Актуальность темы
исследования. К числу основных факторов, прямо воздействующих на качественные и количественные параметры, глубинные процессы и главные тенденции развития мировой экономики, несомненно, относятся глобализация и рост общемирового потребления углеводородов. И даже быстрое повышение мировых цен на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ существенно не сдерживают высокий уровень их потребления.
Конфигурация и экономический ландшафт национальных хозяйств стран мира и многообразных взаимоотношений между ними диктуются современной и особенно будущей трансформацией зависимости от хода и результатов экономической глобализации и уровня удовлетворения их возрастающих потребностей в энергоресурсах. С этой точки зрения всеобщее (общемировое) значение имеет энергетическая глобализация и значимость этого явления будет возрастать. Международный бизнес уже сегодня канализирует трансграничное перемещение значительной части — около 1/3 нефти и газа из производящих стран, экспортирующих эти продукты. В объемах этих поставок велика роль Россиистоль же значительно ее участие в обеспечении международной энергетической безопасности. И эти параметры с позиций России будут увеличиваться, несмотря на то, что внутрирос-сийские потребности в углеводородном топливе и сырье также повышаются.
О возрастающем значении топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике Российской Федерации свидетельствуют следующие факты и соображения. Показательно, что за 2003;2004 гг. валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 14,6%. В соответствии с ростом внутреннего потребления и экспорта в 2004 г. объем добычи (производства) первичных топливно-энергетических ресурсов в России увеличился примерно до 1,7 млрд тут, т. е. на 12% по сравнению с 2002 г. За 2003;2004 гг. экспорт топливно-энергетических ресурсов из страны вырос на 140 млн тут (на 23%). Доля ТЭК в общем объеме промышленной продукции возросла за этот период до 29,8%, в экспортной выручке — до 59,5, в налоговых поступлениях в федеральный бюджет — на 42, в общем объеме инвестиций страны — на 30,9%'.
Анализ развития мировой экономики за последнюю четверть двадцатого века и прогнозы на первую половину XXI столетия убедительно доказывают, что в ближайшие десятилетия рост глобальных потребностей в энергетических ресурсах будет происходить, в первую очередь, за счет быстрого увеличения потребления энергии в Китае, Индии и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в восточных регионах России2. Более медленное повышение показателей энергопотребления характерно для США, стран Евросоюза и Японии3 и практически для всех стран мира.
В условиях стремительного промышленного развития стран АТР спрос на российский природный газ в Восточной и Юго-Восточной Азии4, Западной и Восточной Европе, в потребляющих странах СНГ будет увеличиваться под воздействием экономических, демографических и технологических факторов.
Приведенные соображения и доводы подтверждают важность, необходимость и своевременность разработки предложенной темы диссертационного исследования.
1 Расчет автора по данным Федеральной службы статистики РФ и Минпромэнерго России за 2002;2004 гг.
2 Результаты экспертных оценок зарубежных и отечественных ученых и специалистов по этой проблеме совпадают, безусловно, подтверждая этот тренд.
3 Многочисленные аргументы в пользу именно такого видения направлений развития мирового рынка природного газа изложены автором в монографии «Роль России в обеспечении природным газом стран Европы». — М.: «Научная книга», 2005.
4 Саммит АТЭС (ноябрь 2005 г.) и двухсторонние встречи Президента РФ В. Путина с руководителями других стран мира, свидетельствуют о большой вероятности именно такого сценария развития событий.
Степень разработанности темы. В числе наиболее авторитетных отечественных и зарубежных ученых, труды которых использованы при написании диссертации, следует назвать: в области экономической глобализации, международного бизнеса и мировой экономики — Н. Борох, М. Веллинг, П. Вергер, Д. Вергин, Дж. Вильямсон, М. Вильсон, В. Волошин, Р. Гринберг, Н. Гусаков, С. Жизнин, С. Долгов, И. Делягин, Б. Дякин, И. Иванов, М. Ильин, В. Иноземцев, В. Колесов, М. Костельс, С. Краснер, Н. Ливенцев, Тх. Левитг, К. Миловидов, А. Мовсесян, Н. Мухетдинова, А. Некипелов, А. Неклесса, К. Омаи, М. Осьмова, Р. Райх, В. Рыбалкин, Б. Смити-енко, В. Соловьев, Дж.Ю. Стиглиц, Е. Телегина, В. Теперман, Г. Томсон, И. Фа-минский, Ф. Фукуяма, Е. Халевинская, Г. Хамел, П. Хирет, С. Хантингтон, Н. Цветков, Р. Шварц, Ю. Шишков, А. Шуркалин, В. Щетинин и др.- в области современной экономики России и газовой промышленности — Л. Абалкин, Н. Байков, В. Баранов, О. Брагинский, Дж. Буш, А. Дмитриевский, Р. Ван Дорсен, С. Зыков, П. Катер, С. Колин, А. Конопляник, Д. Львов, А. Максимов, А. Мастепанов, Е. Милехин, К. Папенов, В. Фейгин, Э. Шлихтер, В. Язев и др.
И тем не менее, целый ряд проблем энергетической глобализации, международного газового бизнеса, особенностей участия российских компаний в международной предпринимательской деятельности, специфики либерализации газового рынка России или не исследовались, либо их анализ не получил логического завершения.
Цель исследования состоит в том, чтобы доказать научную гипотезу о закономерном характере взаимозависимостей и взаимосвязей между энергетической глобализацией, международным газовым бизнесом и возможностями России и в перспективе удовлетворять растущий спрос на природный газ отечественных и зарубежных потребителей.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования: рассмотреть эволюцию теоретических представлений о сущности и роли экономической глобализацииобосновать природу, качественные отличия, особенности и последствия энергетической глобализации1 как системы взаимоувязанных факторов и движущих сил, обусловливающих количественные и качественные изменения в мировом энергетическом хозяйстверасширить представления о содержании и формах международного газового бизнеса, включая глобальный газовый бизнес на основе критериальной их классификации и анализа сущностных субъектно-объектных отношенийопределить механизм и инструментарий, которые практически могут использовать российские газовые компании, для активизации и ускорения их интеграции в международный бизнесвыявить отраслевую специфику взаимодействия российских субъектов бизнеса на разных уровнях бизнес-отношений, а именно: региональном, национальном (отечественном) и международномпоказать роль российских независимых производителей природного газа в обеспечении сырьем и топливом отечественных и зарубежных потребителей, используя преимущества современного позиционирования частного бизнесасформулировать предложения и рекомендации относительно путей и средств разрешения проблем, тормозящих либерализацию российского газового.
1 Впервые термин «энергетическая глобализация» употреблен и ему дано толкование в статье: Скиданов Г. Н. «Энергетическая глобализация и либерализация рынка природного газа в ЕС». — См.: Мировая экономика и международный бизнес. Сборник статей./ Под ред. ак. Дякина Б. Г. — М.: МИЭП, 2005. 6 рынка, в направлении обеспечения нормальной конкуренции недропользователей (газопромысловых компаний) и установления оптимального делового и инвестиционного климата, формирования рыночных цен на основе законов спроса и предложения.
Объектом исследования выступают энергетическая глобализация, ее многомерные взаимосвязи с либерализацией и интернационализацией рынков энергоносителей, особенно рынка природного газа, с различными формами международного газового бизнеса.
Предметом исследования являются международные экономические отношения, прежде всего международные бизнес-отношения, противоречия, закономерности и тенденции качественных преобразований в методах и характере обеспечения природным газом стран-импортеров этого сырья.
Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные теории и концепции, обоснованные и представленные в классической и современной экономической литературе, программные и прогнозные разработки международных организаций и государственных органов России и других стран.
В качестве методологической базы использовался системно-предметный метод, согласно которому познание нового качества глобализационного явления осуществлено по двум направлениям: анализ сущности всеобщей энергетической зависимости в условиях глобализации и исследование международного бизнеса в определенных пространственно-временных границах.
Концепция международного газового бизнеса объясняет процессы, протекающие под воздействием глобализации мировой и национальных экономик. Такой подход позволил и помог выстроить субъектно-объектные отношения и причинно-следственные связи, а также проанализировать внутреннюю мотивацию и применяемые инструменты стимулирования с позиций содержания газового бизнеса и форм его проявления.
При написании диссертации использованы также статистический метод анализа экономических процессов, структурно-функциональный, институциональный и историко-социологический подходы к оценке состояния и перспектив развития мирового (европейского) и отечественного рынков природного газа.
Информационная и эмпирическая база. Информационная база исследования представлена монографической литературой, научными статьями отечественных и зарубежных авторов, законодательными и нормативными актами Федерального Собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ.
Эмпирической базой исследования послужили документы Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, материалы парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, конференций и симпозиумов, экспертные оценки исследователей, опубликованные в научной литературе и периодической печати, данные Института проблем нефти и газа РАН, Международного энергетического агентства, British Petroleum, ILEX b UBC и World Oil and Gas Review, а также собственные расчеты автора.
Работа выполнена в соответствии с требованиями пп. 3 и 21 специальности 08.00.14 — Мировая экономика Паспорта ВАК РФ по экономическим специальностям.
Основная гипотеза диссертационного исследования. Внедрение рыночных принципов хозяйствования сопровождается трансформациями качественного характера национальной экономики. Современный глобальный этап экономического развития характеризуется трансграничностью, транснациональностью и инсти-туциональностью.
Научное предположение состоит в том, что обеспечение национальной экономики природным газом в качестве топлива представляет собой по сути глобальное противоречие между странами-экспортерами, вынужденными ограничивать внутреннее (текущее и будущее) потребление, увеличивая экспорт этого уникального сырья, а страны-импортеры разрешают его посредством наращивания импорта до требуемых объемов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что разработаны и предложены следующие новые теоретико-прикладные положения: выявлены взаимосвязи и взаимозависимости между глобализацией, экономической глобализацией, энергетической глобализацией, глобальным газовым бизнесом, глобальными бизнес-проектами и международным газовым бизнесомопределены природа, атрибутивные качества, внутренние противоречия и особенности энергетической глобализации как конкретного и одновременно достаточно обособленного вида экономической глобализацииустановлены взаимоотношения между энергетической глобализацией, либерализацией рынка газа ЕС и на этой основе определены основные направления либерализации газового рынка России с анализом ее последствий для потребителей, производителей и инвесторовдана развернутая классификация форм международного бизнеса в газовой отрасли промышленности в зависимости от сущностных характеристик реально существующих субъектно-объектных отношенийпроанализированы особенности регионального, национального и международного компонентов предпринимательской деятельности в газовом сегменте нефтегазового сектора топливно-энергетического комплекса Россиивыделены факторы, определяющие качественные и количественные параметры, профиль и специфику современного позиционирования российских частных газовых компаний в отечественном и международном бизнесеисследованы взаимосвязи интеграционного содержания между отечественными и международными бизнес-проектами в увязке с возможностями газовой промышленности России по удовлетворению потребностей в природном газе стран Европы и в перспективе — ряда стран Азиивыстроены отношения между основными агентами российского рынка природного газа на основе сочетания долгосрочных экономических интересов всех его участников, с одной стороны, и национально-государственных интересов России, — с другой.
Теоретическая и практическая значимость. Концептуальные положения, обобщения и выводы диссертационного исследования позволяют предложить новые и расширить существующие теоретические представления по проблемам энергетической глобализации, международного газового бизнеса, осмыслить значение глобального бизнеса и роль глобальных бизнес-проектов для обеспечения поступательного развития газового сегмента ТЭК России. Теоретические положения проведенного анализа позволили сформулировать научные рекомендации практической направленности и предложения прикладного характера. Они касаются методов и инструментов активизации интеграции российских газодобывающих компаний в международный бизнес, ускорения объективно необходимой либерализации российского газового рынка, возможностей использования опыта стран ЕС относительно завершаемой либерализации внутреннего (единого, но открытого) рынка природного газа.
Некоторые положения теоретического характера, а также выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут представлять интерес для законодательных органов власти Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, российской Федеральной службы по тарифам и ОАО «Газпром».
Материалы диссертации могут быть использованы также при подготовке учебных и методических пособий, тематических лекций по дисциплинам: «Мировая экономика», «Международные экономические отношения» и «Международный бизнес».
Апробация результатов исследования. Полученные на разных этапах исследования результаты, выводы, рекомендации и предложения, содержащиеся в докладах и выступлениях автора, на форумах, конференциях международного, федерального и регионального уровней в период 2001 — 2005 гг., прошли апробацию и получили положительную оценку. В их числе можно назвать следующие международные конференции: «Нефть и газ — 2001» (Москва, июнь 2001 г.), «Экспорт каспийского газа на рынки стран СНГ» (Алматы, август 2001 г.), «Российский газ» (Москва, февраль 2002 г.), «Нефть, газ и энергетика Грузии» (Тбилиси, март 2003 г.), «Нефтегазовый саммит стран СНГ» (Лондон, апрель 2003 г.), «Легенда о трех морях: на пути к новому энергетическому будущему России, стран Каспия и Ближнего Востока» (Стамбул, июнь 2003 г.), «Нефть и газ Туркменистана» (Ашхабад, сентябрь 2003 г.), «Газ России: новые вызовы и возможности» (Амстердам, ноябрь 2004 г.), конференцию-совещание «Газовый рынок России: региональный аспект» (Екатеринбург, апрель 2004 г.), международные научные семинары в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина (Москва, декабрь 2004 г., декабрь 2005 г.) и др.
Основные положения и результаты диссертационной работы достаточно полно отражены в 38 интервью, 12 докладах, 3 научных статьях и монографии.
Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликованы: монография (объемом 9,2 пл.), 3 статьи в научных изданиях (общий объем 2,6 п.л.), доклады на международных и российских конференциях (4,5 пл.), интервью отечественным и зарубежным агентствам и периодическим изданиям (3,8 пл.). Суммарный авторский объем публикаций за 2001;2005 гг. составил 20,1 п.л.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (включая 12 таблиц, в том числе в тексте диссертации — 4 таблицы, 9 схем, 2 графика).
I. Основные выводы, которые непосредственно корреспондируются с осуществленным исследованием, таковы.
Цель диссертационного исследования достигнута. В частности, доказана научная гипотеза, подтверждающая закономерный характер взаимосвязей и взаимозависимостей между энергетической глобализацией, международным газовым бизнесом и возможностями России удовлетворять растущий платежеспособный спрос на природный газ отечественных и зарубежных потребителей и в перспективе.
Решены следующие задачи диссертационного исследования:
1. Рассмотрена эволюция концепций и теоретических представлений о сущности и значении экономической глобализации и по ряду проблем изложена авторская позиция.
2. Раскрыто содержание, обоснована природа, атрибутивные качественные отличия, присущие особенности и социально-экономические последствия энергетической глобализации. Данное понятие автором объяснено и введено в научный оборот. Этот вид экономической глобализации представлен в качестве комплекса взаимоувязанных факторов и движущих сил, результатом действия которых являются количественные и качественные изменения в мировом энергетическом хозяйстве и в национальных системах ТЭК большинства стран мира. Газодобывающим компаниям России необходимо использовать возможности этого вида глобализации для моделирования бизнес-поведения и принятия стратегических решений.
3. Благодаря проведенным изысканиям расширены научные представления о содержании и формах международного газового бизнеса на основе разработанных критериев их классификации и анализа субъектно-объектных международных бизнес-отношений. Они обусловливают современное состояние и вероятные перспективы развития мирового (европейского) и российского газовых рынков и международной предпринимательской деятельности в газовой сфере.
4. В диссертации определен механизм и критически проанализированы применяемые инструменты (цены, налоги, тарифы на перекачку, экспортные и импортные пошлины, риски и т. д.), предназначенные для активизации и ускорения интеграции российских газовых компаний в международный бизнес. Особенно подробно изложены возможности и преимущества глобального бизнеса и глобальных бизнес-проектов, иностранного бизнеса, бизнеса за рубежом, транснационального бизнеса и совместного предпринимательства (совместные предприятия, стратегические партнерства, альянсы, сделки по слияниям и поглощениям и т. д.). Эта интеграция повышает геоэкономическую роль и геополитическое влияние России.
5. Выявлена отраслевая специфика взаимодействия российских субъектов бизнеса с использованием таких компонентов бизнес-отношений как региональный, национальный (отечественный) и международный. Рассмотрены взаимная зависимость, преемственность и последовательность построения взаимоотношений между представителями бизнеса на всех названных уровнях.
6. Показана и доказана многочисленными аргументами и примерами растущая роль российских независимых производителей природного газа в обеспечении сырьем и топливом отечественных и зарубежных потребителей. Важнейшим доказательством высказанных суждений и предложенных решений является результирующий итог всестороннего анализа преимуществ и недостатков современного позиционирования российского частного газового бизнеса.
7. В диссертации сформулированы положения теоретико-практического свойства относительно путей и средств разрешения проблем, ограничивающих быстрое и эффективное проведение либерализации российского газового рынка в направлении обеспечения рыночной конкуренции недропользователей — газодобывающих компаний. Выявлены благоприятные условия для повышения уровня оптимальности делового и инвестиционного климата, безусловного перехода к рыночным ценам на основе соотношения платежеспособного спроса и предложения.
Особое место в диссертации отведено международным бизнес-отношениям (как превращенной форме международных экономических отношений), противоречиям, закономерностям и тенденциям качественных преобразований в механизме и параметрах устойчивого обеспечения стран-импортеров природным газом.
II. В результате проведенного анализа сделаны следующие научные предложения практического характера:
1. Реформирование в области транспорта природного газа определено в качестве приоритетного направления современного этапа преобразований в сфере производственно-хозяйственной деятельности газопромысловых компаний.
2. Предлагается выделить Центральное производственно-диспетчерское управление (ЦПДУ) из состава ОАО «Газпром» и преобразовать его в самостоятельное акционерное общество с передачей в его ведение системы ЕСГ. Это приведет к минимизации конфликта интересов ОАО «Газпром» и независимых производителей газа, связанного с использованием газотранспортных мощностей.
3. В качестве первого шага на пути выделения транспортной составляющей из системы ОАО «Газпром» Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, МАП России и ФСТ совместно с ОАО «Газпром» и независимыми производителями газа следует разработать методику расчетов социально-экономических последствий от структурных преобразований в области транспортировки природного газа.
4. В процессе совершенствования структуры транспорта газа необходимо предусмотреть ускоренную разработку последовательной стратегии по формированию управленческих органов, разработке методики ценообразования и механизма госрегулирования газовой отрасли с учетом интересов независимых производителей и покупателей газа, в том числе использующих его в качестве сырья.
5. Осуществить переход к продаже газа, принадлежащего ОАО «Газпром» и другим производителям, по свободным ценам для вновь заключаемых крупномасштабных долгосрочных контрактов. Эта мера обусловит стимулирование развития отношений между газодобывающими компаниями и потребителями газа на перспективу, а также обеспечит прозрачность всех сделок по реализации газа и создаст условия для планирования инвестиционной деятельности. В связи с этим необходимо возложить на Минэкономразвития России, МАП России и ФСТ контроль за внедрением свободного ценообразования по долгосрочным контрактам.
6. Полномасштабная реформа рынка газа предполагает обеспечение нормальной рентабельности газового бизнеса. Для разработки концепции формирования рынка газа в России целесообразно создать постоянный правительственный орган. В его работе могли бы объединить усилия представители Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, МАП, ОАО «Газпром», нефтяных компаний и независимых специализированных производителей газа. Эта своего рода согласительная комиссия выработает подходы к либерализации российского рынка природного газа на основе максимально полного учета интересов как государства, так и всех непосредственных участников газового сообщества. Итоговый документ, принятый на условиях взаимного согласия, должен направить усилия всех участников газового бизнеса на ускоренное решение стратегически важной задачи по надежному энергообеспечению России и стран Евразийского пространства в XXI веке.
В диссертации отмечается, что при проведении либерализации следует предусмотреть переход полномочий по установлению государством регулируемой цены на природный газ от федеральной к региональной власти. Это право будет принадлежать региональным властям, но в пределах колебаний цены, установленной ФСТ. При этом важно, чтобы цена была рыночной, а федеральная власть устанавливала минимальный уровень цены на природный газ, ниже которого представители региональной власти не вправе устанавливать цену на этот вид энергоносителя.
В диссертации предлагается, чтобы одним из условий перехода к либерализации рынка газа была применена такая формула расчета цены1 природного газа, в которой были бы учтены следующие параметры: текущая рыночная цена, тариф на транспортировку, ставка акциза и курс валюты. Такая цена должна стать базовой для «Газпрома» в его отношениях с остальными производителями газа.
Одна из проблем, поднятых в работе, посвящена инвестициям. Значительные инвестиции потребуются для преобразования потенциала, которым обладает Кас.
1 Необходимо законодательно закрепить или принять ответственное решение о фиксировании регулируемых цен на среднесрочную перспективу. Данная мера нужна для четкого планирования компаниями производственно-хозяйственной деятельности на несколько ближайших лет.
158 пийский регион по производству и экспорту природного газа, в категорию «реальные ресурсы». Это связано не только с объемами капиталовложений в разработку запасов месторождений, но также и с тем, чтобы эффективно продавать энергоресурсы на рынке стран СНГ. С учетом этого, целесообразно разработать долгосрочную программу по консолидации усилий и средств всех заинтересованных прикаспийских стран — производителей углеводородов. В частности, необходимо создание прикаспийскими государствами международного консорциума для разработки и проведения общей экономической политики на рынках сбыта природного газа.
Как представляется, распределение мощностей магистральных газопроводов между производителями газа должно осуществляться специальной государственной комиссией при Минпромэнерго России или ФСТ. В состав этой комиссии необходимо включить представителей различных групп производителей газа. Доступ к трубопроводам1 должен регулироваться государством.
Выход из создавшегося положения, как это отмечается в диссертации, следует искать не столько в решении проблем ГТС как внутренней системы «Газпрома», а на пути совершенствования деятельности ЕСГ страны в качестве актива, находящегося в собственности государства. Государство должно разработать концепцию реформирования газовой отрасли. Частью этой концепции должен быть и закон о трубопроводном транспорте. В законе необходимо урегулировать вопросы собственности системы магистральных газопроводов и новых трубопроводов.
При сдаче поставщиком определенного объема газа на входе в ГТС «Газпром» должен гарантировать ему получение эквивалентного объема продукта (за Одним из условий формирования либерализованного рынка газа является переход от существующей ныне разрешительной системы доступа к трубопроводам к заявительной. Этот шаг придал бы большую прозрачность и предсказуемость газовому бизнесу в России, а значит и стимулировал бы приток в отрасль крупных частных инвестиций. вычетом нормируемых технологических потерь) на выходе из системы в ее любой согласованной точке и в точно согласованное время. Если соответствующие изменения будут внесены в нормативно-правовую базу взаимоотношений между компаниями, то это станет важным шагом к выработке «Сетевого кодекса». Развитие российской топливной промышленности невозможно без реконструкции существующих магистральных трубопроводов и строительства новых1.
Газпром" систематически требует повышения тарифов на транспортировку газа по государственным трубопроводам. Поскольку инвестиционный транспортный тариф не самый удачный вариант для привлечения частных компаний к финансированию строительства газотранспортной системы, следует предложить и другие формы их участия в инвестирование трубопроводных проектов.
Во-первых, для этих целей можно рекомендовать долевое финансирование при участии частных компаний в проектах по сооружению отдельных газопроводов. Стимулом для них является как соучастие в строительстве тех газопроводов, которые будут обслуживать принадлежащие им базовые месторождения газа, так и изменение статуса собственника, т. е. в этом случае они становятся сособственни-ками нового актива. Во-вторых, следует использовать возможности лизинговых сделок, т. е. какую-то часть газопровода или его ответвление «Газпром» мог бы передать заинтересованному независимому производителю в лизинг.
При этом руководители ОАО «Газпром» предупреждают, что собственных инвестиций для реализации новых трубопроводных проектов ему недостаточно, т. е. без привлечения частных инвестиций планы по расширению и модернизации ЕСГ невыполнимы. Поэтому государство должно в самое ближайшее время принять решение об условиях допуска частного капитала в сферу трубопроводного транспорта. Необходимость этого шага в первую очередь обусловлена повышением спроса на газ, ростом объемов его добычи и экспорта.
III. Проведенное исследование позволяет предложить следующие рекомендации практической направленности, касающиеся, прежде всего, наиболее существенных вопросов недропользования1:
1. Разработать механизм реального участия органов исполнительной власти субъектов Федерации в управлении процессом недропользования.
2. Предоставить недропользователю право пользования недрами на открытом им месторождении природного газа за счет собственных средств.
3. Наделить газопромысловые компании право прямого переоформления лицензии с головной компании на дочернюю и наоборот.
Поясним предложенные рекомендации. Если компания разрабатывает новое месторождение, то ей должны быть предоставлены налоговые каникулы на НДПИ, т. е. целесообразно ввести нулевую ставку сроком от 3 до 8 лет в зависимости от объема требуемых инвестиций и срока окупаемости месторождения. Для скважин, выработанных более, чем на 75−80%, должны быть установлены понижающие коэффициенты. Оптимальная величина коэффициента 0,7 для месторождений с выра-ботанностью от 70 до 80%, а для еще более старых скважин НДПИ должен быть отменен. Иными словами, следует разработать шкалу, позволяющую объективно устанавливать уровень налогообложения в зависимости от трудности добычи (Восточная Сибирь, Дальний Восток, шельфы) или степени выработанности скважин.
Для динамичного развития складывающегося газового рынка в России необходимы разработка равновесной системы стимулов и ограничений, которая бы соз.
1 На положения, которые приведены в тексте, было обращено внимание органов исполнительной власти в ходе обсуждения нового Закона «О недрах», проведенного членами «Союза независимых производителей газа». Автором диссертации были сформулированы эти рекомендации. Обобщенное предложение Союзгаза, в которое вошли эти рекомендации, были обнародованы в ходе слушаний, проведенных в Государственной Думе. Рекомендации отражены в проекте Закона. дала равные возможности для бизнес-деятельности в газовом сегменте нефтегазового сектора ТЭК России. В частности, можно рекомендовать следующие меры.
В области ценообразования:
— постепенно отказаться от государственного регулирования цен на газ для промышленных потребителей и предприятий электроэнергетики;
— осуществить сближение цен на газ, мазут и уголь в целях рационального структурирования энергопотребления и создания экономических предпосылок для внедрения и использования новейших энергосберегающих технологий.
В области экспорта газа:
— установить независимым производителям квоты на экспорт газа в дальнее зарубежье в зависимости от объема добычи и поставок на внутренний рынок. При этом на первом этапе следует сохранить монополию ОАО «Газпром» в области реализации газа в зарубежных странах.
В области налогообложения'.
— определить порядок взимания дифференцированной ставки акциза в зависимости от цены реализации газа данным потребителям в конкретном регионе и себестоимости его добычи;
— освободить от налогов ту часть прибыли, которая получена от эксплуатации месторождений, находящихся в стадии освоения или затухающей добычи;
— распространить специальный налоговый режим, предусмотренный в главе 54 части 2 Налогового кодекса России для пользователей недр при осуществлении добычи газа и конденсата из ранее неиспользованных или низкодебитных скважин.
Для преодоления создавшейся ситуации в газовой промышленности рекомендуется предпринять следующие меры:
• создать приблизительно равные условия для всех компаний, осваивающих газовый рынок России;
• повысить предсказуемость политики законодательной и исполнительной ветвей власти страны по отношению к газовому бизнесу. Она должна быть четко определена в долгосрочной программе, не допускающей резких изменений;
• обеспечить реальное проведение реформы российского газового рынка. Суть ее сводится к системе мер, обеспечивающих энергетическую безопасность России в условиях роста энергетической зависимости стран Запада;
• разработать и утвердить на Федеральном уровне программу поэтапного совершенствования цен на газ на 2006;2010 гг. с учетом возможных социально-экономических последствий и изменений макроэкономической ситуации в России;
• предусмотреть проведение тендеров между поставщиками газа на реализацию природного топлива (сырья) в регионах Российской Федерации, что обеспечит потребителям свободу выбора поставщиков;
• предоставить государственную поддержку деятельности Газовой биржи1, на которой ежегодно могло бы продаваться по свободным ценам около 100 млрд куб. м газа (некое подобие Федерального оптового рынка газа).
Ускорение процессов либерализации газового рынка России неизбежно откроет новые горизонты для развития газовой отрасли промышленности страны. Именно либерализация является ключом к разрешению многих проблем, которые диктуются необходимостью повышения роли России в обеспечении потребностей стран Евразии в природном газе.
1 По заявлению руководства ОАО «Газпром», концерн претендует лишь на 10%-ное участие на бирже, а ОС' тальные 90% готов передать НПГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Квинтэссенция результатов проведенного исследования по теме диссертации отражена в следующих выводах, научных рекомендациях и предложениях прикладного характера. Они коррелируют как с целями и задачами, обозначенными во «Введении» к диссертации, так и с логикой анализа, теоретическими обобщениями, развернутыми характеристиками и параметрами объекта исследования.