Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление и развитие профессиональной подготовки журналистских кадров в Республике Марий Эл: история и современность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Третью группу источников составляют материалы^ личного архива автора, освещающие отдельные аспекты истории региональной журналистики и вопросы подготовки кадров. Сюда вошли неопубликованные воспоминания, материалы интервью с Г. П. Пироговым (работавшим в системе СМИ Марий Эл с 1983 по 2004 гг.), Н. А. Ефимовой (в 2002 году — руководителем проекта «Финансы, менеджмент и маркетинг… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление и развитие подготовки кадров для работы в региональных средствах массовой информации
    • 1. 1. Предпосылки возникновения подготовки кадров для работы в средствах массовой информации и пропаганды Марийской АССР
    • 1. 2. Подготовка профессиональных журналистских кадров Республики Марий Эл в 80−90-е годы XX века
    • 1. 3. Современные условия и тенденции развития системы подготовки кадров для региональной журналистики в Республике Марий Эл
  • Глава 2. Подготовка профессиональных журналистских кадров в системе высших учебных заведений Республики
  • Марий Эл
    • 2. 1. Создание региональной школы повышения квалификации журналистских кадров
    • 2. 2. Становление и развитие подготовки профессиональных журналистских кадров в Марийском государственном университете
    • 2. 3. Особенности подготовки журналистов в региональном вузе на современном этапе

Становление и развитие профессиональной подготовки журналистских кадров в Республике Марий Эл: история и современность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Журналистика с момента своего появления стала неотъемлемой частью истории и культуры как Российской Федерации в целом, так и ее регионов. Оперативно информируя о происходящих событиях действительности, средства массовой информации (далее — СМИ) представляют собой летопись истории страны, а их работники, по образному выражению А. С. Пушкина, являются «людьми государственными"1. Исследователь теории и практики преподавания журналистики С. Г. Корконосенко отмечает, что «история журналистики не может преподаваться и восприниматься в отрыве от общей исторической подготовки. Прошлое отечественной и мировой печати — это, по существу, летопись реальных событий в социальной и культурной жизни народов"2. Важнейшим фактором, определяющим качественную работу СМИ, является оснащенность их профессиональными кадрами. Проблемы подготовки журналистских кадров в стране отражают основные общественные проблемы — формирование институтов российского общества, развитие российской национальной журналистики, изменения в ее структуре, определении информационных интересов в условиях меняющегося общества и правового оформления положения журналистики в государстве.

Система вузовского профессионального образования характеризуется непрерывным реформированием и модернизацией. Состояние качества подготовки специалистов в области журналистского образования претерпевает также существенные изменения. Сегодня у журналистики значительно расширились функции, ответственнее стала профессия и.

1 Пушкин А. С. Поли. собр. соч. — Т. 11. — М., 1996 — С. 194.

2 Корконосенко С. Г. Основы журналистики. — М.: Аспект Пресс, 2004.— С. 22. требования, предъявляемые к ее специалистам. Современный журналист должен уметь адаптироваться к стремительным социальным переменам, практически оценить происходящее и наметить пути собственного профессионального развития. В Республике Марий Эл (далее — РМЭ-или Марий Эл) система образования, рассматривается как один из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, становление институтовгражданского общества и конкурентоспособность региона. Кадровое обеспечение является приоритетным вопросом при о рассмотрении Правительством РМЭ программ развития отраслей .

На протяжении всего исторического процесса развития журналистики менялись и, формы ее кадровой оснащенности. Сегодня такаяподготовка ведется во многих вузах страны. В этом отношении велик потенциал региональных вузов, где этот процесс насчитывает как более сорокалетнюю историю (факультет журналистики Казанского государственного университета), так и совсем молодую (отделение журналистики Марийского государственного университета — далее МарГУ).

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что среди исследований многолетней истории региональной журналистики нет работ, обобщающих особенности подготовки кадров для СМИ РМЭ. Современные проблемы региональной журналистики можно исследовать только в контексте анализа исторических предпосылок, традиций и накопленного опыта. Кроме того, изучение многолетней практики укрепления региональных СМИ профессионалами помогает избежать ошибок и поверхностности в подготовке современных журналистов.

Журналистское образование стало эффективным средством позитивного влияния СМИ на общество, в освещении и интерпретации общественных, социальных и экономических перемен жизни в стране.

3 Гаранин Л. А. Стратегия образовательной политики Республики Марий Эл // Вестник Марий Эл — 2006. -№ 4(26). — С.69.

Профессиональнаяподготовка дает будущему журналисту понимание сугубо российских проблем, которые связаны как с ее историческим прошлым, так и со сложным процессом современной трансформации. Они обусловлены такими объективными обстоятельствами, как геополитическое положение страны, ее цивилизационные особенности, духовная культура и менталитет российского человека. Знание и изучение этих проблем повышает профессиональный уровень молодого журналиста, стимулирует инициативу, выполняет объединяющую население функцию на основе культурных ценностей, самобытных традиций народа. Одной из существенных черт современной подготовки кадров является регионализация, интерес к региональным образовательным возможностям в области профессионального образования.

В современных условиях в субъектах Российской Федерации появились новые механизмы повышения квалификации региональных журналистов и получения профессионального образования в вузах с учетом местных условий и их специфики. Этим определяется актуальность исследования местного опыта подготовки кадров для СМИ, в частности такого явления, как открытие отделения, журналистики в Марийском государственном университете Республики Марий Эл.

Исследователь региональной журналистики Р. П. Овсепян отмечает, что «.региональный фактор распространения является главным параметром, определяющим качественные и количественные характеристики региональной журналистики, организационные условияее функционирования, она обслуживает информационные потребности той части читательской аудитории, которая ограничивается пределами данной части страны, а не всей ее территории"4.

4 Овсепян Р. П. Отечественная журналистика была и остается многонациональной // Вестник МГУ. — Сер. 10 -Журналистика. — М., 2006. — № 4. — С.34.

Данное исследование посвящено анализу исторических предпосылок возникновения, становления и развития профессиональной подготовки журналистских кадров в Республике Марий Эл. В условиях изменившегося характера влияния федеральных средств массовой коммуникации на субъекты Российской Федерации, региональные СМИ активно включаются в процесс привлечения аудитории к проблемам управления и усиления статуса регионов. Этому способствует профессиональная подготовка журналистов. Такая специфика определяет значимость исследования.

Объектом исследования выступает история подготовки профессиональных журналистских кадров в конкретном регионе — в Республике Марий Эл. Предметом исследования является вопрос становления и развития подготовки профессиональных журналистских кадров в системе образовательных учреждений страны и республики.

Территориальными рамками исследования являются пределы современной Республики Марий Эл. Локализация исследования на территории небольшой, но богатой историческими и культурными традициями республики позволяет рассмотреть общее и особенное в развитии такого сложного явления, как подготовка журналистских кадров. Анализ исследуемого объекта проводится на фоне исторических событий, происходящих в республике, а также в соседних регионах и в стране.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1907 г. по настоящее время. Такой длительный исторический период позволяет наиболее полно исследовать, процесс становления и развития кадровой политики с момента зарождения до формирования современного состояния республиканской журналистики. Ученые-историки по-своему определяли хронологию развития отечественной журналистики, так как имели свои критерии, обозначающие временные рамки ее периодизации. Рассматривая историю формирования и развития профессиональной подготовки журналистских кадров в РМЭ со времени ее первых шагов до современного состояния, диссертантом выделена следующая периодизация:

Первый период: 1907 — 1917 гг. Он подразумевает исследование исторического опыта в, период зарождения первых газет, фактического возникновения и развития печатных изданий в марийском крае и оснащение их кадрами за счет специалистов, не имевших журналистского образования. Начальная временная граница обусловлена датой открытия первых образовательных миссионерских курсов, которые готовили корреспондентов для работы в журнале «Марла календарь» («Марийский календарь») и газете «Война увер» («Военные вести»). Именно в это время было положено начало длительному, противоречивому и поступательному процессу подготовки местных журналистских кадров.

Второй период: 1917 г. — 1940;е гг. Эти годы стали определяющими для последующего расширения информационного пространства в регионе после Октябрьской революции. Журналисты становятся идеологическими пропагандистами решений партии большевиков и Советской власти. Вг 2040;е годы XX века начинается период интенсивного развития печати. и радиовещания в регионе. Сотрудниками СМИ были учителя, писатели, поэты, драматурги, словом цвет марийской интеллигенции. На руководство редакциями, как правило, назначались специально подготовленные партийные кадры. Такая политика укрепляла положение региональной журналистики, но не решала ее основных проблем в области профессионального и технического роста. Великая Отечественная война изменила условия существования периодики, на смену уходящим на фронт журналистам, приходят кадры, направленные из комсомола и партии, окончившие Центральные газетные курсы при ЦК ВКП (б)5. К концу 40-х годов XX века в большинстве университетов союзных республик шло интенсивное формирование системы подготовки кадров для журналистики.

5 Газета, без которой нам не жить / Под ред. В. И. Кочергина. — Йошкар-Ола, 2001.-С. 20−23.

Третий период: 1950;е — 1977 гг.: В целом, в 50−70-е годы XX века кадровый вопрос: в Марийской АССР решался в основном за счет специалистов гуманитарных профессий (историков, филологов) и партийных работников. В 1957 г. в Марийской^ республике состоялся? I республиканскийсъезд рабочих и сельских корреспондентов-, (далеерабселькоры): В 1958 году ЦК КПСС принял постановление об улучшении руководства, массовымдвижением рабочих: и сельских корреспондентов советской печати, о налаживании учебы для них приредакциях газет и журналов: В редакциях появилисьотдельи писемрабселькоров: В эти же годы в истории Марийской АССР произошло важное событие: в августе 1960 года открываетсяЙошкар-Олинская студия телевидения. В условиях хрущевской- «оттепели» как центральные, так. местные СМИ нуждались, в свежих кадрах, умеющих, отражать повседневнуюжизнь, по-новому. Значительную работу по повышению, профессионального мастерства работников печати, укрепления редакций кадрами1 проводил Союз журналистов Марийской АССР, который. был создан в марте 1959 года.

В 1972' году в столице МАССР в г. Йошкар-Оле: открывается Марийский государственный университет, где через два года создаетсяфакультет общественных профессий (ФОП). Отдельные его выпускники, преимущественно филологи и историки, по окончаниивуза стали работать в профессиональной журналистике.

Четвертый период: 1977 г. — по настоящее время. Потребности региональной, журналистики в профессиональных кадрах заставили поставить вопросо: необходимости подготовки, их в. системе вузовского образования. В 1977;1978 учебном году на кафедре марийской филологии МарГУ была введена дополнительная специализация по журналистике, а в 1994;1995 учебном году такая специализация открывается и на отделении русской филологии.

В 1985 г. состоялось Всесоюзное совещание руководителей и преподавателей факультетов и отделений журналистики университетов страны, где были подведены итоги журналистского образования в доперестроечное время. К этому времени подготовка журналистов велась в университетах, Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школе и областных ВПШ, Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Среди 15 тысяч студентов-журналистов было несколько представителей Марийской республики. Однако этого количества специалистов было* недостаточно как для большой страны, так и для обеспечения специалистами потребностей региональных СМИ. Подобная ситуация не могла устраивать партийно-номенклатурные структуры, особенно идеологические отделы обкомов и райкомов КПСС, которые были инициаторами внедрения самых различных форм укрепления кадровой политики.

В условиях перестройки и гласности, а также после распада СССР, перед СМИ встают новые, отличающиеся от прошлых лет, задачи, продиктованные изменениями в общественно-политической и социально-экономической жизни страны и субъектов Российской Федерации. В Марий Эл к этому времени зарегистрировано более 100 СМИ, которые остро нуждаются в специалистах-профессионалах. Возникшая в региональном вузе в 90-е годы прошлого века идея создания отделения журналистики, реально была воплощена на практике в первые годы XXI века. 1 сентября 2000 г. в МарГУ открывается специальность по журналистике, а в 2003 г. -кафедра журналистики. Изменившиеся исторические условия стали началом государственной политики в области профессиональной подготовки журналистских кадров в региональном университете.

Степень изученности темы. В последнее время проблемы оснащения журналистики профессиональными кадрами исследуются в разных научных направлениях: историческом, политологическом, филологическом, педагогическом, психологическом, социологическом и философском. Проводятся комплексные исследованияв которых особое внимание обращается на повышение эффективности профессиональной подготовки специалистов. Существенный вклад в изучение этого вопроса вносят как столичные исследователи, так и региональные историки и журналисты. В этих исследованиях СМИ рассматриваются как один из главных компонентов духовной культуры, оказывающих значительное влияние на изменение социально-политической, идеологической, экономической и культурной жизни региона. Историография Марий Эл располагает немалым количеством теоретических исследований по истории культуры, просвещения, литературы, печати, телевидения и радио, но история подготовки журналистских кадров в них не рассматривается. Даже в работах, посвященных истории созданияи работы СМИ в Республике Марий Эл, авторы обошли молчанием летопись подготовки профессиональных журналистских кадров.

Причины, по которым подготовке журналистских кадров было отказано в полноправном положении среди других направлений исследований, заключаются в следующем. Во-первых, до 40-х годов XX века обучение кадров для печати велось, в основном, централизованно в нескольких крупных вузах страны. Во-вторых, изучение опыта работы региональных университетов, возникающих впоследствии в столицах крупных республик, вписывалось в контекст исследований в области общего профессионального образования и общекультурного развития регионов. Впоявившихся в последние годы работах по истории журналистского образования в национальных республиках СССР и Российской Федерации не освещаются вопросы подготовки журналистских кадров для Республики Марий Эл.

Данная работа является первой попыткой изучения исторического и современного опыта подготовки профессиональных журналистских кадров в конкретном регионе — Марий Эл. Она помогает понять всю историю развития республики, особенности национальной культурыи традиции, проблемы и специфику региональной журналистики. Сегодня, когда идет реформирование общероссийского вузовского образования, вопросы подготовки профессиональных кадров для журналистики, внимание к деятельности региональных вузов не может быть ослаблено, ибо такое положение снизило бы эффективность подготовки кадров для работы в СМИ в целом по стране.

Источники, которые позволяют рассматривать вопрос подготовки журналистских кадров, можно разделить по нескольким направлениям. Так, в литературе по теории и практике СМИ изучались различные аспекты подготовки журналистов, степень готовности и мотивация' к профессиональной деятельности. Вопросам теоретической и практической подготовки журналистов посвящены отдельные работы. В. М. Горохова, С. М. Гуревича, В. В. Ворошилова, И: М. Дзялошинского, Г. В. Лазутиной, Е. И Пронина, E. JL Прохорова, Л. Г. Свитич, А. А. Ширяевой, В. В. Степанова, Г. К. Сюнькова, М. В. Шкондина, В: П. Таловова6. В них авторы рассматривают журналистский труд с точки зрения анализа мотивов выбора профессии, динамики формирования профессиональных качеств, сформированности того или иного компонента деятельности, подчеркивая при этом необходимость специальной подготовки к ней.

Наиболее полно общая периодизация истории подготовки журналистских кадров в стране представлена в работах отечественных.

6 Горохов В. М. Основы журналистского мастерства. — М., 1989; Гуревич С. М. Газета и рынок: как добиться успеха. — М., 1994; Ворошилов В. В. Журналистика и рынок: проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации.-СПб., 1997; Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. — М., 1996; Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. — М., 1988; Пронин Е. И. Выразительные средства журналистики. — М., 1980; Прохоров Е. Л.

Введение

в теорию журналистики. — М., 1995; Свитич Л. Г. Журналистское образование: взгляд социолога. — М., 1977; Степанов В. В. Динамика отношения студентов к обучению на факультете журналистики // Журналистика и социология. — СПб., 1995; Сюньков Г. К. Современная журналистика как сфера массово-информационной деятельности. Способы развития профессиональных качеств журналиста. — Самара, 1998; Шкондин М. В. Средства массовой информации: системные характеристики. — М., 1995; Таловов В. П. Журналистское образование в СССР. -Л., 1990. историков журналистики7. С. Г. Корконосенко в ряду эволюции системы подготовки кадров для печати выделяет новый исторический этап — 40-е годы XX века. Он определяет его как «.внедрение журналистики в университеты и создание соответствующих факультетов. журналистика прочно укоренилась в высшей школе, а классический университет, в свою очередь, многое потерял бы, не будь в его составе этой специальности"8.

Освещению истории СМИ трех периодов отечественной журналистики: буржуазно-демократической1 республики, советского и постсоветского периодов — посвящена работа И. В. Кузнецова. В главе, посвященной подготовке журналистских кадров, делается экскурс в историю возникновения первых факультетов журналистики в университетах России9.

Для структурирования журналистского образования В. М. Березин предлагает трактовку, основанную на периодизацииразвития журналистики XX века, где выделяет технический" период 30−40-х годов, романтический — 50−60-х, реалистический — 70−80-х и эклектический период после 1991 года10.

Отдельные исследования посвящены проблемам подготовки профессиональных кадров, в том числе в системе вузовского образования11. В этих работах достаточно полно раскрыт аспект формирования профессиональной подготовки к трудовой деятельности, которая.

7 Бережной А. Ф. На пути к организации журналистского образования в России // Факультет журналистики. Первые 50 лет / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб., 1996; Есин Б. И., Кузнецов И. В. Три века Московской журналистики. М., 2005; Данилова Е. Е. Информационное развитие социальных систем. — М., 2002; Вильчек Л. Ш. Советская публицистика 50−80-х годов. (От В. Овечкина до Ю. Черниченко). — М., 1996; Беспалова А. Г., Корнилов Е А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. -М., 2003; Корконосенко С. Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. -СПб., 2004; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. — М., 2004.

8Корконосенко С. Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиаобразование. — СПб., 2004. — С.22−29.

9 Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917;2000). — М., 2002 .- С. 258−260.

10 Березин В. М. О структурировании журналистского образования. — М., 2000. — С. 27.

11 См.: Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности к профессиональной деятельности: дис. д-ра пед. наук. — М., 1983. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. Л. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск, 1976; Коханович Л. И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. — M, 1994; Левин B.A. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. — M., 1997; рассматривается как сложное интегрированное личностное образование, являющееся важной предпосылкой успешности в профессиональной деятельности. Именно технологии обучения, составляющие основу изменений в образовательной политике развитых стран Европы, Азии и США выделяются в качестве главного инструмента развития образования. В течение многих лет в различных регионах мира идёт организованное ЮНЕСКО широкое обсуждение проблем, стоящих перед высшим.

1 О образованием вообще, и журналистским в частности Разнообразие внутри системы подготовки кадров для СМИ обусловлено непрерывным движением самой журналистской практики. В современной России наблюдаются некоторые тенденции, характерные для высшей школы других государств. С. Г. Корконосенко в этой связи подчеркивает, что «.многолетняя самоизоляция отечественного журналистского образования от внешнего мира не пошла ему на пользу. Сегодня эта преграда преодолена."13. Происходит обмен опытом через зарубежные стажировки преподавателей, аспирантов, студентов и стажеров. Библиотеки факультетов журналистики пополнились переводными учебниками. Однако не весь зарубежный опыт приемлем для России. В отличие от американской и североевропейской печати, где преобладала фактологическая манера подачи материала, в нашей стране развивалась публицистическая модель прессы. Поэтому подходы к подготовке специалистов были различны. К тому же, в большинстве европейских и американских университетов журналистскую подготовку получают люди, уже имеющие базовое высшее образование. Это серьезно отличает саму систему подготовки, технологии и принципы построения обучения. Таким образом, подготовка кадров для журналистики является, с одной стороны, наследницей давних российских.

12 Международные нормативные акты ЮНЕСКО: конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации/Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО / Сост. И. Д. Никулин. — М., — 1993.

13 Корконосенко С. Г. Указ соч. — M., 2002 — С. 25. традиций, с другой, участницей создания" новых концепций, структур и форм профессионального обучения.

В работах Р. П. Овсепяна развитие национальной журналистики тесно связывается с историей всей отечественной журналистики14. Автор также рассматривает исторический, процесс возникновения и развития^ вузовской подготовки журналистов в национальных регионах страны. Он подчеркивает роль обладающего огромным потенциалом сектора регионального университетского образования15. Но, однако, в поле ' исследований автора не вошла подготовка кадров для СМИ в Республике Марий Эл.

Большое внимание подготовке журналистских кадров* для национальных СМИ уделяет в своих исследованиях В. З. Гарифуллин. Он выделяет ставшее традиционным освоение* студентами гуманитарных и общественных знаний, отмечая, чтов процессе подготовки будущих специалистов в области национальной журналистики особый упор делается-на хорошие знания истории, культуры и литературы своего народа, совершенное владение родным языком16.

Некоторые работы посвящены, специфике работы регионального журналиста в периодических изданиях, функционирующих в отдельных административно-территориальных субъектах Российской Федерации.

17 республиках Поволжья, .

Процесс образования студентов — будущих журналистов в региональном вузе — рассматривается в исследованиях Д. В. Туманова, где.

14 Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 — 90-е гг.). — М., 1999.'.

15 Овсепян Р. П. Журналист — профессия востребованная. Всюду. Журналистское образование в национальных регионах страны. — М., 2007.

16 Гарифуллин В. З. О подготовке журналистских кадров для национальных СМИ // Современное коммуникативное пространство журналистской науки, практики и образования. — Казань, 2004. — С. 53.

17 Антонова В. И. Трансформации типологической и жанровой систем в современной журналистике (по материалам печатных изданий Поволжского региона: автореф. дис. д-ра филол. наук.- Казань, 2006; Андреева Ю. В. Первый этап разработки рекламной стратегии — прогнозирование психологического воздействия рекламного продукта // Современное коммуникативное пространство журналистской науки, практики и образования. — Казань, 2004; Потапов П. Ф. Журналистика и этнокультура народов Поволжья на рубеже ХХ-ХХ1 веков. — Саранск, 2002. предлагаются качественно новые технологии и формы учебно.

18 производственной деятельности студентов .

В своей работе Е. С. Дорощук доказывает необходимость внедрения инновационного вузовского образования и рассматривает технологии социального партнерства в системе модернизации профессиональной журналистской подготовки19.

Отечественные традиции в журналистике, проблемы профессионализма и критерии его оценки, отдельные аспекты подготовки журналистских кадров для СМИ рассматриваются в работах М. В. Симкачевой, M.JI. Айтугановой, А. А. Данилова, Э. В. Мухаметзяновой, Д. Л. Стровского, Р. В. Даутовой20.

Марийские историки А. Г. Иванов, К. Н. Сану ков, В. Ф. Пашу ков раскрывают закономерности формирования и развития в Марийской республике национальной интеллигенции, в число которой входили журналистские кадры21. В одной из последних коллективных работ показана деятельность марийской интеллигенции, которая в годы первой русской революции пришла к осознанию необходимости национального.

99 возрождения". Региональные историки дают объективную оценку происходившим в провинциальном обществе процессам, восстанавливают.

18 Туманов Д. В. Лекция на сцене классического университетского образования // Социализация личности и проблемы развития общественных отношений. — Казань, 2005. — С. 125. Реформы высшего образования в свете Болонского соглашения // Там же. — С. 128- Портфолио как вид самостоятельной работы студентов // Там же. — С. 133- Критерии оценки знаний студентов на экзаменах // Там же. — С. 134.

19 Дорощук Е. С. Обучение студентов — журналистов культуре творчества. — Казань: КГУ, 2006.

20 См.: Симкачева М. В. Профессионализм журналиста: трансформация понятия, модели практического воплощения: автореф. дис.канд. филол. наук — Казань, 2006; Данилов А. А. Становление и развитие телевидения в Чувашской республике (1961;2005 гг.): исторический опыт: автореф. дис. канд. ист. наук,-Чебоксары, 2006; Айтуганова М. Л. Становление системы радиовещания в Татарстане (1918;июнь 1941 гг.): автореф.дис.канд. ист. наук. — Казань, 1996; Мухаметзянова Э. В. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956 — 2000 гг.: автореф. дис.канд.ист.наук. Оренбург, 2006; Стровский Д. Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода (1917;1985 гг.): автореф. дис. д-ра полит, наук. — Екатеринбург, 2002; .Даутова Р. В. Становление и развитие телевидения в Татарии (II пол. 1950 — 1985 гг.): автореф. дис. .канд. ист.наук. — Казань, 2004.

21 Иванов А. Г., Сануков К. Н. История марийского народа. — Йошкар-Ола, 1999; Пашуков В. Ф. Осуществление ленинской идеи индустриализации в Марийской АССР. 1928;1941 гг. — Йошкар-Ола, 1969; Из истории развития народного образования и просветительства в Среднем Поволжье. — Йошкар-Ола, 1993;

22 Актуальные проблемы истории народов Среднего Поволжья и Приуралья: Сб. мат-ов, посвященный 70-летию со дня рождения профессора К. Н. Санукова / Map. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2006. историческую правду, в том числе и по проблемам становления и развития периодической печати региона23. Подобный исторический материал позволяет говорить о подготовке просветительских кадров, которые стали основоположниками национальной интеллигенции и внесли свой вклад в укрепление основ грамотности и подготовке специалистов для печати.

Анализу региональной печати 20−30-х годов XX века посвящена монография М.Т.Сергеева24, написанная на основе его кандидатской диссертации. Работа содержит богатый фактический материал о зарождении книгопечатания и газетного дела на марийской земле. Она изобилует именами редакторов и работников редакций, но крайне мало сведений о том, как готовились. специалисты для марийской журналистики.

В 1977 году вышел сборник материаловпосвященный 200 — летию марийской письменности. В нем развитие журналистики марийские ученые рассматривают с точки зрения процесса использования марийского языка на местном публицистическом материале, укрепление материально-технической базы редакций. Но вопрос укрепления редакций профессионально' подготовленными' кадрами в отдельную исследовательскую проблему не выделен. Между тем, доказательная историческая база свидетельствует о том, что подготовке кадров для работы в региональной печати уже около ста лет. Начало было положено в годы деятельности первых образовательных миссионерских курсов, которые.

23 Патрушев А. С., В. М. Васильев и «Марла календарь» //Валериан Михайлович Васильев. — Йошкар-Ола, 1974 — С. 25−37- Москвина Л. П. К вопросу зарождения марийской национальной печати // Тарасовские чтения. Тез. докл. — Йошкар-Ола, 1995. — С. 18- Стариков C.B. Козьмодемьянск. 1917;й: на страницах уездной газеты «Наш край» // Марийский археографический вестник.- 1991. № 1. С.29−41- Чузаев Р. И. Марийское национальное движение начала XX века: этапы и особенности // Этнологические проблемы в политкультурном обществе. — Йошкар-Ола, 2000. — С.109−119.

24 Сергеев М. Т. Возникновение и развитие печати Марийской АССР. — Йошкар-Ола, 1971.

25 Галкин И. С. Формирование марийской письменности и литературного языка — фактор духовного роста нацни // Материалы научной сессии «200 лет марийской письменности» — Йошкар-Ола, 1977. — С. .3- Иванов И. Г. От первой грамматики к литературному языку // Там же. — С 32- Александров A.M. Возникновение марийской литературы — скачок в развитии национальной письменной культуры // Там же. -С. 76- Апакаев П. А. Первые дореволюционные буквари и вопросы народного образования // Там же. — С. 97- Патрушев А. С. Марийские листовки периода первой русской революции // Там же. — С. 107- Аблинов В. П. Первой марийской газете — 60 лет // Там же. — С. 119- Сергеев M.T. Развитие периодической печати в годы Советской власти // Там же. — С. 135. готовили национальные кадры для работы в журнале «Марла календарь» («Марийский календарь») и газете «Война увер» («Военные вести»). В годы первой мировой войны на марийском языке было выпущено 30 номеров газеты «Война увер». Редакция набирала слушателей не только для обучения грамоте, но и для подготовки к корреспондентской работе в газете26. Появляются первые марийские журналистские псевдонимы,.

27 например, такие, как, Егор Эргы .

Некоторую информацию о роли республиканских СМИ можно найти в трудах В.И. Рыбалки28. Историк и телерадиожурналист О. Н. Тихонов, систематизировав материалы о важнейших средствах массовой коммуникации — телерадиовещании, отразил отдельные вопросы оснащения кадрами этих отраслей журналистики29. Особенностям функционирования журналистики РМЭ в условиях постсоветской политической системы (19 852 000 гг.) посвящена работа Н. А. Ефимовой. В ней, представлены сведения об известных журналистах республики, но проблема кадровой политики в области журналистики также не затрагивается. Вопросы качественного состава кадров марийской журналистики. в условиях переходного периода и становления гражданского общества рассматриваются в работах Е. В. Суслова и Г. В. Салмиянова31.

Отрывочные сведения по вопросам кадровой политики можно найти в статистических сборниках и в работах по истории печати Марийской АССР и Республики Марий Эл33.

26 Война увер. — 1916. — 15 января // НРФ МарНИИЯЛИ, on. 1.

27 Война увер. — 1916. -23 марта // НРФ МарНИИЯЛИ, on. 1.

28 Рыбалка В. И. Марийская деревня (1946;1965 гг.). Материальное положение колхозного крестьянства и культурно-просветительская работа. — Йошкар-Ола, 2002.

29 Тихонов О. Н. Создание и деятельность Марийского радио и телевидения: дис.. канд. ист. наук / О.Н. ТихоновКГУ.- Казань, 1995.

30 Ефимова Н. А. Журналистика Республики Марий Эл в трех политических системах. Часть 111. Журналистика постсоветского периода (1985;2000 гг.). — Йошкар-Ола, 2003.

31 Суслов Е. В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества: автореф. дис. .канд. полит.наук. -M., 2004. Салмиянов Г. В. Профессионализация марийских журналистов в преддверии XXI века: магистер.дис. — Тарту, 2003.

32 Этноконфессиональная ситуация в Приволжском федеральном округе // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. — М., 2003. — № 65- Финно-угорские народы России //.

Заслуживающим внимания, на наш взгляд, является* подход ученых Казанского государственного университета, отраженный в коллективной монографии, посвященной 45-летию журналистской науки и образования в КГУ34. Новая концепция подготовки журналистских кадров в системе послевузовского образования позволяет скорректировать номенклатурный ресурс, учитывая опыт кафедр журналистики университетов страны. Исследователь образования в области журналистики А. А. Роот подчеркивает, что «.предлагаемая номенклатура позволит подкорректировать в целом, всю систему образования и удовлетворить запросы журналистской практики"35.

Сегодня эта проблема исследуется и на федеральном уровне. В октябре 2006 г. Коллегия Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям рассмотрела вопрос о состоянии^ журналистского' образования в, Российской* Федерации. В феврале 2007 г. вопрос о подготовке журналистских кадров стал основным, на ежегодной научной конференции, проводимой' факультетом журналистики МГУ. Дискуссия* о подготовкеи переподготовке кадров. СМИ ведется и на страницах виртуального корпоративного" и общественно-политического дискуссионного ресурса «Виртуальный журналист"36.

Современный подход в исследовании проблем подготовки журналистских кадров, в первую очередь в региональных вузах, учитывается Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах.

Стат.сб. — Сыктывкар, 2005; Вестник Марий Эл // Информ.-анал. сб. — 2000. № 3(7) — Сб. материалов об этнической ситуации в Республике Марий Эл и социально-культурном положении марийского народа. -Йошкар-Ола, 2005.

33 Летопись печати Марийской АССР: государственный библиотечный указатель с 1960;1991 гг./ Национальная биб-ка Марийской АССР им. С. Г. Чавайна. — Йошкар-ОлаЛитература о Республике Марий Эл: текущий универсальный указ с 1992 по 2000 гг. / Там же.

34 Концепции диссертационных исследований журналистских кафедр Казанского государственного университета / Автор проекта и гл. ред. А. А. Роот. — Казань, 2008.

35 Из личного архива автора. Интервью с А. А. Роот. 4 марта 2007 г.

36 Бакшин В. Куда катится обучение журналистов (Электронный ресурс) / В. Бакшин // Профессияжурналист. — 2007. — № 6. — Режим доступа: http://www.iournalist-virt.ru. — Проверено 20.06.2007. массовой информации. Такой подход нашел отражение в организованных для представителей профессиональных объединений и профильных.

37 учебных заведений слушаниях, проходивших в июне 2007 г. в Москве .

На фоне этого процесса значительным итоговым событием выделяется издание справочника, подготовленного факультетом журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова к 60-летию * журналистского образования в России, который, содержит основные сведения о классических государственных университетах и технических вузах, в том числе региональных, готовящих.

38 журналистские кадры .

В последнее время в отечественной историографии интерес к истории развития региональной журналистики значительно возрос. Подобная картина характерна и для Марий Эл. Но многие факты истории подготовки кадров для работы в региональных СМИ известны пока лишь узкому кругу специалистов и ветеранов печати, радио и телевидения республики.

Таким образом, предлагаемая работа является первой попыткой, изучения процесса подготовки специалистов для работы в республиканской журналистике, так как в историографии республики нет фундаментального исследования, освещающего возникновение, формирование и развитие этого процесса. В условиях реформирования общероссийского вузовского образования внимание к вопросам подготовки профессиональных кадров для журналистики, особенно в регионах, не может быть ослаблено, ибо такое положение снизило бы эффективность подготовки кадров для работы в СМИ в целом по стране.

Источниковая база исследования. Основу диссертационного исследования составили различные источники. Это опубликованные, неопубликованные и архивные материалы, значительная часть которых.

37 Материалы из личного архива автора.

38 Журналистское образование в России. Справочник. — М.: Медиа Мир, 2007. вводится' в научный оборот впервые. Комплекс источников можно разделить на несколько групп.

Первая группа — это материалы и документы Государственного архива Республики Марий Эл (ГАРМЭ), а также фонды бывшего партийного архива Марийского обкома КПСС, материалы текущих архивов*различных ведомств — Государственного комитета' по печати и информации РеспубликиМарий Эл., научного рукописного фонда Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (НРФ МарНИИЯЛИ), Управления печати и массовых коммуникаций Министерства культуры, печати и, по делам национальностей. Тудаже вошли фонограммы и видеоматериалы передач электронных СМИ Республики Марий. Опубликованные материалы и официальные документы, законодательные акты, правительственные постановления,.

Эти документы дают представление о системе государственного управления средствами-массовой информации и. коммуникации. Они также наглядно подтверждают практику кадрового укрепления в области f журналистикираскрывают механизмы реализации правительственных установок, ход проведения различных кампаний и мероприятий, а таюке реакцию на возникающие кадровые проблемы в СМИ. К ним же относится утвержденная Правительством РМЭ «Республиканская целевая программа государственной поддержки и развитиясредств массовой информации, полиграфии и книгоиздания на 1997;2001 годы"39.

39 См.: Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Сборник правовых актов / Ред.-сост. М. В. Понярская, А. Г. Рихтер. — М., 1996; Постановление Пленума правления Союза журналистов Республики Марий Эл «О критическом состоянии средств массовой информации» // Марийская правда. — 1997. — 21 марта. — С. 3- О мерах по укреплению партийной печати, упорядочению издания газет и журналов в республике: Проект Постановления бюро Марийского рескома КПСС // ГА РМЭ, ф. 1 п, оп.77, д. 1109, 11 л.- План работы идеологического отдела рескома КПСС на 1 квартал 1991 года // Там жеЛетопись печати Марийской АССР: государственный библиотечный указатель / Национальная биб-ка Марийской АССР им. С. Г. Чавайна. Йошкар-Ола, 1960;1991 гг.- Республиканская целевая программа государственной поддержки и развития средств массовой информации, полиграфии и книгоиздания на 1997;2001 годы // Текущий архив Госкомпечати и информации Республики Марий Эл. -Йошкар-Ола, 1999.

Вторая группа — материалы по исследуемой теме, которые содержатся в печатных периодических изданиях, бюллетенях, информационных сборниках40. В них дан анализ состояния кадровой политики в области журналистики России и регионов. Они послужили автору объектом контент-анализа при изучении происходящих процессов в масс-медиа.

Третью группу источников составляют материалы^ личного архива автора, освещающие отдельные аспекты истории региональной журналистики и вопросы подготовки кадров. Сюда вошли неопубликованные воспоминания, материалы интервью с Г. П. Пироговым (работавшим в системе СМИ Марий Эл с 1983 по 2004 гг.), Н. А. Ефимовой (в 2002 году — руководителем проекта «Финансы, менеджмент и маркетинг в негосударственных СМИ Приволжского федерального округа» и консультантом Центра стратегического планирования РМЭ), Е. В. Сусловым (занимавшим пост председателя-Государственного комитета* РМЭ по печати и информации с 1999 по 2001 гг.). Следует отметить, что часть этих источников носит субъективный характер, так как основывается на личных воспоминаниях. Поэтому эта1 группа, использована диссертантом в качестве дополняющей, уточняющей информации, предварительно подвергнутой критическому анализу. В эту же группу вошли и материалы интервью с ведущими исследователями подготовки журналистских кадров в стране и ее регионах — доктором исторических наук, профессором факультета журналистики МГУ Р. П. Овсепяном и доктором филологических наук, профессором факультета журналистики и социологии КГУ А. А. Роот.

Четвертая группа. — материалы текущего архива ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» и кафедры журналистики МарГУ. Это отчеты, протоколы, в том числе и по вопросам профориентационной работы, трудоустройства выпускников отделения.

40 Журналистика и медиарынок. — 2005.-.№ 6. — С. 6−10, 32−35-.Журналистнка и медиарынок. — 2006. № 4. -С. 32−36- Экономика и образование сегодня. — 2004. — .№ 8. — С. 103, 114- Вестник. Информационный бюллетень Общественной палаты Российской Федерации. — 2007. -№ 6. — С. 2−5- Указ. соч. Журналистское образование в России. .2007. журналистики. К этой группе относятся данные мониторинга 2003;2007 гг. качества подготовки будущих журналистов, материалы курса «Мастера марийской журналистики», в рамках которого проводится сбор биографического материала для сборника «Марийские журналисты», результаты проведенного в 2006 году экспертного опроса преподавателей МарГУ и журналистов-практиков Республики Марий Эл по вопросам истории и практики подготовки журналистских кадров.

Пятую группу источников составили планы и отчеты производственных практик студентов отделения журналистики МарГУ в республиканских, городских и районных редакциях.

Шестая группа источников — это материалы, размещенные во всемирной компьютерной сети Internet. В частности, в работе использованы материалы виртуального корпоративного и общественно-политического дискуссионного ресурса «Виртуальный журналист» (www, journalist-virt. ru). материалы сайтов — журнала «Экономика и образование сегодня» (www.eed.ru), Школы повышения квалификации в области финансов, менеджмента и маркетинга для главных редакторов и руководителей коммерческих служб негосударственных газет (http://dlc. marsu. ru/eurasiaД ведущих факультетов журналистики государственных университетов России, а также адреса официального сервера Правительства Республики Марий Эл (www.gov.таги.ги и www. mari. el).

В приложениях даются архивные документы, фотографии, акты, положения, статистические данные, примеры стандартизированных анкетных опросов студентов, преподавателей и журналистов — практиков.

Цель работы, состоит в том, чтобы в результате изучения комплекса источников и литературы выявить особенности процесса становления и развития подготовки профессиональных журналистских кадров в Республике Марий Эл.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

— рассмотреть предпосылки возникновения подготовки KaflpoBv для работы в периодической печати марийского края;

— проследить динамику формирования кадровой политики в области региональной журналистики;

— провести периодизацию процесса становления и развития подготовки профессиональных кадров для региональных СМИ- -показать роль вузовского образования как важнейшего фактора кадровой политики в области журналистики;

— изучить современное состояние проблем профессиональной подготовки журналистов в регионе.

Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы и полученными результатами: впервые* в региональной историографии предпринята попытка комплексно рассмотреть процесс эволюционного развития подготовки журналистских кадров с 1907 года по настоящее время на примере Республики Марий1 Эл. В работе приведен обобщенный исторический материал по формированию и развитию этого процесса на региональном уровне. Впервые вводится: в научный оборот ранее не использованный в исторических исследованиях круг источников, даются научно обоснованные рекомендации по усовершенствованию форм подготовки журналистов в образовательных учреждениях. Обоснованы хронологические рамки и дана периодизация исторического процесса подготовки журналистских кадров. На основе результатов исследования намечены перспективы изучения истории развития региональной журналистики.

Методологической. основой диссертации являются основополагающие принципы исторического познания — историзм, объективность и системность. Историзм позволил провести анализ процессов и событий в реальном развитии, взаимосвязиобъективностьориентироваться на всестороннее рассмотрение и оценку исторических фактовво всей их сложности и противоречивостисистемный подход помог раскрыть целостность предмета исследования, способствовал выявлению взаимосвязанных явлений и событий. В ходе работы применялись и специальные методы, характерные для исторической науки. Так, сравнительно-исторический метод позволил одновременно исследовать и сравнивать процессы развития подготовки кадров как в стране в целом, так и в ее отдельном субъекте. Проблемно-хронологический метод использовался в определении хронологической последовательности развития различных форм кадровой журналистской политики в Марий Эл.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы данной диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории Республики Марий Эл, а также преподавателями, аспирантами, стажерами и студентами отделений и факультетов журналистики при изучении процесса развития* региональной журналистики и проблем деятельности СМИ. Несомненный интерес результаты исследования представляют для журналистов-практиков при совершенствовании современных моделей повышения квалификации с учетом исторического опыта становления и развития подготовки региональных журналистских кадров.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы докладывались и обсуждались на кафедре журналистики Марийского государственного университета, в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях, в том числе на четырех международных, на шести всероссийских, шести региональных конференциях. По теме диссертационного исследования опубликовано 15 научных работ, в том числе публикация в периодическом издании, рекомендуемом ВАК. Рукопись диссертации обсуждена на заседании кафедры современной отечественной истории Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной диссертационной работе впервые в региональной историографии предпринята, попытка комплекснорассмотреть процесс формирования и развития профессиональной подготовки журналистских кадров в. Республике Марий Эл с 1907 года по настоящее время.

Рассматривая процесс формирования и развития профессиональной' подготовки журналистских кадров в РМЭ со времени ее первых шагов до-современного состояния, мы* выделили следующие периоды:

— первый период: 1907;1917 гг. — зарождения первых газет, фактическое возникновение и развитие печатных изданий в Марийском крае и-обеспечение их специалистами, не имевшими журналистского образования. Это было началом длительного, процесса1 поиска форм и решений проблем подготовки местных журналистских кадров- • /.

— второй период: 1917;1940;е гг. — становление профессии’журналиста1 как идеологического пропагандиста в решении замыслов большевикови Советской власти на фоне интенсивного развития печати и радиовещания в стране и регионе, появление новых форм организации материалов, жанров журналистики, приобретение конкретных очертаний структур редакций. Проводниками этих идей выступали учителя, поэты, писатели, драматурги, представители марийской' интеллигенции. В указанный период позиции редакций укрепляются специально подготовленными партийными кадрами, шло интенсивное формирование университетской системы подготовки, журналистов-в стране и в*союзных'республиках;

— третий период: 1950;е — 1977 гг.- открываются новые факультеты журналистики в классических университетах страны. ВС это" время руководство массовым движением рабочих и сельских корреспондентов осуществлялось и контролировалось партийными органами, стенная печать становилась первичной школой подготовки корреспондентов, карикатуристов, обозревателейРазвивалась: иподдерживалась^ такая форма подготовки корреспондентских кадров, как партнёрство и. наставничество опытных журналистов-практиков^ кадровые вопросы решались за счет специалистовгуманитарных профессий с высшим образованием, Марийском государственном университете условиемдля появления новой специализацйи1 по журналистике становится.' опыт осуществления" образовательного процесса в рамках факультета общественных профессий.;

— четвертый иериод: 1977 г. — по настоящее время— период оснащения-СМИ РМЭ кадрами,. подготовленными в системе высшего/1 профессионального образования: В ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» поэтапно вводитсяспециализация, по журналистике: сначала на. отделении марийской, а затем русской филологии. Итогом введения! специальностипо. журналистике стало открытие отделения и кафедры, журналистики. Это становится началом государственной политики в системе вузовского образования в. области профессиональной подготовки кадров для работььв, средствах массовойгинформацитРеспублики’Марий" Эл.

Сегодня проблема подготовкижурналистов дляработы, в региональных СМИявляется актуальнойСовременнаяпрактика диктует соблюдение условия профессиональнойшодготовки специалистов.

Будущее журналистики и ее творческие аспекты нельзя рассматривать без. учета развитияй новых современных информационных технологий. Развитию сети Интернет предсказывается сегодня много прогнозов: Особенно остро обсуждается вопрос о влиянии Интернета на журналистов-газетчиков. Но при всех технологических новшествах суть, журналистского труда вряд ли может измениться. Это необходимо учитывать при вузовской системе подготовки специалистовПо-прежнему остается, актуальной проблемой хорошо писать, просто объяснять, сложные вещи, отделять главное от второстепенного. Несмотря на то, что газетная журналистика со временем может обрести вид непрерывной трансляции — умение писать останется главной задачей журналистики.

Современный симбиоз ранее различных по типологии и способу передачи информации СМИ диктует создание новых условий при подготовке будущихжурналистов. Возможно, что деление студентов-журналистовна будущих газетчиков или: телевизионщиков сегоднядолжно становиться все. более условным, поскольку все должны в равной степени быть готовыми/ работать в любой сфере массово-информационной деятельности, включая Интернет. Это требование современнойпрактики необходимо учитывать при подготовке кадроврегиональном вузе.

В конце XX века центральные и региональные СМИРоссии столкнулись с нехваткой: хорошо подготовленных, профессиональных кадров. Учитывая исторический опыт развитияюистемы кадровой подготовки ¦ специалистов для средств массовой информации в стране, необходимо возродить, форму подготовки кадрового^ резерва: Многие редакции сегодня.: активно сотрудничают с вузамиотбирая лучших выпускниковш принимаяих на стажировкис- возможностью^ дальнейшего: трудоустройства. Такое взаимодействие, как вуз — редакция, является одним, из наиболее эффективных способов* подготовкикадров для журналистики. Анализ показал, чтосегоднявыпускники не всегда отвечают потребностяммедиаиндустрии: Соответственно, чтобы, ликвидировать, этот пробел, необходимо активно участвовать в образовательном процессе, тем более, что теория, не подкрепленная: — практикойвряд ли может сделать выпускника хорошим специалистом.

За многолетний путь своего' развития кадровая политика в области журналистики накопила достаточный опыт внедрения самых различных форм организации этого процесса: Сегодня решение: проблему оснащенности профессионально подготовленными специалистами российского рынка СМИ возможно только при условии глубокого анализа этой проблемы, как на федеральном, так и на региональном уровнях. В докладе Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (май 2006 года) на тему «Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития» главный вывод был озвучен так: «Отраслям СМИ остро не хватает квалифицированных специалистов, подготовленных к работе в рыночных условиях, причем и в центре, и в* регионах. Это характерно как для журналистики в целом, так и для менеджмента». Сложившаяся парадоксальная ситуация, когда в стране готовится большое число журналистов в государственных и коммерческих вузах, а отсутствие квалифицированных кадров не может устраивать ни одну сторону процесса.

В целом, современноесостояние проблемы кадровой политики в области журналистики характеризуется следующим положением. Сегодня-только в печати СМИ России работает 140−150 тысяч специалистов, которые не могут повысить своюквалификацию в соответствии с требованиями современной практики. В Республике Марий Эл только на марийском языке выходит более 17 печатных изданий и несколько национальных телерадиовещательных каналов и программ, которые также нуждаются в постоянном повышении квалификации. Забыт исторически оправдавший себяопыт работы Института повышения квалификации с его разветвленной сетью региональных отделений, который на протяжении многих лет вел широкомасштабную переподготовку кадров для СМИ страны. Условия таковы, что информационно-коммуникативные технологии развиваются быстрыми темпами, поэтому работающие региональные кадры тоже должны менять свое представление о журналистике. Отсюда переподготовка кадров становится важной и актуальной. Следует развивать. центр переподготовки с открытием отделений в субъектах Российской Федерации.

Несмотря на, казалось бы, достаточное количество университетов и институтов в стране, которые готовят кадры для СМИ (102 вуза, из них 83 — государственных и 19 — негосударственных), где ежегодно выпускаются 4−5 тысяч специалистов, которые обеспечивают только простое воспроизводство кадров. Это соотношение характерно и для региональных СМИ Республики Марий Эл. При этом опасность дилетантства в журналистике может быть устранена только высоким качеством вузовского журналистского образования, прежде всего в. государственном региональном вузе по специальности «Журналистика».

Необходимо возрождение подготовительных отделений. Возможнопришло время создавать при университетах школы подготовительной* журналистики, куда принимались бы допоступления в университет абитуриенты по творческому конкурсу. Такие' подготовительные отделения успешно работали на историко-филологическом факультете сразу после открытия MapFY в 1972 году и оправдали себя, как институт квалифицированной подготовки к постижению профессии.

Вузовскаяподготовка кадров сегодня требует корректировки самой системы подготовки журналистов. Меняются технологии в сфере подготовки, обучение становится более сложным и трудоемким процессом. Важным становится не только получение знаний, возникает острая необходимость, в обучении многим навыкам и новым технологическим процессам.

Прежняя система государственного управления* подготовкой журналистских кадров в Республике Марий Эл меняется. Создание условий-для получения высшего профессионального образованияs по журналистике в Марийском государственном университете позволяет надеяться на качественное развитие самих региональных средств массовой информации республики. На основании вышесказанного в области подготовки кадров, как в России, так и в регионах, в данной диссертационной работе предположены следующие рекомендации: во-первых, региональному вузу необходимо готовить свои предложения* по выпуску менеджеров, управленцев, исследовав рыночный спрос СМИ. Для этого базовое вузовское гуманитарное образование необходимо дополнять экономическими знаниями, практическими аналитическими умениями быстрой адаптации к меняющимся условиямво-вторых, необходимо заинтересовывать и обучать методикам передачи знаний региональных журналистов-практиков, тех, кто поддерживает на договорной основе учебно-ознакомительные и производственные практики студентовв-третьих, региональные журналисты, проработавшие определенное время в редакциях должны ощущать уверенность в возможностях повышения своей квалификации. Редакторам СМИ необходимо учитывать в планах развития' федеральные и региональные программы по повышению журналистских кадровв-четвертых, учитывая огромный интерес к вопросу качества подготовки журналистских кадров необходимо соответствующим кафедрам вузов, в том числе и региональным, проводить исследования по этой проблеме при поддержке органов государственной властив-пятых, необходимо популяризировать, внедрять и стимулировать современный опыт системы дистанционного обучения, дающего возможность сотрудникам редакций, редакторам, находясь на рабочем местеповышать свою квалификациюв-шестых, при подготовке журналистских кадров в системе профессионального вузовского образования необходимо опираться на общероссийский и региональный исторический опыт, учитывать специфику регионального гуманитарного вузовского образования.

Таким образом, подготовка журналистских кадров, как в целом по стране, так и в ее регионах, сделала резкий скачок от случайных форм к профессиональному образованию. Меняется и прежняя система государственного управления системой подготовки журналистских кадров в республике. Исходя из вышеизложенного можно прийти к следующим выводам: во-первых, назрела необходимость всестороннего изучения потребности редакций, исследования рыночного спроса, в соответствии с которыми вузам возможно готовить кадрыво-вторых, необходимо восстановить исторически сложившуюся в стране и регионах систему стажеров и наставников в редакциях, возродить этот институт на базе экономической заинтересованности изданийв-третьих, необходимо последовательно разрабатывать федеральную и региональные программы по повышению квалификации журналистских кадров, подготовки и переподготовки кадров для региональных (республиканских, краевых, областных) изданийв-четвертых, в современных условиях развития высоких технологий при подготовке журналистских кадров необходимо использовать дистанционные формы обучения, которые дают возможность работникам СМИ получать соответствующее качественное образование.

Создание условий для получения высшего профессионального образования по журналистике позволяет надеяться на качественное развитие самих региональных СМИ. Анализ исторического опыта в этой области дает богатейший материал для его внедрения в практику подготовки журналистских кадров. Совершенствование этого процесса в системе вузовского образования может стать основой для полноценной деятельности региональной журналистики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ИСТОЧНИКИ1. Архивные материалы
  2. Текущий архив Управления печати и массовых коммуникаций Министерства культуры, печати и по делам национальностей. Машинопись.
  3. Текущий архив кафедры журналистики ГОУ ВПО «Марийский государственный университет». Йошкар-Ола, 2003−2007 гг. Машинопись.15. Материалы личных архивов:
  4. Законодательные акты и постановления высших и местных органов власти
  5. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266−1 «Об образовании» (ст. 6).- М., 1992.
  6. Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации» (ст. 9). М., 1991.
  7. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации / Науч. коммент. д. юр. н. М. А. Федотова. М.: Гардарика, 1996. — 296 с.
  8. Законодательство Российской Федерации о СМИ: учебно-практические материалы / Под ред. А. Г. Рихтера. — М., 1999. 431 с.
  9. Из основных направлений развития народного хозяйства- СССР на 1976−1980 годы. XXV съезд КПСС 24 февраля 5 марта 1976 г. // КПСС о средствах массовой информации и пропаганды. — 2-е изд., доп. — М.: Политиздат, 1987. — С. 78−79.
  10. Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята 12 апреля 1978 г., с изм. и доп., внес, законами РСФСР от 27 окт. 1989 г., от 31 мая, 16 июня и 15 дек. 1990 г., от 24 мая и 1 ноября 1991 г. М.: Известия, 1992.
  11. Постановление Пленума правления Союза журналистов Республики Марий Эл «О-критическом состоянии средств массовой информации» // Марийская правда. 1997. — 21 марта. — С. 3.
  12. Сборники документов и материалов
  13. Высший, законодательный и представительный орган государственной власти Марийской АССР — Республики Марий Эл / Сб. документов и материалов. Йошкар-Ола: Изд-во Марийского полиграфкомбината, 2003. — 240 с.
  14. Вестник Марий Эл / Информационно-аналитический сборник. № 3 (7). — Йошкар-Ола: Издается Администрацией Президента Республики Марий Эл, 2000. — 95 с.
  15. Ежегодные отчеты работы Фонда защиты гласности / Отв. редактор А. К. Симонов М.: Изд-во «Галерия», 2002. — 283 с.
  16. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1971−1975 гг. -Т. 12. -М., 1986. С. 489−491.
  17. Концепция, государственной национальной политики РФ // Регионология. Саранск, 1996. — № 3−4. — С. 80.
  18. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды / Сб. док. -2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1987. — 246 с.
  19. , Г. Н. Институционализация многопартийности в Республике Марий Эл / Г. Н. Крайнов // Информационно-аналитические материалы. Йошкар-Ола, 1995. — С.6.
  20. Культурное строительство в Марийской АССР. 1917 -1941 гг. / Сб. док. / Составители В. П. Шомина, А. И. Федоров. Йошкар-Ола: Марийское книжное изд-во, 1983. — С.95−96.
  21. Марийский государственный университет: 1972 — 2002 гг. / Сб. материалов. Йошкар-Ола: РИО МарГУ, 2002. 312 с.
  22. Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны 1941−1945огг. / Сб. док. и мат-ов. Йошкар-Ола: Комитет РМЭ по делам архивов. Гос. архив РМЭ, 2005 — 496 с.
  23. Материалы секции культуры и образования // III Всемирный конгресс финно-угорских народов. — Йошкар-Ола, 2001. — 212 с.
  24. Международные нормативные акты ЮНЕСКО: конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО / Сост. И. Д. Никулин. М.: Изд. Логос, 1993. — С.5−12.
  25. Образование Марийской автономной ^ области. / Сб. документов и материалов. Йошкар-Ола, 1966. — С.8.
  26. Организационно-правовые основы деятельности образовательного учреждения высшего профессионального образования / Сб. документов. Йошкар-Ола: МарГУ, 2004. — 316 с.
  27. Сборник материалов об этнической ситуации в Республике Марий Эл и- социально-культурном положении марийского народа / Информационно-аналитическое управление Администрации Президента Республики Марий Эл. Йошкар-Ола, 2005. — С. 8.
  28. Советский район: Сборник документальных очерков. Йошкар-Ола: Комитет Республики Марий Эл по делам архивов, ГАРМЭ, администрация- муниципального образования «Советский район», 2004.-320 с.
  29. Установление Советской власти в Марийском крае / Сб. док. -Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1970. — 184 с.
  30. VII съезд СЖР // Материалы к отчетному докладу «Союз Журналистов на рубеже веков: основные цели, задачи и перспективы». — Москва, 2003 С.3−5. — 105 с. 23. Статистические сборники
  31. Межнациональные отношения в Республике Марий Эл (материалы социологического исследования 2001 г.) / Научно-статистический бюллетень. — Йошкар-Ола, 2002. 151 с.
  32. Народное хозяйство Республики Марий Эл / Статистический сборник. Госкомстат РМЭ. Йошкар-Ола, 1993 — 247 с.
  33. Общественная экспертиза: анатомия свободы слова / Аналитический отчет. -М.: Наука. 2000. — С. 35.
  34. Регионы России: хроника и руководители / Под ред.К. Мацузато. -Т.8:Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Республика Башкортостан. Саппоро, 2003. — 342 с.
  35. Финно-угорские народы России: Федеральная служба государственной статистики / Статистический сборник. — Сыктывкар, 2005. С. 21.
  36. Периодические издания и газетно-журнальные статьи
  37. , Д. После сдачи «зачета / Д. Аврамов // Журналистика и медиарынок. 2005. — № 6. — С. 1.
  38. Г. А. Возможно ли строительство социальных систем? / Г. А. Антипов // Научные записки Сибирской академии государственной службы: В 3 т. Новосибирск, 2000. — Т. 3. — С. 5−12.
  39. , М. И. Университетское журналистское образование в России / М. И. Алексеева, // Вестник Московского ун-та. Сер. Журналистика. — 2006. — № 4.- С. 9.
  40. А.Ф. На пути к организации журналистского образования в России / А. Ф. Бережной // Факультет журналистики. Первые 50 лет / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 1996. — 321 с.
  41. , А.Г. Основные принципы типологии современной советской журналистики / А. Г. Бочаров // Вестник Московского унта. Серия Журналистика. — М., 1973. — № 3. — С. 31−32.
  42. , Е. Медиа в постсоветской России: их структура и влияние / Е. Вартанова // Журнал российской внутренней и внешней политики «Pro et Contra». 2000.-№ 4.-С. 79.
  43. , К.К. У истоков марийской науки / К. К. Васин // Марийская правда. 1983. — 20 января.
  44. , Ю.А. Социальное развитие человека в XX веке / Ю. А. Васильчук // Общественные науки и современность. — 2001. № 1. -С. 5−26.
  45. B.C. «Марийская правда» военных лет как исторический источник / B.C. Востриков // Марийский архивный ежегодник, 2005. -С. 144.
  46. И. О газетах Марийской АССР // Марийская правда, 1937.-5 мая.11 .Гаранин, JI.A. Стратегия образовательной политики Республики Марий Эл / JI.A. Гаранин // Вестник Марий Эл 2006. — № 4 (26). -С. 69.
  47. , В.А., Бритков, В.Б., Дубовский. С. В. Информационное клонирование в процессах глобализации / В. А. Геловани и другие // Общественные науки и современность. 2005. № 6. — С. 121−128.
  48. , И.М., Дзялошинская, М.И. Журналисты о профессиональном сообществе / И. М. Дзялошинский, М. И Дзялошинская // Журналистика и медиарынок. 2005. — № 6. — С. 68.
  49. И.М. Личность журналиста / И. М. Дзялошинский // Журналист. Социологические и социопсихологические исследования. М., 1994. — С. 94−95.
  50. , Г. Н. Готовность к деятельности как социально-педагогическая категория: инновационный подход / Г. Н. Жуков // Образование и наука. 2000. № 3 (5). — С. 176−180.
  51. Иванова, Р. В, Кузнецов, И. В. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны / Р. В Иванова, И. В. Кузнецов // Вестник Московского ун-та. Сер. Журналистика. — М., 1985. — № 1. -С. 18.
  52. , И.А. Проблемы адаптации студентов-журналистов к социальной и профессиональной средам / И. А. Илюшин // Молодой журналист. Учебная газета факультета журналистики ЛГУ. — 1977. — 19 октябрь
  53. , С. Г. Теории журналистики и практика прессы / С. Г. Корконосенко // Вестник Московского ун-та.- Сер. Журналистика. -М., 2003. № 2. — С. 32.
  54. , М. Будущему образованию технологию будущего / М. Карпенко // Обозреватель. — 1999. — № 6. — С. 14.
  55. , Н.Б. Мифотворчество в медиакультуре / Н. Б. Кириллова // Общественные науки и современность. 2005. — № 5. — С. 155−165.
  56. , О. Симптомы опасной болезни / О. Куприн // Журналистика и медиарынок. 2005. — № 6. — С. 36.
  57. , О.Т. Некоторые аспекты профессиональной подготовки студентов-журналистов в оценке работников республиканских/
Заполнить форму текущей работой