: профессиональный журналист не имеет физической возможности наблюдать одно и то же событие одновременно с нескольких точек, в отличие от пользователей ССС. Также они могут выигрывать у традиционных СМИ в скорости, публикуя сообщения о событии практически сразу после или даже до его завершения. Кроме того, «гражданские журналисты» могут с успехом влиять на общественное мнение за счёт эффекта личного обращения автора к аудитории, а также на принятие представителями власти некоторых решений. Значение-сервисов социальных сетей как средств массовой коммуникации было высоко оценено влиятельными политиками: в настоящее время среди представителей административной и законодательной власти хорошим тоном считается иметь собственный блог (либо непосредственно на одном из ССС, либо с трансляцией в нём). Таким образом, проблема функционирования сервисов социальных сетей в качестве СМИ является в настоящее время как никогда актуальной.

Актуальность темы

исследования в настоящее время обусловлена трансформацией как системы сетевой журналистики, так и системы журналистики в целом. Хотя вопрос о том, насколько сопоставима «гражданская журналистика» с N журналистикой традиционной, остаётся спорным, само существование данного феномена, а таюке его влияние на систему СМИ уже не вызывает сомнений. Среди результатов взаимовлияния традиционной и «гражданской» журналистики можно отметить повышение скорости распространения общественно значимой информации и возможность её широкого публичного обсуждения с документированием и архивированием каждой реплики — не только в социальных сетях, но и на страницах интернет-СМИ, которые постепенно приобретают отдельные функции, характерные для первых (к примеру, комментирование отдельных материалов, формирование персональной ленты новостей и т. д.).

Степень научной разработанности проблемы. Основой настоящего исследования стали труды учёных-журналистов. В их числе следует выделить исследования в области теории журналистики Е. В. Ахмадулина1, С. Г. Корко-носенко2, Е. П. Прохорова3 и др., работы, посвященные типологии СМИ А. И. Акопова4, М. М. Колесниковой5, В. А. Колодкина6, Э. В. Могилевской7, о.

М. В. Шкондина и Л. Л. Реснянской, а также работы в области интернет-журналистики А. И. Акопова9, А. А. Гарматина10, А. Ю. Долгополова11, А. А. Калмыкова и Л. А. Кохановой12, М. М. Колесниковой13, В. А. Колодкина14,.

1 Ахмадулин, Е. В. Основы теории журналистики: Учебное пособие / Е. В. Ахмадулин. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2008. — 320 с. — С. 9.

2 Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконосенко. — М.: Аспект Пресс,.

2001.-287 с.

3 Прохоров, Е. П.

Введение

в теорию журналистики Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 351 с.

4 Акопов, А. И. Методика типологического исследования периодических изданий: (На примере специальных журналов) / А. И. Акопов. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 95 сАкопов, А. И. Типологические признаки сетевых изданий. / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского государственного университета. -2000. -№ 1. -С. 42−44.

5 Колесникова, М. М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ (типологический аспект): Дис.. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2002. — 183 е.: ил.

6 Колодкин, В. А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов: Дис. канд. филол. наук. Воронеж, 2005. — 176 е.: ил.

7 Могилевская, Э. В. Типологические признаки информационных агентств в Сети. / Э. В. Могилевская. // Relga. — 2007. — № 5. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1756&leveIl = main&level2=articles.

8 Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.: Под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. — М.: Аспект Пресс, 2009. —236 с.

9 Акопов, А. И. Электронные сети как новый вид СМИ / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского государственного университета. — 1998. -№ 3. — С. 43−51- Акопов, А. И. Социокультурные и правовые проблемы интернет-журналистики/ А. И. Акопов//Акценты.-2003.-№ 1−2.-С. 14−18.

10 Гарматин, А. А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования / А. А. Гарматин // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. — 2004. -№ 2. — С. 121−133- Гарматин, А. А. Из истории телевизионного интернет-вещания в мире и в России / А. А. Гарматин // Акценты. -2005. -№ 3−4. -С. 17−26.

11 Долгополов, А. Ю. Категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете. / А. Ю. Долгополов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. -2004. -№ 2. — С. 139−144.

12 Калмыков, А. А., Коханова J1. А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 21 400 «Журналистика» / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -383 с.

13 Колесникова, М. М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования (на материале американского сегмента Интернета) / М. М. Колесникова // Филологический вестник Ростовского государственного университета. -2000. — № 1. — С. 45−49- Колесникова, М. М. Некоторые особенности аппарата сетевого издания / М. М. Колесникова // Филологический вестник Ростовского государственного университета. — 2001. — № 3. — С. 56−63- Колесникова, М. М. К вопросу об интерактивности, гипертексте и мультимедиа в сетевых коммуникациях / М. М. Колесникова // Филологический вестник Ростовского государственного университета. —.

2002.-№ 2.-С. 61−68.

14 Колодкин, В. А. Радио в Интернете / В. А. Колодкин // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. -2004.-№ 1.-С. 103−110.

Э. В. Могилевской15 и др. Также нельзя не упомянуть работы А. И. Акопова16,.

17 | О |Q.

H. Kappa, Т. О’Рейли, С. Скрипникова, посвященные проблеме Веба 2.0. Особенно следует выделить посвящённые интернет-сервисам социальных сетей работы Д. П. Богдановой, В. JI. Волохонского, П. Захарова", П. Протасова" .

Следует отметить, что проблема интернет-сервисов социальных сетей как части системы средств массовой информации в настоящее время активно разрабатывается только зарубежными исследователями. Как правило, эта проблема связывается с феноменом «гражданской журналистики». Можно выделить работы.

О 1 П С 'чу' ОТ.

К. Аттона", К. Бентли, Д. Гилмора", Д. Доминго и А. Хейнонена" ,.

ОЙ TQ ТЛ.

Дж. Ласики, Дж. Розена, К. Якубовича, посвящённые этому феномену.

Наконец, говоря о проблеме классификации интернет-сервисов социальных сетей, нельзя не отметить, что большинство существующих на данный момент подобных классификаций являются любительскими и далеко не всегда отвечают правилам научной классификации. Тем не менее, можно отметить пред.

15 Могилевская, Э. В. Информационные агентства в Интернете / Э. В. Могилевская // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика -2007. — № 1, — 176−184.

16 Акопов, Л. И. «Веб 2.0» как явление и как проблема / Л. И. Акопов // Акценты. -2007. -№ 1−2. — С. 8−13.

17 Карр Н. Бездушность Веб 2.0. /Н. Карр. — URL: http://www.computerra.ru/think/239 597.

18 О’Рейли, Т. Что такое Веб 2.0 / Т. О’Рейли // Компьютерра. — 2005. — № 37 (609). — С. 60−64- № 38 (610). -С. 58−63.

19 Скрипников, С. Связанные сетью 2.0 / С. Скрипников // Relga. — 2006. — № 22. — URL: http://www.relgaxu/Environ/WebObjects/tgu-vvvvvAvoa/wa/Main?textid=1345&levell=main&level2=articles.

20 Богданова, Д. П. Блоги в системе сетевых коммуникаций. Возникновение и развитие «блогосферы». / Д. П. Богданова // Акценты. — 2006. — № 5−6. — С. 17−25.

21 Волохонский, В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов / В. Л. Волохонский, Ю. Е. Зайцева, М. М. Соколов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet: Сб. науч. тр. — СПб.: СПбГУ, 2007. — С. 117−131.

22 Захаров, П. Народ-блогоносец / П. Захаров // «Компьютера». — 2007. -№ 27−28 (695−696) — С. 36−39.

23 Протасов, П. Игры репутаций. / П. Протасов // «Компьютерра». — 2006. — № 14 (634). — С. 25−32- Протасов, П. Экономика идей. / П. Протасов // Компьютерра. — 2006. — № 14. — С. 33−37.

24 Atton, С. Alternative and Citizen Journalism / С. Atton // The Handbook of Journalism Studies. — Ed. by K. WahlJorgensen, T. Hanitzsch. — NY, Routledge, 2009.-446 p.

25 Bentley, С. H. Citizen Journalism: Back to the Future? / Discussion paper prepared for the Carnedie-Knight Conference on the Future of Journalism, Cambrige, MA, June, 20−21, 2008. — P. 3. — URL: http://www.hks.harvard.edu/presspol/carnegieknight/Conference%20June%202 008/BentIey.%20Citizen%20Journalis m.pdf.

26 Gillmor, D. We the media: Grassroots journalism by the people, for the people / D. Gillmor. — O'Reilly Media, Inc. -Sebastopol, California, 2004. — 320 p.

27 Domingo, D., Heinonen, A. Weblogs and Journalism: A Typology to Explore the Blurring Boundaries. / D. Domingo, * A. Heinonen //Nordicom Review 29 (2008) 1. — Pp. 3−15.

28 Lasica, J. D. What is Participatory Journalism? / J. D. Lasica. — URL: http://www.ojr.org/ojr/workplace/ 1 060 217 106.php.

29 Rosen, J. The People Formerly Known as the Audience / J. Rosen. — URL:-http://journaIism.nyu.edu/pubzone/webIogs/pressthink/2006/06/27/pplfhnr.htmlRosen, J. A Most Useful Definition of Citizen Journalism. / J. Rosen. — URL: http://journalism.nyu.edu/pubzone/weblogs/pressthink/2008/07/14/ a mostusefuld.htm.

Следует отметить, что наиболее активно обсуждение проблем сервисов социальных сетей велось в Интернете, что послужило причиной появления в тексте данной работы большого количества ссылок на веб-ресурсы.

Объектом исследования является совокупность сервисов социальных сетей в сети Интернет.

Предметом исследования являются функциональные и структурные характеристики интернет-сервисов социальных сетей, сближающие их со средствами массовой информации, а также принципы их функционирования в качестве СМИ:

Цель работы — провести комплексное исследование интернет-сервисов социальных сетей с точки зрения их принадлежности к системе средств массовой информации, а также рассмотреть особенности их функционирования в качестве СМИ.

Задачи исследования состоят в следующем:

— дать чёткое определение интернет-сервисов социальных сетей, выявить их сущностные и отличительные характеристики;

— определить, может ли в рамках ССС вестись журналистская деятельность, рассмотреть положительные и отрицательные следствия наиболее значительных характеристик «гражданской журналистики»;

— выявить роли, которые может играть пользователь ССС, выступающий как в качестве публикатора информации, так и в качестве представителя аудитории;

— определить и классифицировать средства публикации, доступные пользователям социальных сетей;

— рассмотреть существующие классификации ССС, определить их достоинства и недостатки, а также рассмотреть типологическую концепцию периодического издания применительно к социальным сетям;

31 Грешилов, Я. Типология социальных сервисов. / Я. Грешилов. — URL: http://greshilov.ya.ru/replies.xml? itemno= 130&ncrnd=9185.

32 Чернецкий, И. Попытка классификации социальных сетей. Часть 1. / И. Чернецкий. — URL: http://tchemetski.ya.ru/replies.xml?itemno=35- Чернецкий, И. Попытка классификации социальных сетей. Часть 2. / И. Чернецкий. — URL: http://tchernetski.ya.ru/replies.xml7itemпо=36.

33 Семёнов, Н. А. Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации. Часть 1. / Н. Л. Семёнов. -URL: http://habrahabr.ru/blogs/socialnetworks/22 811/.

— разработать собственную классификацию интернет-сервисов социальных сетей.

Теоретико-методологическую базу настоящего диссертационного исследования составили работы по теории журналистики, проблемам типологии СМИ, проблемам интернет-сервисов социальных сетей, посвященные интернет-журналистике, а также феномену «гражданской журналистики» — А. И. Акопова, Е. В. Ахмадулина, К. Бентли, Д. П. Богдановой, Д. Доминго и А. Хейнонена, А. А. Калмыкова и JI. А. Кохановой, П. Протасова, Е. П. Прохорова, Т. О’Рейли, К. Якубовича и других34.

Эмпирическую базу исследования составили, в первую очередь, сайты интернет-сервисов социальных сетей — отечественных, зарубежных и международных, — выявленные в результате анализа публикаций тематических СМИ (в том числе и онлайновых), а также в результате целенаправленного поиска с помощью информационно-поисковых систем («Яндекс», «Google», «Рамблер», «Mail.ru» и др.). В ходе работы было проанализировано более 100 веб-сайтов. В зависимости от значения сайта для понимания сущности сервисов социальных сетей в целом и их отдельных типов уровень анализа колебался от ознакомительного просмотра доступных разделов сервиса до регистрации на нём и систематического мониторинга его структурно-функциональной трансформации и публикаций его пользователей. Также в эмпирическую базу исследования входят классификации интер

34 Акопов, Л. И. Методика типологического исследования периодических изданий: (На примере специальных •журналов) / Л. И. Лкопов. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. — 95 сАкопов, А. И. Типологические признаки сетевых изданий. / А. И. Лкопов // Филологический вестник Ростовского государственного университета. -2000. — № 1. — С. 42−44- Акопов, А. И. Электронные сети как новый вид СМИ / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского государственного университета. — 1998. -№ 3. — С. 43−51- Акопов, А. И. Социокультурные и правовые проблемы интернет-журналистики / А. И. Лкопов // Акценты. — 2003. — № 1−2. — С. 14−18- Акопов, А. И. «Веб 2.0» как явление и как проблема / А. И. Акопов // Акценты. — 2007. — № 1−2. — С. 8−13- Ахмаду-лин, Е. В. Основы теории журналистики: Учебное пособие / Е. В. Ахмадулин. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2008. — 320 с. — С. 9- Bentley, С. Н. Citizen Journalism: Back to the Future? / Discussion paper prepared for the Carnedie-Knight Conference on the Future of Journalism, Cambrige, MA, June, 20.

21, 2008. — P. 3. — URL: http://www.hks.harvard.edu/presspol/carnegiekniglit/Conference%20June%202 008/ Bentley%20Citizen%20Journalism.pdfБогданова, Д. П. Блоги в системе сетевых коммуникаций. Возникновение и развитие «блогосферы». / Д. П. Богданова // Акценты. — 2006. — № 5−6. — С. 17−25- Domingo, D., Heinonen, А. Weblogs and Journalism: A Typology to Explore the Blurring Boundaries. / D. Domingo, A. Heinonen // Nordicom Review 29 (2008) 1. — Pp. 3−15- Калмыков, Л. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 21 400 «Журналистика» / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 е.- Протасов, П. Игры репутаций. / П. Протасов // «Компьютерра». — 2006. — № 14 (634). — С. 25−32- Протасов, П. Экономика идей. / П. Протасов // Компьютерра. — 2006. — № 14. — С. 33−37- Прохоров, Е. П.

Введение

в теорию журналистики Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 351 е.- О’Рейли, Т. Что такое Веб 2.0 / Т. О’Рейли // Компьютерра. -2005. -№ 37 (609). — С. 60−64- № 38 (610). — С. 58−63- Jakubowicz, С. A New Notion of Media? / С. Jakubowicz. -Media and Information Society Division, Directorate General of Human Rights and Legal Affairs, Council of Europe, Strasbourg, 2009. — 50 p. нет-сервисов социальных сетей, выполненные как исследователями и обозревателями Интернета, так и его рядовыми пользователями. Всего нами было проанализировано 14 подобных классификаций.

Методы исследования. В основу настоящего исследования легли методы сравнительно-сопоставительного анализа и классификации. Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием системного подхода в подборе материала, методов индуктивного и логического анализа, наблюдения и др.

Источниковедческая база. Для работы над диссертационным исследованием была использована литература из фондов национальных и университетских библиотек Российской Федерации. Особо следует выделить Российскую государственную библиотеку, Воронежскую областную универсальную научную библиотеку и Зональную научную библиотеку Воронежского государственного университета. Следует отметить, что специфика выбранной темы обусловила необходимость привлечения значительного количества как русскоязычных, так и иноязычных материалов, опубликованных в сети Интернет.

Научная новизна. В настоящее время количество научных работ, посвященных проблемам интернет-сервисов социальных сетей, крайне мало. Особенно заметен недостаток работ отечественных исследователей по данной теме. Автору данного диссертационного исследования не удалось выявить работы, посвященные анализу всех типов сервисов социальных сетей и возможности их использования в качестве своеобразных СМИ. В настоящей работе впервые приводится широкомасштабное исследование интернет-сервисов социальных сетей, а также их функциональных и структурных характеристик, сближающих их со средствами массовой информации. Диссертантом выявлены типичные роли пользователей сервисов социальных сетей, которые они могут играть в процессе сбора, обработки, публикации и распространения социально значимой информации, проанализированы и классифицированы средства публикации в ССС, а также разработана классификация интернет-сервисов социальных сетей, охватывающая все их виды.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Благодаря обширному арсеналу средств публикации, интернет-сервисы социальных сетей позволяют пользователям Интернета, в том числе и не имеющим профессиональной журналистской подготовки, без существенных материальных и временных затрат осуществлять непрофессиональную деятельность, имеющую признаки журналистской (и называемую «гражданской журналистикой»).

2. Среди наиболее значительных характеристик феномена «гражданской журналистики — любительский характер деятельности, массовый характер деятельности, высочайшая скорость публикации информации, наличие связей между пользователями одной сети и наличие публичной обратной связи. Каждая из данных характеристик имеет как положительные, так и отрицательные следствия.

3. В процессе сбора, обработки, публикации и распространения социально значимой информации пользователи сервисов социальных сетей могут выступать одновременно и как её публикаторы, и как реципиенты. В каждой из ипостасей пользователи могут играть различные типовые роли.

4. Единым признаком классификации для всех существующих интернет-сервисов социальных сетей может стать их структурно-функциональная организация — набор функций и особенности структурного деления сервиса, взаимно обусловленные и находящиеся в неразрывном единстве.

5. В результате классификации по признаку структурно-функциональной организации сервиса можно выделить три основных типа интернет-сервисов социальных сетей: анкетный тип, дневниковый тип, коллекционный тип.

6. Разработанная классификация позволяет выявить особенности функционирования каждого типа сервисов социальных сетей в качестве СМИ.

Теоретическая значимость исследования. Диссертация вносит определенный вклад в историческое и теоретическое изучение системы интернет-СМИ и интернет-журналистики. В ней приводится исследование интернет-сервисов социальных сетей с точки зрения их использования в качестве СМИ, разрабатывается их классификация, определяются их важнейшие характеристики, раскрываются структурные и функциональные особенности отдельных типов сервисов социальных сетей, влияющие на возможности их использования в качестве средств массовой информации.

Практическая значимость исследования определяется наличием в работе разработанной диссертантом классификации интернет-сервисов социальных сетей на основании их структурно-функциональной организации, позволяющей оценить потенциал подобных сервисов как СМИ на основании их принадлежности к определённому типу или подтипу. Разработанная методология классификации интернет-сервисов социальных сетей и отдельные заключения могут быть использованы при создании новых ССС и уточнении концепции уже существующих. Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе в рамках курсов и спецкурсов по теории журналистики, интернет-журналистике и технологии интернет-коммуникаций.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации легли в основу 13 публикаций в журналах, сборниках научных работ и периодических изданиях в сети Интернет. Работа обсуждалась на кафедре теории и практики журналистики факультета журналистики Воронежского государственного университета.

Цель и задачи данного исследования определяют его структуру. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.

Основные выводы диссертационного исследования могут быть сформулированы следующим образом.

Социальные сети представляют собой, бесспорно, новое явление в мировом сообществе, не только в сетевом пространстве, но и в целом — в бытовании человечества XXI века. На их развитие и перспективу влияют многие составляющие: возможность самореализации большого количества людей, участия их в жизни современного общества, формирования ими новой, так называемой «гражданской» журналистики, в том числе создания новостей, а также уникальных произведений литературного, изобразительного, аудиовизуального и других видов творчества.

В ходе исследования было выработано определение интернет-сервиса социальных сетей, которое звучит следующим образом. Интернет-сервисом социальных сетей можно назвать такой интернет-сервис, который предоставляет пользователю возможность создать стандартизованную личную веб-страницу, разместить в пользовательском разделе личные данные, а также установить и формализовать связи с прочими пользователями сервиса. Одна из главных особенностей ССС, отличающая их, в частности, от некоторых других социальных веб-сервисов, заключается в том, что абсолютное большинство материалов подготавливается и публикуется самими пользователями ССС. Эта особенность вытекает из принадлежности большинства сервисов социальных сетей к т. н. поколению Веба 2.0 и характерна для общей бизнес-модели сервисов данного поколения.

Задуманные как утилитарно-развлекательные, сервисы социальных сетей (в первую очередь, блог-платформы) по мере завоевания популярности всё чаще использовались для публикации рассказов очевидцев важнейших событий, комментирования сообщений СМИ, обсуждения острых проблем и т. д. Привлекательными для авторов являлись лёгкость размещения информации любого типа, а также отсутствие материальных затрат на её публикацию, оформление и распространение. Активная деятельность пользователей ССС по публикации на их личных и групповых страницах общественно значимой информации привлекла внимание исследователей и получила условное название «гражданской журналистики». Несмотря на непрофессиональный характер и наличие ряда особенностей, данная деятельность в целом попадает под определение журналистской. Среди её характеристик наиболее важны следующие: любительский характер, массовый характер, высочайшая скорость публикации, наличие связей между пользователями одной сети, наличие публичной обратной связи.

Пользователь ССС, участвуя в процессе сбора, обработки, публикации и распространения общественно значимой информации, может выступать как в качестве публикатора, так и в качестве представителя аудитории (как правило, пользователь выступает одновременно в двух этих ипостасях). Нами были выявлены следующие роли, которые пользователь может играть в этом процессе:

1. Роли пользователя-публикатора: очевидец, ретранслятор, републикатор, коллектор, организатор/координатор, комментатор, эксперт, сатирик, публицист.

2. Роли пользователя — представителя аудитории: реципиент, коммуникатор, комбинатор.

Трансформация ролевого поведения автора и представителя аудитории в сервисах социальных сетей, по сравнению с традиционными СМИ (включая онлайновые), весьма значительна: изменение набора ролей автора и представителя аудитории в ССС вызывается особенностями строения и функционирования ССС различных типов.

Среди средств публикации, предоставляемых интернет-сервисами социальных сетей, можно выделить следующие группы:

1. Собственно средства публикации (средства публикации текста, средства внедрения в страницу мультимедийной информации, средства внедрения текста в общее гипертекстовое пространство Веба).

2. Средства вёрстки и оформления.

3. Средства распространения и ограничения распространения информации (система «дружеских связей» между пользователями сервиса, возможность создания групп, система тегов, система агрегации информационных потоков, система разграничения уровней доступа к информации).

4. Средства обратной связи и её ограничения (комментирование, блокирование пользователей, возможность обмена личными сообщениями).

5. Средства персонификации автора и установления авторства.

Таким образом, современные ССС предоставляют пользователю все необходимые инструменты и средства для публикации в Интернете информации любого типа, связывания нового материала с уже опубликованной информацией, а таюке объединения нескольких типов информации в одной публикации, что недоступно основным традиционным СМИ (прессе, радио, телевидению).

Приводимая в исследовании классификация ССС основывается на их структурно-функциональной организации. Поскольку именно типы такой организации определяют основное содержание пользовательского раздела, основные функции сервиса и особенности размещения и распространения информации в данной сети, они во многом влияют на то, как ССС могут выполнять функции СМИ. Наиболее значительные характеристики структурно-функциональной организации ССС таковы: содержание корневой страницы пользовательского разделаосновные функции сервисов конкретного типастатус пользовательского аккаунта, его виды и управление импрофиль, его статус, размещение, и информация, которая может быть размещена в нёмгруппа, её статус и виды. Категории более низкого уровня в рамках каждого типа выделялись на основании признаков, однозначно влияющих на структурно-функциональную организацию сети.

Исследование позволило выявить следующие основные типы и подтипы интернет-сервисов социальных сетей:

1. Социальные сети анкетного типа подразделяются на следующие виды: универсальные сети, сети, специализирующиеся на объективных межличностных связях (родственные, профессиональные, соседские, ученические сети, сети однополчан), сети, специализирующиеся на межличностных связях по идеологическому признаку («религиозные», политические сети, сети-клубы). Данный тип не является идеальным для публикации журналистской информации, однако его важным достоинством является высокая скорость распространения информации внутри сети. Кроме того, группы в анкетных ССС прекрасно выполняют непосредственно организаторские функции.

2. Социальные сети дневникового типа, в свою очередь, включают в себя сети макроблогов и сети микроблогов. Сети макроблогов предоставляют пользователю наиболее богатые возможности публикации, позволяя размещать тексты большого объёма, а также совмещать в одной публикации информацию различных типов. Тем не менее, для размещения мультимедийной информации им может понадобиться вспомогательный сторонний сервис. Микроблоги же идеально подходят для сверхоперативного сообщения о только что произошедшем событии.

3. Социальные сети коллекционного типа можно разделить на сервисы для размещения изображений, аудиозаписей, видеозаписей, коллекций ссылок, а также информации смешанного типа. Они незаменимы для публикации мультимедийной информации, однако зачастую не позволяют дать развёрнутый комментарий, разместить объёмный текст, объединить несколько единиц контента в одну публикацию.

Данное диссертационное исследование, бесспорно, не охватывает всех проблем, связанных с избранной темой. В нём лишь обозначены наиболее важные, на наш взгляд, положения теории журналистики социальных сетей, дальнейшая разработка которой впереди.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данном диссертационном исследовании автор попытался выявить особенности интернет-сервисов социальных сетей, выступающих в роли средств массовой информации.

Для этого были рассмотрены сущностные характеристики как собственно интернет-сервисов социальных сетей, так и интернет-сервисов поколения «Веба 2.0» в целом, установлена принципиальная возможность ведения журналистской деятельности в ССС, рассмотрены основные характеристики феномена «гражданской журналистики» и их следствия, как положительные, так и отрицательные. Затем мы выявили и описали те роли, которые может играть пользователь ССС в процессе распространения общественно значимой информации, выступая как в качестве публикатора, так и в качестве представителя аудитории, а также определили и классифицировали средства публикации, доступные пользователям ССС. Кроме того, мы рассмотрели существующие классификации интернет-сервисов социальных сетей, определили их достоинства и недостатки, рассмотрели типологическую концепцию периодического издания применительно к ССС и, наконец, разработали собственную классификацию интернет-сервисов социальных сетей на основании их структурно-функциональной организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. И. «Веб 2.0» как явление и как проблема / А. И. Акопов // Акценты. -2007.-№ 1−2.-С. 8−13.
  2. , А. И. Методика типологического исследования периодических изданий: (На примере специальных журналов) / А. И. Акопов. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 95 с.
  3. , А. И. Социокультурные и правовые проблемы интернет-журналистики / А. И. Акопов // Акценты. 2003. — № 1−2. — С. 14−18.
  4. , А. И. Типологические признаки сетевых изданий /А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского государственного университета. — 2000. -№ 1.-С. 42−44.
  5. , А. И. Электронные сети как новый вид СМИ / А. И. Акопов // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 1998. — № 3. -С. 43−51.
  6. , А. Заведи Twitter, но не спи спокойно / А. Алексеева. URL: http://www.chaskor.iu/article/zayeditwitternonespispokojnol 1709.
  7. , А. Манифест Интернета / А. Алексеева. — URL: http://www.chaskor.ru/article/manifestinterneta10414.
  8. , А. Нет, он не Байрон, он drugoi / А. Алексеева. URL: http://www.chaskor.ru/article/netonnebajronondrugoil 0741.
  9. , А. Мумбайский прорыв / А. Амзин. URL: http://lenta.ru/articles/ 2008/1 l/29/twitter/.
  10. , А. Новостная интернет-журналистика / А. Амзин. URL: http://kebati.ru/ journ/j ourn.pdf.
  11. Артамонов, В. Web 2.0 и теговый спам / В.Артамонов. URL: http://www.webplanet.rU/column/service/artreal/2006/l 1 /20/tagspam.html.
  12. , А. Топ и прихлоп / А. Архангельский // «Взгляд». — 5.11.2009. — URL: http://www.vz.rU/columns/2009/l 1/5/345 293.html.
  13. Аудитория социальных сетей выросла до 80% пользователей. URL: http://mediarevolution.ru/audience/2143.html.
  14. Н.Ахмадулин, Е. В. Основы теории журналистики: Учебное пособие / Е. В. Ахмадулин. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2008. — 320 с. — С. 9.
  15. , С. К вопросу определения понятия сетевых СМИ / С. Батманова // Relga. 2004. — № 10. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=261 &level l^main&leve?^articles.
  16. , Д. Блоги и СМИ: новые роли / Д. Бирюков // «Взгляд». 28.08.2006. -URL: http://vz.rU/culture/2006/8/28/46 864.html.
  17. Блогосфера Рунета: весна 2009. По данным Поиска по блогам Яндекса // URL: http://download.yandex.ru/company/yandexonblogospherespring2009.pdf.
  18. , Д. П. Блоги в системе сетевых коммуникаций. Возникновение и развитие «блогосферы» / Д. П. Богданова // Акценты. 2006. — № 5−6. — С. 17−25.
  19. , Д. Классификация блогов / Д. Болтиков. URL: http://denis.boltikov.ru/2007/09/14/klassifikaciya-blogov/.
  20. , Е. Социальные сети как инструмент развития: -виды и возможности / Е. Бондаренко. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10 067.
  21. , П. СМИ 21 века / П. Брэдшоу, перевод М. Саломатина. URL: http://habrahabr.ru/blogs/massmedia/56 353/.
  22. , М. Курск не дождался ртутного облака / М. Вебер. URL: http://www.dddkursk.ru/number/765/new/6 129/print/.
  23. Ветвинский, А. Deutsche Bank предрекает революцию на медиарынке / А. Ветвинский. URL: http://www.rbcdaily.ru/2006/10/18/media/245 734.
  24. , В. JI. Психологические механизмы и основания классификации блогов / В. JI. Волохонский, Ю. Е. Зайцева, М. М. Соколов // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet: Сб. науч. тр. СПб.: СПбГУ, 2007. -С. 117−131.
  25. , А. А. Из истории телевизионного интернет-вещания в мире и в России / А. А. Гарматин // Акценты. 2005. — № 3−4. — С. 17−26.
  26. , А. А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования / А. А. Гарматин // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004. — № 2. — С. 121−133.
  27. , А. А. Интернет-телевидение выигрывает войну за внимание зрителей / А. А. Гарматин // Журналист. 2008. — № 4. — С. 53−56
  28. , Ю., Непомнящий, А. Разойдёмся по каналам. Чем хороши и чем опасны новые медиа, подстраивающиеся под запросы отдельных людей / Ю. Грановский, А. Непомнящий. — URL: http://www.smoney.ru/article.shtml? 2008/07/28/5996.
  29. , Я. Типология социальных сервисов / Я. Грешилов. — URL: http://greshilov.ya.ru/replies.xml?itemno=l 30&ncrnd=9185.
  30. , Я. Сообщества vs социальные сервисы: экскурс в историю / Я. Грешилов. URL: http://habrahabr.ru/blogs/communitylife/20 795/.31 .Гробовой, М. Блоги и журналистика: родственники или антиподы? / М. Гробовой // «Журналист». 2009. — № 11. — С. 55−56.
  31. , В. 2002: Взгляд назад / В. Гуриев. http://offline.computerra.ru/2002/ 475/22 986/.
  32. , Э. Будущее из прошлого: Интеллектуальная собственность в Сети / Э. Дайсон. URL: http://offline.computerra.ru/1997/184/402/.
  33. , А. Ю. Категориальные признаки объектов в гуманитарном Интернете / А. Ю. Долгополов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. -2004.-№ 2.-С. 139−144.
  34. , В. В. На пути к информационному обществу / В. В. Егоров. М.: ИНК работников телевидения и радиовещания, 2006. — 192 с.
  35. , М. Дело труба / М. Железнова. — URL: http://www.runewsweek.ru/ rubrics/?rubric=society&rid=l 562.
  36. , Р. В. Блог: личное или общественное? / Р. В. Жолудь. URL: http ://21 vek.org/?p=376.
  37. , Ю. Блоггер Савва Терентьев получил год условно / Ю. Ильин. — URL: http ://net.compulenta.ru/362 175/.
  38. Интернет-журналистика: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2010. — 348 с.
  39. , А. А., Коханова JI. А. Интернет-журналистика: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 21 400 «Журналистика» /
  40. A. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 383 с.
  41. , М. Оперативно, эмоционально и без любви: Террористическая атака на Мумбаи и её последствия в блогах / М. Калужский. — URL: http://booknik.ru/news/chronicles/?id=28 210.
  42. , Г. Вести дневник снова стало модно / Г. Калькинен. — URL: http://www.ng.ru/internet/2002−04−12/llnotebook.html
  43. , И. И. Типологические и функциональные особенности сетевого радиовещания / И. И. Карпенко // Relga. 2007. — № 9. — URL: http://www.relga.ru/ Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=1980&levell=main&level2:= articles.
  44. H. Бездушность Веб 2.0 /Н. Kapp. URL: http://www.computerra.ru/ think/239 597.
  45. , С. Цивилизация очевидцев / С. Кваша. URL: http://www.gazeta.ru/ 2005/09/05/оа169 667.shtml.
  46. , В. «Социальная сеть»: от «френд-листа» к «рабочей группе» /
  47. B. Климентьев. URL: http://internet.ru/columns/2006−09−14 709.
  48. Климентьев, В. Google и Яндекс как сервисы социальной сети / В. Климентьев. URL: http://wklim.ru/google-i-yandeks-kak-servisyi-sotsialnoy-seti/.
  49. , В. Интернет: аудитория, социальная сеть и сообщество / В. Климентьев. URL: http://internet.ru/columns/2006−09−14 822.
  50. , В. Место социальной сети в социальных трансформациях / В. Климентьев. URL: http://internet.ru/columns/2006−10−14 932.
  51. , В. Определение «социальной сети». Редакции / В. Климентьев. -URL: http://wklim.ru/opredelenie-sotsialnoy-seti-redaktsii/.
  52. , В. Социальная сеть: поиск предмета исследования / В. Климентьев. URL: http://wklim.ru/sotsialnaya-set-poisk-predmeta-issledovaniya/.
  53. , В. Социальные сети как школа ответственности / В. Климентьев. -URL: http://webplanet.rU/knowhow/service/wklim/2007/09/21 /socialrespons.html.
  54. , В. Социальные сети: от реальности к веб-сервису / В. Климентьев. URL: http://www.webplanet.rn/knowhow/service/wklim/2007/ll/12/social sitebuilding.html.
  55. , В. Социальные сети: попытка определения / В. Климентьев. -URL: http://www.internet.ru/columns/2006−08−14 710.
  56. , А., Смилян, М. Депутатское письмо о ГЭС назвали заведомо ложным / А. Кобзев, М. Смилян. URL: http://www.gzt.ru/topnews/accidents/255 679.html.
  57. , М. М. К вопросу об интерактивности, гипертексте и мультимедиа в сетевых коммуникациях / М. М. Колесникова // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2002. — № 2. — С. 61−68.
  58. , М. М. Некоторые особенности аппарата сетевого издания / М. М. Колесникова // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2001. — № 3. — С. 56−63.
  59. , М. М. Основные виды сетевых СМИ и некоторые аспекты их функционирования (на материале американского сегмента Интернета) / М. М. Колесникова // Филологический вестник Ростовского государственного университета. 2000. — № 1. — С. 45−49.
  60. Колесникова, Mi М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ (типологический аспект): Дис.. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2002. — 183 е.: ил.
  61. , В. А. Радио в Интернете / В. А. Колодкин // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004. — № 1. -С. 103−110.
  62. , В. А. Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов: Дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 2005.- 176 е.: ил.
  63. , М. А власти скрывают! / М. Кононенко // «Взгляд». 1.12.2009. -URL: http://www.vz.rU/columns/2009/12/l/354 162.html
  64. Корконосе!iко, С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С. Г. Корконо-сенко. -М.: Аспект Пресс, 2001.-287 с.
  65. , Р. Нетворчество: хомяки в сетях социалок / PI Королёв. URL: http://www.webplanet.m/column/service/roma/2007/10/17/networks.html.
  66. Костерина, И- В. Публичность приватных дневников: об идентичностях в бло-гах Рунета / И. В: Костерина. URL: http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/ 619/999/1016/.
  67. , Э. В Перми судят пользователя, LiveJournal / Э. Кошкина. URL: http://net.compulenta.ru/332 632/., .
  68. , Э. Конгресс США одобрил закон о защите блоггеров / Э. Кошкина. — URL: http://net.compulenta.ru/336 199/.
  69. , М. Гулкие: бьефы / М. Литвинович. URL: http://lenta.ru/articles/ 2009/08/19/blogs/.
  70. , М. М., Фомичева, И. Д. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. -М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. 87 с.
  71. , А. СМИ 2.0. Предел социального интерактива в условиях печатного издания / А. Малофеев. URL: http://www.frip.ru/newfrip/cnt/analitic/sel? cid=2624
  72. , Д. В деле хакасского редактора не нашлось состава преступления- / Д. Мальков. URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1 230 168& ThemesID=1148.
  73. , В. Газета on demand / В. Мальцев. URL: http://www.chaskor.ru/ article/gazeta-on-demand12638.
  74. , М. Блог стал местом работы / М. Маркевич. — URL: http://www.utro.ni/articles/2009/04/23/811 516.shtml.
  75. МЧС опровергает сообщения, что на Россию из Украины идёт «ртутное облако» / URL: http://www.newsru.com/russia/06jun2009/nbh.html.
  76. , Т. В. Функция журналистики и функции СМИ / Т. В. Науменко. -URL: http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=214.
  77. , А. А. Интерактивность в ряду типологических признаков сетевых изданий / А. А. Никитенко // Relga. 2007. — № 11. — URL: http://www.relga.ru/ Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2001 &level 1 =main&level2= articles.
  78. , А. Блоги против СМИ: записки варвара / А. Носик. URL: http://www.webplanet.rU/news/column/nosik/2006/8/14/blogs.html.
  79. , В. Суд постановил, что блогтеры могут считаться журналистами /
  80. B. Парамонов. URL: http://net.compulenta.ru/337 932/.
  81. , Н. Ролик для YouTube привёл жителя Уругвая в Голливуд / Н. Петроченко. — URL: http://www.megabyte-web.ru/webnews/alvares-youtube-holliwood.html.
  82. , А. Социальные сети: феномен коллективного разума / А. Платов. -URL: http://msk.nestor.minsk.by/kg/2007/10/kg71012.html.
  83. , П. Игры репутаций / П. Протасов // «Компьютерра». 2006. — № 14 (634). — С. 25−32.
  84. , П. Экономика идей / П. Протасов // Компьютерра. 2006. — № 14. — С. 33−37.
  85. , Е. П. Введение в теорию журналистики Учебник для студентов вузов / Е. П. Прохоров 7-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 351 с.
  86. , Д. Блогер хочет посещать матчи «Зенита» в качестве СМИ / Д. Родин. — URL: http://telnews.ru/DmitrijRodin/cl 14 584/.
  87. , С. Гражданская журналистика на службе интересов общества /
  88. C. Рублёв. URL: http://lenta.ru/articles/2005/05/17/blogs/.
  89. Семёнов, H.A. Социальные сети, перспективы развития и способы монетизации. Часть 1 / Н. А. Семёнов. URL: http://habrahabr.ru/blogs/ socialnetworks/22 811/.
  90. В.М. Доверие и пространственное взаимодействие социальных сетей / В. М. Сергеев, А. С. Кузьмин, В. Д. Нечаев, Е. С. Алексеенкова // ПОЛИС (Политические исследования).- 2007. № 2. — С. 8−17.
  91. , Ш. Социальные сети и формирование групп / Ш. Синг. URL: http://habrahabr.ru/blogs/parallelsmarketing/31 247/.
  92. , Ю. Вячеслав Варванин: «Никакой блоговой журналистики нет!» / Синодов Ю. URL: http://webplanet.ru/interview/business/2006/08/28/lenta.html.
  93. , Е., Ревич, Ю., Ширяев, В. Куплю 50 млн. душ в Интернете / Е. Скляревский, Ю. Ревич, В. Ширяев. — URL: http://www.novayagazeta.ru/ data/2008/color05/03 .html.
  94. , С. Связанные сетью 2.0 / С. Скрипников // Relga. 2006. -№ 22. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main? textid=1345&levell=main&leveI2=articles.
  95. Социальные сети: 15% онлайновых бюджетов. — URL: http://mediarevolution.ru/advertiser/markets/2206.html.
  96. , JI. Киберразвлечение: игры и новые медиа / JI. Стойков // Relga. — 2007. № 2. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/ Main? textid=1590&levell=main&level2=articles.
  97. , Д. А. Региональные интернет-СМИ как зеркало интеллектуальной элиты / Д. А. Таевский // Relga. 2008. — № 1. — URL: http://www.relga.ru/ Environ/W ebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2119&levell=main&level2= articles.
  98. Типология периодической печати: Учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.: Под ред. М. В. Шкондина, JI. JI. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2009. — 236 с.
  99. , В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / В. В. Тулупов. Воронеж: Кварта, 2001. — 320 с.
  100. , В. В. Теоретический и практический аспекты типологии печатных периодических изданий / В. В. Тулупов // Relga. 2007. — № 8. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main?textid=1970& level 1 =main&level2=articles.
  101. , А. Мой свежий материал о блогах / А. Удиков. — URL: http://udikov.livejournal.com/78 517.html.
  102. Ульянов, A. Dark Side of WEB 2.0: кибер-философия против коллективных машин / А. Ульянов. URL: http://proza.com.ua/culture/darksideof web20.shtml.
  103. С. Онлайн-дневники: новая игрушка или новая парадигма массовой коммуникации? / С. Успенская // Акценты. 2007. — № 1−2. — С. 43−45.
  104. , Е. Интернет убил газету? / Е. Уткин. URL: http://www.lenizdat.ru/aO/ ¦ ru/pml/c-1 066 975−0.html#l.
  105. , Ф. Рунет как инструмент адаптации / Ф. Фоссато // Pro et Contra. -2009.-№ 3−4. С. 91−99.
  106. , В. JI. Реклама как вид журналистики: Учебное пособие / В. JI. Цвик. -М.: Институт современного искусства, 2001. 135 с.
  107. , Д. Сеть Facebook изменила настройки безопасности / Д. Целиков. -URL: http://net.compulenta.ru/486 246/.
  108. , И. Попытка классификации социальных сетей. Часть 1 / И. Чернецкий. URL: http://tchernetski.ya.ru/replies.xml?itemno=35.
  109. , И. Попытка классификации социальных сетей. Часть 2 / И. Чернецкий. URL: http://tchernetski.ya.ru/replies.xml?itemno=36.
  110. , А., Нестерова, Т. Кое-что о блогах, или Как заработать на рассказе рыбака / А. Чуйкин, Т. Нестерова // «Журналист». — 2006. № 12. — С. 35.
  111. Щёголев назвал блогеров земляными червяками. URL: http://www.webplanet.ru/news/life/2009/12/10/smim.html.
  112. , А. Блоги: новые СМИ или девичьи дневнички / А. Экслер // Банзай. 2006. — № 11(49). — С. 54−55.
  113. , Г. Над вымыслом слезами обольюсь / Г. Юзефович. — URL: http://www.chaskor.ru/p.php?id=3559.
  114. ВВС привлекает к работе блоггеров. — URL: http://www.mediaatlas.ru/ news/?id=24 428&cat=rinternet.
  115. Nibiru. Сводная классификация блогов v. 1.01 (оцени свой блог) / Nibiru. -URL: http://blogs.mail.ru/list/khatot/71 lDCFADlB00AC6C.html.
  116. Reuters признал фальсификацию: российские блоггеры вывели на чистую воду крупнейшее информационное агентство // «Взгляд». — 3.10.2008. URL: http://www.vz.ru/society/2008/! 0/3/215 176.html.
  117. Adam, G. S. Notes Towards a Definition of Journalism: Understanding an old craft as an art form / G. S. Adam. The Poynter Institute for Media Studies. St. Petersburg, Florida, 1993. — 55 p.
  118. Atton, C. Alternative and Citizen Journalism / C. Atton // The Handbook of Journalism Studies. Ed. by K. Wahl-Jorgensen, T. Hanitzsch. — NY, Routledge, 2009. -446 p.
  119. Becker, L. When is Twitter going to get groups? / L. Becker. URL: http://getsatisfaction.com/twitter/topics/whenistwittergoingtogetgroups.
  120. Betancourt, L. How Social Media is Radically Changing the Newsroom / L. Betancourt. URL: http://mashable.com/2009/06/08/social-media-newsroom/
  121. Betancourt, L. How Social Media is Taking the News Local / L. Betancourt. -URL: http://mashable.eom/2009/l 1/10/local-news-social-media/.
  122. Betancourt, L. Is Crowdfimding the Future of Journalism? / L. Betancourt. — URL: http://mashable.eom/2009/07/l6/crowdfunded-news/.
  123. Betancourt, L. The Complete Guide to Video Blogging / L. Betancourt. URL: http://mashable.com/2009/10/09/video-blogging/.
  124. Betancourt, L. The Journalist’s Guide to Facebook / L. Betancourt. URL: http://mashable.com/2009/08/03/facebook-journalism/.
  125. Betancourt, L. The Journalist’s Guide to Twitter / L. Betancourt. URL: http://mashable.com/2009/05/14/twitter-journalism/.
  126. Betancourt, L. The Journalist’s Guide to User Generated Video / L. Betancourt. -URL: http://mashable.com/2009/09/14/ugc-video-guidelines/.
  127. Betancourt, L. The Journalist’s Guide to YouTube / L. Betancourt. URL: http://mashable.com/2009/09/02/journalists-youtube/.
  128. Bowman, S., Willis, C. We Media / S. Bowman, C.Willis. URL: http://www.hypergene.net/wemedia/download/wemedia.pdf.
  129. Bradshaw, P. Blogs and Investigative Journalism: conclusion / P. Bradshaw. — URL: http://onlinejoumalismblog.com/2007/ll/02/blogs-and-investigative-journalism-conclusion/.
  130. Bradshaw, P. Blogs and Investigative Journalism: draft first section / P. Bradshaw. URL: http://onlinejournalismblog.com/2007/10/24/blogs-and-investigative-journalism-draft-flrst-section/.
  131. Bradshaw, P. Blogs and Investigative Journalism: fundraising / P. Bradshaw. -URL: http://onlinejournalismblog.eom/2007/l 0/31 /investigative-journalism-and-blogs-fiindraising/.
  132. Bradshaw, P. Blogs and Investigative Journalism: publishing / P. Bradshaw. — URL: http://onlinejournalismblog.com/2007/10/30/blogs-and-investigative-journalism-publishing/.
  133. Bradshaw, P. Blogs and Investigative Journalism: sourcing material / P. Bradshaw. URL: http://onlinejournalismblog.com/2007/10/26/blogs-and-investigative-journalism-sourcing-material/.
  134. Bradshaw, P. Blogs and Investigative Journalism: The amateur-professional debate / P. Bradshaw. URL: http://onlinejournalismblog.com/2007/10/24/blogs-and-investigative-journalism-the-amateur-professional-debate/.
  135. Brin, C., Charron, J., de Bonville, J. Nature et transformation du journalisme: theorie et recherches empiriques / C. Brin, J. Charon, J. de Bonville. — Presses Universite Laval, 2004. 449 p.
  136. Bruns, A. From Blogs to Open News: Notes towards a Taxonomy of P2P Publications/A. Bruns. URL: http://eprints.qut.edu.aU/193/l/bmnsBlogs.pdf.
  137. Bruns, A. News Blogs and Citizen Journalism: New Directions for e-Journalism / A. Bruns. URL: http://snurb.info/files/News%20Blogs%20and%20Citizen%20 Journalism.pdf.
  138. Bruns, A. Reconfiguring Journalism: Syndication, Gatewatching, and Multiper-spectival News in Australian Online Journalism / A. Bruns. URL: http://snurb.info/files/2004−01 -13%20Reconfiguring%20Journalism.pdf.
  139. Bruns, A., Saunders, B., Wilson, J. Citizen Journalism as Social Networking: Reporting the 2007 Australian Federal Election / A. Bruns, B. Saunders, J. Wilson. -URL: http://snurb.info/files/Citizen%20Journalism%20as%20Social%20Networking.pdf.
  140. Buttry, S. Journalism Ethics in Social Networks / S. Blurry. URL: http://stevebuttry.wordpress.com/2009/02/17/journalism-ethics-in-social-networks/.
  141. Chaffer, J. Citizen Media: Fad or the Future of News? The rise and prospects of hyperlocal journalism / J. Schaffer. URL: http://www.j-lab.org/citizenmedia.pdf.
  142. Deuze, M. The Changing Context of News Work: Liquid Journalism and Monitorial Citizenship / M. Deuze // International Journal of Communication. 2008. — № 2. -Pp. 848−865.
  143. Deuze, M. Towards Professional Participatory Storytelling: Mapping the Potential / M. Deuze. URL: http://web.mit.edu/comm-forum/mit4/papers/Deuze.pdf.
  144. Deuze, M. What is Multimedia Journalism? / M. Deuze. // Journalism Studies, v. 5.-2004.-№ 2.-Pp. 139−152.
  145. Domingo, D., Heinonen, A. Weblogs and Journalism: A Typology to Explore the Blurring Boundaries / D. Domingo, A. Heinonen // Nordicom Review 29 (2008) 1. -Pp. 3−15.
  146. Evarts, K. Can We Really Define Journalism? / K. Ewarts. URL: http://blogs.uscannenberg.org/kathrynevarts/2008/08/can-we-define-journalism.html.
  147. Evron, G. Social Networks Blurring the Line into Citizen Journalism / G. Evron. — URL: http://www.darkreading.com/blog/archives/2009/03/apoliceoffice.html.
  148. Gillmor, D. We the media: Grassroots journalism by the people, for the people / D. Gillmor. O’Reilly Media, Inc. — Sebastopol, California, 2004. — 320 p.
  149. Gorny, E. Russian LiveJournal: National specifics in the development of a virtual community / E.Gorny. URL: http://www.ruhr-uni-bochum.de/russ-cyb/library/ texts/en/gornyrlj.pdf.
  150. Grubisich, T. Grasroots journalism: Actual content vs. shining ideal / T. Grubisich. URL: http://www.ojr.org/ojr/stories/51 006/.
  151. Heatherly, R., Kantarcioglu, M., Thuraisingham, B. Social Network Classification Incorporating Link Type Values / R. Heatherly, M. Kantarcioglu, B. Thuraisingham. URL: http://www.utdallas.edu/~muratk/publications/isi2009linktype.pdf.
  152. Jakubowicz, C. A New Notion of Media? / C. Jakubowicz. Media and Information Society Division, Directorate General of Human Rights and Legal Affairs, Council of Europe, Strasbourg, 2009. — 50 p.
  153. Lasica, J. D. What is Participatory Journalism? / J. D. Lasica. — URL: http://www.0jr.0rg/0jr/w0rkplace/l 60 217 106.php.
  154. Lavrusik, V. Why Facebook’s Privacy Changes are Detrimental to Users / V. Lavrusik. URL: http://mashable.com/2010/01/12/facebook-privacy-detrimental/.
  155. Lewis, W. Social Journalism: Past, Present, and Future / W.Lewis. URL: http://mashable.eom/2009/04/07/social-journalism/.
  156. McQuail, D. Journalism as a public occupation: alternative inages / D. McQuail. // Democracy, Journalism and Technology: New Developments in an Enlarged Europe. Tartu University Press, Tartu, 2008. — 432 p.
  157. Pry or, L. The Third Wave of Online Journalism / L. Pry or. -http://www.0jr.0rg/0jr/future/l 19 174 689.php.
  158. Rosen, J. A Most Useful Definition of Citizen Journalism / J. Rosen. URL: http://joumalism.nyu.edu/pubzone/weblogs/pressthink/2008/07/14/amostusefuld.hto
  159. Rosen, J. The People Formerly Known as the Audience / J. Rosen. URL: http://joumalism.nyu.edu/pubzone/weblogs/pressthink/2006/06/27/pplfhnr.html.
  160. Social Networking Goes Global: Major Social Networking Sites Substantially Expanded Their Global Visitor Base during Past Year. comScore. — URL: http://www.comscore.com/PressEvents/PressReleases/2007/07/SocialNetworking1. GoesGlobal.
  161. Stark, E. Free culture and the Internet: a new semiotic democracy // URL: http://www.opendemocracy.net/arts-commons/semiotic3662.jsp.
  162. The Handbook of Journalism Studies. Ed. by K. Wahl-Jorgensen, T. Hanitzsch. -NY, Routledge, 2009. 446 p.
  163. Zivkovic, B. Defining the Journalism vs. Blogging Debate, with a Science Reporting angle / B. Zivkovich. URL: http://scienceblogs.com/clock/2009/03/defining thejournalismvsblo.php.
Заполнить форму текущей работой