Проблема постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста: на примере «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского
Диссертация
Важнейшей предпосылкой невербального перевыражения понятого и вновь рожденного варианта смысла, способствующего расширению смыслового потенциала интерпретируемого авторского текста в процессе постановочной интерпретации, в работе была определена синестезия. Синестетический подход, как было показано, способен существенно расширить возможности уже широко апробированных методик анализа оперного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. К проблеме постановочной интерпретации оперы как синтетического художественного текста
- 1. Философско-эстетические проблемы интерпретации герменевтический аспект)
- 2. Опера как синтетический художественный текст
- Глава 2. «Борис Годунов» М. Мусоргского: этап композиторского прочтения
- 1. Работа композитора над вербально-музыкальным синтезом
- 2. Композиторская режиссура М. Мусоргского
- Глава 3. Опера «Борис Годунов»: этап постановочной интерпретации синтетического художественного текста
- 1. Смысловые варианты оперы-спектакля «Борис Годунов» в различных постановочных интерпретациях
- 2. Функция сценического ряда в создании новых интерпретаций оперы
- 3. Роль сценографического ряда в возникновении новых постановочных прочтений
Список литературы
- Абрамов Г. Архаический язык тела // Языки науки языки искусства. — М.: Прогресс-традиция, 2000. — С. 310−314.
- Акопян Л. О. Анализ глубинной структуры музыкального текста. -М.: Практика, 1995. 255 с.
- Акулов Е. А. Оперная музыка и сценическое действие.- М.: ВТО, 1978.- 453 с.
- Акулов Е. А. Три Бориса. Сравнительный музыкально-драматургический анализ партитур оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Д. Шостаковича. М.: Март, 1997.-328 с.
- Анохин П. К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1983.-С. 259−262.
- Антипова Т. Пути исследования смыслов в музыке: введение в структурную эстетику: Автореф.. канд. искусствоведения. М., 1995.
- Арановский М. Г. Два этюда о творческом процессе // Процессы музыкального творчества: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. М., 1994. -Вып. 130.-С. 56−77.
- Арановский М. Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: «Композитор», 1998.- 343 с.
- Асафьев Б. В. О подлинном «Борисе Годунове»: Оперный оркестр Мусоргского // М. Мусоргский. Статьи и материалы / Под ред. Ю. Келдыша и В. Яковлева. М.: Гос. муз. изд-во, 1932. — С. 57−62.
- Багирова JI. М. К проблеме музыкальной синопсии (на примере опер Римского-Корсакова) // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. — С. 63−67.
- Багирова JI. М. Культурологические и психосемиотические аспекты музыкальной синопсии: Автореф дис.. канд. искусствоведения. -Саратов, 2002.-20 с.
- Беленкова И. Принципы диалога в «Борисе Годунове» Мусоргского и их развитие в советской опере // Мусоргский и музыка XX века. -М.: Музыка, 1990. С. 110−136.
- Березовчук JI. Н. Интерпретатор и аналитик // Муз. академия. 1993. — № 2. — С. 138−143.
- Березовчук JI. Н. Опера как синтетический жанр // Музыкальный театр. СПб., 1991. — С. 36−91.
- Березовчук JL Н. Опера: режиссер и композитор // Оперная режиссура: история и современность. СПб., 2000. — С. 7−23.
- Берёзкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 2: Вторая половина XX века: В зеркале пражских Квадриеннале 1967 1999 годов. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 808 с.
- Берёзкин В. И. Искусство сценографии (от истоков до начала XX века) // Автореф. дис. доктора искусствоведения. M., 1987. — 60 с.
- Берченко Р. Э. Композиторская режиссура М. П. Мусоргского М.: Едиториал УРСС, 2003. — 224 с.
- Бибикова Т. П. О топологических свойствах пространства музыкального переживания // Интерпретация художественного текста: Междисциплинарный семинар-4. Петрозаводск: Изд-во гос. консерватории, 2001. — С. 53−57.
- Блинова М. П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. — 144 с.
- Блок В. Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и взаимообусловленность) // Художественное творчество и психология. -М.: Наука, 1991.-С. 31−55.
- Богин Г. И. Интенциональность как средство выведения к смысловым мирам // Понимание и интерпретация текста. Тверь, 1994. — С. 8−18.
- Богин Г. И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику. Тверь, 2001. -http://www/auditorium/ru/books/5/.
- Богин Г. И. Процесс смыслообразования при рецепции синтетического художественного текста // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. -С. 18−24
- Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание.- М.: Владос, 2001.- 220 с.
- Бонфельд М. Ш. Музыкальная герменевтика и проблема понимания музыки // Вопросы музыкознания и музыкальное образование: Сб. науч. тр. Вологда: Русь, 2000.- Вып.1 — С. 31−40.
- Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Изд-во полит, лит., 1988. — 496 с.
- Бразговская Е. Е. Текст культуры: от события к со-бытию // Синтез в русской и мировой художественной культуре: Материалы второй научно-практической конференции, посвященной памяти А. Лосева. -М., 2002.-С. 37−39.
- Бубенникова Л. К проблеме художественной взаимосвязи музыкального и драматического театров // Проблемы музыкальной науки. М.: СК, 1975. — Вып. 3. — С. 38−64.
- Бурьянек Й. О синтетическом характере музыкального переживания // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2001. — С. 93 101.
- Ванечкина И. JI. О световой сценографии оперы Б. Бартока «Замок герцога «Синяя Борода» // Электроника, музыка, свет (К 100-летиюсо дня рождения Л. С. Термена): Междунар. Науч.-практ.конф.: Материалы. Казань: Фэн, 1996. — С. 52−55.
- Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. «Прометей» (Скрябин + Кандинский) // Электроника, музыка, свет (К 100-летиюсо дня рождения Л. С. Термена): Междунар. Науч.-практ.конф.: Материалы. Казань: Фэн, 1996.
- Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыкальный театр. М.: Советский художник, 1963. — 196 с.
- Ванслов В. В. Опера и ее сценическое воплощение. М.: ВТО, 1963. -255 с.
- Вайман С. Т. Диалектика творческого процесса // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. — С. 3−31.
- Витт Н. В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознания эмоции в речи // Вопросы психологии. 1991. — № 1. — С. 95−107.
- Вишневская И. «И мое предуведомление тем, кто желал бы как следует сыграть «Ревизора» // Театральная жизнь. 1984. — № 7. — С. 10−12.
- Волкова П. С. «Слова и звуки.звуки и слова.» // «Музыка начинается там, где заканчивается слово». Астрахань- М.: НТЦ «Консерватория», 1995.-С. 16−29.
- Волкова П. С. Риторические модели музыкального образования. М., 2001.-189 с.
- Волкова П. С. Синестезия как условие понимания // Прометей 2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков. Казань, Фэн, 2000. — С. 8183.
- Волкова П. С. Синтетический художественный текст как результат со-бытия «данного» и «созданного» // Взаимодействие искусств:
- Методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. -С. 115−126.
- Волкова П. С. Эмотивность как средство интерпретации смысла художественного текста (на материале прозы Н. Гоголя и музыки Ю. Буцко, А. Холминова, Р. Щедрина): Автореф. дис.. канд. филологических наук. Волгоград, 1997. — 23 с.
- Волонт И. И. Смеховой мир оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» // ТЬезаигов: Сб. научн. статей. Красноярск, 2005. -С. 125 148.
- Войткевич С. Г. Опера В. Кобекина «Н. Ф. Б.»: к проблеме интерпретации романа Ф. М. Достоевского «Идиот» // ТЬеваигов: Сб. научн. статей. Красноярск, 2005. — С. 58−71.
- Гаврилова Л. В. Музыкально-драматическая поэтика С. М. Слонимского (парадигмы метатекста). Красноярск: Красноярская акад. муз. и театра, 2003. — 258 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988.- 670 с.
- Галеев Б. М. О синестезии и синтезе: Диалектика прогресс-регрессивных тенденций в искусстве // Перспективы развития современного общества: Материалы Всерос. науч. конф. Казань, 2001.-Ч. 1.-С. 258−265.
- Галеев Б. М. Человек, искусство, техника: (Проблема синестезии в искусстве). Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1987. — 263 с.
- Галицкая С. П. Теоретические вопросы монодии. Ташкент: изд-во «Фан» Узбекской ССР, 1981. — 92 с.
- Гарипова Н. К вопросу об эмоциональных компонентах в структуре содержания и восприятия музыки // Внемузыкальные компоненты композиторского текста / Межвузовск. Сб. статей. Уфа: РИД УГИИ, 2002. -С.101−117.
- Гацак В. M. Текстологическое постижение многомерности фольклора // Современная текстология: теория и практика. М.: Наследие, 1997. -С. 103−112.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр в России (1836 1856). JL: Музыка, 1969. — 464 с.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр в России (1857 1872). JL: Музыка, 1971. — 334 с.
- Гозенпуд А. А. Русский оперный театр в России (1873 1889). JL: Музыка, 1973.-328 с.
- Гойхман И. С. Трагедия совести в опере М, П, Мусоргского «Борис Годунов» // Культура, искусство, образование: Музыка как средство воспитания и коммуникации: Межвузовский сб. научн. ст. Вып. 3. -Красноярск, 2002. — С. 44−50.
- Головинский Г. JI. О фольклорных связях «Бориса Годунова» // Сов. музыка. 1986. -№ 3. — С. 83−89.
- Головинский Г. JL, Сабинина М. Д. Модест Петрович Мусоргский. -М.: Музыка, 1998. 736 с.
- Гончаренко С. С. К методологии анализа оперного текста // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. — С.204−210.
- Гончаренко С. С. О двух принципах семиотического описания оперы // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2000. — С. 1521.
- Гончаренко С. С. Семантика архаических моделей в музыкально-сценических произведениях русских композиторов на рубеже XIX -XX веков // Периферия в культуре: Материалы международной конференции. Новосибирск, 1994. — С. ??
- Гура И. С. М. П. Мусоргский: метафизика трагедийности: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2004. — 19 с.
- Гуренко Е. Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. Новосибирск, 1985.- 87 с.
- Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации: (Философский анализ). Новосибирск: Наука, 1982. — 256 с.
- Гуренко Е. Г. Эстетика: Учебный курс. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2000. — 540 с.
- Дадианова Т. В. Пластичность и выразительность как категории эстетики: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1997. — 48 с.
- Данько Л. Г. Комическая опера в XX веке. Л. — М., 1987.
- Дербенева А. «Руслан и Людмила» М. Глинки. Проблемы сценической интерпретации // Муз. академия. 2000. — № 1.
- Друскин М. С. Музыкальный театр С. Прокофьева // Друскин М. С. Избранное: Монографии. Статьи. М.: СК, 1981. — С. 212−225.
- Дурандина Е. Е. Вокальное творчество Мусоргского: Исследование. -М.: Музыка, 1985. 200 с.
- Дьячкова Л. С. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры: Сб. трудов. М.: РАМ им. Гнесиных, 1994.- Вып. 129. -С. 17−40.
- Еременко Г. А. Баварские «Сказки с музыкой» Карла Орфа в контексте поисков новой музыкально-театральной концепции // Сибирский музыкальный альманах. Новосибирск, 2002. — С. 5−14.
- Еременко Г. А. Символистские черты в опере Б. Бартока «Замок герцога Синяя Борода» // Сибирский музыкальный альманах. -Новосибирск, 2004. С. 5−12.
- Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. М.: Лабиринт, 1998. — 368 с.
- Задорожный М. И. Синестезии как основа ассоциирования трансферентного типа и их моделирования // Электроника, музыка, свет: Междунар. науч.-практ. конф.: Материалы. Казань: Фэн, 1996. -С. 107−111.
- Захава Б. Мастерство актера и режиссера. М.: Просвещение, 1978. -320 с.
- Захаров Ю. К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. -М., 1999.-23 с.
- Земцовский И. И. Интонационное «зерно» оперы «Борис Годунов» // Сов. музыка. -1959. № 3.
- Земцовский И. И. Текст Культура — Человек: Опыт синтетической парадигмы // Муз. академия. — 1992. — № 4. — С. 3−6.
- Ильина Т. Ф. Орфическая тема в ранней опере: Автореф. дис. .канд. искусствоведения. Новосибирск, 2002. — 20 с.
- Инкижекова М. С. Музыкальный текст как культурно-исторический феномен: Автореф. дисс. канд. культурологии. Кемерово, 2001. -22 с.
- Исаева-Гордеева И. А. О некоторых явлениях и свойствах лада в музыке Мусоргского // Проблемы музыкальной теории: Сб. научн. трудов МГК им. Чайковского. М., 1991. — С. 25−59.
- Кадцын Л. М. Трактовка «содержания музыкальных произведений» в советской эстетике и музыкознании 60−80-х годов // Вопросы музыкального содержания: Сб. трудов. Вып. 136 — М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. — С. 5−29.
- Казанцева Л. П. М. П. Мусоргский // «Музыка начинается там, где заканчивается слово». Астрахань- М.: НТЦ «Консерватория», 1995. -С. 233−240.
- Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания. -Астрахань: ИПЦ «Факел», 2001. 368 с.
- Кандинский А. И. Цена подлинника // Сов. музыка. 1990. — № 8. — С. 49.
- Карамзин Н. М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2002. -1024 с.
- Карпычев М. Г. Проблемы теории музыкального содержания // Вопросы музыкального содержания: Сб. трудов. Вып. 136 — М.: РАМ им. Гнесиных, 1996. — С. 31−56.
- Кац Б. А. «Стань музыкою, слово!». Л.: СК, 1983. — 152 с.
- Кириллина Л. В. Орфизм и музыка // Муз. академия. 1992. — № 4. -С. 83−94.
- Кисель Л. Н. Некоторые визуальные аспекты музыкального театра Р. Вагнера. Дипл. работа. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2003.
- Ключевская Е. П. Семантика света в древнерусском искусстве // Прометей 2000: О судьбе светомузыки: На рубеже веков. Казань, Фэн, 2000.-С. 9−12.
- Коляденко Н. П. «Борис Годунов» А. С. Пушкина в свете проблемы художественного синтеза // А. С. Пушкин и русская художественная культура. Новосибирск, 1999. — С. 52−67.
- Коляденко Н. П. Музыкально-эстетическое воспитание: Синестезия и комплексное воздействие искусств. Новосибирск, 2003. — 258 с.
- Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства XX века) Новосибирск, 2005. -392 с.
- Конен В. Д. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968. — 351 с.
- Корн И. М. Проблемы театральности оперы: Автореф. дис.. канд.искусствоведения. -Вильнюс, 1986.
- Корнакова М. Тарковский продолжается: «Борис Годунов» в Ленинграде // Муз. жизнь. 1991. — № 1. — С. 3−5.
- Корнакова М. Ф. Ф. Комиссаржевский и опера // Музыкальный театр: Сб. науч. тр.-СПб, 1991.-С. 185−216.
- Коробков С. Венчание на царство. О «Борисе Годунове» на сцене музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко // Муз. жизнь. 1990. — № 14. — С. 8−10.
- Коробков С. Всеволод Мейерхольд и реформа оперной сцены: Автореф. дис. канд. искусствоведения. -М., 1988.-21 с.
- Костарев В. Рубикон Мусоргского: Вокальные формы речевого генезиса. Екатеринбург, 1993. -196 с.
- Костомаров Н. И. Исторические монографии и исследования. М.: Книга, 1989.-Кн. 1. -236с.
- Крейдлин Г. Е. Жесты глаз и визуальное коммуникативное поведение // Труды по культурной антропологии. = М., 2002. С. 235−251.
- Кристева Ю. Жест: практика или коммуникация? // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004. — С. 114−135.
- Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественныеидеи европейской музыки XVII—XX вв. СПб.: Лань, 2006. — 432 с.9
- Кулешова f. Организация действия и сквозное музыкальное развитие в опере: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. Киев, 1982.
- Купец Л. А. Визуальная парадигма в художественном мире К. Дебюсси // Взаимодействие искусств: Методология, теория, гуманитарное образование. Астрахань, 1997. — С. 92−98.
- Курышева Т. А. Театральность и музыка. М., 1984. — 200 с. Ш. Лапшин И. И. Художественное творчество. — Петроград: Мысль, 1923.-332 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
- Лосев А. Ф. Музыка как предмет логики // Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: 1995. — С. 405−603.
- Лотман Ю. М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам XIV. -Тарту, 1981.-Вып. 567.-С. 3−19.
- Лысенко С. Ю. Стихотворение А. С. Пушкина «Ночь» в композиторской интерпретации М. П. Мусоргского // Музыкальное образование на Дальнем Востоке России: Сборник научно-методических работ. Вып. 4. — Хабаровск: ХГИИК, 2002. — С. 110 117
- Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1991.-376 с.
- Мазель Л. А. Метод анализа и современное творчество // Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. М.: Советский композитор, 1982.-С. 308−342.
- Мазепус В. В. Универсально-грамматический подход в культурологию!. Новосибирск, 1993. — 46 с.
- Мазепус В. В. Артикуляционная классификация и принципы нотации тембров музыкального фольклора // Фольклор. Комплексная текстология. М.: Наследие, 1998. — С. 24−52.
- Максимов В. Анализ ситуации художественного восприятия // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 54−91.
- Мамчур И. Драма и музыкальная драматургия оперы. Киев, 1978.
- Мандельштам О. Э. Слово и культура // Об искусстве. М.: Искусство, 1995. — С. 202−206.
- Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 179−194.
- Медушевский В. В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 141−155.
- Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. М.: Искусство, 1968.-4.2.-643 с.
- Мейерхольд в русской театральной критике. 1892 1918. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. — 528 с.
- Меньков А. Н. С. Голованов интерпретатор «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского // Музыкальное исполнительство и современность. -М.: Музыка, 1988. — Вып. 1. — С. 240−271.
- Миненок С. А. Видеофиксация фольклора (некоторые особенности и примеры) // Фольклор. Комплексная текстология. М.: Наследие, 1998.-С. 178−191
- Михайлов JI. Д. Семь глав о театре: Размышления, воспоминания, диалоги. -М.: Искусство, 1985. 336 с.
- Мугинштейн М. JI. В движении истории // Сов. музыка. 1986. — № 2. — С. 80−84.
- Мугинштейн М. JI. Переменные функции в оперной драматургии // Сов. музыка. -1978. № 4. — С. 39−42.
- Назайкинский Е. В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982. — 319 с.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 384 с.
- Нестеренко Е. Е. Опередивший время // Сов. музыка. 1989. — № 3. -С. 40−42.
- Оголевец А. Вокальная драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1966.
- Орлов Г. А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. — JL: Гос. муз изд-во, 1963. — С. 181−215.
- Орлов Г. А. Древо музыки. 2-е изд., испр. — СПб.: Композитор, 2005.-440 с.
- Остапенко Н. О двух авторских редакциях «Бориса Годунова» // Вопросы оперной драматургии. М.: Музыка, 1975. — С. 168−195.
- Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. — 480 с.
- Павилёнис Р. И. Проблема смысла. М.: Мысль, 1983. — 286 с.
- Пазовский А. М. Записки дирижера. М.: Музыка. 1966. — 564 с.
- Парин А. В. Возвращение чести // Советская культура. 1990. — 12 мая.
- Парин А. В. Хождение в невидимый град: Парадигмы русской классической оперы. М.: Аграф, 1999. — 464 с.
- Петрова Р. Г. Невербальные коммуникации в свете различных научных направлений // Кому принадлежит культура. Общественные науки и перспективы исследования социокультурных перемен: Междунар. научн. конференция: Тез. докладов. Казань, 1998. — С. 102−103.
- Плотников Б. Т. Очерки и этюды по методологии музыкального анализа. Красноярск, 2002. — 290 с.
- Пожарская М. Н. Русское театрально-декорационное искусство конца XIX начала XX века. — М.: Искусство, 1970. — 411 с.
- Покровский Б. А. Размышления об опере. М.: СК, 1979. — 279 с
- Покровский Б. А. Размышления режиссера // Сов. музыка. 1989. — № З.-С. 45−49.
- Полное академическое. Итоги предварительного этапа работы // Сов. музыка. 1989. — № 3. — С. 66−77.
- Протопопов В. В. Образ Бориса в опере Мусоргского// Протопопов В. В. Статьи. Исследования. M.: СК, 1983. — С. 29−35.
- Ракитов А. И. Опыт реконструкции концепции понимания Фридриха Шлейермахера // Историко-философский ежегодник. М.: Наука, 1988.-с. 150−165.
- Раку М. Г. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа// Муз. академия. 1999. — № 2. — С. 9−27.
- Рассадин Б. Г. Драматург Пушкин: Поэтика, идеи, эволюция. М.: «Искусство», 1977. — 359 с.
- Рахманова М. П. Мусоргский в рубежном мире // Мусоргский и музыка XX века. М.: Музыка, 1990. — С. 218 — 251.
- Рикер П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: АО «KAMI» изд. центр «ACADEMIA», 1995
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. -М., 1995.
- Россихина В. П. Оперный театр С. Мамонтова. М.: Музыка, 1985. -239 с.
- Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. — 526 с.
- Румянцев С. Подлинность истины // Сов. музыка. 1990. — № 8. — С. 49−52.
- Ручьевская Е. А. Слово и внесловесное содержание в творчестве Мусоргского // Муз. академия. 1993. — № 1 — С. 200−206.
- Сабинина М. Д. К развязке драмы совести в «Борисе Годунове» // Муз. академия. 1993. — № 1. — С. 193−196.
- Сабинина М. Д. Мейерхольд и музыка // Музыкальный современник. -М.:СК, 1983.-Вып. 4.-С. 142−158.
- Сабинина М. Д. Мусоргский и мы // Сов. музыка. 1989. — № 3. — С. 47−51.
- Сабинина М. Д. Некоторые теоретические аспекты интерпретации оперы // Сов. музыка. 1978. — № 1. — С. 193−196.
- Сабинина М. Д. Новые пути синтеза // Сов. музыка. 1983. — № 5. -С. 62−72.
- Сабинина М. Д. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева. М.: СК, 1963. — 290с.
- Сагарадзе Е. И. «Понимание», «смысл», «интерпретация» как категории философской герменевтики и их преломление в музыкознании второй половины XX века // Приношение музыке XX века. Екатеринбург: Урал. гос. консерватория, 2003 — С. 193−219.
- Слонимский С. М. Трагедия разобщенности людей // Сов. музыка. -1989. -№ 3.- С. 20−30.
- Сокольская А. А. Оперный текст как феномен интерпретации: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Казань, 2004. — 20 с.
- Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М.: Мысль, 1989.-Т. 7−8.-752 с.
- Софьина Н. А. Русская история в опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов» // Наука о музыке. Слово молодых ученых. Казань, 2004. -С. 31−52.
- Станиславский реформатор оперного искусства / Сост. Г. Кристи и О. Соболевская — М.: Музыка, 1988. — 382 с.
- Степанов О. Б. Театр масок в опере С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». М.: Музыка, 1972. -176 с.
- Степанова И. В. К теории музыкального языка Мусоргского // Сов. музыка. 1982. — № 3. — С. 66−72.
- Степанова И. В. Философско-эстетические и психологические предпосылки музыкального мышления Мусоргского // Проблемы стилевого обновления в русской классической и советской музыке. -М.: МГК, 1983.-С. 3−19.
- Сырвачева С. С. Сценография как элемент музыкально-режиссерской концепции (на примере российских постановок «Пиковой дамы» 1980−1990-х годов) // Наука о музыке. Слово молодых ученых. -Казань, 2004.-С. 581−605.
- Тосин С. Г. Колокола и звоны в России. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2002. — 410 с.
- Трембовельский Е. Б. Некоторые современные аспекты ладогармонического мышления Мусоргского // М. П. Мусоргский и музыка XX века. М.: Музыка, 1990. — С. 137−166.
- Трембовельский Е. Б. Особенности ладогармонического мышления Мусоргского: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. М., 1994. -40 с.
- Третьякова Е. В. «Борис Годунов» М. П. Мусоргского в динамике театральных концепций // Спектакль в контексте истории / Сб. науч. тр. ЛГИТМИК им. Н. Черкасова. Л., 1990. -С. 99−111.
- Третьякова Е. В. Оперные спектакли С, Радлова // Музыкальный театр. СПб., 1991.-С. 217−240.
- Туровская М. Семь с половиной, или фильмы Андрея Тарковского. -М., 1991.-265 с.
- Фельзенпггейн В. О музыкальном театре. М.: Радуга, 1984. — 407 с.
- Филиппов С. М. Искусство как предмет феноменологии и герменевтики: Автореф. дисс. доктора философских наук. М., 2003. — 37 с.
- Философский словарь / под ред. Фролова. М.: «Республика», 2001.
- Френкель М. А. Пластика сценического пространства: (Некоторые вопросы теории и практики сценографии). Киев: Мыстэцтво, 1987. -184 с.
- Фрид Э. JI. М. Мусоргский: Проблемы творчества. JL: Музыка, 1981.-180 с.
- Фрид Э. JI. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. JL: Музыка, 1974. — 336 с.
- Хайкин Б. Э. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М.: СК, 1984. -240 с.
- Хитрук А. Ф. Проблема взаимодействия композиторского и исполнительского творчества (на примере фортепианной музыки Мусоргского, Дебюсси, Прокофьева и ее интерпретации С. Рихтером): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. СПб., 1987. -25 с.
- Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. СПб.: Лань, 2003. -543 с.
- Холопов Ю. Н. Мусоргский как композитор XX века // Мусоргский и музыка XX века. М.: Музыка, 1990. — С. 65−92.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. М., 1994. — 257с.
- Хрипин А. «Новая опера». Смеются все: «Борис Годунов» в театре Евгения Колобова // Муз. жизнь. 1999. — № 1. — С. 8−9.
- Целмс В. Концепция кинетического образа (на основе собственного опыта) // Светомузыка в театре и на эстраде: Науч.-практ. семинар: Тез. докл. Казань: Казан, авиац. ин-т, 1981. — С. 70−71.
- Чайковский П. И. О музыке, о жизни, о себе. Л.: Музыка, 1976. -270 с.
- Чередниченко Т. В. Герменевтика музыкальная // Музыкальный энциклопедический словарь. -М.: Сов. энциклопедия, 1991. С. 133.
- Чередниченко Т. В. Произведение музыкальное // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1991. — С. 441.
- Черкашина М. Размышления о феномене оперы // Муз. академия. -1995. -№ 1.-С. 53−60.
- Черкашина-Губаренко М. Р. Злободневное и непреходящее в сценической интерпретации «Юлия Цезаря в Египте» Г. Ф. Генделя // ТЬезаигоБ: Сб. научн. статей. Красноярск, 2005. -С. 26−36.
- Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени: Художественная индивидуальность. Семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 280 с.
- Шаховский В. Отражение эмоционального мира человека в языке // «Музыка начинается там, где заканчивается слово». Астрахань- М.: НТЦ «Консерватория», 1995. — С. 34−41.
- Шлифштейн С. И. Мусоргский: Художник. Судьба. Время. М.: Музыка, 1975. — 336 с.
- Ширинян Р. К. Оперная драматургия Мусоргского. М.: Музыка, 1981.-284 с.
- Щербакова Т. «Борис Годунов» в редакции Д. Шостаковича: Автореф. дис.канд. искусствоведения. Минск, 1971. — 18 с.
- Щербакова Т. «К лучшему тексту как к идеалу.» // Сов. музыка.1982.-№ 2.-С. 85−91.
- Эйзенштейн С. М. Вертикальный монтаж // Избр. произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. — Т. 2. — С. 189−269.
- Якушевич М. В. Синтез в искусстве Испании и его претворение в творчестве Ф. Гарсия Лорки и М. де Фалья: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Новосибирск, 2004. — 23 с.
- Ярешко А. Влияние колокольных звонов на особенности колорита в творчестве русских композиторов // Традиции русской музыки XVII—XIX вв.еков: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 38. — М., 1978. -С. 47−65.
- Arnold Schonberg Wassily Kandinsky. Briefe, Bilder und Dokumentee einer ausergewohnlichen Begegnung. — Salzburg und Wien: Residenz Verl., 1980.-279 S.
- Fraiss P. Multisensjri Aspects ofPhythm. -N. Y. London, 1981.
- Jewanski J. Die Anfange einer Umwandlung von Melodien in Linien. Ein Beitrag zur Grundlagenforschung // Musik, Tanz und Kunsttherapie. -Gottingen: Hogrefe-Verl., 1997.-S. 159−164.
- Kienscherf B. Das Auge hort min. Die Idee der Farblichtmusik und ihre Problematic beispielhaft dargestellt an Werkel von Alexander Skriabin und Arnold Schonberg. — Frankfurt am Main: Europaischen Verlag der Wissenschaften, 1996. — 307 S.
- Schawelka K. «Zinnoberrot klingt wie die Tuba». Zu Wassily Kandinskys syhasthetischen Farbraum // Musik und Kunst: Erfahrung Deutung -Darstellung: Ein Gesprach zwischen den Wissenschaften. — Mannheim: Palatium Verl., 2000. — S. 59−70.
- Sundermann H. Zweierlei Musikalische Graphik // Neue Zeitschrift fur Musik. 1967. — № 10. — S. 417−420.
- Sundermann H. Ernst B. Klang Farbe — Gebarde. Musikalische Grafik. -Wien: Verl. Anton Schroll, 1981.-241 S.
- Taruskin R. Musorgsky. Princeton University Press, 1993.
- Tarkovskij A. Die versiegelte Zeit. Berlin-Frankfiirt / M.-Ullstein, 1985.