Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технологии создания общественного образа институтов политической власти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно, наука и культура, их развитие в нашей стране всегда были связаны с возможным влиянием мнений авторитетных представителей сферы умственного труда на курс, проводимый властями. Не всегда к мнению интеллигенции прислушивались и прислушиваются. Поэтому остается актуальным научное изучение тематики взаимодействия структур власти и населения страны с целью понимания реальности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Политический институт как субъект взаимодействия политической системы и общества
    • 1. Место политического института в политической системе общества
    • 2. Современные органы власти России как институты политической власти
    • 3. Партии России как институты политической власти
  • Глава 2. Технологии создания общественного образа институтов политической власти как процесс взаимодействия политической системы и общества
    • 1. Понятие технологий создания общественного образа институтов политической власти
    • 2. Непосредственно технологии создания общественного образа институтов политической власти
    • 3. Технологии формирования общественного образа институтов политической власти

Технологии создания общественного образа институтов политической власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, общество — это система с множеством подсистем, между которыми, в силу очевидной открытости первой и последних, происходит взаимодействие. Наличие взаимодействия между различными элементами говорит о существовании такого свойства у общественного организма, как обратная связь между этим организмом и природой в целом, а также между ее элементами и, как следствие, самоорганизация данного организма.

Если обратиться к описанию элементов общества, его сфер, подсистем, то принято выделять культурную (духовную, этическую, религиозную и т. п.) — социальную (семья, образование, здравоохранение и т. д.) — экономическую (финансовую, производственную и т. д.) и политическую (взаимоотношение гражданского общества и политических институтовуправление в сфере государственной власти и т. п.) и другие сферы жизни.

Любая система в тот или иной период времени способна изменяться, что приводит к изменению и ее составных частей. В результате является закономерным, тот факт, что в связи с переходным периодом в России происходят изменения и во всех областях жизни нашей страны.

В результате становится очевидным наличие взаимовлияния традиций, норм, обычаев других стран и нашей страны. Усилился обмен между Россией и другими странами во всех областях жизни, в том числе и научной сфере. Развитие российской науки идет во многих направлениях. Развиваются те отрасли науки, жизнь которых в советское время была ограничена или даже запрещена. Новую жизнь получили такие отрасли как политическая наука, психология, социология, экономика и др. Развитие идет и в области наук, изучающих PR, рекламу и маркетинг. Развивается сфера и политического PR. Однако подавляющий объем литературы, существующей по данной отрасли науки, связан с изучением избирательных, выборных технологий, методик, стратегий и тактик.

Развивается также сфера науки, изучающая СМИ. Развитие идет, прежде всего, в таких областях, как психология массовых коммуникаций, реклама в СМИ, освещение политических событий в СМИ. Поднимаются такие вопросы как независимость СМИ от власти, кодексы поведения СМИ в чрезвычайных ситуациях.

Очевидно, что российское общество от закрытой системы перешло открытой. Стали создаваться общественные организации. Однако, наряду с этим, в настоящее время в нашей стране политические институты окончательно не сформировались именно в виду продолжающегося периода перехода от одной системной организации к другой.

Как известно, основной закон Российской Федерации, Конституция, регламентирующий функции каждой из трех ветвей власти принят в 1993 году. Многие его положения на сегодняшний день отстают от реалий политической жизни. Очевидно, что в обществе идет поиск оптимальной структуры управления российским государством.

Это, в свою очередь может повлечь за собой изменения в Конституции. Сейчас существуют различные мнения как в пользу изменения Основного закона России, так и в пользу его сохранения в неизменном состоянии.

Одновременно с этим можно утверждать, что положение и роль СМИ, которое они занимают на сегодняшний день, также нельзя считать окончательно сложившимся фактом. В политической системе управления и обществе отсутствует единообразное понимание того места СМИ, которое они должны занимать во взаимодействии с политической системой управления.

Таким образом, оптимизация построения органов власти и освещение их деятельности в СМИ являются актуальной задачей становления современного российского демократического государства и развития политической культуры России.

Это связано, прежде всего, с тем, что ввиду необратимых процессов вхождения в информационное общество, значение деятельности СМИ возрастает. И поскольку политика является частью жизни всего общественного организма, то, очевидно, что существует взаимное влияние деятельности СМИ и органов власти при освещении СМИ того, что предпринимает власть, какие решения принимает, как относится к общественным организациям гражданского общества и как реагирует на «запросы» и «вызовы» общества.

Данное высказывание проверяемо событиями в нашей стране, когда, например, в Москве произошедшие события в культурном центре на мюзикле «Норд-Ост» вызвали появление огромного количества информации на ТВ, радио, в газетах и журналах, а также в интернете о том, как должны СМИ освещать подобное произошедшему.

В переходный период нельзя сказать, что общественное мнение сформировано. Оно видоизменяется. Причины кроются в новом времени, которое переживает сейчас Россия, в еще не сложившихся культурных нормах и традициях.

Именно поэтому освещение действий органов власти, реакции общества, реакции власти на возникшую «обратную связь» — все это должно являться объектом тщательного анализа, сравнения с подобными явлениями в других странах.

Как известно, наука и культура, их развитие в нашей стране всегда были связаны с возможным влиянием мнений авторитетных представителей сферы умственного труда на курс, проводимый властями. Не всегда к мнению интеллигенции прислушивались и прислушиваются. Поэтому остается актуальным научное изучение тематики взаимодействия структур власти и населения страны с целью понимания реальности и возможного влияния на происходящие события, хотя бы в рамках аналитических материалов, коими являются, на наш взгляд, как научные статьи, так и диссертационные исследования. Это связано в первую очередь с процессами социализации, одними из агентов которых являются представители высшей школы, с помощью которых студенты узнают о происходящих событиях на лекциях и семинарах социально-политических дисциплин.

В результате можно сказать, что заявленная тема диссертации является в настоящее время весьма актуальной, поскольку мы анализируем современное российское общество, ту его часть, которая связана с процессами управления и власти, а поскольку современный период развития России — это период перехода в информационную эпоху, то, очевидно, что и процессы управления напрямую зависят от развития информационных технологий, СМИ, а также технологий политических PR, рекламы, маркетинга и пр.

Итак, тема данного диссертационного исследования касается изучения технологий создания общественного образа институтов политической власти.

Объектом исследования выступает взаимодействие СМИ, институтов политической власти и общества в процессе создания общественного образа институтов политической власти, а предметом — технологии, используемые в этом процессе.

Определение и классификация технологий создания общественного образа институтов политической власти в процессе взаимодействия данных институтов, СМИ и общества составляет цель данного исследования. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

1. Выявить теоретико-методологические подходы к изучению процесса взаимодействия СМИ, институтов политической власти и общества в процессе создания общественного образа институтов политической власти.

2. Проанализировать положение и взаимосвязь основных институтов политической власти в политической системе современной России постсоветского периода.

3. Определить место и роль институтов политической власти в системе общества и процессе воздействия СМИ на формирование общественного сознания.

4. Определить функции пресс-службы в структуре институтов политической власти.

5. Рассмотреть СМИ в качестве посредника в процессе обратной связи между обществом и политической системой.

6. Исследовать сущность, специфику, виды применяемых технологий с целью создания общественного образа институтов политической власти.

Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа в каждой главе), заключения, приложения и библиографического списка.

Заключение

.

Таким образом, рассмотрев, вопросы, касающиеся технологий создания общественного образа институтов политической власти, мы можем сказать следующее.

В первой главе нами была предпринята попытка понять сущность действующих в настоящий период основных институтов политической власти России посредством объяснения понятия политической системы общества как общей категории политической науки, что позволило нам осуществить выполнение задачи диссертации, касающейся положения и взаимосвязи друг с другом указанных организаций посредством объяснения понятия политической системы общества как общей категории политологии. В соответствии с современной трактовкой понятие «система» связано с понятиями целостности, элемента, связи, отношения, структуры, функции и самоорганизации. Мы определили систему как единую целостную самоорганизующуюся совокупность объектов, находящихся между собой во взаимной связи. Данная совокупность взаимодействует с окружающей средой, т. е. является в определенной степени открытой или закрытой (в зависимости от характера взаимоотношений с конкретной средой). Зная, что политическая система является открытой системой, взаимодействующей с окружающей средой посредством обратной связи, мы сделали вывод, что она обладает своей структурой и своими подсистемами, среди которых мы выделили 1) институциональную- 2) информационно-коммуникативную и 3) нормативно-регулятивную. Особо мы выделили функциональную подсистему, отвечающую за процессы функционирования институтов политической власти, их взаимодействия друг с другом и с окружающей средой, политический режим той или иной страны, того или иного государства. Говоря об институтах политической власти России, под таковыми мы имели в виду современные государственные и муниципальные органы власти, а также политические партии России постсоветского периода. В результате, сначала нами была рассмотрена проблема функционирования государственных и муниципальных органов власти современной постсоветской России, а затем мы проанализировали развитие многопартийности и деятельности партий в нашей стране после развала СССР.

В соответствии с этим мы сделали следующие выводы. Во-первых, хотя в России и является нормативно закрепленным признание прав и свобод человека и гражданина, действует Омбудсмен РФ и Уполномоченные по правам.

368 человека в субъектах РФ, но права и свободы повсеместно нарушаются .

Во-вторых, мы увидели, что полномочия Президента России, предусмотренные Основным законом, являются чрезмерно широкими. Это приводит к очевидному нарушению необходимого баланса между законодательной, исполнительной и судебной властями. Единственным сдерживающим Президента фактором, который ограничил бы его действия, является возможность отрешения его от должности. Однако данная процедура настолько усложнена, а условия ее осуществления так ограничены, что на практике данный механизм реализовать вряд ли возможно.

В-третьих, единственной формой контроля Парламента над действиями исполнительной власти является возможность выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ. Однако, поскольку выражение недоверия в конечном итоге чревато роспуском Государственной Думы, то инстинкт самосохранения нивелирует указанную конституционную возможность. Возможность установления законодательных норм при отсутствии реального контроля над их исполнением значительно снижает роль Государственной Думы в принятии важнейших политических решений в стране, а также ее авторитет в глазах граждан России. Совет Федерации в настоящее время не играет какой-либо заметной роли в политической жизни страны, поскольку его члены полностью зависят от назначивших их органов власти субъектов Федерации.

В-четвертых, сравнение глав Конституции, посвященных построению органов государственной власти в РФ и реалий современной России, позволяет говорить о том, что при действующей законодательной базе, Правительство РФ не может играть самостоятельной роли в текущей жизни страны, т.к. оно полностью подотчетно Президенту и является по сути дела филиалом его Администрации.

Пятое. Несмотря на то, что в Конституции Россия провозглашена правовым государством, полного господства законов в нашей стране нет. Потенциал судебной власти в глазах граждан России до сих пор является недооцененным, хотя, мы можем сказать, что в результате анализа нормативных актов, на которые мы опирались, судебная реформа, осуществляемая в нашей стране с начала 90-х гг., все же создала основу для построения правового государства. В первую очередь мы отметили то, что за прошедшие более чем 10 лет законодательство нашей стране было существенно обновлено. Принят базовый закон «О судебной системе в РФ», новые кодексы и другие нормативные правовые акты.

Шестое, на чем мы остановились, это деятельность Прокуратуры РФ. Вслед за Чиркиным В. Е. мы отнесли данный институт к «материальным придаткам» государства369, который не вписывается в триаду ветвей власти. Если же говорить о взаимодействии данного института политической власти с гражданами России, то это мы пришли к выводу о том, что мнение граждан (на примере жителей Санкт-Петербурга) в большинстве своем при принятии решений данным институтом не учитываются370.

Седьмое. Хотя в нашей стране признается и гарантируется местное самоуправление, органы которого в пределах своих полномочий являются самостоятельными и не входящими в систему органов государственной власти,.

369 См.: Чиркин В. Е. Современное государство. — М.: Международные отношения, 2001. — С. 85.

370 См. подробнее о проведенном исследовании в конце данной главы и в Приложениях 19 и 20. во многом способность органов местного самоуправления в современной России обладать достаточно широким влиянием на политический процесс является весьма ограниченной.

В результате мы заключаем, что современные органы власти России являют собой систему, которая, в соответствии с Конституцией, Федеральными Конституционными законами, Федеральными законами и иными актами, существует на принципах целостности и единства власти, и, что не мало важно, разграничения предметов ведения между федеральным и региональным уровнями и гарантии местного самоуправления. Но, к сожалению, мы можем констатировать, что полного разделения властей в РФ не существует, что связано с действующим политическим режимом, который делает де-факто Россию суперпрезидентской республикой.

Седьмое. Мы выводим такое определение политической партии. Политическая партия — это структурированная организация, представляющая собой открытую систему, имеющую: 1) своих сторонников с общими интересами и взглядами, 2) лидеров, способствующих сохранению целостности и единства системы партии и направляющих ее развитие в ту сторону, которая позволила бы в дальнейшем существовать данному объединению в рамках той или иной политической системы, изменяющейся во времени под воздействием окружающей среды. Если же говорить о возможности партий влиять на политический процесс и тем самым принимать участие в развитии и сохранении целостности политической системы как институтов политической власти, то мы отметили влияние разных партий на разных этапах становления многопартийной системы, начиная с ее возникновения в конце 80-х гг. XX века и до сегодняшних дней. В настоящее время мы можем наблюдать влиятельность партий, которые способствуют укреплению действующего политического режима. Хотя данная влиятельность скорее связана с тем, что конкретный действующий Президент поддерживает конкретные политические организации, а последние, тем самым, обеспечивают ему под держку.

Таким образом, можно сказать, что поставленные задачи, касающиеся анализа положения и взаимосвязи друг с другом, а также определения места и роли институтов политической власти в системе общества были выполнены. Кроме того, мы выявили теоретико-методологические подходы, с помощью которых нам удалось осуществить данное исследование. В главе и диссертации в целом мы использовали такие методологические подходы: основной — междисциплинарный (обращение к таким дисциплинам как политическая наука, право, философия, социология, психология, журналистика), системный (мы делали опору на понятия системы, элемента и пр.), структурно-функциональный — нами был осуществлен анализ структуры и функции институтов политической власти, синергетико-кибернетический, в соответствии с которым все системы, рассмотренные в нашей работе, являются самоорганизующимися и взаимодействующими с окружающей средой, а значит — открытыми.

Что касается второй главы, то в ней нами были рассмотрены технологии создания образа институтов политической власти современной России.

Развитие современного российского общества говорит о том, что и наша страна неизбежно вступила в информационную эпоху, главным признаком которой, как известно, является применение во всех областях жизни разнообразных технологий, в том числе и технологий социального управления, к которым относятся технологии создания общественного образа институтов политической власти. В рамках выдвинутой нами классификации данные технологии подразделяются на непосредственно технологии создания общественного образа институтов политической власти и технологии формирования имиджа (т.е. такого общественного образа институтов политической власти, который формируется целенаправленно, в чью-то пользу). Мы смогли вывести такую закономерность, что технологии создания общественного образа связаны с психологическим процессом, субъектом которого выступает сам индивид, в сознании которого происходит процесс отчуждения, касающийся отношения данного индивида к институтам политической власти.

Что же касается технологий формирования общественного образа (т.е. имиджа) институтов политической власти, то в данном процессе субъектом выступают заинтересованные личности, группы, воздействующие на сознание, а чаще всего на бессознательное индивидов. Целью данного процесса является стремление оказать скрытое или открытое влияние на поведение указанных индивидов в рамках избирательного процесса, когда индивид как самостоятельная личность превращается в безликую массу, именуемую электоратом.

Среди технологий формирования образа — имиджа — институтов политической власти мы выделили технологии политической пропаганды, политической рекламы, PRa, технологии средств массовой информации. При описании последних были приведен некоторые результаты исследования, проведенного нами в апреле 2004 года в г. Санкт-Петербург. В данных результатах содержались сведения о зависимости СМИ при освещении деятельности органов власти разных уровней и о том, насколько глубоко освещается деятельность данных институтов политической власти.

В результате можно сделать такие выводы. Политика, проводимая в последние годы в средствах массовой информации России, содействовала значительному снижению способности критически мыслить у широкой аудитории. Налицо отчуждение масс от активной деятельности в политике, что является последствием злоупотребления манипулятивным потенциалом СМИ в интересах российской элиты. На данном этапе развития политического общества в России политические технологии подменили демократию, а политический имидж — реальную политику.

В итоге мы наблюдаем развитие технологий формирования общественного образа институтов политической власти современной постсоветской России. На наш взгляд в первую очередь развиваются технологии паблик рилейшнз, политической рекламы, политической пропаганды. Что касается развития СМИ, то мы видим как увеличение многообразия в этой сфере, так и последующее усиление влияния органов власти на свободу выражения мнений в процессе функционирования СМИ. Последнее выразилось в первую очередь в закрытии телеканалов ТВС и ТВ-6, а также в многочисленных сменах руководящего состава НТВ.

Что касается непосредственно технологий создания общественного образа институтов политической власти, то на наш взгляд они имеют место быть в любом современном обществе, где действует разветвленная система управления данным обществом, т. е. органы власти, поскольку происходит непроизвольное восприятие данных институтов и в последующем имеет место быть процесс отчуждения с прохождением всех его трех ступеней:

1. ступень реификации — процесс наделения качеством вещности (объективация) института;

2.. персонификация института;

3. фетишизация (обожествление) института.

Таким образом, можно говорить о том, что мы осуществили выполнение задуманных задач, относящихся к исследованию сущности, специфики, видов применяемых технологий с целью создания общественного образа институтов политической власти России. Нами были выделены два их вида: непосредственно технологии создания общественного образа указанных институтов и технологии формирования образа институтов. Кроме того, мы определили основные функции пресс-службы институтов политической власти. Сделано это было на примере деятельности Пресс-центра Правительства Ленинградской области. Среди таковых были названы:

1. информирование через СМИ жителей соответствующего региона о принципах устройства и структуре органов власти и об организации государственной службы в данном регионе;

2. оперативное обеспечение СМИ официальными документами о важнейших постановлениях, распоряжениях, решениях главы региона и органа исполнительной власти региона;

3. информирование население области через СМИ о повседневной деятельности главы региона и органа исполнительной власти региона и о социально-экономическом положении области.

В результате, обобщив, мы можем сказать, что, основным в их деятельности является — достижение взаимопонимания и сотрудничества институтов политической власти, в рамках которых действует данная пресс-служба, с общественностью, т. е. различными общественными группами, деятельность которых принимается во внимание при принятии управленческих решений. Таким образом, думается, что мы достигли своей цели и осуществили выполнение поставленных задач, заявленных во введении диссертации и можем сказать следующее.

Изучение выбранной темы позволяет на наш взгляд ориентироваться в изменяющемся мире, понимать глубинные процессы происходящего и уметь, оценив обстановку, прогнозировать будущее, как в рамках нашей страны, так и в рамках мира. Возможно, именно изучение указанных технологий позволит это сделать, поскольку, понимая чей образ создается, какого характера данный образ преподносится, мы сможем определить, что требуется обществу, так как любой имидж является олицетворением желаний граждан, хотя и в несколько преувеличенной, гротескной форме. Но может быть именно это и позволит людям сориентироваться и выбрать тот путь развития, который не приведет к диктатуре «управляемой демократии», где выбор управленцев государства может превратить процедуру выборов в обыкновенный фарс, игру картинок, отвлекающих от серьезных проблем, скрывающихся за сенсационностью репортажей, политической рекламой, скрытым PRom в новостях партийных фаворитов. Чтобы перечисленного не случалось и демократические реформы не буксовали, необходимо, на наш взгляд, уметь разбираться в происходящих политических процессах, в том числе и таких процессах, как создание образа институтов политической власти, процессах во многом социальнои политико-психологических.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Duverger М. Sociologie politique. — P., 1968.
  2. Easton D. A systems analysis of political life. New York: John Wiley & Sons, Inc.- Sydney, 1965.
  3. Parsons T. Structure and process in modem societies. New York: Free Press.
  4. Р.Г. Федералогия. / Р. Г. Абдулатипов. — СПб: Питер, 2004. — 320 с. (Серия «Учебное пособие»).
  5. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.
  6. А.Н., Васецкий Н. А., Малов Ю. К. Комментарий к Федеральному закону «О политических партиях»/А.Н. Аверьянов, Н. А. Васецкий, Ю. К. Малов.-М.:Юрайт-Издат- Новая правовая культура, 2003.-255 с.
  7. Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 224 с.
  8. Е.Б., Ахлибининский Б. В. Эволюция понятия системы.//Вопросы философии. 1999. — № 7.
  9. Г., Пауэлл Дж. и др. Сравнительная политология сегодня: мировой обзор: Учеб. пособие./Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л.А. Галкиной- Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  10. Анатомия рекламного образа / Под общ. ред. А. В. Овруцкого. СПб.: Питер, 2004. — 224 с.
  11. Г. П. Политическая социология: Учеб. пособие. / Г. П. Артемов. — М.: Логос, 2003.-280 с.
  12. P.M. Политические институты: теоретико-методологический аспект. Автореф. дис. на соиск. уч. ст.к. полит, н. — Казань, 2002. 5 с.
  13. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.
  14. С. Паблик рилейшнз: Пер. с англ. М.: Сирин, 2003. — 202 с.
  15. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. Кн. 1.-М.: Экономика, 1989.
  16. С.В., Казьмин В. И., Гришина М. В. и др. Средства массовой информации и выборы / С. В. Большаков, В. И. Казьмин, М. В. Гришина, Н. А. Бударина / Под ред. А. А. Вешнякова // http://www.fci.ru/2/broshurasmi/
  17. .Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. / Б. Л. Борисов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 619 с.
  18. О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации / О. Н. Булаков. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — 753 с. — (Серия «Конституционное, муниципальное и административное право»).
  19. В.М. Институты: Сверколлективные образования и безличные формы социальной субъективности. М.: Изд-во РАСН, 1996.
  20. В. М. Социальные институты в системе субъект — субъектных отношений. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д. филос. н. — М., 1999.
  21. Л.А. Делаем новости!: Учебное пособие. / Л. А. Васильева. — М.: Аспект Пресс, 2002. 191 с.
  22. Введение в политологию. / Рук. авт кол.: К. С. Гаджиев. — М.: Просвещение- Владос, 19 894.
  23. М. Избранные произведения. М., 1990.
  24. Л.М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М.: Смысл- Per Se, 2000. 685 с.
  25. И.Л. Приемы Public Relations. СПб., 1995. 235 с.
  26. Н. Человеческое использование человеческих существ // Человек управляющий. / Н. Винер. СПБ.: Питер, 2001.
  27. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В вопросах и ответах./Под ред. Д. В. Нежданова, Д. А. Сударушкина. СПб: Питер, 2003. — 182 с. — (Вне серии)
  28. С. А. Политические традиции в формировании имиджа (проблемы политического консалтинга): Учеб. пособие. / С. А. Глазкова. СПб.: Лаборатория оперативной печати факультета журналистики СПбГУ, 203. — 61 с.
  29. Л.Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. / Л Л. Гозман, Е. Б. Шестопал. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. — 446 с.
  30. О.Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация: Учебник. / Под ред. О .Я. Гойхмана. М.: ИНФРА-М, 2001. — 272 с. — (Серия «Высшее образование).
  31. Г. В. Сравнительная политология: Учебник. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995.
  32. И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура / И. Н. Гомеров. М.: ЮНЭА, 2002. — 832 с.
  33. А.Ю. Политический менеджмент постсоветской России / А. Ю. Горчева. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 192 с.
  34. А.А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества: Монография / А. А. Грабельников. — М.: Изд-во РУДН, 2001.-332 с.
  35. Гражданское общество и реформа местного самоуправления в России. Материалы III Российского научно-общественного Форума (17−19 апреля 2003 г.)/ Гл. ред.: Ю. Н. Солонин. СПб.: Изд-во Философского ф-та СПбГУ, 2003. — 252 с.
  36. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. И. И. Кальной, И. Н. Лопушанский. — 2-е изд., доп. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. — 296 с.
  37. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью / Г. В. Грачев, И. К. Мельник. М.: Эксмо, 2003. — 381 с. — (Серия «Все на выборы»).
  38. И.Ф. Методы социологического исследования. / И. Ф. Девятко. -Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. — 204 с.
  39. А.А. Основы политической теории. — М., 1998.
  40. Дюверже М, Политические партии / Пер. с фр. М.: Академич. Проект, 2000. — 538 с. — (Серия «Концепции») // http://www.feelosophy.narod.ru/Duv/Duvogl.html
  41. Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.
  42. .С., Майсурадзе Ю. Ф. Книжный рынок России: 1990−2000 годы. Динамика, экономика, организация. / Б. С. Есенькин, Ю. Ф. Майсурадзе. — М.: МГУП, 2001. 191 с. — (Книжный бизнес. Отечественный опыт).
  43. B.C. Театр и власть. 1917 1927. От свободы до «осознанной необходимости». / B.C. Жидков. — М.: Алетейя, 2003. — 656 с.
  44. Г. В. История цензуры в России XIX — XX вв.: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2001. — 368 с.
  45. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участи / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. -448 с.
  46. В.М. Своя контрразведка: Практическое пособие. / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 2002. — 416 с. — «Коммандос».
  47. Институт // Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. — СПб.: Дуэт- Комета- Русский язык, 1994.
  48. Институты // Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.
  49. Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т. 1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, JI.B. Матвеевой, А. И. Подольского. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 336 с.
  50. Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. / Т. С. Кабаченко. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 541 с.
  51. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. / С.Г. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 832 с. — (Серия «История России. Современный взгляд»).
  52. М.Б. Особенности института президентства в странах второго и третьего «эшелонов модернизации» / М. Б. Касымбеков // Социально гуманитарные знания. — 2002. — № 3. — С. 247 — 257.
  53. С.М., Центер А. Х., Брум Г. М. Паблик рилейшнз. Теория и практика: Уч. пособ. / Пер. с англ. 8-е изд.- М.: ИД «Вильяме», 2001. — 615 с.
  54. Ключ к власти / Авт. кол. под рук. А. Н. Колесникова. М.: Тера-Спорт, 1999.-416 с.
  55. Е.Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. -СПб.: Алетейя, 2002.
  56. В. М. Политическая система общества: Учебное пособие. — М.: Изд-во ЮИ МГУ ПС, 2000.
  57. Конституция Российской Федерации. М.: ПРОСПЕКТ, 1997. — 48 с.
  58. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий и семантический словарь./Под науч. ред. И. С. Яценко. — М.: Бератор-Пресс, 2003.-752 с.
  59. Ю.Г., Заславский С. Е. Российская многопартийность: становление, функционирование, развитие / Ю. Г. Кургунюк, С. Е. Заславский С.Е. М.: Фонд ИНДЕМ, 1996. — Режим доступа: // http: www.partmform.ru/rosmn.htm
  60. А.И. Имидж рекламных персонажей. / А. И. Коханенко. — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-н/Д: ИЦ «МарТ», 2004. —143 с. (Серия «Журналистика и реклама»).
  61. С.В. Исполнительная власть в регионах: десять лет реформ / С. В. Краюшкина // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 2. — С. 21 — 32.
  62. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций / А. Д. Кривоносов.-2-е изд., доп — СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. 280 с.
  63. В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Мн.: Харвест, 1999. — 448 с. -«Коммандос».
  64. О.П. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России / О. П. Кудинов. — Калининград: Янтарный сказ, 2000. 469 с.
  65. В.Ф. Динамическая устойчивость системы социального государства и интегрированные политические коммуникации / В. Ф. Кузнецов // Социально-гуманитарные знания. — 2002. № 2. — С. 260 -267.
  66. И.И. РУНЕТ как часть российского электорального пространства / И. И. Кузнецов // ОНС. 2003. — № 1. — С. 68 — 77.
  67. М.О. Неоинституциональный анализ государственного управления в России. Диссертация на соиск. уч. ст. к. полит, н. — СПб., 2000.
  68. Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. Форум немецких и российских культурологов / Под ред. К. Аймермахера, Г. Бордюгова, И. Грабовского. М.: АИРО-ХХ, 2002. — 480 с.
  69. Е. Похвальное слово анекдоту / Е. Курганов. СПб.: Изд-во журнала «Звезда», 2001. — 288 с.
  70. Г. Д. Связь // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001.
  71. Л. Права человека: вопросы и ответы / Л. Левин. изд-е 2-е, перераб. и доп. — М.: Изд-во БИНОМ- Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1997. — 160 с.
  72. X. Размышления о современной технике / Пер. с нем. под ред. B.C. Степина. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 184 с. — (Программа «Высшее образование»)
  73. М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. / М. М. Маковский. — Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 416 с.
  74. Н.Н. Технология и организация выборов / Н. Н. Малишевский. Мн.: Харвест, 2003. — 253 с.
  75. Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий / Е. Малкин, Е. Сучков. — 3-е изд., расш. и дополн. — М.: SPSL- Русская панорама, 2002. — 463 с.
  76. Марков С. PR в России больше чем PR. Технологии и версии. / С. Марков. М.: Издательство ACT- Издательство Астрель, 2001. — 286 с.
  77. М.М. Очерки теории политической системы современного буржуазного общества. / М. М. Марченко — М., 1985.
  78. В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство / В. Д. Менделевич М.: МЕДпресс, 1998. — 589 с.
  79. А.А. Выборы: от замысла до победы (Предвыборная кампания в российском регионе) / А. А. Мирошниченко. М.: Центр, 2003. — 302 с.
  80. М.Н. История общественно-политических партий и движений в России: Курс лекций / М. Н. Мосейкина / Под ред. А. В. Хорунжия / 30.10.2002. 17:48 /Py, AH//http://www.humanities.edu.ru:8101/db/msg/1222
  81. М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе. / М. М. Назаров. // Социально-гуманитарные знания. 2001, № 1. — С. 233 — 247.
  82. Я.В., Цвик В. Л. Телевизионные новости России. Учебное пособие. / Я. В. Назарова, В. Л. Цвик. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 174 с.
  83. Д.В. Политический маркетинг / Д. В. Нежданов. — СПб.: Питер, 2004.-157 с.
  84. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд-е. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496 с.
  85. Д. Институты и экономический рост // Thesis. — Т.1. Вып. 2. — М., 1993.
  86. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. -М.: ИНФРА-М, 2004.
  87. А.П. Институт социальный // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989.
  88. В. Психология политики. Политические и социальные идеи К. Г. Юнга / В. Одайник- Под общ. ред. В. Зеленского. СПб.: Ювента, 1996. — 383 с.
  89. Д.В. Политико-психологический словарь. / Д. В. Ольшанский. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 575 с. — (Серия «Gaudeamus»).
  90. Д.В. Политический PR / Д. В. Ольшанский. — СПб.: Питер, 2003.-541 с.
  91. Оперативные социологические исследования: методика и опыт организации. Под ред. Д. Г. Ротмана, А. Н. Данилова, Л. Г. Новиковой. — Мн.: Изд-во БГУ, 2001.-355 с.
  92. Организация информирования общественности о жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации / Под общ. ред. Н. А. Дерябина. М.: РИЦ Генерального штаба ВС РФ, 2003. — 127 с.
  93. М. Основы публичного права. М., 1929.
  94. Основатели российской науки о партиях.//Мир политической мысли. Хрестоматия по партологии / Авт.-сост. Б. А. Исаев. Кн. 2. — СПб.: Изд-во БГТУ, 2002. -222 с.
  95. Основы теории политической системы / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров, В. Е. Чиркин. — М., 1985.
  96. Е.В. Государственная служба в парламенте: Отечественный и зарубежный опыт / Е. В. Охотский. М.: Изд-во МГИМО (У) — РОССПЭН, 2002. -400 с.
  97. И.Н. Информационные войны и выборы / И. Н. Панарин. М.: ИД «Городец», 2003. — 413 с.
  98. Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002.
  99. Перспективы путинской России: ее тревоги и надежды / Ред.-сост. М. А. Савельева. СПб.: Изд-во СПбЦРР- Служба 007,2002. — 240 с.
  100. Политическая культура современного российского общества: состояние и перспективы: Материалы научно-методической конференции 4 апреля 2002 г. Ч. 1. СПб.: Изд-во ИВЭСЭП, Знание, 2003. — 91 с.
  101. Политическая психология: Учебное пособ. для вузов / Под общ. ред. А. А. Дергача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. — М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 862 с. — (Серия «Gaudeamus»).
  102. Политическая реклама / Под ред. А. А. Бирюкова. М.: Изд-во «Никколо-Медиа», 2002. — изд. 2-е. — 236 с.
  103. Политическая система // Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов. — М.: Изд-во Моск. коммерч. Ун-та, 1993.
  104. Политическая система общества: институты, режимы функционирования, способы изменения. Уч. пособ. /Н.В. Ульченко, Т. П. Ерошкина, Г. В. Захарченко, С. В. Борисов. Самара: Изд-во Самарского гос. аэрокосмического ун-та, 1997.
  105. Политические институты: Методическое пособие / Под общ. ред. B.C. Гаевого, Л. А. Поляковой, М. Г. Штракса. М.: Изд-во МАДИ-ТУ, 1995.
  106. Политические партии в России: История и современность. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2000. — 631 с. // http://wwwgrachev62.narod.ru/Mnpt/ch00.htm
  107. Политические партии России в контексте ее истории: учеб. пособ./ Рук. авт. кол.: С. М. Смагина. — Ростов-н/Д, 1998. — 509 с.
  108. Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков. 1999 г. Аналитический справочник / Под ред. И. Н. Барыгина. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 206 с.
  109. Политическое консультирование. / Отв. ред.: Е. Егорова-Гантман, И. Минтусов. изд. 2-е. — М.: Никколо-Медиа, 2002. — 471 с.
  110. В.В. Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний / В. В. Полуэктов. М.: НП ИД «Панорама», 2003. — 462 с. — (Серия «Профессионалы: просто о сложном»).
  111. Г. Г. Имиджелогия / Г. Г. Почепцов. изд-е 2-е, испр. и доп-М.: Рефл-бук, К.: Ваклер. -2001. — 699 с.
  112. Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. — М.: Рефл-бук- К.: Ваклер. 2-е изд., исп., 2000. — 623 с.
  113. Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы / Е. Е. Пронина. — М.: РИП-холдинг, 2000. 97 с. — (Академия рекламы)
  114. Психология масс. Хрестоматия. / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2001. 592 с.
  115. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. учеб заведений. — М.: Аспект Пресс, 1998.
  116. B.JI. Элемент // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001.
  117. Роль политических коммуникаций в становлении российской демократии. Материалы научно-практического семинара (25.02.2003 г.). -СПб.: Папирус, 2003. 152 с.
  118. Россия на рубеже веков: укрепление государственности /Под ред. А. Н. Соколова. Калининград: Янтарный сказ, 2001. — 763 с.
  119. Г. И. Структура // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова.- 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.
  120. А.В., Татаров А. М. Политические институты: теоретико-методологический аспект анализа // Социально-гуманитарные знания. — № 1. — 2002.
  121. . Манипулятивные приемы в рекламе. Учеб. пособие. / Л. И. Рюмшина. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-н/Д: ИЦ «МарТ», 2004. — 238 с. — (Серия «Журналистика и реклама»).
  122. В.Н. Система // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.
  123. Н.М. Политическая система: Лекции. СПб.: Изд-во Международного гуманитарного ин-та, 1998.
  124. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. — М.: Аспект Пресс, 2003. 260 с.
  125. С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца XX века): Научное издание. / С. И. Сметанина. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 383 с.
  126. .А. Политическая сфера общества. Учебное пособие. — М.: Книжный мир, 2002.
  127. В.В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм: Учебное пособие для вузов / В. В. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 2002. — 204 с.
  128. М.Б., Мархгейм М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 439 с. (Серия «Юридическое образование»)
  129. А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. аспект Пресс, 2001.
  130. Социальные технологии и современное общество: Сб. науч. тр. / Отв. ред. К. М. Оганян. СПб: СПбГИЭУ, 2003. — 200 с.
  131. Социальные технологии: теория и практика./ Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. 13, 14 июня 2003 г.: Отв. ред.: К. М. Оганян, С. С. Бразевич, С. Н. Войцеховский. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2003.-212 с.
  132. Средства массовой информации в современном мире: молодые исследователи. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов (13 — 14 02. 2003 г.) / Под ред. Е. С. Сониной. — СПБ.: (Изд-во СПбГУ, 2003 .-86 с.
  133. Средства массовой информации постсоветской России: Учебное’пособие / Под ред. Я. С. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2002. — 304 с.
  134. Структура // Словарь иностранных слов. / Под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. 3-е перераб. и доп. изд. — М.: Изд-во иностранных и научных словарей, 1949.
  135. Структура // Современный словарь иностранных слов: Ок. 20.000 слов. -СПб.: Дуэт, Комета, Русский язык, 1994.
  136. Сухина О. Ю Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. социол. н. М.: Изд-во Mill У, 2003.-21 с. 22.00.08
  137. Е. Байки кремлевского диггера / Е. Трегубова. — М.: Ад Маргинем, 2003. 383 с.
  138. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. — 2004. — 11 марта. № 48 (3425). — С. 4.
  139. С.А. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы: PR-секреты общественных отношений. «Ловушки» в конкурентной борьбе Механизмы политической карьеры. / С. А. Фаер. — СПб.: Стольный град, 1998. -136 с.
  140. М.А. Право информации в Российской Федерации / М. А. Федотов. М.: Международные отношения, 2002. — 624 с.
  141. Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение / Л. Н. Федотова. СПб.: Питер, 2003. — 352 с. — (Серия «Учебное пособие»).
  142. Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов. / Л. Н. Федотова. СПб.: Питер, 2003. — 397 с. — (Серия «Учебник для вузов»).
  143. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.
  144. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности / 3. Фрейд- Пер. с нем. М. В. Драко. 2-е изд. — Мн.: Попурри, 1997. — 482 с.
  145. Р. Психология массовых коммуникаций. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 4-е междунар. изд. — 2001. — 445 с.
  146. В. Психология рекламы (реклама, НЛП и 25-й кадр). / В. Ценев. — М.: Бератор, 2003. 198 с.
  147. А. Политическая мифология./А. Цуладзе.-М.: Эксмо, 2003.-384 с.
  148. В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской федерацией и ее субъектами / В. А. Черепанов. М.: МЗ-ПРЕСС, 2003. — 437 с.
  149. Р.Х. Теории сравнительной политологии. В поисках парадигмы / Пер. с англ. М.: ИНФРА — М, Изд-во «Весь Мир», 2001.
  150. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт /В.Е. Чиркин. -М.: Зерцало, 1998. -442 с.
  151. В. Здесь было НТВ и другие истории / В. Шендерович. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Захаров, 2004. — 201 с.
  152. Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации к актуализации / Пер. с англ. Н. Шевчук, Р. Кучкаровой. — М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2002. 240 с. — (Серия «Как стать психологом»),
  153. Элемент // Словарь иностранных слов. / Под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. — 3-е перераб. и доп. изд. — М.: Изд-во иностранных и научных словарей, 1949.
  154. .Г. Целостность // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Республика, 2001.
  155. И. Паблик Рилейшнз в организациях./ И. Яковлев. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995.-148 с.
  156. А.Л. Россия: У истоков трагедии. 1462 — 1584. Заметки о природе и происхождении русской государственности / А. Янов. — М.: Прогресс — Традиция, 2001. 559 с.
Заполнить форму текущей работой