Методика выбора оптимальных углов отклонения механизации крыла гражданского магистрального самолета в особых случаях взлета и посадки
В отношении связи характеристик устойчивости, управляемости и пилотирования транспортного самолета с безопасностью его полета следует различать две стороны вопроса. Во-первых, улучшение характеристик устойчивости и управляемости самолета обеспечивает меньшую утомляемость пилота в полете и, следовательно, снижает вероятность встречи с опасными ошибками пилотирования. А во-вторых, БП в гораздо… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ВЗЛЕТ И ПОСАДКУ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
- 1. 1. Вводные замечания и постановка задачи
- 1. 2. Анализ авиационных происшествий и инцидентов при взлете и посадке воздушных судов за счет отказов механизации крыла и рулевых поверхностей
- 1. 3. Влияние действий пилота на обстоятельства и причины авиационных происшествий при управлении механизацией крыла и рулевыми поверхностями
- 1. 4. Методы исследования безопасности полетов воздушных судов в нормальных и особых случаях взлета и посадки
- Выводы по главе 1
- 2. АНАЛИЗ РУКОВОДЯЩЕЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ САМОЛЕТА ИЛ-96−300 С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ
- 2. 1. Постановка задачи
- 2. 2. Особенности пилотирования самолета на взлете с учетом влияния опасных внешних воздействий и отказов механизации крыла и рулевых поверхностей
2.3. Анализ приемов пилотирования самолета на участках снижения по глиссаде, предпосадочного выравнивания и посадки в условиях опасных внешних воздействий и отказов механизации крыла и рулевых поверхностей.
2.3.1. Анализ приемов обеспечения безопасности полетов на участках снижения по глиссаде и предпосадочного выравнивания.
2.3.2. Анализ влияния внешней среды на безопасность полетов воздушных судов.
2.3.3. Особенности пилотирования самолета в условиях ливневых осадков.
2.3.4. Анализ рекомендаций РЛЭ по применению механизации крыла и рулевых поверхностей в сложных и аварийных ситуациях на участках снижения по глиссаде, выравнивания и посадки.
2.4. Выбор и обоснование расчетных случаев.
2.4.1. Вводные замечания.
2.4.2. Обоснование программы расчетных случаев взлета самолета.
2.4.3. Обоснование программы расчетных случаев ухода самолета на второй круг.
Выводы по главе 2.
3. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ УГЛОВ ОТКЛОНЕНИЯ МЕХАНИЗАЦИИ КРЫЛА САМОЛЕТА ИЛ-96−300 НА ВЗЛЕТЕ И ПОСАДКЕ.
3.1. Вводные замечания и постановка задачи.
3.2. Система математического моделирования динамики полета 89 летательных аппаратов.
3.2.1. Архитектура системы математического моделирования динамики полета летательных аппаратов.
3.2.2. Структура математической модели движения ВС.
3.2.3. Возможности системы математического моделирования динамики полета летательных аппаратов.
3.3. Оценка адекватности математической модели взлета и посадки самолета Ил-96−300.
3.3.1. Методика обобщенной проверки адекватности ММ экспериментальным данным.
3.3.2. Методика эвристической проверки адекватности ММ экспериментальным данным.
3.3.3. Результаты идентификации ММ движения самолета Ил-96−300 по ВПП.
3.3.3.1. Идентификация математической модели взлета.
3.3.3.2. Идентификация математической модели посадки в продольном канале управления.
3.3.3.3. Идентификация математической модели посадки при воздействии возмущающих факторов поперечного движения.
3.3.3.4. Идентификация математической модели движения самолета по ВПП в продольном направлении.
Выводы по главе 3.
4. РЕШЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ САМОЛЕТА ИЛ-96−300 С ЦЕЛЬЮ ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНЫХ УГЛОВ ОТКЛОНЕНИЯ ЗАКРЫЛКОВ.
4.1. Исследование по оптимизации приемов пилотирования при взлете самолета с учетом влияния отказов функциональных систем.
4.1.1. Взлет в стандартных атмосферных условиях без учета потерь тяги.
4.1.2. Взлет в стандартных атмосферных условиях с учетом потерьтяги.
4.1.3. Продолженный взлет при нестандартном положении закрылков.
4.1.4. Оптимизация приемов пилотирования ВС при укороченном взлете на основе вычислительного эксперимента.
4.1.5. Оптимизация приемов пилотирования ВС с целью сокращения шума на местности на основе вычислительного эксперимента.
4.2. Исследование перегоночного полета самолета на трех работающих двигателях.
4.3. Исследование возможностей ухода самолета на второй круг
4.4. Разработка рекомендаций и предложений по летной эксплуатации.
Выводы по главе 4.
Список литературы
- Акт № 51 144−96/91 по результатам совместных МАП МГА сертификационных наземных и летных испытаний самолета Ил-96−300 № 0001 с двигателями ПС-90А в условиях высоких температур наружного воздуха (а/п Ташкент).
- Акт № 51 143−96/91 по результатам совместных МАП МГА сертификационных наземных и летных испытаний самолета Ил-96−300 № 0001 с двигателями ПС-90А в умеренных высотных условиях (а/п Алма-Ата).
- Акт № 5124−96/91 по результатам заводских наземных и летных испытаний дальнего магистрального самолета Ил-96−300 с четырьмя турбовентиляторными двигателями ПС-90А по определению летно-технических характеристик.
- Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской федерации в 2000 году. М.: ГСГА МТ РФ Упр. Гос. надзора за БП, 2001.-107 с.
- Аронин Г. С. Практическая аэродинамика. М.: ВИМО СССР, 1962.-384 с.
- Архипов Н.С., Кубланов М. С. Полномасштабное интерактивное анимационное моделирование динамики полета летательных аппаратов в реальном масштабе времени// Научный вестник МГТУ ГА № 15. Сер. Аэромеханика и прочность. М.: МГТУ ГА, 1999. — С. 13 — 21.
- Аэромеханика самолета (под ред. Бочкарева А.Ф.). М.: Машиностроение, 1977. -415 с.
- Байкулова Н.И., Кузьмина Ю. Е., Полякова И. Ф., Ципенко В. Г. Математическое моделирование взлета транспортного самолета в сложных метеоусловиях// Методы инженерного обеспечения безопасности полетов. -М.: МИИГА, 1985. С. 95 — 102.
- Бекмуханбетов М.Д., Ципенко В. Г. Исследование взлета самолета Ил-96−300 с целью обоснования выбора оптимальных углов отклонения закрылков. Научный Вестник МГТУГА, № 111, серия «Аэромеханика и прочность». — М.: РИО МГТУГА, 2007. — с. 166−169.
- Бекмуханбетов М.Д., Ципенко В. Г. Обоснование взлета самолета Ил-96−300 с оптимальными углами отклонения закрылков. Научный Вестник МГТУГА, № 125, серия «Аэромеханика и прочность». — М.: РИО МГТУГА, 2008. — с. 197−199.
- Бекмуханбетов М.Д., Ципенко В. Г. Обоснования выбора оптимальных углов отклонения закрылков самолета Ил-96−300 на различных этапах полета Научный Вестник УВАУГА, № 1. — Ульяновск: РИО УВАУГА, 2008. — с. 6−16.
- Брагазин В.Ф. Динамическая устойчивость бокового движения по ВПП// Использование нестандартных динамических производных в уравнениях бокового движения самолета. М.: ЦАГИ, 1984. — С. 31 — 34.
- Бюшгенс Г. С., Студнев Р. В. Аэродинамика самолета. Динамикапродольного и бокового движения. М.: Машиностроение, 1979. — 349 с.
- Бюшгенс Г. С., Студнев Р. В. Динамика пространственного движения самолета. М.: Машиностроение, 1967. — 226 с.
- Ветчинкин В.П. Динамика полета М.: Госмашметеоиздат, 1933.400 с.
- Вопросы кибернетики. Проблемы создания и применения математических моделей в авиации (под ред. Белоцерковского С.М.). М.: Кибернетика, 1983.- 168 с.
- Вычислительные эксперименты на математических моделях самолета Ил-96−300: Отчет о НИР (промежуточный)/ Моск. ин-т инженеров гражд. авиации (МИИГА) — Руководитель В. Г. Ципенко № ГР 1 930 010 176 -М., 1992 — 21 с. — Ответственный исполнитель Городничева H.H.
- Галай M.JI. Особенности пилотирования реактивных самолетов. -М.: Изд. ДОСААФ, 1962. 194 с.
- Аэродинамика и динамика полета транспортных самолетов (под ред. В.В. Коваленка).- ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 2007.-520 с.
- Динамика полета (под ред. Мхитаряна A.M.) М.: Машиностроение, 1978.-424 с.
- Доброленский Ю.П. Динамика полета в неспокойной среде. М.: Машиностроение, 1969. -251 с.
- Дыхненко JI.M. и др. Основы моделирования сложных систем.: Учебное пособие для втузов. Киев: Вища школа, 1981. — 359 с.
- Евсеев В.А., Кузьмина Ю. Е. Некоторые результаты идентификации модели пилота// Обеспечение безопасности полетов при эксплуатации гражданских воздушных судов. М.: МИИГА, 1987. — С. 77 — 80.
- Евсеев В.А. Исследование возможности расширения эксплуатационных ограничений самолета Ту-154М: Дисс. на соискание уч. степ. канд. техн. наук. М., 1990. — 188 с.
- Егоров Г. С., Попов В. Н. Ломовский В.В. и др. Внимание: грубая посадка// Гражданская авиация. 1983. — № 5 — С. 44 — 47, № 6 — С. 34 — 37.
- Единые нормы летной годности гражданских транспортных самолетов стран членов СЭВ. — М.: 1985. — 470 с.
- Ермаков А.Л., Полякова И. Ф., Сушко В. В., Ципенко В. Г. Определение безопасных условий взлета и посадки транспортных самолетов// Методы и средства оценки уровня безопасности полетов гражданских воздушных судов. Киев: КИИГА, 1985.-С.15−21.
- Ермаков А.Л., Ципенко В. Г. Математическое моделирование взлета самолета с ВПП при пониженном коэффициенте сцепления и боковом ветре// Вопросы аэродинамики и прочности воздушных судов гражданской авиации/ ГосНИИ ГА. 1986. — Вып. 258. — С. 16 — 22.
- Желудев Л.В. и др. Основы анализа летной деятельности и пути обеспечения безопасности полетов в гражданской авиации. М.: МГА, 1968. -237 с.
- Жуков А .Я., Егоров В. И., Ермаков А. Л., Журавлев В. Н., Ципенко В. Г. Динамика полета транспортных летательных аппаратов: Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1996. — 326 с.
- Жуковский Н.Е. Избранные сочинения. М.: — Л.: ГИТЛ, т.1, 2, 1948.-392 е., 422 с.
- Жулев В.И., Иванов B.C. Безопасность полетов летательных аппаратов. -М.: Транспорт, 1986. 223 с.
- Жучков М.Ю., Зыков А. Г., Кубланов М. С., Ципенко A.B. Теория катастроф и ее применение для выявления критических ситуаций движения ВС// Научный вестник МГТУ ГА № 11. Сер. Аэромеханика и прочность. -М.: МГТУ ГА, 1998. С. 69 — 72
- Жучков М.Ю., Ковалевский С. А., Полякова И. Ф., Косачевский С. Г., Деев В. П. Минимальная эволютивная скорость разбега самолета Ил-96Т// Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность. М., 1999.-№ 15-С. 103- 106.
- Жучков М.Ю., Ковалевский С. А., Полякова И. Ф., Косачевский С. Г., Деев В. П. Минимальная эволютивная скорость взлета самолета Ил-96Т// Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность. М., 1999.-№ 15-С. 107−110.
- Зубков Б.В., Минаев Е. Р. Основы безопасности полета. М.: Транспорт, 1987. — 144 с.
- Ибрагимов И.А. и др. Моделирование систем: Учебное пособие. -Баку: Азинефтехим, 1989. 83 с.
- Калачев Г. С. Самолет, летчик и безопасность полета. М.: Машиностроение, 1979. — 222 с.
- Калиниченко Б.В. Летные характеристики самолетов с ГТД. М.: Машиностроение, 1988. — 144 с.
- Касьянов В.А., Ударцев Е. П., Боярский Г. Н. Динамика полета, управляемость и идентификация характеристик ВС. Киев: Знание, 1978. -С. 1−23.
- Касьянов В.А., Ударцев Е. П., Войцеховская К. Ф. Методы идентификации и динамики полета ВС. Киев: Знание, 1981. — С. 1−24.
- Касьянов В.А., Ударцев Е. П., Суббота В. Н. Методы идентификации и динамика полета. Киев: Знание, 1980. — С. 1 — 28.
- Касьянов В.А., Ударцев Е. П., Суббота В. Н., Панченко О. М. Опыт идентификации аэродинамических характеристик продольного движения поданным летных испытаний// Некоторые вопросы прикладной аэродинамики. -Киев: КНИГА, 1982. С. 51 — 57.
- Котик М.Г. Динамика взлета и посадки самолетов. М.: Машиностроение, 1984. — 256 с.
- Котик М.Г., Павлов A.B., Пашковский И. М. Летные испытания самолетов. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1968. — 423 с.
- Котик М.Г., Филиппов В. В. Полет на предельных режимах. М.: МО СССР, 1977.-239 с.
- Кубланов М.С., Баннов H.A., Деев В. П. Посадка тяжелого транспортного самолета при отказах руля направления// Межвузовский сборник научных трудов Вопросы исследования летной эксплуатации ВС в особых ситуациях. М.: МГТУ ГА, 1997. — С. 25 — 27.
- Кубланов М.С., Баннов H.A., Деев В. П. Влияние отказа руля высоты на посадку тяжелого транспортного самолета// Межвузовский сборник научных трудов Вопросы исследования летной эксплуатации ВС в особых ситуациях. М.: МГТУ ГА, 1997. — С. 27 — 30.
- Кубланов М.С., Жучков М. Ю., Перепелица В. И. Особенности посадки самолета Ил-96−300 с убранными закрылками на горном аэродроме//
- Сб. научных трудов Вопросы повышения уровня летной эксплуатации и безопасности полетов воздушных судов. М.: МГТУ ГА, 1996. — С. 29 — 33.
- Кубланов М.С. Идентификация математической модели по данным летных испытаний самолета Ил-96−300// Сб. научных трудов Решение прикладных задач летной эксплуатации ВС методами математического моделирования. М.: МГТУ ГА, 1993. — С. 3 — 10.
- Кубланов М.С. Идентификация математической модели посадки самолета Ту-154Б по данным летных испытаний// Научный вестник МГТУ ГА № 15. Сер. Аэромеханика и прочность. М.: МГТУ ГА, 1999. — С. 27 -36.
- Кубланов М.С. Математическое моделирование аварии Ил-76 в Иркутске 26.07.99// Научный вестник МГТУ ГА № 23. Сер. Аэромеханика и прочность. М.: МГТУ ГА, 2000. — С. 21 — 27.
- Кубланов М.С. Математическое моделирование: Учебное пособие. М.: МГТУ ГА, 1996. — 96 с.
- Кубланов М.С., Рисухин В. Н. Особенности движения аэробусов на разбеге с отказом двигателя// Сб. научных трудов Вопросы повышения уровня летной эксплуатации и безопасности полетов воздушных судов. М.: МГТУ ГА, 1996. — С. 21 — 25.
- Кубланов М.С., Рисухин В. Н. Факторы безопасной летной эксплуатации современных самолетов// Сб. научных трудов Вопросы повышения уровня летной эксплуатации и безопасности полетов воздушных судов. -М.: МГТУ ГА, 1996. С. 25 — 29.
- Кубланов М.С. Устойчивый алгоритм моделирования работы шасси// Сб. научных трудов Обеспечение безопасности полетов при эксплуатации гражданских воздушных судов. М.: МИИГА, 1991. — С. 54 — 59.
- Кубланов М.С., Ципенко В. Г., Барилов Д. Д. Архитектура системы математического моделирования динамики полета летательных аппаратов // Математическое моделирование в задачах летной эксплуатации воздушных судов. М.: МИИГА, 1993. — С. 3 — 11.
- Кутумов А.Н., Кубланов М. С., Горбань Б. В. Исследование условий безопасной посадки самолета Ту-154М при различном положении закрылков// Научный вестник МГТУ ГА № 50. Сер. Аэромеханика и прочность. -М.: МГТУ ГА, 2002. С. 41 — 44.
- Кутумов А.Н., Муратов A.A., Горбань Б. В., Борисов А. И. Влияние эффекта гидроглиссирования колес шасси на эксплуатацию воздушных судов// Научный вестник МГТУ ГА № 15. Сер. Аэромеханика и прочность. -М.: МГТУ ГА, 1999. С. 87 — 91.
- Кутумов А.Н., Муратов A.A., Горбань Б. В. Влияние видимости на эксплуатацию воздушных судов в условиях интенсивных осадков// Научный вестник МГТУ ГА № 15. Сер. Аэромеханика и прочность. М.: МГТУ ГА, 1999.-С. 83−85.
- Лебедев А.Н. Моделирование в научно-технических исследованиях. М.: Радио и связь, 1989. — 224 с.
- Лысенко Н.М. Динамика полета. Устойчивость и управляемость летательных аппаратов. -М.: ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 1967. 539 с.
- Моисеев Е.М., Полякова И. Ф., Ципенко В. Г. О математическом моделировании взлета и посадки транспортных самолетов в сложных метеоусловиях// Инженерно-авиационное обеспечение безопасности полетов. М.: МИИГА, 1986. — С. 45 — 49,
- Моисеев Е.М., Ципенко В. Г. На скользкой ВПП// Гражданская авиация, № 12- 1986. -С. 21−29.
- Налимов В.В. Теория эксперимента. М.: Наука, 1971. — 210 с.
- Наставление по производству полетов в гражданской авиации (НППГА 85). — М.: Воздушный транспорт, 1985. — 254 с.
- Наумов С .Я., Обручев А. Г., Грязин В. Е. Пути повышения безопасности полета самолета в условиях опасных внешних воздействий. Киев: КИИГА, 1982.-С. 26−32.
- Нормы летной годности гражданских самолетов СССР (НЛГС-3) -М.: Межведомственная комиссия по нормам летной годности гражданских самолетов и вертолетов СССР, 1984. 464 с.
- Остославский И.В. Аэродинамика самолета. М.: Оборонгиз, 1957.-560 с.
- Остославский И.В., Стражева И. В. Динамика полета. Траектории летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1969. — 492 с.
- Остославский И.В., Стражева И. В. Динамика полета. Устойчивость и управляемость летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1965. -463 с.
- Пашковский И.М. Устойчивость и управляемость самолета. М.: Машиностроение, 1975. — 328 с.
- Планирование эксперимента в исследованиях технологических процессов. М.: Наука, 1977. — 452 с.
- Пономаренко В.А., Завалова Н. Д. Авиационная психология. М.: Ин-т авиационной и космической медицины, 1992.
- Пономаренко В.А. Страна авиация (черное и белое). М.: Наука, 1995.
- Пышнов В.С. Динамические свойства самолета. М.: Оборонгиз, 1951.- 173 с.
- Разработка математической модели движения самолета по ВПП: Отчет о НИР/ Моск. ин-т инженеров гражд. авиации (МИИГА) — Руководитель В. Ф. Рощин № ГР 1 820 090 380- Инв. № 2 830 054 583 — М., 1983. — 90 с. — Ответственный исполнитель Ципенко В.Г.
- МИИГА) — Руководитель В. Г. Ципенко № ГР 1 860 022 933- Инв. № 2 870 068 210 -М, 1987.- 188 с.
- Разработка управлений движения самолета по ВПП: Отчет о НИР/ Моск. ин-т инженеров гражд. авиации (МИИГА) — Руководитель В. Ф. Рощин № ГР 1 820 090 380- Инв. № 2 830 005 193 — М., 1982. — 52 с. — Ответственный исполнитель Ципенко В.Г.
- Руководство по летной эксплуатации Ил-96−300. М., 1988. — 361с.
- Столяров H.A. Некоторые методы оценки эргатических систем «экипаж воздушное судно»// Вопросы авиационной эргономики и подготовка летного состава. Вып. 213. — М.: ГосНИИ ГА, 1982. — С. 3 — 13.
- Томашова JI.C. Попадание воздушных судов в зоны сдвига попутно-бокового ветра// Труды ГосНИИ ГА. 1981. — Вып. 106. — С. 55 — 63.
- Указание МГА № 3.1 48 от 29.08.79. О предельных отклонениях самолета по курсу и глиссаде при заходе на посадку. — М.: МГА, 1979. -1 с.
- Указание МГА № 158 от 12.08.81. О предельных отклонениях самолета при посадке на ВПП. М.: МГА, 1981. — 1 с.
- Уткин А.И., Ципенко В. Г. Некоторые вопросы математического моделирования работы шасси транспортного самолета// Моделирование полета воздушных судов гражданской авиации. Киев: КНИГА, 1986. — С. 57 -64.
- Ципенко В.Г. Применение математического моделирования и теоретических методов при анализе особых случаев взлета и посадки воздушных судов: Дисс. на соискание уч. степ. докт. техн. наук М., 1987. — 438 с.
- Шеридан Т.Б., Феррел У. Р. Система «человек-машина». М.: Машиностроение, 1980. — 399 с.
- Шпилев К.М., Круглов А. Б. Самолет и природно-климатические условия. М.: МО СССР, 1972. — 176 с.
- Экспресс-информация (зарубежный опыт)// ЦНТИ ГосНИИ ГА. 1984. — Вып.7. — С. 15−84.
- ADREP Manual. Doc. 9156-AN/900, Amendm. № 6, ICAO, Montreal, Canada, 1980.
- Annual Review of Aircraft Accident Data. NTSB-ARC-78−2, Washington, D.C., 20 594, 1978.
- Aviation Week, У.104, № 12, 1976, p.p. 42−43.
- Aviation Week, V.108, № 11, 1978, p. 3.
- Aviation Week, V. l 10, № 8, 1978, p. 4.
- Beaty D. The Human Factor in Aircraft Accidents, Tower Publications, Inc. 185 Matison Avenue, New York, 10 016, 1980.
- FAA Wind Sbear Stady. Interavia Air Lett, № 10 224, 1983.
- Flight International, № 3593, 1978, p. 236.
- Human Factors in Aircraft Accidents. Discussion Paper Submitted by Capt. R.L. Dodds, Chairman IFALPH Medical Study Group. Riode Taneiro, 1974.
- Kublanov M.S., Tsypenko V.G. Mathematical modelization system for aircraft flight dynamics simulation// International Aerospace Congress. Proceedings. Volume 2. Moscow, 1994. — P. 92−93.
- Lager C. Pilot Reliability. The Royal Institute of Thechnology, 10 044, Stockholm, 1974.
- Report on Langing Phase Accidents, ICAO, AN 6/19−175/109, Montreal, Canada, 1975.
- Rules of the Air and Traffic Services. Doc. 4444, RAC/501/10. ICAO, Montreal.
- Ruel D.Mc. a.o. Human Pilot Dynamics in Compensatory Sistems. Tech. Rept. AFFDL-TR-65−15, July, 1985.
- Weir D.H., Klein R.H. Measurement and Analyses of Pilot Scanning Behavier during Simulated Instrument Approaches/ J. Aircraft. V. 8, № 11, 1971, p.p. 897 904.