Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Государственное регулирование естественных монополий в условиях трансформации экономики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Возможность злоупотребления естественных монополий своим положением показывает, что государственное регулирование отраслей естественных монополий не отвечает современным требованиям и не учитывает специфику российских реформ. Основным применяемым методом регулирования цен на продукцию естественных монополий является затратный метод, недостаток которого состоит в отсутствии стимулов к снижению… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
    • 1. 1. Эволюция взглядов ученых-экономистов на природу естественной монополии
    • 1. 2. Специфика функционирования естественных монополий в условиях трансформации экономики
  • ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ
    • 2. 1. Необходимость государственного регулирования естественных монополий
    • 2. 2. Анализ существующих моделей регулирования цен на товары и услуги естественных монополий
    • 2. 3. Альтернативные (неценовые) средства государственного регулирования естественных монополий
  • ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ
    • 3. 1. Генезис, современное состояние и тенденции развития российских естественных монополий
    • 3. 2. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования естественных монополий в условиях их реформирования

Государственное регулирование естественных монополий в условиях трансформации экономики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Естественные монополии, в отличие от других хозяйственных единиц, занимают особое место в системе экономических отношений. В число отраслей экономики, имеющих признаки естественных монополий, входят: электроэнергетика, газовая промышленность, транспортировка нефти, железнодорожный транспорт, многие отрасли связи. В этих сферах демонополизация и создание конкурентного механизма оказываются невозможными в связи со спецификой характера предоставляемых услуг и технологии доведения их до потребителя. Следовательно, необходимы рычаги внерыночного, административного регулирования этих отраслей в интересах потребителя.

Если государство не имеет способов планомерного воздействия на естественные монополии, оно и его граждане становятся заложниками злоупотребления естественных монополий своей властью. На практике это проявляется в росте цен и тарифов на услуги естественных монополий, что усугубляет и без того тяжелое экономическое положение большей части промышленных предприятий и населения.

Взаимоотношения государства и органов власти на местах с компаниями-монополистами решающим образом влияют на бюджетообеспеченность страны, сохранение социальной стабильности в обществе. Высокая экономическая и общественная значимость данных отраслей для народного хозяйства требует комплексного подхода к оценке их деятельности и регулирования со стороны государства.

Актуальность темы

исследования определяется тем, что осуществленное реформирование в отношении естественных монополий не принесло положительного эффекта ни с точки зрения повышения производительности, снижения издержек, ни с точки зрения модернизации, обновления и расширения производственных фондов.

Это обусловливает необходимость поиска новых путей совершенствования государственного регулирования естественных монополий, способных обеспечить достижение целей социально-экономического развития российского общества.

Степень изученности проблемы. Проблемам конкуренции и монополизма, практики функционирования и регулирования естественных монополий экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями.

В формирование современного понимания естественной монополии большой вклад внес Дж. С. Милль, которого считают первым ученым, применившим понятие естественной монополии. Разработки А. Маршаллом, модели абсолютной монополии, Э. Чемберлином, Дж. Робинсон модели несовершенной конкуренции также помогли дать описание характерных черт поведения, функций и свойств естественных монополий в работах Г. Адамса, Д. Бонбрайта, К. Кейзена, Дж. Кларка, К. Маркса, Д. Тернера, Т. Фаррера, Р. Эли и др.

В двадцатом столетии исследование рынков естественных монополий связано с трудами зарубежных экономистов: М. Армстронга, Э. Б. Аткинсона, М. Ватерсона, Д. Мэттью, А. Лернера, А. Пезенти, П. Самуэльсона, Дж.Э. Стиглица, С. Фишера, Г. Хоттелинга, Ф. Шерера, В. В. Шейкью и др. Основное внимание уделяется проблемам государственного регулирования естественных монополий, сочетанию методов экономического и административного ограничения экономической власти, проблемам реализации антимонопольного законодательства, в том числе по отношению к естественным монополиям.

В отечественной экономической литературе анализу проблем функционирования естественных монополий посвящены труды В. Бархатова, И. Беседина, К. Войтова, В. Ворожейкина, В. Гальперина, А. Городецкого, Г. Журавлевой, В. Кокорева, О. Коломийченко, Е. Котел киной, Н. Лукьянчиковой, Ю. Меркуловой, А. Никифорова, А. Селиванова, Е. Смолиной, В. Студенцова, В. Цапелик, В. Юрьева и др.

Тем не менее, степень научной разработанности проблемы можно определить как недостаточную, что обусловлено чрезвычайной сложностью вопроса о регулировании естественных монополий, разнообразием их форм и видов, а также непрерывно меняющейся экономической и политической средой деятельности монополий. До сих пор ряд исследователей основывают свои работы на устаревшем и неточном определении естественных монополий, заключающемся в отнесении к ним отраслей, в которых происходит снижение средних издержек при росте объема производства. В большинстве работ, базирующихся на практическом опыте регулирования, недостаточно внимания уделяется экономическому теоретико-методологическому обоснованию методов регулирования.

Недостаточная разработанность проблемы регулирования отечественных естественных монополий, недостаточная формализация целей регулирования, а также наличие огромного числа нерешенных и дискуссионных вопросов, объективная необходимость их научного осмысления и комплексного анализа предопределили выбор темы исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методических положений государственного регулирования естественных монополий и определении тенденций его развития в условиях трансформирующейся экономики России.

В соответствии с указанной целью в диссертационной работе были поставлены и решались следующие задачи:

• исследовать экономические взгляды на природу естественной монополии и выявить специфику естественных монополий в условиях трансформации экономики России;

•уточнить задачи государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации, изучить модели регулирования цен на продукцию естественных монополий, их преимущества и недостатки, и определить возможность их использования в российской трансформирующейся экономике;

• проанализировать применимость альтернативных средств государственного регулирования естественных монополий в условиях реформирования экономической системы;

• выявить особенности формирования естественных монополий и рассмотреть их современное состояние в условиях трансформирующейся экономики России;

•разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования деятельности отечественных естественных монополий.

Объектом исследования выступают естественные монополии России в условиях трансформации экономики.

Предметом исследования является система государственного регулирования естественных монополий в условиях постсоветской и постиндустриальной трансформации экономики России.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, регулирования деятельности естественных монополий. В работе проанализированы законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней, регулирующие исследуемые процессы, материалы периодической печати, статистические исследования.

В качестве методологической базы диссертации использовались диалектические принципы, позволяющие выявить основные характеристики исследуемых явлений и процессов, определить тенденции их развития и становления. В процессе исследования были применены такие методы как научная абстракция, анализ и синтезтрадиционные методы графических изображений, группировки, обобщения, сравнения. Исследование базировалось на системном подходе к проблемам государственного регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики России.

Содержание диссертационной работы соответствует пункту 1. Общая экономическая теория — 1.1. Политическая экономия Паспорта специальности 08.00.01 — Экономическая теория.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обновлении теоретико-методической базы совершенствования государственного регулирования естественных монополий применительно к условиям формирования развитой рыночной системы хозяйствования Российской Федерации.

К наиболее важным положениям, содержащим научную новизну, можно отнести следующие:

• выявлена специфика естественных монополий в трансформирующейся экономике России, которая состоит в следующем: естественные монополии — это затратообразующие отрасли, поэтому уровень тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен, инфляцию и состояние экономики в целомбольшинство отраслей естественных монополий являются бюджетообразующими отраслямиосновные отрасли естественных монополий (прежде всего топливно-энергетический комплекс) — структурообразующие отрасли, т. е. они играют роль структурного компонента в экономикероссийские естественные монополии — смешанные по отраслевому составу сферы, поскольку в них входят и естественно-монопольное ядро, включающее инфраструктурные сети, и предприятия по производству, ремонту, обслуживанию;

• в качестве инструмента ценообразования на продукцию естественных монополий, как наиболее адекватного в современных условиях трансформации экономики России, предложен метод «индекс инфляции — X" — сделан вывод о том, что рост цен на продукцию естественных монополий в России стал мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, то есть инфляции издержек;

• сделан вывод о том, что в современной России не существует безусловного преимущества в повышении эффективности естественных монополий при помощи организации конкуренции на основе метода торгов за франшизу, в силу отсутствия в нашей стране необходимых для этого условий (наличия нескольких квалифицированных претендентов на право поставки монопольной продукциисуществования юридически проработанного механизма торгов и механизма адаптации бизнеса победителя к непредвиденным обстоятельствамвозможности преодоления проблем по аннулированию договора при его несоблюдении, связанных с судебным разбирательством, трансакционными издержками);

• система регулирования естественных монополий дополнена рядом принципов: принцип комплексности и учета интересов всех категорий пользователей услуг естественных монополийпринцип одновременности изменения тарифов основных субъектов естественных монополий, в корне меняющих условия хозяйствования всех коммерческих структур, в том числе и других субъектов естественных монополийпринцип многосубъектности — участие в отношениях государственного регулирования большого числа разномасштабных субъектов, в числе которых находятся потребители, предприятия — естественные монополии, государственные регулирующие органы, региональные отраслевые комиссии;

• в качестве основных направлений по совершенствованию системы регулирования естественных монополий в России, позволяющих повысить эффективность деятельности предприятий, предложено: при отделении инфраструктурных сетей от производства и передаче их под госконтроль сохранить вертикально интегрированные компании, т. е. предприятия по производству продукции и по обслуживанию, без их разделенияпостепенно переходить к конкуренции в сфере производства продукции и услуг естественных монополий, прежде всего, за счет создания новых предприятий, а не дробления уже действующихпоставку продукции и услуг осуществлять на основе прямых договоров с потребителями.

Информационной базой исследования послужили справочно-статистические материалы, экономические обзоры, подготовленные отечественными, иностранными и международными организациями, материалы периодической печати.

Обоснованность и достоверность научных положений и выводов автора базируются на использовании законодательных и нормативных актов РФ и субъектов РФ, статистических данных Государственного комитета по статистике РФ и Тамбовского областного комитета государственной статистики, монографической литературы, результатов экономико-социологических исследований.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Предметное и комплексное изучение проблемы регулирования естественных монополий на государственном и региональном уровнях в России имеет существенное теоретико-прикладное значение для разработки соответствующих направлений экономических исследований и управленческой практики. Отдельные положения диссертации применимы в преподавании и изучении курсов «Экономическая теория», «Государственное и муниципальное управление», «Антимонопольная политика», «Государственное регулирование экономики».

Разработка данного направления экономической теории дает возможность научно-обоснованного выбора целей и пути реформирования естественных монополий. Выводы и рекомендации диссертационной работы могут быть использованы при разработке государственной экономической политики, в частности, программ реформ электроэнергетики, газовой промышленности, железнодорожного транспорта.

Апробация работы.

Научные положения и методические рекомендации автора докладывались на научных конференциях: «Экономическая система региона: особенности конкурентных отношений», г. Воронеж, 2003 г., «Державинские чтения», г. Тамбов, 2004 г., «Проблемы экономики, финансов и управления производством», г. Иваново, 2004 г., «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования», г. Тамбов, 2004 г., 2005 г.

Теоретические положения диссертационной работы были апробированы в рамках проведения практических занятий по курсам: «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики».

Публикации. По проблемам диссертационного исследования опубликовано 6 работ, общим объемом 2,2 пл. (авт. объем 2,2 п.л.).

Структура работы. Логика и цель исследования определили структуру исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 178 наименований, приложений. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Положение дел в отраслях отечественных естественных монополий требует немедленного государственного вмешательства. Правительством РФ были предприняты начальные шаги по созданию регулирующих органов, однако эти органы начали действовать в условиях недостаточной законодательной поддержки регулирования, что привело к обширным злоупотреблениям в регулирующих органах, а основная цель государственного регулирования исказилась до неузнаваемости.

Проведенное в рамках настоящей работы исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. В диссертационной работе исследованы основные отличительные черты естественной монополии, обобщены признаки данной рыночной структуры и дано комплексное определение естественной монополии. Естественная монополия — это рыночная структура, при которой единственная фирма оказывается предпочтительнее двух или более фирм, оперирующих на рынке, с точки зрения величины совокупных издержек, необходимых для выпуска данного объема товаров или услуг, а продукция естественной монополии является социально значимым благом коллективного пользования с положительным внешним эффектом и не имеет заменителей.

2. Влияние естественных монополий на экономику может быть как позитивным, так и негативным. Специфика естественных монополий в экономике России заключается в следующем: естественные монополии — это затратообразующие отрасли, поэтому уровень тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен, инфляцию и состояние экономики в целоместественные монополии являются бюджетообразующими отраслямиосновные отрасли естественной монополии (прежде всего ТЭК) структурообразующие отрасли, т. е. они играют роль главного структурного компонента в экономикероссийские естественные монополии — смешанные по отраслевому составу сферы, поскольку в них входят и естественно-монопольное ядро, включающее инфраструктурные сети, и предприятия по производству, ремонту и т. д.

3. Естественные монополии в России, функционирующие в рамках единого технологического комплекса, включающего в себя и предприятия по производству, распределению продукции, и другие виды деятельности, имеют меньше стимулов к снижению затрат и требуют усиленного государственного контроля и дифференцированного подхода к их регулированию.

4. Государственное регулирование естественных монополий является жизненно необходимым для экономики страны в целом, так как затраты на продукцию естественных монополий составляют высокую долю в себестоимости продукции большинства предприятий.

5. В качестве метода ценообразования на продукцию естественных монополий мы предлагаем использовать метод «индекс инфляции — X», с целью сдерживания роста и снижения тарифов на продукцию естественных монополий в реальном исчислении.

6. Одной из форм конкуренции на рынках естественных монополий является применение торгов за франшизу. Нами сделан вывод, что в современной России нет необходимых условий для этого, в частности, наличия нескольких квалифицированных претендентов на право поставки монопольной продукции, существования юридически проработанного механизма торгов. Кроме того, использование данного инструмента требует, чтобы проводимые торги не повышали издержки производства продукции естественной монополии и не затрудняли доступ отдельных потребителей к этому благу.

7. Российская экономика имеет генетическую склонность к крупным размерам производства, природа и истоки российского монополизма в значительной степени определяются структурой экономики и объективными тенденциями, существовавшими в советский период. Кроме того, целый ряд монополистических тенденций в российской экономике порожден объективными и субъективными проблемами, возникающими при переходе к рынку.

8. Финансовое состояние предприятий — естественных монополий характеризуется высокой степенью износа основных фондов, что не создает необходимых предпосылок рационализации издержек. Низкие темпы инвестиционной деятельности обусловлены отсутствием необходимых источников финансирования, низким уровнем финансовой устойчивости предприятия.

9. Основной проблемой развития и повышения темпов экономического роста производства естественных монополий было и остается снижение издержек производства. Оно наталкивается на ряд проблем: до сих пор существует нерациональное использование получаемых доходов монополии, что находит проявление в недостаточном финансировании обновления производственных фондов. Это, в свою очередь, не позволяет совершенствовать существующие технологии, а также внедрять новые. Естественные монополии вместо того, чтобы снижать издержки производства проводят агрессивную стратегию в области ценообразования, пытаясь недостатки собственного менеджмента, прежде всего финансового, перенести на потребителя.

10. Возможность злоупотребления естественных монополий своим положением показывает, что государственное регулирование отраслей естественных монополий не отвечает современным требованиям и не учитывает специфику российских реформ. Основным применяемым методом регулирования цен на продукцию естественных монополий является затратный метод, недостаток которого состоит в отсутствии стимулов к снижению затрат. Государство должно более активно регулировать российские естественные монополии через цены, при этом цены должны обеспечивать эффективность функционирования самих монополий, покрывать средние издержки и удовлетворять потребность общества в социально значимых благах.

Нами предложены следующие направления совершенствования государственного регулирования естественных монополий в России, позволяющие повысить эффективность предприятий за счет: при отделении инфраструктурных сетей от производства и передаче их под госконтроль сохранения вертикально интегрированных компании, т. е. предприятия по производству продукции и по обслуживанию, без их разделенияпостепенного перехода к конкуренции в сфере производства продукции и услуг естественных монополий, прежде всего, за счет создания новых предприятий, а не дробления уже действующихосуществления поставок продукции или услуг на основе прямых договоров с потребителями.

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо реализовать следующие мероприятия в отраслях естественных монополий.

1. Увеличить инвестиционный потенциал предприятий сферы естественных монополий и довести объем инвестиций до уровня, достаточного для активного обновления физически и морально изношенных основных фондов.

2. Повысить инновационную активность высокотехнологичных направлений.

3. Обеспечить большую информационную прозрачность и ужесточение контроля над издержками.

4. Уменьшать налогооблагаемую базу на сумму инвестиций (освобождение от налогов собственной прибыли, направляемой на производственные инвестиции).

5. Проводить инвентаризацию осуществляемых инвестиционных проектов и отказаться от реализации убыточных.

По нашему мнению, необходимо создавать благоприятные условия для обеспечения технического перевооружения отраслей естественных монополий на основе отечественных технология и оборудования.

Решение, по крайней мере, этих задач позволит создать устойчивый фундамент для процветания России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Временные методические рекомендации ГКАП РФ по выявлению монопольных цен от 21.04.1994 г. № ВБ/2053. // «Экономика и жизнь», 1994, № 23.
  2. Гражданский кодекс. 4.2.// Сборник закон, актов РФ, 29 января 1996 г., № 5, ст. 410.
  3. Закон РФ от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 апреля 1995 г. № 16, ст. 1316.
  4. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ// М. Инфра-М, 1997, с.38−66.
  5. Конституция Российской Федерации. — М., 1996. — 64 с.
  6. Положение о государственном реестре РСФСР объединений и предприятий — монополистов, действующих на товарных рынках. Утв. Приказом ГКАП РФ от 10.10.1991 г. № 60 // Законодательство и экономика. 1992. № 6.
  7. Положение о порядке регулирования цен на продукцию предприятий — монополистов. Утв. Министерством экономики и финансов РФ от 29.12.1991 г. № Р-424. //Законодательство и экономика. 1992. № 6.
  8. Порядок формирования Государственного реестра РСФСР объединений и предприятий монополистов, действующих на товарных рынках. Утв. Приказом ГКАП РФ № 60 от 10.10.1991 г. // Законодательство и экономика.1992. № 6.
  9. Постановление Правительства от 10.11.1996 г. № 1343 «Об утверждении положения о Федеральной службе России по регулированию естественных монополий в области связи». // Сборник законодательства Российской Федерации от 18 ноября 1996 г., № 47, ст. 5336.
  10. Постановление Правительства РФ от 03.04.1997 г. № 389 «О поэтапномпрекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий». // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 апреля 1997 г., № 15, ст. 1792.
  11. Постановление Правительства РФ от 11.07.2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергии Российской Федерации» (с изменениями от 01.02.2005 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., № 29, ст. 3032.
  12. Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г. № 997 «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию естественных монополий». // «Российская газета» от 18 октября 1995 г.
  13. Постановление Правительства РФ от 16.03.1996 г. № 279 «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи». // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 марта 1996 г., № 13, ст. 1351.
  14. Постановление Правительства РФ от 24.04.1992 г. № 270 «О государственной поддержке функционирования связи в РФ» (с изменениями от 07.08.1995 г.). // «Российские вести», № 11, 1992 г.
  15. Правила пользования электрической и тепловой энергией, утверждённые Приказом Министерства Энергетики и Электрификации СССР от 6 декабря 1981 г. № 310 (с изменениями от 23.12.1988 г., 23.11.1989 г., 14.07.1992 г.). // (не опубликовано).
  16. Приказ ГКАП РСФСР от 20.02.1992 г. № 45 «Об утверждении порядка рассмотрения заявлений при исключении из Государственного реестра
  17. Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов». // «Законодательство и экономика», 1992 г., № 6.
  18. Указ Президента РФ от 1.08.1996 г. № 1129 «О дополнительных мерах по обеспечению промышленности и населения электрической и тепловой энергией в 1996 1997 годах». // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 августа 1996 г., № 32, ст. 3898.
  19. Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» (с изменениями от 23.07.2001 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 1997 г., № 18, ст. 2132.
  20. Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ.// Собрание законодательства Российской Федерации, 21.08.1995, № 34, ст. 3426.
  21. Федеральный Закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ (с изменениями от 07.07.2003 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г., № 2, ст. 169.
  22. Федеральный Закон РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 г. № 97-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 мая 1999 г., № 19, ст. 2302.
  23. Федеральный Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 39, ст. 4857.
  24. Федеральный Закон РФ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-Ф3 (с изменениями от 22.08.2004 г., 30.12.2004 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 марта 2003 г., ст. 1177.
  25. С. Бизнес — группы в российской промышленности. // Вопросы экономики, 2004, № 5, с. 121 134.
  26. С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России.// Вопросы экономики, 2003, № 9, с. 18−32.
  27. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 320 с.
  28. Антология экономической классики. М., 1993. Т.1 — 475 е., Т.2 — 487 с.
  29. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 480 с.
  30. Н. Инвестиции в отраслях топливно-энергетического комплекса и естественные монополии // МЭиМО, 1998, № 1, с.130−134,
  31. Н., Безмельницына Г. Мировое потребление и производство первичных энергоресурсов. // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 5, с. 44 52.
  32. Э. Соловьев Ю. Посвянская Л. Влияние роста тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляционные процессы (1999 2003 гг.).// Общество и экономика, 2004, № 5−6, с. 187 — 200.
  33. Н.И., Васильева Е. М., Лившиц В. Н. Реформирование естественных монополий в России: законодательные аспекты. // Экономика и организация промышленного производства, 2001, № 3, с. 49 64.
  34. И.Н., Воронина С. А. и др. Экономические результаты реформирования российской электроэнергетики II Проблемы прогнозирования, 1999, № 6, с. 97 107.
  35. А. Проблемы реформирования естественных монополий. // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 12, с. 3 — 11.
  36. А .Я. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования. // А. Я. Бутыркин. М.: Новый век, 2003 г. — 152 с.
  37. В. Реформирование мировой электроэнергетики. // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 4, с. 25—32.
  38. Дж., Цапелик В. Е. Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования // Вопросы экономики, № И, 1995, с. 80−85.
  39. В.Н. Российская экономика: основные тенденции за 9 месяцев 2004 года и оценки до конца года.// Деньги и кредит, 2004, № 11, с. 30−44.
  40. А. Государственное регулирование структурных преобразований в ТЭК в условиях глобализации мировой экономики. // Экономист, 2003, № 10, с. 3−17.
  41. С.А., Кретинина Ю. С., Некрасов А. С. Цена энергии для населения// Проблемы прогнозирования, 1998, № 6, с. 46.
  42. Всемирный банк. Макроэкономические факторы послекризисного роста. // Вопросы экономики, 2004 г., № 5, с. 28 43.
  43. Все рейтинги.// Прямые вести, 2004, № 10, с. 22 25.
  44. А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. — М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001. 253 с.
  45. Х.Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов: Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ, 1997. 767 с.
  46. В.М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика: В 2-х т./ Общ. ред. В. М. Гальперина.-СПб.: Эконом, школа, 1997. Т.2 503с.
  47. В. Цены тянут производство. // Экономика и жизнь, № 49, декабрь 2004 г., с. 40.
  48. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий// Вопросы экономики, 2000, № 1,с. 139−140.
  49. А., Павленко Ю., Френкель А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике.// Вопросы экономики. — 1995. № 11, с. 48−57.
  50. Государственное регулирование естественной монополии: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей / Под ред. О. В. Коломийченко, В. Н. Ворожейкина, СПб.: Техническая книга, 2001. — 255 с.
  51. А. Двенадцать с половиной. — Компания, 2002. 14 января № 1, с.21
  52. Р. Тенденции мировой электроэнергетики. // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 4, с. 15 — 24.
  53. ., Симаков Д. Прокуроры вступились за дешевое электричество. // Ведомости, 19.03.2003, № 46, с. 3.
  54. К. Подешевеет ли бензин? // Экономика и жизнь, № 37, сентябрь 2004 г., с. 4.
  55. Е. Макроэкономическая оценка роли российского нефтегазового комплекса. // Вопросы экономики, 2004, № 10, с. 4 31.
  56. О. Симаков Д. Водопроводы в частные руки. // Ведомости, 14.04.2003, № 64, с. 1.
  57. В. А. Баринов В.А. Современное состояние электроэнергетики и перспективы формирования единого энергетического пространства СНГ // Энергетик, 2000, № 1, с. 5.
  58. О.М. Государственное регулирование отраслевой монополии (на примере энергетики России): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01. — Петрозаводск, 2000.-22 с.
  59. А.Ф. Электроэнергетика России сегодня и завтра// Энергия, 1997, № 9, с. 7−10.
  60. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческие организации.- М., 1995- с. 22−30.
  61. В.Г. О реструктуризации российской электроэнергетики как естественной монополии // Энергия. 1999. — № 6. — с.8−13.
  62. В. Энергетический потенциал Дальнего Востока. // Вопросы экономики, 2004, № 10, с. 151 155.
  63. В., Регулирование и дерегулирование два направления антимонопольной стратегии в США. // Мировая экономика и международные отношения, 1997, № 6, с. 5 — 18.
  64. В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии. // Вопросы экономики, 1998, № 4, с.115 133.
  65. О.В., Котелкина Е. И., Соколова И. П. Регулирование естественных монополий: анализ мирового опыта и построение системы регулирования в России. — СПб, 1995 68 с.
  66. Конкуренция и антимонопольное регулирование: учебное пособие для вузов. / Авдашева С. Б., Аронини В. А., Акполов И. К. и др.: Под ред. А. Г. Цыганкова. М.: Логос, 1999 — 368 с.
  67. Р. Фирма, рынок и право, 1993 190 с.
  68. С.Г., Мухина И. И. Экономический рост и отраслевые структурные сдвиги в занятости. // Вопросы статистики, 2004, № 10, с. 81 — 88.
  69. А. Сверхприбыль РАО «ЕЭС» оплатит потребитель? // Экономика и жизнь, № 40, сентябрь 2004 г., с. 4.
  70. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие. / Под .общ. ред. А. В. Сидоровича. М.: МГУ, изд-во «ДИС», 1997. — 736 с.
  71. Н.П. Концепция функционирования естественных монополий в ограниченной конкурентной среде трансформируемой экономики: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.01. Иркутск, 1999. — 38 с.
  72. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «Формика», 1992.-383 с.
  73. Л. Недостатки механизма накопления капитала сдерживают развитие российской экономики. — Общество и экономика, 2004, № 10, с. 370.
  74. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах: Пер. с англ. — М.: Республика, 1992. Т.2. 400 с.
  75. Н.Н. Государственное регулирование естественных монополий: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.01. Москва, 2000. — 153 с.
  76. Дж. С. Основы политической экономии. В 2-х томах: пер. с англ.: М.: Прогресс, 1980.Т.1. 495 е., Т.2. — 480 е., Т.З. — 447 с.
  77. О.В. Основы мировой конкурентоспособности. — М.: «Познавательная книга плюс», 1999. — 592 с
  78. С.В. Экономика энергетического производства: Учебное пособие. 3 е изд., доп. и перераб. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 208 с.
  79. Монополизм и антимонопольная политика / А. В. Барышева, Ю. В. Сухотин, В. Н. Богачев и др. М.: Наука, 1993. — 237 с.
  80. Монополизм и экономические интересы: Монография. / Под ред. В. М. Юрьева. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 397 с.
  81. В. Нормирование прибыли при регулировании цен естественных монополий (две концепции). // Вопросы экономики, 2001, № 9, с. 28 38.
  82. В. О методологических основах регулирования тарифов на услуги естественных монополий. Нормирование прибыли. // Промышленная политика в Российской Федерации, 2002, № 3, с. 19−23.
  83. В. Влияние российского антимонопольного законодательства на экономическое развитие. // Вопросы экономики, 2003, № 9, с. 33 48.
  84. В., Таран В. Энергоснабжение как фактор экономического роста. // Экономист, 2003, № 4, с. 32 38.
  85. P.M. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА ИНФРА-М), 2001. -572 с.
  86. ИЗ. Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1999 — 2004 гг. (по материалам Федеральной службы государственной статистики). // Вопросы статистики, 2004, № 9, с. 73 84.
  87. Т. Куимов С., Энергетика не является высокодоходным бизнесом. Это просто очень надежный бизнес// Известия, 29.06.2000, с. 3.
  88. Портер, Майкл, Э. Конкуренция.: Пер. с англ.: Уч. пос. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
  89. Проблемы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий (на примере аэропортов федерального значения) / В. Е. Брусиловский, Л. Э. Григорьев, К. Менар, А.Е. Шаститко- Бюро экономического анализа. — М.:1. ТЕИС, 2001.-240 с.
  90. А. Россия в 2000 2004 годах: на пути к государственному капитализму? // Вопросы экономики, 2004, № 4, с. 42−65.
  91. Н.Н., Сергиенко Я. В., Френкель А. А. Анализ основных факторов динамики платежеспособного спроса в отраслях промышленности. // Вопросы статистики, № 4,2004, с. 3 9.
  92. Н.Н., Сергиенко Я. В., Френкель А. А., Цухло С. В. Платежеспособный спрос и перспективы модернизации российской экономики. // Вопросы статистики, 2004, № 8, с. 3 7.
  93. Реформы глазами американских и российских ученых / Под ред. акад. О.Богомолова. М.: Российский экономический журнал- Фонд «За экономическую грамотность», 1996 — 272 с.
  94. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. // М.: «Прогресс», 1986 357 с.
  95. Н. Конкурентная политика в Канаде. // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 11, с. 72 — 80.
  96. П.А. Экономика. В 2- х томах: Пер. с англ. — М.: Ml 11 «АЛГОЛ», ВНИИСИ, 1992. Т.2. 415 с.
  97. П. Проблемы газообеспечения Западной Европы. // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 5, с. 52 59.
  98. Д. Полный назад. Электричество дешевеет под напором прокуратуры. // Ведомости, 28.03.2003, № 53, с.З.
  99. Д. Электричество не подешевеет. // Ведомости, 12.03.2003, № 41, с.З.
  100. Е.Э. Природа и характер реализации экономических интересов монополистических образований. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.01 — Тамбов, 2004 — 329 с.
  101. Социально-экономическое положение России в 2003 году // Вопросы статистики. № 2, 2004 г. с. 3−34.
  102. И.В., Шегай Э. В. Антимонопольное регулирование транспортнойдеятельности: Учебное пособие. -М.: Издательство «Ось 89», 2000. — 128 с.
  103. И.В. От монополизма к конкуренции. — М.: Политиздат, 1990.-174 с.
  104. В. Государство и естественные монополии. // Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 9, с.86−97.
  105. В. США: поиски оптимального режима отраслевого регулирования. // Плановое хозяйство, 1990, № 12, с.102−109.
  106. В. Государственное предпринимательство: теория и практика. // Общество и экономика, 1997, № 3−4, с.26−52.
  107. А. ФАС против монополий. // Экономика и жизнь, № 50, декабрь 2004 г., с. 2−3.
  108. Е. Мировой энергетический рынок и геополитические интересы России. // Мировая экономика и международные отношения, 2003, № 5, с. 60 -64.
  109. . Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности / Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1996. — 745с.
  110. Д. В нефтяном пиру похмелье. // Экономика и жизнь, № 50, декабрь 2004 г., с. 36.
  111. Томас Ди Лоренцо. Миф о «естественной монополии». // Экономика и организация промышленного производства, 2001, № 4, с. 81−98.
  112. Туган — Барановский М. И. Очерк развития мануфактурной промышленности в России// Приложение к журналу «Вестник мануфактурной промышленности» М., 1912.
  113. О.И. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая» контракция: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, CEV Press, 1996 — 702 с.
  114. Я.М. Новая тарифная политика РАО «ЕЭС России». // Финансы, 2004, № 3, с. 24−26.
  115. А.А. Прогноз развития российской экономики на 2004 — 2005 годы. // Вопросы статистики, 2004, № 10, с. 72 — 80.
  116. А.В., Попченков И. В. Глобализация и эффективность хозяйственных систем. // Экономика и управление, 2004, № 1, с. 46 — 51.
  117. Л.Д. Об опыте антимонопольного регулирования деятельности электроэнергетических компаний в США и Англии. // Электрические станции, 1994, № 6, с. 21 30.
  118. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. В 2-х томах: Пер. с англ. СПб.: Экономическая школа, 1999. Т. 1. — 384 е., Т.2. — 592 с.
  119. Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация теории стоимости). Пер. с англ. / Под ред. Ю. Я. Ольсевича. — М.: Экономика, 1996.-351 с.
  120. JI.H. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве: Рекомендации. Нормативные документы// Книжный мир, 1998 -247 с.
  121. Г. Инвестиции в основной капитал в отраслях естественных монополий// Вопросы статистики, № 2, 1999, с. 56 60.
  122. А.Е. Альтернативные формы экономической организации в условиях естественной монополии- Бюро экономического анализа. — М.: ТЕИС, 2000.-79 с.
  123. Д.Ю. Управление развитием естественной монополии (на примере газового комплекса): Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05. Москва, 2000. — 133 с.
  124. Ю. Железные дороги — опора и надежда.// Российская Федерация сегодня, 2004, № 14, с. 50−54.
  125. В.И. и др. Экономическая стратегия в электроэнергетическом комплексе// М. НИИ экономики и энергетики, 1998, с. 25 28.
  126. Экономика отрасли. / Под ред. профессора А. С. Пелиха. Издание 2 -е, переработанное и дополненное. — Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Фениск», 2003. — 448 с.
  127. Госкомстат России. Статистический сборник «Цены в России» за 2003 г. — 398 с.
  128. Статистический ежегодник. Тамбовский областной комитет государственной статистики. Тамбов, 2004 г. — 364 с.
  129. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2003 704 с.
  130. Atkinson, А.В. and Halverson R. A Test of Relative and Absolute Price Efficiency in Regulated Monopolies.// R.E.Stats, N 62,1980.
  131. Berg S.V., Tshirhart J. Natural Monopoly Regulation: Principles and Practice, Cambridge University Press, 1989.
  132. Bonbright J.C. Principles of Public Utilities Rates, New York, Columbia U.P., 1965.
  133. Coase R.H. The Regulated Industries: Discussion. — American Economic Review, 1964, vol. 54, p. 194−197.
  134. Cournot A. Researches into Mathematical Principles of the Theory of Wealth. -New York, 1972.
  135. Demsetz H. Why Regulate Utilities. Journal of Law and Economics, 1968, vol. 11, p.55−65.
  136. Ely, R.T. Outlines of Economics. // New York, Macmillan, 1937.
  137. Fairer, Т.Н. The State in its Relation to Trade. // London, Macmillan, 1902.
  138. Friedman M. Capitalism and Freedom. Chicago: University of Chicago Press, 1962, p. 12.
  139. Kahn A.E. Surprises of Air Deregulation. -American Economic Review, 1988, p. 317−329.
  140. Kaysen, C. and Turner, D. Antitrust Policy: An Economic and Legal Analysis. // Cambridge, M.A., Hayward University Press, 1959.
  141. Meyer, R.A. Publicly Owned vs Privately Owned Utilities: A Policy Choice, //1. R.E. Stats., N 39, 1975.
  142. Panzar, J. C., and Willig, R.D. Free Entry and Stability of Natural Monopoly. // Bell Journal of Economics, № 8,1977.
  143. Pescatrice D.R. and Trapani J.M. The performance and Objectives of Public and Private Utilities Operating in US. // Journal of Public Economics, N 13, 1980.
  144. Posner R. A. Natural Monopoly and its regulation. Stanford Law Review, 1969, vol. 21, p. 548−643.
  145. Posner R. A. Theories of economic Regulation. — Bell Journal of Economics, 1974, vol. 5, p. 335−358.
  146. Primeaux W. J. Jr. Direct Electric Utility Competition: The Natural Monopoly Myth. New York: Praeger, 1986.
  147. Stigler G. J. The Organization of Industry. Homewood, ILL: Richard D. Irwin, 1968.
  148. Stigler G.J. The Theory of Economics Regulation.// Bell J., N 2,1971.
  149. Vogelsang I. and Finsinger J., A Regulatory Adjustment Process for Optimal Pricing by Multiproduct Monopoly Firms. // Bell J., № 10, 1979.
  150. Временная естественная монополия (а) и перемены, делающие возможнойконкуренцию (б, в).
  151. Первое оптимальное ценовое решение в условиях естественной монополии.
  152. Ценообразование по пиковой нагрузке.
Заполнить форму текущей работой