Лингвостилистические и семиотические особенности американской литературы черного юмора
Диссертация
В произведениях американских чёрных юмористов коренному пересмотру подвергается понятие «текст». Ими исследуются новые возможности создания семиотического сообщения и воздействия на читателя. Передача информации исключительно по традиционному, вербальному, каналу кажется им не только недостаточным, но и неправдоподобным способом отражения сложной современной реальности. Не ограничиваясь… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. К определению понятия «чёрный юмор»
- 1. 1. Чёрный юмор в устной традиции
- 1. 2. Чёрный юмор в литературе
- 1. 3. Выводы
- Глава 2. Семиотические механизмы создания комического эффекта в текстах чёрных юмористов
- 2. 1. Историко-филологический и семиотический методы художественного творчества. Американская
- литература чёрного юмора как разновидность семиотической литературы
- 2. 2. Комический эффект в американской литературе чёрного юмора как результат преобразований/нарушений семантического, синтаксического и прагматического аспектов знака
- 2. 2. 1. Возникновение юмора на уровне семантики знака
- 2. 2. 2. Юмор как нарушение знаковой синтактики
- 2. 2. 3. Юмористические возможности прагматики знака
- 2. 3. Создание комического эффекта на уровне вертикального контекста
- 2. 3. 1. Прецедентность — одна из важнейших стилистических особенностей американской литературы чёрного юмора
- 2. 3. 2. Архетипичность и знаковость персонажей семиотических произведений
- 2. 3. 3. Аллюзивные имена собственные
- 2. 3. 4. Цитаты
- 2. 4. Выводы
- 2. 2. Комический эффект в американской литературе чёрного юмора как результат преобразований/нарушений семантического, синтаксического и прагматического аспектов знака
- Глава 3. Интерсемиотическая игра в американской литературе чёрного юмора
- 3. 1. Роль графических и архитектонических средств в американской литературе чёрного юмора
- 3. 2. Выводы
- Заключение 135 Библиография
- Приложение
Список литературы
- Автономова Н.С. Возвращаясь к азам // Вопр. философии. 1993. -№ 3. — с. 17−22.
- Андросенко В.П. Цитата как элемент сообщения и как фактор эстетического воздействия. Дисс.. канд. филол. наук. — М., 1988. — 206 л.
- Ахманова О.С., Гюббенет И. В. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема // Вопр. языкознания. 1977. — № 3. — с. 47−54.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
- Борев Ю.Б. Художественное общение и его языки. Теоретико-коммуникативные и семиотические проблемы художественной культуры // Теории, школы, концепции. Художественная коммуникация и семиотика. -М.:Наука, 1986. с. 5−43.
- Бутенко И.А. Из истории «черного» юмора // Социологические исследования. 1994. — № 11. — С. 148−153.
- Венгерова С.А. Сложные слова как способ создания образности в художественных произведениях // Научные труды МГПИИЯ им. М.Тореза. -1981.-Вып. 174.
- Вербицкая М.В. К обоснованию теории «вторичных текстов» И Филол. науки. 1989. — № 1. — С. 30−36.
- Вербицкая М.В., Тыналиева В. К. Вторичный текст и вторичные элементы в составе развернутого произведения речи. Фрунзе, 1984. — 102 с.
- Волкова Е.Р. Творчество Курта Воннегута 50−60-х годов: Проблема антиутопии. Дисс.. канд. филол. наук. Казань, 1995. — 162 л.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. — Вып. 16. — С. 217−257.
- Гудков Д.Б., Красных В. В., Захаренко И. В., Багаева Д. В. Некоторые особенности функционирования прецедентных высказываний // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1997. — № 4. — с. 106−117.
- Дмитриев А.В. Социология политического юмора. Москва, 1998. — 332 с.
- Дмитрук В.В. Творчество К.Воннегута: Социально-критические тенденции, жанр, поэтика. Дисс.. канд. филол. наук. Киев, 1984. — 201 л.
- Доброскпонская Т.Г. Характер словосочетаний как признак функционального стиля. Дис.. канд. филол. наук. М., 1981. — 141 л.
- Дубин С.Б. Черный юмор сюрреалистов: генезис и структура // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1998. -№ 1. — с. 101−114.
- Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. М.: Высшая школа, 1984. — 152 с.
- Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. 255 с.
- Ильин И.П. «Постмодернизм»: проблема соотношения творческих методов в современном романе Запада // Современный роман: опыт исследования. М.: Наука, 1990. — с. 225−279.
- Карасёв JI.B. Философия смеха. М.: РГГУ, 1996. — 224 с.
- Карасик А.В. Лингвистические характеристики юмора // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики: Сб. науч.тр. Волгоград: Перемена, 1999. — с. 200 — 209.
- Карасик А.В. Лингвокультурные характеристики английского юмора. Автореф.. дис. канд. филол. наук. Волгоград, 2001. — 24 с.
- Карасик А.В. Семиотика юмора // Языковая личность, проблемы когниции и коммуникации: Сб. науч. тр. Волгоград: Колледж, 2001. — с. 84−92
- Катинене Н.Ф. Глобальный вертикальный контекст романов Томаса Гарди. Дисс.. канд. филол. наук. М., 1983. — 204 л.
- Кулинич М.А. Семантика, структура и прагматика англоязычного юмора. Дисс.. докт. филол. наук. М., 2000. — 284 л.
- Ладусева И.В. Риторика модернизма как лингвостилистическая проблема It Статья депонирована в ИНИОН РАН. -М., 1978.-35с.
- Лало А.Е. Томас Пинчон и его Америка: Загадки, параллели, культурные контексты. Минск: РИВШ БГУ, 2001. — 268 с.
- Леденева ТВ. Проблема иронии в современном романе США. Дисс.. канд. филол. наук. М., 1983. — 234 л.
- Лотман Ю.М. Избранные статьи в 3-х томах. Таллинн: Александра, — т. I, II — 1992, т. III — 1993.
- Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.-384 с.
- Маланчук Л.В. Сатирический роман Джозефа Хеллера. Дисс.. канд. филол. наук. М., 1981. — 204 л.
- Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза XX века. -М.:Наука, 1972.-362 с.
- Мендельсон М. Роман США сегодня на заре 80-х годов. — М., 1983.-416 с.
- Назарова Т.Е. Семиотика созвучий (на мат-ле современного английского языка) // Филол. науки. 1990. — № 1. — с. 124−130.
- Назарова Т.Б. Современный английский язык и методы его изучения: филология, семиотика и ЭВМ. Дисс,. докт. филол. наук. М., 1990.- 567 л.
- Неклюдов С.Ю. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977.-с. 193−228.
- Никитина А.А. Аллюзивные имена собственные товарные знаки (на мат-ле англоязычной рекламы) // Вестник Спб. ун-та. Сер. 2. -1996. — Вып. 2. — с. 110−112.
- Оленева В.И. Модернистская новелла США. 60−70-е годы. Киев, 1985.-293 с.
- Полубиченко Jl.В. К обоснованию и развитию понятия вертикальный филологический контекст (на мат-ле английской поэзии). Дис.. канд. филол. наук. -М., 1979−213 л.
- Полубиченко Л.В. Филологическая топология: теория и практика. Дис.. докт. филол. наук. -М, 1991. 729 л.
- Полубиченко Л.В., Андросенко В. П. Топология цитат в художественной и научной речи // Филологические науки. 1989. — № 3. — с. 58−64.
- Полухин О.В. Американский интеллектуально-сатирический роман 70−80-х годов XX века (Курт Воннегут, Джозеф Хеллер). Дисс.. канд. филол. наук. -М., 1990. 198 л.
- Пропп В.Я. Морфология <�волшебной>сказки. Исторические корни волшебной сказки (Собрание трудов В.Я. Проппа). М.: Лабиринт, 1998. -512с.
- Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). М, — Лабиринт, 1999. 288 с.
- Прохорова М. Ю, Вертикальный контекст в прагмапингвистическом освещении. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1989. — 16 с.
- Сатира как роман // Америка. 1969. — № 113. — с. 43.
- Слепцова С. Л. Гротеск Курта Воннегута: Стилистическое исследование. Дисс.. канд. филол.наук. Ашхабад, 1981. — 176 л.
- Сооль Р.В. Сатирические тенденции в американском романе 1960−70-х годов. Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1984. — 20 с.
- Степанов Ю.С. Семиотика. М.: Наука, 1971. — 175 с.
- Стеценко Е.А. Судьбы Америки в современном романе США. М.: Наследие, 1994.-236 с.
- Тер-Минасова С. Г. Синтагматика речи: онтология и эвристика. -М., 1980.-200 с.
- Тер-Минасова С. Г. Словосочетание в научно-лингвистическом и дидактическом аспектах. -М., 1981. 144 с.
- Фалькова В.Ю. Язык сатиры Джозефа Хеллера. Дис.. канд. филол. наук. Одесса, 1981. — 239 л.
- Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному // Художник и фантазирование. М.:Республика, 1995.
- Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. Л.: Худож. лит-ра, 1936.-453 с.
- Храпченко М Б. Природа эстетического знака // Семиотика и художественное творчество. М.: Наука, 1977. — с. 7−41.
- Черезова Т.Л. О сопоставительном изучении вертикального контекста художественных произведений (на материале творчества Энтони Троллопа и Ч.П. Сноу). Автореф. дисс.. канд. филол. наук. М., 1985. — 24 с.
- Черниченко JI.JI. «Чёрный юмор» как форма модернистского романа // Современный роман: опыт исследования. М.: Наука, 1990 — с. 245−255.
- Черниченко JI.JI. Школа «черного юмора» и американский модернизм. Дис.. канд. филол. наук. М., 1979. — 174 л.
- Эко У. Заметки на полях «Имени розы» // Ин. лит-ра. 1988. — № 1. -с. 88−104.
- Akhmanova О., Idzelis R.F. Linguistics and Semiotics. Moscow University Press. Moscow. — 1979. — 109 p.
- Barth J. The Literature of Exhaustion // The Atlantic. 1967. — № 2 (August). — p. 29−34.
- Barth J. The Literature of Replenishment: Postmodernist Fiction // The Atlantic Monthly. 1980. — № 1 (January). — p. 65−71.
- Bellamy J.D. The New Fiction / Interviews with Innovative American Writers. University of Illinois Press. Urbana. — 1976. — 210 p.
- Bergonzi В. The Situation of the Novel. Hazel Watson and Viney. Aylesbury, Bucks. — 226 p.
- Bier J. The Rise and Fall of American Humor. N.Y. — 1968. — 506 p.
- Campbell J. The Hero with a Thousand Faces. Princeton University Press. Princeton. — 1973. — 416 p.
- Cowart D. Thomas Pynchon. The Art of Allusion. Carbondale. Southern Illinois University Press. — 1980. — 154 p.
- Dickstein M. Black humor and history: Fiction of the Sixties // Partisan Review. 1976. — Vol. XLIII, № 2, — p. 185−211.
- Dolitsky M. Black Humor // Odense University studies in linguistics. -1986. Vol. 5 (Pragmatics and linguistics). — p. 69−77.
- Feldman B. Anatomy of black humor // The American novel since World War II. Greenwich. Conn. — 1969, — p. 224−228.
- Harris C. Contemporary American Novelists of the Absurd. New Haven.-1971.- 159 p.
- Harris C. Passionate Virtuosity: The Fiction of John Barth. University of Illinois Press. Urbana. Chicago. — 1983. — 217 p.
- Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature. Wisconsin University Press. — 1982. — 315 p.
- Hauck R. A Cheerful Nihilism. Confidence and 'The Absurd' in American Fiction. Bloomington. Lnd. — 1971. — 269 p.
- Huneker J. Villiers de 1'Isle Adam,
- John Barth’s «Menelaiad» from Lost in the Funhouse. Chart.
- Karl F.R. American Fictions, 1940 1980. — Harper & Row. N.Y. -1985.-637 p.
- Kiernan R.F. American Writing Since 194*5. Frederick Ungar Publishing Co. N.Y. — 1983. — 178 p.
- Morris С. Writings on the general theory of signs. The Hague, 1971.486 p.
- Nazarova T. Linguistic and Literary Semiotics // Applied Semiotics / Semiotique appliquee. Online. 1996. — № 1. — p. 5−12.
- Not-Knowing. The Essays and Interviews of Donald Barthelme 11 Ed by K.Herzinger. With an introduction by J.Barth. Random House. N.Y. — 1997. -332p.
- Olderman R.M. Beyond the Wasteland: A study of the American Novel in the Nineteen-Sixties. Yale University Press. New Haven and Lnd. — 1976. -25 8p.
- Ruch A. Structural Analysis,
- Scholes R. The Fabulators. N.Y. — 1967. — 180 p.
- Schulz M.F. Black Humor Fiction of the Sixties. Athens. Ohio. — 1973. -156 p.
- Walkiewicz E.P. John Barth. Twayne Publishers. Boston. — 1986.170p.
- Wallace R. The Last Laugh: Form and Affirmation in the Contemporary American Comic Novel. University of Missuri Press. Columbia, Lnd. — 1979. -159p.
- Словари, энциклопедии и справочники с условными сокращениямиих названий
- Ам Американа. Англо-русский страноведческий словарь / Под ред. Г. В. Чернова. — Смоленск: Полиграмма, 1996.
- БТС Большой толковый словарь русского языка. — Спб.: Норинт, 2000.
- ЛЭС Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред.
- B.Н. Ярцевой. М.: Сов. энциклопедия, 1990.
- МНМ Мифы народов мира. Энциклопедия. / Под ред.
- C.А.Токарева. М.: Сов. энциклопедия, 1980.
- СК Руднев В .П. Словарь культуры XX века. — М.: Аграф, 1998.
- СФС Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. — М.-Бишкек, 1996.
- СЭС Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1981.
- CLMHA Companion to Literary Myths, Heroes and Archetypes // Ed. by P. Brunei. Translated from the French by W. Allatson, J. Hayward, T. Selous. -Routledge. Lnd, NY. — 1992.
- CLT Scott A.F. Current Literary Terms: A Concise Dictionary of their Origin and Use. — The Macmillan Press Ltd. Lnd. — 1980.
- CODLT Baldick C. The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms. — Oxford University Press. Oxford, N.Y. — 1990.
- DLT Shaw H. Dictionary of Literary Terms. — N.Y. — 1972.
- DWLT Shipley J. Dictionary of World Literary Terms. — George Allen & Unwin Ltd. Lnd. — 1970.
- EA The Encyclopedia Americana. — Danbury. Connecticut. -1992.
- EF Encyclopedie Franfaise. — Paris. — 1988.
- ELL The Encyclopedia of Language and Linguistics. / Ed. by R.E.Asher — Oxford et al. — 1994.
- GBL Die Grosse Bertelsmann Lexikothek. — Bertelsmann Lexikothek Verlag. -1988.
- LCD Grambs D. Literary Companion Dictionary. — Routledge & Kegan Paul. Lnd. — 1985.
- NEB The New Encyclopaedia Britannica. — 15th ed. — Chicago et al.1994.
- OED The Oxford English Dictionary. — Oxford. — 1933.
- RHDEL The Random House Dictionary of the English Language. / Ed. S.B. Flexner. — 2nd ed. — Random House, N.Y. — 1987.
- RS Roget’s Superthesaurus / by M. McCutcheon. — 2nd ed. — Writer's Digest Books. Cincinatti, Ohio. — 1998.
- TLF Tresor de la Langue Franqaise. Dictionnaire de la langue de XIXe et du XXe siecle (1789−1960). — Tome neuvieme. Paris, 1981.1. Материалы исследования
- Barth J. Chimera. Random House. N.Y. — 1972. — 309 p.
- Barth J. The Floating Opera. Avon Books. N.Y. — 1956. — 272 p.
- Barth J. Giles Goat-Boy or, the Revised New Syllabus. Fawcett Publications, Inc. Greenwich. — 1967. -766 p.
- Barth J. Lost in the Funhouse: Fiction for Print, Tape, Live Voice. -Doubleday, Anchor Books. N.Y., Lnd, 1988. 205 p.
- Barth J. The Sot-Weed Factor. Anchor Books. N.Y. — 1987. — 756 p.
- Barthelme D. Sixty Stories. Minerva. London. — 1991. — 457 p.
- Barthelme D. Snow White. Scribner Paperback Fiction. N.Y. — 1996.187 p.
- Barthelme D. The Dead Father. Penguin Books. N.Y., Lnd. — 1986.177 p.
- Black Humor / Ed. by B.J. Friedman. Bantam Books. Toronto, at al.1965.- 174 p.
- Burroughs W. Naked Lunch. Grove Press. N.Y. — 1991. — 232 p.
- Donleavy J.P. The Ginger Man. Penguin Books, N.Y. — 1968 — 347 p.
- Hawkes J. The Lime Twig. Second Skin. Travesty. Penguin Books. N.Y., Lnd. — 1996. — 352 p.
- Heller J. Catch-22. Dell Publishing Co., Inc. N.Y. — 1970. — 463 p.
- Nelson Algren’s Own Book of Lonesome Monsters: 13 masterpieces of black humor / N. Algren. Lancer books. N.Y. — 192 p.
- Pynchon T. The Crying of Lot 49. Lippincott. Philadelphia, N.Y.1966.-183 p.
- Pynchon T. Gravity’s Rainbow. Penguin Books. N.Y., Lnd. — 1987.760 p.
- Pynchon Т. V. Harper & Row, Publishers. N.Y. at al. — 1986. — 492 p.
- Southern Т., Hoffenberg M. Candy. G.P. Putnam’s Son’s. N.Y. -1969.-222 p.
- Vonnegut K. Breakfast of Champions or Goodbye Blue Monday! Dell Publishing Group, Inc. N.Y. — 1991. — 297 p.
- Vonnegut K. Cat’s Cradle. Penguin Books. — 179 p.
- Vonnegut K. Slaughterhouse-five or the children’s crusade. A duty dance with death. A Delta book. N.Y. — 1969. — 186 p.
- West N. Miss Lonelyhearts & The Day of the Locust. A New Directions Paperbook. N.Y. — 1969. — 185 p.
- Источники иных направлений и традиций, содержащие элементы чёрного юмора
- Вольтер. Кандид. // Вольтер. Философские повести- Орлеанская девственница: Пер. с фр. / сост. С.Канарейкина. Л.: Худож. лит., 1988.-432с.
- Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. Набоков В. Аня в стране чудес / На англ. и русск. яз. М.: Радуга, 1992. — 317 с. 151. «Недетские» страшилки (с предисловием М. Новицкой) / Слово. -1990.-№ 11.-с. 9−10.
- Маркиз де Сад. Злоключения добродетели. Эжени де Франваль / Пер. с фр. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1997. — 256 с,
- A Book of Nursery Rhymes / Molly Swabey. Lnd. — 1928. — 160 p.
- Breton A. Anthology of black humor / Translated from the French by Mark Polizzotti. City Lights. San Francisco. ~ 1997. — 356 p.
- Breton A. Antologie de lliumour noir. Jean-Jacques Pauvert. — 1966.- 599 p.
- Brevier des Schwarzen Humors / Hrsg. von Gerd Henniger. Munchen.- 1966.- 192 p.
- Lear E. Complete Nonsense. Wordsworth Classics. Ware. — 1994.272 p.