Динамика самоотношения и отношения к Другому у взрослого человека: 25-35 лет

Добавить в закладки
Тип работы:
Диссертация
Тема:
Динамика самоотношения и отношения к Другому у взрослого человека: 25-35 лет
Предмет:
Психология
Страниц:
196
Автор:
Год сдачи:
– 2014
ВУЗ, город:
МОСКВА


Узнать стоимость
оригинальной работы

Заказать оригинальную

Вид работы
Тема
Предмет
Узнать цену → Наши преимущества

Детальная информация о работе

↑ Наверх

Выдержка из работы

Актуальность избранной темы. В данном исследовании можно выделить несколько ключевых проблем, решение которых является актуальным для современной психологической науки.

Во-первых, актуальность темы обусловлена современным состоянием возрастной психологии, в которой крайне мало исследованы особенности развития взрослого человека. Наука об изучении взрослости — акмеология, основанная В. М. Бехтеревым, Н. А. Рыбниковым, Б. ПАнаньевым, — сейчас только начинает возрождаться усилиями А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой и др. Существует совершенно очевидный дефицит целенаправленного и комплексного изучения психики взрослого человека, обусловленный, с одной стороны, убеждением части ученых в том, что у человека, достигшего ступени взрослости, психика перестает развиваться, и с другой стороны, большой организационно-методической сложностью исследования в данной области. Это наносит большой урон интенсивно развивающимся в последние годы в нашей стране практической психологии и психотерапии.

Во-вторых, применение естественно-научного подхода к исследованию психического мира человека создало в психологии парадокс исключения из анализа нравственного аспекта, что сделало актуальным нравственно-психологический подход к исследованию личности, важность которого в последнее время неоднократно подчеркивалась (А.А. Бодалев, Б. С. Братусь, В. П. Зинченко, В. В. Знаков, Н. Л. Карпова, А. Маслоу, В. И. Слободчиков, Е. Т. Соколова, Э. Фромм, С. Г. Якобсон и др.). Продуктивным в рамках разработки данного подхода является использование категории отношения.

В-третьих, данное исследование особенно актуально в современных условиях ценностного кризиса общества. Исследование выборки взрослых людей, часть из которых сформировалась как индивид, личность и субъект деятельности & quot-ДО"- кризиса (экономического, политического, культурного), а другая часть & quot-ПОСЛЕ. "-, является уникальным материалом для выявления последствий кризиса общества для его наиболее социально активной части -взрослого человека, а также для дальнейшего планирования социальной политики.

И, наконец, к настоящему времени не описано сходство компонентов структур отношения к Другому и самоотношения. Не прослежены взаимосвязи этих двух явлений на теоретическом и экспериментальном уровне. Недостаточно выяснено соотношение понятий самоотношения и самосознания. Это обусловлено широтой самой проблематики, допускающей акцент либо на самоотношении, либо на отношении к Другому, и методической неразработанностью данной проблемы.

Объект исследования — отношение к Другому и самоотношение как составная часть процесса нравственно-психологического развития взрослого человека.

Предмет исследования — динамика отношения к Другому и самоотношения психологически здоровой и невротической личности взрослого человека.

Цель исследования — выявление взаимосвязи и возрастных особенностей самоотношения и отношения к Другому взрослого человека.

Задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы динамики отношения к Другому и самоотношения нормальной и невротической личности взрослого человека.

2. Рассмотреть взаимосвязь отношения к Другому и самоотношения как составную часть процесса нравственно-психологического развития психологически здоровой и невротической личности взрослого.

3. Обосновать сходство компонентов структур отношения к Другому и самоотношения.

4. Подбор и разработка методик для решения изучаемой проблемы.

5. Выявить общее и особенное в возрастной динамике отношения к Другому и самоотношения психологически здоровой и невротической личности взрослого.

6. Изучить связь отношения к Другому и самоотношения с различными социально-психологическими характеристиками.

Гипотеза исследования:

Существуют тесная взаимосвязь и сходство компонентов структур самоотношения и отношения к Другому, позволяющие рассматривать их как общую комплексную систему. В зрелости (25−35 лет) данная система развивается и претерпевает возрастные кризисы.

Методологической основой исследования является теория отношений, разработанная В.Н. Мясищевым- принцип комплексности психологического исследования человека как целостной системы, введенный Б. -. Ананьевым, концепция общения А. А. Бодалева. Значимым для данного исследования явились взгляды К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Б. С. Братуся, Л. Я. Гозмана, В. П. Зинченко, Ю. Б. Некрасовой, Н. Н. Обозова, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Е. Т. Соколовой, В. В. Столина, И. И. Чесноковой,

В.Э. Чудновского.

Методы исследования. Диссертантом использовались:

1. Сравнительный анализ психологически здоровой и невротической личности взрослого- лонгитюдный и сравнительно-возрастной методы.

2. Традиционные методы психологической науки: наблюдение, беседа, эксперимент и 34 различные психологические методики, диагностирующие личностную и когнитивную сферы.

3. Оригинальные, разработанные диссертантом методы: проективный тест & quot-Отношение к Другому& quot- и методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого.

4. Методы статистической обработки: дескриптивный, дисперсионный, корреляционный и кластерный анализы, проводившиеся с помощью стандартного пакета программ Statistic vers. 5.0.

Достоверность исследования определяется репрезентативностью выборки испытуемых, многообразием методических приемов и тестов, точностью обработки результатов.

Организация исследования. Теоретико-методологическая база исследования создавалась в период 1992—1995 гг. Экспериментальная работа проводилась в Психологическом институте РАО в 1995−97 гг. Экспериментальные исследования осуществлялись в несколько этапов.

На первом этапе был проведен анализ данных лонгитюдного исследования (от 10 до 3 лет) более 50-ти пациентов, страдавших логоневрозом и прошедших методику групповой семейной логопсихотерапии, с целью изучения динамики отношения к Другому и самоотношения невротизированной личности, а также роли психотерапии в данном процессе.

На втором этапе были сформулированы схема и принципы исследования, подобраны и разработаны оригинальные методики диагностики отношения к Другому взрослого человека, проведена их апробация.

На третьем этапе проведено сравнительно-возрастное обследование 100 психологически здоровых взрослых в возрасте от 25 до 35 лет с использованием 28-ми различных методик.

На четвертом этапе в рамках проведения двух групп семейной логопсихотерапии1 было осуществлено лонгитюдное обследование 23 взрослых в возрасте от 25 до 35 лет, страдающих логоневрозом, с использованием 38-ми тестовых методик, данных библиотерапии, видео- и непосредственного наблюдения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Впервые осуществлено комплексное исследование динамики самоотношения и отношения к Другому у взрослого человека (25−35 лет). Теоретически обосновано, методически разработано и экспериментально подтверждено сходство структур данных отношений и разработана их восьмикомпонентная модель. Выделены типы взаимосвязи отношения к Другому и самоотношения (компенсаторный, экстравертированный, интровертированный, редуцированный). Показано, что отношение к Другому в большей мере связано с когнитивными свойствами человека, а самоотношение — с личностными, что может свидетельствовать о разной природе возникновения и развития этих отношений.

2. В рамках нравственно-психологического подхода к развитию личности рассмотрена система & quot-самоотношение о отношение к Другому& quot-. Проанализированы три уровня конкретизации этой системы: талион, & laquo-золотое правило нравственности& raquo- и & laquo-психологический»- уровень взаимодействия.

3. Выявлены возрастные особенности динамики самоотношения и отношения к Другому психологически здорового и невротического взрослого (25−35 лет). Определено наличие кризиса в самоотношении и отношении к Другому и показаны его психологические составляющие.

4. Разработаны и апробированы новые методики выявления отношения к Другому взрослого человека.

1 Руководитель гртшы — Карпова Н. Л., диссертант участвовал в качестве ко-терапевта.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет представления об особенностях изменения взаимосвязи самоотношения и отношения к Другому взрослого человека, показывая ее нравственно-психологическую природу, и вносит определенный вклад в описание возрастного периода — взрослости.

Практическая значимость состоит в разработке научно обоснованных и апробированных в результате экспериментальной работы системы методов диагностики единой структуры самоотношения и отношения к Другому взрослого, включающей авторские методики: проективный тест & quot-Отношение к Другому& quot- и методику исследования ролевых паттернов отношения к Другому. Полученные в исследовании результаты и выводы могут быть использованы в практической, консультативной психологии и психотерапии, а также при построении соответствующих учебных дисциплин.

На защиту выносятся:

1. Модель взаимосвязи структур отношения к Другому и самоотношения, содержащих тождественные компоненты: потребность (в общении и совместной деятельности), интерес (к личности, к знаниям), эмоциональное (положительное, отрицательное) и оценочное отношения (оценка поступков, оценка качеств).

2. Характеристика динамики самоотношения и отношения к Другому психологически здоровой и невротической личности взрослого, обусловленных различным сочетанием ее структурных компонентов.

3. Комплекс методик, позволяющих с достаточной степенью адекватности изучить феномен отношения к Другому и самоотношения у психологически здоровой и невротической личности взрослого, частично их разработка и апробация.

Апробация результатов. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях лаборатории & quot-Психологии общения, развития и реабилитации личности& quot- Психологического института РАО.

Теоретические идеи и экспериментальные исследования освещались в ходе проведения международного конгресса YSTM'96: & quot-Молодежь и наука -третье тысячелетие& quot- (Москва, 1996), на ежегодных симпозиумах & quot-Психологические и философские проблемы смысла жизни& quot- (Москва, 1995−98гг.), 1-ой российской конференции & quot-Экологическая психология& quot- (Москва, 1996), И-ой всероссийской научной конференции & quot-Методы психологии& quot- (Ростов-на-Дону, 1997), международной научной конференции & quot-Образ в регуляции деятельности& quot- (Москва, 1997), межвузовской научной конференции по проблеме & quot-Психологическое здоровье& quot- (Саратов, 1998), II и Ш-ой международной конференции по психотерапии (Москва, 1997, 98 гг.). Отдельные положения и результаты экспериментального исследования обсуждались в 1998 г. на лекциях и семинарских занятиях, проводимых автором для студентов Современного гуманитарного университета.

Публикации. Результаты исследования опубликованы в 16 печатных работах.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав основной части, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения, состоящего из 2 рисунков, 11 таблиц и 22 графиков.

Выводы: Можно выделить три типа отношений логоневротика с другими людьми до прохождения психотерапии: & quot-изгнанник"-, & quot-невидимка"- и & quot-нарцисс"-. После процесса лечения отношения нормализуются в сторону восприятия их как совместной деятельности.

2. Рисуночный тест & quot-Я и моя речь& quot- (Н.Н. Скуратовская) интересно проанализировать с точки зрения роли речевого нарушения для «Я-концепции» личности. В результате анализа было выделено четыре типа & quot-взаимоотношений"- пациентов с речью. Первый тип — наиболее благоприятный (21%). Это отношения независимости & quot-Я"- от речи. Изображается это обычно как два отдельно стоящих кружка, речь из которых — меньше по размеру. Приведем пример описаний рисунка такого типа: & quot-Я"- и моя речь для меня не сравнимы: & quot-Я"- включает в себя в первую очередь духовность, миропонимание, мораль и пр., речь — материальный продукт физического тела. Человек, как личность, не может быть зависим от речи, как равно, и от другого физического недуга. От речи зависит насколько личность может быть полезной людям, т. е. реализоваться& quot- (К.В.) — & quot-Я стараюсь быть немного выше речи, чтобы не я зависел от речи, а речь от меня& quot- (Н.И.). Рисунки второго типа отражают частичную зависимость & quot-Я"- от речи (23%). Она изображается как два частично пересекающихся круга. Рассмотрим одно из объяснений рисунка: & quot-Место, где первый круг не соприкасается со вторым, — здесь я могу общаться с помощью жестов, мимики. Место, где круги соприкасаются,-место, где я могу обойтись без речевого объяснения. Место, где второй круг не соприкасается с первым, — это, когда я нахожусь один и моя речь течет почти без запинки& quot- (Ш.А.). На рисунках третьего типа (54%) изображена полная зависимость & quot-Я"- от речи. Речь представлена как нечто, ограждающее человека от мира, образно говоря, речь — это враг, с которым нужно бороться и к помощи в этой борьбе призывают пациенты психотерапевта. В этом случае проявляется полная отгороженность человека от своей речи. Часто она изображена как чудовище, оттаскивающее & quot-Я"- от других людей, как нечто, нападающее на & quot-Я"-, как толстая кирпичная стена, по одну сторону которой & quot-Я"- и тоска, по другую сторону — окружающий мир, общение, исполнение желаний, нормальная жизнь. Приведем пример описаний: & quot-При плохой речи я как личность ограничен& quot- (О.Л.) — & quot-Я — жизненно сломлен! Речь — боль моя!!& quot- (А.А.). Четвертый тип (2%) представлен рисунками, в которых & quot-Я"- является ограничением для речи. Это наиболее тяжелая ситуация, т.к. здесь подсознательно задачей ставится разрушение & quot-Я"-, мешающего речи проявиться. Описание речи в этом случае сочувственное, а не враждебное: & quot-Она ищет выхода из меня, но не в состоянии выбраться наружу. Она то сжимается до пустоты, то увеличивается пытаясь разорвать и опять движется по кругу отчаянно пытаясь найти выход. Наверное, очень маленькое пространство для поиска. "- (Л.А.).

Таким образом, выделено четыре типа отношения логоневротиков к своей речи: независимости & quot-Я"- от речи, частичная зависимость & quot-Я"-, полная зависимость (речь — это & quot-враг"-) и & quot-Я"- как помеха для речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В центре проведенного исследования было изучение особенностей динамики самоотношения и отношения к Другому взрослого человека в возрасте 25−35 лет. Данный возрастной промежуток был выбран с целью выяснения особенностей личностного развития человека, вступающего в наиболее продуктивную фазу жизни. Основная особенность данного возраста — перестройка с преобладающего процесса интериоризации — усвоения знаний, поступающих к человеку от окружающего мира — на процесс экстериоризации — деятельное воплощение потенциала, вложенного в человека обществом на предыдущих этапах, и преобразование мира в сторону его совершенствования. Это возрастное новообразование обусловливает изменение всей системы отношений человека с окружающим миром и с собой.

Впервые были комплексно изучены два феномена — самоотношение и отношение к Другому у взрослого человека. Взаимосвязь этих явлений отмечалась различными исследователями, однако экспериментальных доказательств этого было получено недостаточно. Опираясь на концепцию отношения В. Н. Мясищева и рассмотрение сущности отношений ААБодалевым, нам удалось показать тождественность природы самоотношения и отношения к Другому и сходство компонентов их структуры.

Структура самоотношения и отношения к Другому включает по четыре компонента. Первый — потребность в себе и другом человеке. Потребность в себе наиболее ярко выражается в потребности в самоорганизации — активности личности, направленной на совершенствование себя через систему действий, — и внутреннем диалоге — внутреннем обсуждении с самим собой, основывающимся на расчленении отдельных конкретных образов своего Я на составляющие. Наиболее важными потребностями в другом человеке являются потребность в общении, рассматриваемая нами вслед за М. И. Лисиной как внутренний импульс формирования образа самого себя и другого, и потребность в совместной деятельности — основа социализации человека. Второй компонент структуры самоотношения и отношения к Другому — интерес. Интерес к себе является начальным звеном самоотношения. Через него человек приходит к определенному знанию о самом себе как субъекте, отличном от других. Интерес к другим выражается в активности процесса познания человеком окружающих его людей. Следующий третий компонент — эмоциональное отношение — играет ведущую роль в непосредственной регуляции отношений к себе и другим. Процесс его развития идет в направлении, с одной стороны, обобщения более или менее однородных, близких по своей модальности и содержанию переживаний в сложные чувства, с другой стороны, дифференциации на новом, более высоком уровне чувств с различным смысловым значением. Последний четвертый компонент — оценочное отношение — обобщает результаты познания себя и других и эмоционального отношения. С одной стороны, может являться основой нравственной организации отношений с собой и другими людьми, с другой стороны, при искаженных критериях оценки выступает преградой в установлении каких-либо отношений.

Анализируемые в качестве взаимосвязанной системы самоотношение и отношение к Другому позволяют рассматривать развитие личности взрослого в нравственно-психологическом аспекте. В работе описаны три уровня конкретизации этой системы — талион (Мы < -" Чужие), уровень & quot-золотого правила нравственности& quot- (Другой=Я) и & quot-психологический"- уровень взаимодействия (Я оДругие). Последний характеризуется формулой & quot-Поступай с другими так, как бы им этого хотелось, если это не противоречит твоим нравственным принципам& quot- и предполагает наличие у человека нравственных принципов и психологической культуры взаимодействия.

Для решения задачи исследования были проанализированы существующие методы диагностики самоотношения и отношения к Другому. Для исследования самоотношения была выбрана методика исследования самоотношения (МИС) В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, факторы самоотношения которой, выделенные на основе экспериментальной психосемантики, качественно совпали с компонентами структуры отношения, описанными в теоретической схеме В. Н. Мясищева. Экспериментальных методик исследования отношения к Другому, соответствующих теоретической концепции нашего исследования, не обнаружено. В результате нами было разработано две методики — проективный тест & quot-Отношение к Другому& quot- (ОД), позволяющий выявлять психологическую структуру и нравственную сущность отношения к другому человеку на уровне достоверности, доступном тестовым методикам, и методику исследования ролевых паттернов отношения к Другому (МИРП).

В результате исследования были установлены структура и факторы отношения к Другому и самоотношения, возрастные особенности динамики самоотношения и отношения к Другому у психологически здорового взрослого человека 25−35 лет и ее специфика у логоневротика в процессе групповой семейной логопсихотерапии.

Была выявлена тесная взаимосвязь самоотношения и отношения к Другому у взрослого человека. Наиболее влияют на установление продуктивных взаимоотношений с другими людьми развитие таких качеств как интерес к своему душевному миру, оценка своих качеств и потребность в саморганизации. Выделено четыре типа взаимосвязи отношения к Другому и самоотношения: 1) компенсаторный тип (53%) — психологическая структура к себе и Другому развита неравномерно, взаимокомпенсируя друг друга- 2) тип экстраверта (25%) — при хорошо развитой полноценной и разнообразной структуре отношения к Другому, структура самоотношения неравномерна и выполняет функцию сохранения личностного статуса- 3) тип интроверта (13%) — структура самоотношения полноценна и равномерна, структура отношения к Другому развита на уровне коммуникативного минимума- 4) редуцированный тип (9%) — структура самоотношения и отношения к Другому фактически неразвиты.

С целью определения факторов, влияющих на самоотношение и отношение к Другому, был проведен корреляционный анализ между показателями тестов МИС, ОД и МИРП и показателями 31 психологического теста, направленных на выявление особенностей интеллекта, памяти, когнитивного стиля, личностных черт, психических состояний, социального статуса и других. В результате было установлено, что отношение к Другому в четыре раза больше связано с когнитивными свойствами человека, чем с личностными. Это может говорить о когнитивной природе формирования отношения к Другим людям, что соотносится с исследованиями процессов социальной перцепции. Самоотношение в 1.8 раз больше связано с личностными качествами человека. Поэтому можно предполагать различную природу становления самоотношения и отношения к Другому: ведущий фактор в построении взаимоотношений между людьми — процесс познания людьми друг друга, самоотношение же дано человеку изначально, чувственно в самоощущении и только позже становится объектом познания.

С помощью дескриптивного и кластерного анализов были выделены общие и частные закономерности в динамике самоотношения и отношения к Другому. Изменение самоотношения имеет характер: самосовершенствования (50%), самоутешения (32%), саморефлексии (11%) и самоотчуждения (7%). Динамика отношения к Другому идет в направлении: замкнутости от других (39%), критического потребительства (36%), активной включенности в жизнь других (14%) и доброжелательного наблюдения за другими (11%).

Исследование подтвердило значимость нашего предположения о наличии кризиса самоотношения и отношения к Другому в возрастном периоде 25−35 лет. Вершина кризиса самоотношения в среднем приходится на 31−31 года (80% показателей меняются на противоположные). В эти годы происходит резкое снижение интереса к себе, становятся минимальными показатели по самооценке. При этом на несколько порядков увеличивается потребность во внутреннем диалоге, одновременно со снижением положительного эмоционального самоотношения значительно увеличивается отрицательное. Таким образом, можно условно назвать эти годы периодом & quot-негативной саморефлексии& quot-. В современной социальной ситуации этот кризис усугублен социально-экономическим положением в стране, т.к. большинство 31−32 летних людей получили профессию до изменения рынка труда и вынуждены констатировать, что их прежние знания не затребованы. Кризис самоотношения ведет за собой кризис отношения к Другому, наступающий в среднем в 33 года, когда идет утверждение в социуме нового образа & quot-Я"- вследствие чего могут возрастать негативные эмоции по отношению к социуму, проявляющему сопротивление внутренним изменениям человека из-за ригидности социальных установок.

Рассмотрены ролевой и нравственный аспекты отношений к другим людям. Как и предполагалось, в среднем до 30 лет супружеский, родительский и профессиональный паттерны проходят этап становления, во время которого ролевые установки непостоянны, освоенность паттернов возрастает. Начиная с 30 до 35 лет все три паттерна входят в период стабилизации, т.к. в этот период чаще всего не происходит качественных изменений в этих сферах жизни.

Исследование нравственного аспекта выявило резкое снижение (в 2 раза) установки на недопустимость убийства одного человека другим у представителей поколения, родившихся 1969−1974 гг., по сравнению с поколением 1963−1968 гг. Это объясняется, в частности, изменениями социальной ситуации в России, пришедшимися на пору становления более молодого поколения.

Выявлено общее в динамике отношения к Другому и самоотношения невротической личности взрослого в процессе групповой семейной логопсихотерапии, заключающееся в снятии фиксации на дефекте, и соответственно, уменьшении направленности на себя. В процессе психотерапии происходит усиление всех показателей отношения к Другому, кроме отрицательного эмоционального отношения и оценки поступков. Причем усиливается потребность не просто в общении, а в содержательно наполненном диалоге. Адекватно снижаются ряд показателей самоотношения: потребность во внутреннем диалоге, интерес к себе и оценка поступков. Снижается уровень агрессии к внешнему миру и людям вследствие повышения уровня доверия к миру и появления позиции ответственности за происходящее с человеком и окружающими его людьми.

В заключение необходимо отметить, что выявленные взаимосвязанные структуры самоотношения и отношения к Другому нуждаются в экспериментальной проверке и уточнении на других возрастных этапах, что является для нас целью дальнейшей работы.

Показать Свернуть

Содержание

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

§ 1. Категория & laquo-отношения»- в отечественной и зарубежной психологии.

1.1. Развитие личности взрослого как развитие его отношений.

1.2. Категория & quot-отношение к другому человеку& quot-.

1.3. Категория & quot-самоотношение"-.

§ 2. Динамика отношений во взрослом возрасте.

2.1. Влияние социальной ситуации развития на динамику отношения к Другому и самоотношения у взрослого.

2.2. Новообразования в сферах отношения к Другому и самоотношения у взрослого человека.

§ 3. Динамика отношения к Другому и самоотношения невротической личности взрослого.

3.1. & quot-Психологическое здоровье — невроз& quot- как нравственно-психологическая проблема.

3.2. Особенности отношения к Другому и самоотношения у людей, страдающих логоневрозом.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ

ОТНОШЕНИЙ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА.

§ 1. Методический подход к исследованию динамики отношений.

1.1. Общие принципы исследования динамики отношений.

1.2. Метод исследования динамики отношений.

§ 2. Методики исследования.

2.1. Обоснование методик исследования.

2.2. Методика исследования самоотношения.

2.3. Методика исследования ролевых паттернов отношения к Другому взрослого человека.

2.4. Проективный тест & quot-Отношение к Другому& quot-.

§ 3. Выборка исследования.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИНАМИКИ ОТНОШЕНИЙ.

§ 1. Структура и факторы отношения к Другому и самоотношения.

1.1. Взаимосвязь отношения к Другому и самоотношения взрослого.

1.2. Связь самоотношения и отношения к Другому с социально-психологическими характеристиками личности.

§ 2. Возрастная динамика отношения к Другому и самоотношения.

2.1. Общее и особенное в динамике самоотношения и отношения к Другому взрослого.

2.2. Ролевой и нравственный аспекты отношения к Другому.

§ 3. Динамика отношения к Другому и самоотношения невротической личности взрослого в процессе психотерапии.

Список литературы

1. Абелева И. Ю., Голубева Л. П., Евгенова, А .Я., Синицина Н. Ф., Смирнова М. В. В помощь взрослым заикающимся.- М., 1966. -125 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни.- М., 1977, — 224 с.

3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.- 335 с.

4. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятель-ности//Психология формирования личности.- М.: Наука, 1981, — С. 19−44.

5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия человеческой жизни.- М., 1991.- 213 с.

6. Абульханова К. А., Енакаева P.P. Российский менталитет или игра без правил*? (российско-французкие кросскультурных исследования и диалоги)// Российский менталитет.- М.: ИП РАН, 1996.- С. 4−27.

7. Александрова Ю. В. Стретегии запоминания в молодом и пожилом возрасте/у Сб. трудов СГУ, 1997.- С. 24−32.

8. Александрова Ю. В. Нравственное переживание как путь преодоление & quot-раскола"- смысла жизни// Психолого-педагогические и философские аспекть проблемы смысла жизни (Материалы l-ll симпозиумов).- М.: Психологический институт РАО, 1997.- С. 140−145.

9. Александрова Ю. В. Проблема исследования нравственно-психологическогс развития личности// Психолого-педагогические проблемы социализации личности (сб. научных трудов).- Шадринск, 1997.- С. 159−162.

10. Александрова Ю. В. Ролевые паттерны отношения к Другому взрослого человека// Теоретические и прикладные аспекты развития личности в онтогенезе (Материалы научно-практической конференции. В 2-х частях. Май. 1998) Часть 1, Шадринск, 1998.- С. 41−60.

11. Александрова Ю. В. Проблема коррекции нравственно-психологического развития невротической личности// Вопросы практической психологии. Вып. 12, Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998, С. 16−21.

12. Александрова Ю. В. Роль взрослого в профессиональном становлении юноши// Популярная психология для родителей, М., 1998.- С. 319−322.

13. Александрова Ю. В., Карпова Н. Л. Значение динамики детско-родительских отношений в преодолении фрустрации// Психология здоровья (Материалы межвузовской научной конференции). Вып.2.- Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998. -С. 45−56.

14. Александрова Ю. В. Создание ситуации переживания для развития нравственности// Труды международного конгресса YSTM'96: & quot-Молодежь и наука третье тысячелетие& quot-.- М.: НТА & quot-АПФН"-. Том 1,1997.- C. IV-4.

15. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии// Вопросы психологии, № 5 1957. -С. 6−14.

16. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.- Л., 1969, — 265 с.

17. Ананьев Б.Г.О проблемах современного человекознания. -М. :Наука, 1977. -380с

18. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. -М. -Воронеж, 1996. -383с.

19. Андреева Г. М. Значение идей А. Н. Леонтьева для развития марксиской социальной психологии// А. Н. Леонтьев и современная психология, М.: МГУ, 1983, — 288 с.

20. Анцыферова Л. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности// Вопр. психологии, 1978, № 1.- С. 4−12.

21. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы// Психология формирования и развития личности.- М., 1981.- 365 с.

22. Анцыферова Л. И. Системный подход в психологии личности// Принцип системности в психологических исследованиях.- М., 1990.- 234 с.

23. Арет П. Я. Очерки по теории самовоспитания, — Фрунзе, 1961, — 189 с.

24. Арутюнян (Андронова) Л. З. Как лечить заикание.- М., 1993. -160 с.

25. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструтрование миров,-М. -Воронеж, 1996, — 346 с.

26. Балл Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие//Психологический журнал, 1997, Т. 18, № 5.- С. 7−19

27. Бассин Ф. В. О развитии взглядов на предмет психологии// Вопросы психологии. -1971. -№ 4, — С. 8−16.

28. Бахтин М. М. Человек в мире слова.- М.: Изд-во РОУ, 1995.- 140 с.

29. Белякова Л. И. Клинико-физиологический анализ центральных патогенетических механизмов заикания. Автореферат диссертации д-ра мед. Наук,-Л., 1981.- 21 с.

30. Берн Э. Игры, в которые играют люди (психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы).- СПб.: Лениздат, 1992.- 400 с.

31. Благонадежина Л. В. Эмоции и чувства// Психология.- М., 1956, — С. 149.

32. Зб. Блюмкин В. А. Моральные качества личности.- Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1974. -186 с.

33. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком// Проблемы общей и инженерной психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1964.- С. 26−69.

34. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком.- Л.: ЛГУ, 1965, — 123 с.

35. Бодалев А. А. Об общении и учете его характеристик в работе с людьми.- Л.: ЛГУ, 1972, — 230 с.

36. ЗЭ. Бодалев А. А. Личность и общение М.: Педагогика, 1983.- 332 с.

37. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1992.- 326 с.

38. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. Рязань, 1994.- 125 с.

39. Бодалев А. А. Об управлении развитием отношений// журнал & quot-Мир психологии& quot-, № 2(7), 1996. -С. 7−15.

40. Бодалев А. А. Психология общения, — М.: Изд-во & quot-ИПП"-, Воронеж: НПО & quot-МОДЭК"-, 1996.- 256 с.

41. Бодалев А. А. О содержательном богатстве феномена общения и его вариативности// Мир психологии, 1996, № 3 (8).- С. 5−11.

42. Бодалев А. А. Познание. Общение. Творчество// Труды института психологии РАН. Вып. 2, — М.: Изд-во ИП РАН, 1997.- 345 с.

43. Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися?- М.: РАГС, 1997, — 104 с.

44. Бодалев А. А. Акме эффект личностного осуществления в процессе социализации и индивидуализации взрослого человека// Мир психологии, 1998, № 1.- С. 6−12.

45. Бодалев А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.- М.: Флинта. Наука, 1998. -168 с.

46. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968, — 348с.

47. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1978, № 4.- С. 6−14.

48. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности// Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981.- С. 257−284.

49. Братусь Б. С., И. Я. Розовский, В. Н. Цапкин Психологические проблемы изучения и коррекции аномалий личности: Учеб. -метод. пособие.- М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988,-86 с. бЗ. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура, — М.". Менеджер, 1994, — 124с.

50. Братусь Б. С. Понятие нормы психологический и нравственный смысл// Психологические, философский проблемы смысла жизни, М., 1997. -С. 145−157.

51. Братусь Б. С. Возможна ли нравственная психология?//журнал & quot-Человек"-, 1998, №.1.- С. 50−59. бб. Бубер М. Два образа веры, М.: Республика, 1995.- 464 с.

52. Васильева В. М., Воронин Л. Г., Некрасова Ю. Б. Некоторые данные о взаимоотношении речевого и ориентировочного рефлексов. // Физиологические механизмы нарушения речи.- Л., Наука, 1967, — С. 56−74.

53. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений, — М& bdquo- 1976, — 234 с.

54. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1973.- 288 с.

55. Воловикова М. И., Ребеко Т. А. Соотношение когнитивного и морального развития// Психология личности в социалистическом обществе. Ч.2.- М., 1990. -С. 34−42. 61. Волошинов М. А. Сборник, 1930.- 74 с.

56. Вопросы психологии личности школьника.- М., 1961.- 235 с.

57. Выготский Л. С. Педология подростка.- М. -Л., 1931.- 284 с.

58. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций/ Под ред. А. Н. Леонтьева и др.- М.: АПН, 1960 500 с.

59. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6-ти Т.- М., 1982−84.

60. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины// Вопросы психологии, № 4, 1998, — С. 65−70.

61. Ганжин В. Т. Этика и формирование нравственности.- М., 1978.- 64 с.

62. Гимпельсон В. Е. Уволенные работники на рынке труда: влияние локуса контроля на восстановление занятости// Социол. исслед., 1995, № 2.- С. 45−52.

63. Глезерман Г. Е. Формирование, воспитание и самовоспитание личности// Вопросы философии, 1976, № 4.- С. 309−318.

64. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений.- М.: МГУ, 1987.- 175 с.

65. Голубева Э. А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям// Психол. журнал, 1989, № 4- С. 34−48.

66. Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности.- М., 1982 208 с.

67. Данилин К. Е., Хараш А. У. Диада или триада?// Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами.- М., 1974.- С. 12−35.

68. Данилов И. В., Черепанов И. М. Патофизиология лоневрозов.- Л., Медицина, 1970.- 256 с:.

69. Донцов И. А. Личное самосовершенствование и мораль.- М., 1975, — 139 с.

70. Дранков В. Л. Искусство быть человеком.- М.: Сов. Россия, 1984. -128 с.

71. Дробницкий О. Г. Нравственное развитие человека, М., 1973.- 269 с.

72. Дубровский К. М. Методика директивного группового внушения.- В кн.: Психотерапия в курортологии. Киев, 1966- С. 56−77.

73. Дубровский К. М. Одномоментный метод снятия заикания// Материалы заседания Харьковского научного медицинского общества.- Киев, 1966.- С. 89−112.

74. Дубко Е. Л. Анализ фундаментальных этических идей, автореферат докт. дисс., М., 1989. -34 с.

75. Дудина О. М., Ратникова М. А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию// Социологические исследования, №"11, 1997 С. 48−54.

76. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ.- М,-1977.- 369 с.

77. Евгенова А. Я., Смирнова М. В. Опыт логопедической работы со взрослыми заикающимися. -М., 1960, — 127 с.

78. Ждан А. Н. Научная психология и философско-религиозная мысль (исторический аспект взаимодействия)// Тез. конф. & quot-Методы психологии& quot-, М., 1996.- С. 204−206.

79. Жинкин Н. И. Механизм заикания.- Тезисы докладов конференции по речевым расстройствам М., 1957.- с. 56.

80. ЭО. Иванов В. Г. Развитие и воспитание познавательных интересов старших школьников.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1959.- 82 с.

81. Кандинский В. Х. Рецензия на книгу Б. Оке.- В кн.: Медицинское обозрение. М., 1880, — С. 4−12.

82. Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений, — М.: Политиздат, 1988.- 319 с.

83. ЭЗ. Карпова Н. Л. Организация мотивационной включенности заикающихся и их близких в процесс социореабилитации//Вопросы психологии, 1994,№ 6. -с. 56−68.

84. Карпова Н. Л. Мотивационный аспект самосознания заикающихся пациентов в процессе социореабилитации//Психологический журнал, Т. 18,1997,№ 3,с. 45−54.

85. Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие.- М.: Флинта, 1997. -160 с.

86. Карпова Н. Л., Александрова Ю. В. Роль образа другого человека в групповой семейной логопсихотерапии//тезисы конф. & quot-Образ в регуляции деятельности& quot-. М& bdquo-: ПИ РАО 1997, — С. 88−89.

87. Карпова Н. Л., Александрова Ю. В. Психологические аспекты смысла жизни (обзор материалов III симпозиума)// Психологический журнал. Т. 19, № 1, 1998. -С. 173−179.

88. Карпова Н. Л. Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования//Автореф. дисс.д.п.н., М., 1998. -46 с.

89. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества. Л.: ЛГУ, 1960.- 136 с.

90. ЮО. Ковалев А. Г. Самовоспитание школьников М., 1967.- 215 с.

91. Ковалев А. Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания, — Л.: Изд-воЛГУ, 1958- 269 с.

92. Ю2. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах, — Минск, Изд-во Б ГУ, 1976, — 350 с.

93. ЮЗ. Кон И. С. Открытие & quot-Я"-.- М.: Политиздат, 1978.- 367 с.

94. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности// Вопр. философ., 1992, № 12. -С. 21−28.

95. Ю5. Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная проблема// Философские науки, 1991, № 12.- С. 41−52.

96. Юб. Кукосян О. Г. Профессиональные особенности познания людьми друг друга,-Краснодар, 1996. -168 с.

97. Культура семейных отношения. Сб. статей.- М.: Знание, 1980, — 112 с.

98. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная, — Л., 1925, — 458 с.

99. Л"азурский А. Очеркъ науки о характерахъ Петроград, 1917.- 239 с.

100. Ю. Леонтьев А. А. Психология общения.- Тарту, 1974.- 257 с.

101. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, — 304 с. 112, Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2.- М.: Педагогика, 1983, — 320 с.

102. ИЗ. Леонтьев А. Н. и современная психология (Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева).- М.: МГУ, 1983.- 288с.

103. Лисина М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослыми// Развитие общения у дошкольников.- М., 1974. -С. 56−78.

104. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет, автореф. докт. дис., М., 1974. -38 с.

105. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984.- 444 с.

106. Лотман Ю. М. О двух моделях коммуникации в системе культуры// Труды по знаковым системам, вып. 6, Тарту, 1973.- С. 74−78.

107. Лубенская А. И. Аутогенная тренировка в системе логопедических занятий со взрослыми заикающимися. Автореферат дисс. канд. пед. наук, — М., 1974, 24 с.

108. Ю. Лурия А. Р. Высшие корковые функции у человека, — М., 1969,-156 с.

109. Мамардашвили М. К. Необходимость себя (лекции, статьи, философские заметки).- М.: Лабиринт, 1996.- 432 с.

110. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Евразия, 1997. 430 с.

111. Менчинская Н. А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения// Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981, — С. 306−319.

112. Мерлин B.C. Психология индивидуальности.- М.: Изд-во ИПП, Воронеж: НПО & quot-МОДЭК"-, 1996,-448 с.

113. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека, Пермь, — 1971.- 126 с.

114. Миллер A.M. Особенности руководства чтением больных в библиотеках лечебно-профилактических учреждений.- Автореф. канд. дисс., Л., 1974. -23 с.

115. Миллер A.M., Вельвовский И. З, Библиотерапия в системе психотерапии, — В кн.: Вопросы психотерапии. М., 1973, — С. 79−83.

116. Митькин А. А. На пути к системной психологии развития // Психологический журнал, 1997.- № 3, — С. 3−12.

117. Михайлова Е. Л. Коммуникативное самосознание заикающихся и его изменение в процессе групповой психокоррекции. Автореф. канд. дисс.- М., 1988, 22 с.

118. Михеева И. Н. Амбивалентность личности: морально-психологический аспект,-М.: Наука, 1991. -128 с.

119. Мясищев В. Н., Ковалев А. Г. Психические особенности человека. Способности, — Л., 1962, — 148 с.

120. Мясищев В. Н. Личность и неврозы.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1960, — 426 с.

121. Начала христианской психологии, М.: Наука, 1995.- 236 с.

122. Неймарк Е. З. О лечении невроза заикания на основе физиологической трактовки его механизмов//Невропатология и психиатрия, 1955, т. 55, вып.7. -С. 39−72.

123. Некрасова Ю. Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся при амбулаторных условиях.- В кн.: Расстройства речи и методы ихустранения.М., 1975, — С. 12−25.

124. Некрасова Ю. Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся// Вопросы психологии, 1980, № 5. -С. 32−40.

125. Некрасова Ю. Б. Основные принципы коррекции нарушения речевого общения// Вопросы психологии, 1985, № 5, — С. 90−95.

126. Некрасова Ю. Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения// Вопросы психологии, 1991, № 5, — С. 123−129.

127. Некрасова Ю. Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся. Автореферат дисс. доктора психол. наук, — М., 1992, — 38 с.

128. Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания. Новый психологический способ лечения.- М., 1913.- 256 с.

129. Ничипоров Б. Ф. Введение в христианскую психологию: Размышления священника-психолога М.: Школа-Пресс, 1994,-192 с. 143. 0бозов Н. Н. Психология межличностных отношений, — К.: Изд-во & quot-Лыбидъ"- при Киев. ун-те, 1990.- 192 с.

130. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения.- М.: Смысл, 1993. 32 с.

131. Панферов В. Н. Восприятие и интерпретация внешности людей// Вопросы психологии, 1974, № 2.- С. 79−84.

132. Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции.- М.: Институт практической психологии. -160 с.

133. Петровский В. А. К психологии активности личности, — Вопросы психологии, 1975, № 3.- С. 4−17.

134. Петровский А. В., Петровский В. А. Личность и ее активность в свете идей А.Н. Леонтьева//А.Н. Леонтьев и современная психология, М., 1983, — 288 с.

135. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии.- М.: Инфра-М, 1998.- 528 с.

136. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности.- Ростов-на Дону: Феникс, 1996.- 512 с.

137. Пиняева С. Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости// Вопросы психологии, 1998, № 2, — С. 3−10.

138. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. Учебное пособие.- М.: Высш. школа, 1981. -175 с.

139. Пономаренко А. В. Психология духовности профессионала.- М., 1997.- 296 с.

140. Проблемы нравственной культуры общения. Материалы симпозиума. -Вильнюс, 1986, — 386 с.

141. Психологическая наука в Росси XX столетия: проблемы теории и истории, М: ИП РАН, 1997. -576С.

142. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.

143. Pay Е.Ю. Психолого-педагогическая система адаптации взрослых заикающихся к проблемным речевым ситуациям.- Автореф. канд. дисс, — М., 1995. -23 с.

144. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Общ. ред. Исениной Е.И.- М.: Прогресс-Универс, 1994.- 480 с.

145. Родионова Е. А. Общение как условие формирования личности// Психологи? формироваия и развития личности.- М.: Наука, 1981.- С. 177−198.

146. Розен Г. Я. Самопознание как проблема социальной перцепции// Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания, — Краснодар, 1977.1. С. 169−174.

147. Рубинштейн С. Л. Человек и мир, — М., 1997.- 367 с.

148. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- М.- 1940, — 596 с.

149. Рубинштейн С. Л. О психологическом познании//Пути и принципы развитияпсихологии.- М.: изд-во АН СССР, 1959.- С. 164−184.

150. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание.- М., 1957, — 328 с.

151. Рувинский Л. И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания.- М. :

152. Просвещение, 1982, — 143 с. 1"66. Селиверстов В. И. Заикание у детей.- М.: Владос, 1994.- 200 с.

153. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995, — 272 с.

154. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии.- Санкт-Петербург, 1996.- 349 с.

155. Сикорский И .А. О заикании.- Спб, 1889.- 45с.

156. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций, — М., 1970. -369 с.

157. Скрипкина Т. П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). -Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.- 250 с.

158. Соковнин В. М. Общение и его средства// Сознание и общение- Фрунзе, 1968, — С. 56−78.

159. Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях.- М.: SvR-Apryc, 1995, — 360 с.

160. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности, — М., 1989, — 148 с.

161. Соловьев Н. Брак и семья сегодня.- Вильнюс, 1977.- 253 с.

162. Станишевская Н. Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием// Клиника и терапия заикания М., 1984, — С. 45−68.

163. Столин В. В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева// А. Н. Леонтьев и современная психология, — М: МГУ, 1983, — 288с.

164. Столин В. В. Самосознание личности, — М.: Изд-во МГУ, 1983, — 284 с.

165. Суровягин С. П. Нравственная целостность личности: чувство добра. -Тюмень, 1994.- 240 с.

166. Тартаковский И. И. Психология заикания и коллективная психотерапия.- М., 1934.- 79 с.

167. Тимофеев Ю. Т. Некоторые вопросы психогигиены и физического здоровья личности в свете теории отношений// Психология личности и малых групп, — Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.- С. 33−43.

168. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. -М. -Воронеж, 1996. 512 с.

169. Философская энциклопедия, М., 1997 456 с.

170. Флоренская Т. А. Диалог как духовно развивающее общение (диалогические принципы общения в работе учителя)// Учителю об экологии детства, М: ЦКФЛ РАО, 1996.- С. 96−104.

171. Франк С. Философская психология, 1904.- 371 с.

172. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс, 1990.- 367 с.

173. Фрейд А. Психология & quot-Я"- и защитные механизмы. -М. :Педагогика, 1993, — 144с.

174. Фромм Э. Искусство любви, — Минск: Полифакт, 1991, — 80 с.

175. Фромм Э. Психоанализ и этика.- М.: Республика, 1993, — 415 с.

176. Фромм Э. Бегство от свободы, М., 1995, — 271 с.

177. Хавие А. Б. Отношение к своему дефекту индивида и его окружения (на модели заикания). Автореф. канд. дисс., Л., 1974.- 24 с.

178. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Эмоции и психическое здоровье в современной культуре/ Сб. тез. 1-го кнф. РПО, 1996.- С. 121−122.

179. Хорни К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ/ Обиц. ред. Г. В. Бурменской.- М. :Прогресс-Универс, 1993 480 с.

180. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение).- СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608 с.

181. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба, М., 1997, — 208 с.

182. Шадриков В. Д. Духовные способности, — М.: Магистр, 1996, — 189 с.

183. Шамионов P.M. Моральная зрелость и психологическое здоровье\ Вопросы практической психологии. Вып. 12, Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 1998, — С. 23−34.

184. Шерток Л. Непознанное в психике человека.- М.: Прогресс, 1982.- 310 с.

185. Шингарев Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. -Мм 1971.- 259 с.

186. Шкловский В. М. Психотерапия логоневрозов// Психотерапия при нервных и психических заболеваниях.- Л., 1973, — 216 с.

187. Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек-манипулятор, — Минск: Полифакт, 1992 129 с.

188. Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ)// Педагогика и логика, — М.: & quot-Касталь"-, 1993.- 412 с.

189. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского).- М.: Тривола, 1994.- 168 с.

190. Эриксон Э. Детство и общество.- М., 1998.- 349 с.

191. Юнг К. Г. Человек и его символы/ Общ. ред. Сиренко С.Н.- М.: Серебрянные нити, 1997.- 368 с.

192. Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения// Психология формирования и развития личности М.: Наука, 1981. -С. 320−337. 2Ю. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии, — М., 1971, — 391 с.

193. Andrews G., Guitar В., Howie P. Meta-analysis of stuttering treatment outcome studies.- J. Speech and Hear. Dis., 1980. V. 45.

194. Becker R.E., Heimberg R.G., Bellack A.S. Social skills training treatment for depression. N.Y.- Pergamon Press. -1987.

195. Bergman G. Studies in Stuttering as a Prosodic Disturbance// J. Speech and Hear. Dis., 1986. V. 29. № 3, p. 290−300.

196. Barling J. Employment, stress and family functioning. Chichester: John Wiley& Sons, 1990.

197. Bloodstein 0. A handbook on stuttering (3rd ed.).- Chicago: National Easter Sed Society, 1981.

198. Crosby F., Jaskar K. Women and men at home and at work: Realities and illusion// Gender issues in contemporary society. Claremont Symp. On applied Soc. Psychol. CA: Sage Publ, Inc. Newbury Park, 1993. V.6. P. 143−171.

199. Erikson E. The Life Cycle Completed. N. -Y. L. 1982.

200. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Evancton, 1957.

201. Fisher S., Greenberg R.P. The scientific credibility of Freud"s theories and therapy. N.Y.: Columbia University Press/-198.

202. Jones H.E., McFarlane J.M., Eichhorn D.H. A progress repot on growth studies at the University of California.- Vita humana, 1960, v.3.

203. Kahn J. &Wright S.E. Human Growth and the Development of Personality. 3d ed. -Oxford.- 1980.- 227 p.

204. Lehr U., Thomae H. Konflikt, seelische Belastung und Lebensalter. -Forschungsberichte des Landes Nordenhein-Westfalen. Koln, 1965. 223. 0skamp S. Attitudes and Opinions. New Jersey: Prentice Hall. -1977, — 466 p.

205. Pizzat F.J. A personality study of college stutterers, M.S. dissertation, University of Pittsburg, 1949.

206. Psychological foundations of attitudes/ Edit. By A.G. Greenwald.- N.Y. & London. -1968.- 407 p.

207. Skinner B.F. Upon further reflection. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall/- 1987.

208. Tomas L. A personality study of a group of stutteres based on the MMPI, M.A. dissertation, University of Oregon, Portland, 1951.

209. Uan Riper C. The Nature of Stuttering (2 bd ed.). Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1982.

210. Walsh W., Osipow S. (eds). Career counseling for women. Contemporary topics ir vocational psychology. Yillsdale, NJ- Lawrence Erlbaum Ass., Inc, 1994. P. 135−164

211. Wicklund R.A., Frey D. Self-awareness theory: when the self makes a difference/In: The Self in Social psychology. Ed. By D.M. Wegner, R.R. Vallacher. N.Y., 1980.1. АНКЕТАженский вариант)1. Код Дата Время1. ВозрастДата рождения1. Образовани еПрофессия

212. В настоящее время Вы работаете попрофессии: да / нет.1. Место работыДолжность

213. Вас удовлетворяет настоящее место работы: да / нет. Почему:1. Семейное положение: не замужем / замужем / разведена.

214. Сколько лет состоите / состояли в браке:. Сколько лет в разводе:1. Дети: количество, возраст

215. I. Условия проживания: комната / 1-комн. кв. / 2-комн. кв. / 3-комн. кв. /

216. Сколько человек проживает вместе с Вами

217. Кем они Вам приходятся: муж / мать / отец / свекровь / свёкр / брат / сестра/1. Религиозная принадлежность:1. Атеист

218. Верю в Бога, но не принадлежу ни к одной религии.1. Принадлежу к религии 1. Принадлежу к религии -истрого выполняю все религиозные обряды.

219. V. Уровень доходов в месяц:1. До 1 млн руб.1. От 1 до 2 млн руб.1. От 2 до 5 млн руб.1. Более 5 млн руб.

220. VI. С какой целью Вы проходили тестирование

221. Было ли Вам интересно во время тестирования: да / нет. Как Вы себя чувствовали во время тестирования1. Опросник & laquo-МИРП»-

222. Самое большое удовлетворение люди получают от оценки своей работы.

223. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.

224. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.

225. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека.

226. От природы женщина способна лучше организовать жизнь семьи, чем мужчина.

227. Каждый должен вести себя так, чтобы не вызывать недовольство окружающих.

228. Принципиальное условие моей жизни с близкими мне людьми их постоянный духовный рост и самообразование.

229. Ребенка следует отлучать от груди и от бутылочки с 12 месяцев.

230. Я отношусь к детям с таким же уважением, как и ко взрослым людям.ю. Принимая важное решение, даже если оно касается только меня, всегда советуюсь со своим мужем (женой).

231. Если так складываются обстоятельства, то мужчина должен взять на себя ведение всего домашнего хозяйства.

232. Перед началом работы я привык (-ла) тщательно анализировать условия, в которых предстоит работать.

233. Для меня очень важно делать свою работу как можно лучше, даже если из-за этого у меня возникают трения с сотрудниками.

234. Ребенок в 8 лет может самостоятельно покупать в магазине продукты и ухаживать за своей одеждой.

235. Основная причина капризов моего ребенка эгоизм, упрямство и лень.

236. Я предпочитаю чаще поделиться своими заботами с друзьями, чем со своим спутником жизни.

237. Так сложилось, что именно я ответственен (-на) за финансовое благополучие своей семьи.

238. Я часто говорю с коллегами по работе о вещах, никак не связанных с моими деловыми интересами.

239. Я предпочитаю соревнования, где я сильнее других, чем те, где все участники приблизительно равны по своим возможностям.

240. Я с удовольствием провожу с ребенком всё своё свободное время.

241. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

242. Мы с супругом (-ой) искренно интересуемся делами друг друга.

243. Призвание любой женщины это, прежде всего, семья, дети и домашнее хозяйство.

244. Успехи человека в большей степени зависят от отношений с людьми, окружающими его на работе.

245. Необходимо быть жестким по отношению к своим противникам.

246. Мне приятнее, пожертвовав личным временем, закончить работу, чем оставить ее & laquo-на полдороге& raquo-.

247. В 5 лет ребенок должен уметь пришить пуговицу, убрать постель и постирать одежду.

248. Воспитывая ребенка^мне пришлось приспосабливаться к нему, многое меняя в себе,

249. Молодым родителям необходима помощь в воспитании, что бы у них была возможность продвигать карьеру.

250. Как правило, общество моего супруга (супруги) доставляет мне удовольствие.

251. Я считаю, что у моего (моей) супруга (-и) не должно быть от меня никаких секретов.

252. Я использую большинство моего свободного времени для самообразования.

253. Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно сказываются на деятельности некоторых сотрудников, зависящих от чужого мнения.

254. Если я всю неделю провел (-а) с ребенком, то в конце недели он уже начинает меня раздражать.

255. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

256. Большинство детей должно быть приучено к туалету к 1.5 месяцам.

257. Меня очень огорчает, когда я не могу выполнить просьбу моего (моей) супруга (-и).

258. В моей семье забота о ее благосостоянии проявляется всеми взрослыми членами семьи в равной мере.

259. Мой (моя) супруг (-а) часто делает глупости, говорит невпопад и неуместно шутит.

260. Человек, работая с симпатичными ему людьми, больше отвлекается от работы и менее продуктивен, чем когда у него нейтральные отношения с сотрудниками.

261. Если что-то у меня не выходит, я лучше обращусь к кому-либо за помощью, чем стану сам продолжать искать выход.

262. Когда нужно соревноваться, у меня скорее возникает интерес и азарт, чем тревога и беспокойство.

263. Родители должны быть готовы отдать своё счастье ради счастья их ребёнка.

264. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

265. Равное участие обоих супругов в ведении домашнего хозяйства это, в наше время, единственная возможность сохранения гармонии в отношениях.

266. По правде сказать, в моей супружеской жизни очень мало свет лых моментов, которые могли бы согреть душу.

267. Любое дело никогда не заменит радости человеческого общения.

268. Для того, чтобы нравиться другим, надо хорошо делать свое дело.

269. Родитель, отдающий ребёнку всё своё время, испытывает чувство, что у него (неё) подрезали крылья.

270. Детям с ранних лет нужно учиться не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их решения более верные.

271. Многие родители втайне желают, чтобы дети не беспокоили их своими проблемами.

272. Я очень расстраиваюсь, если случайно становлюсь причиной плохого настроения моего (моей) супруга (-и).

273. В моей семье решения, значимые для всех членов семьи, всегда принимаются на семейном совете.

274. Жизнь без семьи, без близкого человека слишком дорогая цена за полную самостоятельность.

275. Критика моей работы окружающими отрицательно влияет на результаты.

276. Мне не нравятся люди, для которых личные интересы превыше интересов дела.

277. Про меня можно сказать, что я требователен к другим.

278. Воспитание ребенка открыло для меня мир с его лучшей стороны.

279. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.

280. Иногда я ловлю себя на мысли, что мы с мужем (женой) совершенно чужие люди.

281. К сожалению, во время ссоры с мужем (женой) я обычно стремлюсь отстоять свое решение и мне трудно признать его (ее) правоту.

282. Свободное время необходимо проводить в общении с друзьями.

283. Я очень внимательно отнушусь к выбору людей, с которыми придется тесно общаться.

284. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

285. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

286. Ребёнка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

287. Я горжусь, что такой человек, как мой супруг (супруга) рядом со мной.

288. Когда муж (жена) разговаривает со мной, я часто думаю о чем-то другом.

289. Я постоянно забочусь о сохранении уважения своего (-ей) мужа (жены).

290. Самое страшное для человека чувство одиночества.

291. В трудной ситуации меня всегда поддерживают образы дорогих мне людей моих Учителей, родных и близких.

292. Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями сотрудников.

293. Если ребенок к 2 годам не научиться выражать свои желания предложениями, его следует показать специалисту.

294. Для хороших родителей дом это самое главное в их жизни.

295. Я могу разговаривать с мужем (женой) о серьезных вещах в любое время.

296. Иногда я ощущаю, что жизнь в семье не зависит от моей воли.

297. На работе я часто по собственной инициативе помогаю новичкам освоиться с новой деятельностью.

298. Я работаю эффективнее под чьим-то руководством, чем когда несу за свою работу личную ответственность.

299. Слезы моего ребенка чрезвычайно меня расстраивают, т.к. я стараюсь делать все, чтобы у него было спокойное и беззаботное детство.

300. Дети должны уважительно относиться к своим родителям, даже если поведение родителей противоречит нормам нравственности.

301. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

302. Брак притупляет творческие возможности человека.

303. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

304. Я нахожусь только с теми коллегами по работе в товарищеских отношениях, которые добросовестно выполняют свои обязанности.

305. Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.

306. Дети ведут себя плохо только затем, чтобы привлечь внимание родителей.

307. S7. Воспитание детей всегда доставляет родителям большую радость.

308. Мой (моя) супруг (-а), как ребенок, нуждается в контроле и опеке.

309. Чтобы семья состоялась, достаточно огромного желания и усилия одного из партнеров.

310. Постоянное проявление интереса к делам ребенка ущемляет его самостоятельность.

311. Профессионалы обычно достаточно жесткие люди, идущие впереднесмотря ни на что.1. Ключи к шкалам МИРП

312. Обработка заполненных бланков проводилась по приведенным ниже ключам. Балл по каждой шкале подсчитывался путем сложения совпавших с ключом ответов.

313. Оп отношение к Другому профессионала: 7, 13, 25, 26, 41, 47, 48, 56, 57, 63, 71, 77, 84, 85- 1, 6, 19, 24, 42, 55, 72, 91

314. Пп патологические паттерны профессионального отношения к Другому: + 6, 55, 72, 91−41,85

315. Ор отношение к ребенку опытного родителя: + 8, 14, 20, 27, 35, 36, 43, 58, 59, 65, 73- 2, 3, 15, 21, 29, 44, 49, 64, 66, 79, 81

316. Пр патологические паттерны родительского отношения: + 3, 15, 21, 44, 64, 66, 81- 8, 14, 27, 36, 58, 65, 73

317. Ос отношение к партнеру по браку & laquo-хорошего семьянина& raquo-: + 5, 10, 17, 23, 30, 31, 38, 54, 67, 76- 4, 11, 16, 37, 39, 45, 52, 60, 68, 75, 82, 83

318. Пс патологические паттерны супружеского отношения: + 4, 39, 60, 82- 5,17,30,54,67

Заполнить форму текущей работой