Советская одноактная драматургия 1960-1970-х годов (Конфликты и характеры в пьесах А. Володина, А. Вампилова, В. Розова)

Добавить в закладки
Тип работы:
Диссертация
Тема:
Советская одноактная драматургия 1960-1970-х годов (Конфликты и характеры в пьесах А. Володина, А. Вампилова, В. Розова)
Предмет:
Советская многонациональная литература
Страниц:
245
Автор:
Год сдачи:
– 2014
ВУЗ, город:
Москва



Узнать стоимость
оригинальной работы

Заказать оригинальную

Вид работы
Тема
Предмет
Узнать цену →Наши преимущества

Детальная информация о работе

↑ Наверх

Выдержка из работы

В современной советской литературе наряду с малыми формами прозы успешно развиваются и малые формы драматургии: одноактная пьеса, драматическая миниатюра, интермедия, скетч и др. Объектом настоящего исследования является художественная специфика характеров и конфликтов нравственного содержания в одноактных пьесах А. Володина, А. Вампилова, В. Розова.

Одноактные пьесы А. Володина, А. Вампилова, В. Розова и других драматургов волнуют, вызывают споры, заставляют задумываться о настоящем и будущем. И это существенно важно для литературы современного этапа. На Ш1 съезде КПСС было подчеркнуто: & quot-Партия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем, которыми живет наше общество& quot--'-.

Это полностью относится к пьесам В. Розова, А. Володина, А. Вампилова.

Мастера одноактной драматургии так же как и авторы иных малых форм литературы творчески исследуют сложные характеры современников, & quot-подходя к ним с более широкой историко-философской меркой& quot-, — отмечает Б. С. Бугров, — & quot-Предметом художественного исследования многих драм 60-х годов становились такие темы, как совесть, доверие, верность товарищу, ответственность перед коллективом и самим собой, т. е. темы, вытекающие из самой жизни, из морального кодекса советского человека& quot-**.

Характеры и конфликты — это определяющее существо драматургии, практически и теоретически неисчерпаемое. Вне социальных

1 Материалы ХХУТ съезда КПСС. -М. :1982,с. 62.

2 Бугров Б. С. Русская советская драматургия (1960−1970-е годы).

-М. :1981,с. 5,6−7. характеров ж конфликтов нет самой драматургии или не может быть.

Обращение к специфике характеров и конфликтов в одноактной драматургии последних двух десятилетий вызвано потребностью не только в историко-литературном исследовании (что уже частично сделано в работах И. Вишневской, П. Аркадьева, А. Глебова, В. Пиме-нова и др. но и в теоретическом выделении наиболее значимых для современного этапа явлений.

Советские писатели как в больших, так и малых формах драматургии глубоко реалистически освещают как типичные, так и индивидуальные черты в конфликтах и характерах персонажей, & quot-проникая во все тайники жизни и бесстрашно осмысливая их& quot-4.

У каждого времени свои характеры и конфликты. Они видоизменяются в соответствии с эволюцией общества и индивидуальностей, но никогда не исчезают, поскольку в той или иной мере способствуют эволюции общества. Именно поэтому представляется верной замечание А. И. Метченко о конфликтах: & quot-Еще не так давно далеко не глупые люди полагали, что с упрочением социализма исчезнут острые конфликты, исчезнет драматизм. Сейчас мы знаем, что они острые конфликты, ни драматические и даже трагические ситуации не о

Вишневская И. Л. Одноактные пьесы и время. -В кн.: Советская одноактная драматургия. -М. :Искусство, 1967, т. I, с. 3−24. Аркадьев П. А. Зачем пишутся одноактные пьесы? /Заметки критика/. «Литературное обозрение, 1974,№ 1,с. 72−77. Мостовая В. Провинциальные анекдоты. -Театр, 1975,№ 3,с. 8−11. Глебов А. Г. Одноактная драматургия. -В кн.: Советские драматурги о своем творчестве. Сб-ник статей. М. :Иы^сство, 1967. Пименов В. Ф. Оперативный жанр драматургии. -Литературная Россия. М.: 1867,^24,9 июня. 4 Метченко А. И. Избранные работы. В 2-х т. -М. :1982,т. I, с. 435. исчезают, и никогда не исчезнут, меняется их характер& quot-^.

В интенсивно развивающейся критической литературе о характерах и конфликтах в современной драматургии (как правило, многоактной) встречаем положения, касающиеся жанровой природы малых форм6.

По мнению В. Е. Хализева: & quot-Существуют два типа конфликтов, воплощающихся в художественных произведениях. Первые — это конфликты — казусы: противоречия локальные и преходящие, замкнутые в пределах единого стечения обстоятельств и принципиально разрешимые волей отдельных людей. (.). Вторые — конфликты & quot-субстанциональные"-, т. е. устойчивые и длительные (подчеркнуто нами — А.П.) противоречивые положения, определенные состояния жизни, которые возникают и исчезают не благодаря единичным поступкам и свершениям, а согласно & quot-воле"- истории и природы& quot-^.

История одноактной драматургии и современный литературный процесс свидетельствуют о том, что в малых формах так же, как и в больших, существуют те же два типа конфликтов, отмеченные В. Е. Хализевым. В одноактной драматургии с ее ограниченным сценическим временем чаще освещаются & quot-локальные конфликты& quot-, нежели & quot-устойчивые и длительные& quot-. Однако оба типа конфликтов находим в одноакт

5 Метченко А. И. Открытие мира и мир художественных открытий. --Москва, 1977, М0, с. 208.

6 Фролов В. В. Время, пьесы и их герои. В кн.: 0 современнике и современности. -М.: 1964 ,'с. 107 — Фролов В. В. Конфликт — ключевая проблема в современной советской драматургической теории^В кн.: Природа конфликта в современной советской драме. -М. :1974,с. 5В-69 — Чечетин А. И. 0 природе конфликта в советской драматургии. --М. :1976, и др.

7 Хализев В. Е. Драма как явление искусства. -М.: 19^, 0. 104. ных пьесах советских драматургов: конфликты-казусы /& quot-История с метранпажем& quot- А. Вампилова, & quot-Заступница"- В. Розова/ - конфликты устойчивые и длительные /& quot-Похождения зубного врача& quot-, & quot-Идеалистка"- А. Володина, & quot-Праздник"- В. Розова/.

И несмотря на то, что & quot-субстанциональные"- конфликты в одноактных пьесах освещаются фактически за полчаса, тем не менее подтекст v всегда свидетельствует о большой временной предыстории тех или иных нравственных противоречий. Конфликты и характеры в одноактных пьесах А. Володина, А. Вампилова, В. Розова несут в себе конкретные. узнаваемые черты времени, что ниже будет детально рассмотрено на основе типологического и сравнительно-исторического анализа миниатюр.

Почему мы выбрали для исследования одноактные пьесы именно этих драматургов? Основная причина состоит в том, что в творчестве этих талантливых советских драматургов в значительной мере опередивших пути развития одноактной драматургии в 60-е — 70-е годы, обогативших ее выдающимися художественными произведениями, одноактные пьесы предстают в свете оригинальных идейно-эстетических открытий характеров и конфликтов нравственного содержания. Как и бывает с подлинно большим художником, каждый из этих драматургов не просто внес своими произведениями весомый вклад в литературу, но и выразил наиболее характерные, наиболее примечательные черты и тенденции в развитии данного жанра или его разновидности на современном этапе литературного процесса. Одноактные пьесы А. Володина, А. Вампилова, В. Розова воплотили характеры и конфликты нового времени, что в значительной степени определило аспект исследования в данной работе.

М.Б. Храпченко утверждает: & quot-Развитие конфликта обусловливает не только связи и противоречия художественных образов, но и соотношение отдельных сторон, компонентов литературного произведения, его внутреннее строение& quot-^, ибо драматический конфликт в значительной степени определяет не только содержание, но и форму произведения и особенности эволюции характеров.

Конфликты и характеры в скупом сценическом времени одноактных пьес строятся в принципе так же, как и в больших произведениях,-на динамике мыслей и чувств персонажей, но с гораздо большей уплотненностью сюжета, большей концентрацией изобразительно-выразительных средств, большей лаконичностью текста. Характеры и конфликты, освещенные в больших и малых формах драматургии А. Володина, А. Вампилова, В. Розова, свидетельствуют о близости их к жизненной почве. Именно по уровню глубины конфликта и степени нравственной содержательности характеров персонажей пьес критика определяет & quot-позицию драматурга, проблему художественной правды, понятой и раскрытой с позиций метода социалистического реализма& quot-9.

Новаторство одноактной драматургии на современном этапе, проявляясь в особенностях конфликтов и характеров, в то же время свидетельствует и о разнообразии способов типизаций в освещении как прогрессивных явлений в жизни, так и негативных.

В одноактной драматургии 60−70-х годов усилились элементы психологизма в исследовании сложных характеров. Советские драматурги отнюдь не идеализируют жизнь. Их & quot-прогнозы"- о человеческих характерах зиждятся на реальной почве, ибо личность не вдруг тяготеет Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -М. 11 972,0. 257.

9 Барабаш Ю. Я. Природа конфликта в современной советской драме. См. в кн.: Природа конфликта в современной советской драме. /Сокращенная стенограмма конференции состоявшейся в институте истории искусств 18 и 19 октября 1973 г./. -М. :1674,0. 132. к лучшему. Вот почему финалы миниатюр А. Володина, А. Вампилова, В. Розова непременно заставляют задуматься над тем или иным выбором, сделанным тем или иным персонажем, и искать (зачастую лишь предугадываемый авторским замыслом) выход из сложных жизненных коллизий. Мышление и самосознание героев до конфликта, в момент завязки, в период кульминации и в различных нюансах развязки позволяют определить мотивы противоречий и своеобразие характеров.

Цель настоящего исследования является выявление ведущих тенденций в развитии социальных характеров и конфликтов и способов их художественного воплощения в одноактной драматургии 1960−70-х годов (на материале произведений названных выше авторов).

Представляется также важным исследовать индивидуальные и типовые особенности художественных характеров и конфликтов.

Советская одноактная драматургия 1960−70-х годов пока недостаточно изучена, отсутствуют специальные монографии по малой драматической форме современного этапа. Даже служебная терминология по данному типу драматургии еще не получила четких определений. Тем не менее, критики, занимающиеся многоактной драматургией А. Володина, А. Вампилова, В. Розова, уделяли некоторое внимание и достижениям этих писателей в области малых форм. Кроме того добранная нами библиография по теме исследования так же свидетельствует о внимании критики к драматургии малых форм.

В разное время были опубликованы статьисодержащие некоторые обобщения историко-литературных традиций одноактной драматургии и идейно-эстетических особенностей малой формы в творчестве советских писателей10. Намечены основные этапы развития драматургии ма

Вишневская Л.И. и Паченцова Т. Н. Обзор одноактных пьес, изданных в первой половине 1957 года. -М. :1957 — Глебов А. Г. Одноактная драматургия. -М. :1967 — Грачеве кий Ю. На широкую доролых форм, в отдельных случаях определены ведущие тенденции в изображении характеров и конфликтов в те или иные исторические периоды. Эти статьи относятся преимущественно к периоду 40−50-х годов и соответственно рассматривают одноактную драматургию тех лет. Принципы освещения характера современника в миниатюре трактовались критиками (при некоторых несущественных расхождениях), как стремление перейти от схематического изображения персонажей и их поведения к проникновению в мотивы поступков и психологию современных героев, такой точки зрения придерживаются И. Вишневская, П. Аркадьев, Н. Игнатова и др. (см. сн.: 12, 14).

Более глубокие наблюдения и выводы о характерах и конфликтах в одноактной драматургии современного этапа имеются в критических тт статьях последних лет. Наиболее заслуживающими внимание являются наблюдения И. Л. Вишневской. Она справедливо считает: «. Если сценического времени в многоактной пьесе может хватить на обрисовку характера, даже когда этот характер не начал проявляться с самого начала пьесы, то одноактная драма сразу же должна ввести гу реалистического искусства. гТеатр, 1950, ЖЕ1 — Залесский В. Ф. Судьба одноактной пьесы. -Литература и жизнь. М.: 1958,16 Ю — Игнатова Н. За правдивый образ современника. -Культурно-прос-вет. работа. -М. :1952,М2- Кладо Н. Н. О специфике одноактной пьесы. -В кн.: Таджикская советская литература. Сталинабад, 1954,0. 359−383.

11 Анастасьев Д. Одноактные пьесы. -Труд. М.: 1961,23 февраля- Аркадьев П. А. Зачем пишутся одноактные пьесы? -Литературное обозрение, 1974, ЖЕ — Вишневская И. Л. Одноактные пьесы и время. -В кн.: Советская одноактная драматургия. -М. :1967- Гудко-ва В. Ретроспективы и прогнозы. -Современная драматургия, 1983, № 3, и др. нас во внутренний мир героя, сразу определить характер и его перс-

То пективу& quot-. В связи с пространственно-временной ограниченностью одноактной пьесы особенно остро встает проблема отбора изобразительно-выразительных средств в освещении характеров и конфликтов. Талант драматурга-одноактника наиболее ярко проявляется в умении рисовать характеры лаконичными и ёмкими деталями, словами-определениями. & quot-Слово — это участие в конфликте того, кто его произносит. Конфликт одноактной пьесы должен найти в пределах короткого сюжета, одного события свое начало, развитие и разрешение& quot--^, -справедливо считает Н. Кладо.

Одноактная пьеса отнюдь не означает & quot-маленького"- искусства. & quot-Перефразируя Горького, я мог бы сказать, что маленькие пьесы надо писать так же, как большие, только еще лучше! заметил П. Аркадьев. Обобщающего исследования, где бы принципы изображения характера и конфликта рассматривались бы на материале одноактной драматургии конфетного периода,(1960−70-х гг.) до сих пор нет. Таким образом, научная новизна настоящей работы заключается в том, что она является практически первым исследованием, в котором систематизируются и обобщаются материалы по современной русской одноактной драматургии в избранном аспекте. Кроме того, в диссертации впервые обстоятельно анализируются одноактные произведения А. Володина, А. Вампилова, В. Розова, которые до сих пор не иссле

Вишневская И. К вопросу о развитии и состоянии советской одноактной пьесы. -В кн.: Одноактные пьесы. -М.: 1957, с. 8. ^ Кладо Н. О специфике одноактной пьесы. -В кн.: Таджикская советская литература. Сталинабад, 1954, с. 362. Аркадьев П. Зачем пишутся одноактные пьесы? -Литературное обозрение, 1974, И, с. 73.

-IIдовались на научно-теоретическом уровне.

Избранный нами аспект изучения позволяет рассмотреть идейные и эстетические открытия драматургов в их единстве, глубже осмыслить преемственные связи и новаторство, а также основные закономерности развития одноактной драматургии современного этапа.

Исследование этой проблемы, в определенной степени, выявляет некоторые важные вопросы историко-литературного и идейно-эстетического развития одноактной драматургии, как неотъемлемой части литературного процесса в целом.

Изучение характеров и конфликтов в одноактной драматургии А. Володина, А. Вампилова, В. Розова и других писателей может быть использовано при подготовке лекций и спецсеминаров, а следовательно, войти в учебно-педагогический процесс филологических факультетов. п

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы, дается краткий обзор критической литературы по изучаемому вопросу, определяются цели и задачи исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня одноактная пьеса все активнее утверждается как полноправный участник современного литературно-художественного процесса, как творчество, отвечающее самым высоким идейно-эстетическим критериям. Если сравнительно недавно одноактные драматические миниатюры числили главным образом & quot-по ведомству& quot- художественной самодеятельности, то в 60-е — 70-е годы их печатают журналы и издательства, довольно широко ставят на сценах различных театров страны.

Из сотен произведений малой драматической формы, написанных в последние десятилетия, известность и справедливое признание получали одноактные пьесы А. Володина, А. Вампилова, В. Розова, других драматургов разных поколений — ветеранов Я. Апушкина, А. Самсония, представителей & quot-среднего"- поколения А. Арканова, Гр. Горина, В. Азер-никова, наконец тех, кто вошел в драматургию совсем недавно, -Л. Петрушевской, С. Злотникова, А. Родионовой и т. д.

Одноактные пьесы названных драматургов различны по художественным стилям, творческим поискам авторов и степени заостренности раскрываемых проблем. Тем не менее, в одноактной драматургии этих писателей просматриваются родственные идейно-тематические параллели, нравственные проблемы, подчас ощущается определенная близость в художественных путях создания сценической миниатюры. Особенно роднит их общая устремленность к решению нравственной проблематики.

Советская одноактная драматургия по-новому раскрывает характеры и конфликты современности — сквозь призму сложных социально-этических проблем. Основное внимание направлено на художественное постижение человека нашего времени. В сфере многообразных идейнохудожественных поисков и открытий одноактной драматургии мы находим достижения, равные по силе эмоционального воздействия большим формам драматической литературы. Именно к таким произведениям относятся миниатюры А. Володина, А. Вампилова, В. Розова, явившиеся предметом нашего исследования.

Советская одноактная драматургия 1960−80-х годов дала во многом новое, социально-психологическое по своему характеру, освещение актуальных нравственных проблем современности.

Одноактные пьесы А. Володина, А. Вампилова, В. Розова, как было показано в работе, утверждают два плодотворных стилевых направления в советской драматургии (и шире — литературы). Это — направление конкретно-реалистическое (& quot-Четыре капли& quot- В. Розова, & quot-Провинциальные анекдот^ А. Вампилова) и романтико-условное (& quot-Идеалистка"-, & quot-Аттракционы"- А. Володина, & quot-Дом окнами в поле& quot- А. Вампилова).

Характеры в одноактных пьесах А. Володина, А. Вампилова воплощаются, как правило, в момент происходящего в них нравственного перелома. Еще В. И. Ленин указывал, что & quot-всякий перелом в жизни любого человека многоцу учит, заставляет его многое пережить и перечувствовать& quot-, что бывают моменты, в которые люди учатся & quot-большему, чем в год обычной сонной жизни& quot-*. Персонажи А. Володина (к примеру, таже & quot-идеалистка"- или персонажи из & quot-Четырех капель& quot- В. Розова) очень остро ощущают и драматизм конфликтных ситуаций. Эти & quot-случайные"- и неслучайные ситуации так или иначе влияют на развитие характеров и определяют итоги нравственных конфликтов.

Современная одноактная драматургия глубоко и многосторонне выявляет особенности эволюции характеров в ситуациях анекдотических, романтических, драматических, но всегда сценически оригинальных.

1 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 25, с. 205.

Необходимо отметить, что одноактная драматургия 1960−70-х годов в значительной мере избавилась от тематических штампов, шаблонов, декларативности. В работе над сценическими характерами современников мастера одноактной драматургии глубоко анализируют причины поступков персонажей в различных жизненных обстоятельствах, выявляют черты как типического, так и неповторимого.

Слово в пьесе и логика поступков персонажей расгфывают черты цельности характеров. Емкая реплика, живой диалог расширяют пространственно-временные пределы миниатюр, создают иллюзию жизненной полноты (несмотря на присутствие неизбежной условности) в рамках малой формы.

Характеры персонажей одноактных пьес проявляются в конфликтных ситуациях с неменьшей полнотой, нежели в сюжетах & quot-полноформатной"- драматургии, подтверждая мысль Г. Н. Поспелова о том, что: & quot-Важнейшая функция сюжета — обнаружение жизненных противоречий, т. е. конфликтов в терминологии Гегеля — коллизий& quot-2.

В одноактной драматургии, так же как и в многоактной, именно в конфликтных ситуациях разрешением противоречий определяется степень нравственных сил персонажей, делающих решающий выбор и тем самим утверждающих свои жизненные позиции.

Объектом внимания мастеров малой драматической формы являются не только & quot-локальные"- конфликты, проявляющиеся в борьбе дзух различных жизненных позиций (& quot-Квиты"- В. Розова), но также и устойчивые конфликтные ситуации (& quot-Похождения зубного врача& quot- А. Володина), в которых нравственные проблемы остаются либо открытыми. либо решаются & quot-годами"- и многими испытаниями. & quot-Устойчивые конфликты& quot- - нравственные противостояния большой временной длительности

2 В кн.: Введение в литературоведение. Под редакцией Г. Н. Поспелова. Изд. 2-е, доп. -М.: 1983, с. 19.

-162- освещаются чаще, конечно в пределах эпической прозы и многоактной драматургии, но, как видим, и одноактные пьесы могут весьма успешно передавать и разрешать конфликты подобного рода.

Глубина, психологические оттенки драматических характеров и уровни их противоречий в одноактных пьесах А. Володина, А. Вампилова, В. Розова проявляются через нравственные противостояния персонажей и их внутренний драматизм. (К примеру, пьеса & quot-Женщины и дети& quot- А. Володина насыщена внутренним драматизмом: душевные перекивания одинокой женщины вызваны ее отцветающей молодостью, еще не принесшей ей счастья).

Володинокие, вампиловские, розовские конфликты строятся на основе диспропорциональных представлений мещан и альтруистов о социальных правах и обязанностях, вследствие чего анекдотичность, либо даже прямая сатира поднимаются в их пьесах до уровня высокого гражданского пафоса. Так, & quot-Аттракционы"- А. Володина, & quot-Провинциальные аневдоты& quot- А. Вампилова, & quot-Четыре капли& quot- В. Розова подтверждают правоту ленинской мысли о том, что & quot-нравственное уродство мещанина есть качество. совсем не личное, а социальное& quot-3. Типы мещан, открытые в одноактных пьесах Володиным, Вампиловым, Розовым, — представляют собой художественное обобщение конкретных и узнаваемых современных социальных пороков в их различных проявлениях. В пьесах А. Вампилова & quot-История с метранпажем& quot-, & quot-Двадцать минут с ангелом& quot- и в миниатюре В. Розова & quot-Хозяин"- на первый план выдвинуто несоответствие нравственных убеждений мещан и представителей истинной социалистической морали. Таким образом, социальные конфликты способствуют выявлению глубины и силы эмоционально-нравственных качеств в характерах тех или иных персонажей. Характеры же персонажей, в свою очередь, определяют уровни

3 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. Ю, с. 222. нравственных конфликтов: а) противоборство между нравственностью (как жизненной позицией) и безнравственностью (как способом существования) персонажей (& quot-Квиты"- В. Розова, & quot-История с метранпажем& quot- А. Вампилова) — б) противостояние интеллигентной деликатности и антиинтеллигентного невежества (& quot-Хозяин"- В. Розова) — в) столкновение гуманизма истинного и мнимого (& quot-Праздник"- В. Розова) — г) противодействие убеждений гуманистов порочному прагматизму мещан (& quot-Загадочный индус& quot-, & quot-Похождения зубного врача& quot- А. Володина) и другие.

Обращение именно одноактной драматургии к освещению внутреннего мира современников, их характеров и конфликтов — свидетельство того, что на авансцену драматического искусства выходят малые формы, утверждающие художественную лаконичность и отвергающие избыточную информацию. Не случайно даже многоактная драматургия (3-х, 4-х часовой продолжительности) сегодня уплотнилась до сценических объемов двухактной (1,5 — 2-х часовой). В театрах все чаще практикуются режиссерско-постановочные решения двухактных пьес как одноактных (то есть без традиционного антракта). Эти эксперименты предпринимаются в целях сохранения целостного впечатления от спектакля. И нередко такие режиссерские опыты бывают удачными4. Однако трансформация двухактных пьес в & quot-одноактные"- не меняет по сути характерные черты полноформатных произве

4 К примеру, как одноактные были поставлены пьесы: & quot-Синие кони на красной траве& quot- М. Шатрова в театре им. Ленинского комсомола- & quot-Люди и птицы& quot- Ю. Махаева и Б. Штейна в том же театре — & quot-Эльдорадо"- А. Соколовой во МХАГе — & quot-НЛО"- В. Малягина в театре & quot-Современник"- - & quot-Команда"- С. Злотникова в том же театре — & quot-Тринадцатый председатель& quot- А. Абдуллина в театре им. Евг. Вахтангова- & quot-Впервые замужем& quot- П. Нилина в театре на Малой Бронной, и др. дешй: большое сценическое время, большое количество действующих лиц, картин, мизансцен и большую насыщенность характеров и конфликтов.

Особенности одноактной драматургии и ее отличия от многоактной были раскрыты во введении и, частично, в главах диссертации. Подводя итоги, повторим: одноактная пьеса — это прежде всего произведение в одном действии (продолжительностью от получаса до часа), которое характеризуется небольшим количеством персонажей. известной простотой сценографического решения и ускоренной развязкой. Лаконизм, чёткость, динамизм действия, разумная экономия изобразительно-выразительных средств при неприменном сохранении Идейно-художественной ёмкости и всех особенностей, свойственных большой пьесе, представляют собой основные черты малой формы.

Литературно-драматический процесс 60−70-х годов показывает, что многоактная драматургия сама начинает заимствовать приемы малой формы: ее краткое сценическое время, большую спрессован-ностъ композиционно-сюжетных коллизий, концентрирующих внимание на моменте нравственного выбора.

Одноактная драматургия — активно и многогранно развивающаяся форма сценического искусства. Советская малая драматическая форма была и остается верна лучшим традициям отечественной и зарубежной одноактной классики: она стремится к глубинному освещению характеров, раскрывающихся в нравственных противоречиях (что наблюдается в & quot-Маленьких трагедиях& quot- А.С. Душкина) проявляет внимание к проблемам современности, не & quot-развлекает"- конфликтом, а увлекает остротой постановки социально-нравственных проблем.

Современная одноактная драматургия значительно обогатилась новыми художественными приемами, в частности — сюжетно-компози-ционным воплощением больших пространственно-временных параметров. (К примеру, в пьесе А. Володина & quot-Идеалистка"- за двадцать минут освещаются десятилетия жизни), творческим развитием сценических представлений о трех единствах (& quot-Провинциальные анекдоты& quot- А. Вампилова). & quot-Аттракционы"- А. Володина не менее оригинально & quot-нарушают"- законы единства места, времени и действия, сохраняя при этом сюжетно-композиционную целостность.

В одноактной драматургии 1960−70-х годов значительно обогатился спектр характеров и конфликтов нравственного содержания. При этом для пьес А. Володина, А. Вампилова, В. Розова характерна опора на реалистическую основу, позволяющая художественно обобщенным картинам действительности не терять своей достоверности и конкретности.

Анализ сценических характеров и конфликтов позволил выявить общность и различия стилевых направленностей в творчестве ведущих современных мастеров малой драматической формы. В пьесах А. Володина (в & quot-Идеалистке"-, в & quot-Похождениях зубного врача& quot-, в & quot-Загадочном индусе& quot-) выделяются черты поэтико-романтического стиля: тяготение к символике и условности, эмоциональной приподнятости, поэтическим обобщениям, не нарушавшим облик индивидуального. В творчестве В. Розова (& quot-Четыре капли& quot-) ощущается определенное тяготение к художественно-образной условности в трактовке характеров и конфликтов, но в целом сохраняется верность конкретно-реалистическому типу творчества. В миниатюрах А. Вампилова находим художественный сплав поэтико-романтического и гротескно-реалистического стилей в построении характеров, которые раскрываются на стыке обычных и необычных обстоятельств. Эту же особенность отмечает Л. Ф. Ершов: & quot-Вампилов не ищет & quot-типического"- героя и не ставит его в & quot-типические"- обстоятельства. Наоборот, его герои, как правило, оказываются в условиях исключительных, невероятных, почти фантастических. При этом тот или иной ход автора отнюдь не самоцель, а скорее своеобразное средство для раскрытия внутренней сущности человека — богатства его души или наоборот, уродства и пошлости, мещанина, обывателя, никчёмного прожигателя жизни& quot-. ®- Это разоблачение & quot-уродства и пошлости. прожигателя жизни& quot- средствами иронии, сатиры и острого гротеска как раз и проявляется в & quot-Провинциальных анекдотах& quot-.

X х X

Обостренное внимание к социально-нравственным коллизиям времени, характерное для прозы и большой драматургии 60-х -70-х годов, получило яркое воплощение и в одноактной драматургии А. Володина, А. Вампилова, В. Розова.

В произведениях малой драматической формы, при всем разнообразии идейно-эстетических исканий, ощутимо дают о себе знать прежде всего социально-публицистическая и философеко-психологи-ческая & quot-линии"-. И это закономерно — в русле двух названных направлений перед одноактной драмой (как, впрочем, и перед большими формами драматического искусства) открываются широкие перспективы в художественном воплощении современных героев и конфликтов. Через специфические пространственно-временные аспекты, через оригинальную систему выразительных средств.

5 Ершов Д. Ф. История русской советской литературы. -М. :1982, с. 275.

ПоказатьСвернуть

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава первая. ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА. 13

Глава вторая. СПЕЦИФИКА ПОСТРОЕНИЯ ХАРАКТЕРОВ И КОНФЛИКТОВ В ОДНОАКТНЫХ ПЬЕСАХ

A. ВОЛОДИНА И А. ВАМПИЛОВА. 42

Глава третья. СПОСОБЫ ВОПЛОЩЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ В ОДНОАКТНЫХ ПЬЕСАХ

B. РОЗОВ А. 80

Глава четвертая. ПРОСТРАНСТВЕННО-ЕРШЕННЫЕ

ОТНОШЕНИЯ В ОДНОАКТНЫХ ПЬЕСАХ А. ВАМПИЛОВА И А. ВОЛОДИНА. 119

Список литературы

1. Основоположники марксизма-ленинизма о проблемах драматического искусства с. 167−168

2. Доклады, речи, статьи и другие произведения с. I68-I7I

3. Философы, писатели, критики о драматургии с. 171−173

4. Вопросы истории и теории драматургии с. 174−180

5. Вопросы методологии и поэтики драматургии с. I8I-I86

6. Жанры драматургии с. 186−190

7. Характеры и конфликты в драматическихпроизведениях с. 190−196

8. Пространство и время в драматургии с. 196−198

9. Авторефераты и диссертации с. 198−201

10. Библиография по теме: советская одноактнаядраматургия с. 201−219

11. Большие и малые формы драматургии А. В. Вампилова с. 219−231

12. Большие и малые формы драматургии А. М. Володина с. 213−237

13. Большие и малые формы драматургии В. С. Розова с. 237−244

14. Основоположники марксизма-ленинизма

15. Маркс К. и Энгельс Ф. Об исхдгсстве. Сб. в 2-х тт. --М.: Искусство, 1967.

16. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Сб. в 2-х тт. --М.: Искусство, 1976.

17. Ленин В. И. Маленькая картинка для выявления больших вопросов. Полн. собр. соч., т. 37, с. 407−411.

18. Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Полн. собр. соч., т. 12, с. 99−105.

19. Ленин В. И. и Горький A.M. Письма, воспоминания, документы. -1682-е изд. М.: 1961.

20. Ленин В. И. Революция. Театр. Документы и воспоминания. /Вступит, статья А. Щита. -Л.: Искусство, 1970. -352 е. Ленин В. И. О литературе и искусстве. -М.: Искусство, 1976. -827 с.

21. Доклады, речи, статьи и другие произведения

22. Черненко К. У. Авангардная роль партии коммунистов. -М.: Мысль, 1982. -464 с.

23. Черненко К. У. Избранные речи и статьи. 2-е изд. доп. --М.: Политиздат, 1984. -670 с. /Литература и ис^сство, е. 588−589/.

24. Черненко К. У. Утверждать ленинский стиль в партийной работе. -М.: Изд-во политической литературы, 1983. -574 с.

25. Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме Ц К КПСС, 14 июня 1983 г. -В его кн.: Избранные речи и статьи. 2-е изд. доп. -М.: Изд-во политической литературы, 1984# с. 588.

26. Черненко К. У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на Юбилейном Пленуме правления СП СССР, 25 сентября 1984. -Литературная Россия, 28 сентября 1984, № 39,с. 2−4.

27. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Изд-во политической литературы, 1977.

28. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: Изд-во политической литературы, 1982. -223 с.

29. Материалы Пленума Ц К КПСС, 14−15 июня 1983. -М.: 1983, с. 80.

30. Постановление Ц К ВКП (б) от 26 августа 1946. 0 репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению. -В сб. 0 ли6. 7. -169тературе. ЧМ.: I960'- с. 146−150.

31. Постановление Ц К КПСС о? 22 января 1972 г. О литературно-художественной критике. -М. :1972.

32. Калинин М.й. Об ис^сстве. Статьи, речи, беседы. -М.: Изд-во политической литературы, 1967.

33. Луначарский А. В. Собр. соч., в 8-ми т. Т.2. -М. :1964. Статьи: Художественная литература политическое оружие. Ленин и литературоведение. Социалистический реализм. Собр. соч., т.8. -М. :1967.

34. Плеханов Г. В. Литература и эстетика. Соч. в 2-х т. -М.: Гослитиздат, 1958.

35. Аникет А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. -М.: Наука, 1983. -228 с.

36. Владимиров С. К. Маркс и Ф. Энгельс о диалектике драматического конфликта. -Театр и драматургия. Тр. Ленинградского гос. ин-та театра, музыки и кинематографии. 1971. Вып. 3, с. 5−13.

37. Дубровин А. Г. О партийности художественного творчества. --М.: Просвещение, 1977. -160 с.

38. Иезуитов А. История и драматургия /Карл Маркс. 1818−1983/, -Театр, 1983, № 5, с. 7−15.

39. Куницын Г. Ленин о партийности художественного творчества. -В кн.: Ленин и искусство. -М.: Наука, 1969.

40. Лифшиц М. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. -М.: Художественная литература, 1972.

41. Материалы У! съезда писателей СССРв -Литературная газета, 1976, № 25, 26. -17 021. Метченко А. И. Новое в жизни и литературе. -Коммунист, 1962, № 5.

42. Метченко А. И. Завещано Горьким. Роль А. М. Горысого в развитии социалистического реализма. -М.: Художественная литература, 1969, с. 117.

43. Метченко А. И. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. Изд. 2-е. -М.: Советский писатель, 1975. -487 с.

44. Метченко А. И. Пора зрелости. -Коммунист, 1981, 18, декабрь, с. 61−74.

45. Метченко А. И. Подходя с широкой исторической мерой. -В кн.: Литература и современность. 1976−1977, № 16. -М.: Художественная литература, 1978, с. 7−26.

46. Метченко А. И. Избранные работы: в 2-х т. -М.: Художественная литература, 1982.

47. Мораль как ее понимают коммунисты. / Сост. Н. В. Бычкова и др. 6-е изд., доп. -М.: Изд-во политической литературы, 1982. -302 с.

48. Николаев П. А. Марксистско-ленинское литературоведение. --М.: Просвещение, 1983. -256 с.

49. Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания XX столетия. 3-е изд. доп. -М.: Художественная литература, 1982. -590 с.

50. Петров С. М. Социалистический реализм в художественной литературе. -М.: Советский писатель, 1976# -214 с.

51. Петров С. М. Критический реализм. 2-е изд. ~М.: Высшая школа, 1980. -359 с.

52. Тимофеев Л. Метод социалистического реализма. В кн.: Тимофеев Л. Основы теории литературы. 5-ое изд. -М.: Просвещение, 1976. -447 с.

53. Фридлендер Г. М. К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы. -1713-е изд. -М.: Художественная литература, 1983. -607 с.

54. Щербина В. Р. В. И. Ленин и художественная литература. -М.: Просвещение, 1974. -256 с.

55. Яковлев Б. Ленин и советское исьогсство. -Вопросы литературы, 1965, J6 I.

56. Философы, писатели, критики о драматургии

57. Аристотель. Об искусстве поэзии. -М.: Госполитиздат, 1957. -183 с.

58. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Художественная литература, 1975, с. 502.

59. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. -424 с.

60. Белинский В. Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр. соч. /в 13-ти т./. -М.: Академия наук СССР, 1954, т.5.

61. Белинский В. Г. 0 драме и театре. В 2-х т. T.I. -М.: Искусство, 1983. -446 с.

62. Белинский В. Г. 0 драме и театре. В 2-х т. Т.2. -М.: Искусство, 1983. -488 с.

63. Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания. В 5-ти т. Т.5. -М.: Искусство, 1965. -527 с. /Народная драма. Т. 5, с. 181−187/.

64. Боровский В. В. Литературная критика. -М.: Художественная литература, 1971, с. 574.

65. Гегель Г. В. Ф. Лекции по эстетике. Соч. -М.: Академия наук

66. СССР — 1938−1958, Т. 14, с. 329−398. «

67. Гегель Г. В. Ф. Драматическая поэзия. -В кн.: Гегель Г. В. Ф. Сочинения. -М.: Академия наук СССР, т. 14, с. 329−398.

68. Гёте И. В. Об искусстве и литературе. Собр. соч. в 10-ти т.

69. Т. 10. -М.: Художественная литература, 1980, с. 510 (с. 487−508). -17 212. Горький A.M. Полное собр. соч. в 30-ти томах. Т. 28. -М.: Гослитиздат, 1956.

70. Дидро Д. Театр и драматургия. -Собр. соч. в Ю-ти т. --М. -Л.: Академия, 1936, т. 5. -656 с.

71. Золя Э. Натурализм в театре. -Собр. соч. в 26-ти т. -М.: Гослитиздат, 1966, т. 24, с. 321−363.

72. Луначарский А. В. О театре и драматургии. Избр. статьи. В 2-х т. Вступит, статья А. Дейча. -М.: Искусство, I95B, т.2.

73. Луначарский А. В. Предисловие к драмолеттам. -Театр, 1966, № 2, с. 71−76.

74. Манн Т. Опыт о театре. Собр. соч. в 10-ти т. -М.: Гослитиздат, I960, т.9. -672 с.

75. Олеша Ю. К. Ни дня без строчки. -М.: Советская Россия, 1965. -304 с.

76. Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства: В 2-х т. --М.: Искусство, 1973. T.I. -632 с. Т.2. -439 с.

77. Поспелов Г. Н. О природе искусства. -М.: Искусство, I960, -204 с.

78. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. -М.: Просвещение, 1972. -271 с.

79. Поспелов Г. Н. Проблемы литературного стиля. -М.: Моск. ун-т, 1970, с. 328.

80. Поспелов Г. Н. Типология литературных родов и жанров. -Вестн. Моск. ун-та. Сер. филол., 9, 1973т* № 4.

81. Поспелов Г. Н. Теория литературы. -М.: Высшая школа, 19^. -352 с.

82. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. Сб. отатец-М.: МГУ, ун-т, 1983, -336 с.

83. Поспелов Г. Н. Искусство и эстетика. -М. :Искусство, 1984. -325с. -17 327. Пушкин А. С. О классической трагедии. -Собр. соч. в 10-ти т. -Л.: 1978. Наука, т. 7. -543 с.

84. Пушкин А. С. Мои замечания о русском театре. -В кн.: Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в Ю-ти т. 2-е изд. -М.: Академия Наук СССР, 1958, т. 8. -596 с.

85. Толстой Л. Н. О Шекспире и о драме. -В кн.: Толстой Л. Н. Собр. соч. /В 90-та т./. -М.: ГослитиздатД951, т. 35, с. 216 272.

86. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности. -Собр. соч. в 15-ти т. -М.: Художественная литература, 1949, т. 2. -944 с.

87. Шеллинг Ф. В. Философия иодсства. -М.: Мысль, 1966# -496 с. 0 трагедии, с. 401−414, о сущности комедии, с. 415−418, о новой драматической поэзии, с. 425−444.

88. Шоу Б. О драме и театре. /Пер. с англ./ -М.: Изд-во иностр. лит., 1963. -640 с.

89. Вопросы истории и теории драматургии

90. Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение: Учебник для студентов филол. спец. пед. ин-тов. 6-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1975. -352 с. Виды драматических просве-щений, с. 241−265.

91. Авдеев А. Д. Происховдение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. -Л. -М.: Искусство, 1959. -266 с.

92. Алперс Б. В. Театральные очерки. В 2-х т. -М.: Ис1 $гсство, 1977. Т.2 см. I8I-I85.

93. Т.2. Причина и повод в драме, с. 240−243. Т.2. Образ в проблемной драме, с. 234−240.

94. Аникст А. А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. -174йстория учений о драме/. -М.: Наука, 1976. -455 с.

95. Аникст А. А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. --М.: Наука, 1972. -643 с. /История учений о драме/. Библиогр.: с. 631−639.

96. Аникст А. А. Теория драмы конца XIX века на Западе. В кн.: Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура. -М.: Наука, 1972, с. 159−176.

97. Аникст А. А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. /История учений о драме/. -М.: Наука, 1963. -288 с.

98. Беляева М. И. В спорах о драматургии /Из истории полемики 30-х гг/. -В кн.: Литература правды и мечты. -Кемерово, 1966, с. 73−68.

99. Блок В. Б. Система Станиславского и проблемы драматургии. -М.: ВТО, 1963. -195 с.

100. Блок В. Б. Театр воображения. -Лит. обозрение, 1977, № 3, с. 103−108. /Соотношение литературного текста и сценического воплощения в драматургии/.

101. Богуславский А. О. и др. Краткая история русской советской драматургии. /От & quot-Мистерии Буфф& quot- до & quot-Третьей патетической& quot-/ -М.: Просвещение, 1966. -374 с.

102. Борев Ю. Б. Социалистический реализм и драма-концепция. --В кн.: Социалистический реализм и художественное развитие человечества& quot-. Сб. статей. -М.: 1966, с. 396−426. /Интеллектуальная драма Б. Бреха, Е. Шварца/.

103. Брехт Б. Замечания о народной драме. -В кн.: Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В 5-ти т. -М.: Искусство, 1965, т. 5, с. 181−187. Народная драма как жанр.

104. Вейман Р. & quot-Новая критика& quot- и развитие буржуазного литературоведения. История и критика новейших методов и интерпретации. /Пер. с нем./. -М.: Прогресс, 1965. -428 с. /& quot-Неокритицизм"- в драме, с. 1^-328/.

105. Велехова Н. Экзистенциализм и некоторые вопросы драматургии. -Эстетика и жизнь, 1971, вып. 1, с. 257−294.

106. Велехова Н. О пьесе, в которой ничего не происходит. Советская культура, 1957, 14 мая.

107. Велехова Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня. -М.: Советский писатель, 1983. -376 с.

108. Волькенштейн В. М. Драматургия. 5-е изд. доп. -М.: Советский писатель, 1969. -335 с.

109. Давыдова Н. Некоторые тенденции современной сказочной драматургии. -В кн.: Сказка на сцене. Сб. статей. -М.: 1964, с. 29−50.

110. Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра. -М. -Л.: Искусство, 1948. -588 с.

111. Державина О. А., Демин А. С. и др. Ранняя русская драматургия ХУЛ первая половина ХУЩ вв. Русская драматургия последней четверти ХУЛ и начала ХУШ вв. — М.: Наука, 1972. -368 с.

112. Державина О. А., Демин А. С. и др. Ранняя русская драматургия ХУЛ первая половина ХУШ вв. Пьесы школьных театров Москвы. -М.: Наука, 1974. -584 с.

113. Державина О. А., Ломунов К. Н. и др. Ранняя русская драматургия (ХУЛ первая половина ХУШ в.). Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины ХУШ в. -М.: Наука, 1975, с. 734.

114. Державина О. А., Гребенгок В. П. Ранняя русская драматургия ХУЛ первая половина ХУШ вв. Пьесы любительских театров. -М.: Наука, 1976. -860 с.

115. Ивашнев В. И. О границах документальности в драматургии. --В кн.: Писатель и жизнь. -М.: 1965, с. 54−64.

116. История советского драматического театра. В 6-ти т. -М.: Наука, 1971. /Одноактная драматургия. Т. I, с. 71,84−92/.

117. История русской советской литературы. В 4-х тт. 1917−1965гг. 2-е изд. -М.: Наука, 1971.

118. История русской советской литературы. В 4-х тт. -М.: Наука, 1971.

119. История русской советской литературы. Под ред. П.С. Выходце-ва, 3-е изд. -М.: Высшая школа, 1979.

120. История советского театроведения. Очерки. I9I7-I94I гг. Под ред.: А. Я. Альтшуллер, А. А. Аникст, Э.Н. 1Угушвили и др. -М.: Наука, 1981. -365 с.

121. История русской советской литературы (I9I7-I940). А. И. Метченко, B.B. I^pa, Л. И. Тимофеев и др. — Под ред. А. И. Метченко, С. М. Петрова. -2-ое изд. -М.: Просвещение, 1983. -511 с.

122. История русской советской литературы, 40−80-е годы. А. И. Метченко и др. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1983. -544 с.

123. История русской советской литературы — Учебное пособие для ун-тов. -М.: Высш. школа, 1982. -343 с.

124. Иезуитов А. История и драматургия (Карл Маркс. I8I8-I983). -Театр, 1983, ^ 5, с. 7−15. -17 737. Имихелова С. С. Современный герой в русской советской драматургии 70-х годов. -Новосибирск: Наука, 1983. -125 с.

125. Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. -М.: Наука, 1971. -224 с.

126. Киселев Н. Н. Вопросы теории драматургии на Первом съезде советских писателей. Учен. зап. (Томск. гос. ун-т), 1966,№ 62. Вопросы теории метода и стиля, с. 47−62.

127. Краткий очерк истории русской советской литературы. (19 171 980). /Ответственный редактор В.А. Ковалев/. -Л. :Лениздат, 1984. -414 с.

128. Кургинян М. С. Драма. -В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. -М.: 1964, с. 238−362.

129. Лоусон Д. Г. Из книги & quot-Теория и техника драматургии& quot-. Вступление. -В кн.: Культура и общество. Марксистская литературно-художественная критика США. -М.: Искусство, 1976, с. 45−77.

130. Лоусон Д. Г. Теория и практика создания пьесы и киносценария. -М.: Искусство, I960. -562 с.

131. ЭДухранели И. Л. Драма в зеркале критики. -В кн.: Актуальные проблемы методологии литературной критики. -М.: Наука, I960, с. 214−248.

132. Новиков А. В. Критика теории драмы и комического. -В кн.: Вопросы марксистско-ленинской эстетики. -М. :1964,с. 211−244.

133. Основин В. В. 0 специфике драмы. Уч. зап. Горьковский гос. пед. ин-т, 1967, вып. 77. Секция филол. науки. Проблемы худо ж. мастерства и история лит-ры, с. 39−106. Драма как родлитературы, с. 53.

134. Основин В. В. Особенности психологической драмы: В связи с проблемой жанровой классификации. -В кн.: Метод и мастерство. -ire

135. Вологда, 1970, вып. I, с. 237−248.

136. Очерки истории русской советской драматургии 1945−1967. --Л.: 1967.

137. Полюшкина Р. А. К вопросу формирования теории драмы /По материалам рус. жанров первого десятилетия НХ в. -В кн.: Сб. аспирантских работ. /Казанск. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина/. Гуманитарные науки. Литературоведение. Педагогика. -Казань, 1975, с. 56−63.

138. Погодин Н. Ф. С чего начинается пьеса? -М.: Сов. Россия, 1969. -93 с. /Писатели о творчестве/.

139. Поляков М. Я. Теория драмы. Поэтика. Учебн. пособие для студ. театр, ф-тов. -М.: ГИТИС, I960. -118 с.

140. Поспелов Г. Н. Теория литературы. -М.: Высшая школа, I97B. -352 с.

141. Поспелов Г. Н. Жанровое новаторство советской драматургии. --Театр, 7, 1975, с. 83−88 /0 жанре героической драмы и утверждающей комедии в советской драматургии/.

142. Пристли Д. Б. Искусство драматурга /Лекции, прочитан, в театре Олд Вика. Пер. с англ./. -Театр, 1958,$ II, с. 176−183. жизненная правда и сценическая условность в драме.

143. Реутова Л. И. Стилевые поиски современной русской советской драмы /1960-е годц/. -М.: 1973.

144. Ревякина И. А. Горький и некоторые вопросы советской философской драмы. -Вестник Московского университета, Филология и журналистика, I960, № 4, с. 12−23.

145. Сапрыкина Е. Некоторые особенности теории романтической драмы. -В кн.: Европейский романтизм. -М.: 1983, с. 179−203.

146. Сахнове кий-Панке ев в. А. Драма. Конфликт. Композиция. Сценическая жизнь. -Л.: Искусство, 1969. -232 с.

147. Сахновекий-Панкеев В.А. О драме как произведении театрального искусства. -Методологич. проблемы современного искусства. Знание. Сб. статей. -Л.: 1975, вып. 1, с. 64−74.

148. Станиславский К. С. Собрание соч. в 8-и тт. -М.: Искусство, I954-I96I.

149. Турбин В. Товарищ время и товарищ искусство. -М.: Искусство, 1961. -177 с.

150. Турбин В. Подвижники Мельпомены. -Шость, 1975,№ Ю, с. 68−70.

151. Турбин В. Размышления и разборы. -Современная драматургия, 1983, № I, с. 230−240.

152. Хаустов Н. Т. Современная советская психологическая драма /Некоторые проблемы поэтики жанра/: Автореферат на соискание уч. степени канд. филол. наук. -Томск, 1972. -21 с. Томск. Гос. ун-т им. В. Куйбышева.

153. Фролов В. В. Очерки истории советской драматургии. Т. 1,2. -М.: Искусство, 1963.

154. Хализев В. Е. Драма как явление искусства. -М.: Искусство* I97B, с. 240.

155. Ходукина Т. И. К вопросу о генезисе жанра романтической драмы. -Ученые записки Томск. Гос. ун-та, 1969, $ 77, с. 55−67. На материале мировой литературы.

156. Холодов Е. Г. Проблемы теории советской драматургии и театра. -М.: 1969. -39 с. -18 071. Холодов Е. Г. Лицо театра. Статьи и рецензии разных лет. --М.: Искусство, 1979. -327 с.

157. Холодов Е. Г. & quot-Комедийная храмина& quot- на Красной площади. К истории первого публичного театра в России. -Театр, 1961II, с. 106−116.

158. Храпченко М. Б. Проблемы советской драматургии. Литература и искусство, 1943, № 23.

159. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -М.: Художественная литература, 1972, с. 257.

160. Храпченко М. Б. Драматургическая реплика & quot-в сторону& quot-. В кн.: Сравнительное изучение литератур. -Л.: 1976, с. 487−492.

161. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек. 3-е изд. -М.: Советский писатель, 1962. -416 с.

162. Храпченко М. Б. Собрание сочинений: В 4-х т. -М.: Художественная литература, 1980.

163. Цимбал С. Л. Театральная новизна и театральная современность. -Л. -М.: Искусство, 1964. -312 с. /Воля драматурга и воля театра, с. 100−166/.

164. Шоу Б. 0 драме и театре. (Пер. с англ.). -М.: Изд-во Иностр. лит., 1963. -640 с.

165. Штейн А. Л. На вершинах мировой литературы. -М.: Художественная литература, 1977. -270 с.

166. Штейн А. Второй антракт. -М. :Искусство, 1976−81,в 2-х тт.

167. Штейн А. Что есть драматургия? -В кн.: Драматургия и время. -М.: 1974, с. 32−47.

168. Явчуновский Я. И. Богатство историй. -Театр, 1975,^7,с. 82−92. 0 жанровых образованиях в совр. драматургии.

169. Вопросы методологии и поэтики

170. Аристотель. Поэтика. -М.: Гослитиздат, 1957, с. 53.

171. Адлере Б. В. Причина и повод в драме. -В кн.: Адлере Б. В. Театральные очерки: в 2-х т. -М.: Искусство, 1977, т.2. Театральные премьеры и дискуссии, с. 240−243.

172. Адлере Б. В. Образ в проблемной драме. -В кн.: Алперс Б. В. Театральные очерки в 2-х тт. Т.2. -М.: Искусство, 1977. /Театральные премьеры и дискуссии, с. 234−240. О построении социального образа характера в советской драме/.

173. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. -М.: Художественная литература, 1975. -502 с.

174. Бахтин М. М. Проблема содержания материала и формы в словесном художественном творчестве. -В кн.: Вопросы литературы и эстетики. -М.: Художественная литература, 1975, с. 6−71.

175. Бикмухаметов Р. Г. Орбиты взаимодействия. Монография. -М.: Советский писатель, 1983. -240 с.

176. Борев Ю. Б. Эстетика. 3-е изд. -М.: Политиздат, 1981. -399 с.

177. Бочаров А. Г. Сообщительность иронии. -Вопросы литературы, I960, № 12, с. 74−114.

178. Блок В. Б. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и ее сценического воплощения. -М.: Искусство, 1983. -294 с.

179. Блок Вл.Б. Социальность драмы. -В кн.: Драматургия и время. Сб. статей. -М.: 1974.

180. Буало Н. Поэтическое искусство. -М.: Гослитиздат, 1957. -231с.

181. Бугров Б. С. русская драматургия конца XIX начала XX века. Пособие по спецкурсу. -М.: йзд-во МГУ, 1979. -96 с.

182. Бугров Б. С. Историко-революционная драматургия наших дней. -М.: Изд-во Общество & quot-Знание"- РСФСР, 1980. -47 с.

183. Бугров Б. С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60-е 70-е годы). Пособие по спецкурсу. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -160 с.

184. Бугров Б. С. К вопросу об эпизации современной советской драмы. -Б межвузовском научном сб.: 0 традициях и новаторстве в литературе. -Уфа. Башкирский гос. ун-т им. 40-летия Октября, 1980, с. 23−33.

185. Бугров Б. С. Об условных приемах в современной советской драме. Чехословацкая русистика, -журнал по изучению языков славянских народов СССР. Март 1981. Том ХХУ1, вып. 2, с. 56−63.

186. Бугров Б. С. Русская советская драматургия. 1960-е 1970-е годы. -М.: Высшая школа, 1981. -286 с.

187. Бугров Б. С. Драматургия: портреты современников. -М.: Знание, 1982. -64. /Новое в жизни, науке, технике. Сер. & quot-Литература"-, № I. -64 с.

188. Бугров Б. С. Драматургия. -В кн.: Современная советская литература. /Актуальные проблемы/. -М.: Изд-во МГУ, 1983, с. 130−230.

189. Бялик Б.А. М. Горький драматург. Изд. 2-е. -М.: Советский писатель, 1977. -638 с.

190. Васильева А. Н. Художественная речь. Курс лекций по стилистике для филологов. Учебное пособие. -41.: Русск. язык, 1983. -256 с.

191. Велехова Н. О пьесе, в которой ничего не происходит. Советская культура, 1957, 14 мая. Об искусстве построения сюжета в драматическом произведении.

192. Вишневская И. Л. Живая душа. Традиции Гоголя и советская драматургия. -Театр, 1974,' № 7, с. 75−80.

193. Вишневская И. Л. Человек и его дело. /О герое современной драмы/. -Новый мир, 1976, № 6.

194. Вишневская И. Л. Трудовые будни в свете рампы. Пьесы и спектакли 70-х годов. -М.: Искусство, 1982. -158 с.

195. Вишневская И. Л. Драматургия верна времени. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1983. -159 с.

196. Вишневская И. Л. Тревоги на марше. Современная драматургия, 1983, № 2, с. 100−188. /О производственной теме в советской драматургии/.

197. Вишневская И. Л. Государственное мышление художника. -Современная драматургия, 1983, № 4, с. 210.

198. Вишневская И. Л. Записки на манжетах. -Театр, 1983, № 2, с. 102−108.

199. Вислов А. Второстепенные. -Театр, 1965, № 9, с. 73−77. /роль второстепенных действующих лиц в пьесе/.

200. Владимиров С. В. Действие в драме. -Л.: Искусство, I972. -I59C.

201. Владимирский Б. А. Единство действия в современной советской пьесе и драматическом спектакле: Ленинградок, гос. ин-т музыки и кинематографии. -Л.: 1977, -20 с.

202. Волков А. Р. Агитационность драматургии Майковеко-брехтов~ ского направления. -Вопросы русской литературы. -Львов, 1975, вып. 2, с. 2, с. 27−40.

203. Давыдов Ю. Гармония синтеза или деспотизм абстракций. --Театр, 1962, # 10, с. 126−132. -18 438. Зондель М. А. Речевая характеристика в драме и способы ее выражения. -В кн.: Ю-я научн. конф. (1968) Псков, пед. ин-т, Материал. -Псков, 1969, вып. с. 3, 73-& quot-В.

204. Зингерман Б. Проблемы развития современной драмы. -В кн.: Вопросы теории, 1967.

205. Катышева Д. Н. К вопросу о новых тенденциях в поэтике драматургии социалистического реализма 30-х и 50-х годов. /Б. Брехт, В. Маяковский, В. Незвал/. -Уч. зап. /Высш. проф. школа культуры ВЦСПС, 1974, вып. 4, с. 118−144.

206. Катышева Д. Н. Учебное пособие по курсу & quot-Теория драмы и основные принципы анализа театральных произведений. "- -м.: Профиздат, 1973.

207. Некоторые проблемы композиции драмы, 1973. -48 с.

208. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция. -В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. -М.: Наука, 1964, с. 421.

209. Костелянец Б. О. Драма и действие. Лекции по теории драмы. -Л.: 1976. -159 с.

210. Крон А. Заметки о языке сценического произведения. -Молодая гвардия, 1957, № I, с. 195−205.

211. Левин М. Б. Очерки истории русского советского драматического театра. -М.: Исх^сство, 1961. /В 3-х тт./.

212. Люлько Н. П. Наблюдение над стилем современной драмы. Вестн. Ленингр. ун-та, 1967, № 20. Серия. История, язык, лит-ры, вып. 4, с. 123−136.

213. Малкова B.C. Современная драма второй половины 1950−60-х годов. -М.: 1969.

214. Оснос Ю. А. Герой современной драмы. -М.: Советский писатель, 1980. -311 с. -18 549. Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. 2-ое изд. -М.: Советский писатель, 1978. -446 с. /Сравнительно-историческое изучение русской литературы/.

215. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. -М.: Изд-во ЩУ. -336 с.

216. Ревзинова О. Г., Ревзин И. Н. Семиотический эксперимент на сцене /Нарушение постулата нормального общения как драматический прием/. Учен. зап. Тарт. ун-та, 1971, вып. 284. Труды по знаковым системам, № 5, с. 232−254.

217. Ясская советская литература 50-х, 60-х, 70-х годов. Под редакцией проф. В. А. Ковалева. -М.: Просвещение, 1981. /Драматургия и современность, с. 207−222/.

218. Реутова Л. И. Стилевые поиски современной русской советской драмы. /1960-е годы/. -М.: 1978.

219. Сазушкина Н.й. Русская устная народная драма. Пособие по спецкурсу для студ. -заочн. филол. фак. гос. ун-тов. Вып. 2. Вопросы поэтики. -М.: Изд-во Моск. ун-та. -58 с.

220. Смелков Ю. С. Новое в жизни новое в драме. -М.: Знание, 1948, с. 62.

221. Советская драматургия. Дискуссионный сборник секции драматургов Оргкомитета ССП. -М.: 1934.

222. Телятникова Г. Г. Условные приемы в советской психологической драме 1950-х 1960-х годов. Вопросы историзма и художественного мастерства, 1976, вып. I, с. 132−149.

223. Фадеева Н. И. Драматический герой и его модификации в трагедии и комедии. -М.: Филологические науки, 1984,$ 4,с. 10−16.

224. Хализев В. Е. Поэтика драматического действия Проблемы истории критики и поэтики реализма: Межвузовск. сб. Куйбышев, 1976, вып. I, с. 92−120. /О сюжете в драматическом произведении/.

225. Холодов E. Композиция драмы. -М.: Искусство, 1957. -224 с.

226. Храпченко М. Б. Драматическая реплика & quot-в сторону& quot-. -В кн.: Сравнительное изучение литератур. -JI.: 1976, с. 487−492.

227. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа. -М.: Художественная литература, 1982. -334 с.

228. Чеботаревская Т. А кощ же просто нужен человек? -В кн.: Драматургия и время. Сб. ст. -М.: 1974, с. 266−268.

229. Шварц Л. Некоторые аспекты современной теории внутреннего монолога. -Тр. Ленинградок, ин-та театра, музыки и кинематографии, 1971, вып. 3, с. 409−411.

230. Шербина А. А. 0 речевой характеристике сатирических персонажей русской советской комедии. -Киев, 1958. -18 с. Ин-т языкознания АН УССР.1. Жанры драматургии

231. Акимов Н. П. Выбор жанра и позиция художника. Вступ. и примечания. С. Л. Цимбала. -Нева, 1976, № 10, с. 197−207. /Публикация докл., сделанного в 1945 г. /

232. Алперс Б. В. Жанр советской комедии. -В кн.: Ашерс Б. В. Театральные очерки. В 2-х т. Т. 2. Театральные премьеры и дискуссии. -М.: Искусство, 1977, с. 185−190.

233. Алперс Б. В. Смена жанров: 0 судьбах драматических произведений. -В кн.: Алперс Б. В. Театральные очерки. В 2-х т. Т.2. -М.: Искусство, 1977, с. 204−214. /0 содержательности жанров в драматургии/.

234. Анов Н. И. Быть впереди событий /о задачах драматурга/. --Простор, I960, & 7, с. 135−137.

235. Богданов А. Н. Жанры советской драматургии. -Казань. Изд-во Казанского ун-та, 1966. -1876, Бельдюгов В.и. Героическая трагедия как жанр советской драматургии. -Л.: 1977. -17 с. Ленингр. гос. ун-т театра, музыки и кинематографии.

236. Бельдюгов В. И. К проблеме взаимосвязи трагедии и героической драмы. /Опыт жанровой характеристики & quot-Оптимистической трагедии& quot- Вс. Вишневского/. Тр. Ленингр. ин-та театра, музыки и кинематографии, 1974, вып. 4, с. 285−299.

237. Бочкарев В. А. Вопросы развития исторической драмы в освещении прогрессивной критики начала XIX в. Уч. зап. Куйбышевск. пединститута, 1958, вып. 19, с. 33−66.

238. Бугров Б. С. Ясская советская драматургия /1960−1970-е годы/. ~М.: Высш. школа, 1981. -286 с.

239. Вишневская И. Л. Трудовые будни в свете рампы: /Пьесы и спектакли 70-х годов/. -М.: Искусство, 1982. -158 с. /От производственной пьесы к деловой драме/.

240. Вольфе он А. Н. Размышляя о судьбах жанра. /Проблемы постановки одноактной драматургии на театральной сцене/. -Театр, 1975, № 4, с. 72−75.

241. Кузьмичев И. Судьбы современных жанров. -Октябрь, 1965f $ 7, с. 204−214.

242. Козлова С. М. Канрово-стилевые особенности русской советской комедии 1950-х 70-х годов. Томск, ун-т, 1973, вып. 2, с. 148−161.

243. Кожинов В. В. Виды искусства. -М.: Искусство, I960. -128 с.

244. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров. -В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. ~М.: Наука, 1964.

245. Лордкипанидзе Н. Важный, но отстающий жанр. О некоторых процессах одноактной драматургии. -Комсомольская правда. --М.: 1953, 8 апреля, № 83, с.З.

246. Ломидзе Г. А. Жанровое своеобразие комедии. -Тбилиси, 1965--20 с. Тбилисский гос. ун-т.

247. Никулина Е. А. Проблема жанра в эстетике М. Горького. -Вестник Ленинградского ун-та, 1974, № 14, серия История яз. и лит., вып. 3, с. 81−91.

248. Основин В. В. Особенности психологической драмы: В связи с проблемами жанровой классификации. -В кн.: Метод и мастерство. -Вологда, 1970, вып. 1, с. 237−248.

249. Озеров Л. Союз поэзии и драмы. Послесловие к кн.: Я.В. Апуш-кин & quot-Ялтинская осень& quot-. -М.: Искусство, 1980, с. 206−220. /О поэтической драматургии/.

250. Олеша Ю. К. О маленьких пьесах, -жур. -Тридцать дней, 1933, Ш.

251. Пал И. О. О жанре. -М.: ВТО, 1962. -96 с. /Характеристика основных жанров драматургии трагедии, комедии, драмы/.

252. Пименов Вл. Оперативный жанр драматургии. -Литературная

253. Россия, 1967, гё 24, 9 июня.

254. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы: Учебное пособие для пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1972. -271 с. /Жанры в драматургии, с. 210−235/.

255. Сахновский-Панкеев в. О комедии. -JI. -M.: Искусство, 1964. --223 с.

256. Сушилина И. К. Советская документальная драма 60-х годов. --Вестн. мгу. Филология, 1972, $ I, с. З-П.

257. Сушилина И. К. Тенденции жанрового развития в русской советской драматургии 60-х годов. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. филол. наук. -М.: 1975. -26 с. МГУ им. М. В. Ломоносова.

258. Саднкова-Грачева Д. 0 советской лирической драме 50-х 60-х годов. -Ташкент, ФАН, 1976. -72 с.

259. Соболев П. Категория трагического в русской эстетике 1800-х -- 1840-х годов. -В кн.: Театр и драматургия. -Л. :1971,вып. З, с. 14−58. /Тр. Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографии/.

260. Старинкевич Е. Проблемы трагедии и современность. -Вопросы литературы, 1962, № 2, с. 70−93.

261. Стенник Ю. В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. -Ленинград. Наука, 1981. -157 с.

262. Теплинский М. В. Почему в сюжете пять элементов? -В сб.: Жанр и композиция лит. произведения. Вып. I. Калининградского гос. ун-та, 1974.

263. Федь Н. М. Искусство комедии или мир сквозь смех. -М.: Наука, 1973. -216 с.

264. Финк Л. А. Леонид Леонов и проблемы советской трагедии как жанра. -В кн.: Совершенствовать методы преподавания литературы. Сб. статей. -Куйбышев, 1962, с. 57−76.

265. Фролов В. В. Жанры советской драматургии. -М.: Советский писатель, 1957. -336 с.

266. Фролов В. В. Судьбы жанров драматургии. -М.: Советский писатель, 1979. -423 с.

267. Фролов В. В. Обновление жанра. -Современная драматургия, 1962, № 2, с. 255−262.

268. Фролов В. В. Жанры русской драматургии. /Очерки теории и истории драматических жанров в России XIX—XX вв.еков/. -М. :1971. -42 с. -Институт истории исэдсств.

269. Фролов В. В. Очистительное пламя сатиры. Советская сатирическая комедия. Заметки и размышления о жанре. -Неман, 1977, № 2, с. 166,179.

270. Хаустов Н. Т. Современная советская психологическая драма. --Томск, 1973. -21 с. /Томский гос. ун-т/.

271. Ходукина Т. И. К вопросу о генезисе жанра романтической драмы. -Ученые записки Томск, гос. ун-та, 1969, № 77,с. 55−67. /На материале мировой литературы/.

272. Цицишвили Г. Ш. О жанровом своеобразии драматургического произведения. -Сообщения А Н Груз. ССР, 1959, т. 23, $ 6,с. 761−766.

273. Чернец Л. В. Литературные жанры. /Пробл. типологии и поэтики/. -М.: Изд-во МГУ, 1962. -191 с.

274. Драматическая специфика конфликтов и характеров

275. Анастасьев А. Н. Слово и характер в драме. -В кн.: Анастась-ев А.Н. В современном театре. -М.: Искусство, 1961. -383 с. /Слово и характер в реалистической драматургии, с. 182−217/.

276. Анастасьев А. Н. В жизни и в пьесе: Некоторые особенности современного драматического конфликта. -Театр, 1974,№ 4,с. 10−16.

277. Анастасьев А. Н. Природа конфликта в современной советскойдраме. -В сб. Природа конфликта в современной советской драме. -М.: 1974, с. 6−43, 126−128. /Стенограмма конференции 1819 октября 1973/.

278. Ауэзов М. Заметки о теории советской драмы. -В кн.: Ауэзов М. Мысли разных лет. -Алма-Ата, 1961 /0 конфликте драмы, с. 175 179/.

279. Баленок B.C. Направленность и многообразие драматических конфликтов. -Науч. зап. /Львовский политехи, ин-т, 1961, вып. 86, № I, с. 79−95. На материале сов. драматургии.

280. Богу с лове кий А.О., Диев В. А. Русская советская драматургия I9I7-I935. Основные проблемы развития. -М.: Изд. АН СССР, 1963. Т.З. -М.: 1968. /Проблемы конфликта и характера в пьесах о современности А.0. Богусловекий/.

281. Бочаров А. Круги художественного конфликта. -Вопросы литературы, 1974, № 5, с. 41−42.

282. Бочаров А. Сквозь призму полуконфликтности. -В кн.: Дорогой правды, дорогой гуманизма. -М.: 1978, с. 197−198.

283. Блок Вл. Драмативм драмы. -Литературная газета, 1971″ 13 янв., № с. 8.

284. Блок В. Б. Заметки о драматическом конфликте. -Театр, 1971, № 4, с. 34−42.

285. Буряк Б. Художественный идеал и характер. -М.: Советский писатель, 1971, с. 183.

286. Валеев Д. Н. 0 драматическом конфликте. -В сб.: Природа конфликта в современной советской драме. -М.: 1974, с. 97−99.

287. Владимиров С.В. К. Маркс и Ф. Энгельс о диалектике драматического конфликта. -Театр и драматургия. Труды Ленинградского гос. ин-та театра и кинематографии, 1971, вып. З, с. 5−13.

288. Гегель Г. В. Ф. Характер. -В его кн.: Эстетика. В 4-х т. T.I. -192-М.: Искусство, 1969, с. 244−253.

289. Гладковская Л. А. О драматическом конфликте. -Уч. зап. Ленинградского ун-та, № 319, серия филолоц наук, 1962, вып. 66, с. 3−30.

290. Головащенко Ю. Проблема драматического конфликта. -Звезда, I960, ^ 10, с. 186−193.

291. Горбунова Е. Н. Единство внутреннего и внешнего в конфликте. -- Вопросы литературы, 1959, № II, с. 22−44.

292. Горбунова Е. Н. Идеи, характеры, конфликты. -М.: Советский писатель, i960. -419 с.

293. Горбунова Е. Н. Вопросы теории реалистической драмы, /о единстве драматического действия и характера/. -М.: Советский писатель, 1963. -511 с.

294. Горбунова Е. Н. Характер современного героя и проблемы новаторства. -В сб.: 0 современнике и современности. -М.: Искусство, 1964, с. 84.

295. Громов Е. Поэтика доброты. К проблеме национального характера в творчестве Вас. Шукшина. -Москва, № 12, с. 204.

296. Дмитриев Ю. Л. 0 типах конфликт

Заполнить форму текущей работой