Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Статистический анализ потребительских цен на хлебобулочную продукцию в регионе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования: Вступление России в полосу системного кризиса сопровождалось падением объемов производства, в том числе сельскохозяйственной продукции, ростом безработицы, снижением уровня жизни большей части населения и ростом масштабов бедности, резким расслоением населения по уровню доходов. Обострение этих проблем, вызванное финансовым экономическим кризисом, привлекает повышенное внимание… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические и методические основы статистического исследования и прогнозирования цен на рынке хлебобулочной продукции
    • 1. 1. Рынок хлебобулочной продукции и статистические особенности его изучения как составляющей сферы товарного обращения
    • 1. 2. Информационное обеспечение статистического исследования цен на рынке хлебобулочной продукции
    • 1. 3. Методические аспекты прогнозирования цен на региональном рынке хлебобулочной продукции
  • 2. Статистический анализ и моделирование динамики ценообразования на рынке хлебобулочной продукции
    • 2. 1. Статистический анализ состояния и развития рынка хлебобулочной продукции Оренбургской области
    • 2. 2. Анализ структурно-динамических изменений цен на хлебобулочную продукцию
    • 2. 3. Моделирование динамики и прогнозирование цен на хлебобулочную продукцию на основе одномерных временных рядов
  • 3. Многомерный статистический анализ ценовых процессов на рынке хлебобулочной продукции
    • 3. 1. Выявление факторов, оказывающих влияние на изменение цены на хлебобулочную продукцию
    • 3. 2. Моделирование и прогнозирование цен на хлебобулочную продукцию с помощью систем одновременных уравнений
    • 3. 3. Многофакторная модель цен на хлебобулочную продукцию на основе панельных данных

Статистический анализ потребительских цен на хлебобулочную продукцию в регионе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования: Вступление России в полосу системного кризиса сопровождалось падением объемов производства, в том числе сельскохозяйственной продукции, ростом безработицы, снижением уровня жизни большей части населения и ростом масштабов бедности, резким расслоением населения по уровню доходов. Обострение этих проблем, вызванное финансовым экономическим кризисом, привлекает повышенное внимание к изменениям в структуре потребления, в частности продовольственных товаров. С учетом возрастающей доли хлебопродуктов в рационе питания существенной части населения страны, вопрос состояния рынка хлебобулочной продукцииэто, фактически, вопрос национальнойбезопасности. Наряду с такими ее составляющими, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, обеспечение экономической безопасности, защита от экологических бедствий и др., в системе национальной безопасности должна быть учтена продовольственная безопасность, в основе которой — обеспечение спроса на зерно и хлебобулочную продукцию.

В отличие от других видов продуктов питания, спрос на хлеб и хлебобулочные изделия в нашей стране и, тем более в нынешней ситуации, неэластичен, что требует детальной научной проработки организационно-экономической стороны формирования и развития рынка хлебобулочной продукции. В триаде «цена, спрос, предложение», характеризующей этот рынок, цена стала определяющим фактором в формировании спроса, определив сдвиг в его структуре в сторону дешевых сортов хлеба и хлебобулочных изделий.

Разработка инструментария, позволяющего прогнозировать цены на рынке зерна и хлебопродуктов региона, его отдельных территорий, анализировать динамику с учетом особенностей развития пространственно-временного характера, является одним из важнейших условий формирования эффективных протекционистских мер по обеспечению продовольственной безопасности, в том числе и в области хлебообеспечения. Территориальное отличие ситуации на рынке хлебобулочной продукции определяется различиями набора и степени воздействия экономических, социальных, природно-климатических и других факторов, влияние которых в регионе неоднозначно не только в пространстве, но и во времени. В связи с этим актуальным являются статистический анализ и прогнозирование цены на рынке хлебобулочной продукции региона.

Состояние изученности проблемы. Существенный вклад в развитие методов статистического исследования процессов ценообразования внесли С. А. Айвазян, В. А. Балаш, И. К. Беляевский, Г. Л. Громыко, Ю. А. Лукашин, М. Г. Назарова, Т. В. Рябушкин, М. М. Юзбашевкоторые разработали и сформировали методологические положения, систему статистических показателей оценки уровня и структуры, колеблемости и устойчивости потребительских цен. Работы этих авторов опираются на богатый опыт исследования цены, методов и способов ценообразования, содержащийся в работах исследователей стран с традиционно рыночной экономикой: Б. Бермана, А. Зельнера, Ф. Котлера, В. Хилля и Дж. Эванса, а также в работах М. Альберта, М. Мескона, Дж. X. Харрингтона, Ф. Хедоури, Б. Эрнста и др.

Анализу региональных особенностей, учитывающих многонациональный характер населения региона с учетом различий в культуре потребления, особенностей, связанных с близостью такого крупного производителя и потребителя зерна, как Казахстан, посвящены работы Л. А. Данченок, Т. Д. Дегтярёвой, Е. В. Заровой, С. Д. Ильенковой, Е. А. Пигуновой и др.

Подавляющее большинство статистических исследований сфокусировано на вопросах прогнозирования цен хлебобулочных изделий на основе одномерных временных рядов, и в меньшей степени анализа основных тенденций ценообразования на рынке хлебобулочной продукции в многомерном аспекте. Следует отметить, что во всех научных работах, посвященных выявлению факторов, влияющих на уровень цен, не учитывался тот факт, что в большинстве случаев показатели, характеризующие и влияющие на цены хлебобулочных изделий, представлены временными рядами, для которых применение традиционного корреляционного анализа является некорректным. Вместе с тем малоизученными остаются вопросы выявления и оценки факторов ценообразования-в пространственно-временном аспекте.

Цель и задачи исследования

Целью работы является совершенствование методики комплексного статистического анализа потребительских цен на хлебобулочную продукцию в регионе.

В соответствии с поставленной целью в работе обозначены и решены следующие задачи:

1) изучить теоретические аспекты и подходы к статистическому исследованию и прогнозированию цен на хлебобулочную продукцию;

2) сформировать систему статистических показателей для комплексного анализа цен на рынке хлебобулочной продукции;

3) провести статистический анализ состояния и развития рынка хлебобулочной продукции в регионе (Оренбургской области);

4) осуществить моделирование и прогнозирование цен на хлебобулочную продукцию на основе одномерных временных рядов;

5) выявить факторы, влияющие на формирование цены на рынке хлеба, и провести анализ характера их влияния;

6) осуществить моделирование цен на хлебобулочную продукцию на основе многофакторных моделей;

7) осуществить моделирование цен на хлебобулочную продукцию с учетом неоднородности данных во времени и пространстве.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является региональный рынок хлебобулочной продукции Оренбургской области. Предметом исследования являются методические аспекты статистического исследования потребительских цен на хлебобулочную продукцию.

Область исследования. Исследование проведено в рамках специальности 08.00.12 — Бухгалтерский учет, статистика Паспорта специальности ВАК (экономические науки) в рамках п. 4.11 «Методы обработки статистической информации: классификация и группировки, методы анализа социально-экономических явлений и процессов, статистического моделирования, исследования экономической конъюнктуры, деловой активности, выявления трендов и циклов, прогнозирования развития социально-экономических явлений и процессов».

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой исследования послужили труды известных российских и зарубежных ученых-экономистов в области статистического моделирования и прогнозирования процессов ценообразования, а также законодательные акты и разработки научно-исследовательских институтов.

В качестве инструментария в диссертации использовались следующие статистические методы: табличный и графический, методы анализа временных рядов, нетрадиционный корреляционный анализ, методы регрессионного анализа, методы анализа панельных данных. Обработка данных проводилась с использованием табличного редактора Microsoft Excel ХР, статистических пакетов прикладных программ: Statistica 7.0, Stata/IC 11.0, EViews 6.0.

Информационную базу исследования составили: нормативно-правовые документы, информация Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, статистические и аналитические материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в совершенствовании методики комплексного статистического анализа потребительских цен на хлебобулочную продукцию в регионе. Наиболее существенные научные результаты:

— сформирована система статистических показателей для комплексного анализа потребительских цен в соответствии с направлениями ценовых исследований субъектов рынка хлебобулочной продукции, включающая показатели влияния цен на уровень жизни, характеристики рыночных закономерностей и показатели, описывающие реакцию покупателей на изменение цен;

— выявлены тенденции в объеме производства и структуре потребления хлебобулочной продукции, позволяющие осуществить мониторинг ценовой ситуации на региональном рынке;

— обоснован набор факторов и выявлен характер их влияния на цены хлебобулочной, продукции;

— предложены и построены модели цен на хлебобулочные изделия, зерно и муку в форме системы одновременных регрессионных уравнений, что позволяет осуществлять сценарное прогнозирование с учетом влияния различных факторов;

— впервые построена модель регрессии по панельным данным с фиксированными эффектами, учитывающая неоднородность цены на хлебобулочную продукцию во времени и пространстве.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты комплексного статистического анализа, моделирования и прогнозирования цен на хлебобулочную продукцию могут использоваться органами* государственной статистики с целью мониторинга состояния процесса ценообразования на хлебобулочную продукцию, а также органами государственного управления для выработкинаучно-обоснованной экономической политики, включая эффективные протекционистские меры, обеспечивающие продовольственную безопасность региона.

Отдельные положения диссертации приняты к внедрению в Министерстве экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Теоретические и практические выводы, полученные в ходе исследования, используются в курсах учебных дисциплин «Методы социально-экономического прогнозирования», «Моделирование социальных процессов» и «Эконометрика».

Указанные направления практического использования результатов диссертационного исследования подтверждены справками о внедрении.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты выполненного диссертационного исследования, изложены и получили одобрение на четвертой всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 10-летию Оренбургского государственного университета «Современные информационные технологии в науке, образовании и практике» (г. Оренбург, 2005 г.) — научно—технической конфе8 ренции с международным участием «Перспективные информационные технологии в научных исследованиях, проектировании и обучении (ПИТ — 2006)"-(г. Самара, 2006 г.) — международной научной конференции «Конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобализации» (г. Актюбинск, 2007 г.) — второй-международной конференции «Аналитические и численные методы моделирования естественнонаучных и социальных проблем» (г. Пенза, 2007 г.).

Публикации., По теме диссертационного исследования опубликовано одиннадцать научных статей общим объемом 3,8 п.л., в том числе 3,4 п.л. авторадве статьи-в журналах, рекомендованных ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация общим объемом 157 страницы состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованных источников в количестве 147 наименований, включает 41 таблицу, 25 рисунков, и 9 приложений.

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

1. Продовольственная безопасность, в основе которой обеспечение спроса на зерно и хлебобулочную продукцию является важнейшей составной' частью национальной безопасности страны. Угрозы продовольственной безопасности, обостренные финансовым кризисом, сопровождаемые снижением объемов производства сельскохозяйственной продукции, падением, уровня жизни, ростом масштабов бедности, ростом безработицы, расслоением населения по уровню доходов, изменившие структуру потреблениям сторону увеличения доли хлебобулочной продукции в рационе питания большинства населения, требуют совершенствования, методики комплексного статистического анализа и проведения мониторинга потребительских цен на хлебобулочную продукцию.

2. Статистические исследования в области ценообразованияна хлебобулочную продукцию в основном сфокусированы на вопросах прогнозирования цен хлебобулочных изделий с помощью одномерных временных рядов. В то время как изучены закономерности ценообразования с учетом воздействия множества факторов и характера их влияния во времени и пространстве, позволят дать полное, всестороннее представление о процессе формирования цен на хлебобулочную продукцию.

3. Для обеспечения комплексности статистического исследования и мониторинга потребительских цен на рынке хлебобулочной продукции с учетом их неоднородности во времени и пространстве рекомендуется использовать систему статистических показателей, позволяющую совместить основные задачи статистического анализа потребительских цен с направлениями ценовых исследований субъектов рынка, включающую, во-первых, характеристики рыночных закономерностей цен рынка хлебобулочной продукции, во-вторых, показатели, описывающие влияние цен на уровень жизни, в-третьих, показатели, характеризующие реакцию покупателей на изменение цен. Поскольку существует большое количество разнородных данных о состоянии и поведение цен на рынке хлебопродуктов, то возможно использование не только абсолютных, но и относительных показателей, характеризующих структуру потребительских цена также их динамические сдвиги и территориальные различия. Предлагаемые показатели в. целом дают достаточно объективное представление О’состоянии и поведении цен на рынке хлебопродуктов, и позволяют провести всесторонний и полный анализ ценовой ситуации на рынке в регионе, городе.

3. Проведенный статистический анализ состояния и развития рынка хлебобулочной продукции Оренбургской области, позволяет отметить, что сохраняется нестабильная ситуация на рынке, сокращается производство хлебобулочной продукции. При этом оборот оренбургского рынка хлебобулочных изделий составил 2618,6 млн руб. К основным причинам сокращения емкости рынка хлеба и хлебобулочных изделий следует отнести не только изменения в структуре потребленияно’и происходящие изменения в демографической" среде. Динамика цен на различные виды хлебобулочных изделий за период с января 2002 г. по октябрь 2009 г. имела сложный характер, сохраняя общую тенденцию к повышению. Цены на различные сорта хлеба были подвержены изменениям как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, при этом в целом, динамика цен на хлебобулочную продукцию в значительной мере определялась изменением цен на рынке зерна.

4. Анализ структурно-динамических характеристик временных рядов цен на различные виды хлебобулочной продукции позволил выбрать наиболее адекватную модель для прогнозирования цен, учитывающую тип ряда, способ сведения к стационарному и наличие цикличности.

5. Методами нетрадиционного корреляционного анализа обоснован выбор факторов, оказывающих влияние на цены основных составляющих хлебобулочного производства, выявлен характер их влияния во времени и пространстве, степень и направление взаимосвязей. Так, между ценами на хлеб всех видов и ценой на муку существует сильная положительная корреляционная связь, между ценами на хлеб и ценами на бензин — умеренная положительная, а между ценами на хлеб и ценами на зерно пшеницы и ржи — слабая положительная связь. С появлением лага связь между ценами на хлеб всех сортов и ценами на.

143 энергоносители (бензин, электроэнергия) уменьшилась, а связь с ценами на муку, зерно пшеницы и ржи предшествующего периода увеличилась, что, по-видимому, означает использование ресурсов предшествующего периода для изготовления продукции. При дальнейшем увеличении лага (2, 3, 4, .) значительных коэффициентов связи не наблюдается.

6. Поскольку процессы ценообразования протекают под влиянием множества факторов как эндогенного, так и экзогенного типа, то с учетом результатов нетрадиционного корреляционного анализа моделирование цен на пшеничный и ржано-пшеничный хлеб как основных составляющих хлебобулочного производства проведено в форме системы одновременных уравнений, что позволило осуществить их сценарное прогнозирование.

7. Информация о поддающихся учету и измерению показателях, влияющих на процесс ценообразования хлебобулочной продукции характеризуется как временной, так и пространственной неоднородностью. Для ее учета осуществлено моделирование цен в форме модели регрессии на панельных данных, позволяющей осуществить прогнозирование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. С. Ценообразование в рыночной экономике : учебник / М. С. Абрютина. -М.: Дело и Сервис, 2002. 315 с.
  2. , С. Методология проведения опросов в рамках выборочных обследований товарных рынков в переходной экономике / С. Авдашева, Е. Поповская // Вопросы статистики. 1997. — № 4. — С. 36−46.
  3. , Т. Н. Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее изменения / Т. Н. Агапова. М.: Финансы и статистика, 1996. — 98 с.
  4. , С. А. Эконометрическое моделирование : учеб. пособие для вузов / С. А. Айвазян, С. О. Колесников. М.: МЭСИ, 2002. — Вып. 1. Уровень бедности и дифференциация по расходам населения России. —32 с.
  5. , С. А. Прикладная статистика и основы эконометрики : учебник для ВУЗов / С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян. М.: ЮНИТИ, 1998. — 1022 с.
  6. , Н. В. Об основных аспектах формирования продовольственного рынка в преддверии объединения Красноярского края / Н. В. Алексеев, С. И. Березовская, Г. В. Дерябина // Вопросы статистики. 2005. — № 11. -С. 71−77.
  7. Аналитическая группа «СтатЭксперт» Электронный ресурс.: статистический анализ эмпирических исследований. [Россия], 2008. — Режим доступа: http://www.statanalyse.org/. — Дата обращения: 12.10.2010.
  8. , В. Н. Анализ временных рядов и прогнозирование / В. Н. Афанасьев, М. М. Юзбашев. М.: Финансы и статистика, 2001. — 228 с.
  9. Ю.Афанасьев, В. Н. Статистические методы прогнозирования в экономике: учеб.-метод. пособие / В. Н. Афанасьев, Т. В. Лебедева. М.: Финансы и статистика, 2009. — 180 с.
  10. Н.Балаш, В. А. Модели линейной регрессии для панельных данных: учеб. пособие для вузов / В. А. Балаш, О. С. Балаш. М.: Эксмо, 2002. — 65 с.
  11. , Т. Н. О выборе формулы средней для оценьси уровня жизни населения / Т. Н. Белова // Вопросы статистики. 2006. — № 2. — С. 39−42.
  12. , И. К. Маркетинговое исследование : учеб. пособие / И. К. Беляевский. М.: МЭСИ, 2004. — 415 с.
  13. , И. К. Региональный анализ потребительского рынка (опыт и методы статистического исследования / И. К. Беляевский // Вопросы статистики.2005.-№ 9.-С. 16−26.
  14. , И. К. Статистика товарного рынка: оценки, рыночной конъюнктуры / И. К. Беляевский // Вопросы статистики. 1997. — № 4. — С. 20−25.
  15. , И. К. Региональный анализ динамического развития потребительского рынка / И. К. Беляевский // Вопросы статистики. 2006. -№ 1.-С. 23−33.
  16. , И. К. Социальная дифференциация цен: статистические оценки и анализ / И. К. Беляевский // Вопросы статистики. 2005. — № 2. -С. 15−24.
  17. , И. К. .Пропорции потребительского рынка: статистический и маркетинговый анализ / И. К. Беляевский, М. В. Маркова // Вопросы статистики.2006.-№ И.-С. 3−13.
  18. , И. С. Маркетинговый анализ. Принципы и практика. Российский опыт / И. С. Березин. М.: ЭКСМО, 2002. — 400 с.
  19. , Э. Практика эконометрики: классика и современность: учебник для студентов вузов: пер. с англ. / Э. Р. Берндт — под ред. проф. С. А. Айвазяна. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 863 с.
  20. , В. П. STATISTICA Статистический анализ и обработка данных в среде Windows / В. П. Боровиков, И. П. Боровиков. — 2-изд. стер. — М.: Филинъ, 1998.-344 с.
  21. , В. П. Прогнозирование в системе STATISTICA в. среде Windows. Основы теории и интенсивная практика на компьютере.-: учеб. пособие / В: П. Боровиков, Г. И. Ивченко. -М.: Финансы и статистика,.1999: 384 с.
  22. , К. Г. Современное состояние агропродовольственной продукции в, СНГ, причины стагнации и перспективы направления роста / К. Г. Бородин // Вопросы статистики. 2005: — № 4. — С. 46−52.
  23. , Л. И. Роль статистических методов в реализации- этапов маркетинговых исследований / JI. И. Буницева // Вопросы статистики. 2006. -№ 10.-С. 40−49.
  24. , Е. С. Теория вероятностей : учеб. для вузов / Е. С. Венцтель. -7-е изд. стер. -М.: Высш. шк., 2001. 575 с.
  25. , С. М. Экономические основы совершенствования территориально отраслевой структуры продовольственного рынка : на примере Новосибирской области: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / С. М. Головатюк. -Новосибирск, 1999. 199 с.
  26. Города и районы Оренбургской области: стат. сб. / Территориальный орган Федер. службы гос. статистики по Оренбург, обл. Оренбург: Б. и., 2007. -275 с.
  27. , И. Основные направления развития статистики цен и финансов / И. Горячева // Вопросы статистики. 1998. — № 1. — С. 36−37.
  28. , И. Применяемые методы статистического наблюдения за уровнем и изменением цен на товары и услуги в Российской- Федерации / И. Горячева // Вопросы статистики. — 1999. — № 11. С. 33−35!
  29. , Г. JI. Статистические ряды в экономико-географических исследованиях (теоретические и методологические аспекты) / Г. JI. Громыко. М.: МГУ, 1974.-264 с.
  30. , Л. Р. Нетрадиционный корреляционный анализ факторов, влияющих на цену хлебобулочной-продукции / Л. Р. Давлетшина, О. В. Буреш // Вестник экономической интеграции. — 2009. № 9−10. — С. 48−55.
  31. , Л. Р. Систематизация направлений анализа потребительских цен на рынке хлебобулочной продукции // Формирование рыночного хозяйства: теория и практика: сб. науч. ст. — Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. Вып. IX. — С. 416−426.
  32. Л. Р. Статистические особенности исследования цен на рынке хлебобулочной продукции / Л. Р. Давлетшина, О. В. Буреш // Экономические науки. -2010. -№ 3. С. 113−115.
  33. , Л.А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы и практика: учеб. пособие / Л. А. Давченок, А. Г. Иванова. М.: ЭКСМО, 2006. -426 с.
  34. , Л. А. Маркетинг цен : учеб. пособие / Л. А. Данченок. М.: ЭКСМО, 1999.-266 с.
  35. , Т. Д. Исследование рынка хлеба и хлебобулочных изделий Самарской области / Т. Д. Дегтярева // Актуальные проблемы регионального148развития // Межвуз. сб. науч. тр. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. — Вып. 2. -С. 50−56.
  36. , Т. Д. Маркетинговые исследования на рынке товаров промышленных услуг : монография. / Т. Д. Дегтярева, О. В. Пашкина. -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. 145 с.
  37. , Дж. Эконометрические методы / Дж. Джонстон. М.: Статистика, 1980. — 444 с.
  38. , Э. Дж. Рынок: микроэкономическая модель / Э. Дж. Долан, Д. Е. Линдсей — пер. с англ. В. Лукашевича и др. — под ред. Б. Лисовина и В. Лукашевича. СПб.: Автокомп, 1992. — 496 с.
  39. Домашние хозяйства Оренбуржья в 2007 г. (по данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств): стат. сб. / Террито-риальный орган Федер. службы гос. статистики по Оренбург, обл. Оренбург: Б. и., 2008 — 85 с.
  40. , В. В. Эконометрика : учебник / В. В. Домбровский. М.: Нов. учебник, 2004. — 342 с.
  41. , К. Введение в эконометрику : пер. с англ. / К. Доугерти. М.: ИНФРА-М, 1999. — 402 с.
  42. , А. М. Многомерные статистические методы и основы эконометрики : учеб.-практ. пособие / А. М. Дубров, В. С. Мхитарян, Л. И. Трошин. М.: Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 1998. -107 с.
  43. , Т. А. Статистические методы прогнозирования / Т. А. Дуброва. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 312 с.
  44. , Т. А. Методологические вопросы прогнозирования производства важнейших видов промышленной продукции / Т. А. Дуброва // Вопросы статистики. 2004. — № 1. — С. 52−57.
  45. Н. Цены и ценообразование : учеб. пособие / Н. Желтякова, Г. Маховикова, Н. Пузыня. СПб.: Питер, 1999. — 186 с.
  46. , О. О. Математические методы в экономике : учебник / О. О. Замков, А. В. Толстопятенко, Ю. Н. Черемных. 4-е изд. стер. — М.: Дело, 2001.-368 с.
  47. , Т. А. Воздействие благоприятной конъюнктуры мировых товарных рынков на внешнеэкономический сектор экономки- / Т. А. Кабанова', О. В. Концевич, К. В. Швандар // Вопросы статистики. 2004. — № 4. — С. 10−18.
  48. , Г. Г. Анализ временных рядов / Г. Г. Канторович // Экономический журнал ВШЭ. 2002. — № 2. — С. 251−273.
  49. , Г. Г. Анализ временных рядов / Г. Г. Канторович // Экономический журнал ВШЭ. 2002. — № 4. — С. 498−523.
  50. , Г. Г. Анализ временных рядов / Г. Г. Канторович // Экономический журнал ВШЭ. 2003. — № 5. — С. 79−103.
  51. , Г. Г. Анализ временных рядов / Г. Г. Канторович // Экономический журнал ВШЭ. 2002. — № 1. — С. 85−116.
  52. , М. Статистические методы исследования структуры цен : пер. с польск. / М. Кендельский. М.: Статистика, 1976. — 144 с.
  53. , Л. П. Сельскохозяйственный товаропроизводитель: оценка текущих изменений, пути экономического развития / Л. П. Козлов // Вопросы статистики. 2005. — № 2. — С. 71−76.
  54. , С. О. Прикладной эконометрический анализ в статистическом пакете 81л1л/ С. О. Колеников. -М.: Рос. экон. шк., 2003. — 126 с.
  55. Количественные методы в экономических исследованиях: учебник для вузов / под ред. М. В. Грачевой, Л. Н. Фадеевой, Ю. Н. Черемных. М.: ЮНИТИ1. ДАНА, 2004.-791 с.
  56. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. — М.: Ростингер, 1996.704 с.
  57. , В. М. О необходимости совершенствования статистических наблюдений системы потребительской кооперации / В.4 М. Красилов, Л. А-. Мочалова // Вопросы статистики. 2004. — № 6. — С. 84−85.
  58. , Н. Ш. Эконометрика : учеб. для вузов / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко. -М.: ЮНИТИ-ДАНА- 2003. 311 с.
  59. , Е. И. Эконометрия / Е. И. Кулинич. М.: Финансы и статистика, 1999. — 304 с.
  60. Курс социально-экономической статистики: учебник для вузов / под ред. проф. М. Г. Назарова. -М.: Финстатинформ: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 771 с.
  61. , Т. Н. Регулирование продовольственного рынка региона / Т. Н. Лихачева // Продовольственный рынок России: кооперация и сотрудничество: материалы Междунар. форума (Москва, 9−10 октября- 2000 г.). М.: Росинформагротех, 2000. — С. 178.
  62. , Ю. П. Адаптивные методы краткосрочного прогнозирования временных рядов : учеб. пособие / Ю. П. Лукашин. М'.: Финансы и статистика, 2003.-416 с.
  63. , К. Р. Экономикс : принципы, проблемы и политика: пер. с англ. В 2 т. М.: Республика, 1995. — Т. 1. — 400 с.
  64. Макроэкономическая, статистика / В. Н. Салин, В. Г. Медведев, С. И: Кудряшова, Е. П. Шпаковская. М.: Дело, 2000. — 289 с.
  65. , Г. Г. Современные проблемы нелинейной динамики / Е. Г. Малинецкий, А. Б. Потапов: М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 336 с. 80.*Мардас, А. Н. Эконометрика / А. Н. Мардас. СПб.: Питер, 2001. — 144с.
  66. , К. О- развитии статистики* рыночной конъюнктуры / К. Маршава, В. Симчера // Вестник статистики. 1998. — № 1. — С. 21−25.
  67. Микроэкономика: учебник / В. М. Гальперин, П. И. Гребенников, А. И. Леусский, Л. С. Тарасевич. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. — 719 с.
  68. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Электронный ресурс.: офиц. интернет-портал. М., 2003. — Режим доступа: http://mcx.rn/. — Дата обращения 22.10.2010.
  69. Многомерный статистический анализ в экономике: учеб. пособие для ВУЗов / под ред. В. Н. Тамашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 598 с.
  70. , В. Г. Теория экономического прогнозирования : учеб. пособие / В. Г. Нанивская, И. В. Андронова. Тюмень: ТюмГНГУ, 2000. — 98 с.
  71. , С. Р. Социально-экономическая статистика / С. Р. Нестерович. Минск: Б. и., 2000. — 224 с.
  72. Областной статистический ежегодник. 2008-: стат. сб. / Территориальный ' орган Федер. службы гос. статистики по Оренбург, обл. — Оренбург: Б. и., 2008.: 527 с.
  73. Официальная Россия Электронный ресурс.: сервер органовгосударственной власти Российской Федерации. М., 1998. — Режим1 доступа: http://www.gov.ru. — Дата обращенияТ2.10.2010.
  74. , Т. Грузите ботинки с процентами Электронный, ресурс. / Т. Панина // Российская газета: федер. вып. 2005. — 27 янв. (№ 3683). — Режим-доступа: http://www.rg.ru/2005/01/27/ potrebkorzina.html. — Дата' обращения 12.10.2010.
  75. , Т. О потребительской корзине Электронный ресурс. / Т. Панина // Российская газета: федер: вып. 2005. — 27 янв. (№ 3683). — Режим доступа: http://www.rg.i-u/2005/01/27/ potrebkorzina.html. — Дата обращения 12.10.2010.
  76. , Е. А. Развитие продовольственного рынка хлеба и хлебобулочных изделий: на материалах. Ставропольского края автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. А. Пигунова. Ставрополь, 2007. — 24 с.
  77. , Е. В. Порядок проведения анализа и- оценки- состояния', конкурентной среды на товарных рынках: возможности использования статистических данных / Е. В. Поповская, Т. А. Алимона, Е. В. Луковкина // Вопросы статистики. 2005. — № 5. — С. 3−9.
  78. Президент России Электронный ресурс.: [офиц. сайт] / Администрация Президента России. [М., 2000]. — Режим доступа: http:// kremlin.ru. — Дата обращения 12.10.2010.
  79. , В. А. Статистические методы анализа социально-экономического развития административно-территориальных образований
  80. В.А. Прокофьев, В. А. Динес, Н. Б. Телятников. — Саратов: Саратов, гос. соц.-экон. ун-т, 2008. 288 с.
  81. , В. Г. Об урожайности хлебов в России / В. Г. Растянникова, И. В. Дерюгина // Вопросы статистики. 2004. — № 5. — С. 47- 66.
  82. Региональная статистика: учебник / под ред. В. М. Рябцева, Г. И. Чудилина. М.: МИД, 2001. — 380 с.
  83. , А. Г. Математические методы моделирования" социально-экономических процессов (региональный аспект) / А. Г. Реннер, О. И. Бантикова, О. С. Бравичева, О. И. Стебунова, Л. М. Туктамышева. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2008.-182 с.
  84. Ряузов, К Н. Статистика торговли / Н. Н. Ряузов, Н. П. Тительбаум. -М.: Статистика, 1976. — 311 с.
  85. , Б. Т. Экономическая статистика : учеб.-метод. пособие / Б. Т. Рябушкин — под ред. Ю. М. Петрова. М.: Рос. таможенная акад., 1999. — 198. с.
  86. , Дж. Д. Макроэкономика. Глобальный подход: пер. с англ. / Дж.Д. Сакс, Ф. Д. Ларенн. -М.: Дело, 1999. 848 с.
  87. Сельское хозяйство, охота и лесоводство Оренбургской области. 2007: стат. сб. / Территориальный орган Федер. службы гос. статистики по Оренбург, обл. Оренбург, 2007. — 87 с.
  88. , А. Ф. Индикативное планирование в сельском, хозяйстве /
  89. A.Ф. Серков. -М.: Информагробизнес, 1996. 161 с.
  90. , В. А. Статистический анализ структуры социально-экономических процессов и явлений : учеб. пособие / В. А. Сивелькин,
  91. B.Е. Кузнецова. Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2003. — 102 с.
  92. , Т. А. Цены и ценообразование : учеб. пособие / Т. А. Слепнева, Е. В. Яркин. М.: ИНФРА-М, 2001. — 278 с.
  93. , А. Н. Моделирование динамики и прогнозирование цены154отдельного вида продукции / А. Н. Сотников // Вопросы статистики. 2002. -№ 6.-С. 76−79.
  94. Социальная статистика: учебник / под ред. И. И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 2001. — 480 с.
  95. Социальная статистика: учеб. пособие / под ред. М. Р. Ефимовой. -М.: Финансы и статистика, 2003. 560 с.
  96. Статистика товаров и услуг: учебник / И. К. Беляевский, Г. Д. Кулагина, А. В. Коротков и др. / под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997. — 432 с.
  97. Статистика: курс лекций./ под ред. В. Г. Ионина. Новороссийск: Изд-во НГАЭиУ, 1996. — 310 с.
  98. , С. Г. Статистика цен / С. Г. Столяров. М.: Статистика, 1969.-358 с.
  99. , А. Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений, А А. Е. Суринов. Финансы и статистика, 2002. — 432 с.
  100. Теория статистики: учеб. для студентов экон. специальностей вузов / под ред. Г. JI. Громыко. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 476 с.
  101. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области Электронный ресурс.: [офиц. сайт]. -Оренбург, 2000. Режим доступа: http://orenstat.gks.ru/ default.aspx. — Дата обращения 12.10.2010.
  102. , Н. П. Эконометрика : учебник / Н. П. Тихомиров, Е. Ю. Дорохина. М.: Экзамен, 2003. — 512 с.
  103. ФГУ «Специализированный центр учета в АПК» Электронный ресурс.: офиц. интернет-портал. М., 2010. — Режим доступа: http://www.cri.mcx.ru/. — Дата обращения 12.10.2010.
  104. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации Электронный ресурс.: [офиц. сайт]. — М., 1999. — Режим доступа: http://www.gks.ru. Дата обращения 12.10.2010.
  105. , С. Экономика : пер. с англ. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М.: Дело, 1999. — 964 с.
  106. , JI. Э. Математическое моделирование в экономике : учеб. пособие / Л. Э. Хазанова. М.: БЭК, 1998. — 141 с.
  107. , Г. И. Альтернативная оценка финансово-экономических показателей розничной торговли / Г. И. Ханин, Д. А. Фомин // Вопросы статистики., — 2005. № 2 — С. 23−33.
  108. Хачатрян* С. Р. Прикладные методы математического моделирования экономических систем: науч.-метод. пособие / С. Р. Хачатрян. — М.: Экзамен, 2002.-192 с.
  109. Цены и ценообразование / под ред. В. Е. Есипова. — СПб.: Питер, 2001.-464 с.
  110. , А. Н. Новый механизм формирования эффективности /
  111. A.Н. Цыгичко. -М'.: Экономика, 1990. 192 с.
  112. , Е. П. Математические методы обработки экспериментальных данных в экономике : учеб. пособие / Е. П. Чураков. М.: Финансы и статистика, 2004. — 240 с.
  113. Эконометрика / И. И. Елисеева и др. — М.: Финансы и статистика, 2003.-342 с.
  114. Эконометрика: начальный курс: учебник для ВУЗов / Я. Р. Магнус и др. М.: Дело, 2000. — 400 с.
  115. Эконометрика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф.
  116. B.C. Мхитаряна. М.: Проспект, 2009. — 384 с.
  117. Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2000. — 480 с.
  118. , Е. Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа / Е. Г. Ясин. -М.: Экономика, 1989. 319 с.
  119. Akaike, Н. Information theory and an extension of the maximum likelihood principle / H. Akaike // Second International Symposium on Information Theory / Eds.156
  120. В. N. Petrov andF. Csaki. Budapest: Akademiai Kiado, 1973. — P. 267−281.
  121. Akaike, H. Information measures and model selection / H. Akaike // Bulletin of the International Statistical-Institute: Proceedings of the 44th Session. 1983. -Vol. 1.-P. 277−290.
  122. Cross-sectional time-series regression Electronic resource. — Mode of access: http://www.stata.coin/capabilities/ xtreg.html. Reference date: 12.10.2010
  123. EViews 4.1 documentation Electronic resource. — Mode of access: http://www.eviews.com/eviews4/eviews4/EViews41PDF.zip — Reference date: 12.10.2010
  124. Exponenta.ru Электронный ресурс.: образовательный математический сайт. [Россия], 2000. — http://www. exponenta.ru/. — Дата обращения 12.10.2010.
  125. , Н. Н. Modern factor analysis / Н. Н. Harman. 3 rd. ed. -Chicago: The University of Chicago Press, 1967. — 322 p.
  126. Hoffman, D. L. Correspondence analysis: Graphical representation of categorical data in marketing research / D. L. Hoffman, G. R. Franke // Journal of Marketing Research. 1986. — Vol. 13. — P. 213−227.
  127. Hsiao, C. Analysis of Panel Data / C. Hsiao. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. — 366 p.
  128. Online Econometrics Textbook Electronic resource. Mode of access: http://www.xycoon.com/integrated statistics. htm — Reference date: 12.10.2010
  129. Operations management: Problems and models / by. Elwood S. Buffa. — 3 rd. ed. New York: Wiley, 1972. — 762 p.
  130. SAS/ETS User Guide Electronic resource., Mode of access: http://www. uwm.edu/IMT/ Computing/sasdoc8/sashtml/ets/index.htm. — Reference date: 12.10.2010
  131. StatSoft Электронный ресурс.: электронный учебник по статистике. -М.: StatSoft Russia, 2010. Режим доступа: http://www.stat sofl.ru/home/textbook/default.htm. — Дата обращения 12.10.2010.
  132. Zellner, A. East-squares: Simultaheous Estimation of Simultaneus Equations / A. Zellner, H. Theil. «Econometrica», 1962. 532 p.
Заполнить форму текущей работой