Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Российские компании в системе международного газового бизнеса: глобализационный вектор

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полномасштабная реформа рынка газа предполагает обеспечение нормальной рентабельности газового бизнеса. Для разработки концепции формирования рынка газа в России целесообразно создать постоянный правительственный орган. В его работе могли бы объединить усилия представители Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, МАП, ОАО «Газпром», нефтяных компаний и независимых специализированных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГАЗОВОГО БИЗНЕСА
    • 1. 1. Сущность и качественные признаки современного этапа экономической глобализации
    • 1. 2. Энергетическая глобализация и проблемы либерализации рынка природного газа в Евросоюзе
    • 1. 3. Природный газ России в структуре мировых энергоресурсов
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ И ФОРМЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ГАЗОВОГО БИЗНЕСА
    • 2. 1. Классификация форм предпринимательской деятельности в сфере глобализирующихся международных бизнес-отношений
    • 2. 2. Взаимосвязи регионального, национального и международного компонентов в российском предпринимательстве
    • 2. 3. Факторы, формирующие предпосылки интеграции российских газовых компаний в международный бизнес
  • Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГАЗОВОМ БИЗНЕСЕ
    • 3. 1. Место «Газпрома» в газовом сегменте топливно-энергетического комплекса России и его международные бизнеспроекты
    • 3. 2. Специфика позиционирования российских независимых производителей газа в международном газовом бизнесе
    • 3. 3. Основные направления либерализации рынка природного газа в России и ее последствия

Российские компании в системе международного газового бизнеса: глобализационный вектор (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. К числу основных факторов, прямо воздействующих на качественные и количественные параметры, глубинные процессы и главные тенденции развития мировой экономики, несомненно, относятся глобализация и рост общемирового потребления углеводородов. И даже быстрое повышение мировых цен на сырую нефть, нефтепродукты и природный газ существенно не сдерживают высокий уровень их потребления.

Конфигурация и экономический ландшафт национальных хозяйств стран мира и многообразных взаимоотношений между ними диктуются современной и особенно будущей трансформацией зависимости от хода и результатов экономической глобализации и уровня удовлетворения их возрастающих потребностей в энергоресурсах. С этой точки зрения всеобщее (общемировое) значение имеет энергетическая глобализация и значимость этого явления будет возрастать. Международный бизнес уже сегодня канализирует трансграничное перемещение значительной части — около 1/3 нефти и газа из производящих стран, экспортирующих эти продукты. В объемах этих поставок велика роль Россиистоль же значительно ее участие в обеспечении международной энергетической безопасности. И эти параметры с позиций России будут увеличиваться, несмотря на то, что внутрирос-сийские потребности в углеводородном топливе и сырье также повышаются.

О возрастающем значении топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в экономике Российской Федерации свидетельствуют следующие факты и соображения. Показательно, что за 2003;2004 гг. валовой внутренний продукт (ВВП) вырос на 14,6%. В соответствии с ростом внутреннего потребления и экспорта в 2004 г. объем добычи (производства) первичных топливно-энергетических ресурсов в России увеличился примерно до 1,7 млрд тут, т. е. на 12% по сравнению с 2002 г. За 2003;2004 гг. экспорт топливно-энергетических ресурсов из страны вырос на 140 млн тут (на 23%). Доля ТЭК в общем объеме промышленной продукции возросла за этот период до 29,8%, в экспортной выручке — до 59,5, в налоговых поступлениях в федеральный бюджет — на 42, в общем объеме инвестиций страны — на 30,9%'.

Анализ развития мировой экономики за последнюю четверть двадцатого века и прогнозы на первую половину XXI столетия убедительно доказывают, что в ближайшие десятилетия рост глобальных потребностей в энергетических ресурсах будет происходить, в первую очередь, за счет быстрого увеличения потребления энергии в Китае, Индии и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в восточных регионах России2. Более медленное повышение показателей энергопотребления характерно для США, стран Евросоюза и Японии3 и практически для всех стран мира.

В условиях стремительного промышленного развития стран АТР спрос на российский природный газ в Восточной и Юго-Восточной Азии4, Западной и Восточной Европе, в потребляющих странах СНГ будет увеличиваться под воздействием экономических, демографических и технологических факторов.

Приведенные соображения и доводы подтверждают важность, необходимость и своевременность разработки предложенной темы диссертационного исследования.

1 Расчет автора по данным Федеральной службы статистики РФ и Минпромэнерго России за 2002;2004 гг.

2 Результаты экспертных оценок зарубежных и отечественных ученых и специалистов по этой проблеме совпадают, безусловно, подтверждая этот тренд.

3 Многочисленные аргументы в пользу именно такого видения направлений развития мирового рынка природного газа изложены автором в монографии «Роль России в обеспечении природным газом стран Европы». — М.: «Научная книга», 2005.

4 Саммит АТЭС (ноябрь 2005 г.) и двухсторонние встречи Президента РФ В. Путина с руководителями других стран мира, свидетельствуют о большой вероятности именно такого сценария развития событий.

Степень разработанности темы. В числе наиболее авторитетных отечественных и зарубежных ученых, труды которых использованы при написании диссертации, следует назвать: в области экономической глобализации, международного бизнеса и мировой экономики — Н. Борох, М. Веллинг, П. Вергер, Д. Вергин, Дж. Вильямсон, М. Вильсон, В. Волошин, Р. Гринберг, Н. Гусаков, С. Жизнин, С. Долгов, И. Делягин, Б. Дякин, И. Иванов, М. Ильин, В. Иноземцев, В. Колесов, М. Костельс, С. Краснер, Н. Ливенцев, Тх. Левитг, К. Миловидов, А. Мовсесян, Н. Мухетдинова, А. Некипелов, А. Неклесса, К. Омаи, М. Осьмова, Р. Райх, В. Рыбалкин, Б. Смити-енко, В. Соловьев, Дж.Ю. Стиглиц, Е. Телегина, В. Теперман, Г. Томсон, И. Фа-минский, Ф. Фукуяма, Е. Халевинская, Г. Хамел, П. Хирет, С. Хантингтон, Н. Цветков, Р. Шварц, Ю. Шишков, А. Шуркалин, В. Щетинин и др.- в области современной экономики России и газовой промышленности — Л. Абалкин, Н. Байков, В. Баранов, О. Брагинский, Дж. Буш, А. Дмитриевский, Р. Ван Дорсен, С. Зыков, П. Катер, С. Колин, А. Конопляник, Д. Львов, А. Максимов, А. Мастепанов, Е. Милехин, К. Папенов, В. Фейгин, Э. Шлихтер, В. Язев и др.

И тем не менее, целый ряд проблем энергетической глобализации, международного газового бизнеса, особенностей участия российских компаний в международной предпринимательской деятельности, специфики либерализации газового рынка России или не исследовались, либо их анализ не получил логического завершения.

Цель исследования состоит в том, чтобы доказать научную гипотезу о закономерном характере взаимозависимостей и взаимосвязей между энергетической глобализацией, международным газовым бизнесом и возможностями России и в перспективе удовлетворять растущий спрос на природный газ отечественных и зарубежных потребителей.

Поставленная цель определила следующие задачи исследования: рассмотреть эволюцию теоретических представлений о сущности и роли экономической глобализацииобосновать природу, качественные отличия, особенности и последствия энергетической глобализации1 как системы взаимоувязанных факторов и движущих сил, обусловливающих количественные и качественные изменения в мировом энергетическом хозяйстверасширить представления о содержании и формах международного газового бизнеса, включая глобальный газовый бизнес на основе критериальной их классификации и анализа сущностных субъектно-объектных отношенийопределить механизм и инструментарий, которые практически могут использовать российские газовые компании, для активизации и ускорения их интеграции в международный бизнесвыявить отраслевую специфику взаимодействия российских субъектов бизнеса на разных уровнях бизнес-отношений, а именно: региональном, национальном (отечественном) и международномпоказать роль российских независимых производителей природного газа в обеспечении сырьем и топливом отечественных и зарубежных потребителей, используя преимущества современного позиционирования частного бизнесасформулировать предложения и рекомендации относительно путей и средств разрешения проблем, тормозящих либерализацию российского газового.

1 Впервые термин «энергетическая глобализация» употреблен и ему дано толкование в статье: Скиданов Г. Н. «Энергетическая глобализация и либерализация рынка природного газа в ЕС». — См.: Мировая экономика и международный бизнес. Сборник статей./ Под ред. ак. Дякина Б. Г. — М.: МИЭП, 2005. 6 рынка, в направлении обеспечения нормальной конкуренции недропользователей (газопромысловых компаний) и установления оптимального делового и инвестиционного климата, формирования рыночных цен на основе законов спроса и предложения.

Объектом исследования выступают энергетическая глобализация, ее многомерные взаимосвязи с либерализацией и интернационализацией рынков энергоносителей, особенно рынка природного газа, с различными формами международного газового бизнеса.

Предметом исследования являются международные экономические отношения, прежде всего международные бизнес-отношения, противоречия, закономерности и тенденции качественных преобразований в методах и характере обеспечения природным газом стран-импортеров этого сырья.

Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные теории и концепции, обоснованные и представленные в классической и современной экономической литературе, программные и прогнозные разработки международных организаций и государственных органов России и других стран.

В качестве методологической базы использовался системно-предметный метод, согласно которому познание нового качества глобализационного явления осуществлено по двум направлениям: анализ сущности всеобщей энергетической зависимости в условиях глобализации и исследование международного бизнеса в определенных пространственно-временных границах.

Концепция международного газового бизнеса объясняет процессы, протекающие под воздействием глобализации мировой и национальных экономик. Такой подход позволил и помог выстроить субъектно-объектные отношения и причинно-следственные связи, а также проанализировать внутреннюю мотивацию и применяемые инструменты стимулирования с позиций содержания газового бизнеса и форм его проявления.

При написании диссертации использованы также статистический метод анализа экономических процессов, структурно-функциональный, институциональный и историко-социологический подходы к оценке состояния и перспектив развития мирового (европейского) и отечественного рынков природного газа.

Информационная и эмпирическая база. Информационная база исследования представлена монографической литературой, научными статьями отечественных и зарубежных авторов, законодательными и нормативными актами Федерального Собрания РФ, Президента РФ и Правительства РФ.

Эмпирической базой исследования послужили документы Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, материалы парламентских слушаний в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Федеральной службы государственной статистики РФ, конференций и симпозиумов, экспертные оценки исследователей, опубликованные в научной литературе и периодической печати, данные Института проблем нефти и газа РАН, Международного энергетического агентства, British Petroleum, ILEX b UBC и World Oil and Gas Review, а также собственные расчеты автора.

Работа выполнена в соответствии с требованиями пп. 3 и 21 специальности 08.00.14 — Мировая экономика Паспорта ВАК РФ по экономическим специальностям.

Основная гипотеза диссертационного исследования. Внедрение рыночных принципов хозяйствования сопровождается трансформациями качественного характера национальной экономики. Современный глобальный этап экономического развития характеризуется трансграничностью, транснациональностью и инсти-туциональностью.

Научное предположение состоит в том, что обеспечение национальной экономики природным газом в качестве топлива представляет собой по сути глобальное противоречие между странами-экспортерами, вынужденными ограничивать внутреннее (текущее и будущее) потребление, увеличивая экспорт этого уникального сырья, а страны-импортеры разрешают его посредством наращивания импорта до требуемых объемов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что разработаны и предложены следующие новые теоретико-прикладные положения: выявлены взаимосвязи и взаимозависимости между глобализацией, экономической глобализацией, энергетической глобализацией, глобальным газовым бизнесом, глобальными бизнес-проектами и международным газовым бизнесомопределены природа, атрибутивные качества, внутренние противоречия и особенности энергетической глобализации как конкретного и одновременно достаточно обособленного вида экономической глобализацииустановлены взаимоотношения между энергетической глобализацией, либерализацией рынка газа ЕС и на этой основе определены основные направления либерализации газового рынка России с анализом ее последствий для потребителей, производителей и инвесторовдана развернутая классификация форм международного бизнеса в газовой отрасли промышленности в зависимости от сущностных характеристик реально существующих субъектно-объектных отношенийпроанализированы особенности регионального, национального и международного компонентов предпринимательской деятельности в газовом сегменте нефтегазового сектора топливно-энергетического комплекса Россиивыделены факторы, определяющие качественные и количественные параметры, профиль и специфику современного позиционирования российских частных газовых компаний в отечественном и международном бизнесеисследованы взаимосвязи интеграционного содержания между отечественными и международными бизнес-проектами в увязке с возможностями газовой промышленности России по удовлетворению потребностей в природном газе стран Европы и в перспективе — ряда стран Азиивыстроены отношения между основными агентами российского рынка природного газа на основе сочетания долгосрочных экономических интересов всех его участников, с одной стороны, и национально-государственных интересов России, — с другой.

Теоретическая и практическая значимость. Концептуальные положения, обобщения и выводы диссертационного исследования позволяют предложить новые и расширить существующие теоретические представления по проблемам энергетической глобализации, международного газового бизнеса, осмыслить значение глобального бизнеса и роль глобальных бизнес-проектов для обеспечения поступательного развития газового сегмента ТЭК России. Теоретические положения проведенного анализа позволили сформулировать научные рекомендации практической направленности и предложения прикладного характера. Они касаются методов и инструментов активизации интеграции российских газодобывающих компаний в международный бизнес, ускорения объективно необходимой либерализации российского газового рынка, возможностей использования опыта стран ЕС относительно завершаемой либерализации внутреннего (единого, но открытого) рынка природного газа.

Некоторые положения теоретического характера, а также выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут представлять интерес для законодательных органов власти Российской Федерации, Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, российской Федеральной службы по тарифам и ОАО «Газпром».

Материалы диссертации могут быть использованы также при подготовке учебных и методических пособий, тематических лекций по дисциплинам: «Мировая экономика», «Международные экономические отношения» и «Международный бизнес».

Апробация результатов исследования. Полученные на разных этапах исследования результаты, выводы, рекомендации и предложения, содержащиеся в докладах и выступлениях автора, на форумах, конференциях международного, федерального и регионального уровней в период 2001 — 2005 гг., прошли апробацию и получили положительную оценку. В их числе можно назвать следующие международные конференции: «Нефть и газ — 2001» (Москва, июнь 2001 г.), «Экспорт каспийского газа на рынки стран СНГ» (Алматы, август 2001 г.), «Российский газ» (Москва, февраль 2002 г.), «Нефть, газ и энергетика Грузии» (Тбилиси, март 2003 г.), «Нефтегазовый саммит стран СНГ» (Лондон, апрель 2003 г.), «Легенда о трех морях: на пути к новому энергетическому будущему России, стран Каспия и Ближнего Востока» (Стамбул, июнь 2003 г.), «Нефть и газ Туркменистана» (Ашхабад, сентябрь 2003 г.), «Газ России: новые вызовы и возможности» (Амстердам, ноябрь 2004 г.), конференцию-совещание «Газовый рынок России: региональный аспект» (Екатеринбург, апрель 2004 г.), международные научные семинары в РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина (Москва, декабрь 2004 г., декабрь 2005 г.) и др.

Основные положения и результаты диссертационной работы достаточно полно отражены в 38 интервью, 12 докладах, 3 научных статьях и монографии.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликованы: монография (объемом 9,2 пл.), 3 статьи в научных изданиях (общий объем 2,6 п.л.), доклады на международных и российских конференциях (4,5 пл.), интервью отечественным и зарубежным агентствам и периодическим изданиям (3,8 пл.). Суммарный авторский объем публикаций за 2001;2005 гг. составил 20,1 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения (включая 12 таблиц, в том числе в тексте диссертации — 4 таблицы, 9 схем, 2 графика).

I. Основные выводы, которые непосредственно корреспондируются с осуществленным исследованием, таковы.

Цель диссертационного исследования достигнута. В частности, доказана научная гипотеза, подтверждающая закономерный характер взаимосвязей и взаимозависимостей между энергетической глобализацией, международным газовым бизнесом и возможностями России удовлетворять растущий платежеспособный спрос на природный газ отечественных и зарубежных потребителей и в перспективе.

Решены следующие задачи диссертационного исследования:

1. Рассмотрена эволюция концепций и теоретических представлений о сущности и значении экономической глобализации и по ряду проблем изложена авторская позиция.

2. Раскрыто содержание, обоснована природа, атрибутивные качественные отличия, присущие особенности и социально-экономические последствия энергетической глобализации. Данное понятие автором объяснено и введено в научный оборот. Этот вид экономической глобализации представлен в качестве комплекса взаимоувязанных факторов и движущих сил, результатом действия которых являются количественные и качественные изменения в мировом энергетическом хозяйстве и в национальных системах ТЭК большинства стран мира. Газодобывающим компаниям России необходимо использовать возможности этого вида глобализации для моделирования бизнес-поведения и принятия стратегических решений.

3. Благодаря проведенным изысканиям расширены научные представления о содержании и формах международного газового бизнеса на основе разработанных критериев их классификации и анализа субъектно-объектных международных бизнес-отношений. Они обусловливают современное состояние и вероятные перспективы развития мирового (европейского) и российского газовых рынков и международной предпринимательской деятельности в газовой сфере.

4. В диссертации определен механизм и критически проанализированы применяемые инструменты (цены, налоги, тарифы на перекачку, экспортные и импортные пошлины, риски и т. д.), предназначенные для активизации и ускорения интеграции российских газовых компаний в международный бизнес. Особенно подробно изложены возможности и преимущества глобального бизнеса и глобальных бизнес-проектов, иностранного бизнеса, бизнеса за рубежом, транснационального бизнеса и совместного предпринимательства (совместные предприятия, стратегические партнерства, альянсы, сделки по слияниям и поглощениям и т. д.). Эта интеграция повышает геоэкономическую роль и геополитическое влияние России.

5. Выявлена отраслевая специфика взаимодействия российских субъектов бизнеса с использованием таких компонентов бизнес-отношений как региональный, национальный (отечественный) и международный. Рассмотрены взаимная зависимость, преемственность и последовательность построения взаимоотношений между представителями бизнеса на всех названных уровнях.

6. Показана и доказана многочисленными аргументами и примерами растущая роль российских независимых производителей природного газа в обеспечении сырьем и топливом отечественных и зарубежных потребителей. Важнейшим доказательством высказанных суждений и предложенных решений является результирующий итог всестороннего анализа преимуществ и недостатков современного позиционирования российского частного газового бизнеса.

7. В диссертации сформулированы положения теоретико-практического свойства относительно путей и средств разрешения проблем, ограничивающих быстрое и эффективное проведение либерализации российского газового рынка в направлении обеспечения рыночной конкуренции недропользователей — газодобывающих компаний. Выявлены благоприятные условия для повышения уровня оптимальности делового и инвестиционного климата, безусловного перехода к рыночным ценам на основе соотношения платежеспособного спроса и предложения.

Особое место в диссертации отведено международным бизнес-отношениям (как превращенной форме международных экономических отношений), противоречиям, закономерностям и тенденциям качественных преобразований в механизме и параметрах устойчивого обеспечения стран-импортеров природным газом.

II. В результате проведенного анализа сделаны следующие научные предложения практического характера:

1. Реформирование в области транспорта природного газа определено в качестве приоритетного направления современного этапа преобразований в сфере производственно-хозяйственной деятельности газопромысловых компаний.

2. Предлагается выделить Центральное производственно-диспетчерское управление (ЦПДУ) из состава ОАО «Газпром» и преобразовать его в самостоятельное акционерное общество с передачей в его ведение системы ЕСГ. Это приведет к минимизации конфликта интересов ОАО «Газпром» и независимых производителей газа, связанного с использованием газотранспортных мощностей.

3. В качестве первого шага на пути выделения транспортной составляющей из системы ОАО «Газпром» Минэкономразвития России, Минпромэнерго России, МАП России и ФСТ совместно с ОАО «Газпром» и независимыми производителями газа следует разработать методику расчетов социально-экономических последствий от структурных преобразований в области транспортировки природного газа.

4. В процессе совершенствования структуры транспорта газа необходимо предусмотреть ускоренную разработку последовательной стратегии по формированию управленческих органов, разработке методики ценообразования и механизма госрегулирования газовой отрасли с учетом интересов независимых производителей и покупателей газа, в том числе использующих его в качестве сырья.

5. Осуществить переход к продаже газа, принадлежащего ОАО «Газпром» и другим производителям, по свободным ценам для вновь заключаемых крупномасштабных долгосрочных контрактов. Эта мера обусловит стимулирование развития отношений между газодобывающими компаниями и потребителями газа на перспективу, а также обеспечит прозрачность всех сделок по реализации газа и создаст условия для планирования инвестиционной деятельности. В связи с этим необходимо возложить на Минэкономразвития России, МАП России и ФСТ контроль за внедрением свободного ценообразования по долгосрочным контрактам.

6. Полномасштабная реформа рынка газа предполагает обеспечение нормальной рентабельности газового бизнеса. Для разработки концепции формирования рынка газа в России целесообразно создать постоянный правительственный орган. В его работе могли бы объединить усилия представители Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, МАП, ОАО «Газпром», нефтяных компаний и независимых специализированных производителей газа. Эта своего рода согласительная комиссия выработает подходы к либерализации российского рынка природного газа на основе максимально полного учета интересов как государства, так и всех непосредственных участников газового сообщества. Итоговый документ, принятый на условиях взаимного согласия, должен направить усилия всех участников газового бизнеса на ускоренное решение стратегически важной задачи по надежному энергообеспечению России и стран Евразийского пространства в XXI веке.

В диссертации отмечается, что при проведении либерализации следует предусмотреть переход полномочий по установлению государством регулируемой цены на природный газ от федеральной к региональной власти. Это право будет принадлежать региональным властям, но в пределах колебаний цены, установленной ФСТ. При этом важно, чтобы цена была рыночной, а федеральная власть устанавливала минимальный уровень цены на природный газ, ниже которого представители региональной власти не вправе устанавливать цену на этот вид энергоносителя.

В диссертации предлагается, чтобы одним из условий перехода к либерализации рынка газа была применена такая формула расчета цены1 природного газа, в которой были бы учтены следующие параметры: текущая рыночная цена, тариф на транспортировку, ставка акциза и курс валюты. Такая цена должна стать базовой для «Газпрома» в его отношениях с остальными производителями газа.

Одна из проблем, поднятых в работе, посвящена инвестициям. Значительные инвестиции потребуются для преобразования потенциала, которым обладает Кас.

1 Необходимо законодательно закрепить или принять ответственное решение о фиксировании регулируемых цен на среднесрочную перспективу. Данная мера нужна для четкого планирования компаниями производственно-хозяйственной деятельности на несколько ближайших лет.

158 пийский регион по производству и экспорту природного газа, в категорию «реальные ресурсы». Это связано не только с объемами капиталовложений в разработку запасов месторождений, но также и с тем, чтобы эффективно продавать энергоресурсы на рынке стран СНГ. С учетом этого, целесообразно разработать долгосрочную программу по консолидации усилий и средств всех заинтересованных прикаспийских стран — производителей углеводородов. В частности, необходимо создание прикаспийскими государствами международного консорциума для разработки и проведения общей экономической политики на рынках сбыта природного газа.

Как представляется, распределение мощностей магистральных газопроводов между производителями газа должно осуществляться специальной государственной комиссией при Минпромэнерго России или ФСТ. В состав этой комиссии необходимо включить представителей различных групп производителей газа. Доступ к трубопроводам1 должен регулироваться государством.

Выход из создавшегося положения, как это отмечается в диссертации, следует искать не столько в решении проблем ГТС как внутренней системы «Газпрома», а на пути совершенствования деятельности ЕСГ страны в качестве актива, находящегося в собственности государства. Государство должно разработать концепцию реформирования газовой отрасли. Частью этой концепции должен быть и закон о трубопроводном транспорте. В законе необходимо урегулировать вопросы собственности системы магистральных газопроводов и новых трубопроводов.

При сдаче поставщиком определенного объема газа на входе в ГТС «Газпром» должен гарантировать ему получение эквивалентного объема продукта (за Одним из условий формирования либерализованного рынка газа является переход от существующей ныне разрешительной системы доступа к трубопроводам к заявительной. Этот шаг придал бы большую прозрачность и предсказуемость газовому бизнесу в России, а значит и стимулировал бы приток в отрасль крупных частных инвестиций. вычетом нормируемых технологических потерь) на выходе из системы в ее любой согласованной точке и в точно согласованное время. Если соответствующие изменения будут внесены в нормативно-правовую базу взаимоотношений между компаниями, то это станет важным шагом к выработке «Сетевого кодекса». Развитие российской топливной промышленности невозможно без реконструкции существующих магистральных трубопроводов и строительства новых1.

Газпром" систематически требует повышения тарифов на транспортировку газа по государственным трубопроводам. Поскольку инвестиционный транспортный тариф не самый удачный вариант для привлечения частных компаний к финансированию строительства газотранспортной системы, следует предложить и другие формы их участия в инвестирование трубопроводных проектов.

Во-первых, для этих целей можно рекомендовать долевое финансирование при участии частных компаний в проектах по сооружению отдельных газопроводов. Стимулом для них является как соучастие в строительстве тех газопроводов, которые будут обслуживать принадлежащие им базовые месторождения газа, так и изменение статуса собственника, т. е. в этом случае они становятся сособственни-ками нового актива. Во-вторых, следует использовать возможности лизинговых сделок, т. е. какую-то часть газопровода или его ответвление «Газпром» мог бы передать заинтересованному независимому производителю в лизинг.

При этом руководители ОАО «Газпром» предупреждают, что собственных инвестиций для реализации новых трубопроводных проектов ему недостаточно, т. е. без привлечения частных инвестиций планы по расширению и модернизации ЕСГ невыполнимы. Поэтому государство должно в самое ближайшее время принять решение об условиях допуска частного капитала в сферу трубопроводного транспорта. Необходимость этого шага в первую очередь обусловлена повышением спроса на газ, ростом объемов его добычи и экспорта.

III. Проведенное исследование позволяет предложить следующие рекомендации практической направленности, касающиеся, прежде всего, наиболее существенных вопросов недропользования1:

1. Разработать механизм реального участия органов исполнительной власти субъектов Федерации в управлении процессом недропользования.

2. Предоставить недропользователю право пользования недрами на открытом им месторождении природного газа за счет собственных средств.

3. Наделить газопромысловые компании право прямого переоформления лицензии с головной компании на дочернюю и наоборот.

Поясним предложенные рекомендации. Если компания разрабатывает новое месторождение, то ей должны быть предоставлены налоговые каникулы на НДПИ, т. е. целесообразно ввести нулевую ставку сроком от 3 до 8 лет в зависимости от объема требуемых инвестиций и срока окупаемости месторождения. Для скважин, выработанных более, чем на 75−80%, должны быть установлены понижающие коэффициенты. Оптимальная величина коэффициента 0,7 для месторождений с выра-ботанностью от 70 до 80%, а для еще более старых скважин НДПИ должен быть отменен. Иными словами, следует разработать шкалу, позволяющую объективно устанавливать уровень налогообложения в зависимости от трудности добычи (Восточная Сибирь, Дальний Восток, шельфы) или степени выработанности скважин.

Для динамичного развития складывающегося газового рынка в России необходимы разработка равновесной системы стимулов и ограничений, которая бы соз.

1 На положения, которые приведены в тексте, было обращено внимание органов исполнительной власти в ходе обсуждения нового Закона «О недрах», проведенного членами «Союза независимых производителей газа». Автором диссертации были сформулированы эти рекомендации. Обобщенное предложение Союзгаза, в которое вошли эти рекомендации, были обнародованы в ходе слушаний, проведенных в Государственной Думе. Рекомендации отражены в проекте Закона. дала равные возможности для бизнес-деятельности в газовом сегменте нефтегазового сектора ТЭК России. В частности, можно рекомендовать следующие меры.

В области ценообразования:

— постепенно отказаться от государственного регулирования цен на газ для промышленных потребителей и предприятий электроэнергетики;

— осуществить сближение цен на газ, мазут и уголь в целях рационального структурирования энергопотребления и создания экономических предпосылок для внедрения и использования новейших энергосберегающих технологий.

В области экспорта газа:

— установить независимым производителям квоты на экспорт газа в дальнее зарубежье в зависимости от объема добычи и поставок на внутренний рынок. При этом на первом этапе следует сохранить монополию ОАО «Газпром» в области реализации газа в зарубежных странах.

В области налогообложения'.

— определить порядок взимания дифференцированной ставки акциза в зависимости от цены реализации газа данным потребителям в конкретном регионе и себестоимости его добычи;

— освободить от налогов ту часть прибыли, которая получена от эксплуатации месторождений, находящихся в стадии освоения или затухающей добычи;

— распространить специальный налоговый режим, предусмотренный в главе 54 части 2 Налогового кодекса России для пользователей недр при осуществлении добычи газа и конденсата из ранее неиспользованных или низкодебитных скважин.

Для преодоления создавшейся ситуации в газовой промышленности рекомендуется предпринять следующие меры:

• создать приблизительно равные условия для всех компаний, осваивающих газовый рынок России;

• повысить предсказуемость политики законодательной и исполнительной ветвей власти страны по отношению к газовому бизнесу. Она должна быть четко определена в долгосрочной программе, не допускающей резких изменений;

• обеспечить реальное проведение реформы российского газового рынка. Суть ее сводится к системе мер, обеспечивающих энергетическую безопасность России в условиях роста энергетической зависимости стран Запада;

• разработать и утвердить на Федеральном уровне программу поэтапного совершенствования цен на газ на 2006;2010 гг. с учетом возможных социально-экономических последствий и изменений макроэкономической ситуации в России;

• предусмотреть проведение тендеров между поставщиками газа на реализацию природного топлива (сырья) в регионах Российской Федерации, что обеспечит потребителям свободу выбора поставщиков;

• предоставить государственную поддержку деятельности Газовой биржи1, на которой ежегодно могло бы продаваться по свободным ценам около 100 млрд куб. м газа (некое подобие Федерального оптового рынка газа).

Ускорение процессов либерализации газового рынка России неизбежно откроет новые горизонты для развития газовой отрасли промышленности страны. Именно либерализация является ключом к разрешению многих проблем, которые диктуются необходимостью повышения роли России в обеспечении потребностей стран Евразии в природном газе.

1 По заявлению руководства ОАО «Газпром», концерн претендует лишь на 10%-ное участие на бирже, а ОС' тальные 90% готов передать НПГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Квинтэссенция результатов проведенного исследования по теме диссертации отражена в следующих выводах, научных рекомендациях и предложениях прикладного характера. Они коррелируют как с целями и задачами, обозначенными во «Введении» к диссертации, так и с логикой анализа, теоретическими обобщениями, развернутыми характеристиками и параметрами объекта исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и нормативные акты, официальные документы
  2. Доклад «О состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации». МПР РФ, 2001.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. СПб.: Издательский дом «Герда», 2002.
  4. Федеральный закон РФ от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1667).
  5. Федеральный закон РФ от 17.08.1995 г. № 147 ФЗ «О естественных монополиях».
  6. Федеральный закон РФ от 03.03.1995 г. № 27 ФЗ «О недрах» (в ред. от 08.08.2001 г. № 126 — ФЗ).
  7. Федеральный закон РФ от 30.12.1996 г. № 225 ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
  8. Указ Президента РФ от 01.06.1992 г. № 538 «Об обеспечении деятельности единой системы газоснабжения».
  9. Общие указания по применению тарифов на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам (утверждены постановлением ФЭК РФ от 14.01.2000 г., № 2.10).
  10. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Российского акционерного общества «Газпром» (постановление Правительства РФ от 14.07. 1997 г., № 858, с изменениями от 20.11.1999 г.).
  11. Постановление Правительства РФ «О мерах, исключающих необоснованный рост затрат и цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий в 1999 г.» от 3.03.1999 г., № 253.
  12. Постановление Правительства РФ «Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий» от 13.10.1999 г., № 1158.
  13. Постановление Правительства РФ от 05.05.2001 г. № 334 «Об обеспечении недискриминационного доступа к газотранспортным системам».
  14. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 г. № 1234-р.
  15. Л.И. Россия: Поиск самоопределения: Очерки. М.: Наука, 2002.
  16. Л. И. Стратегия: выбор курса. М.: Институт экономики РАН, 2002.
  17. A.A. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. -М.: Экономика, 2002.
  18. В.Н. Независимые производители и перспективы развития газовой отрасли России. М.: МГУ, 2004.
  19. В.Н. Частный газовый бизнес в России: настоящее и будущее в условиях реформ. М.: «Нефть и газ», 2003.
  20. Н.Х. Транснационализация производства в свете теории самоорганизации экономических систем. М.: — Финансовая академия при Правительстве РФ- Казань: Изд-во КАГФЭИ, 2002.
  21. ., Дюссож П. Стратегические альянсы: Пер с англ. М.: ИНФРА-М, 2002.
  22. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России./ Под ред В. П. Колесова. М.: Эконом. Факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
  23. Глобалистика: Энциклопедия/Гл. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков- Центр научных и прикладных программ «Диалог». М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.
  24. Годовой отчет ОАО «Газпром», 2003−2004.
  25. М. Мировой кризис: общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003.
  26. Д. Международный нефтяной бизнес: налоговые системы и соглашения о разделе продукции/ пер с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000.
  27. Договор к энергетической хартии: путь к инвестициям и торговле для Востока и Запада./ Под ред. А. Конопляника. М.: Междунар. отношения, 2002.
  28. С.И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление?. М: Экономика, 1998.
  29. С.С., Зонн И. С., Ушков A.M. Геополитика Каспийского региона. М.: Междунар. отношения, 2003.
  30. Ю.В. Слияние, поглощение и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса. М.: Альпина Паблишер, 2001.
  31. М., Тихонов А. Финансово-промышленная интеграция и корпоративные структуры: Мировой опыт и реалии России. -М.: Альпина Паблишер, 2002.
  32. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1978.
  33. А. Международная экономика. Ч. 1. Международная микроэкономика. Движение товаров и факторов производства. Учебное пособие М.: Международные отношения, 1997.
  34. Кол. авторов. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РЫНКА. Международный бизнес: мировой опыт практика в России. Русско-английский словарь-справочник. Практическое пособие. Ок. 6000 терминов. / Отв .ред. — ак. Дякин Б. Г. — М.: ROSBI, 1998.
  35. Кол. авторов. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ РЫНКА. Совместное предпринимательство: мировой опыт ориентиры для России. Русско-английский словарь-справочник. Практическое пособие. Св. 6000 терминов. Малый проект. Часть 6. / Отв. редактор — ак. Дякин Б.Г.-М.: ROSBI, 1999.
  36. A.A. Реформы в нефтяной отрасли России (налоги, СРП, концессии) и их последствия для инвесторов. М.: 2002.
  37. A.A. Россия на формирующемся евроазиатском энергетическом пространстве: проблемы конкурентоспособности. М.: ООО «Нестор Академик Пав-лишерз», 2004.
  38. Концепция РСПП по реформированию газовой отрасли и развитию рынка газа. РСПП, 2002.
  39. В.А. Институциональные преобразования в нефтегазовом секторе: теоретические основы и российская практика. М.: ИНП РАН, 2002.
  40. В. Б. Глобализация: рождение мегаобществаШостиндустриальный мир и Россия. Эдиториал УРСС, 2001.
  41. . Н., Яковец Ю. В. Россия 2050: стратегия инновационного прорыва. -М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004
  42. Д.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  43. К. и Энгельс Ф.- Соч., т. 25, ч. 2.
  44. A.M. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже веков: состояние, проблемы и перспективы развития. М.: Современные тетради, 2001.
  45. Международное энергетическое агенство. Энергетическая политика Российской Федерации. Обзор 1995/ Пер. с англ. Париж, ОЭСР, 1996.
  46. Международные экономические отношения/ Под ред. Б. М. Смитиенко. М.: ИН-ФРА-М, 2005.
  47. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В. Е. Рыбалкин, Ю. А, Щетинин, JI.B. Балдин и др.- Под. ред. Проф. В. Е. Рыбалкина 3-изд., пере-раб.и доп. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  48. К.Н., Калашников A.B. Контрактные и налоговые условия соглашений в разведке и добыче нефти и газа: мировой опыт. Учеб.пособие. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2001.
  49. Мировая экономика и международный бизнес: учебник. 2-е изд., перераб. и доп./кол.авт.- под общ. ред. проф. В. В. Полякова и проф. Р. К. Щенина. — М.: КНО-РУС, 2005.
  50. A.B. Государственное регулирование нефтегазового комплекса и экономическая безопасность России. М.: Изд-во РАГС, 2003.
  51. Описание действующей системы функционирования рынка газа Российской Федерации (модель действующего рынка газа), раздел 3 «Баланс газа по Российской Федерации (добыча)». ООО «Международная компания по реализации газа», 2004 г.
  52. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 г. М.: Недра, 2000.
  53. Постсоциалистические страны в условиях глобализации. М.: Изд-во А. Мельникова, 2001.
  54. А. П. Международный финансовый рынок в условиях глобализирующегося мира./ Под ред. Ильина М. С. М.: МАКС Пресс, 2002.
  55. Роль газовой промышленности в интеграции стран СНГ, М.: Газойл пресс, 1998.
  56. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб. / Росстат. М., 2004.
  57. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сбУРосстат М., 2005.
  58. Россия и страны мира. Статистический сборник. М.: Госкомстат РФ, 2003.
  59. Е.А. Международные инвестиции в мировую энергетику: механизмы реализации и регулирования. Учеб. пособие. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 1999.
  60. .М., Кузнецова Т. А. Противоречия глобализации мировой экономики. Современный антиглобализм и альтерглобализм: Монография. М.: МГУП, 2005.
  61. Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции./Пер. с англ. М.: Изд-во «Мысль» 2003.
  62. Стратегия развития нефтегазовых компаний/Под.ред. Р. М. Вяхирева. М.: Наука, 1998.
  63. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. М.: Фонд «Центр стратегических разработок», 2000.
  64. Ю.К., Крюков A.B. Нефтегазовые ресурсы в круге проблем. М.: 1997.
  65. Ю. В. Мировая экономика: нарастающий процесс глобализации (Прогноз на 2000−2015 гг.). -М.: ИМЭМО, 1998.
  66. Энергетическая политика России. Обзор 2002. Париж, МЭА, 2002.
  67. В.А. Государство и бизнес. Основы социально-рыночного партнерства в ТЭК. М.: Наука, 2004.
  68. Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М.: «Экономика». 2003.
  69. Статьи в научных журналах и периодических изданиях
  70. Н., Губанов С. Двойные стандарты однополюсной глобализации // Экономист, 2002, № 12.
  71. В. Время пошло. // Нефтегазовая вертикаль, 2004, № 3.
  72. В. Мировая энергетика и энергетика России// Вопросы экономики, 2001 г., № 2.
  73. Ф. Газовая функция государства. // Нефтегазовая вертикаль, 2004, № 5.
  74. В.Н. Независимые производители газа: возможности бизнеса до и после либерализации рынка газа. // РЦБ: Товарный рынок, 2002, № 10−12.
  75. К. Не учите «Газпром» жить. // Нефть России, 2004, № 5.
  76. Н. Васильева Е. Лившиц В. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в России// Экономическая наука современной России, 2000 г., № 3−4.
  77. О. Независимые вне игры. // Нефтегазовая вертикаль, 2003, № 9−10.
  78. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий// Вопросы экономики, 2000 г., № 1.
  79. Государственный «Газпром» // «Эксперт», № 10,2003 г.
  80. Е. Ю. Голубой рынок// ЭКО, 2001 г., № 4.
  81. С. Экспорт российского газа: история, состояние и перспективы. // Нефтегазовая вертикаль, 2003, № 6.
  82. С. Сотрудничество России со странами-экспортерами природного газа.// Газовый бизнес, 2005, март апрель.
  83. В. Особенности экономического обоснования инновационных проек-тов//ж. «Нефть, газ и бизнес», 2005, № 7.
  84. А.А., Сафонова А. Ф. Нефть и газ в XXI веке// ЭКО, 2001 г., № 2.
  85. А. Саммит Россия ЕС: энергетические итоги. // Нефтегазовая вертикаль, 2004, № 10.
  86. М. Автопилотный режим газовой реформы.// Нефтегазовая вертикаль, 2004, № 2.
  87. В.П., Субботин С. П., Буркова Р. Ф. Топливная промышленность снова формирования регионального бюджета// ЭКО, 2001 г., № 1.
  88. Э.В. Макроэкономические аспекты развития рынка газа.//Сб. материалов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления 2002», выпуск 1.-М.: ГУУ, 2002.
  89. Э.В. Осторожная реформа. Газовый рынок в России начинает складываться.// Мировая энергетическая политика, 2002, № 7.
  90. Поговорим и разойдемся? О перспективах независимых участников газового рынка РФ. // Нефтегазовая вертикаль, 2002, № 5.
  91. В., Рогинский С. Реформа экспорта газа: сегодня? Сейчас! // Нефтегазовая вертикаль, 2002, № 16.
  92. С. Газовый рынок Северо-Восточной Азии 2010. // Нефтегазовая вертикаль, 2004, № 5.
  93. Г. Н. К вопросу о взаимосвязях регионального, национального и международного компонентов в единой системе предпринимательства России. // Современная экономика, 2005, № 2, прилож. к журналу Экономические науки.
  94. Л. Если бы не было «Итеры», такую компанию следовало бы создать. // Нефтегазовая вертикаль, 2001, № 14.
  95. Тер-Саркисов Р., Рогинский С. Газовый рынок Европы 2010. //Нефтегазовая вертикаль, 2003, № 6.
  96. В. Реформирование газовой отрасли. Международный опыт. // Нефтегазовая вертикаль, 2002, № 16.
  97. А. Цены на газ в условиях конкуренции.// Газовая промышленность, 1996, № 1−2.
  98. Ценовая газовая реформа.// Нефтегазовая вертикаль, 2004, № 7.
  99. А. Иностранные инвестиции для развития нефтяной промышленности России//ж. «Нефть, газ и бизнес», 2005, № 7.
  100. И. Стратегия рекордов. // Нефть России, 2004, № 3.
  101. Е. Алексашенко С., Гавриленков Е., Дворкович А. Реализация либеральной стратегии при существующих экономических ограничениях// Вопросы экономики, 2000, № 7.
  102. А. Альтернативному топливу нужен закон.// Газовый бизнес, 2005, март -апрель.
  103. Работы на иностранных языках Annual Report. 2003, IMF,
  104. Avati H. Full market opening agreed. Petroleum Economist. January 2003.
  105. BP Statistical Review of World Energy//London, 2000−2004.
  106. Brower D. Uzbekistan seeking export outlets.//Petroleum economist. November 2003.
  107. Cambridge Energy Research Associates, 2003.
  108. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament. Final Report on the Green Paper «Towards a European strategy for the security of energy supply». Brussels, 26.6.2002, COM (2002) 321 final.
  109. De Palacio L. EU Russia dialogue: a key element of our energy policy. UK — Russia energy conference. London, 26th June 2003.
  110. Die Weltwirtschaft und energetischen Naturalschatze. Institut der Deutschen Wirtschaft, Koln, 1998.
  111. Energy. Let us overcome our dependence. European Commission, 2002.
  112. Expansion and Change on the US Natural Gas Pipeline Network 2002. EIA Office of Oil and Gas. May 2003.
  113. Final Report on the Green Paper «Towards the European strategy for the security of energy supply». Brussels, 2002.
  114. Globalization and Development. UN, ECLAC, 2002, April. ILEX b UBC. 2003,2004.
  115. OECD. The World in 2020. Towards a New Global Age. Paris, 1997. Ohmae K. The End of Nation-State. Free Press, 1995. Regulatory Reform: European Gas. IEA, 2000.
  116. Simpson W. Embracing the global market.//Petroleum economist. November 2003.
  117. S. Krasner. Globalization and Sovereignty // States and Sovereignty in the Global Economy. Ed. By D. Smith, D. Solinger, S. Topik. L., N.Y., 1999.
  118. Suzuki T., Morikawa T. Natural Gas Demand and Supply in the Asia Pacific Region. To-kyo.2003.
  119. M. (ed) The Dialectics of Globalization. Boulder, Col. (USA), Oxford (UK): Westview Press, 2000.
  120. Wilson M.G., Whitmore E. Seeds of Fire. Social Development in an Era of Globalism. N.Y., 2000.
  121. World Bank says poverty rate has halved. Washington, DPA, 2004, April 25. World Economic Outlook, IMF, Washington DC, 2004, April. World Energy Outlook, IEA, 2001.
Заполнить форму текущей работой