Организация ментального лексикона: формирование в онтогенезе и распад при нарушениях языковой системы глагольной словоизменительной морфологии: экспериментальное исследование
Диссертация
Испытуемые с болезнью Альцгеймера в целом справлялись с заданием хуже здоровых взрослых, что очевидно связано с нарушением памяти и снижением общих когнитивных функций, которое приводит к затруднениям при порождении форм в первую очередь от квазиглаголов и вызывает нарушения семантического компонента языковой системы. Целью данного исследования было выявить особенности порождения форм от русских… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Гипотезы об организации ментального лексикона и механизмов, обеспечивающих морфологические процедуры
- 1. Двусистемный подход
- 2. Односистемный подход
- 3. Альтернатива дву- и односистемному подходам
- Глава 2. Двусистемный vs. односистемный подход: данные английского языка
- 1. Данные усвоения языка
- 1. 1. Данные по детям с нормальным речевым развитием
- 1. 2. Данные по детям со специфическими речевыми нарушениями
- 1. 3. Данные по билингвам и изучающим неродной язык
- 2. Данные распада языка
- 2. 1. Данные по людям с афатическими нарушениями
- 2. 2. Данные по людям с болезнью Альцгеймера
- 3. Данные нейрофизиологических исследований с применением различных методик мозгового картирования
- 1. Данные усвоения языка
- Глава 3. Двусистемный vs. односистемный подход: данные разных языков
- 1. Исландский и норвежский языки
- 2. Итальянский язык
- 3. Немецкий язык
- 4. Испанский язык
- 5. Иврит
- 6. Польский язык
- 7. Русский язык
- 7. 1. Этапы усвоения русских глагольных форм детьми
- 7. 2. Экспериментальные исследования усвоения глагольной морфологии на материале русского языка
- 1. Структура и методика эксперимента
- 2. Материал исследования
- 2. 1. Группы испытуемых. Демографические данные
- 2. 2. Обоснование выбора испытуемых и возможности их сопоставления
- 1. Принципы анализа материала.'
- 2. Результаты эксперимента со взрослыми носителями языка без речевых нарушений
- 3. Результаты экспериментов с детьми дошкольного возраста без речевых нарушений
- 4. Результаты экспериментов с детьми дошкольного возраста с диагнозом алалия
- 4. 1. Испытуемый ВП, 5 лет
- 4. 2. Испытуемый ВВ, 5 лет
- 4. 3. Испытуемый КА, 5 лет
- 4. 4. Испытуемый АП, 5 лет
- 4. 5. Испытуемый ГГ, 6 лет
- 5. Результаты эксперимента со студентами-американцами, изучающими русский язык как иностранный
- 6. Результаты эксперимента с пациентами с диагнозом афазия
- 6. 1. Испытуемый Пн
- 6. 2. Испытуемый Кн
- 6. 3. Испытуемый Фд
- 6. 4. Испытуемый Пр
- 6. 5. Испытуемый Сф
- 6. 6. Испытуемый Кр
- 7. Результаты эксперимента с пациентами с болезнью Альцгеймера
- 7. 1. Испытуемый С л
- 7. 2. Испытуемый Кз
- 7. 3. Испытуемый Бл
- 7. 4. Испытуемый Ал
- 7. 5. Испытуемый Bp
- 7. 6. Испытуемый Пл
- 8. Результаты эксперимента с пациентами с диагнозом шизофрения
- 9. Сопоставление результатов, полученных в ходе экспериментов со всеми группами испытуемых. Статистическая обработка
Список литературы
- Аврутин, С. Усвоение языка Текст. / С. Аврутин // Современная американская лингвистика: Фундаментальные направления / под. ред. А. А. Кибрика, И. М. Кобзевой, И. А. Секериной. — М.: Едиториал УРСС, 2006. — Гл. 8. — С. 261−275.
- Бондарко, А. В. Теория морфологических категорий Текст. / А. В. Бондарко. — Л.: Наука, 1976. — 255 с.
- Булыгина, Т. В. Проблемы теории морфологических моделей Текст. / Т. В. Булыгина. — М.: Наука, 1977. — 287 с.
- Воейкова, М. Д. Понятие дисфункции и усвоение русского языка детьми и иностранцами Текст. / М. Д. Воейкова // Исследования по славянским языкам. Корейская ассоциация славистов. — 2001. — № 6. — С. 309−324.
- Гриншпун, Б. М. Патология речи Текст. / Б. М. Гриншпун, А. Б. Добрович, Р. М. Фрумкина // Основы теории речевой деятельности. / Отв. ред. А. А. Леонтьев. — М.: Наука, 1974. — С. 318 327.
- Залевская, А. А. Слово в лексиконе человека: Психолингвистическое исследование Текст. / А. А. Залевская. — Воронеж: Из-во Воронеж, ун-та, 1990. — 204 с.
- Залевская, А. А. Введение в психолингвистику Текст. / А. А. Залевская. — М.: Рос. гос. гуманитар, ун-т, 2000. — 382 с.
- Зализняк, А. А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение Текст. / А. А. Зализняк. — М.: Русский язык, 1977. — 880 с.
- Засорина, Л. Н. Частотный словарь русского языка Текст. / Л. Н. Засорина. — М.: Русский язык, 1977. — 936 с.
- Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: кн. для учителя Текст. / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1985. 160 с.
- Казаковская, В. В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослыйребенок» Текст. / В. В. Казаковская- отв. ред. А. В. Бондарко, М. Д. Воейкова. — СПб.: Наука, 2006. — 456 с.
- Касевич, В. Б. Онтолингвистика, типология и языковые правила Текст. / В. Б. Касевич // Язык и речевая деятельность. — 1998. — № 1.1. С. 31−40.
- Кацнельсон, С. Д. Категории языка и мышления: Из научного насоедия Текст. / С. Д. Кацнельсон. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 864 с.
- Ковшиков, В. А. Экспрессивная алалия: Учебное пособие к спецкурсу Текст. / В. А. Ковшиков. — СПб.: Сатис, 1994. — 88 с.
- Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений Текст. / А. Р. Лурия. — М.: Академия, 2002. — 352 с.
- Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие Текст. / А. Д. Наследов — СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
- Наследов, А. Д. Применение статистических методов в психологии Текст. / А. Д. Наследов, С. Г. Тарасов. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001. — 208 с.
- Пинкер, С. Язык как инстинкт Текст.: [пер. с англ.] / С. Пинкер- общ. ред. В. Д. Мазо. —М.: Едиториал УРСС, 2004. — 456 с.
- Плунгян, В. А. Общая морфология: Введение в проблематику: Учебное пособие Текст. / В. А. Плунгян. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 384 с.
- Русская грамматика Текст.: в 2 т. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / Н. С. Авилова, А. В. Бондаренко, Е. А. Брызгунова [и др.]- редкол.: Н. Ю. Шведова (гл. ред.) [и др.]. — М.: Наука, 1980 — 783 с.
- Рябова, Т. В. Механизм порождения речи по данным афазиологии Текст. / Т. В. Рябова // Вопросы порождения речи и обучения языку / под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. — М.: МГУ, 1967. — С. 7694.
- Слобин, Д. Когнитивные предпосылки развития грамматики Текст. / Д. Слобин // Психолингвистика: сб. ст. / Сост.: А. М. Шахнарович. — М.: Прогресс, 1984. —С. 143−208.
- Слюсарь, Н. А. Порождение словоформ от русских квазиглаголов Текст. / Н. А. Слюсарь // III Межвузовская конференция студентов-филологов. Тезисы докладов. Ч. 2. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. — С. 27−28.
- Фрумкина, Р. М. Психолингвистика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений Текст. / Р. М. Фрумкина. — М.: Академия, 2001. — 320 с.
- Фрумкина, Р. М. К проблеме вероятностной организации речевого поведения в норме и патологии Текст. / Р. М. Фрумкина, А. П. Василевич, А. Б. Добрович, Е. Н. Герганов. —М., 1970. — 45 с.
- Хомицевич, О. Г. Стратегии порождения русских глагольных форм у изучающих русский язык как иностранный Текст. / О. Г. Хомицевич. // v Русская филология 13. Сборник научных работ молодых филологов. — Тарту: Tartu University Press, 2002. — С. 204−210.
- Хомский, Н. О природе и языке. С очерком «Секулярное священство и опасности, которые таит демократия» Текст.: [пер. с англ.] / Н. Хомский. — М.: КомКнига, 2005. — 288 с.
- Цейтлин, С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учебное пособие Текст. / С. Н. Цейтлин. — СПб.: МиМ, 1997. — 192 с.
- Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / С. Н. Цейтлин. — М.: Владос, 2000. — 240 с.
- Цейтлин, С. Н. Направления и аспекты изучения детской речи Текст. / С. Н. Цейтлин // Детская речь как предмет лингвистического исследования: Материалы международной конференции / отв. ред.: С. Н. Цейтлин. — СПб.: Наука, 2004. — С. 275−278.
- Цейтлин, С. Н. Почему первый язык легче осваивать, чем второй? Текст. / С. Н. Цейтлин. // Вторая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 т. Т. 2. — СПб.: Филолог, ф-т СПбГУ, 2006. — С. 468−469.
- Черниговская, Т. В. Проект дистанционного обучения нейролингвистике «Минерва» Электронный ресурс. / Т. В. Черниговская. — 2000. — Режим доступа: http://www.genling.nw.ru/Staff/Chernigo/Minerva/.
- Черниговская, Т. В. Экспериментальное исследование лексикона и морфологических процедур у говорящих на русском языке взрослых и детей: правила или аналогии? Текст. / Т. В. Черниговская // Вестник РГНФ. — 2002. — № 4. — С.123−128.
- Черниговская, Т. В. Зеркальный мозг, концепты и язык: цена антропогенеза Текст. / Т. В. Черниговская // Физиологический журнал им. И. М. Сеченова. — 2006. — № 92 (1). — С. 84−99.
- Черниговская, Т. В. Специфика полушарной асимметрии восприятия интонаций в норме и при шизофрении Текст. / Т. В. Черниговская,
- С. Э. Давтян, Н. Н. Петрова, К. Н. Стрельников // Физиология человека. — 2004. — № 4. — С. 32−39.
- Щерба, JI. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании Текст. / JI. В. Щерба. // Языковая система и речевая деятельность. — JL: Наука, 1974. — С. 24−39.
- Якобсон, Р. О. Русское спряжение Text. / Р. О. Якобсон. // Избранные работы: [пер. с англ., нем. и фр. яз.] / сост. и общ. ред.: В. А. Звегинцева. — М.: Прогресс, 1985. — С. 198−209.
- Alegre, М. Frequency effects and the representational status of regular inflections Text. / M. Alegre, P. Gordon // Journal of Memory and Language. — 1999. — Vol. 40. — P. 41−61.
- Arshavsky, Y. I. Alzheimer’s disease, brain immune privilege and memory: a hypothesis Text. / Y. I. Arshavsky // Journal of neural transmission. — 2006. —Vol. 113 (11). —P. 1697−1707.
- Bartke, S. An ERP-study of German 'irregular' morphology Text. / S. Bartke, F. Rosier, J. Streb, R. Wiese // Journal of neurolinguistics. — 2005. —Vol. 18. —P. 29−55.
- Besche-Richard, C. Double-decision lexical tasks in thought-disordered schizophrenic patients: A path towards cognitive remediation? Text. / C. Besche-Richard, C. Passerieux, M.-C. Hardy-Bayle // Brain and Language. — 2005. — Vol. 95. — P. 395−401.
- Beck, M.-L. Regular verbs, past tense and frequency: tracking down a potential source of NS/NNS competence differences Text. / M.-L. Beck // Second Language Research. —1997. — Vol. 13 (2). — P. 93−115.
- Berent, I. Default nominal inflection in Hebrew: evidence for mental variables Text. / I. Berent, S. Pinker, J. Shimron // Cognition. — 1999. — Vol. 72.—P. 1−44.
- Berko, J. The child’s learning of English morphology Text. / J. Berko // Word. — 1958. —Vol. 14. —P. 150−177.
- Bird, H. Deficits in phonology and past-tense morphology: What’s the connection? Text. / H. Bird, M. A. Lambon Ralph, M. S. Seidenberg, J. L. McClelland, K. Patterson // Journal of Memory and Language. — 2003. — Vol. 48. —P. 502−526.
- Bybee, J. L. Regular morphology and the lexicon Text. / J. L. Bybee // Language and Cognitive Processes. — 1995. — Vol. 10. — P. 425455.
- Chandler, S. Analogical modeling and the English past tense: A reply to Jaeger et al. 1996 Electronic resource. / S. Chandler, R. Skousen. — 1997.
- Mode of access: http://humanities.byu.edu/am/jaeger.html.
- Chapin, K. Activation and facilitation in the lexicon of schizophrenics Text. / K. Chapin, J. McCown, L. Vann, D. Kenney, I. Youssef // Schizophrenia Research. — 1992. — Vol. 6. — P. 251−255.
- Chernigovskaya, T. The complexity of paradigm and input frequencies in native and second language verbal processing: Evidence from Russian Text. / T. Chernigovskaya, K. Gor // Language and language behavior. — 2000. — Vol. 3 (II) — P. 20−38.
- Chomsky, N. Knowledge of language: its nature, origin and use Text. / N. Chomsky. — Westport CT: Preager, 1985. — 314 p.
- Clahsen, H. Lexical entries and rules of language: A multidisciplinary study of German inflection Text. / H. Clahsen // Behavioral and Brain Sciences.1999. — Vol. 22. — P. 991−1060.
- Clahsen, H. Syntax and morphology in Williams Syndrome Text. / H. Clahsen, M. Almazan // Cognition. — 1998. — Vol. 68. — P. 197−198.
- Clahsen, H. The development of regular and irregular verb inflection in Spanish child language Text. / H. Clahsen, F. Aveledo, I. Roca // Journal of Child Language. — 2002. — Vol. 29. — P. 591−622.
- Clahsen, H. The availability of Universal Grammar to adult and child learners: a study of the acquisition of German word order Text. / H. Clahsen, P. Muysken // Second Language Research. — 1986. — Vol. 5.1. P. 93−119.
- Covingtona, M. A. Schizophrenia and the structure of language: The linguist’s view Text. / M. A. Covingtona, С. He, C. Brown, L. Na9i,
- J. Т. McClain, В. Sirmon Fjordbak, J. Semple, J. Brown // Schizophrenia Research. — 2005. — Vol. 77. — P. 85−98.
- Dabrowska, E. Rules or schemas? Evidence from Polish Text. / E. Dabrowska // Language and Cognitive Processes. — 2004. — Vol. 19(2).1. Pp. 225−271.
- Davidson, D. E. Russian: Stage One: Live from Moscow! Text. / D. E. Davidson, K. S. Gor, M. D. Lekic. — Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt Publishing Company, 1996. — 505 p.
- DeLisi, L. E. Speech disorder in schizophrenia: review of the literature and exploration of its relation to the uniquely human capacity for language Text. / L. E. DeLisi // Schizophrenia Bulletine. — 2001. — Vol. 27(3). — P. 481196.
- Dhond, R. P. Spatiotemporal maps of past-tense verb inflection Text. / R. P. Dhond, K. Marinkovic, A.M.Dale, T. Witzel, E. Halgren // Neurolmage. — 2003. — Vol. 19. — P. 91−100.
- Doughty, C. J. The scope of inquiry and goals of SLA Text. / C. J. Doughty, M. H. Long // The handbook of second language acquisition. / eds.: Doughty C. J., Long M. H. — Maiden, MA: Blackwell, 2003. — P. 3−16.
- Dressier, W. U. On the predictiveness of Natural Morphology Text. / W. U. Dressier//Journal of Linguistics. — 1985. — Vol. 21. — P. 321−337.
- Eddington, D. Dissociation in Italian conjugations: a single-route account Text. / D. Eddington // Brain and Language. — 2002. — Vol. 81. — P. 291−302.
- Ellis, N. Rules or associations in the acquisition of morphology? The frequency by regularity interaction in human and PDP learning of morphosyntax Text. / N. Ellis, R. Schmidt // Language and cognitive process. — 1998. — Vol. 13(2/3). — P. 307−336.
- Ellis, R. Understanding second language acquisition Text. / R. Ellis. — Oxford: Oxford university press, 1986. — 336 p.
- Faroqi-Shah, Y. Semantic, lexical, and phonological influences on the production of verb inflection in agrammatic aphasia Text. / Y. Faroqi-Shah,
- C. K. Thompson // Brain and Language. — 2004. — Vol. 89. — P. 484 498.
- Gagarina, N. The acquisition of aspectuality by Russian children: the early stages Text. / N. Gagarina // ZAS Papers in Linguistics. — Berlin: Zentrum fur Allgemeine Sprachwissenschaft, 2000a. — P. 232—246.
- Gagarina, N. Thoughts on Optional Infinitives (in Russian) Text. / N. Gagarina // Linguistics by Heart, Webfest for Horst-Dieter Gasde. / Eds.:
- D. Hole, P. Law, N. Zhang. — Berlin: ZAS, 2000b. — P. 1−23.
- Gopnik, M. Impairment of tense in a familial language disorder Text. / M. Gopnik // Journal of Neurolinguistics. — 1994. — Vol. 8(2). — P. 109 133.
- Gor, K. Mental Lexicon Structure in LI and L2 Acquisition: Russian Evidence Electronic resource. / K. Gor, T. Chernigovskaya. // Glossos. — 2003. — Vol. 4. — Mode of access: http://www.seelrc.org.
- Gor, K. Formal Instruction and the Acquisition of Verbal Morphology Text. / K. Gor, T. Chernigovskaya // Investigation in Instructed Second Language Acquisition. — Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2004. — P.103−139.
- Hahn, U. Similarity and rules: distinct? exhaustive? empirically distinguishable? Text. / U. Hahn, N. Chater // Cognition. — 1998. —Vol. 65.—P. 197−230.
- Hahn, U. German inflection: single route or dual route? Text. / U. Hahn, R. C. Nakisa // Cognitive Psychology. — 2000. — Vol. 41. — P. 313−360.
- Han, S. D. Functional neuroimaging of word priming in males with chronic schizophrenia Text. / S. D. Han, P. G. Nestor, M. Hale-Spencer, A. Cohen, M. Niznikiewicz, R. W. McCarley, C. G. Wibled // Neurolmage. — 2007.1. Vol. 35. —P. 273−282.
- Hawkins, R. Second language syntax. A generative introduction Text. / R. Hawkins. — Oxford: Blackwell Publishers, 2001. — 432 p.
- Ioup, G. Reexamining the critical period hypothesis: A case study in a naturalistic environment Text. / G. Ioup, E. Boustagui, M. El Tigi, M. Moselle // Studies in Second Language Acquisition. — 1994. — Vol. 16.1. P. 73−98.
- Jakobson, R. O. Russian conjugation Text. / R. O. Jakobson // Word. — 1948. — Vol. 4. — P. 155−167.
- Jakobson, R. Child language, aphasia and phonological universals Text. / R. Jakobson. — The Hague: Mouton, 1968. — 101 p.
- Jaeger, J. A positron emission tomography study of regular and irregular verb morphology in English Text. / J. Jaeger, D. Lockwood, R. Kemmerer, R. Van Valin, B. Murphy, H. Kahlak // Language. —1996. — Vol. 72. — P. 451−497.
- Jensvoll, M. H. The acquisition of past tense in English/Norwegian bilingual children: single versus dual mechanisms Text. / M. H. Jensvoll // Nordlyd.2003. —Vol. 31(3).—P. 545−557.
- Joanisse, M. F. Specific language impairment: a deficit in grammar or processing? Text. / M. F. Joanisse, M. S. Seidenberg // Trends in Cognitive Sciences. — 1998. — Vol. 2(7). — P. 240−247.
- Kovac, I. Sibling resemblance for specific components of linguistic competence in families of speech/language impaired children Text. / I. Kovac, M. Gopnic, R. M. Palmour // Journal of Neurolinguistics. — 2002.1. Vol. 15. —P. 497−513.
- Lambon Ralph, M. A. What underlies the neuropsychological pattern of irregular > regular past-tense verb production? Text. / M. A. Lambon Ralph, N. Braber, J. L. McClelland, K. Patterson // Brain and Language. — 2005. — Vol. 93. — P. 106−119.
- Larsen-Freeman, D. An introduction to second language acquisition research Text. / D. Larsen-Freeman, M. H. Long. — London, New York: Longman, 1991. —416p.
- Ling, С. X. Answering the connectionist challenge: a symbolic model of learning the past tense of English verbs Text. / С. X. Ling, M. Marinov // Cognition. — 1993. — Vol. 49. — P. 235−290.
- Long, M. H. The least a second language acquisition theory needs to explain Text. / M. H. Long // TESOL Quarterly. — 1990. — Vol. 24(4). — P. 649 666.
- Marchman, V. A. Constraints on plasticity of in a connectionist model of the English past tense Text. / V. A. Marchman // Journal of cognitive neuroscience. — 1993. — Vol. 5. —P. 215−234.
- Marchman, V. A. Children’s productivity in the English past tense: The role of frequency, phonology, and neighborhood structure Text. / V. A. Marchman // Cognitive Science. — 1997. — Vol. 21. — P. 283−304.
- Marchman, V. A. Continuity in lexical and morphological development: a test of the critical mass hypothesis Text. / V. A. Marchman, E. Bates // Journal of child language. —1994. Vol. 21 (2). — P. 331−366.
- Marchman, V. A. Overregularization in English plural and past tense inflectional morphology: a response to Marcus (1995) Text. / V. A. Marchman, K. Plunkett, J. Goodman // Journal of child language. — 1997. — Vol. 24. — P. 767−779.
- Marchman, V. A. Productive use of the English past tense in children with focal brain injury and specific language impairment Text. /
- V. A. Marchman, С. Saccuman, В. Wulfeck // Brain and Language. — 2004.1. Vol. 88. —P. 202−214.
- Marcus, G. F. Children’s overregularization of English plurals: a quantitative analysis Text. / G. F. Marcus // Journal of child language. — 1995. — Vol. 22(2). — P. 447−460.
- Marcus, G. F. German inflection: the exception that proves the rule Text. / G. F. Marcus, U. Brinkmann, H. Clahsen, R. Wiese, S. Pinker. // Cognitive psychology. — 1995. — Vol. 29. — P. 189−256.
- Marshall, C. R. A challenge to current models of past tense inflection: The impact of phonotactics Text. / C. R. Marshall, H. K. L. van der Lely // Cognition. — 2006. — Vol. 100. — P. 302−320.
- Marslen-Wilson, W. Rules, representations, and the English Past tense Text. / W. Marslen-Wilson, L. K. Tyler // Trends in cognitive sciences. — 1998. — Vol. 2. — P. 428−435.
- Marvel, C. L. Word production deficits in schizophrenia Text. / C. L. Marvel, B. L. Schwartz, K. L. Isaacs // Brain and Language. — 2004.1. Vol. 89. —P. 182−191.
- Matcovich, O. Regular inflection in the mental lexicon: Evidence from Italian Text. / O. Matcovich // Proceedings from the conference «The Verb in Cognitive Grammar». — Gran, 1998.
- McClelland, J. L. Rules or connections in past-tense inflections: what does the evidence rule out? Text. / J. L. McClelland, K. Patterson // Trends in Cognitive Sciences. — 2002. — Vol. 6. — № 11. — P. 465−472.
- Nestor, P. G. Word priming in schizophrenia: Associational and semantic influences Text. / P. G. Nestor, O. Valdman, M. Niznikiewicz, K. Spencer, R. W. McCarley, M. E. Shenton. // Schizophrenia Research. — 2006. — Vol. 82.—P. 139−142.
- Newman, A. J. An ERP study of regular and irregular English past tense inflection Text. / A. J. Newman, M. T. Ullman, R. Pancheva, D. L. Waligura, H. J. Nevilled // Neurolmage. — 2007. — Vol. 34. — P. 435−445.
- Orsolini, M. Acquiring regular and irregular inflection in a language with verb classes Text. / M. Orsolini, R. Fanari, H. Bowles // Language and cognitive processes. — 1998. — Vol. 13(4). — P. 425−464.
- Orsolini, M. Universals in morphological representation: Evidence from Italian Text. / M. Orsolini, W. Marslen-Wilson // Language and Cognitive Processes. — 1997 — Vol. 12. — P. 1−47.
- Paradis, J. Tense and temporality: a comparison between children learning a second language and children with SLI Text. / J. Paradis, M. Crago // Journal of Speech, Language, and Hearing Research. — 2000. — Vol. 43.1. P. 834—847.
- Patterson, K. Deficits in irregular past-tense verb morphology associated with degraded semantic knowledge Text. / K. Patterson, M. A. Lambon Ralph, J. R. Hodges, J. L. McClelland // Neuropsychologia.2001. — Vol. 39. — P. 709−724.
- Pinker, S. Rules of language Text. / S. Pinker // Science. — 1991. — Vol. 253. —P. 530−535.
- Pinker, S. Words and Rules: The Ingredients of Language Text. / S. Pinker.
- New York: HarperCollins Publishers, 1999. — 349 p.
- Pinker, S. On language and connectionism: Analysis of a parallel distributed processing model of language acquisition Text. / S. Pinker, A. Prince // Cognition. — 1988. — Vol. 28. — P. 73−193.
- Pinker, S. The past and future of the past tense Text. / S. Pinker, M. T. Ullman // Trends in Cognitive Sciences. — 2002. — Vol. 6(11). — P. 456163.
- Plaut, D. C. Structure and function in the lexical system: insights from distributed models of word reading and lexical decision Text. / D. C. Plaut // Language and cognitive processes. —1997. -— Vol. 12(5/6). — P. 765 805.
- Plunkett, K. Stochastic approaches to understanding dissociations in inflectional morphology Text. / K. Plunkett, S. Bandelow // Brain and Language. — 2006. — Vol. 98. — P. 194−209.
- Plunkett, K. From rote learning to system building: Acquiring verb morphology in children and connectionist nets Text. / K. Plunkett, V. Marchman // Cognition. — 1993. — Vol. 48. — P. 21−69.
- Prasada, S. Generalization of regular and irregular morphological patterns Текст. / S. Prasada, S. Pinker // Language and Cognitive Processes. — 1993. —Vol. 8. —P. 1−56.
- Ragnasdottir, H. The acquisition of past tense morphology in Icelandic and Norwegian children: an experimental study Text. / H. Ragnasdottir, H. G. Simonsen, K. Plunkett // Journal of Child Language. — 1999. — Vol. 26.—P. 577−618.
- Ramscar, M. The role of meaning in inflection: Why the past tense does not require a rule Text. / M. Ramscar // Cognitive Psychology. — 2002. — Vol. 45. —P. 45−94.
- Sahin, N. Abstract Grammatical Processing of Nouns and Verbs in Broca’s Area: Evidence from fMRI Text. / N. Sahin, S. Pinker, E. Halgren // Cortex. — 2006. — Vol. 42. — P. 540−562.
- Seidenberg, M. S. Evaluating behavioral and neuroimaging evidence about past tense processing Text. / M. S. Seidenberg, J. Hoeffner // Language. — 1998. — Vol. 74. — P. 104−122.
- Simonsen, H. G. Past tense acquisition and processing in Norwegian: Experimental evidence Text. / H. G. Simonsen // Language and Language Behavior. — 2000. — Vol. ЗЯ1. — P. 6−101.
- Simonsen, H. G. Testing past tense inflection in Norwegian: A diagnostic tool for identifying SLI children? Text. / H. G. Simonsen, К. V. Bjerkan. // International Journal of Applied Linguistics. — 1998. — Vol. 8(2). — P. 251−270.
- Simonsen, H. G. Processing of Verbal Morphology in Norwegian Speakers with Alzheimer’s Disease (AD) Text. / H. G. Simonsen, I. Moen, A. R. 0ksengard, K. Engedal // Proceedings of the 2004 IALP Congress. — 2004.
- Stemberger, J. Are inflected forms stored in the lexicon? Text. / J. Stemberger, B. MacWhinney // Theoretical morphology: Approaches in modern linguistics / eds.: Hammond M., Noonan M. — New York: Academic Press, 1988. —P. 101−116.
- Tallal, P. Defects of nonverbal auditory perception in children with developmental dysphasia Text. / P. Tallal, M. Piercy // Nature. — 1973. — Vol. 241. —Pp. 468−469.
- Thomas, M. Can developmental disorders reveal the component parts of the human language faculty? Text. / M. Thomas, A. Karmiloff-Smith // Language Learning and Development. — 2005. — Vol. 1. — P. 65−92.
- Tomasello, М. Constructing a language: a usage-based theory of language acquisition Text. / M. Tomasello. — Cambridge, London: Harvard University Press, 2003. — 388 p.
- Tomasello, M. Differential productivity in young children’s use of nouns and verbs Text. / M. Tomasello, N.' Akhtar, K. Dodson, L. Rekau // Journal of child language. — 1997. — Vol. 24. — P. 373−387.
- Townsend, С. E. Russian word-formation Text. / С. E. Townsend. — Cambridge, MA: Slavica, 1975. — 272 p.
- Tyler, L. K. Temporal and rontal systems in speech comprehension: An fMRI study of past tense processing Text. / L. K. Tyler, E. A. Stamatakis, B. Post, B. Randall, W. Marslen-Wilson // Neuropsychologia. — 2005. — Vol. 43. —P. 1963−1974.
- Ullman, M. T. Contributions of memory circuits to language: the declarative/procedural model Text. / M. T. Ullman // Cognition. — 2004. — Vol. 92. —P. 231−270.
- Ullman, M. T. Inflectional morphology in a family with inherited specific language impairment Text. / M. T. Ullman, M. Gopnik // Applied Psycholinguistics. — 1999. — Vol. 20. — P. 51−117.
- Ullman, M. Specific language impairment is not specific to language: the procedural deficit hypothesis Text. / M. Ullman, E. Pierpont // Cortex. — 2005. —Vol.41.—P. 399−433.
- Walenski, М. Deficit on irregular verbal morphology in Italian-speaking Alzheimer’s disease patients: Evidence from past tense and past participle production Text. / M. Walenski, K. Sosta, S. Сарра, M. Ullman. — (Unpublished).
- Weinrich, M. Representation of Linguistic Rules in the Brain: Evidence from Training an Aphasic Patient to Produce Past Tense Verb Morphology Text. / M. Weinrich, К. I. Boser, D. McCall // Brain and Language. — 1999. —Vol. 70.—P. 144−158.
- Wexler, K. Subject case in children with SLI and unaffected controls: Evidence for the Arg/Tns omission model Text. / K. Wexler, С. T. Schiitze, M. Rice // Language Acquisition. — 1998. — Vol. 7(2−4). — P. 317−344.
- Yang, C. D. Knowledge and Learning in Natural Language Text. / C. D. Yang. — Oxford: Oxford University Press, 2002. — 192 p.