Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка и прогнозирование личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период адаптации к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определенный интерес при анализе проблемы представили у нас основные положения о личностных и субъектно-деятельностных характери-стиках, обусловливающих степень устойчивости к стрессу, среди которых: темпераментные свойства (A.B. Махнач и Ю. В. Бушов, В. И. Моросанова и Е.М. Ко-ноз), отдельные черты характера (Б.А. Вяткин, А.Б. Леонова), мотивационно-потребностная сфера (A.A. Реан A.A. Баранов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Стресс и психологическая теория его преодоления
    • 1. 2. Личностные ресурсы стресс-преодолевающего поведения
    • 1. 3. Обоснование направлений собственного исследования
  • Резюме по главе
  • ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация, общая характеристика и методика исследования
    • 2. 2. Психодиагностические методики исследования
    • 2. 3. Статистическая обработка данных
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕСУРСОВ СТРЕСС-ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Результаты оценки распределения сотрудников ГПС МЧС России по уровням адаптированности
    • 3. 2. Оценка личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения у сотрудников ГПС МЧС России с различным уровнем адаптированности
      • 3. 2. 1. Особенности стратегий стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России с различным уровнем адаптированности
      • 3. 2. 2. Результаты оценки «Я-концепции» сотрудников ГПС МЧС России по данным опросника Д. Оффера с различным уровнем адаптированности
      • 3. 2. 3. Особенности «Я-концепцни» сотрудников ГТ1С МЧС России с различным уровнем адаптированности по данным теста Т. Лири
    • 3. 3. Оценка феномена социальной поддержки и её субъективного восприятия на формирование копинг поведения сотрудников ГПС МЧС
  • России с различным уровнем адаптированности
    • 3. 4. Оценка локус контроля как личностного ресурса стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России с различным уровнем адаптированности
    • 3. 5. Результаты оценки аффилиации и эмпатии как личностно-средового ресурса копинг поведения у сотрудников ГПС МЧС России с различным уровнем адаптированности
    • 3. 6. Разработка и апробация психодиагностической модели прогноза личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период адаптации к профессиональной деятельности
    • 3. 7. Факторный анализ результатов психодиагностического обследования сотрудников ГПС МЧС России с различным уровнем адаптированности
  • Резюме по главе

Оценка и прогнозирование личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период адаптации к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Профессиональная деятельность специалистов экстремальных профессий характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов и предъявляет повышенные требования к стрессо-устойчивости и психологическим качествам личности, обеспечивающим стресс-преодолевающее (копинг) поведение и эффективность деятельности в экстремальных условиях [11, 14, 116, 144]. К специалистам подобного рода деятельности относят спасателей аварийно-спасательных формирований МЧС России, сотрудников ГПС МЧС России, сотрудников МВД России, военнослужащих спецподразделений [14].

За последние десятилетия в отечественной и зарубежной психологической науке проведено много исследований связанных со стресс-преодолевающим поведением специалистов различных профессий [13, 38, 47, 62, 70, 73, 90, 116, 122, 134]. При этом, из поля зрения исследователей исчезает понимание общих закономерностей формирования и прогнозирования стресс-преодолевающего поведения у специалистов в период их адаптации к профессиональной деятельности. В полной мере это относится и к сотрудникам ГПС МЧС России.

В теории стресс-преодолевающего поведения важное значение имеют механизмы преодоления стресса, определяющие развитие различных форм поведения, приводящих к адаптации или дезадаптации личности [1, 88−90, 113]. Для формирования стресс-преодолевающего поведения специалистов экстремальных профессий, необходимо выявление их личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость и умение противодействовать негативному влиянию стресс-факторов в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности, особенно в период адаптации [13].

Поэтому, важным научно-практическим направлением развития проблемы психологического прогнозирования является разработка на основе валидных психодиагностических тестов алгоритмов (решающих правил) прогноза стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период адаптации к профессиональной деятельности. Полученные данные могут быть использованы при организации и проведении мероприятий психологического сопровождения сотрудников МЧС России, а также мониторинга их психологического состояния и личностных ресурсов практическими психологами МЧС России.

Актуальность исследования обусловлена также и тем, что после окончания вуза значительная часть выпускников в первоначальный период профессиональной деятельности испытывает проблемы в адаптации к профессиональной деятельности, служебному коллективу, особенно если эта деятельность осуществляется в экстремальных условиях.

Таким образом, выявление личностных ресурсов и психологических резервов сотрудников ГПС МЧС в первоначальный период адаптации к профессиональной деятельности, разработка психодиагностических процедур прогнозирования стресс-преодолевающего поведения является одной из актуальных и нерешенных научно-практических задач психологии пожарной и промышленной безопасности.

Отсюда вытекает актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость.

Цель исследования состоит в оценке и прогнозировании личностно-средовых ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период их адаптации к профессиональной деятельности.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе результатов психодиагностического обследования выявить личностные ресурсы стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период их адаптации к профессиональной деятельности, на основе выявления стратегий стресс-преодолевающего поведения и особенностей «Я-концепции».

2. По данным психодиагностического обследования выявить личностно-средовые ресурсы стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС.

России в период их адаптации к профессиональной деятельности, на основе оценки значимости социальной поддержки, аффилиации и эмпатии и локус контроля.

3. Разработать на основе валидных стандартиризованных психодиагностических тестов алгоритм (решающее правило) прогноза стресс-преодолевающего сотрудников ГПС МЧС России в период их адаптации к профессиональной деятельности.

4. С помощью методов многомерного факторного анализа выявить психологические механизмы формирования стресс-преодолевающего поведения у сотрудников ГПС МЧС России с различным уровнем адаптированности к профессиональной деятельности.

Объект исследования: сотрудники ГПС МЧС России в период первых 3-х лет службы после окончания вуза.

Предмет исследования: личностно-средовые ресурсы копинг поведения, определяющие устойчивость к стрессу и профессиональную адаптацию сотрудников ГПС МЧС России.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что личностно-средовые ресурсы стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России являются комплексом их профессионально значимых качеств личности и существенным образом детерминируют их адаптацию к профессиональной деятельности. Мы предполагаем, что существуют общие, неспецифические компоненты стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России, к которым относятся: определенные стратегии стресс-преодолевающего поведения, «Я-концепция», характеристики восприятия социальной поддержки, аффилиации, эмпатии, локус контроля.

Методологическая основа диссертационного исследования представлена теоретическими положениями, разработанными в трудах: Анцуповой А. Я., Ашаниной E.H., Реана A.A., Лебедева И. Б., Рыбникова В. Ю., Човдыровой Г. С., Караяни А. Г., Корчемного П. А. и др. о признании стрессоустойчивости, одним из главных факторов профессиональной пригодности и успешности в высокой адаптированности к профессиональной деятельности.

При анализе проблемы стресспреодолевающего поведения мы обращались к работам отечественных и зарубежных психологов. В частности, были рассмотрены основные точки зрения на определение копинг поведения и стрессоустойчивости в интерпретации В. Э. Мильмана, В. Г. Норакидзе, JI.C. Славиной, B.JI. Марищук, O.A. Черниковой, R.B. Cattell, LP. Guilford, П. Фресс и др.

Определенный интерес при анализе проблемы представили у нас основные положения о личностных и субъектно-деятельностных характери-стиках, обусловливающих степень устойчивости к стрессу, среди которых: темпераментные свойства (A.B. Махнач и Ю. В. Бушов, В. И. Моросанова и Е.М. Ко-ноз), отдельные черты характера (Б.А. Вяткин, А.Б. Леонова), мотивационно-потребностная сфера (A.A. Реан A.A. Баранов, Т. Шибутани, Я. Рейковский), уровень тревожности (Л.Д. Гиссен, Н. Д. Левитов и др.), локус контроль (H.A. Сирота, В. М. Ялтонский, A.A. Реан), самооценка (S. Kobasa, A.K. Маркова, К. Левин и др.), интеллектуальный уровень личности (Р. Лазарус, И. Б. Лебедев, В.Л. Цветков), коммуникативный потенциал субъекта (Л.А. Китаев-Смык, Т. Рибо, А.Г. Маклаков).

Этапы исследования. Исследование проходило в три этапа с 2008 по 2013 годы. На первом этапе (2008;2010 г. г.) был осуществлен анализ теоретических предпосылок проблемы стрессоустойчивости специалистов экстремальных профессий на этапе профессионализации. На втором этапе (20 102 011 г. г.) разработана и реализована программа эмпирического исследовании. На третьем этапе (2011;2013г.г.) проводились обработка и интерпретация полученных данных, оформление публикаций и текста диссертации и автореферата.

Научная новизна исследования. Впервые на основе результатов эмпирического исследования выявлены личностно-средовые ресурсы и факторы стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период их адаптации к профессиональной деятельности. Показана значимость ассер-тивных, адаптивных стратегий стресс-преодолевающего поведения, характеристик «Я-концепции», восприятия социальной поддержки, аффилиации, эм-патии, локус контроля в детерминации различных уровней адаптированности сотрудников ГПС МЧС России к экстремальным условиям профессиональной деятельности и служебному коллективу после окончания вуза.

С помощью многомерного факторного анализа впервые выявлены психологические закономерности формирования копинг поведения у сотрудников ГПС МЧС России с различными уровнями адаптированности.

Установлено, что факторная структура личностно-средовых ресурсов сотрудников ГПС МЧС России с высоким уровнем адаптированности к профессиональной деятельности после окончания вуза характеризуется высокой степенью интегрированности, объединением переменных в 4 основных фактора («способность к волевой саморегуляции», «социальные ресурсы», «психологическая устойчивость и здоровье», «профессиональное саморазвитие» с суммарной дисперсией 87%.

Факторная структура личностно-средовых ресурсов сотрудников ГПС МЧС России с низким уровнем адаптированности к профессиональной деятельности характеризуется низкой степенью интегрированности, объединением переменных в 5 основных факторов («несформированные личностные ресурсы», «агрессивное и эгоистичное поведение», «ориентация на проблемы со здоровьем», «негативизм и асоциальная ориентация в деятельности», «личностная деформация» с суммарной дисперсией 81%.

На основе валидных стандартиризованных психодиагностических тестов впервые разработан алгоритм (решающее правило) прогноза стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в период адаптации к профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость работы. Полученные эмпирические данные и результаты их обобщения существенным образом расширяют современные представления о личностных ресурсах, детерминирующих уровень адаптированное&tradeсотрудников ГПС МЧС России к профессиональной деятельности.

Полученные новые данные о структуре и особенностях личностно-средовых ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России с различным уровнем адаптированности к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования. Полученные данные имеют большую практическую ценность для разработки и реализации программ социально-психологической адаптации сотрудников ГПС — выпускников вузов МЧС России в первоначальный период профессиональной деятельности и мониторинга их личностно-средовых ресурсов как основы стресс-преодолевающего поведения и профессионализации специалистов экстремального профиля деятельности.

Данные, полученные в исследовании могут быть использованы для оценки и прогноза стресс-преодолевающего поведения и уровня адаптированности сотрудников МЧС России в первоначальный период их профессиональной деятельности.

Результаты исследования целесообразно использовать при подготовке, повышении квалификации и переподготовке практических психологов системы МЧС России, а также психологов кризисных центров и служб.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением валидных психодиагностических методик, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании 269 сотрудников ГПС МЧС России в первоначальный период их профессиональной деятельности после окончания вуза.

Обоснованность и достоверность полученных результатов также обеспечивались реализацией в исследовании фундаментальных принципов психологии: детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельностиприменением стандартизированных психодиагностических методик, адекватных конкретным задачам исследования и проверенных на надежность и ва-лидностьвозможностью повторного проведения конкретных исследований на различных репрезентативных выборках.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологические механизмы стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС России в первоначальный период их адаптации к профессиональной деятельности определяются личностно-средовыми ресурсами: ассертивные, адаптивные стратегии стресс-преодолевающего поведения, характеристики «Я-концепции», восприятия социальной поддержки, аффилиации, эмпатии, локус контроля. Эти ресурсы детерминируют различные уровни адаптированности сотрудников ГПС МЧС России к экстремальным условиям профессиональной деятельности на начальных этапах профессионализации.

2. Факторная структура личностно-средовых ресурсов сотрудников ГПС МЧС России с высоким уровнем адаптированности к профессиональной деятельности после окончания вуза характеризуется высокой степенью интегрированности, объединением переменных в 4 основных фактора («способность к волевой саморегуляции», «социальные ресурсы», «психологическая устойчивость и здоровье», «профессиональное саморазвитие») с суммарной дисперсией 87%. Факторная структура личностно-средовых ресурсов сотрудников ГПС МЧС России с низким уровнем адаптированности к профессиональной деятельности характеризуется низкой степенью интегрированности, объединением переменных в 5 основных факторов («несформированные личностные ресурсы», «агрессивное и эгоистичное поведение», «ориентация на проблемы со здоровьем», «негативизм и асоциальная ориентация в деятельности», «личностная деформация») с суммарной дисперсией 81%.

3. Разработанный с помощью многомерного регрессионного анализа на основе валидных психологических тестов психодиагностический алгоритм позволяет с высокой точностью и достоверностью прогнозировать уровень адаптированно-сти сотрудников ГПС МЧС России в период их адаптации к профессиональной деятельности.

Личный вклад автора. Автором осуществлен теоретический анализ научно-литературных данных, планирование исследования, организован и с его личным участием проведен сбор исходных данных. Анализ, интерпретация, изложение полученных данных, формулирование выводов и рекомендаций выполнены автором лично.

Публикации и апробация работы. По теме диссертации опубликовано 11 научных работ, среди которых 2 статьи в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, учебно-методическое пособие и методические указания.

Результаты работы апробированы на международных научно-практических конференциях «Актуальные психолого-педагогические и медико-социальные проблемы социума и безопасности жизнедеятельности» (СПб., 2011), «Проблемы конфиденциальности в деловых отношениях» (Москва, 2011), научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Никифоровские чтения-2012: Передовые отечественные и зарубежные медицинские технологии» (СПб., 2012), заседаниях и семинарах кафедры психологии АНОО ВПО «Институт экономики бизнеса» (Москва, 2010, 2011, 2013).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс и практическую работу ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», АНОО ВПО «Институт экономики бизнеса».

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Материал диссертации изложен на 180 страницах.

4. Результаты исследования целесообразно использовать для оценки и прогноза стресс-преодолевающего поведения и уровня адаптированности сотрудников МЧС России в первоначальный период их профессиональной деятельности после окончания вуза, в том числе при анализе причин увольнения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для оценки личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения и прогноза уровня адаптированности сотрудников ГПС МЧС России в первоначальный период их профессиональной адаптации после окончания вуза целесообразно использовать следующий комплекс методик: опросник SACS «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл, 1994), опросники Д. Оффера (Д. Оффер, 1980), Т. Лири (Т. Лири — вариант Л. Н. Собчик, 1972), «Многомерная шкала восприятия социальной поддержки» Д. Зимета (Д. Зимет, 1988), УСК — уровень субъективного контроля (разработан на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера и опубликован Е. Ф. Бажиным в соавторстве в 1984 году.), методика «Шкала эмоционального отклика» (А. Меграбян, Н. Эпштейн, адаптация Ю. А. Менджерицкой, 1998).

2. В курс лекций по начальной психологической подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации психологов для системы МЧС России следует включить раздел, посвященный особенностям стресс-преодолевающего поведения и его связи с уровнем адаптированности к профессиональной деятельности.

3. При проведении мероприятий психологической коррекции и реабилитации сотрудников ГПС МЧС России рекомендовано особое внимание психологов ориен-тировать на формирование активных адаптивных стратегий стресс-преодолеваю-щего поведения, коррекцию восприятия социальной поддержки и стимулирование развития функций эмпатии и аффилиации и других копинг ресурсов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Издательство «Речь», 2004. 342 с.
  2. И.Р. Антиципационная состоятельность в структуру совладаю-щего поведения (в норме и при психосоматических и невротических расстройствах): Автореф. дисс. канд. психол. наук. Казань, 2007. — 24 с.
  3. Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Зевс. — 1997. — 570с.
  4. A.A. Клинические основы групповой психотерапии при неврозах: автореферат диссертации. доктора медицинских наук. Санкт-Петербург, 1992. — 46 с.
  5. С.С. Концепция и принципы медико-психологического сопровождения профессиональной деятельности спасателей МЧС России / С. С. Алексанин // Вестник психотерапии. 2006.-№ 19 (24). — С.8−20.
  6. А.Г., Ратинов А. Р. Мультидисциплинарное исследование агрессивного и аутоагрессивного типа личности. // Комплексные исследования в суицидологии. М., 1996 г. — С.26 — 44.
  7. .Г. Избранные психологические труды, т. 1,2. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007.
  8. А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении / Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-752 с.
  9. A.B. Защитно-совладающее поведение как фактор профессионального здоровья педагогов общеобразовательных школ: автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль. — 2010. — 25с.
  10. П.Артамонов B.C. (ред.) Актуальные проблемы пожарной безопасности.
  11. СПб.: СПб. Ун-т ГПС МЧС России, 2011.- 240с.
  12. E.H. Стресс-преодолевающее (копинг) поведение сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России / E.H. Ашанина // Мед.-биол. и соц.-психол. пробл. безопасности в чрезв. ситуациях.-2007. № 2. — С. 54−57.
  13. E.H., Рыбников В. Ю. Теория и практика психодиагностики копинг поведения // Монография. СПб.: Ладога, 2011. — 234 с.
  14. В.А., Малкова Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица. // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С.121−133.
  15. М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. М., 2008. -544 с.
  16. O.JI. Диагностика профессиональной психологической пригодности курсантов к деятельности по противопожарной защите и спасательным работам: Дис.. канд. психол. наук. М., 2003. — 184 с.
  17. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1998.-270 с.
  18. В.М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921.
  19. В.А. Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. М.: ПЕР СЭ, Логос, 2007. — 856 с.
  20. В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 528 с.
  21. В.А. Психология профессиональной деятельности: Теоретические и практические проблемы. Ин-т психологии РАН., 2006. — 623 с.
  22. A.M. Влияние локус контроля над деятельностью на устойчивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях (на примерах компьютеризации деятельности). Дисс. канд. психол. наук, М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998, 175 с.
  23. Боровиков В.Н. STATISTICA. Искусство анализа данных на компьютере. СПб.: Питер, 2003. — 688 е.: ил.
  24. A.B. Психологические особенности копинг поведения сотрудников ГПС МЧС России: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2005. — 180 с.
  25. B.JI. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2010. — 608 с.
  26. Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, МГППУ, 2003. — 240 с.
  27. Л.И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля / Л. И. Вассерман, О. Ф. Ерышев, Е. Б. Клубова // С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. СПб., 2005. -50 с.
  28. JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. — 670 с.
  29. .М. Когнитивная наука. Основы психологии познания (комплект из 2 книг). М.: Академия, Смысл, 2006. — 880 с.
  30. В.К. Психология эмоций. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2008. -496 с.
  31. В.А. Интегративные механизмы формирования профессионального стресса у врачей / В. А. Винокур, О. В. Рыбина. // Интегративная медицина. Материалы II национального конгресса. СПб, 2005 С.36−39.
  32. Ю.Л. (ред.) Обеспечение пожарной безопасности на территории РФ. М.: ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2006.- 462с.
  33. И.И., Захаров А. Е., Лаврук П. П. Безопасность жизнедеятельности: тексты лекций. СПб., 2010 — 268 с.
  34. Государственная противопожарная служба // MCHS.GOV.RU. URL: http://www.mchs.gov.ru/rc/powers/?rcid=northwest&SECTIONID=376 (дата обращения: 13.08.2012).
  35. Государственный пожарный надзор (ГПН) // POZHPROEKT.RU. 2008. 4 сент. URL: http ://pozhproekt.ru/enciklopediya/gosudarstvennyj -pozharnyj -nadzor-gpn (дата обращения: 12.10.2011).
  36. P.M. Психологическая защита. СПб.: Речь, 2007. — 476 с.
  37. P.M. Эмоции и стресс. Элементы практической психологии. СПб.: Смысл, 2000.- С.100−140.
  38. P.M., Никольская И. М. Защита личности (психологические механизмы). СПб.: Знание, 1999. — 352 с.
  39. Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05. Кострома, 2005. 25 с.
  40. Т.А. Формирование копинг-поведения у учителей средних школ и его роль в профилактике психогенных расстройств у школьников. -Автореф. дисс.. канд.психол.наук.-СПб.-1997.-27с.
  41. Л.И. Ответственность как личностный копинг-ресурс в ситуации одиночества / Л. И. Дементий // Практическая психология и логопедия. -2004.-№ 1.-С. 21−26.
  42. A.A., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. Психолого-акмеологические основы. М.: МААН, 1998, — 178с.
  43. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников ГПС МВД России: Методическое пособие, 2-е издание. М., 2001.- 168 с.
  44. В.И. Эмоциональные состояния в экстремальных условиях деятельности и их коррекция / В. И. Евдокимов // Вестн. психотерапии. 2008. -№ 26(31).-С. 56−66.
  45. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Учебное пособие. М., 1998. — 186 с.
  46. С.А. Самосознание как фактор успешности деятельности сотрудников силовых федеральных ведомств, обеспечивающих национальную безопасность России / С. А. Иванов, В. Ю. Рыбников, Т. И. Марченко // Вестник психотерапии. 2007. — № 22 (27).
  47. Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
  48. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. — 312 с, ил.
  49. И.Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел и его психопрофилактика: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2011.-209 с.
  50. И.Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей / И.Ю. Кобозев// Вестник психотерапии. -2011. № 37 (42). — С. 92−100.
  51. Л.В. Функциональное состояние вегетативной нервной системы у спасателей МЧС России, автореф. дис.. канд. мед. наук: ВЦЭРМ МЧС России. СПб., 2004. — 24 с.
  52. К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС, Минюста России. -Москва, 2002.
  53. Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания: Монография / Г. С. Корытова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2005.-292 с.
  54. Г. С. Защитно-совладающее поведение субъекта в профессиональной педагогической деятельности: Дисс. .док. псих, наук: ГОУ ВПО «Бурятский Государственный университет». Иркутск, 2007. — 507 с.
  55. Г. С. Методы и приемы совладания с профессиональным стрессом: Учебное пособие / Г. С. Корытова. Улан-Удэ: Изд-во Бурят, гос. ун-та, 2006.- 120 с.
  56. A.A. (ред.) Психология. Учебник.-М.:Проспект, 1999. 584с.
  57. Т.Л. Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совпадающего поведения / Т. Л. Крюкова // Вопр. психол. 2005. — № 1. — С. 18−28.
  58. Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис.. д-ра психол. наук. Кострома, 2005. — 473 с.
  59. Г. Н. Особенности психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы ОВД к деятельности в условиях с риском для жизни : Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб, 2008. — 28 с.
  60. Д.В., Ашанина E.H. Выраженность и особенности дезадаптив-ных нервно-психических состояний у сотрудников ГПС МЧС России / Д. В. Кулаков, E.H. Ашанина// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2011.-№ 9(79).-С. 24−28.
  61. Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния / Хрестоматия. Ред. Л. В. Куликов. СПб., 2000.
  62. Р. Совладание (coping). / Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. 760 с.
  63. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178−208.
  64. P.C. Индивидуальная чувствительность и устойчивость к психологическому стрессу // Психологические факторы на работе и охрана здоровья, М.: Женева, 1989. — С.121−126.
  65. И.Б. (в соавт.) Психокоррекционная работа с сотрудниками ОВД. Монография. М.: МосУ МВД РФ, 2011. 300 с.
  66. И.Б. Психика. Сознание. Бессознательное. Монография. -М.-Московская академия МВД России, 2002. -113 с.
  67. И.Б., Цветков В. Л. Экспериментальная психология: история и современное состояние проблемы. Учебное пособие. М. 2004 156 с.
  68. Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. //
  69. Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 6−16.
  70. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Академия Смысл, 2005.-352 с.
  71. Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций: Автореф.. канд. психол. наук. М., 2003.
  72. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 443 с.
  73. .Ф. О системном подходе к психологии. // Вопр. психологии, 1975, № 2. С.3−12.
  74. .Ф., Сурков H.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. — 279 с.
  75. В.В. Защитно-совладающее поведение и синдром «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов, их коррекция и влияние на эффективность лечения больных: Автореф. дис. докт. мед. наук. СПб. — 2007. -53с.
  76. В.М., Шамрей В. К., Койстрик К. Н. Посттравматические стрессовые расстройства. СПб.: ВМедА, 1999.
  77. Д. Социальная психология. 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с.
  78. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях / А. Г. Маклаков // Психологический журнал. 2001. № 1, С. 16−24.
  79. А.Г. Психология профессионального здоровья. / Маклаков А. Г. Никифоров Г. С. Шостак В. И. М.: «Речь», 2006. — 480 с.
  80. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис.. д-ра психол. наук. Л., 1982. — 418 с.
  81. В.Л., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Дом, 2004. — 352 с.
  82. М.И. Организация психологического обеспечения сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие / М. И. Марьин, Н.И.
  83. , В.Ю. Рыбников и др.- ИМЦ ГУК МВД России. М., 2004.- 240 с.
  84. Т.Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство // Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под ред. Ю. С. Шойгу М.: Смысл, 2007. — 319 с.
  85. E.H. Психологические особенности защитно-совладающего поведения сотрудников государственного пожарного надзора и пожарных частей ГПС МЧС России: Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2012.- 134 с.
  86. В.Н. Методологические и эмпирические основания прикладной дифференциальной психологии. СПб., 1996. — 220 с.
  87. Н.Ф. Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.04: СПб., 1998. 192 с.
  88. Ю.Н. Психология копинг-поведения менеджеров / Ю. Н. Мокин, С. Н. Чавкин // Вестник психотерапии.- N 9 (14), 2003. С.135−136.
  89. В.Н. Сознание как единство отражения действительности и отношения к ней человека. // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966.-С.126−132.
  90. Н.И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 184с.
  91. Р.К. Отношение к здоровью и лечению, интра- и интерперсональная конфликтность и копинг-поведение у больных неврозами: Дис.. канд. мед. наук. СПб., 1993. — 20 с.
  92. А.К., Петров К. А. Психическая саморегуляция. Киев: Здоровья, 1995. — 238с.
  93. Наследов A. SPSS Компьютерный анализ данных в психологии и в социальных науках. СПб., 2005. — 420 с.
  94. В.А. Состояние психосоматического здоровья и медико-психологическая реабилитация ветеранов подразделений особого риска / в.А. Олешко // Вестник психотерапии. N14 (19). — 2005.- С.114−120.
  95. А.И. Отношение к риску как компонент психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудников МЧС России: Авто-реф. дисс.. канд. психол. наук:05.26.03. СПб, 2010.- 23 с.
  96. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
  97. В.М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психол. журн. 1986. Т.7. № 1. С. 62−72.
  98. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз., 1970. — 264 с.
  99. Ю.П. Психология коллективной деятельности. -Л., 1990.
  100. E.H. Психологические особенности копинг поведения следователя МВД России. Дисс.. канд. психол.н. СПб.: СПб Ун-т МВД России-2006.-134 с.
  101. М.В. Социально-психологические установки в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2000. — 219 с.
  102. А.Л., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. М., 2000. — С. 5.
  103. Е.И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2011. N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.12.11).
  104. A.A. Психология адаптации личности. / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 479 с.
  105. K.P. Становление личности: Взгляд на психотерапию. М.: Эксмо-Пресс, 2001. -416 с.
  106. С.JI. Основы общей психологии: СПб: Издательство «Питер», 2009.-713 с.
  107. В.Ю., Марченко Т. А. Медико-психологическая реабилитация населения после крупномасштабных радиационных аварий / Монография. М.: Копи-Р, 2004. — 180 с.
  108. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Дисс.. докт. психол. наук. СПбГУ, 2000. — 440 с.
  109. Г. Стресс без дистресса. Рига.: Виеда, 1992. 286 с.
  110. И.Н. Совершенствование психологической подготовки коллективов МЧС России к работе в условиях чрезвычайной ситуации: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб, 2010. — 23 с.
  111. П.В. Избранные труды в 2 томах.- М.: «Наука», 2004. 880 с.
  112. H.A. Копинг-поведение в подростковом возрасте. Дисс.. д-ра мед. наук, М., 1994. — 360 с.
  113. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М: И11П-ИСП, 2000.-512 с.
  114. В.И. Особенности и прогнозирование стресс-преодолевающего поведения в деятельности оперуполномоченных криминальной милиции МВД России. Автореферат дисс.. канд. психол. наук. -СПб., 2009. 23 с.
  115. Р.Л. Когнитивная психология. М.: Триволе, 1996. — 236 с.
  116. Структура функции и задачи Государственной противопожарной службы МЧС России // POZARNYI.RU. URL: http://pozamyi.ru/news/strukturafunkciiizadachigosudarstvennojprotivopozha rnojsluzhbymchsrossii (дата обращения: 23.12.2011).
  117. Н.В. с соавт. Практикум по психологии посттравматического стресса СПб: Питер, 2001. — 272 с.
  118. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.: МПСИ, МОДЭК, 2009 г. — 640 с.
  119. Тер-Багдасарян Л. П. Исследование динамики клинических и психологических характеристик больных неврозами в процессе групповой психотерапии: автореф. дис. канд. мед. наук / СПб., 1990. — 24 с.
  120. Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  121. Г. Живой мозг. М., 1966. — 562 с.
  122. И.Б. Экология человека опасных профессий. М.- Воронеж, 2000. — 128с.
  123. В. Основы логотерапии. Психология и религия. Сборник трудов М.: Речь, 2000. — 200 с.
  124. Фредди Франс Ф.-Б. «Coping»: психологические стратегии преодоления / Ф.- Б. Фредди Франс // Тезисы международной науч.-практ. конф. «Психология XXI века». СПб., 2000. — С. 15−16.
  125. А. Психология «Я» и защитные механизмы: пер. с англ. / А.Фрейд. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 142 с.
  126. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, ACT Москва, Хранитель, Мидгард, 2007. — 624 с.
  127. Н.С. Психология экстремальных ситуаций: учеб. метод, пособие. СПб., 2006. — 152с.
  128. В.Л. Психология деятельности сотрудников органов внутренних дел по профилактике и преодолению асоциального поведения малолетних: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.03 Москва, 2005. 391 с.
  129. Г. С. Стрессовые расстройства и проблемы адаптации личного состава МВД России // Проблемы деятельности ОВД в экстремальных условиях: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 1999. — С. 7290.
  130. В.Д. Психология деятельности и способности человека:
  131. Учебное пособие, 2-е изд&bdquo- перераб. и доп. М.- Издательская корпорация «Логос», 1996. 320 с: ил.
  132. А.П. Профессиональный стресс в деятельности сотрудников специализированных подразделений дознания органов внутренних дел: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб. — 2009. — 23 с.
  133. А.В. Психологическая подготовка личного состава ГПС МЧС России: Монография. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2010. — 84 с.
  134. Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных М.: Смысл, 2007. — 319 с.
  135. Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
  136. Ю.В. Психология стресса. М., 2005. 320 с.
  137. П.И., Кулганов В. А. Человек в экстремальных ситуациях. СПб.: Международная академия, межакадемический информационный бюллетень № 1 (4), 1997. С. 42 -44 .
  138. Е.Н. Исследование динамики уровня невротичности, конфликтности и копинг-поведения у студентов психологов и педагогов в процессе обучения: Автореферат дис.. канд. психол. наук.-СПб., 1996.- 94 с.
  139. В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией. Дисс.. докт. мед. наук- СПб., 1995. -396 с.
  140. Amirkhan J.H. A Factor Analytically Drived Measure of Coping: The Coping Strategy Indicator // J. of Personality and Social Psychology/ 1990. — Vol.59, N.5. — P. 1066−1074.
  141. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // J. of Personality and Soc. Psychol. 1990. — Vol. 59, N.3 — P. 525−537.
  142. Carlisle Franc P. Examing personal control beliefs as a mediating variablein the health damaging variable in the health — damaging behavior of substance use // J. Psychol. — 1991. Vol. 125., N.4. — P. 381−397.
  143. Carver C.S., Sheier M.F. Assessing coping strategies // J. of Person and Soc. Psychol. 1989. — N.56. — P.267−283.
  144. M. (Кле M.) Психология подростка (Психосексуальное развитие), Пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. — 176 с.
  145. Cohen S.A. Stress, social support, and the buffering hypothesis / S.A. Cohen, T.A.Wills // Psychological Bulletin. 1985. — N. 98. — P. 310−357.
  146. Compas В. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues / B. Compas // International Journal of Behavioral Development. 1998.-Vol. 22, N2.- P. 231−237.
  147. Compas B.E. Coping with stress during childhood and adolescence: problems, progress, and potential in theory and research / B.E. Compas, J. Connor-Smith, S. Saltzman et. // Psychological Bulletin. -2001.-Vol. 127, N 1. -P. 87−127.
  148. Cramer P. Coping and defensive mechanisms: What’s the difference? / P. Cramer // Journal of Personality. 1998. — Vol. 66. — P. 919−946.
  149. Dean P. G. Counting the cost: Psychological distress in career and auxiliary firefighters / P. G. Dean, К. M. Gow, J. E. Shakespeare-Finch // Australasian Journal of Disaster and Trauma Studies. 2003.
  150. Folkman S. Age differences in stress and coping processes / S. Folkman, R.S. Lazarus, S. Pimley et. // Psychology and Adding. 1987. — Vol. 2, N. 4. — P. 106−116.
  151. Folkman S., Lazarus R. Manual for the Ways of Coping Questionnaire. Palo-Alto, CA. — 1988.
  152. Folkman S., Lazarus R.S. An analysis of coping in a middle-age community sample // J. of Health and Soc. Behav. 1980. — Vol.21. — P.219 — 239.
  153. Gallop R., Lancee W.J., Garfinkel P.E. The empathic processe and its mediators. A neuristic model. // J. of Nervous and Mental Diesease. 1990. — Vol. 178., N.10. — P. 649−653.
  154. Haan N. Coping and defending: Processes of self-environment organization. N. Y., Academic Press. — 1977. — 457 p.
  155. Haslam C. A preliminary investigation of post-traumatic stress symptoms among firefighters / C. Haslam, K. Mallon // Work & Stress. 2003. — Vol.17. — P. 277−285.
  156. Heinrichs M. Predicting posttraumatic stress symptoms from pretraumatic risk factors: A 2-year prospective follow-up study in firefighters / M. Heinrichs, D. Wagner, W. Schoch et. // American Journal of Psychiatry. 2005 — Vol. 162. — P. 2276−2286.
  157. Hill C.A. Social support and health II J. of Research in Personality. 1987. -Vol.21.-P. 127−147.
  158. Holohan C.J., Moos R.H. Life stressor, resistance factors, and improved psychological functioning: An extension of stress resistance paradigm // J. of Personality and Social Psycology. 1990. — Vol. 58, N.5. — P. 909−917.
  159. Houston D.A. Empathy and the Self: Cognitive and emotional influences on the evalution of negative affect in others II J. of Pers. And Soc. Psychol. 1990. -Vol. 59, N.5.-p. 859−868.
  160. Jonston B.K. Stress, coping, and adjustment in female adolescent incest victims // Child Abuse. Neglect. 1991. — Vol.5. — P. 293−305.
  161. Jorgensen R.S. Adolescent adjustment and coping strategies / R.S. Jorgensen, J. Dusek // J. Pers. 1990. — Vol. 58, N. 3. — P. 503−513.
  162. Kagan J. Stress and coping in early development // Gormery, M. Rutter / Eds. / Stress, coping and development in children.- N.Y.: Ke Graw-Hill, 1983.-P.191−216.
  163. Kelley K. Et al. Chronic self-destructiveness: conceptualization, measurement, and initial validation of the construct // J. Motivation and Emotion. 1985. -Vol. 9, N. 2. — P. 135−151.
  164. Krohne H.W. Stress and coping theories. Stress and Coping Theories. Johannes Gutenberg-Universitat Mainz Germany. 2002. 4 Nov. URL: http://useфage.fu-berlin.de/~schuez/folien/KrohneStress.pdf (дата обращения: 17.10.2011) .
  165. Kuiper N. et al. Stressful Events, desfimctional attitudes, coping styles and depression // Pers. and Indiv. Diff. 1989. — Vol. 10, N.2. — P. 229 — 237.
  166. Lazarus R.S. The stress and coping paradigm // Distorter et al. Models for Clinical Psychopathology. N.Y. — 1981. — P. 177−214.
  167. Lazarus R.S. The stress and coping paradigm // L. A. Bond, J. C. Rosen (Eds.). Competence and coping during adulthood. Hanover. — 1980.
  168. Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.) // The handbook of behavioral medicine. 1984. — N.Y.: Guilford. — P. 282−325.
  169. Lefcourt H. et al. Locus of control as a modifier of the relationship between stressors mood // J. of Personal and Soc. Psychol. -1981. Vol. 41. — P. 357−369.
  170. Miceli M. Castelfranchi C. Further distinction between coping and defensive mechanisms / M. Miceli // Journal of Personality. 2001. — Vol. 69, N 2. — P. 287 296.
  171. Michael J.A. Chamberlin. Stress and Coping Strategies Among Firefighters and Recruits / Michael J. A. Chamberlin, Heather J. Green // Journal of Loss and Trauma.-2010.- Vol.15, N.6- P. 548−560.
  172. Miller L. Tough Guys: Psychotherapeutic Strategies With Law Enforcement and Emergency Services Personnel / L. Miller // Psychotherapies. Vol. 32, Winter 1995. N. 4. P. 592−600.
  173. Mittlin J. et al. Situational determinants of coping and coping effectiveness // J. Health and Soc. Behav. 1990. — Vol. 31, N.l. — P. 103−122.
  174. Moos R.H., Billings A.G. Conceptualizing and measuring coping resources and processes // L. Goldenberg, S. Breznitz (Eds.) Handbook of Stress. N.Y., 1982. — P. 212−230.
  175. Moss R.H., Schaefer J.A. Life transitions and crises // Coping with life crises. An integrative approach. New York: Plenum Press. 1986. — P. 3−28.
  176. Perrm M. A. Differences in PTSD prevalence and associated risk factors among World Trade Stress and Coping Among Firefighters 11 October 2011 Center disaster rescue and recovery workers / M. A. Perrin, L. DiGrande, K. Wheeler et al.
  177. American Journal of Psychiatry. 2007. — Vol.164.- P. 1385−139.
  178. Regehr C. Individual predictors of traumatic reactions in firefighters / C. Regehr, J. Hill, G. D. Glancy // Journal of Nervous and Mental Disease. 2000. -Vol. 188.-P. 333−339.
  179. Roskies E., Lazarus R.S. Coping theory and theaching of coping skills // P.O. Davidson (Eds.) Behavioral Medicine: Changing health lifestyles. N.Y.: Grunner / Muzel. — 1980. — P.45.
  180. Ryan N.M. Stress-coping strategies identified from school age children’s perspective // Research in Nursing & Health. 1989. — N.12. — P. 111−122.
  181. Sandler I.N. Locus of control as stress moderator: The role of control perceptions and social support / I.N. Sandler, B. Lakey // Am. J. of Com. Psychology. -N. 10. P. 65−80.
  182. Sek H. Life stress in various domains and perceived effectiveness of social support//Pol. Psychol. Bull. 1991. -Vol.22, N.3. -P. 151−161.
  183. Shumaher S.A., Brownell A. Toward a theory of social support II J. of Social Issues. 1984. — Vol.40. — P. ll-13.
  184. Spielberg C.D. Conceptual and methodological issues in anxiety research // C.D. Spielberg (Eds.) Anxiety: Current trends and research. N.Y.: Academic, 1972. — Vol.2. — P. 16−24.
  185. Stokols D. On the distinction between density and crowding // Psychological Rewiew. 1972. — Vol.79, N.3. — P.275−277.
  186. Stone A. A., Neale J.N. New measure of daily coping: Development and preliminary results // J. of Personality and Social Psychology. 1984. — Vol.46. — P. 892−906.
  187. Tardy C.H. Social support measurement // American Journal of Community Psychology. 1983. — Vol. 13. — P. 187−202.
  188. Teichman Y. Affiliative reaction in different Rinds of threat situation // I.G. Sarason C.D. Spielberger (Eds.) Stress and anxiety. Washington, 1977. — Vol. 5. -P.131−144.
  189. Terry D. Coping resources and situational appraisals as predicators of coping behavior // Pers. and Indiv. Diff. 1991. — Vol. 12, N.10. — P. 1031−1047.
  190. Thoits P. A. Social Support as coping assistance II J. of Consulting Psychology. 1986. — Vol.54. — P. 416−423.
  191. Vaillant G. Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology / G. Vaillant // American Psychologist.-2000. -Vol. 55, N 1 -P.89−98.
  192. Wagner D. Prevalence of symptoms of posttraumatic stress disorder in German professional firefighters / D. Wagner, M. Heinrichs, U. Ehlert // American Journal of Psychiatry. 1998 — Vol.155. — P. 1727−1732.
  193. Wilcox B.L. Social support, life stress and psychological adjustment // Amer. J. of Commun. Psychol. 1981. — N.9. — P. 371−386.
  194. Woodward J., Frank B. Rural adolescent loveliness and coping strategies // Adolescence. 2011. — Vol. 23, N. 91. — P. 559−565.
  195. Zeitlin S., Williamson G., Rosenblatt W. The Coping with stress model: a counseling and development. 2012. — Vol.65, April. — P. 46−61.
Заполнить форму текущей работой