Просмотр по

Мудрая педагогика Марии Монтессори

Мария Монтессори относится к самым выдающимся педагогам мира. Родилась она в конце августа 1870 года в Италии, в маленьком городке Кьяровалле. Росла и училась девочка в то время, когда женщины занимались семьёй, домашним хозяйством, а учиться и работать было уделом мужчин.

Мария Монтессори, педагогическая система, добиться успехов, умственно отсталые дети

Семья и получение образования

Мать Марии считала, что каждый человек вправе сам выбирать свою судьбу и получать образования, что и внушала дочери с малых лет, учила её сострадать людям, помогать бедным и немощным. Отец девочки был отставным офицером и отличался очень крутым нравом, он не приветствовал стремление дочери к учёбе и образованию. Несмотря на это, девочка хорошо училась и отлично сдавала экзамены, тем более, что учёба давалась ей легко, а постоянные повторения на занятиях были неинтересны.

После окончания начальной школы Мария уговорила родителей позволить ей учиться дальше, хотя дальнейшее женское образование в те времена не поощрялось. По настоянию матери семья переехала в Рим, что открыло возможность учиться в лучших учебных заведениях. В 14 лет девочка поступила в технический класс, а позднее её стала интересовать биология, и Мария увлеклась медициной.

Методика Марии Монтессори

В 1894 году Марии Монтессори присвоили степень доктора медицины. Она стала работать с детьми-инвалидами в психиатрической больнице, ассистировала врачу, затем стала директором государственной школы, где заботились о безнадёжно больных и умственно отсталых детях, и добилась больших успехов. Позже ей удалось открыть свою школу, где она сначала обучала с помощью своей методики умственно отсталых детей, а потом применила её и к здоровым детям. Она много путешествовала по разным странам с лекциями, а педагоги приезжали к ней обмениваться опытом.

Свою методику Монтессори строила на естественном детском любопытстве, все занятия проводились в форме игры. Главное, чтобы в обучении присутствовала свобода выбора, а вознаграждением для ребёнка был прогресс в его собственной работе. В Советском Союзе тоже пытались перевести некоторые детские сады на систему образования по методу Монтессори, но Сталину пришлась не по нраву эта система обучения, и вскоре её запретили.

Нелегкая судьба

Всю свою жизнь Мария занималась чужими детьми, но возможности растить и воспитывать своего сына была лишена. Когда она встретила свою любовь, врача Джузеппе Монтессано, они оба решили не связывать себя узами брака, чтобы добиться успехов в своей карьере. Рождение ребёнка вне брака считалось большим позором в те времена, тем более, что мать Джузеппе была категорически против их брака. К тому же скандал мог навредить работе и ребёнку, поэтому сына отправили в деревню в фермерскую семью, где он рос и воспитывался. Всю свою сознательную жизнь Мария боролась с суровыми законами общества, но в этом случае ей пришлось уступить. Навещать ребёнка случалось очень редко, и она долго не открывала ему правду, но когда мальчик повзрослел, то сказал, что знает, кто его мать и попросил забрать его к себе. Марии еще долгое время приходилось выдавать сына за племянника.

Когда Марио вырос, то он продолжил дело своей матери. После пережитых бед судьба снова нанесла женщине сокрушительный удар: сначала от неё ушёл муж к другой женщине, и она до конца жизни так и не простила его, затем умерла её мать, к которой она была очень привязана, и траур по которой носила около 20 лет. Сильная духом женщина ушла полностью в работу и учёбу, никогда никому не показывая своих истинных чувств. После всех событий, обрушившихся на неё, Мария много занималась активной общественной деятельностью, посещала разные страны, выступала за права женщин.

Служение науке и детям

Дети, обучающиеся по её методике, должны быть свободными и открыто выражать своё мнение, что очень не нравилось фашистскому режиму, которому нужны были послушные люди, не имеющие своих суждений. Её свободные школы стали запрещать и в Испании, и в фашистской Германии, и на Родине в Италии. Начались гонения, и Марии с сыном спешно пришлось покинуть страну и уехать в индийский город Мадрас, где она продолжила своё дело, обучая своей методике тысячи учителей. После войны они вернулись в Европу.

В последние годы своей жизни Мария вела очень активный образ жизни, много выступала, вела различные обучающие курсы, писала труды по психологии и антропологии. Под конец жизни она проживала с сыном в Голландии. Ей была присвоена почётная степень доктора, её труды были номинированы на международную Нобелевскую премию.

По всему миру создано более десятка тысяч школ Монтессори, и в более 30 000 учебных заведений применяют её методы обучения. Во многих странах её труды помогают сотням тысяч детей интеллектуально развиваться и в дальнейшем вырасти успешными людьми. Методики и принципы воспитания, разработанные госпожой Монтессори, будут востребованы еще долгие годы, и остаётся только восхищаться этой сильной, мудрой и талантливой женщиной.

Педагогика Монтессори – видео

http://youtu.be/eDPCGj-RI1U